14/27 июня
Прор. Елисея (IX до Р.Х.). Свт. Мефодия, патриарха Константинопольского (827). Сщмч. Иосифа пресвитера (1918); сщмчч. Николая, Александра, Павла пресвитеров и Николая диакона (1938).
Блгв. вел. кн. Мстислава, во св. Крещении Георгия, Храброго, Новгородского (1180). Прп. Мефодия, игумена Пешношского (1392). Прп. Елисея Сумского (XV-XVI). Собор Дивеевских святых.
Прор. Елисей (IX до Р.Х.). Ученик и преемник пророка Илии (IX до Р.Х.), сын некоего Сафата из колена Рувимова. Илия, великий из пророков, призвал Елисея на служение, когда тот пахал на быках в поле. Оставив своих родителей, Елисей последовал за Илией, служа ему и постигая ведение тайн Божиих, открываемых пророкам. Перед тем, как Господь забрал к себе Илию на огненной колеснице, пророк спросил у своего ученика, что он, Илия, может сделать для Елисея. Тот же попросил для себя вдвойне того духа, который почивал на Илии и которым тот пророчествовал и совершал чудеса. Символом этого духа послужила милоть – часть верхней одежды Илии, упавшая во время огненного восхождения пророка на Небо. Св. Елисей пророчествовал более шестидесяти лет, пережив шесть израильских царей. Он бестрепетно говорил царям правду, обличая их в нечестии и склонности к идолослужению. Св. Елисей отличался силой духа, твердой верой и глубокой прозорливостью. Множество чудес было совершено Елисеем во славу Божию и во вразумление народа, под влиянием окрестных племен склонявшегося к идолопоклонничеству. Он разделил воды Иордана, сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника, чудесным образом в пустыне снабдил водою войска Израильского и Иудейского царей, выступивших против моавитян, избавил бедную вдову от голодной смерти чудесным умножением масла в сосуде, воскресил ребенка самаритянки. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами. Даже язычники обращались к Елисею с просьбами о помощи и молитве. Так, Нееман, военачальник Сирийского царя, пораженный проказой, услышав о великом пророке от девочки, служившей в его доме, отправился в Израиль. По слову пророка, окунувшись в Иордан, Нееман совершенно очистился от болезни. Св. Елисей достиг глубокой старости и мирно почил, окруженный почитанием. «И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его» (Сир. 48, 15). Через год после его смерти мертвец, брошенный в пещеру, где лежали мощи пророка, воскрес от прикосновения к ним. Пророк Елисей так же, как и его учитель св. пророк Илия, не оставил после себя книг, их проповедь была устной. Дела св. Елисея описаны в 4-й книге Царств.
Свт. Мефодий, патриарх Константинопольский (827). Уроженец Сицилии, он с юных лет воспринимал иноческий образ жизни. В царствовании Льва Армянина (813-820), иконоборца, он занимал при святейшем Никифоре, патриархе Цареградском (память его 2 июня), должность апокрисиария (представителя епископа при государе). Патриарх Никифор послал святого Мефодия к папе в Рим с поручением. В Риме он намеренно задержался, потому что нечестивый Лев, свергнув с патриаршего престола святейшего Никифора, возвел на него еретика иконоборца Феодота Милиссийского, по прозванию Касситер (815-829). По кончине царя Льва и лжепатриарха Феодота святой Мефодий возвратился из Ветхого Рима в Новый (Константинополь). В сане пресвитера он служил Господу в правде и преподобии, неустанно борясь с иконоборческой ересью: после Льва Армянина на царский престол вступил, тоже еретик иконоборец, Михаил Валвос или Тавлос (820-829). Патриархами во все дни его были люди неблагочестивые. И великий подвиг взял на себя блаженный Мефодий, препираясь с еретиками. За это нечестивый царь томил его в узах и в темнице.
По смерти Михаила Тавлоса воцарился его сын Феофил (829-842) – наследник не только престола, но и еретической веры своего отца. Феофил многих замучил за почитание святых икон. Однако он возобновил обучение в школах Царьграда и освободил из заточения святого Мефодия.
