Краткие жития святых, православные праздники и события

20 июня / 3 июля

 

Сщмч. Мефодия, еп. Патарского (312). Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского) (1175).

Свт. Мины, еп. Полоцкого (1116). Перенесение мощей свт. Гурия, архиеп. Казанского (1630). Мчч. Инны, Пинны и Риммы (I-II). Мчч. Аристоклия пресвитера, Димитриана диакона и Афанасия чтеца (ок. 306). Свт. Левкия исп., еп. Врунтисиопольского (V). Прав. Николая Кавасилы (ок. 1397).

Моденской (Косинской) иконы Божией Матери.

 

Усекновение главы святому Мефодию Патарскому Сщмч. Мефодий, еп. Патарский (312). Отличался подлинным иноческим смирением. Тихо и кротко он поучал свою паству, но вместе с тем твердо отстаивал чистоту Православия и боролся с ересями, особенно с получившей широкое распространение ересью оригенистов.

После него осталось богатое литературное наследие: сочинения в защиту христианства против язычества, изложение православных догматов против ереси Оригена, нравственные поучения, толкования Священного Писания.

Святитель Мефодий был схвачен язычниками, с твердостью исповедал перед ними веру во Христа Спасителя и в 312 году был приговорен к смертной казни через усекновение главы.

Блгв. кн. Глеб Владимирский (сын св. Андрея Боголюбского) (1175). Св. блгв. князь Глеб, во святом Крещении Георгий, был сыном св. блгв. князя Андрея Боголюбского (память его 4 июля) и родился в 1155 г. С двенадцати лет он проводил уединенную жизнь, и молитва низводила на него благодать Божию, тушившую страсти юности. Редкая кротость и глубокое благочестие отличали его. Скончался он в ранней юности. Святые мощи его почивали до нашего времени в градском соборе города Владимира в открытой раке. Собор, в котором он был погребен, был охвачен пожаром во время нашествия Батыя, в нем сгорели многие житель города Владимира и свт. Митрофан, но гробница святого была не тронута огнем. О местном почитании святого Глеба известно с XVII в., в 1702 г. он был канонизирован. Св. блгв. кн. Глеб считается покровителем города.

Память его празднуется также 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.

 

Мученики Инна, Пинна и Римма Перенесение мощей мчч. Инны, Пинны и Риммы Новодунских (I-II). Память их празднуется 20 января (см. о них там же). Спустя семь лет после кончины своей свв. мученики явились тому же епископу, по имени Годда, который похоронил их в своей церкви, и повелели ему перенести мощи их в местечко, называемое Аликс (нынешняя Алушта), в сухое пристанище.

Мчч. Аристоклий пресвитер, Димитриан диакон и Афанасий чтец (ок. 306). Святой мученик Аристоклий, родом из города Тамаса на Кипре, был соборным пресвитером. Во дни царя Максимиана (305-311), когда над христианами разразилось великое гонение, св. Аристоклий удалился в пустыню, где и скрывался в одной горной пещере. Здесь во время молитвы его однажды осиял свет, превосходящий солнечный, и с неба послышался голос, повелевавший ему идти в Саламинскую митрополию, что на Кипре, и там воспринять мученический подвиг за исповедание имени Христова. Укрепленный явлением света и Божественным гласом, он тот час же, оставив боязнь мучений, пошел, куда ему было повелено. По пути, пролегавшем в лесу, он зашел в храм святого апостола Варнавы и здесь нашел диакона Димитриана и чтеца Афанасия, которые встретили его с любовью. Во время беседы св. Аристоклий открыл им о причине своего путешествия в город Саламин, рассказав о бывшем ему видении. Димитриан и Афанасий после этого рассказа возымели непреодолимое желание идти вместе с ним, чтобы умереть за Христа. Когда они достигли города Саламина, то, встав на возвышенном месте, на виду у всех, начали громким голосом проповедовать об Иисусе Христе, Его прославляя, а языческих богов, бесчувственных идолов, похуляя. Язычники тот час же схватили проповедников и представили на суд правителю для допроса. Тот, узнав, что они христиане, и видя их непоколебимую преданность святой вере, повелел пресвитера Аристоклия усечь мечом, а свв. Димитриана и Афанасия после многих мук он предал на сожжение, но после того, как они остались живы и невредимы, правитель осудил их на усечение мечом.

Свт. Левкий исп., еп. Александрийский, Врунтисиопольский (V). Во времена языческие жил в Александрии один благородный муж, по имени Евдикий, проводивший жизнь в страхе Божием и любви. Своего единственного сына, Евтропия, после кончины его матери Евфросинии, когда тому было десять лет от роду, он привел в монастырь блаженного Ермия и отдал в книжное обучение. Здесь Евдикий и сам постригся. Евтропий, с помощью Божией, в книжном учении превзошел многих. При этом он был кроток, преисполнен смирения и послушания, и все любили его. Проводя в монастыре жизнь инока, он, однако, медлил с пострижением, так как братия хотела видеть его своим игуменом, чего он не хотел, считая себя недостойным. Так прожил он 25 лет.

Однажды его отцу, Евдикию, в сонном видении случилось божественное откровение о том, что он скоро умрет, а сын его будет епископом, который уничтожит идолов в Врунтисиополе Италийском, а имя ему будет Левкий. Пробудившись, он сейчас же позвал сына и рассказал ему о видении. Услышав это святой Левкий – он же и Евтропий – поклонился Богу и вознес Ему благодарственную молитву.

С наступлением утра к епископу Еллию пришли братия Ермева монастыря и сказали ему о том, что они уже семь лет пребывают без игумена. Не раз просили они честного Евтропия принять начальство над ними, но он не изъявляет на это своего согласия. Поэтому они молят владыку назначить его игуменом, хотя бы против его воли.

Несмотря на нежелание святого Левкия, он был хиротонисан и поставлен игуменом. Вступив в управление обителью, св. Левкий усилил свои подвиги и творил чудеса живущей в нем благодатью Святого Духа. Так он именем Господа Иисуса Христа изгнал беса из одного бесноватого эфиопа, которого сподобил потом святого крещения. Видя чудеса св. Левкия тысячи язычников уверовали во Христа и крестились.

По прошествии нескольких лет во Христа уверовал со всем своим домом епарх александрийский Филипп, побуждаемый к тому примером своей дочери святой Евгении (память ее 24 дек.). По истечении некоторого времени он стал христианским епископом. По страдальческой кончине епископа Филиппа преемником его единогласно избран был св. Левкий. Между тем в Александрии в это время епархом был Сатурнин. Будучи врагом христианства, он готовился открыть в Александрии гонения против христиан, убив предварительно их епископа, святого Левкия.

Св. Левкий, помня бывшее ранее его отцу видение, в котором была выражена воля Божия, чтобы он выступил против язычества в городе Врунтисиополе Италийском, избрал достойного мужа и поставил его вместо себя, а сам, взяв с собою двух диаконов, Евсевия и Дионисия, и пять учеников, отправился из города на корабельную пристань. Его с плачем провожали все христиане, числом пять тысяч человек, не считая жен и детей.

Простившись со всеми, он вошел в корабль и отправился в путь. В Александрии же, согласно пророчеству святого, внезапно разрушился дом епарха, умертвив вместе с ним и всех прочих, находящихся рядом с ним.

Через пятнадцать дней корабль прибыл в Адрианополь Египетский. Здесь св. Левкий принял к себе двух пресвитеров, Леона и Савина, затем на других кораблях он, наконец, достиг Врунтисиопольской области. Выйдя из корабля св. Левкий направился к городу со своим клиром. На пути им встретился отряд воинов со своим трибуном Армалеоном. Выяснив в ходе беседы с ними, что все они были язычниками, поклоняющиеся солнцу и луне, св. Левкий просветил их светом Христовой истины. После этого воины уверовали в его слова и просили его сделать их участниками вечной жизни. После этого св. Левкий огласил и крестил их. Сопровождаемый новокрещенными воинами и клиром, св. Левкий вошел в город. Так положено было начало просвещения Врунтисиополя светом Христова учения.

 Князь Антиох, правитель этой страны, узнав, что трибун Армалеон уверовал во Христа вместе со своими воинами, призвал его к себе и начал расспрашивать об этом. Трибун признался перед ним в своем прозрении от языческой тьмы и исповедании Христовой веры. Он также сказал, что просветил его св. Левкий, недавно пришедший в город.

Антиох послал за ним и с честью просил его прийти к нему. Увидев архиерея Божия, он сказал ему, что он сам и его сограждане уверуют в проповедуемого тем Бога, если св. Левкий умолит Его послать на их землю дождь, которого они не видят уже три года.

