10/23 июня
Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (361-363). Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Собор Рязанских святых. Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). Собор Сибирских святых. Сщмчч. Николая, Василия пресвитеров и мч. Павла (1918); сщмч. Тимофея пресвитера (1940).
Прп. Силуана, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313). Прп. Феофана Антиохийского (363). Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409).
Сщмч. Тимофей, еп. Прусский (361-363). Он был епископом в городе Пруссе, находящемся близ горы Олимпийской (Малая Азия). За чистоту своей жизни и святость св. Тимофей получил от Бога дар чудотворения. Случилось ему однажды умертвить громадного змея, причинявшего большой вред животным и людям. В другой раз он исцелил одного царя, по имени Арита, который страдал тяжкою болезнью, так что приближался к вратам смерти. Подобным же образом и некую царицу он не только возвратил от смерти к жизни, но и обратил от тьмы идолослужения к свету истинной веры. Проповедью же своей он просветил всю свою паству, и множество неверующих обратил ко Христу. Когда же вступил на престол император Юлиан (361-368), который отвергся от Христа, стал поклоняться идолам и воздвиг жестокое гонение на Церковь Божию, то святой Тимофей с особенной ревностью начал трудиться в проповеди слова Божия. Услышав о святом, нечестивый император Юлиан повелел взять его и привести к нему, затем посадил его в темницу. Сюда к святому стекалось много народа, которому он проповедовал о Христе, Боге истинном. Юлиану было доложено, что христианский епископ, заключенный в темнице, учит своей вере приходящих к нему людей. Юлиан послал ему приказание – не учить об имени Иисуса Христа. Но святой не послушался его, и без боязни продолжал учить народ. Когда же император Юлиан снова узнал о том, что св. Тимофей продолжает проповедовать Христа, разгневался и послал палача, чтобы он отсек святому голову в темнице. После блаженной кончины священномученика, верующие взяли его святое тело и с честью похоронили его. От гроба подавалось множество чудесных исцелений разных болезней, во славу Христа Бога нашего.
Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Память его празднуется 3 июля в день представления (см. о нем там же). Скончался он в 1295 году. В 1609 году святые мощи его были обретены и перенесены в рязанский Рождественский собор, где была икона, изображающая шествие его по воде, и Муромская чудотворная икона Благовещения Божией Матери, принесенная им с собой.
Собор Рязанских святых. Празднование памяти Рязанских святых установлено 12 января 1987 года.
Свт. Иоанн, митр. Тобольский (1715). Святитель Иоанн (в миру Иоанн Максимович) родился в городе Нежине (Малороссия) в 1615 г. Он был старшим из семи детей. Родители, Максим Васильевич и Евфросиния, отдали его в Киево-Могилянскую коллегию (впоследствии Киевская Духовная академия). По ее окончании св. Иоанн был оставлен здесь учителем латинского языка. Но его все более влечет монашеское подвижничество. В 1680 году святой принимает постриг в Киево-Печерском монастыре, а 1685 г. его переводят наместником в Брянский Свенский монастырь. Святитель Феодосий Черниговский незадолго до своей кончины назначил его архимандритом Черниговско-Елецкого монастыря. 10 января 1697 г. св. Иоанн был рукоположен в Москве во епископа Черниговского. Святитель основал там семинарию по образцу Киево-Могилянской коллегии, а также большую типографию, в которой было издано немало его собственных сочинений. В 1711 году св. Иоанн возводится в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Святитель неустанно заботился о просвещении епархии, усовершенствовал школу, продолжил проповедь среди язычников, приступил к издательскому делу. В 1714 г. им была организована миссия в Китай. О жизни святителя в Сибири летописи говорят: «Был тих, скромен, балгорассудлив, сострадателен, милостив». Часто помогал людям. Тайно подавал щедрую милостыню. Дом святителя был открыт для нуждающихся в помощи и слове утешения. Устраивал трапезы для духовенства и бедняков и сам прислуживал за столом. 10 июня 1715 г., отслужив Божественную Литургию, при благовесте к вечерне святитель скончался во время молитвы, стоя на коленях. Замечательно десятитомное литературное наследие св. Иоанна. Особую популярность снискало себе его сочинение «Илиотромион» (Подсолнечник). В нем святитель проводит мысль о том, что христианин должен быть подобен этому растению – как оно поворачивается к солнцу, так и мы должны все свои поступки согласовывать с волей Божией.
Память его празднуется также в этот же день вместе с Собором Сибирских святых.
Собор Сибирских святых. С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископия, а затем преобразованная в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие сибирские епархии.
Бывший стольный град Сибири Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры. В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых праведного мученика Василия Мангазейского (память его 10 мая). В последующее время Господь явил здесь множество подвижников веры и благочестия.
В 1984 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Сибирских святых.
10 июня 1984 года в Покровском храме Тобольска было совершено первое празднование.
На иконе Сибирских святых изображены святые подвижники веры и благочестия.
Сщмч. Николай (Динариев) пресвитер и мч. Павел (Парфенов) (1918): Новомуч.
Сщмч. Василий (Победоносцев) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Василий – Василий Владимирович Победоносцев – родился в 1848 г. В 1870 г. он окончил Пермскую Духовную семинарию, в 1878 г. был рукоположен во священника и служил в Свято-Троицком соборе Каменского завода Камышловского уезда Пермской губернии. Сочувствуя бедным студентам, о. Василий стал действительным членом Комитета вспомошествования недостаточным воспитанникам Пермской Духовной семинарии. С 1896 г. он был назначен благочинным 2-го округа Камышловского уезда. В 1899 г. священник был награжден наперсным крестом. 29 марта 1906 г. о. Василий в соответствии со своим прошением был уволен с должности благочинного. В 1902 г. он был возведен в сан протоиерея.
После прихода к власти безбожников-большевиков протоиерей Василий Победоносцев, которому исполнилось тогда семьдесят лет, был арестован и замучен – 10 июня 1918 г. ему отсекли голову.
Сщмч. Тимофей (Ульянов) пресвитер (1940): Новомуч. Священномученик Тимофей родился 3 мая 1900 г. в селе Трубинка Воронежской губернии в семье крестьянина Константина Ульянова. Три года он проучился в сельской школе.
В 1917 г. он начал служить на родине в церкви псаломщиком. В 1931 г. Тимофей Константинович переехал в Подольский район Московской области. Через год он был рукоположен сначала во диакона, а затем во священника к Вознесенской церкви в селе Сатино-Русское Подольского района Московской области. Тяжелое материальное положение вынуждало его перейти на служение в другой приход. Председатель церковного совета Вознесенской церкви убедительно просил его остаться в Сатино-Русском и продолжить служение. После некоторых колебаний о. Тимофей остался на этом приходе.
26 ноября 1937 г. о. Тимофей был арестован Подольским районным отделением НКВД и заключен в тюрьму в городе Серпухове. На следующий день состоялся допрос. Поинтересовавшись у о. Тимофея, с кем из священнослужителей района он поддерживает связь и о чем у них бывает разговор при встречах, следователь спросил, какой ориентации священник был до ареста. На это о. Тимофей ответил, что являлся последователем тихоновской ориентации.
На этом допросы были закончены. В тот же день в качестве свидетеля был допрошен председатель колхоза села Сатино-Русское. Лжесвидетель рассказал, что под влиянием священника Ульянова колхозники очень жаловались, что председатель не пускает их в церковь, а заставляет работать, тогда как другие люди ходят в церковь.
Для дачи свидетельских показаний 29 ноября был вызван председатель церковного совета, который, давая показания об антисоветской деятельности о. Тимофея, рассказал, что осенью 1937 г. на поминках «Ульянов высказывал свои враждебные взгляды на существующий строй, восхваляя прежнюю жизнь» и выражая недовольство непомерными налогами, которые накладываются властью, чтобы изжить духовенство.
Кроме этих двух лжесвидетелей были допрошены еще трое. 1 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Тимофея к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Отбывая наказание, священник Тимофей Ульянов умер от голода 23 июня 1940 г. в лазарете №2 Ниже-Амурского исправительно-трудового лагеря города Советская Гавань Хабаровского края и 25 июня был погребен на лагерном кладбище.
Мчч. Александр и Антонина дева (ок. 313). В одно из гонений на христиан была схвачена и приведена к жестокому правителю Фисту одна христианская девица, по имени Антонина, происходившая из города Кродамна (в малоазиатской области Фракии). За ее благочестивую и добродетельную жизнь Господь сподобил ее принять мученический подвиг, для посрамления и победы над лукавым диаволом. За ее отказ от поклонения ложным языческим богам правитель приказал бить ее бичами, а потом отвести в непотребный дом на осквернение.
