8/21 июня
Вмч. Феодора Стратилата (319).
Свт. Феодора, еп. Суздальского (ок. 1023). Обретение мощей блгвв. кнн. Василия и Константина Ярославских (XIII). Прп. Ефрема, патриарха Антиохийского (545). Прп. Зосимы Финикийского (VI).
Ярославской (XIII) и Урюпинской (1821) икон Божией Матери.
Вмч. Феодор Стратилат, Гераклийский (319). Память его празднуется также 8 февр. (см. о нем там же).
Мц. Каллиопия (249-251).
Мчч. Никандр и Маркиан (ок. 303).
Прп. Мелания старшая (410). Родилась Мелания в Риме около 343 г. Родители ее занимали высшие должности и владели огромным богатством. Замуж он вышла за вельможу; сделавшись матерью троих детей, она лишилась мужа, оставшись вдовой на 24-м году жизни. Через некоторое время двое старших ее детей умерли, младший же, казалось, был сохраняем Богом не для утешения матери, а для увеличения ее скорбей.
Похоронив мужа и детей, Мелания решила поехать к святым местам, чтобы отшельнической жизнью посвятить себя Богу. Демон, противник святых решений, возбудил против Мелании влияние и силу ее многочисленного родства. Но она оказалась борительницей мудрой и стойкой – превозмогла все противодействия, назначила своему сыну опекуна и уехала из Рима тайно, не обращая внимания на трудное для путешествия зимнее время.
Сопровождаемая многочисленными слугами и служанками, она прибыла в Александрию, привезя с собою драгоценности на чрезвычайно значительную сумму. Здесь она продала все, чтобы раздать деньги монастырям и бедным. С нею был Руфин, пресвитер Аквилейский, она познакомилась тут со многими другими отцами, в частности, с Исидором страннопитателем, посетила деву Александру, избравшую себе заключением древнюю гробницу невдалеке от города.
Исидор воспитывался среди пустынников Нитрийской горы и говорил о них Мелании с такими похвалами, что она пожелала непременно видеть и слышать их сама. Прибыв в Нитрийскую пустыню, она имела счастье видеть и принять благословение Памвы (память его 18 июля), прославленного и знаменитого тамошнего подвижника.
Мелания находилась и при самой смерти этого великого пустынника, кончина которого была замечательна не менее его жизни. Памва послал за Меланией, и когда она явилась, он плел корзину. Вплетя последний прут, отдал ее Мелании: «Прими это на память обо мне, ничего другого я не имею». Потом, обратившись к своим ученикам, сказал, что должен уже предстать пред Богом, между тем как ему кажется, что он еще и не начинал служения Ему. Произнеся эти слова, он как будто внезапно уснул без признаков какого-либо страдания. Ему было семьдесят лет. Мелания озаботилась его погребением и свято хранила до смерти полученную от великого пустынника корзину.
По смерти свт. Афанасия Великого (память его 2 мая) ариане, покровительствуемые императором Валентом, возбудили жестокие гонения: множество епископов, священников и пустынников были изгнаны, рассеяны. В это горькое время Бог, всегда готовый помочь защитникам истины, направил Меланию в помощь Его верным рабам. Она принимала и укрывала спасавшихся. Ее схватили, грозили ссылкой, объявили, что если она не скажет, где скрыла спасенных ею, то будет предана суду и разделит участь преступников. Без страха и, не ища способов уклониться от ярости врагов, Мелания сама явилась пред судьей и говорила с таким мужеством и с такой силой правды, что ненависть к ней превратилась в искреннее уважение.
Многие из пустынников были сосланы в Диокесарию, куда отправили также нескольких египетских епископов, так что там собралось более 125 человек. Мелания последовала за ними и снабжала их всем. Когда их возвратили из ссылки, Мелания отправилась в Иерусалим; здесь она основала монастырь, где собралось 50 отшельниц, и провела в этой обители 27 лет. Скончалась она в чувствах и в исповедании самой строгой, истинной христианки.
Прп. Афре Египетский (V). Нитрийский отшельник прп. Афре был учеником прп. Ора (память его 7 авг.). В патериках рассказывается, что пришедшие к старцу Ору монахи удивлялись послушанию его ученика. Афре ответил им, что это лишь отражение глубокого смирения аввы Ора. Чтобы показать, сколь велико терпение старца, Арфе специально испортил часть приготовленной рыбы и, поднося ее старцу, всячески хвалил кушанье. Авва съел рыбу и согласился, что она приготовлена хорошо. Затем подал старцу превосходно приготовленное блюдо. Тот, отведав, согласился, что кушанье немного испорчено. До конца жизни Арфе пребывал в любви и согласии со своим старцем, который болел в течение восемнадцати лет и представился в мире.
Прп. Ефрем, патриарх Антиохийский (545). Святой Ефрем первоначально был военачальником на Востоке в правление императора Анастасия (491-518) и Иустина (518-527). Потом был поставлен в Антиохийские Патриархи (527-545), как человек благочестивый, проводивший добродетельную и богоугодную жизнь, весьма милостивый к нищим, сострадательный ко всем, находившимся в бедах и несчастиях. Избрание же его в Патриархи произошло по Божию благоговению и откровению о том одному святому епископу, жившему в то время, когда город Антиохия восстановлялся после разорения.
В то время, по причине умножившихся в Антиохии различных ересей и еретиков – несториан, евтихиан (монофизитов) и прочих, произносились хуления на божество Христово, и уничижаема была честь Пресвятой Богородицы. Поэтому над городом Антиохией разразился гнев Божий. 29 мая здесь началось страшное землетрясение, вместе с тем огонь охватил весь город. Большая часть города погибла, а вместе с тем погибло и бесчисленное множество граждан. В числе прочих скончался под обрушившейся колонной антиохийский Патриарх Евфрасий (523-527).
В разрушенную землетрясением Антиохию император Иустин отправил военачальника Ефрема с целью обустроить город новыми зданиями. Он с усердием исполнял это поручение. Среди работавших там людей был один, тогда никому неизвестный епископ, который сложил с себя сан и звание и под видом нищего строил здание вместе с прочими работниками.
Однажды Ефрем получил о нем следующее откровение: когда уставший епископ лег уснуть на земле, над ним увидали огненный столп, достигавший до неба. Так было многократно, и это чудо наводило ужас. Не зная, что этот работник был епископом, воевода Ефрем призвал его и стал расспрашивать о том, кто он такой, откуда и как его зовут. Работник только после настойчивых расспросов сознался, что он бывший епископ и предрек Ефрему, что тот в ближайшие дни Господь возведет на епископский престол антиохийской Церкви и самого Ефрема. Потом этот неизвестный епископ удалился от Ефрема в неизвестное место, ибо избегал суетной человеческой славы. Пророчество же его вскоре сбылось – блаженный Ефрем был назначен Патриархом Антиохии.
О ревности, благочестии и святости святейшего Патриарха Ефрема можно судить из нижеследующего. Однажды ему сообщили о неком столпнике, проживавшем в окрестностях Иераполя, который общался с еретиками северианами (принявшими в измененном виде монофизитскую ересь). Великий архиерей Божий тогда самолично отправился к нему, даже слезно умолял, отстать от Северова заблуждения и присоединиться к общению со святой соборной Церковью апостольской. Столпник сказал, что он никогда этого не сделает. Тогда Патриарх спросил его, каким образом он хочет увидеть доказательство того, что апостольская Церковь свободна от заблуждения неверующих. Желая устрашить Патриарха, столпник предложил: давай прикажем развести большой костер и оба в него войдем; будет правой вера того, кто выйдет из него целым и невредимым.
Патриарх, к изумлению столпника, велел развести около столпа такой костер, а затем сказал столпнику; «Сойди со столпа и, согласно твоим словам, давай войдем в этот костер». Но столпник не желал сходить со столпа. Тогда Патриарх, сняв омофор, возвел очи свои на небо и помолился Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, изволивый спасения нашего ради истинно воплотиться и родиться от Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Покажи нам ныне истинную веру».
Окончив молитву, патриарх бросил свой омофор в середину жаркого пламени, затем он вынул его из огня целым и нисколько неповрежденным.
Удивляясь всему происшедшему, столпник признал истинной веру Патриарха, отрекся от своего нечестия и обратился к святой соборной апостольской Церкви.
Великий угодник Божий свт. Ефрем совершил много и других чудес. После достойного управления паствою, он представился к Богу. Св. Симеон Дивногорец (память его 24 мая) был уведомлен свыше о его кончине: в момент его смерти он видел душу его, возносившуюся ангелами к Богу.
Прп. Зосима Финикийский (VI). Прп. Зосима родился в приморском финикийском селении Синде. Упражняясь в подвигах монашества, Зосима воздержанием, постом и иными просиявшими в нем добродетелями снискал себе столь великую благодать у Бога, что не только пребывал свободным от всякого смущения в своей совести, но и прозирал духовными очами своими в отдаленное будущее как настоящее. Его монастырь находился недалеко от селения Синды, где он родился.
Однажды случилось ему быть в Кесарии Палестинской, где в то время епископом был прп. Иоанн Хозевит (память его 3 и 28 окт.). Здесь же проживал некий благородный патриций, по имени Аркесилай. У него и обитал прп. Зосима. В тот самый момент, когда Антиохия рушилась от землетрясения (526 г.), старец стал внезапно стенать, тяжко рыдать и испускать из глубины сердечной воздыхания, пролил весьма много слез. Затем он окадил кадильницей всех находившихся там и сообщил им о том, что слышит шум ужасного разрушения Антиохии от землетрясения.
Было совершено преподобным много и других чудес.
Так он прозрел на большом расстоянии чудо исцеления прп. Иоанном Хозевитом выколотого глаза супруги Аркесилая, который находился в это время рядом с ним.
Однажды прп. Зосима отправился в Кесарию, взяв осла, на которого возложил свои вещи. На дороге его встретил лев, который схватил осла и утащил в пустыню, где и съел его. Старец нашел льва по следам, подошел к нему и, улыбаясь, сказал ему о том, что он стар и ему, уставшему, тяжело нести ношу, поэтому льву следует понести ее самому, но потом он может вновь стать злым и свирепым, согласно своей природе. Лев сделался кротким как агнец. Св. Зосима, возложив на него тяжесть, которую нес ранее осел, довел его до ворот Кесарии, затем, сняв ее, отпустил зверя в пустыню.
Мч. Павел Каиюмский (766).
Прп. Невкратий, игумен Студийский (848).
Свт. Феодор, еп. Суздальский (ок. 1023). Свт. Феодор, родом грек, был первым епископом Ростовским. Рукоположен он был в 990 или 992 г. Он основал в Ростове первую церковь и проповедовал там Евангелие, но язычники изгнали его, и он поселился в Суздале, бывшем тогда небольшой деревней. Когда в 1010 г. св. равноап. вел. князь Владимир (память его 15 июля) прислал сына своего Бориса (память его 24 июля) управлять Ростовом, то свт. Феодор вернулся с ним в город и вместе с ним продолжал свои апостольские труды. Но в 1015 году вел. князь заболел и вызвал сына своего Бориса в Киев. По кончине его князь Борис был убит братом своим Святополком, и, узнав об этом, язычники вторично изгнали свт. Феодора из Ростова. Он вернулся в Суздаль и скончался там ранее 1024 г. Святые мощи его почивали в Суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы.
Память его празднуется также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.
Обретение мощей страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских (XIII). Память их празднуется 3 июля в день гибели князя Константина (см. о них там же) и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.
В 1501 г., после пожара, в ярославском кремле были обретены нетленные мощи свв. Василия и Константина; по повелению Иоанна III был построен новый, каменный собор, куда были перенесены мощи.
Мч. Феофан Константинопольский (1559).
Св. Феодосий.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы:
Ярославская (XIII). Ярославская икона Божией Матери очень древнего письма. Предание гласит, что она была принесена в Ярославль св. блгв. князьями Василием и Константином (память их 3 июля) в XIII веке, в тяжкое для Руси время татаро-монгольского нашествия (святые мощи братьев почивают в Ярославском кафедральном соборе). Принесение образа в Ярославскую землю носило обетный характер – в благодарность Пресвятой Богородице за спасение во время битвы на реке Сить (4 марта 1238 г). Перед ликом Ярославской Богоматери проходили важнейшие события истории России. В Смутное время, когда Москва была захвачена поляками, Ярославль стал временной столицей государства. Здесь располагался так называемый «Совет всея Земли», при котором Богоматерь Ярославская стала главной моленной иконой Руси. 28 июля 1612 г. в Ярославле завершилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского. 20 000 ополченцев приняли благословение от Ростовского митрополита Кирилла перед чудотворной Ярославской иконой и двинулись на Москву. А 21 марта 1613 г. только что избранный на престол юный царь Михаил Федорович Романов после молитвы перед этим чудотворным образом послал из Ярославля грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец. Спустя три века, в год 300-летия Дома Романовых, у этой же иконы молился последний русский Государь-страстотерпец Николай II, посетивший Ярославль в 1913 г.
Икона всегда пребывала в Ярославском кафедральном соборе, среди великих творений местных иконописцев. В честь чудотворного образа был освящен нижний храм Ильинской церкви Ярославля. В настоящий момент древний чудотворный список иконы Ярославской Божией Матери находится в храме Спаса на Городу, который по местоположению ближе всего к взорванному в тридцатых годах и восстанавливаемому ныне Успенскому кафедральному собору. С раннего утра до позднего вечера не иссякает поток богомольцев к ярославской святыне.
Урюпинская (1821). Чудесное явление иконы Божией Матери последовало 8 июня 1821 года на ветвях дерева, растущего в Святых горах близ г. Урюпинска. Некая Ирина Лазарева, увидев на дереве незнакомую икону, рассказала об этом священнику. Но когда пришли к тому месту, ничего не обнаружили. Лишь после усердной молитвы икона явилась вновь. Обретшая ее девица Ирина составила об этом донесение местному архиерею. В нем она, в частности, поведала о чуде исцеления ее и жительствующей с нею девицы от недугов. Этот образ Богоматери являлся в сновидениях некоторым больным, и те с верою прибегали к нему и получали скорое в болезнях своих исцеление. Слух о чудесах этих стал распространяться в народе, после чего священнослужители Урюпинской станицы перенесли икону Божией Матери в приходскую Покровскую церковь. С 1854 г. икона находилась в Покровском храме станицы Урюпинской Хоперского уезда в Области войска Донского. За эти годы она не раз спасала город от моровой язвы, исцеляла страждущих духовными и телесными недугами. В Донской духовной консистории хранилось множество письменных свидетельств о чудесах от Урюпинского образа. Милостью Божией святыня и до настоящего времени находится в Покровской церкви г. Урюпинска Волгоградской области – единственном городском храме, который не пострадал в советское время. На месте, где явился образ, забил источник с целебной водой, и была открыта часовня. В богоборческие годы святой родник дважды пытались закопать, но безуспешно.