Св. Левкий, созвав свой клир и всех новокрещенных христиан, сотворил общее усердное моление к Господу Богу, и тотчас небо покрылось облаками, из которых полился обильный дождь, напоивший всю землю той страны. Тогда уверовал во Христа весь город во главе с Антиохом, так что крестилось двадцать семь тысяч человек. Построили среди города церковь во имя Пресвятой Богородицы, другой же храм, во имя Иоанна Крестителя, поставили на том месте, где был крещен народ.

Уча и утверждая в вере новопросвещенных христиан, св. Левкий сильно заболел и по откровению Божию узнал, что болезнь его смертельна. Позвав к себе Антиоха, он завещал похоронить себя в месте, где впервые сошел с корабля на этой земле. Затем, воздев руки, он сотворил молитву о своей пастве, преподал всем последнее благословение, после чего и преставился ко Господу, оплакиваемый всем городом. Многие чудеса совершались от гроба его во славу Божию.

Перенесение мощей и одежд апп. Луки, Андрея, Фомы и Иоанна Богослова, прор. Елисея и мч. Лазаря (960-970).

Равноап. Наум Охридский, исповедник (910). Память его празднуется также 27 июля.

Свт. Мина, еп. Полоцкий (1116). Святитель Мина долгое время подвизался в Киево-Печерском монастыре. 13 декабря 1105 года он был хиротонисан во епископа Полоцкого. Имя святителя Мины вошло в службу Киево-Печерским святым отцам. Упоминание о нем есть в Киево-Печерском Патерике. Известен святитель как один из первых русских архипастырей, продолжавших благодатное распространение веры Христовой после крещения земли Русской.

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Свт. Каллист I, патриарх Константинопольский (ок. 1363).

Преподобный Николай Кавасила Прав. Николай Кавасила (ок. 1397).

Гурий Казанский Перенесение мощей свт. Гурия, первого архиеп. Казанского (1630). Память его совместно со свт. Варсонофием, еп. Тверским, празднуется 4 окт. в день обретения их мощей (см. о них там же) и 5 декабря в день представления.

Прп. Африкан.

Прпп. 2 подвижника в пустыне.

Мч. Крискент Испанский.

Св. Студий Патрикий, основатель Студийского монастыря.

 

Икона Божией Матери Моденская Моденская (Косинская) икона Божией Матери. Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы. Она была названа так по своему местопребыванию в с. Косино Московской губернии (сейчас это район Косино г. Москвы). Согласно преданию, икона эта была привезена из итальянского города Модены графом Б.П. Шереметьевым. В село Косино икона пожертвована Петром I. Когда измайловский пруд и Яуза стали тесны для флотилии, на которой отрок Петр обучался морскому делу, он перенес ее на Белое озеро в Косино. Впоследствии в знак своего благоволения и благодарности он оставил Косинской церкви драгоценный дар – Моденскую икону Божией Матери. Пресвятой Богородице было угодно прославить свою икону многими благодатными знамениями и чудесными исцелениями. Так, в 1808 г. жительница села Кожухова, близ Симонова монастыря, долгое время страдала сильной болью в ноге. В сонном видении явилась ей Богородица и повелела молиться перед Косинской иконой и искупаться в Белом озере. Исполнив повеление, болящая выздоровела. Заступничеством Богоматери был дарован младенец бездетной чете, с которым супруги отправились возблагодарить Пресвятую Деву. В 1848 г., во время свирепствовавших в окрестных селениях и на фабриках эпидемиях холеры, из Косино много раз приносили чудотворный образ для общественного молебствия, и заступлением Владычицы болезни прекращались.

В 1920 г. власти постановили снять с иконы серебряную с драгоценными камнями ризу. В 1940 г. после закрытия косинских храмов Косинская (Моденская) икона Божией Матери была конфискована государством и передана музею религии и атеизма, бывшему сначала в Москве, а затем в Ленинграде. После Великой Отечественной войны икона была переведена на хранение в музей древнерусского искусства имени прп. Андрея Рублева, расположенный на территории Спасо-Андроникова монастыря в Москве. В июле 1991 г. отреставрированная и расчищенная икона была возвращена Церкви. Сейчас чудотворная святыня пребывает в иконостасе Свято-Успенского храма в Косино.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz