Краткие жития святых, православные праздники и события

12/25 июня

 

Прп. Онуфрия Великого (IV). Прп. Петра Афонского (734).

Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской.

Прп. Арсения Коневского (1447). Прп. Онуфрия Мальского, Псковского (1492). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (1561). Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских (XV-XVI). Прп. Стефана Озерского, Комельского (1542). Прпп. Иоанна, Андрея, Ираклемона и Феофила (IV).

 

Онуфрий Великий Прп. Онуфрий Великий (IV). Один персидский царь, не имея потомства, молился Богу о даровании ему сына – и Бог услышал его. Тут отца начал искушать демон, убеждая, что ребенок зачат не им, а прелюбодеем, пусть он бросит новорожденного в огонь, и, если все сказанное – ложь, то Господь сохранит его. Царь так и поступил. Но Бог поругаем не бывает: пламень разделился надвое и оставил младенца невредимым. Между тем отцу явился Ангел Божий, изобличил его в безрассудстве и повелел отнести сына, куда укажет Бог. Дитя совсем не принимало материнского молока, и царь поспешил в путь, исполняя повеление ангельское. В пустыне к ним подошла лань и, накормив младенца своим молоком, побежала вперед, как бы указывая дорогу. Так они достигли одного монастыря, игумен которого, извещенный свыше, взял ребенка себе на воспитание. В десятилетнем возрасте Онуфрий ушел в пустыню, желая подражать свв. Илии Пророку и Иоанну Крестителю. Луч света привел его к старцу, обучившего юного подвижника правилам пустынножительства. Через несколько лет старец скончался, и прп. Онуфрий остался в полном одиночестве. Много скорбей и искушений претерпел он за это время. Когда истлела его одежда, и он сильно страдал от зноя и холода, Господь одел его густым покровом волос на голове, бороде и теле. Тридцать лет Ангел Божий ежедневно приносил ему хлеб и воду, а последние тридцать лет подвижник питался от выросшей возле его пещеры финиковой пальмы и брал воду из появившегося рядом источника. Только однажды за эти шестьдесят лет подвижника посетил человек. Это был Пафнутий, составитель житий фиваидских пустынников, посланных Господом свидетельствовать перед людьми о подвигах прп. Онуфрия, принять его последний вздох и предать погребению.

Петр Афонский Прп. Петр Афонский (734). Преподобный Петр происходил из Константинополя и был военным сановником при дворе. В 667 г. во время войны с агарянами в Сирии он был взят в плен, где дал обет поступить в монастырь, если будет освобожден из плена. Освободившись, он ушел в один из монастырей в Риме, а потом удалился на гору Афон. Во время путешествия на Афон Пресвятая Богородица явилась ему в сновидении и сказала, что Афонская гора – это данный Ей от Ее Сына и Бога жребий; что Она любит это место и желает умножить там иноческий чин, и что милость Сына и Бога Ее пребудет с подвизающимися там. Прибыв на Афон, св. Петр поселился на самом высоком месте горы. 54 года подвизался он здесь в тесной пещере. Тело его обросло густыми волосами, и борода достигла до земли. Много монастырей устроилось на Афоне во времена св. Петра, и он для многих из иноков был образцом и руководителем. Мощи его были погребены в обители Климента. В 969 г., по случаю стеснений на Афоне, они были перенесены во Фракию, в селение Фотоками.

 

Прпп. Пафнутий, Тимофей, Иоанн, Андрей, Ираклемон (Иракламвон) и Феофил Фиваидские (IV). Подвижники в пустыне Египетской (сподвижники прп. Онуфрия Великого) (память их также 2 декабря).

Св. Иоанн, воин Египетский (VI-VII). Подвижник.

Арсений Коневский Прп. Арсений Коневский (1447). Родился в Новгороде и был по ремеслу медником. Начало иноческого жития положил на Валааме, а затем совершил путешествие на Афон, где старцы благословили его основать общежительный монастырь на Севере. Вернувшись, он пробыл некоторое время на Валааме, а потом, испросив благословение настоятеля, отплыл на лодке искать  место для новой обители. Буря бросила его на Коневский остров, который пользовался дурной славой у местных жителей. Но он понравился прп. Арсению, который избрал его для своего скита. Водрузив крест, святой стал подвизаться отшельником, ожидая прибытия братии. Она не замедлила собраться, но им пришлось претерпеть великую нужду. Тогда преподобный отправился снова на Афон за помощью и духовной поддержкой. По возвращении он благоустроил свою обитель, и жизнь ее стала протекать мирно. Св. Арсений скончался в 1447 году 12 июня. Его монастырь был разорен шведами в XVI веке, но Петр Великий его восстановил. Посвящен он Рождеству Пресвятой Богородицы. В нем хранится Ее чудотворная икона, принесенная прп. Арсением с Афона и именуемая Коневской.

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Прп. Онуфрий и Авксентий Мальские, Псковские (1492). Прп. Онуфрий был учеником прп. Елеазара Псковского. Уединившись на Сенной остров, находящийся на Мальском озере, он основал там монастырь. После кончины преподобного (12 июня) его заместил ученик и сподвижник – прп. Авксентий. Мальский монастырь давно упразднен. Упразднены и две его церкви, в одной из которых покоятся под спудом мощи обоих преподобных. Бывшая Мальская обитель находится недалеко от Псково-Печерского монастыря, и среди местного населения хранится предание, что наступит время, когда Псково-Печерская икона Божией Матери будет в нее перенесена.

Память их празднуется также в 1-ю Неделю после Петрова поста.

Прпп. Онуфрий и Авксентий Перцовские, Вологодские (XV-XVI). Основали в 35 верстах от города Вологды Троицкую Перцовую пустынь. В 1499 году эти блаженные пустнынники в первый раз поселились в здешнем, тогда крайне безмолвном, лесном месте. С терпением нужд всякого рода совершали они подвиги иночества. Мощи их почивали под спудом в приходском (прежде монастырском) храме Святой Троицы.

Стефан Комельский Прп. Стефан Озерский, Комельский (1542). Он был сыном вологодского боярина. Отец его служил при дворе кн. Софии Бродатых, из рода бывших ярославских владетельных князей. Стефан рос дома и получил хорошее образование. Постригся прп. Стефан в раннем возрасте в монастыре прп. Дионисия Глушицкого и посетил многие северные монастыри. Наконец он поселился в Комельском лесу, при истоке реки Комелы из озера того же имени, в родной ему Вологодской стороне. Здесь пришлось ему много претерпеть от диавольских страхований, диких зверей злых людей, но он все преодолел терпением и мирным духом. Вскоре собралась к нему братия, и стала сооружать кельи и часовню, и избрала прп. Стефана своим игуменом. Тогда преподобный отправился в Москву, и митрополит благословил новую обитель и рукоположил его в священный сан. После возвращения святого в свою обитель братия начала строить новую церковь. Достигнув глубокой старости, прп. Стефан тяжело заболел и тихо скончался (12 июня), причастившись перед этим Святых Таин. Погребли его у алтаря и над могилой соорудили часовню. Год спустя там видели зажженные невидимой рукой огни. На гробовой доске братья написали его изображение. Много чудес и исцелений совершилось на могиле преподобного. Святые мощи его покоятся под спудом в часовне монастыря.

Прпп. Вассиан и Иона Пертоминские Прпп. Вассиан и Иона Пертоминские, Соловецкие (1561). Прпп. Вассиан и Иона, смиренные трудники Соловецкого монастыря и ученики св. Филиппа (память его 14 нояб.), когда он был игуменом Соловецкой обители, утонули (12 июня) в Белом море, в то время когда они везли в лодке в монастырь припасы. После их явления старцу Троице-Сергиевой лавры Маманту на могиле их была воздвигнута часовня. В 1699 году после исследования чудес, творившихся на их гробнице, они были причислены к лику святых.

Память их празднуется также 5 июня в день обретения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Преподобная Анна Кашинская Обретение мощей (1650) и второе прославление (1909) блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Память ее празднуется 2 октября (см. о ней там же). Скончалась блгв. кн. Анна (†1368) в Кашинском Успенском монастыре. Двести лет гробница св. Анны пребывала в забвении, пока она не явилась во сне болящему пономарю Георгию и, исцелив его, не сказала, чтобы гроб ее горожане держали «честне» (достойно). Это явление и исцеление повелели к обретению нетленных мощей св. блгв. княгини. На Соборе 1649 г. было постановлено открыть мощи преподобной для всеобщего почитания и причислить ее к лику святых, но в 1677 г. Патриарх Иоаким поставил вопрос на Московском Соборе об упразднении почитания святой в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего имя прп. Анны в своих целях. 12 июня 1909 г. произошло вторичное ее прославление и установлено повсеместное празднование.

За XVIII век было записано 40 чудес, явленных св. Анной. Перед ее прославлением (с 1899 по 1909 гг.) было записано 30 чудес. Особенность их та, что прп. Анна являлась часто в тонком сне (20 случаев) в образе монахини лет пятидесяти, высокой и благообразной, и именовала себя Анной благоверной.

Обретение мощей блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1672). Память его празднуется 3 июля в день представления (см. о ней там же).

Прп. Зинон.

Прп. Иулиан, игумен Константинопольский.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz