21 июня / 4 июля
Мч. Иулиана Тарсийского (ок. 305). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918); прп. Георгия, исп. (1932); сщмчч. Алексия, Павла, Николая пресвитеров, прмч. Ионы (1938); мч. Никиты (1942). Обретение мощей прп. Максима Грека (1996).
Сщмч. Терентия, еп. Иконийского (I). Прпп. Иулия пресвитера и Иулиана диакона (V). Мчч. Арчила II, царя Иверского (744), и Луарсаба II, царя Карталинского (1622) (Груз.).
Мч. Иулиан Тарсийский (ок. 305). Св. Иулиан, сын сенатора язычника и матери христианки, родился в киликийском городе Аназарве (Малая Азия). По смерти мужа мать св. Иулиана переселилась в город Тарс. Здесь она крестила отрока Иулиана в христианскую веру и воспитывала его, обучая вместе книжным учением истинам веры и правилам благочестия христианского.
Когда Иулиану исполнилось 18 лет, то поднялось сильное гонение на христиан, воздвигнутое императором Диоклетианом (284-305). В числе других христиан был взят и св. Иулиан и приведен на суд к игемону Маркиану. Но ни жестокие истязания, ни угрозы, ни обещания даров и почестей не могли склонить благочестивого юношу к принесению языческих жертв и к отречению от Христа. Целый год водили Иулиана по различным городам Киликии, везде подвергая истязаниям, но он оставался непреклонен в исповедании веры в Иисуса Христа. Когда св. Иулиана привели в Эгею, то там нечестивые язычники силою открыли рот святому мученику и вкладывали туда идоложертвенное мясо и кровь, желая осквернить чистого и святого раба Христова. После этого св. Иулиан был ввергнут в темницу. Сюда к нему пришла его благочестивая мать, которая всюду сопутствовала Иулиану, умоляя Господа укрепить сына ее в страдальческом его подвиге. Игемон разрешил ей приходить к сыну в темницу. Она же, проводя с ним в темнице дни и ночи, со слезами увещевала его претерпеть до конца временные мучения, дабы сподобиться от Господа вечных благ в царстве мучеников.
По прошествии трех дней, св. Иулиана вместе с матерью привели на суд к игемону. Думая, что мать уже уговорила сына к принесению идольских жертв, игемон стал хвалить ее за это, но та громко и безбоязненно начала исповедовать имя Иисуса Христа и обличать языческое безбожие. Также и св. Иулиан неустрашимо исповедовал и прославлял Иисуса Христа – Единого истинного Бога и обличал языческое многобожие. Тогда разгневанный игемон повелел мучить обоих – мать и сына. Матери святого, после многих истязаний, отрубили ступни ног, святого же мученика Иулиана положили в мешок, наполненный песком и разными ядовитыми гадами, и бросили в море. Через некоторое время скончалась в страданиях и благочестивая мать его.
Тело св. Иулиана было вынесено волнами на берег, где его нашла одна благочестивая вдова из Александрии и с честью предала погребению. Впоследствии святые мощи Иулиана перенесены были в Антиохию.
Сщмч. Иоанн (Будрин) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Иоанн – Иван Георгиевич Будрин – родился в 1866 г. В 1886 г. он окончил Пермскую Духовную семинарию и в 1889 г. был рукоположен во священника к Покровской церкви села Верхний Яр Шадринского уезда Пермской губернии. В 1902 г. о. Иоанн был назначен катехизатором на 1903 г. В 1908 г. он был награжден камилавкой.
После захвата власти в стране наиболее жестокие гонения безбожники обрушили на Церковь в Екатеринбургской и Пермской епархиях. Несмотря на жестокие нравы, пробудившиеся и окрепшие во время гражданской войны, мужественный пастырь безбоязненно стал обличать безбожников-большевиков за их беззакония, и был ими жестоко замучен 21 июня 1918 г. – прежде чем убить, палачи выдергивали у него волосы из бороды и головы.
Прп. Георгий (Лавров) архимандрит, исп. (1932): Новомуч. Св. Георгий родился в Елецком уезде в крестьянской семье. В 12 лет приехал в Оптину и получил благословение прп. Амвросия остаться в монастыре. После смерти отца в 1898 г. стал оптинским насельником и был пострижен с именем Георгий. В 1915-1918 гг. был настоятелем Георгиевского монастыря в Калужской губернии. После революции по ложному обвинению, святой Георгий был арестован, приговорен к расстрелу, но чудом избежал его. Во время пятилетнего заключения обучился у тюремного доктора Жижиленко (будущий тайный епископ Максим) медицинским навыкам и стал работать санитаром, благодаря чему получил доступ в разные камеры. Св. Георгий исповедовал, ободрял, наставлял и причащал Святыми Тайнами заключенных.
Из тюрьмы св. Георгий был взят на поруки св. Феодором (Поздеевским), который предоставил ему возможность жить в Московском Даниловом монастыре, где мученик продолжил свою пастырскую деятельность. Старец имел дар врачевать душевные и духовные болезни. В 1928 году св. Георгия арестовали во второй раз, за то, что он «играл роль старца в черносотенном монастыре», и сослали на три года в пос. Кара-Тюбе Уральской области (ныне Казахстан). В ссылке, в своей хижине, св. Георгий устроил храм и совершал там Литургию. После освобождения старец поселился в Нижнем Новгороде, где духовные чада с трудом смогли найти для него комнату. Скончался в 1932 г. после причащения Св. Христовых Тайн. В октябре 2000 года мощи святого новомученика были перевезены в Московский Свято-Данилов монастырь.
Сщмч. Алексий (Скворцов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Алексий родился 9 февраля 1875 г. в селе Велино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Петра Скворцова. В 1895 г. Алексей окончил Московскую Духовную семинарию и в 1897 г. был назначен псаломщиком к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском женском монастыре в Москве. 5 марта 1898 г. он был рукоположен во диакона, а в 1917 г. – во священника к той же церкви. В 1920 г. он был награжден камилавкой. После того как монастырь в 1918 г. во время гонений на Русскую Православную Церковь был закрыт безбожниками, а монашеские кельи были превращены в камеры для политических заключенных, монастырский храм в честь Иоанна Предтечи был обращен в приходской. Отец Алексий служил в нем до его закрытия, а затем, с конца 1926 г., стал служить в Успенской церкви в поселке Гжель Бронницкого уезда (ныне поселок Гжель Раменского района).
В 1929 г. был арестован священник, служивший в храме Архангела Михаила в расположенном неподалеку от Гжели селе Загорново, и церковный совет пригласил о. Алексия служить к себе, с этого времени он поселился вместе с семьей в селе Загорново.
В начале 30-х годов Раменское отделение ОГПУ стало искать предлог, чтобы арестовать священника. В 1928 г. в селе Загорново был организован колхоз, председателем которого был назначен крестьянин, хорошо знавший односельчан и местные условия, и колхоз довольно успешно стал заниматься хозяйственной деятельностью. Но в 1931 г. райком партии прислал из города другого председателя, после чего началось разрушение и разграбление хозяйства: новый председатель смотрел на колхоз как на временно данную ему крепостную вотчину. Крестьяне посему стали проявлять недовольство и выходить из колхоза. Председатель, чтобы оправдать свой неуспех, распространил слух, что кулаки будто бы задумали убить его и других советских руководителей.
Привлеченными к расследованию сотрудниками ОГПУ были допрошены свидетели; один из них показал, что как-то заметил, что его жена стала чересчур замкнута и сосредоточенна, и, доискиваясь до причины, он узнал, что она часто посещает местного священника Алексея Скворцова. Через некоторое время он услышал от нее жалобы на тяжелую жизнь и критику настоящего положения дел на селе. Считая, что его жена по своей недалекости не способна прийти к такого рода политическим выводам, он решил, что она стала так думать благодаря влиянию на нее священника, о чем и дал показания следователю ОГПУ.
12 декабря 1932 г. о. Алексий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 23 декабря он был допрошен. Виновным себя в предъявленном обвинении он не признал. Несмотря на полное отсутствие доказательств вины, 10 января 1933 г. священнику было предъявлено обвинение, что он «на протяжении ряда лет руководил контрреволюционной группировкой на селе, подготовлявшей террористические акты против местных коммунистов».
26 февраля 1933 г. тройка ОГПУ приговорила о. Алексия к пяти годам ссылки в Казахстан. После окончания срока священник вернулся служить в храм Архангела Михаила в село Загорново, где оставалась жить его семья. Но на этот раз совсем недолгим оказалось его служение. 25 марта 1938 г. он был арестован и заключен в камеру предварительного заключения при Раменском отделении НКВД. Виновным себя в «контрреволюционных антисоветских разговорах и клевете на руководство партии и правительства» священник не признал.
В это время начались аресты сотрудников НКВД, в том числе был арестован и следователь, ведший дело о. Алексия, и до мая 1938 г. о нем как бы забыли. Допросы начались после того, как были назначены другие следователи, и тогда снова начали вызываться штатные свидетели; но о. Алексий заявил, что некоторых свидетелей он вообще видит впервые, а с другими никогда не беседовал.
7 июня 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Алексий Скворцов был расстрелян 4 июля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Павел (Успенский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Павел родился 23 мая 1888 г. в селе Чернево Московского уезда Московской губернии в семье священника Дмитрия Ивановича Успенского.
В 1904 г. Павел Дмитриевич окончил Перервинское Духовное училище, в 1911 г. – Московскую Духовную семинарию. Два года он был учителем в Каменковской церковноприходской школе, а в 1913 г. был рукоположен во священника к Троицкой церкви села Сапроново, где прослужил до 1930 г. В 1929 г. отец Павел был награжден наперсным крестом.
С 1930 г. он служил в Воскресенском храме в селе Васильевское, с 1932 г. – в селе Чашниково. В том же году он был переведен в храм Космы и Дамиана в селе Болшево Мытищенского района, а затем в храм во имя Живоносного Источника села Царицына. С 1933 г. отец Павел стал служить в Михайло-Архангельском храме села Нехорошево Серпуховского района, а с 23 июня 1936 г. – в храме Рождества Богородицы в селе Рудня Куровского района (ныне Орехово-Зуевский район).
19 марта 1938 г. священник Павел Успенский был арестован Михневским районным отделением НКВД и заключен в Каширскую тюрьму. Еще за несколько дней до ареста – 15 марта – следователем были вызваны на допрос несколько жителей села Сапроново. Один из них впоследствии рассказал, что следователь допрашивал ночью и очень быстро, протокол допроса прочитать не дал, потребовал, чтобы скорее подписывал, потому что «духовенство надо ликвидировать, давай наговаривай больше».
На допросах отец Павел себя виновным не признал – на все вопросы следователя отвечал отрицательно. 7 июня 1938 года тройка НКВД приговорила отца Павла к расстрелу. Священник Павел Успенский был расстрелян 4 июля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Николай (Розанов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Николай родился в 1867 г. в селе Муромцево Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Петра Розанова.
В 1886 г. Николай Петрович окончил Вифанскую Духовную семинарию и в 1890 г. был рукоположен во диакона к Покровскому храму села Куликова Дмитровского уезда. В этом храме отец Николай прослужил диаконом четырнадцать лет.
В 1904 г. он был рукоположен во священника к Никольскому храму в селе Черленково Волоколамского уезда. В 1914 г. отец Николай был переведен сначала в Москву в храм Михаила Архангела, а в 1920 г. отец Николай был возведен с сан протоиерея, а впоследствии удостоен митры.
Александро-Невский храм, где служил отец Николай, был построен в 1902 г. в честь почившего императора Александра III. Эта небольшая церковь сначала замышлялась как часовня на городском кладбище при Вознесенской церкви (и кладбище и церковь в советское время разрушены), но потом было принято решение о строительстве вместо часовни храма. Отец Николай был последним настоятелем перед его закрытием, прислужив в нем до февраля 1938 г.
18 февраля 1938 г. в Звенигородское отделение НКВД поступил донос от инспектора финансового отдела Петушкова, который просил «принять соответствующие меры к недопустимым явлениям со стороны служителя культа….» Доносчик писал, что якобы ехал с отцом Николаем в поезде из Москвы и разговаривал с ним о конституции, которую тот ругал.
На следующий день Петушков был вызван следователем для дачи свидетельских показаний.
22 марта протоиерей Николай Розанов был арестован и сразу же допрошен. Расспросив отца Николая о его биографии, родственниках, социальном и имущественном положении, следователь прервал допрос. Следующий допрос состоялся лишь 8 мая.
Священника обвинили в высказывании клеветы в отношении советской власти. Отец Николай это обвинение отверг.
13 мая отца Николая вызвали на очную ставку с одним из лжесвидетелей. Но и тогда отец Николай категорически отверг все вымышленные обвинения против него.
После ареста отца Николая некоторое время держали в Звенигородском отделении милиции, а потом перевели в Сретенскую тюрьму в Москве. К моменту ареста батюшке было семьдесят три года. Здоровье его было крайне расстроено. У него было больное сердце, сильно отекали ноги, беспокоила грыжа.
7 июня 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Розанов был расстрелян 4 июля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Прмч. Иона (Санков) (1938): Новомуч. Прмч. Иона (в миру Иван Андреевич Санков) родился 20 июля 1873 года в селе Солчино Луховицкого уезда Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области) в благочестивой купеческой семье. После кончины матери возвратился в Москву к отцу, который занимался хлебной торговлей. Здесь он закончил обучение в школе и стал заниматься вместе с отцом торговлей, но сердце благочестивого юноши не было расположено ни к занятию торговлей, ни к семейной жизни. Традицией в их семье было, чтобы кто-то из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником, и Иван пожелал уйти на Афон и принять монашество. Отец с радостью дал на это свое согласие и родительское благословение. В 1893 году, когда юноше исполнилось 20 лет, он отправился на Афон и поступил послушником в Пантелеимонов монастырь. Здесь в славной и древней обители и завершилось, по его словам, его духовное образование, здесь через некоторое время он был пострижен в мантию с именем Иона, а затем рукоположен в сан иеромонаха.
1 марта 1914 года иеромонах Иона был командирован на подворье Пантелеимонова монастыря в Константинополь в Турцию, где он прослужил до начала войны Турции с Россией в июле 1914 года, когда все русские подданные были из Константинополя высланы. Отец Иона выехал из Константинополя поездом вместе со служащими русского консульства. По прибытии в Россию он был определен служить на подворье Пантелеимонова монастыря в Одессе, и прослужил здесь до закрытия подворья при безбожной власти в 1923 году. Лишившись храма, отец Иона перешел служить в Благовещенскую церковь в Одессе, где прослужил до 1927 года, когда власти и эту церковь закрыли. Отец Иона стал служить в храме Всех святых на кладбище, но в 1930 году и эта церковь была закрыта.
В этом же году отец Иона получил с родины письмо, в котором его знакомые писали, что у них в селе Алпатьево, находящемся в нескольких километрах от села Сочино, скончался священник, и они приглашают его служить в этом храме. Отец Иона тут же отправился на родину, и был направлен священноначалием служить в храм в село Алпатьево, и прослужил здесь до своего ареста.
В конце 1937 года в связи с проходившими массовыми репрессиями против Русской Православной Церкви сотрудники НКВД допросили председателя сельсовета и председателя колхоза в Алпатьево, а также дежурных свидетелей. Те показали, что в 1937 году был поставлен вопрос о закрытии храма и передаче здания под школу. По этому поводу было созвано собрание. Узнав об этом, священник сообщил верующим, которые тут же пошли на собрание и воспрепятствовали закрытию храма, едва не доведя и само собрание до срыва. Лжесвидетели показали, что священник ежедневно беседует с женщинами, особенно с вдовами, которые собираются в сторожку при церкви, где он живет; о том, что священник в проповеди ругал местные власти, которые намереваются закрыть храм; ругал советскую власть.
24 февраля 1938 года отец Иона был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне. В тот же день следователь допросил священника. Ему предъявили обвинение в контрреволюционной агитации и распространении контрреволюционной клеветы против существующего строя, которое он не признал.
7 июня 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Иону к расстрелу. Иеромонах Иона (Санков) был расстрелян 4 июля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Мч. Никита (Сухарев) (1942): Новомуч. Мученик Никита родился в 1876 г. в деревне Починки Егорьевского уезда Рязанской губернии (ныне Егорьевский район Московской области) в семье крестьян Андрея Кузьмича и Анисии Алексеевны Сухаревых. Никита окончил сельскую школу и работал ткачом на одной из орехово-зуевских фабрик. Ко времени ареста Никита Андреевич по преклонности лет был на пенсии. Он был арестован вместе со старостой храма Рождества Богородицы в Орехово-Зуево Дмитрием Ивановичем Волковым (мч., память его 19 февр.) 23 июня 1941 г. (на второй день после начала Великой Отечественной войны) в городе Москве. Они пребывали здесь как члены церковной двадцатки в качестве ходатаев перед Верховным Советом с жалобой на действия местных властей, закрывших в 1939 г. храм.
7 июля 1941 г. Никите Андреевичу было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности. Виновным себя в этом он не признал и сказал, что выражал свое недовольство только невозможностью открыть церковь.
27 декабря 1941 г. Особое Совещание при НКВД приговорило Дмитрия Ивановича Волкова и Никиту Андреевича Сухарева к пяти годам ссылки в Омскую область. Несмотря на приговор к ссылке, они, однако, не были освобождены из тюрьмы. Преклонный возраст, едва переносимые условия этапа, изнурительные круглосуточные допросы, содержание в тюрьме на голодном пайке, да еще во время войны, когда и солдаты не получали в достатке продуктов, быстро приблизили их смерть. Церковный староста Дмитрий Иванович Волков скончался 4 марта 1942 г. в омской тюрьме №1 и был погребен в безвестной могиле. Член церковной двадцатки Никита Андреевич Сухарев скончался через четыре месяца в той же тюрьме, 4 июля 1942 г., и также был погребен в безвестной могиле.
Обретение мощей прп. Максима Грека (1996). Память его празднуется 21 января (см. о нем там же).
Сщмч. Терентий, еп. Иконийский (I). Считается, что он и Тертий из числа 70 апостолов одно лицо. Умер святой Терентий, будучи заколот заостренным деревом.
Прпп. Иулий пресвитер и Иулиан диакон Мирмидонянины (408-450). Родиной святых Иулия и Иулиана была страна Мирмидония (остров Ешна). Они были родными братьями и с младенчества были воспитаны в христианском благочестии и получили доброе наставление в книжном учении. Достигнув совершенного возраста, они стали проводить жизнь в девственной чистоте, служа Богу постом и молитвой, поучаясь день и ночь в законе Господнем. За это Иулий был рукоположен во пресвитера, а Иулиан во диакона. Хотя Восток и Запад находились в то время уже во власти христианских царей, и благочестие всюду процветало, однако эллинское нечестие не было еще истреблено до конца, многие люди в неразумной слепоте еще держались древнего идолослужения. И вот эти два раба Христова прибыли в Царьград к благочестивому царю Феодосию Младшему (408-450) и просили дать им его царскую грамоту, дабы им беспрепятственно можно было в Греко-римской области уничтожать идолов, разорять и сжигать капища и взамен их созидать храмы Божии и распространять славу имени Иисуса Христа. Царь дал им на это разрешение, подтвержденное царской грамотой, в которой было присоединено повеление, чтобы везде по окрестностям и городам все правители епархии повиновались Иулию и Иулиану во всех делах, и на строительство храмов Божиих доставляли им все потребное. Получили они и от святейшего патриарха благословение на проповедь, и на созидание и освящение церквей. И вот эти два воина Христова отправились в страны Греко-римского царства, проповедуя язычникам имя Иисуса Христа, и обращали многих ко Христу Богу, утверждая их веру не только словом, но и чудесами, ибо от Бога им была дана благодать и сила исцелять недужных, изгонять бесов. И везде они разоряли идольские храмы, а идолов уничтожали. Они созидали множество церквей не только на пособия из царской казны, но и от щедрого подаяния истинно верующих христиан. Таким образом, они прошли Восток и Запад, и создали до ста церквей.
Когда они начали строить девяносто девятую церковь, то св. Иулию было откровение, что, после создания ими ста церквей на земле, быть им переселенными в Церковь нерукотворную, вечную на небесах. Тогда св. Иулий оставил св. Иулиана достраивать эту церковь, а сам отправился в путь, чтобы подыскать место для сотой церкви. Такое место он нашел на красивом, но не обитаемом из-за живущих здесь многочисленных ядовитых змей острове. Помолившись Богу, св. Иулий изгнал всех змей с острова, которые, переплыв озеро, поселись на горе, называемой Камункин. Св. Иулиан направился к христианским селениям за помощью, затем возвратился на лодках с рабочими на остров и занялся постройкой церкви.
В то время брат его св. Иулиан, окончив постройку церкви, что около города Гавдиана, и стал строить в ней гроб для брата. Св. Иулий, узнав об окончании постройки этой церкви, пришел посмотреть на нее и посетить брата. Исполненный пророческого дара, он сказал также св. Иулиану: «Поспеши закончить постройку этого гроба, ибо тебе самому придется почить в нем».
И это сбылось. Когда гроб был устроен, св. Иулиан преставился ко Господу. Св. Иулий, предав с честью погребению тело брата, возвратился опять на остров, где и продолжал постройку церкви, посвященной апостолам. Окончив строительство церкви, он устроил в ней гроб для себя, потому что предвидел приближающуюся кончину свою, так как был уже в преклонных летах. В непродолжительном времени св. Иулий представился ко Господу и был погребен в своем гробе, от которого по молитвам его подавались многие исцеления болящих. По прошествии нескольких лет скончался Авдентий, Медиоланский епарх, которому св. Иулий предрек перед своею смертью быть погребенным рядом с ним. Так и случилось, после погребения в Медиолане тело его чудесным образом оказывалось вне гроба, пока домашние, вспомнив пророчество святого, не похоронили Авдения рядом с ним на острове Мукорос.
Мч. Арчил II, царь Иверский (744). Он был потомком святого царя Мириана и правил Грузией (Иверией) в тяжелые времена арабских нашествий.
Во время нашествия Джиджум-Асима благоверный царь сам явился в стан арабов, чтобы избавить страну от разорения и испросить мира. Джиджум-Асим гостеприимно принял его и обещал свое покровительство, но настаивал, чтобы святой Арчил принял мусульманство. Благоверный царь отвечал: «Знай, если я послушаюсь тебя, то умру вечной смертью и буду страдать вечно; если же за мою твердость ты предашь меня смерти, то я воскресну, как и Господь мой, и приду к Нему».
После этих слов святой царь Арчил был связан, отведен в темницу и предан пыткам, но ничто не могло заставить его отречься от веры во Христа. Разгневанные арабы предали мученика смерти через усечение главы.
Мч. Луарсаб II, царь Карталинский (1622) (Груз.). Святой мученик благоверный царь Грузинский Луарсаб II родился в 1587 году. Он был сыном Георгия Х (1600 - 1603), отравленного персидским шахом Аббасом I (1584 - 1628). После смерти отца Луарсаб остался с двумя сестрами, Хорешан и Еленою. Он был еще отроком, но отличался разумом и благочестием и, несмотря на юный возраст, был венчан на царство Карталинское с именем Луарсаба II. В 1609 году Грузия подверглась нашествию турецкого войска под предводительством Дели-Мамад-хана. Молодой царь дал решительный бой туркам под селением Квенадкоци (между Гори и Сурами). Накануне сражения 14-тысячное грузинское ополчение провело всю ночь в неусыпных молитвах, а поутру, после Божественной литургии и принятия всеми Святых Таин, в героическом сражении грузинские воины обратили в бегство 60-ти тысячную армию противника.
Персидский шах Аббас I, встревоженный этой победой грузин и снедаемый завистью к Луарсабу II, свячески искал случая погубить его. Святой Луарсаб II вынужден был, спасая Картли (Центральная Грузия) от разорения, выдать замуж за магометанина шаха Аббаса I свою сестру Елену, по его требованию. Но и это не остановило шаха. Через некоторое время он вторгся в Грузию с огромным войском. Из-за измены нескольких феодалов, благоверный царь Луарсаб II и кахетинский царь Теймураз I вынуждены были в конце 1615 года удалиться в Имеретию (Западная Грузия) к царю Имеретинскому Георгию III (1605 - 1639).
Шах Аббас I разорил Кахетию и, угрожая разорением Картли, требовал Луарсаба II к себе, обещая, в случае его прибытия, заключить мир. Благоверный царь Луарсаб II, пытаясь сохранить храмы Картли от опустошения, отправился к шаху Аббасу со словами: "Возложу всю надежду свою на Христа, и какая бы участь ни ожидала меня там, жизнь или смерть, да будет благословен Господь Бог!"
Шах Аббас 1 принял святого Луарсаба II миролюбиво и, казалось, готов был выполнить свои обещания. После совместной охоты шах Аббас пригласил его в Мазандаран, но за обедом Луарсаб II отказался есть рыбу (поскольку шел Великий пост), несмотря на уговоры и требования шаха. Разгневанный шах стал настаивать на том, чтобы грузинский царь принял магометанство, за что обещал с великими сокровищами отпустить в Картли, в противном случае угрожая мучительной смертью. Благочестивый царь Луарсаб II, с детских лет соблюдавший строгие посты и постоянно творивший молитвы, без колебаний отверг домогательства шаха. Тогда его связали и заключили в неприступную крепость Гулаб-Кала, близ Шираза. Епископ Мровельский Николай повествует, что благоверный царь Луарсаб семь лет находился в темнице в оковах, перенося ужасные притеснения и частые избиения, принуждаемый принять магометанство. Но святой исповедник остался верен Святой Церкви Христовой и принял мученическую смерть в 1622 году на 35 году своей жизни. Вместе с ним были замучены два его верных служителя.
Тела святых мучеников бросили ночью в темнице без погребения, но на другой день христиане предали их земле в общей могиле.
Блгв. кн. Феодор Стародубский (1330). Св. блгв. кн. Феодор мученически пострадал в Орде при татарском хане Узбеке. По народному преданию, тело св. князя было изрублено на куски татарами. К всеобщему удивлению, птицы не садились на честные останки благоверного князя Феодора. Святые мощи его отвезли в село Алексино, располагавшееся в удельном княжестве князя мученика. Погребен он был в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
От могилы святого совершались исцеления болящих, в основном исцелялись страдавшие глазными болезнями. Над его могилой была устроена гробница с балдахином, пострадавшая во время пожара в XVIII веке.
Мч. Никита Ниросский (1732). Около Родоса.
Мч. Афродисий Кимнийский.
Мч. Руф.