Св. Антонина, оставшись одна в отдельном помещении, стала усердно молиться Богу. В это время ангел Господень явился одному из воинов правителя, Александру, и сказал ему: «Иди к правителю и скажи ему, чтобы он дозволил тебе войти к Антонине. Когда взойдешь к ней, то одень ее твоим плащом и пусть она уйдет из того дома, да не узнает ее злобный правитель».
Доблестный воин Христов, исполняя повеление ангела, пришел к правителю с просьбой, разрешить ему войти к Антонине, на что правитель согласился.
Святая Антонина, накрывшись плащом, беспрепятственно вышла из этого дома. Правитель же, подумав, что это был Александр, послал к Антонине еще четырех воинов, чтобы они надругались над ней. Но, обнаружив вместо девы в помещении Александра, они привели его к правителю. Тот, удивившись происшедшему, велел повесить Александра для мучений и бить его без милосердия, требуя сказать, где находится Антонина, и в то же время принести жертву идолам.
Между тем святой Антонине деве явился Сам Господь Иисус Христос и сказал: «Мужайся и иди туда, где находится несправедливый и жестокий правитель».
Увидев святую, Фист пришел в сильную ярость и повелел воинам повесить ее, сильно бить. Потом их вместе со св. Александром стали принуждать принести жертву идолам, но они в единые уста отвечали, что нет таких мучений, какими бы можно было бы принудить их поклониться мерзким языческим богам.
После такого ответа святых мучеников правитель повелел отсечь им руки. Затем он приказал вырыть глубокую яму, в которую набросать во множестве дрова и хворост так, чтобы она наполнилась до краев, и сжечь в ней свв. мучеников. Их облили смолой и бросили в яму, пылающую огнем. Затем мучители засыпали яму ту землей.
Когда Фист возвратился в свой дом, то не мог вкусить ни пищи, ни питья и сделался немым, ибо посланный на него святыми ангелами злой дух в течение семи дней мучил его, после чего правитель извергнул свою нечестивую душу.
Прп. Феофан Антиохийский (363). Святой Феофан происходил от языческих родителей. Когда он достиг юношеского возраста, то сочетался браком с одной девицей, но она в скором времени умерла. Феофан же уверовал во Христа и крестился. Затем, оставив все, заключился в одной хижине близ того города и жил там довольно продолжительное время, поучая приходящих к нему хранению заповедей Божиих и целомудренной жизни. Узнав об одной блуднице по имени Пансемна, что она многих погубила своей красотой, св. Феофан вышел из затвора и, облекшись в светлые одежды, выпросил у своего отца золото, как бы желая взять за себя ту женщину. Придя затем к блуднице, отдал ей золото и, убедив ее изменить свою жизнь, крестил ее. После этого св. Феофан устроил около своей хижины другую хижину, где и затворил эту женщину. И сделал ту, что раньше была сосудом греха, жилищем Святого Духа, золото же раздал нищим. Оба они, таким образом, угодили Богу и в один и тот же день отошли в небесные обители.
Св. Пансемна (363). О ней сказано выше в житие прп. Феофана Антиохийского.
Свт. Вассиан, еп. Лавдийский (409). Этот святой муж с малых лет был старцем, конечно, не числом лет, а разумом и добронравием. Отец его Сергий, правитель сиракузской страны (на острове Сицилия), держался эллинского нечестия. Он послал сына своего в Рим для изучения языческой философии, чтобы тот мог быть приемником власти отца и искусным правителем граждан. От природы мудрый и рассудительный, Вассиан с прилежанием стал изучать философию и преуспел в обучении. В это время он услыхал об имени Христовом и о жизни христиан и тогда же восхотел всем сердцем переменить эллинскую философию на христианское душеспасительное любомудрие.
Господь же, не желая надолго отдалять воина Своего от предназначенного ему делания, три раза возвещал в сонном видении одному благочестивому пресвитеру о желании и намерении юноши Вассиана сделаться христианином. После долгих поисков, пресвитер, с помощью Божией, нашел Вассиана и спросил его – откуда он родом, кто его родители и почему он живет в Риме. Услышав мудрые и рассудительные ответы юноши, пресвитер понял, что это и есть тот юноша, которого он искал.
