Краткие жития святых, православные праздники и события

17/30 июня

 

Мчч. Мануила, Савела и Исмаила (362). Сщмч. Аверкия пресвитера и мч. Никандра (1918); прп. Максима исп. (1934); мц. Пелагии (1943).

 

Мчч. Мануил, Савел и Исмаил Мчч. Мануил, Савел и Исмаил Персиянине, Халкидонские (362). Они были родные братья и происходили из знатного персидского рода. Отец их исповедовал язычество, а мать-христианка воспитала детей в твердой вере в Истинного Бога.

Возмужав, братья поступили на воинскую службу и в качестве персидских послов были посланы для заключения мирного договора с императором Юлианом Отступником, гонителем христианства. Тот принял их с подобающей честью; однако, когда братья твердо отказались принять участие в языческих жертвоприношениях, разгневался, заключил их в темницу и предал жестоким мучениям. Затем им отсекли головы мечом.

Узнав об убийстве своих послов, персидский царь выступил с войском против Юлиана Отступника. В большом сражении персы одолели греков, и нечестивый император был убит.

 

Сщмч. Аверкий (Северовостоков) пресвитер (1918): Новомуч. Священномученик Аверкий родился в 1845 г. в семье священника Иакова Северовостокова. Аверкий окончил Уфимскую Духовную семинарию и в 1880 г. был рукоположен во священника и назначен настоятелем храма в честь святителя Иоанна Златоуста в селе Емаши Златоустовского уезда (ныне Белокатайский район) Уфимской губернии, в котором он прослужил до своей мученической кончины. Жителями села были русские крестьяне, в 1890-х годах их было чуть более двух тысяч человек. В 1878 г. в селе была открыта земская школа, где обучалось около 70-ти детей, в ней о. Аверкий стал преподавать Закон Божий. В 1913 г. он был назначен членом Епархиального комитета православного миссионерского общества. В том же году на его попечении оказались восемь внуков, детей его двух старших сыновей – один из них умер, а другой оказался в психиатрической больнице.

Отец Аверкий пострадал в начале безбожных гонений – он был расстрелян безбожниками-большевиками 17 (30) июня 1918 г. Бежавший от большевиков священник Михаил Макарьевский на заседании Уфимского епархиального собрания сделал сообщение о зверствах большевиков, когда священники беспощадно убивались, а их имущество расхищалось или сжигалось. Участники собрания, слушая рассказ священника, не могли удержаться от слез. Среди других, замученных большевиками, о. Михаил назвал и священника Аверкия Северовостокова.

Прмч. Никандр (Прусак) (1918): Новомуч. Преподобномученик Никандр родился в 1865 г. в Каменец-Подольской губернии в семье крестьянина Дмитрия Прусака и в крещении был наречен Никифором. Образование Никифор получил дома. Избрав монашеский путь, он подвизался в Александро-Афонской Зеленчукской пустыни (ныне станица Зеленчукская, Зеленчукский район, Карачаево-Черкесская республика). 7 марта 1896 г. он был пострижен в монашество и наречен Никандром. 8 июня 1896 г. монах Никандр был рукоположен во иеродиакона, а 30 ноября 1897 г. – во иеромонаха. Монастырское начальство характеризовало его как монаха весьма способного и трудолюбивого. В 1901 г. он был направлен в Кавказский Николаевский миссионерский монастырь, а в 1908 г. возвратился в Зеленчукскую пустынь. В 1913 г. иеромонах Никандр был переведен в Болховский Троицкий Оптин монастырь Орловской епархии и назначен исполняющим должность казначея; в 1916 г. он был переведен в Толгский монастырь Ярославской епархии.

Иеромонах Никандр (Прусак) был расстрелян 30 июня (13 июля) 1918 г. захватившими в стране власть безбожниками-большевиками и погребен в безвестной могиле.

Прп. Максим (Попов) (1934): Новомуч. Преподобноисповедник Максим родился 17 июня 1876 г. в селе Большой Сурмет Бусурусланского уезда Самарской губернии в семье богатого мордовского крестьянина Григория Степановича Попова и в крещении наречен был Мефодием. Григорий Степанович был попечителем строящегося в селе храма во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. В семье неукоснительно исполнялся церковный устав, и своих детей – троих сыновей и двух дочерей – он воспитал в вере и благочестии. Все дети получили образование в церковноприходской школе при местном храме. Впоследствии два его сына, Николай и Мефодий, стали священниками, а дочери, Матрона и Евдокия, приняли монашеский постриг во Владимировском Каменском монастыре Уфимской епархии.

В 1900 г. Мефодий женился на крестьянке Елене Тимофеевне Поляковой, и у них родилось шестеро детей: первый ребенок родился в 1902 г., последний – в 1916-м.

В 1915 г. Григорий Степанович разделил между сыновьями семейный надел – землю и хозяйство. Всем сыновьям было отстроено по большому деревянному дому в девять окон, выделен скот и хозяйственный инвентарь, сеяли пшеницу, рожь, просо, овес.

Выросши в благочестивой семье, Мефодий был человеком богобоязненным и смиренным и часто совершал паломничества к православным святыням. Ревнуя о благочестии, Мефодий подолгу молился, читал акафисты, каноны, Псалтирь, стараясь подчинить весь строй своей жизни служению Господу. В его семье настольными книгами были жития святых и Закон Божий. За благочестивую и строгую жизнь крестьяне относились к Мефодию с большим уважением, как к данному им Богом праведнику, и часто обращались к нему за молитвенной поддержкой, материальной помощью и советом.

В 1921 г. в Поволжье разразился голод, а вслед за ним началась эпидемия тифа. Весной 1922 г. от тифа скончался Григорий Степанович, на Пасху умерла супруга Мефодия Григорьевича Елена Тимофеевна, в это время был при смерти и он сам. Когда хоронили супругу, Мефодий Григорьевич был без сознания, и родственники уже не надеялись, что он выживет. Но Господь благочестивому человеку уготовил иное – увенчивающий благочестие венец исповедничества. Чудом, не прибегая к врачебной помощи,  он выздоровел и стал еще усердней молиться, ожидая, какой жребий уготован ему Господом. Дочь и двоих несовершеннолетних сыновей взяла на свое попечение семья старшего сына, а младшую дочь, Клавдию, которой было тогда всего шесть лет, Мефодий Григорьевич отвез в монастырь к своим сестрам.

Летом 1926 г. епископ Давлекановский Иоанн (Поярков), временно управляющий Уфимской епархией, постриг Мефодия Григорьевича в монашество с именем Максим и рукоположил во иеромонаха ко храму Сергиевского женского монастыря, находившегося в десяти километрах от города Белебея.

Зимой 1927 – 1928 годов власти распорядились закрыть монастырь, заявив, что сюда будут свезены беспризорники и организована колония по примеру колонии Макаренко. Разрешено было остаться только священнику и десяти монахиням для совершения церковных служб для жителей округи. Им разрешили поселиться в двух сторожках при храме. Скудное продовольствие и дрова привозили крестьяне, пищу насельницы готовили на костре, но вполне были довольны судьбой, а главным образом службой Божией в храме.

Весной 1928 г. в монастырь привезли колонистов, директором колонии был назначен татарин. Однажды среди ночи колонисты разбили стекло в алтарном окне, стянули покрывало с жертвенника, опрокинули священные сосуды и вытащили антиминс, который затем бесследно исчез. Это было большое горе для всех, так как без антиминса нельзя было совершать литургию. Отец Максим, немало не медля, на рассвете того же дня отправился пешком в Белебей, где настоятель городского собора дал ему антиминс из бывшего тюремного храма. И служба возобновилась.

В декабре 1929 г. директор колонии объявил, что церковной службы больше не будет и все монашествующие должны покинуть территорию колонии. Одна из монахинь ударила в набат, и из ближайших деревень прибежали крестьяне. В их присутствии директор колонии заявил, что позволит только священнику ради его детей взять некоторые вещи и кое-что из продуктов, монахиням же ничего не разрешит взять с собой. В ту же ночь все они были вынуждены покинуть обитель.

Иеромонаха Максима в феврале 1930 г. назначили служить в Ильинский храм в селе Рябаш Приютоковской волости Белебеевского кантона Башкирской АССР; здесь большинство крестьян еще оставались православными. Храм был просторным и содержался в прекрасном состоянии, и на клиросе пел большой хор. Поселился о. Максим с младшей дочерью Клавдией сначала в доме, где жила старая и больная вдова, супруга прежнего священника, а затем они жили у прихожан, поочередно предоставлявших в своих домах приют пастырю.

Служил о. Максим проникновенно; слушая его проповеди, многие плакали. В храме после литургии священник служил молебны, панихиды, акафисты, возвращаясь, бывало, домой лишь около четырех часов дня. Во время постов все прихожане исповедовались, стараясь очиститься от грехов, и исповеди шли здесь подолгу, так как священник никого не торопил.

11 июня 1931 г. о. Максим с прихожанами отправились в Белебей, куда они были приглашены в храм на праздник. По приезде в Белебей о. Максим с монахиней пошли покупать сукно и ситец, его дочь Клавдия отправилась купить съестного, а приехавшие с ними крестьяне разбрелись по рынку. Когда священник с монахиней остались одни, к ним подошел корреспондент газеты «Пролетарская мысль» и стал слушать, о чем они говорят. Разговор их показался ему подозрительным, и он тут же сообщил о нем в милицию, после чего их препроводили в камеру предварительного заключения. Дочь священника два раза в неделю носила в тюрьму передачи, состоявшие из хлеба и молока.

Стали вызывать свидетелей, которые показали, что священник вел себя в селе очень скромно и сумел завоевать среди крестьян авторитет; он возобновил ежедневную службу и часто в проповедях говорил о безвинных страданиях Христа, многие верующие от умиления плакали и с пробудившимся в душе покаянным чувством возвращались домой.

