Краткие жития святых, православные праздники и события

11/24 июня

 

Апостолов Варфоломея и Варнавы (I).

Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572).

Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая») (X).

 

Апостолы Варфоломей и Варнава (I).

Варфоломей апостол от 70-ти Святой апостол Варфоломей был одним из двенадцати апостолов Христовых. По принятии Святого Духа, сошедшего на апостолов в виде огненных языков (Деян. I, 13; II, 1-4), св. Варфоломею выпал жребий, вместе с ап. Филиппом (память его 14 нояб.), идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую Азию. Туда они оба и отправились, то проповедуя вместе, то расходясь отдельно по разным городам, то вновь сходясь и приводя людей ко спасению через веру в Иисуса Христа.

Проповедуя Евангелие в Малой Азии, св. Филипп на некоторое время отделился от св. Варфоломея и обращал ко Христу диких и непокорных жителей Лидии и Мизии. В это время св. Варфоломею, проповедавшему Христа в соседних городах, было повеление от Господа идти на помощь ко св. Филиппу. Присоединившись к нему, св. Варфоломей вместе с ним единодушно подвизался в апостольских трудах и подвигах. За Филиппом следовала еще и сестра его – девица Мариамна (память ее 17 февр.), и все вместе они стали служить делу спасения рода человеческого. Проходя города Лидии и Мизии и благовествуя слово Божие, они претерпевали от неверных многие напасти, побои и скорби, были заключаемы в темницы, побиваемы камнями, но, несмотря на все гонения, благодатью Божией, оставались живы.

В одном из лидийских селений они встретили возлюбленного ученика Христова св. Иоанна Богослова (память его 8 мая) и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь, они проповедовали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым покланялись все его жители. Вскоре св. Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду благое слово. Святые же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства.

В том же городе жил один человек по имени Стахий, бывший слепым уже сорок лет. Свв. апостолы силой молитвы просветили его телесные очи, а проповедью Христовой просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Свв. апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые апостолы исцеляли молитвою и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.

Жена начальника того города, Никанора, была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав об святых апостолах и их деяниях, она в отсутствии своего мужа, повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное – от укуса змеи и душевное – от бесовского обольщения, ибо уверовала во Христа. Узнавший об этом градоначальник сильно разгневался и повелел схватить апостолов, дом же Стихия сжечь. После этого начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых; и собрались к нему все жрецы идольские, принося жалобы на свв. апостолов в том, что они, будучи волхвами, силой колдовства отвращают народ от их богов.

Святые апостолы были осуждены правителем на распятие. Первым пострадал св. Филипп. Просверлив ступни ног его и продев в них веревки, они распяли его на кресте вниз головой пред дверями капища ехидны, и в то же время кидали в него камнями. Затем они распяли св. Варфоломея у стены храма. И внезапно совершилось великое землетрясение: земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все, оставшиеся в живых – и верующие и язычники – пришли в великий страх и с рыданиями просили святых апостолов сжалиться над ними и умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех. Поспешно стали снимать с крестов святых апостолов, но св. Филипп уже предал дух свой в руки Господа, и сняли его мертвым. Св. Варфоломей был повешен невысоко, и его быстро сняли. Он совершил над всеми уверовавшими в Господа крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честью похоронили тело св. апостола Филиппа.

После этого св. Варфоломей с блаженной Мариамной пробыли несколько дней в Иераполе, утверждая в вере Христовой вновь основанную церковь, а затем отправились каждый своим путем. Св. Мариамна направилась в Ликаонию и здесь, среди успешного блоговествования слова Божия, мирно представилась ко Господу. А св. Варфоломей отправился в Индийские страны, где и пробыл довольно много времени, трудясь в благовестии Иисуса Христа, проходя по городам и селениям и исцеляя болящих Его именем. Просветив своею проповедью многих из язычников и устроив церкви, он перевел на их язык Евангелие от Матфея, и передал им. У них же он оставил Евангелие, написанное на еврейском языке, которое по прошествии ста лет и было принесено в Александрию Пантеном (III), философом христианским. Из Индии св. Варфоломей отправился в Великую Армению. При его появлении здесь из идолов и людей изгонялись нечестивые духи при одном только приближении к ним апостола. Он исцелил от беснования дочь царя этой страны Полимия, отказавшись от щедрого вознаграждения. Царь же уверовал во Христа со всем своим домом и принял крещение от святого апостола вместе с царицей и исцелившейся дочерью, с множеством вельмож и простого народа.

Видя это, идольские жрецы вознегодовали на святого апостола. Приступив к брату царя, Астиягу, они научили его погубить Варфоломея. Тот, улучив удобное время, схватил святого апостола в городе Альбане, распял его кресте головой вниз. Но святой апостол при этом возвещал слово Божие, и мучитель велел содрать с него кожу и усечь голову его. Бывшие при его кончине верующие, сняв с креста его тело, голову и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Альбане, что в Великой Армении. И подавались от мощей апостольских чудесные исцеления болящим, ради чего многие из неверующих обратились ко Христу.

Спустя довольно много времени жестокие гонители взяли те мощи в оловянной раке и ввергли их в море. Рака же, плывя по воде, пристала к острову Липару. Тамошний епископ Агафон, узнав по откровению во сне, что к их берегу приплыли святые мощи, вышел с клиром и со всем народом на берег моря. Взяв раку со святыми мощами, они с радостью перенесли ее в свою церковь (перенесение мощей празднуется 25 авг.).

Апостол Варнава Святой апостол Варнава принадлежит к лику святых 70-ти апостолов. Первоначально имя у него был Иосиф. Родился он на острове Кипре от родителей евреев, происходивших из рода левитов.

Прародители Варнавы переселились из Палестины на остров Кипр по причине войн. Родители Варнавы были весьма богаты и имели свое село и дом вблизи Иерусалима.

Они воспитывали Иосифа в обучении книжном; когда же отрок пришел в совершенный возраст, то отправили его в Иерусалим к известному в то время учителю Гамалиилу, дабы он научил его более совершенному пониманию еврейских книг и всего Закона Божия. Здесь Иосиф среди сверстников своих имел и Савла, который в последствие назван был Павлом.

Иосиф ежедневно утром и вечером приходил в храм Соломонов и молился здесь с усердием Богу, проводя дни юности своей в великом воздержании.

В то время Господь наш Иисус Христос, спустя тридцать лет после Своего вочеловечения, начав открывать Себя миру, пришел из Галилеи. Здесь Он учил в храме, творил многие чудеса; все дивились Ему, со всех сторон стекались к Нему, дабы видеть святое лицо Его и слышать божественные слова Его. Видел Его и юноша Иосиф и, слушая поучения, исходившие из пресвятых уст Его, умилялся сердцем и весьма дивился чудесам, которые Он творил. Иосиф распалился сердечной любовью к Господу и, приступив к Нему, пал ниц к ногам Его. При этом Иосиф просил Господа благословить его и принять его в число Своих учеников. Господь же, прозиравший в тайны сердец, любезно благословил его и не запретил ему следовать за Собой. Иосиф, прежде всего, поспешил в дом тетки своей, по имени Мария, матери Иоанна, названного впоследствии Марком, и сказал ей: «Приди и посмотри на Того, Кого весьма хотели видеть отцы наши…»

Когда Господь отправился обратно из Иерусалима в Галилею, то вслед за Ним отправился и Иосиф вместе с прочими учениками. Иосиф, получивший имя Варнава (то есть «сын утешения»), стал в числе 70-ти учеников Господних, которых Он послал на проповедь.

После вознесения Господа на небо, святые апостолы жили все вместе в Иерусалиме. В то время и Иосиф продал свое село, находившееся близ Иерусалима, доставшееся ему в наследство от родителей. Вырученные деньги он принес к ногам апостолов, ничего себе не оставив, ибо он желал богатеть в Бога, в Которого действительно и обогатился.

Варнаве часто случалось видеться с Савлом, причем он вел спор с ним от Писания о Господе Иисусе Христе и прилагал все усилия свои, дабы обратить Савла к святой вере, но Савл был весьма усердным ревнителем отеческих преданий.

Слезы и молитвы Варнавы были не напрасны; когда наступило время милосердия Божия, Савл обратился ко Христу, будучи призван голосом Господним на пути в Дамаск. Тогда святой Варнава взял Савла за руку и привел его к апостолам, сказав: «Вот тот, кто нас преследовал, теперь наш…»

В это время в Антиохии Сирийской начала распространяться святая вера в Господа нашего Иисуса Христа. Об этом услышала церковь иерусалимская, поэтому апостолы послали святого Варнаву в Антиохию Сирийскую, дабы он узнал подробнее обо всем, происшедшем там и утвердил бы новообращенных. Он же, придя туда и увидав благодать Божию, весьма возрадовался и утешил всех словом Господним, увещевая всех пребывать при Господе неотступно. В то время как святой Варнава проповедовал там достаточное время, весьма много народу присоединилось к Господу. Так как ученики умножались с каждым днем, учителей же было немного, то святой Варнава, оставив на время Антиохию, отправился в Тарс, желая найти здесь друга своего Савла. Потом они оба пробыли в Антиохии целый год, собираясь в храме и поучая народ. Здесь впервые ученики их начали называться христианами.

По прошествии года Варнава и Савл, называвшийся теперь Павлом (см. о нем в день памяти 29 июня), возвратились в Иерусалим, возвеселив Церковь известием об умножении верующих в Антиохии и принеся щедрую милостыню от них.

В это время в церкви иерусалимской внезапно произошло большое смущение, ибо царь Ирод начал гонения. Он умертвил мечом ап. Иакова Зеведеева и заключил ап. Петра в темницу. Варнава и Павел укрывались в доме Марии, тетки Варнавиной, к которой пришел и ап. Петр, после того как ангел вывел его из темницы. Потом Варнава и Павел, окончив свое дело, снова возвратились в Антиохию, взяв с собою и сына Марии, Иоанна, названного Марком. После того, как все они пробыли достаточное время в Антиохии, подвизаясь в посте, молитве, в служении божественной литургии и в проповеди слова Божия, благоугодно было Духу Святому послать их на проповедь к язычникам. Они, прежде, всего пошли в Селевкию, оттуда отплыли в Кипр и остановились в Саламине. Пройдя остров до Пафа, они встретили некоего волхва лжепророка иудеянина, по имени Еллима, при анфипате Сергии, муже весьма разумном. Здесь они просветили анфипата святою верой, Еллима же волхва, противившегося им, они ослепили словом. Отъехав из Пафа, они пришли в Пергию памфилийскую. Слуга же их Иоанн (Марк) увидев их великие страдания, которые они претерпевали за благовестие имени Христова (ибо они нисколько не боялись смерти), устрашился ходить с ними по причине своих юных лет; поэтому, оставив их, он возвратился в Иерусалим, к матери своей. Варнава же с Павлом пришли в Антиохию Писидскую. Будучи изгнаны отсюда, они отрясли прах от ног своих и прибыли в Иконию. Но и здесь язычники намеревались побить их камнями, поэтому они с поспешностью пошли в города ликаонские, Листру и Дервию, и благовествовали в их окрестностях. Здесь они исцелили одного хромого от рождения. Народ же приняв их за богов, вознамерился принести им жертвы, и едва апостолы уговорили их не делать этого. Потом тот же народ, будучи научен иудеями, поднял мятеж на свв. апостолов. Побив Павла камнями, народ извлек его из города, думая, что он умер, но он, поднявшись, вошел в город, а на следующее утро он и Варнава вышли из города и отправились в Дервию. Достаточно благовестив этому городу и обратив здесь многих ко Христу, свв. апостолы предприняли обратный путь к Антиохии сирийской. Всюду по пути своему они утверждали души учеников, увещевая их пребывать в вере и поучая их. Рукоположив пресвитеров по всем церквам, апостолы отправились отсюда в Атталию, затем отплыли в Антиохию Сирийскую. Придя в город и собрав всех верных, они рассказали им все, что сотворил с ними Бог, и сколь многих язычников они обратили ко Христу.

Вскоре после этого они прибыли в Иерусалим, где все апостолы, посоветовавшись соборно, постановили отменить обрезание навсегда для верующих не только эллинов, но и иудеев, как излишнее при новой благодати. С этим посланием и направились апп. Варнава и Павел, а с ними Иуда и Сила, в Антиохию. В это время Иоанн (Марк), сын Марии, тетки Варнавиной, не осмеливаясь приблизиться к св. Павлу, подошел к дяде своему, Варнаве, с покаянием и слезами, сожалея, что отлучился от них, когда они проповедовали язычникам. Иоанн начал просить св. Варнаву снова взять его с собою, обещая без страха идти на все страдания и самую смерть за Господа. Варнава взял его как племянника своего. Вместе дошли все до Антиохии.

Спустя некоторое время Павел сказал Варнаве, что они должны опять посетить своих братьев, пройти по всем городам, в которых ранее проповедовали, чтобы посмотреть, как они живут. Св. Варнава согласился на это. При этом он хотел взять с собой Иоанна (Марка). Павел же не хотел его брать, помня его бывшее ранее отлучение от них. Произошла распря между ними, поэтому они разошлись друг от друга, намереваясь каждый пойти своим путем. Но это было даже на пользу, так как, проповедуя в отдельности, они спасли гораздо больше душ, чем могли бы, если бы были вместе. Святой Павел, взяв с собой святого Силу, отправился в Дервию и Листру, а святой Варнава отплыл в Кипр с племянником своим Иоанном.

Умножив на Кипре число верующих, Варнава отправился в Рим и, как говорят, первый проповедал в Риме Христа. Затем, основав и утвердив в городе Медиолане епископский престол, Варнава снова возвратился на Кипр. Когда он проповедовал в городе Саламине, пришли сюда некоторые иудеи из Сирии и начали противиться ему и возмущать народ и замыслили умертвить его. Апостол же, провидя свою мученическую кончину, сказал Марку, чтобы он, после его кончины, взял тело его, похоронил его и шел к апостолу Павлу, чтобы возвестить все ему о Варнаве.

Святой Варнава имел с собою Евангелие от Матфея, написанное собственной рукой. Он завещал святому Марку похоронить его вместе с тем Евангелием. Потом, дав последнее целование сроднику своему Марку, Варнава отправился на сонмище еврейское. Когда он начал говорить здесь от книг пророческих о Христе, то иудеи, пришедшие из Сирии, восстали на него, возмутили и других евреев и, возложив на него руки, вывели его из города и побили каменьями. Марк с прочими братьями нашел тело святого Варнавы и похоронил его в одной пещере, положив ему на грудь Евангелие. Потом он отправился на поиски апостола Павла и, найдя его в Ефесе, рассказал ему все о кончине св. апостола Варнавы. Св. Павел оплакал кончину Варнавы, Марка же удержал при себе.

Из-за поднявшихся гонений пришло в забвение место, где были положены четные мощи апостола Варнавы. Спустя много лет, когда вера Христова распространилась по всем концам земли, Господу было угодно прославить то место. Здесь начали происходить многие дивные чудесные исцеления болящих. Никто ничего не знал о мощах апостола, поэтому место то называли «Местом здравия».

Святые мощи апостола Варнавы были обретены чудесным образом в конце V века (485-488) после того, как он троекратно явился во сне архиепископу Кипрскому Анфиму и повелел ему обрести его мощи и Евангелие в «Месте здравия». Он также сказал Анфиму: «И когда твои противники, намеревающиеся подчинить своей власти эту церковь, начнут говорить, что Антиохия есть престол апостольский, ты возражай им и скажи – и мой город престол апостольский, ибо я имею апостола, почивающего в городе моем».

Император Зенон (474-491) весьма возрадовался тому, что в дни его царствования обретено было столь великое духовное сокровище, и распорядился, чтобы остров Кипр не был в подчинении у патриарха, но самостоятельно управлялся своим архиепископом.

Архиепископ в скором времени выстроил великий и красивый храм во имя апостола. Честные его мощи он положил в святом алтаре, на правой стороне и установил праздновать память святого апостола Варнавы 11 июня в день обретения его мощей.

 

Прп. Варнава Ветлужский (1445). Прп. Варнава был приходским священником в городе Великом Устюге в пределах Вологодских. По велению Божию он удалился в пустынные леса Ветлужские, где провел 28 лет в подвигах поста и молитвы. Поселился он на высоком холме, на берегу реки Ветлуги. Питался он травой и редко хлебом. Дикие звери не вредили ему, жившему по воле Божией. Множество людей посещали его ради наставлений и руководства. Посетил его и прп. Макарий Унженский (память его 25 июля). Прп. Варнава скончался в глубокой старости 11 июня 1445 г. Ученики построили две церкви: одну – в честь Пресвятой Троицы, а другую – над гробом святого во имя свт. Николая Чудотворца. На месте пустыннической кельи святого они создали Свято-Троицкий Варнавин монастырь (ныне город Варнавино в Нижегородской области). Память святого была прославлена при Патриархе Иоасафе в 1639 г. Святые мощи прп. Варнавы покоятся под спудом в градском (прежде монастырском) соборе во имя св. апостола Варнавы.

Прп. Вассиан Угличский, Рябовский (1509). Память его празднуется 12 февраля в день представления (см. о нем там же) и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.

Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572). Память св. Ефрема празднуется 28 января в день представления (см. о нем там же).

Преподобный скончался в 1053 г., и по его завещанию останки его брата Георгия были также похоронены в его могиле. В 1572 г. останки обоих братьев были обретены нетленными, и прп. Ефрем был причислен к лику святых. Известны посмертные чудотворения святого Ефрема.

Мц. Мария Пергамская.

Мчч. Феопемпт и иные 4 с ним.

 

Икона Божией Матери Достойно есть (Милующая) Икона Божией Матери, именуемая «Достойно есть» («Милующая») (X). Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в Карейском монастыре, который был основан Константином Великим в 335 году, она стоит в соборном храме в алтаре на горнем месте. Прославилась эта икона следующим образом. Один старец жил отшельником со своим послушником недалеко от Кареи. Редко оставляли они свою келью. Случилось, что старец однажды отправился к всенощному бдению на воскресный день в монастырь, ученик же его остался в келье, получив от старца благословение совершить службу дома. Во время всенощной он услышал стук в дверь кельи и, отворив, увидел незнакомого инока, которого принял к себе в келью с приветливостью. Во время совершения всенощной они оба начали петь молитвенные песнопения. Когда пришло время перед 9-й песнью величать Пресвятую Богородицу, оба они встали перед Ее иконой и начали петь известную песнь «Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим» и пр. Но гость сказал: «У нас не так величают Божию Матерь. Мы поем прежде, – и сам запел: – Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего – и уже после этой песни прибавляем: Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим». Молодой инок умилился до слез, когда слушал пение неслыханной им песни, и стал просить гостя записать ее, чтобы и ему научиться таким же образом величать Богородицу. Но в келье не было ни чернил, ни бумаги, чтобы записать песнь. Тогда гость сказал: «В таком случае я напишу тебе для памяти эту песнь вот на камне, а ты заучи ее сам и всех других христиан научи, чтобы они так славили Пресвятую Богородицу». Камень, как воск, умягчался под рукой дивного гостя, и глубоко врезывались слова. Начертав на камне песнь, гость назвал себя Гавриилом и стал невидим. Всю ночь провел послушник в славословии перед иконою Богородицы новою песнею. Утром старец, возвратившись из Кареи, застал его поющим чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал, все как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все единодушно прославили Господа и Матерь Божию и стали петь новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икона, перед которой она была воспета Архангелом, перенесена в Карейский собор и названа «Достойно есть».

Более тысячи лет святая икона находится на горнем месте Протата и лишь четыре раза покидала Афон и посещала мир. Издавна изливала Пречистая Свою милость на русских христиан. Присланный с Афона список с благодатного образа «Достойно есть» имелся в Петербурге, в Галерной гавани, где стоит выстроенный в честь Милующей Богоматери величественный пятикупольный псевдовизантийский храм. А в июне 1999 г. на московское подворье Троице-Сергиевой Лавры со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный теми же изографами – насельниками афонского скита, – что писали и образ Иверской иконы, подаренный святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве. Празднование этой чудотворной иконе совершается в тот самый день, когда афонских иноков посетил небесный гость.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz