29 июня / 12 июля
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (67).
Свт. Григория, митр. Ираклийского (1925).
Касперовской иконы Божией Матери (1853-1855).
Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел (67). Церковь именует апостолов Петра и Павла первоверховными, так как они более других учеников Господа потрудились в деле Евангельской проповеди: апостол Петр – среди иудеев, апостол Павел – среди язычников.
Апостол Петр, до призвания ко Христу называвшийся Симоном, сын Ионы, вместе со своим братом Андреем был рыбаком. Происходили они из небольшого городка Вифсаиды Галилейской. Андрей уверовал во Христа первым и, придя домой, сказал Симону: «Мы нашли Мессию». Симон сам пошел, чтобы видеть Христа. Иисус Христос, увидев Симона, наименовал его Кифой, или Петром, что значит камень, в знак твердости веры, и с этого времени он сделался учеником Христовым. Апостол Петр был простым человеком и не получил образования. Он был женат на племяннице апостола Варнавы, дочери Аристовула, одного из 70 апостолов. Апостол Петр имел характер живой, пылкий и потому при каких-либо вопросах со стороны Иисуса Христа всегда отвечал первым. Он был в числе трех любимых учеников Иисуса Христа и поэтому присутствовал при особенно важных событиях жизни Спасителя, например, при Преображении и в саду Гефсиманском перед страданиями. Ему на тайней вечере Иисус Христос через Иоанна Богослова указал предателя. Здесь, на вечери, апостол Петр обещал стоять за своего Учителя до смерти, но Господь предрек ему отречение, и он отрекся, но загладил свое отречение раскаянием, и Господь возвратил ему апостольское звание. Апостол Петр первым начал проповедь об Иисусе Христе в день сошествия Святого Духа и своей проповедью обратил ко Христу около 3 тысяч человек. Он первый начал крестить язычников, совершив крещение, по внушению свыше, над сотником Корнилием и его семейством. Он действовал на апостольском соборе. Правитель Палестины, Ирод Агриппа, заключил апостола Петра в темницу и хотел умертвить его, но ангел ночью вывел апостола из темницы. Первоверховный апостол проповедовал во многих местах не только Азии, но и Европы и Африки. Он написал два Послания о христианской вере и жизни. Окончил свою жизнь в Риме, где обратил ко Христу многих придворных. Когда император Нерон воздвиг гонение на христиан, ап. Петр хотел удалиться из Рима, но в воротах города он встретил Господа, идущего в город. Иисус на вопрос Петра: «Куда идешь, Господи?» – ответил: «В Рим, чтобы снова быть распятым». Тогда Петр понял, что настало для него время прославить Бога своей смертью, и возвратился обратно в Рим. Нерон осудил его на крестную смерть. Апостол просил распять себя головой вниз, потому что считал себя недостойным умереть на кресте так, как умер Сам Господь.
Апостол Павел до апостольства назывался Савлом и родился в городе Тарсе. Он был очень даровитым человеком, получил прекрасное образование в школе знаменитого еврейского ученого Гамалиила и имел римское гражданство. Так как он был ревнителем еврейского закона, то почитал христианство ересью, вредной для еврейской религии, и преследовал христиан, даже принимал участие в убиении первомученика архидиакона Стефана. Чтобы бороться с христианами, он однажды отправился в сирийский город Дамаск. Здесь-то, на пути в Дамаск, Господь вразумил его и обратил к христианской вере. Внезапно озарил его необыкновенный свет с неба, и послышался голос: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» – «Кто ты, Господи, и что повелишь мне делать?» – спросил Савл и услышал слова: «Я Иисус, которого ты гонишь; ступай в город, и там сказано будет тебе, что делать». При этом Савл ослеп. В городе Дамаске Господь повелел Анании, одному из 70-ти учеников, исцелить и крестить его. С этого времени Савл сделался ревностнейшим учеником Христовым, прошел разные страны с проповедью и обратил бесчисленное множество язычников ко Христу, почему и назван апостолом язычников. Для душевного спасения нашего он написал 14 посланий о христианской вере и жизни к христианам разных народов, например, к римлянам, коринфянам, галатам, к евреям и другие; и к разным лицам, например, к апостолам Тимофею, Титу и др. Апостол Павел окончил жизнь подобно апостолу Петру. Оба апостола пострадали за веру Христову в один день 67 года в Риме при гонениях на христиан. Его хотели распять, но когда узнали, что он римский гражданин, то вместо позорной крестной казни отсекли ему голову. Тела свв. апостолов Петра и Павла почивают в Риме: св. Петра в Ватиканском соборе, а св. Павла в загородной церкви; главы же их обоих хранятся в Лютеранском соборе, в сени над престолом. Частица мощей св. апостола Петра имеется в Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон.
Свт. Григорий (Каллидос), митр. Ираклийский и Редестосский (1925).
Касперовская икона Божией Матери (1853-1855) – великая святыня наших южных городов Херсона и Одессы. В конце XVI века икона была перенесена из Трансильвании сербом, поселившимся в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии по вызову русского правительства для защиты южных границ Империи от набегов татарских и турецких орд. Касперовская икона древней живописи, образ написан масляными красками на холсте, наклеенном на доску. Иконографически это тип Корсунской иконы. По сторонам, на краях иконы, изображены с одной стороны св. Иоанн Предтеча, а с другой – мученица Татиана. Божия матерь изображена держащею на левой руке Предвечного Младенца, у которого в правой руке свиток. На иконе художественной работы золотая риза, убранная жемчугом, алмазами, бриллиантами, рубинами и изумрудами.
Родовой образ, переходя от родителей к детям в благословение, в 1809 стал собственностью благочестивой помещицы Ульянии Касперовой, деревня которой Ново-Ивановка находилась на правом берегу Днепра. В феврале 1840 года Касперова, имея много горестей, долго ночью молилась и в это время увидела, что икона, старая, ветхая, от времени потемневшая, так что трудно было разобрать черты, вдруг обновилась и лики Богоматери и Спасителя стали просветлевшими, какими и до сего времени остались. Вскоре многие случаи исцелений и других благодатных чудотворений обнаружили дивную силу иконы и прославили ее. Со всех сторон начали приходить к ней страждующие, недугующие, нуждающиеся в небесной помощи люди. По смерти мужа Ульяния Ионовна решила посвятить свою жизнь служению святой иконе. Она безвозмездно принимала у себя богомольцев. В 1843 г. произошло три особо удивительных исцеления от иконы: получил полное здравие 13-летний Иван Шумяков, страдавший припадками падучей болезни, не владевший руками, ногами и языком; ушла домой здоровой парализованная очаковская мещанка Мария Смешная; возвратился рассудок сумасшедшей крестьянке Прасковье. После таких дивных чудес икона была перенесена в приходской Николаевский храм и признана Святейшим Синодом чудотворной. Ежегодно чудотворная икона с крестным ходом приносилась из с. Касперовки в г. Одессу и оставалась там с 1 октября до четвертого дня Пасхи, а с праздника Вознесения до конца июня пребывала в г. Херсоне.
Общероссийское прославление Касперовской иконы Божией Матери состоялось только в 1855 г., после спасения во время Крымской войны г. Одессы от осады неприятельского флота и полного разрушения. 26 сентября 1855 г. неприятельский флот появился под Одессой – 120 судов, среди которых 96 грозных линейных кораблей. Надежды на избавление не оставалось. По просьбе жителей перед чудотворной Касперовской иконой в течение недели неустанно совершались молебны, и в день праздника Покрова Божией Матери на город, на воды залива опустился невиданный туман, такой густой, что корабли потеряли ориентацию, и вражеский флот без единого выстрела покинул Одессу. В память об этом установили празднование 1 (14) октября (в честь чудотворной иконы празднование осуществляется также в среду Светлой Седмицы). Божия Матерь чудесным образом защитила Одессу и в Первую мировую войну.
С 1918 г. Касперовская икона Божией Матери постоянно пребывала в Одессе в Спасо-Преображенском соборе. В 1936 г. храм был взорван, и чудотворный образ перенесли в Успенский собор, который стал кафедральным. В нем святыня находится и сейчас. Множество почитаемых списков Касперовской иконы Божией Матери пребывают в храмах Одессы, Николаева, Херсона. В России храмы в честь чудотворной иконы построены в Екатеринбургском поселке Кольцово в Иркутске. Один из самых прославленных списков Касперовской иконы – Тервеническая икона Божией Матери, находится в Покрово-Тервеническом монастыре в селении Тервеничи, в Санкт-Петербургской епархии.