Пригласив его к себе в дом, пресвитер рассказал ему о бывшем ему видении, после чего оба они прославили Бога. Вассиан припал к ногам пресвитера и просил поскорее сделать его христианином. Пресвитер стал поучать юношу истинам святой веры, огласил его. С этого времени Вассиан стал часто приходить к честному пресвитеру с одним своим старейшим рабом, который был ему верен во всем, поучаясь в христианском любомудрии.
По оглашении Вассиан начал проводить суровую жизнь: днем постился и молился, ночью же пребывал или в молитве или за книжным чтением. Через определенное время пресвитер совершил святое крещение Вассиана. После этого Вассиан стал проводить еще более строгую жизнь, умерщвляя свое юное тело и порабощая его духу.
Приставники и слуги, которым правитель Сергий приказал беречь Вассиана, вскоре догадались, что он стал христианином, поэтому тайно, один за другим, отправились обратно в Сиракузы к старому господину своему, правителю Сергию, с неприятной для него вестью. Сергий, будучи идолопоклонником, сильно опечалился и стал размышлять, как бы отвратить сына своего от христианства: ласками или угрозами.
В это время святому Вассиану пришлось войти ночью в церковь святого евангелиста Иоанна Богослова (память его 8 мая). Здесь, молясь по обыкновению, он увидел честного мужа, украшенного сединами, который сказал ему: «Знай, верный раб Христов, что тебе необходимо вместе с верным рабом твоим идти отсюда в город Равенну, ибо отец твой намеревается воспрепятствовать спасению твоему душевному…»
Блаженный Вассиан, весьма возвеселившийся сердцем по поводу апостольского явления, стал полагать многие поклоны с молитвой к Богу, прося не оставить его помощью Своей. На следующее утро они раздали со слугой все свои вещи неимущим и, приняв благословение от своего духовного отца Гордиана, вечером, вышли из Рима и отправились в Равенну.
Прибыв в город Равенну, Вассиан отправился к епископу этого города, Урсу, который был ему родственником. Епископ ему очень обрадовался, особенно когда узнал, что он верует во Христа и, ради любви ко Христу, презрел все и стал странствовать. По желанию Вассиана епископ отвел для него спокойное место вне города при церкви сщмч. Аполлинария (память его 23 июля), первого епископа города Равенны, рукоположенного святым ап. Петром. Здесь Вассиан пребывал в уединении, отвегшись мира и всего мирского, усердно работал Богу, подвизаясь в посте и молитве.
Господь вскоре прославил раба Своего: Он даровал ему чудесную благодать исцелять телесные болезни молитвой и душевные недуги – боговдохновенными поучениями. За все это он от всех окружающих приобрел уважение, любовь и славу.
В это время от царя Валентина (383-392) пришло повеление к правителю города Равенны и ко всем гражданам этого города – предать смерти городского судью по имени Вифимний, так как клеветники оговорили его перед царем в больших преступлениях. Вифимний был связан и приведен к месту казни. Здесь он вспомнил святого Вассиана и сказал про себя: «Раб Божий, Вассиан! По благодати, дарованной тебе Богом, будь мне помощником!»
Сам правитель города и множество народа находилось здесь, желая видеть кончину Вифимния. Но сколько палач не пытался отсечь ему голову, меч не повиновался ему и отскакивал в сторону. Поменяли палача, но и у того также невидимая рука выхватывала меч и отбрасывала далеко в сторону. После этого правитель города, удивляясь и страшась происходящего, приказал отвести осужденного с лобного места, тем более что и народ требовал его освобождения, ибо сила Божия защищала его от смерти.
После этого царь отменил свое повеление и велел простить вину Вифимию. Тот не скрывал причину своего спасения. Освободившись из темницы, он отправился к святому и воздал ему благодарение, но святой угодник Божий повелел ему благодарить одного только Бога, избавившего его от смерти. С этого времени все жители города стали с большим почтением относиться к святому. Клир же и знатные граждане сообща стали просить епископа убедить святого Вассиана принять священнический сан. Таким образом, угодник Божий был хиротонисан в священнический сан, в коем он провел довольно продолжительное время.
Около этого времени в городе Лодии, в Лигурии, умер епископ. Жители этого города наложили на себя трехдневный пост и усердно молились ко Господу, прося Его послать достойного мужа, который бы, взойдя на святительский престол, мог успешно управлять Церковью Христовой. Во время общего поста одному из пресвитеров соборной церкви, по имени Климент, в сонном видении явился некий светоносный муж и сказал, что им уготован Богом во епископы пресвитер Вассиан, пребывающий в городе Равенны.
Тогда церковный клир и миряне избрали знатных мужей и послали их в Равенну с просьбой к святому Вассиану, прибыть к ним в Лодию и принять святительский престол. Святому же Вассиану Бог также в ночном видении открыл Свою волю, чтобы тот стал епископом. Вскоре св. Вассиан с посланцами приближался к Лодии, и народ с радостью вышел навстречу своему пастырю.
В это время находился в толпе некий человек, бывший в параличе, не владевший языком. Вместе с народом этот больной, хотя и с большим трудом, подошел к святому и облобызал святую десницу угодника Божия. Тотчас он окреп телом, язык его разрешился, и он стал прославлять величие Божие. Народ еще более возрадовался, видя, какого святого пастыря и чудотворца даровал им Бог.
Для посвящения святого Вассиана в сан архиерейский прибыл в Лодию святой еп. Амвросий (память его 7 дек.) из Медиолана и сродник св. Вассиана Урс из Равенны.
Святой Вассиан, став епископом, начал учить паству словом и делом, но, главным образом, примером своей добродетельной жизни. По прошествии некоторого времени свт. Вассиан выстроил в восточном предместье города великолепный храм во имя Святых Апостолов и на его освящение пригласил св. Амвросия Медиоланского и Филакса Команского (Урс к этому времени уже почил).
При освящении храма среди народа оказалась одна бесноватая отроковица, издававшая диавольские вопли. Служители церкви преклонили колена и стали усерднее молиться Господу. Бес, не стерпев их молитвенной силы, поверг отроковицу на землю и со страшным воплем вышел из нее.
Однажды, во время жатвы, один отрок собирал снопы среди жнецов; его ужалила змея, и он умер. Родители его, неутешно рыдая, принесли тело сына в церковь для отпевания, где в это время случайно оказался и сам архиерей Божий Вассиан. Он, жалея плачущих, повелел всем выйти из церкви, потом остался один, повергся на землю перед Богом со слезами и умолял Его, чтобы Господь повелел душе отрока возвратиться в тело. Во время молитвы святого тело отрока начало двигаться. Святой восстал от молитвы, взял отрока за руку и повелел ему встать. Отрок, как бы проснувшись от сна, открыл глаза, начал звать свою мать и встал. Увидев отрока воскресшим из мертвых, все изумились и ужаснулись и, припав к святому, радостно лобызали его. Святой же, воздав благодарение всемогущему Богу и сказав народу поучение, отпустил всех с миром.
По прошествии несколько лет после этого смертельно заболел святитель Христов Амвросий. Архиерей Божий Вассиан поспешил отправиться в Медиолан, навестить болящего. Здесь, увидав Амвросия на одре болезни, он остался прислуживать ему, молиться вместе с ним и утешать его надеждою на Христа.
По кончине святого Амвросия, Вассиан и все жители Медиолана оплакали святителя и с честью похоронили святое тело его.
Возвратившись в свой город, угодник Божий Вассиан занялся обычными делами богоугождения и попечения о пастве. Он прожил в архиерейском звании пять лет и с миром отошел ко Господу, Которому верно и истинно работал, имея от роду девяносто лет. Верные овцы с честью похоронили своего пастыря в сооруженной им Апостольской церкви. Как при жизни, так особенно по кончине своей он был чудотворцем: от гроба его чудесно подавались исцеления болящим.
Прп. Канид Каппадокийский (ок. 460).
Прп. Силуан, схимник Печерский (XIII–XIV). Он проходил послушание сторожа монастырского сада. Однажды, стоя в келье на молитве, он по дару прозорливости узнал, что воры залезли в сад. Тотчас своей молитвой связав их на три дня, так что они не могли двинуться с места, преподобный привел их в чувство раскаяния, наставил их жить трудолюбиво и отпустил.
Память его празднуется также 10 июля и 28.08. вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Свт. Павел, митр. Тобольский (1770). Память его празднуется также в 4 ноября в день представления (см. о нем там же) и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых.
Прп. Аполлос еп. и свт. Алексий, еп. Вифинский.
Мч. Неаниск.
Св. Никон.