По требованию ОГПУ председатель сельсовета дал справку на священника, написав, что о. Максим «прибыл в село Рябаш… с семейством в количестве трех человек… из Сергиевского монастыря… принес имущество… верхнюю и нижнюю одежду по три комплекта и обуви по четыре комплекта». На допросе он показал, что «Мефодий Попов повел себя очень скромно, чем сумел завоевать авторитет духовного отца и возбудить чувства верующих к вере в Бога…»

Вызванный на допрос о. Максим показал: «Нигде никогда я о политике не рассуждал; на молениях и на проповедях я против мероприятий советской власти не выступал. Приехал в Белебей 11 июля на праздник Табынской иконы Божией Матери; до моления походил по базару, купил сукна и ситцу, после чего меня милиция арестовала, я сам не знаю за что. Виновным себя ни в чем не признаю».

В ОГПУ о. Максиму сказали, что освободят его, если он согласится во время службы в храме публично отречься от Бога. Отец Максим сказал, что готов на любые мучения, но от Бога не отречется.

9 октября 1931 г. дело было закончено. Отца Максима обвинили в том, что он «систематически противодействовал мероприятиям партии и правительства, в церкви произносил проповеди, направленные против колхозного строительства… в результате агитации из колхоза получился большой отлив, из 40 хозяйств вышли 24 хозяйства».

25 октября тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Максима к пяти годам ссылки в Северный край. В последних числах октября из Белебея на станцию Аксаково погнали пешим этапом большую группу осужденных, были люди и из прихода в Рябаше. Один из них крикнул прохожему: «Сообщите в Рябаш дочери батюшки».

Весной 1932 г. дети о. Максима получили от него первое письмо из деревни Наволочек Холмогорского района Архангельской области. Он писал, что живут они в бараках, кругом на 60-80 километров болота, недалеко от них протекает Северная Двина.

Весной 1934 г. во время половодья Северная Двина разлилась больше обычного и затопила бараки; ссыльные, спасаясь на крышах, терпели стужу и голод. Отец Максим тяжело заболел, и власти разрешили, чтобы кто-нибудь из родных приехал за ним и взял домой. Но в это время почти все родные его были арестованы или находились в ссылках, ехать было некому, а у младшей дочери на поездку не было средств. Священника взял к себе в дом верующий житель деревни Наволочек по фамилии Маслов. Иеромонах Максим (Попов) скончался в его доме, сподобившись мирной христианской кончины и христианского погребения.

Мц. Пелагия (Балакирева) Мц. Пелагия (Балакирева) (1943): Новомуч. Мученица Пелагия родилась 8 октября 1901 г. в селе Спирино Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Никиты Балакирева. Окончила школу в селе. С 1927 г. она стала жить при Свято-Троицкой церкви в селе Шарапово Егорьевского района Московской области, исполняя обязанности сторожа.

Около двух лет перед арестом она несла послушание церковной старосты. Проживая в сторожке при церкви, Пелагия помогала настоятелю Николаю Сперанскому по делам храма и в исполнении церковных треб.

Здание церковной сторожки при Троицком храме обветшало. Приходской совет и прихожане храма в 1937 г. решили произвести капитальный ремонт. После того, как был начат ремонт сторожки, Пелагия нашла приют в доме отца Николая.

18 ноября 1937 г. Пелагия была арестована вместе с протоиереем Николаем Сперанским и заключена в тюрьму в городе Егорьевске.

В ходе допроса следователь предъявил ей обвинение в проведении антисоветской агитации. Пелагия вину свою в этом признала.

Начальник Коробовского районного отделения НКВД, ознакомившись 20 ноября с материалами следствия, остался недоволен показаниями обвиняемых и решил произвести дополнительные допросы самостоятельно.

На этот раз Пелагия отказалась признать себя виновной в ведении антисоветской агитации.

Поскольку заранее были допрошены лжесвидетели, которые, дав необходимые следователю показания, оговорили обвиняемых, начальник отделения закончил допросы.

Через несколько дней Пелагию Никитичну перевели в Таганскую тюрьму в Москве. 27 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила ее к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

В 1940 г. Пелагия Никитична написала заявление с просьбой пересмотреть дело. Несмотря на то, что ряд свидетелей на этот раз не подтвердили своих прежних показаний, помощник прокурора посчитал, что «данные ими показания в органах НКВД подтверждаются», и заключил: «мера наказания соответствует содеянному, а потому жалобу оставить без удовлетворения».

Пелагия Никитична Балакирева скончалась 30 июня 1943 г. в исправительно-трудовом лагере в Вологодской области и была погребена в безвестной могиле.

 

Ап. Аетий, просветитель Эфиопии, крещенный ап. Филиппом (I).

Сщмч. Филонид, еп. Курийский (ок. 306). Был епископом на острове Кипре. Пострадал при имп. Максимиане.

Прпп. Иосиф пустынник и Пиор (IV). Ученики св. Антония Великого (память его 17 янв.).

Прпп. Никита, Кирилл, Климент и Исаак, братья Алфановы, Новгородские (XIV). Память их празднуется также 4 мая (см. о них там же).

Прп. Анания иконописец, Новгородский (1581). Прп. Анания, инок новгородского Антониева монастыря, был иконописцем и строгим исполнителем иноческих правил. За 33 года своей иноческой жизни он ни разу не выходил за врата своего монастыря и отгонял от себя все земные помыслы.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz