26 июня / 9 июля
Тихвинской иконы Божией Матери (1383). Прп. Давида Солунского (ок. 540). Сщмч. Георгия пресвитера (1918).
Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского (1385). Обретение мощей прп. Тихона Луховского, Костромского (1569). Прп. Иоанна, еп. Готфского (VIII).
Нямецкой (1399), Седмиезерной (XVII) и Лиддской (Римской) (I) икон Божией Матери.
Тихвинская икона Божией Матери (1383). По преданию эта икона была написана св. евангелистом Лукой и послана им в Антиохию вместе с Евангелием некоему Феофилу, для которого было написано само Евангелие, а оттуда, спустя некоторое время, перенесена в Константинополь и поставлена в устроенном для нее храме, известном под именем Влахернского. За 70 лет до взятия турками Константинополя эта икона скрылась неизвестно куда и в 1383 году, в царствование на Руси вел. кн. Димитрия Донского, в первый раз явилась, сияющая лучезарным светом, в пределах Новгорода, над водами Ладожского озера, невидимо несомая по воздуху ангелами. Первыми, увидевшими св. икону, были рыбаки, но она удалилась от них. В другой раз эта икона явилась также на воздухе в тридцати верстах от Ладожского озера на р. Овче. Жители с радостью приняли св. икону и поставили ее в часовне, выстроенной в честь Успения Пресвятой Богородицы, где было явлено от нее много чудес верующим. Пробыв недолгое время в часовне, святая икона, к великой скорби окрестных жителей, неожиданно скрылась оттуда. После того Пресвятая Владычица чудесно являла Свою икону во многих местах, везде принося великую радость, утешение и исцеление с верой притекающим к ней. На всех местах, ознаменованных и освященных присутствием чудотворного образа Богоматери, усердием верующих были созданы храмы Божии во имя Ее. Посетив таким чудесным образом многие места, Пресвятая Богородица избрала, наконец, постоянное местопребывание для своей св. иконы, явившись в воздухе над горою, вблизи города Тихвина. К месту чудесного явления Ее иконы собралось множество народа и священников из окрестных сел с хоругвями, и все с умилением и слезами обратились к Ней с молитвой. И икона спустилась к ним на землю. На этом месте тотчас же решили построить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и немедленно приступили к работам. Возвратившись утром продолжать постройку, люди не нашли на том месте ни св. иконы, ни начатого сруба. Но затем они увидели необыкновенный свет по другую сторону р. Тихвинки, в двух вестах от горы, среди болотистой пустыни. Здесь они нашли и саму икону, и сруб и даже разбросанные вокруг щепы, как будто само место было перенесено туда. Устроенный здесь храм в последствии неоднократно был превращаем в пепел, но явленная и чудотворная икона всегда оставалась невредимой. Наконец, усердием вел. кн. Василия Иоанновича на месте деревянного храма для Тихвинской чудотворной иконы Божией Матери в 1510 году был построен каменный храм, а через 50 лет после того усердием Иоанна IV тут основан был Тихвинский мужской монастырь.
С первого дня явления св. иконы Богоматери не переставали твориться от сего образа предивные чудеса. В 1613-1614 гг. шведские войска, захватившие Новгород, не раз пытались уничтожить обитель, но чудесным предстательством Богоматери многократно обращались в бегство. В память об этих событиях Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы было установлено всероссийское празднование, совершаемое 26 июня.
[Тихвинский монастырь был закрыт в 1924 г. Главный храм до середины 30-х гг. еще действовал как приходская церковь, но в 1936 г. был включен в состав расположившегося в монастыре Тихвинского межрайонного краеведческого музея. Среди экспонатов этого музея была и находившаяся в соборе чудотворная икона, но с началом Отечественной войны она покинула место своего поругания. В оставленном Красной Армией Тихвине собор горел, когда вошедший в него немецкий солдат вынес из огня Чудотворный образ.
