4/17 июня
Свт. Митрофана, патриарха Константинопольского (ок. 326). Сщмч. Петра пресвитера (1918).
Прп. Мефодия, игумен Пешношского (1392). Мчч. Фронтасия, Северина, Севериана и Силана (I). Мч. Конкордия (ок. 175). Сщмч. Астия, еп. Диррахийского (II). Прп. Зосимы, еп. Вавилона Египетского (VI). Сщмч. Иоанникия, митр. Черногорско-Приморского (1945) (Серб.).
Свт. Митрофан, патриарх Константинопольский (ок. 326). Жил во времена Константина Великого – первого императора-христианина. Был сыном римлянина Дометия, происходившего из царского рода. Будучи человеком благоразумным, Дометий скоро осознал ложь идолопоклонства, отрекся от ложных языческих богов и уверовал в истинного Бога – Господа нашего Иисуса Христа. А так как Рим в то время был исполнен языческого нечестия и христиане подвергались в нем жестокому преследованию, то Дометий покинул столицу империи, прибыл с двумя сыновьями своими, Провом и Митрофаном, в Византию. Тогда в Византии был епископом богоугодный и святой муж Тит, при котором и стали проживать Дометий с сыновьями, обучаемые вере Христовой и закону Господню и наставляемые в добродетельной жизни. Епископ сопричислил Дометия к церковному притчу, рукоположив в пресвитеры. Когда же его наставник, епископ Тит скончался, то Дометий принял после него епископский престол, а по кончине блаженного епископа Дометия святительский престол принял сын его Пров. После же представления Прова, на византийскую архиерейскую кафедру возведен был сын Дометия и брат Прова – святой Митрофан (с 315 по 325 гг.).
В это время император Константин Великий прибыл во Фракийскую область и остановился в Византии. Увидев здесь свт. Митрофана, император из бесед с ним понял, что он великий угодник Божий, и много дивился добродетельной жизни святителя и его премудрости. Горячо полюбив его и желая наслаждаться боговдохновенными его речами, он взял его с собою в Рим.
Вскоре после того император Константин пожелал перенести свою столицу из Рима в Византию. Новую столицу император украсил прекрасными зданиями и наименовал его Новым Римом. Но, по имени его создателя, город чаще называли Константинополем, а как резиденция императоров, он именовался Царьградом. Перенеся в Византию столицу империи, Константин перевел сюда из Старого Рима также святителя Митрофана, нарек его своим отцом и исходатайствовал ему у собравшихся в Нике на первый Вселенский Собор епископов титул Патриарха. Митрофан стал, таким образом, первым Патриархом Константинопольским.
По причине глубокой старости и телесной немощи, сам Митрофан не был на соборе в Никее. Вместо себя он послал сюда своего хорепископа (сельского епископа) Александра – мужа почтенного, святого и престарелого. Он на соборе занимал место Патриарха Митрофана и противостоял Арию.
После окончания этого Вселенского Собора благочестивый император Константин Великий упросил всех святителей, бывших на соборе, отправиться вместе с ним в Константинополь, чтобы навестить там больного Патриарха Митрофана, лежавшего на смертном одре. В одно из воскресений отцы вместе с царем пришли к Митрофану, и долго беседовали с ним.
На вопрос императора, кого святитель считает достойным стать его преемником, св. Митрофан предрек, что он удалится из этого мира через десять дней и видит после себя на патриаршем престоле своего помощника Александра, а после него – Павла, состоящего в настоящее время чтецом. Затем, взглянув на блаженного Александра Патриарха Александрийского, он и ему назвал преемника – его архидиакона Афанасия.
Свт. Митрофан скончался 4 июня, прожив сто семнадцать лет со дня рождения.
Сщмч. Петр (Беляев) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Петр – Петр Васильевич Беляев – родился в 1874 г. Окончив Владимирскую Духовную семинарию, он был в 1895 г. назначен псаломщиком в храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Карачарово Владимирского уезда (ныне Собинский район), а в 1897 г. рукоположен во священника.
В 1904 г. о. Петр служил в Казанском храме Казанской женской общины в Каслинском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии (ныне город Касли Челябинской области). 17 августа 1905 г. он был перемещен в Успенскую церковь в Каслинском заводе. Среди прихожан он вскоре стал известен как труженик, который с терпением и любовью несет пастырский крест.
В сентябре 1905 г. о. Петр был назначен заведующим Каслинским башкирским приютом. Приют для детей башкир был открыт в 1891 г., но в 1901 г. за неимением учеников закрыт. В 1904 г. по инициативе епископа Екатеринбургского и Ирбитского Владимира (Соколовского-Автономова) приют был вновь открыт. Епархиальное руководство поставило перед учителями задачу обучить детей башкир-мусульман русской грамоте, чтобы приобщить их к русской культуре и русской гражданственности и расположить тем самым к принятию православия. Но эта задача уже тогда была трудно исполнима: к этому времени русская культура сама была в значительной степени обмирщена, имея невоцерковленных делателей и испытывая на себе сильнейшее иностранное влияние. Однако некоторых успехов о. Петру и его единственному помощнику учителю-мессионеру все же удалось достичь, и в 1917 г. священник был награжден «за успехи по церковно-школьному делу». Одновременно о. Петр преподавал Закон Божий в Каслинской церковно-приходской женской школе. В 1905 г. за ревностное отношение к церковно-школьному делу и аккуратное и плодотворное исполнение своих обязанностей он был отмечен в епархиальном отчете. В 1915 г. о. Петр состоял членом Миссионерского комитета по Каслинскому заводу.
В Великую Среду 18 апреля (1 мая) большевики устроили в Каслинском заводе атеистический митинг. Множество ораторов в своих речах яростно нападали на Православную Церковь и ее священнослужителей и с бранью поносили их. В ответ не поднялось ни одного голоса в защиту Матери Церкви.
Спустя несколько дней после митинга, на второй день Пасхи, 23 апреля (6 мая), состоялся крестный ход из всех каслинских церквей к часовне святого великомученика Георгия Победоносца. Несмотря на холодную погоду, крестный ход собрал не менее пяти тысяч народа. Но эта приверженность вере и Церкви, к сожалению, оказалась лишь внешней. Когда воскурилась злоба бесовская и ожесточились гонения, никто из тех пяти тысяч не вступился за своего пастыря, прослужившего немало лет в Каслинском заводе.
3 июня 1918 г. о. Петр отслужил литургию и, совершив в храме отпевание почившего прихожанина, проводил погребальную процессию до кладбища. В это время из разных мест стали раздаваться звуки перестрелки между красногвардейцами и отрядом местного народного ополчения. Вскоре после возвращения с кладбища священник был арестован. Отец Петр был расстрелян почти сразу же после ареста, в ночь на 4 июня в штабе красногвардейцев в Каслинском заводе. Тело замученного пастыря было найдено через несколько дней после освобождения Каслей от большевиков.
7 июля в Каслинском заводе состоялось отпевание и погребение убитых большевиками. Вместе с о. Петром отпевали протоиерея Александра Миропольского и иерея Петра Смородинцева (сщмчч., память их 23 июня) и 27 убиенных мирян.
Мчч. Фронтасий, Северин, Севериан и Силан Галльские (41-54). Они были отправлены первым Петрагорийским епископом Фронтоном проповедовать слово Божие. Во время проповеди их схватил игемон Сквиридон и начал допрашивать. Узнав, что они исповедуют веру в Господа Иисуса Христа и отказываются принести жертву идолам, игемон приказал вывести их на место казни за город и подвергнуть жесточайшим мучениям. При этом мучители вонзили в головы мучеников железные гвозди, по подобию тернового венца Спасителя нашего, и пригвоздили их к столбу. Но жестокая ярость мучителей не могла отвратить их от Христа. Тогда всем им усекли головы мечом.
Св. мученики пострадали в царствование римского императора Клавдия (41-54 гг.)
Мч. Конкордий (ок. 175). Св. мученик Конкордий жил в городе Риме в царствование императора Антонина (138-161), который возбудил столь жестокое гонение против христиан, что никому, если он не принесет жертвы богам, ничего нельзя было ни купить, ни продать. Св. Конкордий происходил из благородного дома. Отец его, Гордиан, состоял в священном сане и был пресвитером. Он научил своего сына разумению Священного Писания и веры Христовой. Поэтому епископом римским Пием, который претерпел мучения за Христа в царствование императора Марка Аврелия (161-180), Конкордий был поставлен в иподиаконы. Он, вместе с отцом своим, день и ночь упражнялся в посте и молитве; кроме того, они щедрой рукой подавали милостыню убогим и всем нуждающимся. Со своей стороны они просили у Господа даровать им возможность избегнуть жестокостей воздвигнутого на христиан гонения.
Однажды блаженный Конкордий, получив благословение отца, отправился к своему родственнику Евтихию, который тогда находился в своем имении на Саларийской дороге, близ города Требула (в средней Италии). Затем они вместе пребывали на том месте, упражняясь в посте и молитве. Сюда приходили к ним многие, одержимые различными недугами. Они же, молясь во имя Господа Иисуса Христа, подавали им исцеления, из-за чего слава о них далеко распространялась среди народа. Услышал о них и Тусский епарх Токват, который проживал тогда в городе Сполете. Позвав к себе блаженного Конкордия, он узнал, что тот христианин, и начал принуждать его принести жертву языческим богам. На что св. Конкордий ответно предложил Токвату принести жертву Господу Иисусу Христу, дабы избежать вечных мучений. Тогда епарх повелел бить его палками и бросить в общую темницу.
Ночью к Конкордию пришел блаженный Евтихий со святым епископом Анфимом, который был другом Токвата, и упросили того отпустить узника на короткое время. И вот Конкордий ночью был выпущен из темницы и прожил вместе с Анфимом не мало времени. При этом Анфим посвятил Конкордия во иереи, и они вместе упражнялись в посте и молитвах.
По прошествии некоторого времени, Токват послал за Конкордием и спросил его относительно его жизни. Конкордий ответил, что его жизнь – Христос, Которому он ежедневно приносит жертву хваления, а епарху он предрек будущее горение в геене.
Тогда Токват повелел привязать Конкордия к позорному столбу. Но святой с радостью говорил: «Слава Тебе, Господи Иисусе Христе!»
После того, как Конкордий опять отказался принести жертву языческому богу, епарх разгневался и повелел заключить его в тесную темницу, а на руки и шею его наложить железо и запретил кому-либо входить к нему, ибо желал уморить мученика голодом.
По прошествии трех дней, епарх послал к нему ночью двух оруженосцев с идолом бога Зевса. Воины потребовали от узника принести ему жертву. Конкордий в ответ плюнул в лицо идола. Видя это, один из воинов извлек меч и отсек святому голову и, таким образом, блаженный Конкордий, исповедуя Господа, испустил дух.
После этого пришли в темницу два клирика и некоторые благочестивые мужи. Взяв тело святого, они положили его недалеко от города Сполеты. Здесь, у гробницы мученика, одержимые демонами и страждущие от различных болезней стали получать исцеления, по молитвам св. Конкордия, предстоящего Господу нашему Иисусу Христу.
Сщмч. Астий, еп. Диррахийский (II). Был епископом в Македонии в царствование Траяна, который решил истребить христиан и начал жестокое гонение против них. Св. Астия мучили жестоко и затем, намазав медом по нагому телу, чтобы привлечь большее количество насекомых, распяли на кресте.
Свт. Тит, еп. Византийский (III).
Блаж. Оптат, еп. Мелевитский (IV).
Мц. Павла (IV).
Прп. Зосима, еп. Вавилона Египетского (VI). Прп. Зосима, прозванный Киликсом (так как был родом из Киликии), от юности своей возлюбил Бога. Отвергнув мир, он пришел на Синайскую гору, принял здесь иноческий чин и начал подвизаться в посте и молитвах. Однако он не долго пробыл на Синае. Стремясь к тишине и безмолвию, Зосима еще в молодых летах отошел с Синайской горы в пустыни Ливии, и там поселился в одном пустынном месте, называемом Аммониак. Здесь он стал жить в полном уединении, заботясь об угождении единому Богу. Однажды он увидел в пустыне той старца, одетого в колючую власяницу. Зосима хотел у него взять благословение, но старец сказал ему, назвав по имени, что не даст ему благословения, так по полученному им откровению свыше, он узнал, что Господь желает поручить Зосиме церковь Вавилонскую, что в Египте.
Затем пустынник отошел от Зосимы и, воздев руки к небу, встал на молитву и творил ее в течение двух часов, после чего, он вновь подошел к Зосиме, обнял его, облобызал и сказал: «Чадо мое любезное, хорошо, что ты пришел сюда. Поистине тебя привел ко мне Сам Бог, чтобы ты предал тело мое земле, так как я отхожу к Господу». Зосима спросил, сколько времени пребывает старец в этих местах. Тот ответил, что сорок пять лет. Затем лицо его просияло, как огонь. Он попросил Зосиму помолиться о нем, лег на землю и тихо отошел ко Господу.
Блаженный Зосима, похоронив тело великого подвижника, вернулся на Синай. Здесь к нему как-то пришел один разбойник и умолял Зосиму сподобить его иноческим пострижением, чтобы в безмолвии сокрушаться о своих грехах. Прп. Зосима наставил его, облек в иноческий чин, но по прошествии некоторого времени повел его в киновию аввы Дорофея, находившуюся близ Газы. Затем вернулся на гору Синай.
Брат же тот прожил в киновии аввы Дорофея девять лет. Но потом, изучив псалтирь и искусившись в трудах иноческих, решить искупить старый грех убийства дитя собственной кровью. Он вернулся к прп. Зосиме, взял у него мирские одежды и ушел в мир, в город Дисполь, где был схвачен и казнен через усекновение мечом.
Вскоре после этого прп. Зосима, желая жить в безмолвии пустыни, взял с собою ученика Иоанна и отправился с ним в пустыню под названием Порфирон. Здесь они встретили двух отшельников Павла (из Галатии) и Феодора (из Мелетинской области). Вблизи них они поселились и прожили там два года. Но потом Иоанн скончался от укуса змеи, а прп. Зосима пошел к упомянутым пустынникам. Старцы провидели кончину Иоанна, пришли с Зосимой к умершему и именем Божием воскресили его. Потом они возвестили Зосиме волю Божию, чтобы он шел на Синайскую гору, потому что Бог хочет поручить ему епископство в Вавилонской церкви, что в Египте.
Услышав это, прп. Зосима принял благословение от святых пустынников и, взяв с собою ученика своего Иоанна, снова возвратился на Синай.
По прошествии некоторого времени авва Синайской горы послал блаженного Зосиму, вместе с двумя другими иноками в Александрию. Александрийский патриарх полюбил блаженных старцев и, удержав в городе, рукоположил их в епископа, одного в Илиополь, другого в Леонтополь, а Зосиму в Вавилон Египетский (этот город основали на берегу реки Нила переселенцы из древнего Вавилона).
Зосима добро управлял святою Церковью. Довольно долго пробыл он во главе Вавилонской церкви и многих наставил на путь спасения. Когда же святой достиг глубокой старости, то оставил епископский престол и возвратился на гору Синай. Здесь, пожив немного, святой скончался о Господе.
Прп. Иоанн, игумен Монагрийский (761). Брошен в море за почитание икон при Константине Копрониме.
Прп. София (X-XI). Скончалась мирно.
Прп. Мефодий, игумен Пешношский (1392). Прп. Мефодий был учеником прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.). По его благословению он удалился для пустыннических подвигов в глухой дубовый лес, где на небольшом возвышении среди болота поставил себе келью. Когда же стали собираться к нему братия, то он по совету великого старца оставил это место и основал монастырь свой на другом, более здоровом месте. Причем, трудясь с братией, он переносил бревна для новой обители через реку («пеш нося»), почему монастырь его и стал называться Пешношским. Братией он руководил примером своей жизни. Отличительной его добродетелью было милосердие. Каждый день монастырь его наполнялся толпой нищих и убогих, и он помогал им: кормил, лечил, одевал и всячески о них заботился. Умирая, прп. Мефодий завещал братии не оставлять дел милосердия и хранить введенный им в обители общежительный устав Святой горы Афонской. И заповеди его свято хранились до последнего времени, пока существовал монастырь его. А погребение его собрало великое множество калек, убогих, вдов и сирот, которые все горько оплакивали своего благодетеля.
Память его празднуется 4 июня в день представления, 14 июня в день тезоименитства со св. Мефодием, Патриархом Константинопольским (†847), и 6 июля вместе с Собором Радонежских Святых.
Прпп. Елеазар и Назарий Олонецкие (XV). В рукописных святцах прпп. Елеазара и Назария иногда называют греками. Указывается также, что они пришли из Константинополя.
Святые мощи их почивают в месте, где они подвизались, в основанной ими Предтечевой обители в Олонецком уезде.
Прп. Алоний. Мирно почил в V веке.
Сщмч. Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский (1945) (Серб.).