Св. Мефодий снова вступил в словесную борьбу с еретиками, чем опять навлекал на себя гнев иконоборцев. Царь, узнавая об этом, гневался, и ждал удобного момента для вмешательства. В эти дни греки вели войну с сарацинами (арабами), и была необходимость самому царю быть в войсках. Отправляясь к полкам, царь взял с собою и св. Мефодия. Но вот, по Божьему попущению, сарацины одолели греков, уничтожив почти все войско царя, так что тот едва спасся бегством. Тогда нечестивый царь обратил свой гнев на святого Мефодия, объявив причину поражения присутствием в его окружении «идолопоклонника» Мефодия. Святой ответил, что Господь попустил поражение царя за Свое поругание христианами в Своей святой иконе. Исполнившись ярости, царь сослал св. Мефодия, после жестокого бичевания, в заточение на один остров. Здесь он приказал заключить его вместе с двумя разбойниками в глубокой гробной пещере, куда не проникал солнечный свет. Одному рыбаку поручено было доставлять ему пищу и притом столь скудную, чтобы только не умереть с голода. Так, ранее смерти похороненный, узник пробыл в пещере вплоть до смерти царя Феофила, после чего он, наконец, увидел дневной свет и снова отверз свои уста для проповеди благочестия.
После кончины Феофила воцарился его сын Михаил III (855-867), но за его малолетством управляла царством мать Феодора (842-855). Первой заботой правительницы был мир церковный, совершенно нарушенный за 120 лет иконоборчества. Бог воздвигал за это немалые бедствия на христианское царство. Царица Феодора повелела освободить от уз и заключения, а также возвратить из ссылки всех исповедников благочестия, чтобы они пришли на Собор в Константинополь, который бы возвратил с подобающей честью храмам святые иконы. На патриарший престол, по Божьему благоволению, был возведен святой исповедник Мефодий. Его возведение было задолго до этого предсказано прп. Иоанникием Великим (память его 4 нояб.).
Св. Мефодий вместе с блгв. царицей Феодорой созвал в Константинополе поместный собор, который подтвердил догматические определения VII Вселенского Собора. Доставив радость православным, обратив церковную смуту в мир, отцы собора с великим торжеством в первую неделю святой четыредесятницы внесли честные иконы в церковь Господню. Однако лишившиеся своих постов сановные вельможи-иконоборцы, начали придумывать способ, как оклеветать святейшего патриарха Мефодия. Так они наняли за золото женщину, которая согласилась сообщить царице и воспитателям молодого царя об якобы имевшей место быть блудной связи с нею нового патриарха Мефодия. Тотчас молва об этом распространилась по всему городу, православных смущая, а нечестивым доставляя радость и торжество.
Узнав об этом, святейший Мефодий, желая не столько себя очистить от ложного обвинения, сколько отнять от Церкви соблазн и заградить лживые уста еретиков, решил, жертвуя своим стыдом, открыть дотоле никому неведомый недуг, которым он страдал и из-за которого он не был способен к греховному смешению. Судьи признали его неповинным, а женщину ту приказали наказать. Убоявшись, она открыла истину и назвала всех тех, кто подкупом склонил ее на клевету. Все они были приговорены к смертной казни. Патриарх Мефодий из милосердия не допустил исполнения смертного приговора, но потребовал, чтобы вместо этого все виновные в великие праздники чинно с зажженными свечами приходили от Влахернской церкви Пречистой Богородицы к соборной церкви святой Софии и здесь при вратах храма выслушивали анафему, что и исполнилось. Тогда умолкли еретические уста, и ересь иконоборческая была совершенно уничтожена в Царьграде.
Святейший патриарх Мефодий остальное время своей жизни провел у кормила церковного в мире и тишине. Под его влиянием возрастало почитание святых икон и честных мощей угодников Божиих. Прежде всего, он торжественно перенес с места первоначального погребения в столицу мощи прп. Феодора Студита, пребывавшие нетленными и по истечении восемнадцати лет со дня преставления его к Богу. Затем он перенес в Царьград честные мощи патриарха Никифора, покоившиеся на месте его заточения (см. 13 марта). Наконец, он готовил церкви Цареградской в нетленные мощи и свое многотрудное, многострадальное и освященное чистотою тело: он уже приблизился к своей кончине, которую сам предвидел и о которой получил предсказание от прп. Иоанникия. Также и св. патриарх Мефодий провидел приближающийся отход ко Господу прп. Иоанникия, пришел к нему со своим клиром, прося последнего благословения и молитв. На третий день по отбытии патриарха, прп. Иоанникий отошел ко Господу (4 нояб.). Через семь месяцев, 14 июня почил о Господе и святейший патриарх Мефодий.
Сщмч. Иосиф (Сиков) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Иосиф – Иосиф Фомич Сиков – родился в 1873 г. В 1907 г. он окончил миссионерскую школу и через несколько лет был рукоположен во диакона и служил в Иоакинфской церкви Висимо-Уткинского завода Верхотурского уезда Екатеринбургской епархии.
В 1914 г. диакон Иосиф был рукоположен во священника к Знаменской церкви Верхнетагильского завода Екатеринбургского уезда Пермской губернии, расположенного в верховьях реки Тагила в 80 вестах от Екатеринбурга.
Первый храм здесь был построен в 1753 г., но после пожара в 1861 г. когда выгорела большая часть селения и самого завода, был сооружен каменный Знаменский храм, в котором чтимой святыней была икона Божией Матери «Знамение», сохранившаяся от пожара. С этим образом несколько раз в году торжественно совершались крестные ходы в соседние села, в каждом из которых икона пребывала от одной недели до трех. Всех прихожан в начале XX века было около пяти тысяч человек. Здесь и совершал службы и жил о. Иосиф со своей большой семьей (детей у него было восемь человек), здесь и принял мученическую кончину – он был расстрелян безбожниками-большевиками 14 июня 1918 г.
Сщмчч. Николай (Виноградов), Александр (Парусников), Павел (Иванов) пресвитеры и Николай (Запольский) диакон (1938): Новомуч.
Священномученик Николай (Виноградов) родился в 1871 году в селе Архангельском Звенигородского уезда Московской губернии в семье диакона Константина Виноградова. Их предки на протяжении более ста лет служили в приходе церкви Архангела Михаила села Архангельского. Его прадед, Андрей Николаевич Виноградов, происходил из семьи дьячка. В 1832 г. он окончил курс Московской Духовной семинарии и в апреле 1833 г. по указу свт. Филарета (память его 19 нояб.) получил место диакона в этом храме. В семействе Андрея Николаевича и его жены Анны Яковлевны было семеро детей: четыре сына и три дочери, в их числе Константин, родившийся в 1846 г. Диакон Константин Виноградов скончался в 1894 г., в возрасте сорока восьми лет, от туберкулеза.
Начальное образование Николай Константинович получил в училище при Московском Синодальном хоре. Здесь он проучился четыре года и в 1888 году поступил в Московскую Духовную семинарию, но вскоре перешел в Вифанскую семинарию, которую окончил в 1894 г.
После окончания семинарии Николай Константинович Виноградов женился на дочери диакона Феодора Покровского – Надежде, и 1 ноября 1894 года в соответствии с указом митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) он был рукоположен в сан священника к церкви Михаила Архангела в родном селе.
С самого начала своего служения отец Николай проявил себя как деятельный пастырь. В 1897 г. он был удостоен медали за труд по проведению первой всеобщей переписи населения. В 1902-1906 годах он был награжден «за отлично усердное служение» набедренником и скуфьей, в 1913 году – камилавкой. Начиная с 1910 г. о. Николай состоял членом благочиннического совета. В январе 1915 г. он был назначен помощником благочинного; в мае 1916 г. награжден наперсным крестом.
На средства прихода содержались деревянные часовни в деревнях Захаркове, Воронках и Раздорах. Большое внимание настоятель уделял церковному образованию и воспитанию молодежи. В декабре 1894 г. он был назначен законоучителем архангельской четырехгодичной земской школы, в которой обучалось более ста крестьянских детей. В 1914 г. о. Николай преподавал Закон Божий в земской школе в деревне Гальево.
В 1911 г. скончалась от туберкулеза в возрасте тридцати шести лет супруга о. Николая Надежда Федоровна, и он остался с пятью детьми. Дочери, Екатерина и Лидия, получили специальное образование и впоследствии стали учительницами. Сын Михаил поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1917 г. Второй сын Виктор, учился в Московском промышленном училище. Младший сын, Николай, родился в 1908 г. и впоследствии был отдан учиться в архангельскую земскую школу.
18 мая 1921 г. в соответствии с указом Святейшего Патриарха Тихона (сщмч., память его 25 марта) епископ Верейский Иларион (Троицкий) (сщмч., память его 15 дек.) в храме святого великомученика Димитрия Солунского в селе Дмитриевском на Истре за усердную пастырскую службу возвел о. Николая в сан протоиерея. В 1927 г. протоиерей Николай был награжден крестом с украшениями, в 1929 году – палицей.
В 1929 г. протоиерей Николай был арестован по обвинению в сокрытии церковных ценностей, не внесенных в опись церковного имущества. С начала ареста и во время суда о. Николай находился в тюрьме «Матросская тишина». Суд приговорил священника к одному году и шести месяцам лишения свободы с конфискацией имущества. В марте 1930 г. обвиняемый подал кассационную жалобу и, доказав, что сокрытые ценности были его личным имуществом, добился отмены приговора с освобождением из-под стражи с прекращением дела.
Вернувшись в село Архангельское, о. Николай продолжил служение в храме. В 1933 г. он был награжден митрой.
В 1933 г. власти арестовали протоиерея Николая по обвинению в агитации против колхозного строя и приговорили к трем годам ссылки в Восточный Казахстан.
В 1936 г. о. Николай был досрочно освобожден по инвалидности и поселился в Волоколамске, где жил его сын Виктор, работавший в районной МТС. Приехав в Волоколамск, о. Николай поселился в Солдатской слободе. Здесь он прожил недолго, так как в начале 1937 г. арестовали его сына Виктора и приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь.
В 1936 г. протоиерей Николай обратился к епископу Иоанну (Широкову), викарию Московской епархии с прошением назначить его священником в храм Рождества Богородицы на Возмище или кладбищенской церкви Покрова Богородицы в Волоколамске, так как по просьбам верующих ему уже приходилось служить в этих храмах.
1 ноября 1937 г. он получил назначение на должность настоятеля храма Покрова Божией Матери в селе Тимошево Волоколамского района, но по неизвестным причинам он не отправился на место, а переехал в поселок Волоколамск неподалеку от железнодорожной станции.
5 марта 1938 г. власти арестовали о. Николая, и он был заключен в тюрьму в Волоколамске. На допросах от него добивались признания вины в «дискредитации работников совета и антисоветских высказываниях». Он этого не признал.
2 июня 1938 г. тройка НКВД приговорила о. Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Виноградов был расстрелян 27 июня 1938 г. и погребен в безвестной могиле.
Священномученик Александр (Парусников) родился в 1879 году в селе Троицко-Раменском (ныне г. Раменское) Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Сергия Парусникова, служившего в церкви Живоначальной Троицы в этом селе.
У отца Сергия и его супруги Александры Герасимовны родилось тринадцать детей, Александр был двенадцатым ребенком. Александра Герасимовна скончалась от туберкулеза в возрасте 46 лет, и их старшая дочь Ольга помогала отцу растить младших детей. Ольга была человеком глубокой веры; не выходя замуж, она всю свою жизнь посвятила Богу и ближним, занимаясь воспитанием братьев, сестер, а потом и племянников, детей отца Александра.
Александр Сергеевич, не намереваясь становиться священником, поступил в Высшее техническое училище в Москве. До окончания училища оставался один год, когда отец сообщил ему, что предполагает выйти за штат, и призвал сына принять сан священника и занять его место. Александр Сергеевич согласился и, оставив училище, сдал экстерном экзамены в семинарию.