Священник Псковской миссии о. Георгий Тайлов писал: «Немцы отправили икону во Псков и передали ее о. Н. Колиберскому, который в то время возглавлял Миссию. Чудотворная икона хранилась у него в отдельной комнате и 1 января 1942 г. была перенесена в кафедральный собор». В Пскове икона была более двух лет. 2 марта 1944 г. она прибыла в Ригу, где ее встретил епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Тихвинская икона покидала Россию, когда в истории Русской церкви открылась новая страница: советской властью Церковь была «реабилитирована» ради ее патриотического служения. Но православные русские клирики, предстоящие в годы войны чудотворной Тихвинской иконе, находились вне этого процесса и в силу многих причин были вовлечены в поток германского отступления.
В сентябре 1944 г. епископ Иоанн (Гарклавс) покинул Латвию и увез с собой чудотворную икону. В 1949 г. он прибыл в США. Там, в последствии, владыка Иоанн стал архиепископом Американской Автокефальной Православной Церкви, для которой Русская Православная Церковь является Церковью-Матерью. После его смерти в 1982 г. икона хранилась в доме его сына, священника Сергия Гарклавса. С начала 90-х годов он постоянно бывал в России. При первом же своем приезде он посетил Тихвин, и тогда же на вопрос о возможности возвращения иконы в Россию он ответил, что владыка Иоанн, обязавший его быть не владельцем, но хранителем иконы, благословил вернуть икону в Тихвин, когда в России не будет угрозы Православию.
В 1995 г. был вновь открыт Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь. Отец Сергий, приезжая в Россию, всякий раз бывал в Тихвине и знакомился с ходом восстановительных работ в монастыре. Летом 2004 г. чудотворная Тихвинская икона начала свой путь возвращения в Россию. 8 июля икона прибыла в Тихвин. В соборе Успенского монастыря она, помещенная в специальный киот, заняла свое место у правой колонны от входа, как и сотни лет назад. С тех пор к чудотворной Тихвинской иконе изо дня в день идут тысячи православных. /Жилкин В.С. Русский Дом. №7, 2006, с. 5/].
Прп. Давид Солунский (ок. 540). Блаженный Давид родился в стране восточной и, как светоносная звезда, осиял весь мир. Упражняясь в воздержании с младых лет, он явился пред людьми как бы ангелом во плоти. Поселившись близ города Солуни (древний город Македонии), в трех верстах от него, святой Давид построил себе палатку под миндальным деревом, и здесь он утешал всех притекающих к нему полезными словами. Его ум всегда был устремлен в Божественную высоту. Благодаря этому он обогатился даром чудотворения и сделался светозарным столпом Церкви, всех просвещающим своими чудесными знамениями. Мужественно перенося то стужу, то зной, он сделался как бы бесстрастным. И, так как он угасил в себе огонь плотских вожделений, то его не мог опалить и огонь вещественный. Однажды, он взял в руки разожженный уголь и, возложив на него фимиам, предстал перед царем и кадил на него, при чем руки его нисколько не пострадали от огня. Увидев это, царь удивился и поклонился угоднику Божию в ноги. Всей своей жизнью и творимыми чудесами святой Давид много изумлял людей, которые, взирая на святого, прославляли Бога, дивного во святых Своих. После долгой и славной жизни святой Давид с миром отошел к Богу.
Сщмч. Георгий (Степанюк) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Георгий родился в 1880 г. в селе Полична Брестского уезда Гродненской губернии. С 1900 г. он был преподавателем в сельской школе. После окончания пастырских курсов в Москве Георгий был рукоположен во священника и в 1911 г. направлен служить в Туркестанскую епархию в село Глиновка Лепсинского уезда Семиреченской области; в 1913 г. он был переведен служить в храм в селе Андреевское того же уезда и назначен в церковноприходскую школу законоучителем и преподавателем арифметики.
