16 /29 июня
Свт. Тихона, еп. Амафунтского (425). Прп. Тихона Медынского, Калужского (1492). Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца (1503). Прп. Моисея Оптинского (1862). Сщмчч. Гермогена, еп. Тобольского, Ефрема, Михаила, Петра пресвитеров и мч. Константина (1918). Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002).
Сщмч. Тигрия пресвитера и мч. Евтропия чтеца (404).
Свт. Тихон, еп. Амафунтский (425). Родился в середине IV века на о. Кипре в городе Амафунте (современный Лимасол) в благочестивой христианской семье. Его отец выпекал и продавал хлеб. Тихон был милосерден к бедным, часто раздавал нищим хлеб, не взимая никакой платы. Однажды отец упрекнул за это сына, на что тот ответил: «Дающий Богу – сторицею приемлет». Твердо веря в это, мальчик привел отца в пустые житницы. Но Господь не посрамил веры праведного отрока: житницы оказались полны зерна. С юных лет Тихон изучал Священное Писание, а, достигнув совершеннолетия, был принят чтецом в церковь. Мемнон, еп. Амафунтский, видя богоугодную жизнь Тихона, поставил его во дьякона. После кончины Мемнона амафунтские христиане избрали св. Тихона его приемником. Св. Епифанием, епископом Кипрским, он был рукоположен на Амафунтскую кафедру. В те времена на Кипре было еще много язычников. Свт. Тихон примером своей добродетельной жизни и неустанной проповедью обратил в христианство многих из них. Житие свт. Тихона повествует такой случай: однажды святитель, увидев, как в винограднике обрезают и выбрасывают сухие ветви, собрал их и с молитвой посадил в своем саду. Он просил Господа, чтобы Он благословил произрасти этому винограду сладким, полезным и изобильным. Уже на следующее утро святитель увидел, что его молитва услышана – сухие лозы принялись и ожили. Долгое время именно на вине, сделанном из этого винограда, в Амафунте совершалась литургия в день памяти свт. Тихона. О времени кончины ему было открыто Господом, и святитель скончался в глубокой старости.
Прп. Тихон Медынский, Калужский чудотворец (1492). Принял иночество в юности в Москве и потом удалился в глухое место в пятнадцати верстах от Медыни, близ Калуги, где поселился в дупле громадного дуба. Остатки дерева сохранились и до наших дней. Там он ископал колодец, из которого пил воду; питался травой. Сначала у него было всего два ученика: Фотий и Герасим. Подаяний они не принимали, жили в страшной бедности, обрабатывая неплодородную почву. Лошади у них не было, и прп. Тихон сам впрягался в плуг, а ученики его им управляли. По просьбе приходивших к нему людей он основал для них Успенскую обитель и был в ней настоятелем. Скончался прп. Тихон в глубокой старости, приняв схиму. Мощи его почивают под спудом. Оптинские старцы посылали больных искупаться в источнике святого, и те получали исцеление.
Прп. Тихон Луховский, Костромской чудотворец (1503). Прп. Тихон Луховский, в миру Тимофей, был родом из Литвы и служил воином у князя Бельского. Вместе со своим князем он переселился в Москву, оставив высокое звание, и много странствовал по монастырям. В одном из них он принял иночество и поселился на отшельничестве в вотчине своего князя, на реке Лухе в Костромской области. Здесь он занимался тяжелой работой, своей подвижнической жизнью привлек к себе много учеников и основал обитель, но сам до конца жизни оставался простым иноком. Он занимался непрестанной молитвой и переписыванием священных книг. Сохранились переписанные им Евангелие и Апостол. Он знал токарное и плотническое ремесла, и при его раке хранился ковшик его работы. Основав обитель, он долгое время жил в уединении невдалеке от нее, но скончался в 1503 году в обители. Нестяжание его и братии было настолько велико, что при погребении преподобного не могли найти в обители куска материи, которым обернуть тело святого. Святые мощи его были обретены нетленными в 1569 году и положены под спуд.
Память его празднуется также 26 июня в день обретения мощей.
Прп. Моисей Оптинский (1862). Родился 15 янв. 1782 г. в городе Борисоглебске Ярославской губернии в семье купца Путилова. Влекомый подвижническим духом, Тимофей со своим младшим братом Ионой посещает ряд монастырей и известных старцев. Живое и частое общение с духовными лицами дало свои добрые всходы – в них невидимо загорелся огонь монашеского делания. Начинание свое они положили в Саровской Успенской пустыни, застав там великого старца прп. Серафима (память его 2 янв.). Через три года, «по неведомым для него судьбам» послушник Тимофей оказывается среди иноков Рославльских лесов, где прожил десять лет, получив иноческий постриг с именем Моисей.
Призванный в Оптину пустынь изначально для создания и благоустроения Иоанно-Предтеченского скита, прп. Моисей вскоре становится настоятелем самой обители, с этого же времени начинается духовное возрастание и прославление обители. При прп. Моисее обитель преобразилась, расцвела благоухающим садом. Старые храмы при нем подновлялись и благоукрашались, воздвигались и новые, вокруг них росли корпуса братских келий, трапезной, библиотеки. Ничто не ускользало от внимания настоятеля: монастырские леса, луга, огороды, сады, пруды, скот и пчелы – все это находилось под его попечительским присмотром. Но главным при этом оставалось попечение о братии, ее преуспеянии в благом и высшем из всех дел – деле спасения души. Сам оставшийся, несмотря на многочисленность своих забот, истинным подвижником и воином Христовым, прп. Моисей умел и в душах вверенной ему Господом братии возжечь ревность по Богу, укрепить их в святом намерении «добрым подвигом подвизаться».
В годы его настоятельства в Оптиной пустыни зарождается старчество, он приглашает в обитель старца Льва, он же возлагает бремя духовного окормления братии на его последователя – прп. Макария. При нем приходит в Оптину послушником будущий ее великий светильник – прп. старец Амвросий.
Большое значение он придает и делу книгоиздания: за время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь, – говорил он, – кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды, Бог даст, когда-нибудь будут плоды». Собрал он и богатейшую по своему содержанию монастырскую библиотеку.
Прп. Моисей все свои силы отдавал служению ближним. Тяжкое бремя настоятельства, неустанные труды на благо братии, на благо обители, занятость ее неичислимыми нуждами – все это заполняло весь его день. Изобиловавший благодатными дарами, он не имел возможности, как прпп. старцы Лев и Макарий, принимать откровение помыслов от братии, встречать и наставлять приезжающих. Но чудо его жизни и его служения – сама Оптина, процветающая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России.
Сподобился прп. Моисей, подобно многим оптинским старцам, принять 6 июня 1862 года, незадолго до своей кончины (16 июня), великий ангельский образ. Весть о пострижении его в схиму и о его приближающейся кончине собрала к одру старца великое множество людей – монашествующих и мирских. С плачем и благоговением подходили они к нему, чтобы принять последнее его благословение. Умирающий настоятель, держа крест в слабеющих руках, благословлял всех и дарил образки.
Память его празднуется также 11 окт. вместе с Собором прпп. отцов и старцев, в Оптиной пустыне просиявших.
Сщмчч. Гермоген (Долганев), еп. Тобольский, Ефрем (Долганев), Михаил (Макаров), Петр (Карелин) пресвитеры и мч. Константин (Минятов) (1918): Новомуч.
Сщмч. Гермоген, еп. Тобольский (в миру Георгий Ефремович Долганев) родился 25 апреля 1858 года в семье священника Херсонской епархии, в последствии принявшем монашество.
Первоначальное образование Георгий получил в духовной школе родной гимназии города Ананьева Херсонской губ. и поступил в Новороссийский университет, где окончил полный курс юридического факультета. Здесь же он прошел курс математического факультета и слушал лекции на историко-филологическом факультете. Глубоко религиозный с детских лет, Георгий рано почувствовал влечение к подвижнической жизни. Но решительный шаг ему помог сделать архиеп. Херсонский Никанор (Бровкович).
Окончив университет, Георгий поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию и здесь принял монашество с именем Гермоген. Посвященный в сан диакона, а затем 15 марта 1892 года в сан иеромонаха, он много потрудился как проповедник, принимая большое участие в кружке студентов-проповедников. Со времени рукоположения он своим истовым богослужением в академическом храме снискал много почитателей.
В 1893 году иеромонах Гермоген окончил академию и был назначен инспектором, а затем ректором Тифлисской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Не ограничиваясь просветительской деятельностью в рамках семинарии, он создавал церковные школы и содействовал распространению миссионерства среди населения российской окраины.
14 января 1901 года в Санкт-Петербурге в Кзанском соборе состоялась хиротония архимандрита Гермогена во епископа Вольского, викария Саратовской епархии.
В 1903 году его назначили епископом Саратовским и в том же году вызвали для присутствия в Святейшем Синоде.
Став правящим архиереем, он сразу заявил свою программу: «Трудиться, трудиться и трудиться на благо паствы, в союзе мира и любви, в послушании власти, при полном единении сил и единодушном стремлении соработников принести пользу тем, для кого назначаются работы». Особое внимание святитель обратил на развитие миссионерского дела. Строились новые церкви, скиты, молитвенные дома и часовни. Началось издание брошюр и листков по вопросам веры для широкого распространения в народе. Были организованы религиозные чтения и внебогослужебные беседы, программу для которых составлял сам епископ, и он же руководил ими.
Во время службы в кафедральном соборе многие плакали от умиления и духовной радости, так благоговейно и трепетно молился владыка в алтаре перед престолом Божиим.
Во время революционных беспорядков 1905 года владыка делал все возможное, чтобы отрезвить мятущийся духом народ. Он предложил рабочим собираться для решения вопросов религиозной и общественной жизни. Эти собрания происходили при его участии: на одном из них было решено выстроить новый храм, который принадлежал бы рабочим. В январе 1905 года, когда после петербургских событий волнения и забастовки произошли и в Саратове, епископ выступил с разъяснениями происшедшего. Многие рабочие насильственно были оторваны забастовщиками от работы и понесли лишения; владыка предложил прийти им на помощь – благословил провести сбор денег.
Во всех городских храмах во время революционных беспорядков по благословению владыки совершались ежедневные вечерние богослужения, говорились проповеди, разъясняющие существо событий и раздавались книги, так что народ довольно скоро разобрался в происходящем и волнения прекратились.
С большой любовью и уважением относился к еп. Гермогену святой праведный Иоанн Кронштадтский, который говорил, что за судьбу православия он спокоен и может умереть, зная, что епископы Гермоген и Серафим (Чичагов, сщмч., память его 28 нояб.) продолжат его дело. Отец Иоанн, предрекая мученическую кончину святителя, писал ему в 1906 году: «Вы в подвиге; Господь отверзает небо, как архидиакону Стефану, и благословляет Вас».
Истинный пастырь не мог не защищать православия от проповедей безбожия и разврата, которые стали громко раздаваться с театральных подмостков. Большинство образованного общества, которое только по имени еще называлось христианским, восстало на владыку за его защиту христианских истин и нравственности. Обер-прокурор Синода Саблер подал Царю доклад с просьбой уволить епископа Гермогена от присутствия в Святейшем Синоде, повелев ему отправиться в епархию. 15 января Император в телеграмме на имя обер-прокурора потребовал, чтобы преосвященный Гермоген немедленно выехал из города. Но владыка замедлил с отъездом, и это послужило основанием для его увольнения от управления Саратовской епархией со ссылкой в Жировской монастырь.
Поселившись в двух небольших комнатах на втором этаже каменного корпуса, он вел привычный для себя образ жизни подвижника; ложился поздно, но вставал неизменно в семь часов и часто служил. На его службы в монастырь приходило много народа.
Несколько лет спустя, находясь в Тобольске под стражей, Николай Александрович (Романов) просил настоятеля кафедрального собора Владимира Хлынова передать епископу Гермогену земной поклон и просьбу простить его, Государя, за отстранение от кафедры. В ответ владыка передал ему земной поклон и в свою очередь просил прощения.
Удаление светской властью правящего архиерея с кафедры, без какого-то ни было разбирательства и соборного решения, уязвляло сердце епископа, как и сердца многих верующих. Стала очевидной необходимость Собора, патриаршества и упразднения обер-прокуратуры.
Во время пребывания в монастыре в святителе приметно для многих стал обнаруживаться дар прозорливости.
В августе 1915 г. его перевели в Николо-Угрешский монастырь Московской епархии.
После февральской революции 1917 года епископ был назначен на кафедру в Тобольск. Временное правительство, так же как и прежнее, было недовольно мужественным епископом. Здесь, в Тобольске, чистотой истинной веры засиял светильник Христов зримо для всех. Непоколебимо отстаивая истину во времена правления православного монарха, он с тем большей ревностью противостал лжи и насилию государственного безбожия. Свою тобольскую паству он призывал «сохранять верность вере отцов, не преклонять колена перед идолами революции и их современными жрецами, требующими от православных русских людей выветривания, искажения русской народной души космополитизмом, интернационализмом, коммунизмом, открытым безбожием и скотским гнусным развратом».
Особой заботой владыки были вернувшиеся с фронта солдаты. Развращенные большевистской пропагандой, они были по существу брошены обществом. В конце февраля 1918 года в архиерейских покоях состоялось заседание Иоанно-Дмитриевского братства под председательством епископа Гермогена. На собрании владыка произнес горячую речь, в которой нарисовал психологию солдата и воина, отметив, что солдат-страдалец ждет от общества помощи, и призвал всех помочь солдатам-фронтовикам.
Забота епископа о фронтовиках привела большевиков в бешенство, они старались солдат озлобить, а тут о них начинали заботиться, оказывали помощь, звали к миру.
В январе 1918 года был принят декрет об отделении Церкви от государства, ставивший верующих вне закона, возвращавший Церковь во времена языческого государства. Владыка обратился к своей пастве с воззванием поднять голос в защиту апостольской веры, церковных святынь. Были отпечатаны листки со статьей относительно декрета, где его принятие охарактеризовано как начало лютого гонения на Церковь. Владыка благословил раздать их по храмам, и они скоро разошлись по городу. На следующий день ему передали, что большевики находятся в неописуемой ярости по этому поводу. 11 апреля в местной газете они опубликовали угрожающую статью.
Большевики усиленно готовились к аресту епископа, и он об этом знал.
Патриарх Тихон благословил провести крестные ходы по всей стране. В Тобольске крестный ход был назначен на Вербное воскресенье, 15 апреля 1918 года. В ночь на 14 апреля в архиерейские покои явился отряд большевиков, но не застав его, сделали обыск. Латыши-лютеране разгуливали по алтарю в шапках, смеялись над православными святынями. Той же ночью был произведен обыск в Знаменском монастыре, главным образом, в покоях епископа Иринарха и в Михайловском скиту.
На другой день в субботу 14 апреля преосвященный Гермоген прибыл в собор к началу всенощного бдения. Во время богослужения в алтарь вошел член епархиального совета Гаврилов и предупредил владыку о готовящихся по отношении к нему акциях со стороны властей. За всенощной владыка произнес проповедь, которая была впоследствии восстановлена слушателями. Ввиду праздника и большого количества людей власти побоялись его здесь арестовывать: около двух часов ночи ему принесли повестку, где он вызывался на допрос в понедельник. «Я от них пощады не жду, – сказал святитель, – они убьют меня, мало того, они будут мучить меня, я готов, готов хоть сейчас. Я не за себя боюсь, не о себе скорблю, скорблю о городе, боюсь за жителей, что они сделают с ними?»
Крестный ход, проводимый 15 апреля, привлек множество верующих, создалась торжественная молитвенная обстановка. На всем пути их сопровождали пешие и конные отряды красногвардейцев в полном вооружении.
По окончании крестного хода владыка был ими арестован. На следующий день после ареста епископа Гермогена Тобольский исполком известил жителей города и окрестностей, что его арест произведен по политическим мотивам, близкие к епископу люди могут не беспокоиться, так как отношение к нему предупредительное.
Созданная по благословению Патриарха Тихона комиссия по расследованию насилия, учиненного над епископом Гермогеном, попросила Тобольский исполком предоставить ей документальный материал, на котором строилось обвинение владыки. Но такой материал ей представлен не был.
18 апреля владыка был доставлен в Екатеринбург, где был помещен в тюрьму вблизи Сенной площади, рядом с Семеновской церковью. В тюрьме святитель или читал, или писал, но больше молился и пел церковные песнопения. Читал он по преимуществу Новый Завет в переводе Константина Победоносцева и жития святых.
Милостью Божией ему удалось через старика-сторожа Семена Баржова установить переписку со священником Симеоновской церкви Николаем Богородицким, а через него – с епископом Екатеринбургским Григорием (Яцковским) и с прибывшей от епархиального съезда делегацией – протоиереем Ефремом Долгановым, братом епископа Гермогена, священником Михаилом Макаровым и присяжным поверенным Константином Александровичем Минятовым.
Владыка, несмотря на трудные тюремные условия и преклонный возраст, был бодр духом и благодушно переносил испытания. В тюрьме владыка написал Патриарху Тихону письмо с изложением всех событий и смиренно просил оставить его на Тобольской кафедре, а пребывание в тюрьме считать за продолжение служения.
Прибывшая от епархиального съезда делегация начала хлопоты по освобождении епископа на поруки. После торгов за его освобождение был назначен выкуп в 10 тыс. руб., но после получения властями этих денег члены делегации Ефрем Долганов, Михаил Макаров и Константин Минятов были арестованы.
Большой и настоятельной заботой для святителя было приобщение святых Таин. В день Святого Духа по окончании литургии о. Николай Богородицкий взял святые Дары и вместе с тремя клириками отправился в тюрьму. Владыка Гермоген давно ожидал их.
После причащения служили молебен, на котором разрешено было присутствовать и другим узникам. Епископ служил с большим молитвенным подъемом.
На следующий день, ближе к вечеру, епископ Гермоген был увезен из тюрьмы. С ним вместе увезли несколько человек, в том числе священника села Каменского Екатеринбургской епархии Петра Карелина.
На вокзале родственники навсегда прощались с арестованными, только епископа Гермогена никто не провожал. Но это нисколько не опечалило его, он понимал, что вскоре им всем предстоит мученическая кончина, и, готовясь к ней, он был духовно тверд и совершенно спокоен.
(Подвиг сщмчч. Андроника, архиеп. Пермского, и Гермогена, еп. Тобольского).
Ночью 13 июня поезд прибыл в Тюмень, и узники были доставлены на пароход «Ермак». Вечером следующего дня пароход остановился у села Покровского, и здесь всех, исключая епископа и священника, перевели на пароход «Ока», а затем высадили на берег и расстреляли.
15 июня епископа и священника перевели на пароход «Ока», где их посадили в грязный и тесный трюм. Около полуночи большевики вывели о. Петра Карелина на палубу, привязали к нему два тяжелых гранитных камня и сбросили в воду. В половине первого ночи епископа Гермогена вывели из трюма на палубу. До последней минуты он творил молитву. Когда палачи перевязывали веревкой камень, он кротко благословил их. Связав владыку и прикрепив к нему на короткой веревке камень, убийцы столкнули его в воду. Всплеск воды от падения тела заглушил дикий хохот озверевших людей.
Чудо и особое промышление Господне сопровождали священномученика и после кончины. Честные останки его были вынесены на берег реки и 3 июля обнаружены крестьянами села Усольского, где и были временно захоронены. 21 июля тело епископа было вынуто из земли, осмотрено судебными властями Сибирского правительства, перевезено в село Покровское и помещено во временной могиле на Покровском кладбище. 27 июля останки святителя опять были вынуты из могилы и перенесены в Покровский храм, где священнослужители облачили тело епископа в архиерейские одежды и перевезли его на пароходе «Алтай» в Тобольск. Здесь гроб с телом святителя поместили в Софийский Успенский собор, где он простоял пять суток, не издавая запаха тления. 2 августа после божественной литургии епископ Иринарх, в сослужении сонма духовенства, в присутствии военных и гражданских представителей Сибирского правительства и множества молящихся, совершил чин погребения.
Священномученик Гермоген Тобольский был погребен в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе на месте первой могилы святого Иоанна, митрополита Тобольского.
Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (2002). Память его празднуется 10 января (см. о нем там же).
Сщмч. Тигрий пресвитер и мч. Евтропий чтец Константинопольские (404). Они пострадали во времена св. Иоанна Златоуста (память его 27 янв.) и за него. Когда Златоуста сослали в ссылку в город Кумы, то в соборном храме города Константинополя был пожар. Сгорело много зданий и храмов. Из храмов огонь сжигал преимущественно храмы врагов Иоанна. Эти враги вместо того, чтобы раскаяться, приписали пожар сторонникам Иоанна. Начали забирать многих из духовных лиц и мучить. Вместе с другими схватили и пресвитера Тигрия. Тигрий был человеком кротким и милостивым и достойным пастырем. Его обвиняли в поджоге и били воловьими ремнями, затем сослали в заточение, где он и скончался. Также как поджигателя мучили и св. Евтропия. Евтропий был девственник, отличавшийся чистотой сердца, и чуждался всякого зла. Его тоже секли, затем строгали железом и заключили в темницу. Потом мучили так, что он скончался. Ночью, когда хоронили тело Евтропия, слышалось в воздухе необыкновенное пение.
Прп. Никифор Калужский (XV-XVI). Прп. Никифор – один из учеников прп. Тихона Медынского, в обители которого он подвизался. Он прославился святостью жизни. Считается, что он был преемником своего наставника. На иконах преподобный изображается вместе с другими калужскими святыми: прп. Пафнутием Боровским (память его 1 мая), прп. Тихоном Калужским и блаж. Лаврентием Калужским (память их 10 авг.).
Мчч. 5 в Никомидии.
Мчч. 40 римлян.