2/15 июня
Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского (828). Вмч. Иоанна Нового, Сочавского (1330-1340).
Обретение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской (1819).
Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).
Свт. Никифор исп., патриарх Константинопольский (828). Святитель Никифор состоял сановником при дворе византийской императрицы Ирины. Приняв монашество, он прославился своим благочестием и в 806 году был возведен на патриарший престол.
Святитель ревностно защищал почитание святых икон, боролся против еретиков-иконоборцев и с воцарением императора-иконоборца Льва Армянина в 815 году был сослан на остров Проконнис, где скончался в 828 году.
В 846 году мощи святителя Никифора обнаружили нетленными и благоухающими, после чего их перенесли в Константинополь.
Память его празднуется также 13 марта.
Вмч. Иоанн Новый, Сочавский (1330-1340). Родиной его был город Трапезон, расположенный близ Ассирии и границы великой Армении на берегу моря. Жители города занимались торговлей и мореплаванием. Также и блаженный Иоанн занимался торговлей, совершая частые путешествия по морю к разным городам. Однажды пришлось ему со значительным запасом товаров войти на корабль иноземца (западноевропейца), верою не восточного исповедания, нравом грубого, не милостивого и бесчеловечного. Во время плавания святого Иоанна с тем мужем, начал враг дьявол завидовать непорочной его жизни. Он едва переносил добродетели блаженного Иоанна, часто видя его в молитве и посте, благонравным и для всякого доступным, милосердным к терпящим нужду и к больным.
Невидимый враг умыслил отторгнуть св. Иоанна от благочестивой веры и вооружил на него врага видимого – начальника корабля, державшегося другого (католического) исповедания веры, который начал досаждать правоверному рабу Христову спорами о восточном (православном) благочестии. В многочисленных словесных прениях о вере, которые были между ними во время морского пути, св. Иоанн, как человек весьма мудрый и искусный в книжном учении, всегда одолевал иноземца и обличал его неправое мышление. Тот гневался на неодолимого воина Христова, раздражался, досаждал ему многими укоризнами и из чувства вражды замыслил на него зло. Когда корабль пристал к берегу близ Босфора, злой корабельщик пошел к местному градоначальнику, родом и верою персу, усердному хранителю своих отеческих преданий, и возвел перед ним такую клевету на св. Иоанна: «Начальник! Со мной на корабле прибыл муж, который желает, отказавшись от христианской веры, преданной отцами, приступить к вашей вере и быть общником ваших преданий… Если ты позаботишься скорее привести его к единоверию с вами, то тебе будет великая похвала от твоего народа, ибо этот муж весьма искусен в слове и среди знатнейших вельмож города Трапезонта не последний».
Услышав это, нечестивый начальник исполнился радости и, сев на судебном месте, повелел с почетом привести к себе блаженного Иоанна и предложил ему, как желающему приобщиться к их языческой вере, немедленно и во всеуслышание перед народным собранием похулить христианские предания и законы. На это св. Иоанн уличил начальника во лжи и заверил, что никогда не высказывал желания отречься от Христа и что устами того говорит сам сатана, желающий привлечь св. Иоанна к погибели и отступлению от истинного Бога. Он также просил не прельщать его склониться ко лжи, а, напротив, самому начальнику, узнав от св. Иоанна таинство истины, отложить в своей душе мглу нечестия и сподобиться быть сыном света, воссияв зарею божественного крещения. Затем святой Иоанн воздел руки и возвел очи к небу и во всеуслышание воскликнул: «Да не отрекусь от Тебя, Христа Спасителя моего, с безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым Духом славимого Бога! Не поклонюсь солнцу, не послужу огню, не принесу жертвы звезде, которую языческое баснословие называет Венерою, одноименно с блудной страстью!»
Тогда мучитель велел сорвать с мученика одежды, растянуть блаженного на земле и немилостиво бить суковатыми палками. Слуги били страстотерпца Христова столь жестоко, что многие части раздробляемой плоти его вместе с палками поднимались в воздух, и все то место, где мучили святого, обагрилось кровью. Доблестный же страдалец мужественно переносил это мучение и, возводя умные свои очи на небо, благодарил Бога за то, что Он сподобил его очиститься кровью от грехов, в которые впал он после святого крещения. Сыны погибели, слыша молитву мученика к Богу, исполнились еще большей ярости и жестоко били его до тех пор, пока не умолк его голос. При наступлении вечера правитель повелел едва дышавшего мучника связать двумя цепями, бросить в темницу и стеречь до утра для сильнейшего мучения.
На утро звероподобный мучитель, сев на судебном месте, повелел привести к нему святого мученика Иоанна. Страстотерпец Христов предстал перед ним со светлым лицом и радостной душой. Видя это, нечестивый судья весьма удивился. Но св. Иоанн просил его применить любые новые муки, которые, по слову Господа, послужат ему для спасения души.
Разгневанный мучитель повелел снова простереть мученика на земле и бить его еще более жестоко, и долго слуги, сменяя друг друга, беспощадно били его так, что и внутренности мученика были изранены. Он же, шепча устами, творил молитву к Богу. Тогда мучитель повелел привести дикого и свирепого коня, крепко привязать к его хвосту ноги мученика, а одному из воинов, сев на коня, гнать его по городским улицам и влачить Христова страдальца, пока конь будет в силах бежать. Так влачили святого по всему городу. Когда же всадник, влачивший святого, достиг жилищ иудейских и скакал по их улицам, то толпы иудеев ругались над влачимым мучеником, бросали в него, кто что имел в руках, творя бесчинный и нелепый смех. Наконец, один из иудеев вбежал в дом, схватил обнаженный меч, настиг влачимого святого и отсек ему голову. Так доблестный воин Иисуса Христа окончил свой страдальческий подвиг, предав святую свою душу в руки Господа.
На другой день христиане взяли его и с честью похоронили при своей церкви. Немного дней спустя корабельщик, предавший св. Иоанна на мучения, попытался раскопать и выкрасть честные его останки, но, по бывшему откровению, пресвитер этой церкви, созвав благочестивых людей, пресек это, и честные мощи мученика были внесены в церковь и положены в алтаре близ святого престола. Там святые мощи находились более семидесяти лет, и бывали над ними чудесные явления: иногда показывался некий чудный свет, иногда огненный столп, иногда неизреченное благоухание исходило от гроба, проявлялись и силы целебные. Слух о том дошел до правившего в то время поморьем благочестивого и христолюбивого великого воеводы Александра, который весьма пожелал иметь у себя это сокровище – честные мощи святого мученика Христова Иоанна. По совету со священнейшим архиепископом Иосифом, он послал за ними нескольких вельмож, и святые мощи мученика были положены в святейшей митрополии, в стольном городе Сочаве (в Болгарии).
20 000 мчч. Формийских (ок. 303).
Сщмч. Еразм Охридский (IV).
Прп. Марин (X).
Мц. Мария (X).
Мч. Димитрий (1657). Много пострадал от турок в 1657 году.
Обретение мощей прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской (1819). Память ее празднуется 21 декабря (см. о ней там же) в день мученической кончины в 1406 году.
В 1598 году один диакон решил после сорокадневной молитвы и поста тайно открыть ее могилу. Но из нее вырвался огонь и ожег ему лицо так, что он два месяца болел. Причем голос сказал: «Не следует видеть тело мое, пока не будет на то воли Божией». Он получил исцеление после долгой молитвы у гроба святой мученицы.
Обретение мощей праведницы произошло при разборке старого обветшавшего Преображенского собора в 1815 году, а в лике святых благоверная княгиня Иулиания прославлена была в 1819 году.
Мч. Константин Афонский (1819).
Мч. 38 в бане.
Мчч. матерь и 3 детей.
Киево-Братская икона Божией Матери (1654). Сведения об этой иконе приведены в месяцеслове за 10 мая.