В 1918 г. захватившие власть в России безбожники развязали в стране гражданскую войну. Супруга священника предложила ему скрыться и переждать смутное время. Но о. Георгий сказал: «Скоро праздник Святой Троицы. Что скажет народ?» И остался.
Вскоре пришедшим отрядом Красной гвардии в селе была установлена советская власть. Отец Георгий был арестован и две недели содержался под стражей; затем его вывели к народу, чтобы собрать против него свидетельства. Однако таковых не нашлось, и священник был освобожден.
26 июня 1918 г. в село вошел другой отряд красногвардейцев, и несколько красногвардейцев сразу же направились к дому священника и арестовали его.
Находясь под стражей, о. Георгий, не желая оставлять церковных дел в беспорядке, попросил супругу принести из храма книги записей и привел их в порядок, а затем написал протоиерею Владимиру Цедринскому (сщмч., память его 14 авг.) в Лепсинск прощальное письмо.
В тот же день после полудня в сопровождении конного конвоя священника повели на расстрел. Отец Георгий попрощался с супругой и детьми и пошел по центральной улице села. За страшной процессией шли женщины и подростки. Дойдя до крутого берега реки, красногвардейцы спешились и вместе со священником стали спускаться к реке. Отец Георгий подошел к воде, опустился на колени и, воздев руки к небу, стал молиться. Затем он повернулся лицом к палачам, крестообразно сложил руки на груди и, воздохнув к Богу, сказал: «Прими Господи мою грешную душу!»
Красногвардейцы выстрелили и убили священника. Погребение убитого пастыря совершили четыре священника из соседних сел. Священник Георгий Степанюк был погребен на сельском кладбище. Много лет потом верующие тайком приходили на его могилу помолиться и попросить его заступничества перед Богом.
Прп. Иоанн, еп. Готфский (VIII). Память его празднуется также 19 мая (см. о нем там же).
Свт. Дионисий, архиеп. Суздальский (1385). Святитель Дионисий провел все свои молодые годы в пещере, которую он ископал на высоком берегу Волги, в окрестностях Нижнего Новгорода. Позже он создал там монастырь во имя Вознесения Господня. Из монастыря этого вышли прп. Евфимий Суздальский (память его 1 апр.) и прп. Макарий Унженский (память его 25 июля). В 1364 году святитель Дионисий был возведен на Суздальскую кафедру; его доброта и милосердие стяжали ему всеобщую любовь. Раз он спас татарских баскаков (сборщиков податей) от рук раздраженной толпы. Во Пскове он уничтожил ересь «стригольников» исключительно силой своего нравственного влияния.
После кончины в 1378 году митрополита Алексия Московского (память его 12 февр.) в Русской Церкви наступила смута. Вел. князь Димитрий Иоаннович желал видеть во главе ее своего духовника архимандрита Михаила Митяя, но все духовенство во главе с прп. Сергием Радонежским стояло за архиепископа Суздальского Дионисия, и, наконец, вел. князь уступил.
Свт. Дионисий поехал в Константинополь, но на обратном пути был задержан вел. князем литовским в Киеве, где и скончался в том же году (26 июня 1385 г.). Похоронили его в лавре. Во время войны в XVI веке святые мощи его во время пожара сгорели.
Память его празднуется также 23 июня вместе с Собором Владимирских святых,
28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Обретение мощей прп. Тихона Луховского, Костромского (1569). Святые мощи его были обретены нетленными в 1569 году и положены под спуд.
Память его празднуется также 16 июня (см. о нем там же).
Прп. Анфион.
Св. Ферапонт.
Чудотворные иконы Божией Матери:
Нямецкая (1399). Эта икона находилась в Нямецком монастыре, в Молдавии. О ней известно, что греческий император Андроник Палеолог, сын Мануила, передал икону в благословение молдавскому господарю Александру Воеводе в 1399 году. В последующее время один из молдавских князей подарил помещику Черткову точную копию с чудотворной Нямецкой иконы. В 1846 году один из владельцев слободы Михайловки Иван Димитриевич Чертков подарил эту икону крестьянам слободы Михайловки, Богучарского уезда, Воронежской губернии. Она была поставлена в приходской Христорождественской церкви.
Седмиезерная (XVII). (Подробные сведения об этой иконе см. под 13 окт.). 26 июня ей совершается празднование в память избавления г. Казани от чумы. Празднование это установлено в 1656 году архиепископом казанским Лаврентием.
Лиддская (Римская) (I). В VIII столетии блаженный Герман (714-730), патриарх Константинопольский (память его 12 мая), еще до принятия святительского сана ходил в Иерусалим поклониться гробу Господню. Будучи в Лидде у чудотворного нерукотворного образа Богоматери (празднование 12 марта), он усердно молился перед ним и велел иконописцу снять список на доске и принести в Константинополь, где хранил его, как драгоценное сокровище, и ежедневно молился перед ним. Во времена иконоборческой ереси патриарх был низложен как ревностный защитник икон. В изгнании, предчувствуя скорую кончину, он вложил в икону письмо папе Римскому Григорию и пустил ее в море со словами: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (греческого императора Льва Исаврянина) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться вместе с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие великое и пространное море плаванием безбедным». Уже на следующий день икона чудесным образом достигла Рима. Папа Григорий II был извещен о ее прибытии в сонном видении и со всем своим клиром поплыл по Тибру для встречи святыни. Увидев при устье реки икону, прямо шествующую к ним по воде, он с великой радостью принял ее и прославил Господа, творящего такие чудеса. Возвратившись в Рим, папа пронес по всему городу икону Богоматери и поставил ее в церкви святого Петра, внутри алтаря, где Царица Небесная подавала через нее многие исцеления от различных болезней.
Через сто с лишним лет, в 842 г., когда в Константинополе воцарился император Михаил, и восстановлено было иконопочитание, находившаяся в Риме чудотворная икона, списанная с Лиддской, во время литургии, утрени и вечерни сама собою стала заметно колебаться на своем месте и однажды, отделившись от своего места, поднялась на воздух. Первосвященник с клиром и народом последовали за нею, и все увидели, что чудодейственный образ спустился на воды Тибра и поплыл к морю. Икона вскоре прибыла к Константинополю и остановилась у пристани напротив царских палат. Бывшие здесь люди взяли ее и принесли царице Феодоре (память ее 11 февр.), полагая, что это одна из тех икон, которые во время гонений были брошены в море. Когда ее показали послам, в то время прибывшим в Константинополь от папы Сергия, они тотчас узнали ее и засвидетельствовали, что это та самая икона, которая незадолго перед тем удалилась из Рима. Тогда император со всем двором и патриарх с духовенством с крестным ходом и молебствием, в сопровождении народа, перенесли ее в Халкопратию и там поставили в церкви Пресвятой Богородицы. С того времени икона названа Лиддской Римской, и это явление ее вспоминается 26 июня (9 июля). Последние сведения о Лиддском образе восходят к XI веку. О дальнейшей судьбе этой святыни ничего не известно.
В России одним из самых чтимых был чудотворный список Лиддской иконы из Борисоглебского, что на Устье, мужского монастыря, расположенного в Ярославской обл., в 18 км от Ростова Великого. Образ был привезен в 1588 г. ключарем Архангельского собора Московского Кремля, принявшего в обители постриг. Список – редчайший по иконографии, 15 клейм изображают историю чудотворной иконы. На сегодня это единственный такой образ. Однако уникальность иконы не спасла ее от поругания. В 1922 г. была изъята драгоценная риза с нее. После закрытия монастыря в 1928 г. икона находилась в Борисоглебском отделении Ростовского музея, затем оказалась в Ярославском музее, оттуда перемещена в Третьяковскую галерею, где подменена другой. Лишь недавно выяснилось, что сейчас образ принадлежит Ростовскому музею-заповеднику.