Краткие жития святых, православные праздники и события

5/18 июня

 

Сщмч. Дорофея, еп. Тирского (ок. 362). Сщмч. Михаила пресвитера (1931); сщмч. Николая пресвитера (1943).

Перенесение мощей блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1150). Блж. Константин, митр. Киевского и всея России (1159). Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата блгв. вел. кн. Александра Невского), Новгородского (1233). Обретение мощей прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев (1599). Мчч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (305-311). Прп. Феодора чудотворца (ок. VI). Прп. Анувия, пустынника Египетского (IV). Прп. Дорофея из обители аввы Серида (VI).

Игоревской иконы Божией Матери (1147).

 

Святитель Дорофей Тирский Сщмч. Дорофей, еп. Тирский (ок. 362). В царствование нечестивого императора Диоклетиана (284-305) епископом города Тира был святой Дорофей. Когда нечестивый царь воздвиг на христиан жестокое гонение, Дорофей оставил свою кафедру и скрывался по неизвестным местам. Но с воцарением императора Константина Великого (306-337), когда в Церкви наступило успокоение, святой Дорофей снова возвратился в Тир на свою кафедру и благополучно пас стадо словесных овец, приводя к Богу многих от идолопоклонников. Жизнь Дорофея продолжалась до времени императора Юлиана Отступника (361-363). Вступив на престол, Юлиан первоначально преследовал христиан не открыто, повелевая единомышленным ему начальникам областей всячески стеснять и мучить христиан. Тогда св. Дорофей, видя, что воздвигается на верующих новое гонение, снова оставил кафедру Тирской церкви, избегая, таким образом, рук мучителей. Уйдя из Тира, Дорофей пришел в Малую Азию, но и здесь он не сокрылся от идолослужителей, так как Бог призывал его к венцу мученическому. Он был схвачен приспешниками беззаконного царя в городе Удском. Претерпев здесь разнообразные мучения, он предал в руки Господа блаженную душу свою, имея сто семь лет от роду.

В совершенстве изучив как светские, так и духовные науки, святой Дорофей оставил после себя различные, весьма важные для христиан, сочинения на греческом и латинском языках, так как он был весьма сведущ в том и в другом. В частности, он составил жития пророков и апостолов, а также другие весьма полезные сочинения.

 

Сщмч. Михаил (Вотяков) пресвитер (1931): Новомуч. Священномученик Михаил родился 5 ноября 1881 г. в деревне Вотяково Чистопольского уезда Казанской губернии в семье крестьян Тимофея Александровича и Ксении Ефимовны Вотяковых. В 1899 г. Михаил окончил Саврушскую церковноприходскую школу и получил удостоверение о знании и праве преподавания хорового пения. В 1899 – 1901-м и в 1903 годах Михаил прослушал учительские педагогические курсы в Казани, в 1901 году – выдержал экзамен на звание учителя церковноприходской школы в комиссии при Чистопольском духовном училище, в 1903 году – экзамен на псаломщика, и в том же году поступил псаломщиком в храм святителя Николая в селе Жукотино Чистопольского уезда.

10 декабря 1906 г. Михаил был рукоположен во диакона ко Входо-Иерусалимской церкви Богородице-Сергиевского Черемисского женского монастыря в Царевококшайске. Все это время он состоял в должности учителя в различных церковноприходских школах и в школе Министерства народного просвещения. В 1911 г. диакон Михаил выдержал испытание на получение сана священника и в 1914 г. был рукоположен во священника к Покровскому храму в селе Кумья Козмодемьянского уезда.

В этом храме в 1917 г. у о. Михаила начались искушения. Староста храма с некоторыми своими единомышленниками обвинил его в вымогательстве денег за требы и в небрежном исполнении обязанностей священника. Управляющий Казанской епархией епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) (сщмч., память его 10 янв.) назначил расследование; оно не подтвердило обвинений, возводимых на пастыря, однако крестьяне подписались под решением об удалении священника с прихода. 1 ноября 1917 г. некоторые прихожане обратились к епископу Анатолию с просьбой обжаловать это решение. Епископ согласился с ними, и о. Михаил был оставлен служить в этом храме, однако отношения между прихожанами оставались напряженными, и в 1919 г. он был переведен в храм святых равноапостольных Константина и Елены в село Кулаково Козмодемьянского уезда. Приход был беден, а во время гражданской войны и голода еще более обнищал, и положение священника, у которого была уже к тому времени большая семья, стало и вовсе отчаянным. В 1923 г. храм в селе Кулаково был властями закрыт, и о. Михаил был назначен в Покровский храм в селе Сарсасы. Во время служения на этом приходе он был возведен в сан протоиерея.

В 1929 г. о. Михаил был арестован по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через несколько месяцев за недоказанностью обвинения освобожден. В 1930 г. он был направлен служить в Троицкий храм в селе Чистопольские Выселки вместо скончавшегося там священника.

В 1929-м – начале 1930 г. советская власть приступила к насильственному созданию колхозов и массовым арестам сопротивлявшихся коллективизации крестьян, а вместе с ними и духовенства.

20 апреля 1931 г. председатель и секретарь сельсовета в Чистопольских Выселках составили акт, в котором писали, что «священник Михаил Вотяков… каждую службу выступает с “проповедью”, где упоминает колхозы… вот, мол, до чего мы дожили в настоящее время… Сельсовет считает, что Вотяков в церкви… ведет антисоветскую работу… агитирует против колхозного движения. Настоящим сельсовет считает, что Вотякова необходимо изолировать…».

22 апреля 1931 г. о. Михаил и с ним одиннадцать крестьян были арестованы и заключены в тюрьму в городе Чистополе. На следующий день следователь приступил к допросам свидетелей. Один из членов сельсовета показал, что не замечал за священником антисоветской агитации.

Председатель сельсовета показал, что служивший у них священник Михаил Вотяков во время чтения проповедей вел антисоветскую агитацию, касался создания колхозов, обращался к прихожанам с просьбой, чтобы ему помогли уплатить налоги, а иначе храм закроют, и служить будет некому.

29 апреля следователь допросил протоиерея Михаила. Из всех предъявленных ему обвинений священник признал только то, что действительно обращался к церковному совету, чтобы ему помогли уплатить часть налога, но церковный совет ему в этом отказал.

30 апреля следствие было закончено и составлено обвинительное заключение; все арестованные обвинялись в том, что «они, будучи настроены враждебно по отношению к советской власти и представляя из себя контрреволюционную группировку, вели систематическую агитацию и распространяли провокационные слухи, направленные к ослаблению советской власти и срыву проводимых ею мероприятий, используя в этих целях религиозные предрассудки масс».

12 июня тройка НКВД приговорила священника и некоторых крестьян к расстрелу. Протоиерей Михаил Вотяков и крестьяне были расстреляны 18 июня 1931 г. и погребены в безвестной общей могиле.

Сщмч. Николай (Рюриков) пресвитер (1943): Новомуч. Священномученик Николай родился 5 апреля 1884 г. в селе Оселок Макарьевского уезда Нижегородской губернии (ныне село Красный Оселок Лысковского района Нижегородской области) в семье священника Владимира Рюрикова, служившего в Никольской церкви в этом селе. В 1905 г. Николай окончил по первому разряду Нижегородскую Духовную семинарию и был направлен законоучителем в церковноприходскую школу в родное село. В 1906 – 1907 годах он преподавал в церковноприходской школе в селе Ляпуны того же уезда, с 1907-го по 1908 год – в Богоявленской церковноприходской школе в селе Павлово Горбатовского уезда, а с 1908-го по 1910 год – в Преображенской церковноприходской школе в Нижнем Новгороде.

В сентябре 1910 г. епископ Нижегородский Иоаким (Левицкий) рукоположил его во священника к Макарьевскому женскому монастырю. 22 октября 1910 г. он был переведен служить в Троицкий собор в городе Горбатове и с 1911 г. назначен заведующим и законоучителем Горбатовской церковноприходской школы. С 1915 г. о. Николай стал членом Горбатовского отделения Епархиального училищного совета. Через некоторое время он был возведен в сан протоиерея.

Наступили безбожные гонения и вместе с ними тяжелые испытания, неизбежно связанные с очищающими душу страданиями, доставляемыми как от внешних врагов, так и от лжебратии. Будучи в близких отношениях с епископом Макарьевским, викарием Нижегородской епархии Александром (Щукиным) (впоследствии архиепископ Семипалатинский; сщмч., память его 17 окт.), о. Николай попытался было перевести на другой приход сотрудничавших с властями «собратьев», но за них вступились поддерживающие их враги внешние: в 1927 г. сотрудники Нижегородского ОГПУ стали собирать сведения об о. Николае, о его проповедях и частных беседах и, в конце концов, арестовали его. Свидетелями против него выступили служившие вместе с ним в Троицком соборе священник, диакон и псаломщик, допрошенные все в один день, 29 июля 1927 г.

В тот же день следователь допросил о. Николая. Отвечая на его вопросы, священник сказал: «В своих проповедях с заранее предвзятой мыслью я никогда ничего не говорил против власти. Я не отрицаю, что когда-нибудь у меня могло сорваться случайное, неосторожное слово, и проповеди мои могли быть истолкованы в нежелательном смысле».

Затем следователь допрашивал его в течение двух дней, 8-го и 9-го августа. После окончания допросов о. Николаю было предъявлено «обвинение в распространении контрреволюционных слухов с целью возбуждения недоверия к власти».

Следствие на этом было закончено, и следователь распорядился перевести священника из внутренней тюрьмы ОГПУ в изолятор специального назначения №1.

4 ноября 1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Николая к трем годам ссылки в Сибирь, и он был отправлен в одно из сел в Приангарском районе Канского округа Восточно-Сибирского края. После окончания ссылки о. Николай поселился в городе Козмодемьянске.

Здесь у него не было постоянного места служения в каком-либо храме, и он помогал и сослужил священникам в тех храмах, куда его приглашали; в феврале 1934 г. верующие попросили его послужить вместо заболевшего священника в храме Владимирской иконы Божией Матери в селе Владимирском Горномарийского района. Священник вскоре умер, и о. Николай по просьбе прихожан 7 апреля 1934 г. был назначен сюда настоятелем; здесь в 1936 г. он был награжден очередной церковной наградой – палицей, в этом храме о. Николай прослужил до гонений 1937 г.

За несколько дней до его ареста были допрошены два крестьянина (один из них служил в свое время бойцом в войсках ЧК) и женщина-зоотехник, высланная в село Владимирское по приговору НКВД из Ленинграда.

29 сентября 1937 г. о. Николай был арестован, заключен в тюрьму в Козмодемьянске и сразу же допрошен. На вопрос следователя священник ответил: «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю. В селе Владимирском я служу с 1934 г. Никакой контрреволюционной агитации, ни при каких обстоятельствах, я не вел. Никаких слухов о войне я не распространял».

8 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Николая к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и 25 октября 1937 г. он прибыл в Локчимлаг Коми области, расположенный в поселке Усть-Нем. Протоиерей Николай Рюриков скончался 18 июня 1943 г. в Пезмогском лагерном лазарете в Коми области и был погребен в безвестной лагерной могиле под №5 Г.

 

 

Мчч. Мч. Маркиан КонстантинопольскийМаркиан, Никандр, Иперехий, Аполлон, Леонид, Арий, Горгий, Селиний, Ириний и Памвон (305-311). Святые мученики Христовы Маркиан и Никандр с дружиной своею происходили из Египта. За веру во Христа они схвачены были по повелению правителя области, и их стали принуждать отречься от Христа и поклониться идолам, но они не согласились на это. Тогда их сначала жестоко избили, потом обожгли им свечами ребра и, наконец, повесив, строгали их железными когтями до тех пор, пока оторванные куски тела не начали падать на землю. После этого едва живыми их заключили в темницу, но в темнице явился им ангел Господень и исцелил их. По прошествии многих дней они вышли из темницы здоровыми и снова явились на суд к правителю области. Видя эти чудеса, многие из язычников обратились к вере в истинного Бога. На суде правителя святые мученики снова были приговорены к заключению в темницу и здесь, томимые годом и жаждой, скончались.

Прп. Анувий, пустынник Египетский (IV). Жил во времена гонения императора Юлиана. Оставшись жить после страшных мучений, Анувий отправился в пустыню и скитался по ней до глубокой старости. Господь сподобил его дивной кончиной. Однажды на берегу Нила сошлись три пустынника: авва Сурус, Исаия и Павел. Они расспросили друг друга, кто куда идет, и выяснилось, что у всех было одно и то же намерение: все шли к авве Анувию. От того места до кельи Анувия было три дня пути по воде. Надо было плыть против течения. Пустынники стали ждать на берегу какое-нибудь судно, которое могло бы их доставить в местность, где проживал авва Анувий. После долгого напрасного ожидания они впали в уныние и сказали себе: «Помолимся Господу, чтобы Он исполнил наше желание и помог преодолеть все препятствия». По совершении молитвы старцы заметили стоявшую у берега лодку. Обрадованные, они сели в лодку, которая поплыла, несомая ветром, против течения. Она бежала так быстро, что они проделали весь путь в течение часа. Когда отцы вышли на берег, навстречу им вышел прп. Анувий: «Благословен Бог, даровавший мне видеть вас во плоти, подобно тому, как раньше я видел вас в духе!» Радушно приняв их в своей келье, Анувий рассказал о подвигах и добрых делах своих гостей, которые те держали в тайне. Гости попросили авву Анувия поведать им о его подвигах, потому что Господь через три дня намерен взять его к Себе, и нужно оставить потомкам образ богоугодной жизни, чтобы нашлись подражатели ему.

Авва Анувий рассказал, что он не сделал ничего великого и славного. Только по благодати Бога, с тех пор, как он пострадал во время последнего гонения на христиан, с его уст не сошло ни одного ложного слова. Исповедав однажды правду, он не желал говорить ложь, полюбив небесное, он не хотел любить земное. Ангелы приносили ему пищу. Господь не утаил от него того, что совершается на земле. Сердце его всегда жаждало общения с Ним, так что он не засыпал ни днем, ни ночью. Постоянно он видит Ангела Божия, показывающего всех миродержателей века сего. Свет его ума никогда не угасал. Все, что он просил у Господа, получал немедленно.

В течение трех дней авва Анувий беседовал с гостями. Он говорил с великим смирением, понуждаемый просьбами пришедших. Когда он предал Дух свой Богу, явились Ангелы, чтобы вознести его душу на небо.

Прп. Феодор чудотворец (ок. VI). Прп. Феодор был скопцом от юности своей. Он оставил мир, принял монашество и удалился в Иорданскую пустыню. Ревнуя об угождении Богу, он много потрудился здесь, за что и получил от Бога дар чудотворения. Однажды ему пришлось отправиться в Константинополь на корабле. Во время плавания корабль сбился с пути и долго блуждал, так что все бывшие на нем запасы питья и пищи истощились. Все, бывшие на нем моряки и пассажиры, были в унынии. Тогда прп. Феодор, подняв руки к небу, усердно помолился Богу, спасающему от бед людей. Потом он с молитвою осенил крестным знамением морскую воду и сказал матросам: «Благословен Бог! Зачерпните сколько вам нужно воды». Те почерпнули, вкусили и нашли, что морская вода превратилась из горькой в пресную воду, подобно речной.

Вскоре после этого корабль по молитвам святого старца быстро дошел до пристани, к которой он направлялся. Этот преподобный старец совершил много и других чудес, а затем преставился Богу.

Преподобный Дорофей Палестинский Прп. авва Дорофей Палестинский (ок. 620). Преподобный авва Дорофей был человек весьма образованный; он составил много душеполезных поучений. «Когда начинал я учиться, – пишет он о себе, – то очень тяготился учением. Но когда стал принуждать себя, то Бог дал мне такое старание, что за книгой я забывал все и всех». Подвизался он в Палестине, в монастыре аввы Серида. С великой любовью и неутомимо служил больным и странницам, в больнице и странноприимнице при монастыре. Впоследствии основал свой монастырь, где был игуменом. Скончался около 620 г.

Игорь Черниговский Перенесение мощей блгв. Игоря, вел. кн. Киевского, Черниговского чудотворца (1150). После кончины вел. князя Мстислава Великого (память его 15 апр.) и брата его вел. князя Ярополка возникло междоусобие между обоими родственными княжескими домами – Ольговичами и Мономаховичами – за великокняжеский престол.

Начало этой смуты надо отнести к 1138 году. Киевляне не любили Ольговичей, особенно вел. князя Всеволода Ольговича. После его кончины ему наследовал брат его, вел. князь Игорь; он хотел отменить злоупотребления, на которые жаловался народ в правление его брата. Но было уже поздно: народное раздражение и на него. Киевляне призвали уже вел. князя и Изяслава Мстиславича, второго сына любимого ими вел. князя Мстислава Великого. Вел. князь Игорь был разбит и заключен в Переяславле в тюрьму, а князь Изяслав торжественно вступил в Киев и посадил на великокняжеский престол дядю своего, Вячеслава Владимировича (третьего сына Владимира Мономаха), как старшего в доме Мономаховичей. Тогда вел. князь Игорь, измученный своими несчастьями и совершенно больной, отказался от всех своих прав и просил пострига. Его немедленно освободили, перевезли в Киев и постригли в великую схиму в Феодоровском монастыре.

Но народное возбуждение против Ольговичей не прекращалось. Бывшего вел. князя предупредили, что его могут убить. И однажды, когда он молился в монастырской церкви пред иконой Божией Матери, вручая Ей свою судьбу, разъяренная толпа ворвалась в храм и, сорвав со схимника его монашеские одежды, выволокла его на улицу. На помощь ему подоспел младший Мономахович, князь Владимир Мстиславич, отбил его от толпы и укрыл в доме своей мачехи. Но толпа выбила запертые ворота, ворвалась в дом, оттеснила, осыпая их ударами, князя и его слуг, пытавшихся спасти схимника, убила его и потащила тело его по улице. Когда все было окончено, и народ разошелся, поруганное тело схимника было перенесено в монастырь, облачено в монашеские одежды и погребено по чину, а впоследствии оно было перенесено в удельный город Ольгвичей – Чернигов. Летописи говорят о чудесах, истекавших от его святых мощей. Св. блаженного вел. князя Игоря призывают со свв. страстотепцами князьями Борисом и Глебом.

Память его также 19 сентября в день мученической кончины.

Блж. Константин, митр. Киевского и всея Руси (1159). Когда вел. князем Киевским стал Изяслав II Мстиславич, то он потребовал, чтобы митрополитом Киевским и всея Руси был поставлен схимник Климент, что было незаконно: во-первых, потому что Русская Церковь зависела от Патриарха Вселенского; во-вторых, схимник не может стать епископом. Но он все же был хиротонисан по требованию вел. князя. Тогда Вселенский Патриарх прислал в Россию блж. митр. Константина. И на Руси возникло великое несогласие: одни хотели Климента, а другие – Константина. Для прекращения смуты митр. Константин удалился в Чернигов и там скончался. Перед своей кончиной блж. Константин вручил еп. Черниговскому Антонию запечатанную грамоту, взяв с него клятву, что тот выполнит все, что в ней написано. Когда святитель скончался и вскрыли грамоту – то, что было в ней написано, повергло всех в страх и ужас. Грамота гласила: «После моей смерти не подвергайте погребению тело мое, но, привязав вервии к ногам моим, извлеките меня из города и бросьте на съедение псам; я согрешил, из-за меня произошел мятеж, пусть будет, зато на мне рука Господня, пусть я пострадаю, да отвратит Господь несогласия и раздоры от народа Своего!» Еп. Антоний не дерзнул ослушаться и сдержал клятву. Три дня тело блж. Константина лежало не погребенным за городской стеной, и все три ночи над ним ярко сияли три огненных столпа, доходившие до неба. Во время погребения святого в Киеве разразилась страшная буря, и померкло солнце. «Это наказание Господне за наши грехи», – сказал вел. князь. В Чернигове же в это время ярко сияло солнце, и никакой бури не было. После погребения митрополита всюду наступило полное спокойствие.

Святой благоверный князь Феодор Ярославич Новгородский Блгв. кн. Феодор Ярославич (брат блгв. вел. кн. Александра Невского), Новгородский (1233). Св. кн. Феодор был старшим сыном (род. 1218) князя Ярослава II Всеволодовича, прозванного печальником земли Русской. Ярослав стал великим князем в 1237 году. После кровавой битвы на реке Сити (см. 4 февр., житие вел. кн. Георгия) он много пострадал, заступаясь перед татарами за землю Русскую, и умер от данной ему ими отравы. Супругу его, княгиню Феодосию Мстиславну, народ прозвал Святой Княгиней. Своих старших сыновей, Феодора и Александра, прозванного в последствии Невским, вел. князь послал управлять Новгородом под руководством бояр, когда им было 9 и 8 лет.

В те времена рано кончалось детство русских князей. Нежная дружба связывала обоих братьев. Когда в Новгороде разразился голод, юные князья велели открыть свои житницы и даром раздавали хлеб народу. Св. благоверный князь Феодор скоропостижно скончался 8 июня 1233 года, накануне своего бракосочетания, когда все приготовления были закончены. Святые нетленные мощи его почивали в Софийском соборе.

Память его празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Прп. Петр Коришский (ок. 1275).

Вассиан и Иона Пертоминские Обретение мощей прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких чудотворцев (1599). Память их празднуется 12 июня в день гибели (см. о них там же).

Прпп. отцы утонули при впадении Северной Двины в Белое море. Тела их были вынесены на восточный берег Унской губы. На месте обретения их мощей была воздвигнута часовня, а в 1623 году основан Пертоминский Спасо-Преображенский монастырь. Ныне это место к северу от Архангельска, на мысе Красный Рог.

Мч. Марк Смирнский (1801). Пострадал от турок.

Мч. Конон Римлянин. Погиб в море.

 

Игоревская икона Божией Матери Игоревская икона Божией Матери (1147). Подлинная Игоревская икона Пресвятой Богородицы, греческого письма, очень древняя, хранится в Успенском соборе Киево-Печерской лавры в приделе св. Иоанна Богослова, близ Царских врат. Иконографичечески это уменьшенный оплечный вариант знаменитой Владимирской иконы Богоматери. Название образа предание связывает с князем Игорем Олеговичем Черниговским (см. о нем выше) и Новгород-Северским. Когда он в 1146 г. стал киевским великим князем, несогласные с этим киевляне тайно предложили престол внуку Владимира Мономаха Изяславу Мстиславичу. Между ним и князем Игорем произошла открытая битва, в которой киевляне поддержали Изяслава. Князь Игорь был заключен в темницу и вскоре принял иноческое пострижение. После пострига его перевели в киевский Феодоровский монастырь. Из темницу в келью его, совершенно ослабевшего, отнесли на руках. Дальнейшие феодальные распри привели к убийству родного брата князя Игоря Святослава и трагической гибели его самого. 19 сентября 1147 г. киевляне схватили князя-схимника в монастыре и после издевательств убили. В последние минуты перед принятием мученической смерти святой страстотерпец молился перед своей келейной иконой, которая впоследствии была названа Игоревской и почиталась как чудотворная.

Игоревская икона древнего греческого письма, покрыта серебряной вызолоченной ризой и в конце ее вырезана надпись о принадлежности этой иконы Игорю и о его страдальческой кончине.

Икона разошлась по русской земле в многочисленных списках. Подлинник же исчез из Киево-Печерской лавры в 1941 г., местонахождение его неизвестно.

К Игоревской иконе с особенным усердием прибегают те несчастливцы, которые подвергаются каким-либо бедственным случаям; в молитвах перед ней ищут утешения в скорбях.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz