3/16 июня
Мчч. Лукиллиана, Клавдия, Ипатия, Павла, Дионисия и мц. Павлы девы (270-275). Прмч. Киприана (1934); сщмч. Михаила пресвитера (1938).
Перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). Сщмчч. Лукиана епископа, Максиана пресвитера, Иулиана диакона, Маркеллина и Сатурнина в Бельгии (81-96).
Мчч. Лукиллиан, Клавдий, Ипатий, Павел, Дионисий и
мц. Павла дева (270-275). Св. Лукиллиан, пострадавший во времена римского царя Аврелиана (270-275), до старости был языческим жрецом. Жил он недалеко от Никомидии, служа в капищах скверным богам. Потом благодатью Христа Бога нашего убедился он в обмане бесовском и языческом заблуждении, достиг познания истины, уверовал в единого истинного Бога. Тогда возродился он святым крещением и всею мыслию и душою вполне предался любви ко Христу. Изъяснял он и прочим язычникам суету и пагубу их нечестия, наставлял на спасение и своим учением приводил ко Христу. Местные иудеи, видя это, исполнились гнева и ненависти. Люди богопротивные и лютые, они из зависти оклеветали его и предали суду нечестивых; и был представлен раб Христов для допроса правителю Никомидии Силвану. Правитель сильно принуждал старца отречься от Христа и возвратиться к идолослужению, но тот отказался повиноваться ему. Тогда правитель исполнился ярости и повелел предать Лукиллиана различным мукам: ему сокрушили челюсти, били нещадно палками, повесили вниз головой, и потом, после долгого и лютого мучения, ввергли в темницу. Там святой Лукиллиан нашел четырех отроков, заключенных за Христову веру: Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия. Все вместе они молились Богу и утешали себя надеждой на Христа. По прошествии довольно многих дней, святой Лукиллиан снова был подвергнут мучениям уже вместе с отроками, и вместе с ними был брошен в раскаленную печь. Но всемогущий Бог проявил над ними чудесную милость: огонь обратился в холод, пламя – в росу, и вышли мученики из печи невредимыми. Считая это чудесное их спасение проявлением силы волшебства, неправедный судья осудил святых мучеников на смерть и отослал их в Византию. Там четыре отрока были усечены мечом, а святой Лукиллиан повешен на кресте, по всему телу пригвожденный к нему гвоздями, и так предал дух Богу.
К их страдальческому венцу присоединилась и святая дева Павла. Рожденная от христианских родителей, она с юности питала в сердце горячую любовь ко Христу, соблюдала девство свое бессмертному Жениху и старалась быть достойной небесного чертога. Осиротев после смерти родителей и обладая достатком, она обходила темницы и, покупая себе у стражи золотом право входа, посещала узников, страдающих за Христа. Она служила рабам Христовым, подавая им все необходимое от имения своего: томимым голодом и жаждой приносила пищу и питие, нагим подавала одеяния, исцеляла уязвленные тела мучеников, омывая, оттирая. Лобзая их раны, принятые за Христа, она со слезами просила их молиться о ней Христу Богу, да не лишит Он ее Своей милости. Эта избранная невеста Христова приходила и к святому Лукиллиану, заключенному в Никомидии с отроками в темнице, и наслаждалась полезными наставлениями его. Когда мучили его и отроков, она была свидетельницей их подвига, и в тайне сердца своего прилежно молилась о них Христу, да укрепит Он рабов Своих. Когда же святые отроки были усечены, она взяла честные тела их и с благоговением предала погребению. По кончине святого Лукиллиана и святых отроков, она возвратилась в Никомидию и продолжала поступать так же. Нечестивые узнали, что она христианка, взяли и привели на суд к тому же правителю Силвану, который, видя, что она остается непокорной после многих льстивых и грозных увещаний, повелел долго и немилосердно бить ее по обнаженному телу прутьями и палками. Потом ее жестоко били по устам за то, что она досадила мучителю укорительными словами. После всего этого мучитель осудил ее на смерть через усекновение мечом и отослал для исполнения казни в Византию.
Прмч. Киприан (Нелидов) иеромонах (1934): Новомуч. Прмч. Киприан (в миру Константин Алексеевич Нелидов) родился 14 июля 1901 года в городе Казани в семье врача, потомственного дворянина Алексея Павловича Нелидова и его супруги Веры Алексеевны. Родители Константина развелись вскоре после рождения сына; отец переехал в Нижний Новгород и впоследствии, уже в советское время, работал врачом в амбулатории ОГПУ, а мать уехала жить в Житомир. Константин воспитывался у бабушки, Александры Барсовой, мачехи Веры Алексеевны, которая жила в Нижнем Новгороде. По окончании школы Константин был призван в армию и с 1920 по 1924 год служил в ней рядовым. В 1925 году митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг его в мантию с именем Киприан и рукоположил в сан иеромонаха. В 1928 году владыка послал его на служение в город Кзыл-Орду.
В начале 1932 года митрополит Сергий пригласил иеромонаха Киприана в Москву для работы в канцелярии Священного Синода. В августе отец Киприан переехал в Москву и был назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова на Тверской улице. Большую часть времени он проводил в канцелярии Синода, а также в храме, а жил в то время в Москве в квартире архитектора Виталия Ивановича Долганова, где жили мать хозяина Елизавета Фотиевна, его сестры Фаина и Валентина и находившийся за штатом епископ Варнава (Беляев).
15 марта 1933 г. ОГПУ арестовало епископа Варнаву, иеромонаха Киприана и сестер Фаину и Валентину Долгановых. В тот же день отец Киприан был допрошен в комендатуре ОГПУ на Лубянке. На следующий день после допроса он был перевезен в Бутырскую тюрьму.
8 апреля иеромонах Киприан снова был допрошен следователем, который спросил его, признает ли он себя виновным в предъявленном ему обвинении, на что тот ответил отрицательно.
23 апреля следствие было закончено. Арестованных обвинили в создании на квартире Долгановых нелегального монастыря и в том, что они вели отношения с молодежью с просветительскими целями, вербуя их в монашество для защиты религии.
10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Варнаву (Беляева) и иеромонаха Киприана (Нелидова) к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а Фаину и Валентину Долгановых – к трем годам ссылки в Северный край. Отец Киприан был отправлен в лагерь на Алтае, где заключенные занимались строительством Бийского тракта. За честность, неподкупность, нежелательную для окружающих, его оклеветали и отправили в штрафную командировку к самым отъявленным разбойникам и жуликам в ущелье Коркучи.
Здесь отцу Киприану многое пришлось претерпеть – его окружали грубость, распущенность и развращенность. Но он все претерпевал с кротостью. Будучи дневальным в палатке этих разнузданных людей, он им не перечил, не укорял, старался услужить, любил их, и когда вскоре умер в больнице, то один из них вспоминал о нем со слезами. Смерть отца Киприана произвела большое впечатление на заключенных, даже на уголовников, и все горько сожалели о его кончине, так как увидели в нем истинного ученика Христова.
Иеромонах Киприан (Нелидов) скончался 16 июня 1934 года и был погребен в ущелье Коркучи в отдельной могиле.
Сщмч. Михаил (Марков), пресвитер (1938): Новомуч. Священноисповедник Михаил родился в 1868 г. в городе Москве в семье псаломщика Феодора Маркова. В годы учебы Михаил вместе с товарищем ездил на каникулы в село Амерево Бронницкого уезда, откуда тот был родом, и здесь познакомился со своей будущей женой, Александрой Васильевной Всехсвятской; впоследствии у них было десять детей. В 1887 г. он окончил духовное училище; и в это время в храм села Амерево потребовался псаломщик, и Михаил Феодорович поступил туда на эту должность.
В 1919 г. он перешел в храм преподобного Сергия в селе Горы Озерского уезда Московской губернии, и вскоре был рукоположен в сан диакона к этому храму. Настоятелем здесь был протоиерей Павел Невский. В селе было две церкви. Во второй церкви – Введения во храм Пресвятой Богородицы – служил священник Михаил Троицкий. В 1923 г. диакон Михаил был рукоположен во священника ко храму преподобного Сергия.
Отец Михаил и его жена отличались большим милосердием. У них всегда ночевал кто-нибудь из обездоленных и нищих. Один из нищих, тяжело заболев, так и умер у них на печи.
Председатель волостного совета сочувствовал семье священника и в особенности его жене, почитая ее за странноприимство. Когда власти приняли решение о выселении крестьян и стали составлять списки лишенцев, в которые должна была попасть и семья священника, то председатель по договоренности с ними выписал документы, что священник с женой разведены, оформив развод задним числом. Благодаря этому Александра Васильевна и дети не попали в число лишенцев, и впоследствии, когда отец Михаил был арестован, никто из его семьи не был выслан и дом остался за ними.
Время было такое, что иногда дети боялись открыто общаться с родителями, если тех преследовали власти. Одна из дочерей отца Михаила, жившая в Озерах, когда хотела навестить родителей, то просила, чтобы ее привозили на телеге тайно, под сеном.
Отец Михаил, исполняя свой священнический долг, безотказно ходил ко всем, кто просил соборовать и причащать. Властям это не нравилось, и в начале января 1930 г. они пришли к священнику с обыском, и нашли в святом углу дароносицу. Это было достаточным, чтобы завести против него уголовное дело.
24 января 1930 г. народный суд Озерского района приговорил отца Михаила к трем годам ссылки, обвинив в хищении церковного имущества. Приговор, однако, не успели привести в исполнение. В ночь со 2-го на 3 февраля отец Михаил был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне; вместе с ним был арестован священник Введенского храма и некоторые прихожане. Их обвинили в том, что они «проводили среди населения злостную антисоветскую агитацию против мероприятий советской власти на селе с использованием религиозных предрассудков некоторой части масс, чем причинен значительный вред».
6 февраля следователь допросил отца Михаила; 12 февраля допросили также одного из свидетелей, крестьянина деревни Каменка Озерского района, который на вопросы следователя ответил: «Священник Михаил Федорович Марков в беседе с гражданами при каждом удобном случае внушал: «Религия советской властью гонима, варварская власть добивается разными мерами закрытия церквей, чего верующие допустить не должны. Крестьяне налогами задушены. Прежде всем жилось лучше. Своей политикой власть может снова довести страну до голода. Коллективы кроме закабаления и разорения крестьян хорошего ничего не дадут, посадят всех на паек, придется всем разбегаться». И вообще высказывал всегда недовольство по адресу советской власти, чем влиял на верующих. По его призыву по домам граждане собирали для церкви деньги».
Эти обвинения власти сочли достаточными для обвинения. 27 марта 1930 г. тройка ОГПУ приговорила священника Михаила Маркова к ссылке в Северный край на пять лет. Отец Михаил был сослан в Коми область. Здесь в начале тридцатых годов разразился жестокий голод, так что из пищи ссыльным оставалась только крапива. Отец Михаил не перенес голода и, будучи от природы слабого здоровья, скончался.
Сщмчч. Лукиан еп., Максиан пресвитер, Иулиан диакон, Маркеллин и Сатурнин в Бельгии (81-96). Родители св. Лукиана назвали его Лукием, в честь великого проконсула Лукия, от которого он вел род свой; потом, благодатью Святого Духа и по обычаю святоотеческому, имя его в крещении было переменено на лучшее, нарекшись Лукианом. Родом он был римлянин, благородного происхождения. Был он искусен в премудрости, научен греческому и римскому языкам, но совершенную премудрость приобрел от учения св. ап. Петра; ибо к нему он прилепился, сделался его учеником, и им был напоен небесною премудростью. Навык он от него также нравам и трудам апостольским: после страдальческой кончины его он посетил многие места Италии, рассевая семена слова Божия.
Лукиан уже достиг совершенства в премудрости Божией, когда пришел в Рим святой Дионисий Ареопагит (память его 2 окт.), желая посетить святых узников, апостолов Петра и Павла, но уже не нашел их в живых. Правил в то время престолом апостольским папа Климент (память его 25 нояб.). Дружественно и с великой честью принял он св. Дионисия и просил его отправиться в Западные страны для проповеди Слова Божия. Святой Дионисий от всего сердца согласился на это, и тогда блаженный Климент начал ему искать и собирать друзей и помощников, благочестивых и премудрых, сияющих святой жизнью. Между ними избрал он и св. Лукиана, поставил его епископом и подружил со св. Дионисием.
После долгой беседы святой Климент сердечно простился с ними, благословил и отпустил их с миром; они же пошли все вместе, и проповедовали Христа сначала по всей Италии. Когда они приближались к городу Тицину, блаженный Лукиан на одном месте, называемом Парма, благовествовал слово Божие народу и отвращал его от суетного идолослужения. Местные жители, неверные и чрезмерно усердные идолослужители, схватили св. Лукиана и, оскорбляя, ввергли его одного в народную темницу. Святой узник молил Господа, чтобы он сподобил его выполнить начатую со святыми друзьями его проповедническую миссию. И вскоре получил он помощь Божию: некие христиане, узнав об участи святого мужа, пришли ночью к темнице, движимые любовью ко Христу, извели его из уз и дали возможность отправиться со святыми друзьями его.
Святая дружина пришла благополучно в город Италийской страны Тицин, иначе называемый Павия, где продолжили проповедовать слово Христово. Нельзя описать сколько тысяч народа в короткое время обратили они ко Христу. Потом, ведомые Духом Святым, оставили они Италию и, сев на корабль, прибыли в город Арелат и здесь, отдохнув, начали по примеру св. апостолов избирать себе страны для проповеди слова Божия, чтобы проповедью Евангелия Христова распространить и умножить Церковь Божию всюду среди язычников даже до океана Британского. Святой Маркеллин с небольшим числом братии пошел в Испанию, блаженный Сатурнин в Галлию, а святой Дионисий с блаженным Лукианом и с прочими пришли в пределы Парисские. Отсюда святой Лукиан с пресвитером Максианом и с диаконом Иулианом удалился на проповедь в Бельгию. Весь проникнутый благодатью Духа Святого, он возвещал там имя Господне не только словом, но и примером добродетельной жизни. Кроме того, дана была ему от Бога сила творить чудеса и врачевать всякие болезни и недуги в людях. Днем и ночью непрестанно проповедуя о Христе, Лукиан пребывал в молитвах и бдении, в ежедневном посте, в воздержании и полном умерщвлении плоти. Обычной его пищей были небольшой кусок хлеба и зелень, питьевая вода. Умерщвлением плоти он был изможден, терпением украшен; обладая чудным смирением, исполненный кротости, он достиг такого совершенства в добродетелях, что, живя во плоти на земле, по духу казался уже живущим с англами на небе.
Когда слава о Лукиане распространилась по всей Бельгии, стал приходить к нему народ, желая принять крещение, и крестился от него, сокрушая потом идолов, которых ранее почитал. Древний же враг дьявол, видя такое свое поругание, возбудил в царе Домициане против христиан гнев и ненависть. После Нерона, тогда уже погибшего, он воздвиг второе гонение на христиан: стал принуждать их во всей державе римского царства приносить жертвы изваянным богам, твердых же в Христовой вере избивать после различных мучений. Посланные Домицианом гонители получили особое повеление – найти святого раба Божия Лукиана, взять его и представить на суд кесаря или даже немедленно убить мечом, если он не захочет принести жертву идолам. О том, что приход мучителей близок, св. Лукиан узнал ранее, чем они дошли, по откровению ему Святого Духа. Он остался на месте, где поучал народ словам жизни, и с ним было великое множество людей, уже обращенных ко Христу его проповедью.
Прибывшие мучители сначала взяли святых служителей Божиих Максиана и Иулиана, чтобы их муками и смертью устрашить святого Лукиана и привлечь к почитанию идолов. Взятым мученикам они грозно повелели поклониться идолам и старались внушить им страх, обещая казнить их в случае неповиновения. Но твердые в вере мученики безбоязненно ответили им отказом, выразив готовность умереть за веру в Господа Иисуса Христа. Тогда злочестивые тотчас убили их мечом на глазах святого Лукиана. Так святые приняли обещанные им от Господа венцы и причислились к лику святых мучеников. Св. Лукиан восславил Господа, тогда мучители приступили и к нему с требованием поклониться идолам. Но он также отверг это требование, обличая идолопоклонство их. Мучители возложили на святого руки свои, связали его и предали воинам, и те, растянув мученика, долго без пощады били его жестокими бичами. Терпя мучения, Христов воин не побеждался страданиями и не устрашился угроз, но пребывал твердым в вере Христовой и бодростью духа укреплял изнемогшие от старости и уязвляемые члены. Наконец, еще больше разъяренные его стойкостью мучители отсекли ему голову мечом. В этот момент все увидели, что над телом святого мученика воссиял с неба великий свет.
Благочестивые люди пришли и погребли святое тело, от которого исходило некое дивное и неизреченное благовоние. Множество народа, собравшегося на погребение, умилились сердцем, и в тот же день уверовало в Господа нашего Иисуса Христа Сына Божия душ около пятьсот, а прежде учением святого Лукиана в той стране было обращено ко Христу до тридцати тысяч обоего пола и всякого возраста, которые, оставив идолов, исповедали Бога Истинного. Потом некоторые из обращенных по усердию создали церковь над гробом мученика, во славу Божию и в честь угодника Его, святого Лукиана. Тела святых мученика Максиана и Иулиана были погребены на горе, где они были убиты, но потом, когда число христиан увеличилось, были оттуда перенесены и положены вместе с телом блаженного Лукиана.
Свт. Ахилла, патриарх Александрийский (312).
Прп. Иерея (ок. 320). Почила мирно.
Прп. Афанасий чудотворец (X).
Сретение образа прп. Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского чудотворца (1503). Память прп. Димитрия празднуется 11 февраля (см. о нем там же).
Когда вел. князь Иоанн Васильевич III одержал победу над татарами под Казанью (1503), то в час победы ему явился прп. Димитрий. В память этого вел. князь прислал в обитель икону преподобного. Епископ Вологодский принес ее с торжественным крестным ходом из города в монастырь. С тех пор каждый год 3 июня совершается до последнего времени в память этого крестный ход из города в монастырь.
Перенесение мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву (1606). Память блгв. царевича Димитрия празднуется 15 мая (см. о нем там же).
31 июня 1606 года мощи св. благоверного царевича Димитрия, невинной жертвы придворных интриг, были обретены нетленными, перенесены в Москву и положены в церкви Иоанна Предтечи, самой древней в городе. А при них была помещена икона св. мученика Уара (память его 19 окт.), написанная по обету царицы Марии в рост новорожденного царевича.
Прп. Папп.