В Раменском он познакомился со своей будущей женой Александрой Ивановной Пушкаревой. Она окончила Филаретовское епархиальное училище в Москве, после чего получила место учительницы начальных классов в сельской школе неподалеку от Раменского. У Александра Сергеевича и Александры Ивановны родилось десять детей.
В 1908 году Александр Сергеевич был рукоположен во священника к Троицкой церкви, в которой прослужил до мученической кончины. Кроме служения в церкви он преподавал Закон Божий в частной гимназии Гроссет в Раменском.
Прихожане полюбили отца Александра за его доброту и отзывчивость. Он никому не отказывал в исполнении треб, его нестяжательность вызывала всеобщее уважение. В церкви, когда служил отец Александр, всегда стояла тишина, с ним люди любили молиться. С детьми он был ласков, никогда их не наказывал. Священник был глубоко и широко образован, и к нему любила приходить для бесед молодежь, с которой он вел беседы на самые разные темы, чаще всего о вере и Боге.
Когда с пришествием советской власти начались гонения на Русскую Православную Церковь, семье священника стало жить особенно тяжело, и если бы не помощь прихожан, то было бы трудно и выжить. Все члены семьи в это время были лишенцами, им не полагались продуктовые карточки, а, значит, все государственные магазины были закрыты для них, а частные были редки, и в них все было дорого.
В эти годы в Троицком храме кроме отца Александра служили священник Сергей Белокуров и священник-монах Даниил. Они жили дружно, помогали друг другу выплачивать налоги, а те зачастую бывали непосильными.
В конце 20-х годов у отца Александра отобрали полдома, поселив туда начальника местной милиции Михаленко. Сын его работал в НКВД в Москве на Лубянке. Сам Михаленко болел туберкулезом в открытой форме, от чего и скончался. Обычным его занятием было намеренное хождение по жилищу семьи священника и плевки с целью разнести заразу. Мольбы матери пощадить детей им не воспринимались.
Вскоре в семье священника заболел туберкулезом сын, затем другой, затем заболела дочь, потом другая дочь. Впоследствии не проходило года, как Александра Ивановна не провожала ребенка на кладбище.
Дети, живущие с родителями-лишенцами, и сами считались лишенцами, теряя право на получение продуктовых карточек. В школе детей отца Александра преследовали как детей священника, демонстрируя их неравноправие с другими в каждой мелочи.
Семья священника держала корову, которая, как и во многих семьях тогда, была кормилицей. Однажды представители властей увели ее со двора. Отец Александр, узнав об этом, отслужил с семьей благодарственный молебен Николаю чудотворцу. И с тех пор как у них не стало коровы, каждый день на крыльце появлялась корзинка с бутылью молока и двумя буханками хлеба. Но, несмотря на всенощные дежурства, так и не удалось узнать, кто ее приносил. Это чудо помощи Божией по молитвам святителя Николая чудотворца продолжалось в течение довольно долгого времени.
По ночам отца Александра часто вызывали в НКВД и однажды сказали: «Уходи из церкви, ведь у тебя десять детей, и ты их не жалеешь». «Я всех жалею, но я Богу служу и останусь до конца в храме», – ответил священник. За долгое и безупречное служение отец Александр был возведен в сан протоиерея и награжден митрой.
За время гонения на Русскую Православную Церковь в конце тридцатых годов были последовательно арестованы все священники Троицкого храма; последним, 24 марта 1938 года, арестовали отца Александра. Незадолго до его ареста лжесвидетелями были даны необходимые следователям показания. 26 марта начальник районного НКВД Элькснин допросил отца Александра. В частности, он спросил: «Какие разговоры контрреволюционного антисоветского характера велись лично вами?» На что священник ответил, что таких высказываний не делал. На вопрос – признает ли он себя виновным в клевете на руководство партии и правительства – отец Александр ответил отрицательно.
В таком же духе происходили и последующие допросы. Отцу Александру были устроены очные ставки с лжесвидетелями. Все лжесвидетельства он категорически отверг.
Во все время следствия протоиерей Александр содержался в камере предварительного заключения при Раменском отделении милиции. Один из конвоиров, по фамилии Плотников, сочувствовал батюшке, и во время его переводов в баню, он устраивал ему тайные встречи под мостом с женой, которая приносила ему чистое белье и еду, с учетом того, что у отца Александра при допросах были выбиты зубы.
2 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. В это время он находился в Таганской тюрьме в Москве. Протоиерей Александр Парусников был расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Священномученик Павел (Иванов) родился в 1875 г. в селе Цуриково Смоленского уезда Смоленской губернии в семье священника Ивана Иванова. Окончив духовное училище, он поступил в Духовную семинарию.
В 1898 г. после окончания семинарии Павел Иванов был назначен учителем в село Болшево Бельского уезда Смоленской губернии. В 1901 г. у него умер отец и его рукоположили во священника на место отца в село Цуриково.
В январе 1910 г. о. Павел был определен полковым священником в 7-й Туркестанский стрелковый полк, который располагался в городах Коканде, Скобелеве и Андижане. После революции 1917 г. в стране началась гражданская война. Отец Павел до 1919 г. служил в 108-м госпитале, обслуживавшем раненых армии Деникина.
После разгрома деникинских войск о. Павел служил на Украине в селе Тупичево Роднянского уезда. В 1926 г. он переехал в Московскую область и был назначен в Успенский храм в селе Обухово Солнечногорского района.
В марте 1938 г. сотрудники НКВД допросили пять свидетелей, которые подписали необходимые следствию показания. 23 марта о. Павел был арестован и помещен в камеру предварительного заключения при районном отделении милиции города Солнечногорска. 25 марта состоялся допрос. На предъявленные следователем обвинения священник ответил: «Виновным себя в предъявленной мне контрреволюционной деятельности не признаю и ее отрицаю, таких высказываний я никогда не делал».
В скором времени о. Павла перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 2 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Павла к расстрелу. Священник Павел Иванов был расстрелян 27 июня 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Священномученик Николай (Запольский) родился в 1889 году в селе Сивково Можайского уезда Московской губернии в семье священника Александра Запольского. В 1907 году Николай окончил духовное училище и в 1910 году поступил псаломщиком в храм села Лисицино неподалеку от Наро-Фоминска. Тогда же он женился на Марии, дочери священника; впоследствии у них родилось шестеро детей. В 1920 году Николай Александрович был рукоположен во диакона к тому же храму. В 1925 году он был переведен в Преображенскую церковь села Большие Вяземы Звенигородского района Московской области.
В 1929 году диакон Николай был обвинен в порубке леса и приговорен судом к двум годам ссылки, но приговор был заменен штрафом в триста рублей. В 1930 году диакон Николай был арестован за невыполнение государственных древозаготовок и приговорен к шести месяцам принудительных работ.
В феврале 1938 года следователи допросили дежурных свидетелей, которые подписали нужные следствию показания. 21 марта 1938 года диакон Николай был арестован и заключен в одну из тюрем в Москве. Допросы длились полтора месяца, и на последнем допросе, 8 мая, следователь заявил диакону, что тот обвиняется в клевете на советскую власть, которую высказывал в феврале 1938 и в декабре 1937 годов. Виновным себя в этом диакон Николай не признал.
В тот же день ему была устроена очная ставка с лжесвидетелями. Их показания он также отверг.
2 июня 1938 года тройка НКВД приговорила диакона к расстрелу. Диакон Николай Запольский был расстрелян 27 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В 1939 году все работники Звенигородского управления НКВД были арестованы и решением Военного Трибунала войск НКВД приговорены к разным срокам лишения свободы за фальсификацию следственных дел. Дело диакона Николая Запольского приобщено как вещественное доказательство такой фальсификации, и на основании решения Военного Трибунала требовался пересмотр постановления тройки НКВД. Однако, «учитывая социальное лицо осужденного», то есть то, что он служил в храме диаконом, решение Тройки было сочтено тогда правильным.
Блгв. вел. кн. Мстислав Храбрый, во св. Крещении Георгий, Новгородский (1180). Благоверный князь Ростислав Мстиславович Смоленский (память его 14 марта), впоследствии вел. князь Киевский, твердо соблюдал заветы своего великого деда Владимира Мономаха: благочестие и дела милосердия, воинская доблесть и любовь к просвещению стали наследственными в этой семье.
Самым выдающимся из братьев Ростиславичей был младший, Мстислав, новгородский князь. Он был прекрасен собой и добродетелен, чтил духовенство и был милосерд к убогим и больным и заботился о них. Дружину свою он любил и не жалел для нее ни злата, ни серебра, а для себя не оставлял ничего. Когда он видел христиан утесняемых, он говорил им: «Братья, не будем иметь иного желания, кроме того, чтобы умереть за Русскую землю; если умрем – очистимся от грехов наших, и Бог вменит нас с мучениками; все равно умрем сегодня или завтра, так умрем же с честью!» И он вдохновлял их мужеством, так как сам жаждал умереть за землю Русскую и бился от всего сердца. Он никого не боялся на земле, но Бога боялся и потому старших чтил и слушался их. Раз он хотел воевать с князем полоцким, но старший брат его, Роман, воспротивился этому, и князь Мстислав смирился и не стал воевать.
Не было города на Руси, который не хотел бы иметь его своим князем и повиноваться ему, потому что он жаждал творить великие дела. Но он умер еще молодым: он тяжело заболел, и когда стал изнемогать, то вздохнул и сказал: «Теперь я вижу, что все это была одна суета». И велел нести себя в церковь Святой Софии. Весь народ окружал его – знатные и убогие, архиепископ Иоанн (7 сент.) и все духовенство и дружина его, а княгиня его с детьми проливали слезы. Он же, видя, что пришел последний его час, принял Святые Христовы Таины, благословил семью свою и дружину свою, воздел руки к небу и испустил последний вздох. Братья его плакали о нем, а с ними весь народ. Новгородцы погребли его в храме Святой Софии, в гробу основателя ее, князя Владимира Ярославича.
Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.
Прп. Нифонт Афонский (1330). Преподобный Нифонт был сыном священника. Когда ему было десять лет, его взял себе на воспитание дядя, живший в монастыре. Он воспитал Нифонта в строгом благочестии и внушил ему любовь к иноческой жизни, так что тот еще в отрочестве постригся в монахи и впоследствии стал священником. Ища уединения и больших подвигов, он удалился на Афон и достиг дара прозорливости и чудотворения. Почувствовав приближение смерти, св. Нифонт приказал выкопать себе могилу и приготовить все нужное для погребения. Затем, причастившись Святых Таин, долго молился, испросив прощения у всех и, скрестив руки, скончался, будучи 95 лет.
Прп. Мефодий, игумен Пешношский (1392). Память его празднуется также 4 июня в день представления (см. о нем там же).
Прп. Елисей Сумский (XV-XVI). Из жизни Елисея только и известен один его предсмертный подвиг. Преподобный, вероятно, подвизался в одно время с прп. Зосимой Соловецким или незадолго после его кончины. Св. Елисей, чувствуя приближение смерти, пламенно желал принять схиму. Там, где он жил, не было священника-инока: ближайший находился за шестьдесят верст, в Суме. Старцы решили везти его туда. Путешествие пришлось совершать по быстротечной р. Выге. Старцы смущались перед опасностями, но прп. Елисей всячески ободрял их. В середине Сумской губы поднялась такая буря, что разорвала паруса, выбила весла из рук гребцов. «Не бойтесь, не скорбите, братия! – говорил святой своим спутникам. – Я вижу отца нашего Зосиму среди нас. Он помогает нам». Вскоре ветер утих, и иноки не заметили, как они пристали к нужной им Сумской пристани. Привезенный на монастырское подворье, Елисей принял пострижение в схиму и, причастившись Таин Христовых, предал свою душу Господу. Святые мощи его почивают за алтарем церкви святителя Николая, подавая множество исцелений с верою притекающим к ним.
Прп. Иулитта.