Краткие жития святых, православные праздники и события

28 июня / 11 июля

 

Перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев (ок. 1353). Сщмч. Василия диакона (1918); прмц. Севастианы (1938); сщмч. Григория диакона (1940).

Прп. Ксенофонта Робейского (1262). Прп. Павла врача.

Икона Божией Матери, именуемой «Троеручица» (VIII).

 

Мчч. Кир и Иоанн Перенесение мощей мчч. бессребреников и чудотворцев Кира и Иоанна (412). Память их празднуется 31 января (см. о них там же). Их святые мощи были перенесены в 412 году из Канопа в селение Мануфин в Египте.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские Прпп. Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы (ок. 1353). О житии прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и времени их жизни сохранилось в их монастыре очень мало изустных преданий. Древнее житие их, все монастырские летописи и книги погибли во время многочисленных войн и неприятельских нашествий, опустошавших Приладожский край до XVIII века включительно. Валаамский монастырь расположен на островах этого имени, на огромном озере Ладога, к северу от Санкт-Петербурга, на Финляндской границе. Монастырь этот существовал с незапамятных времен, но он много раз разрушался до основания, а потом опять возобновлялся. По Валаамскому изустному преданию, монашество в нем было начато прпп. Сергием и Германом, греческими иноками, при св. равноапостольной княгине Ольге. В 1696 году Валаамский архимандрит Макарий называет их, в своем прошении к царям Иоанну и Петру, «великими и преславными чудотворцами», говорит об их даре пророчества и о том, что они предсказали разорение их обители шведами в 1611 г. В том же прошении имеется ссылка на их житие, что показывает об его существовании в то время. Известно также, что на Валааме был храм во имя их, где хранились их святые мощи, и что мощи переносились в Новгород. В память их последнего возвращения из Новгорода и был установлен их праздник 11 сентября, и была написана их икона. Почивают они оба под спудом в своей обители. Общецерковное их почитание было установлено в 1819 году. К тому времени было уже известно великое число их чудес. Но чудеса эти продолжали твориться в изобилии и в новейшие времена не только в Приладожском крае, но и по всей Руси, и даже за границей, при молитвенном обращении к ним.

Память их празднуется также 11 сентября в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

 

Сщмч. Василий (Ситников) диакон (1918): Новомуч. Священномученик Василий – Василий Иванович Ситников – был диаконом Далматовской Николаевской церкви в Пермской губернии. Он окончил три класса духовного училища и с 1885 г. служил псаломщиком; в 1898 г. он был рукоположен во диакона и служил сначала в Иоанно-Предтеченской церкви в селе Изъедугинском Шадринского уезда Екатеринбургской епархии, а затем в храме Рождества Богородицы в селе Бакланское того же уезда. 5 ноября 1913 г. он был переведен в Николаевскую церковь города Далматова, где принял мученическую кончину от пришедших к власти безбожников. В 1918 г., после того как его собратья-священники Владимир Сергеев и Александр Сидоров были арестованы, диакон Василий стал укорять безбожников за разграбление имущества арестованных пастырей. Они отметили это и отомстили. Диакон Василий Ситников был убит на следующий день после мученической кончины служивших вместе с ним пастырей – 28 июня 1918 г. 

Прмц. Севастиана (Агеева-Зуева) (1938): Новомуч. Преподобномученица Севастиана родилась 20 ноября 1872 г. в селе Старо-Иванцево Лукояновской волости Арзамасского уезда Нижегородской губернии в семье крестьян Харитона Никитича и Минодоры Абрамовны Агеевых-Зуевых и в крещении была наречена Стефанидой. В 1892 г. Стефанида поступила послушницей в Воскресенский Феодоровский монастырь Владимирской епархии и с 30 мая этого года проходила послушание на кухне. В 1915 г. игуменьей монастыря была назначена монахиня Арсения (Добронравова) (прмц., память ее 10 янв.). В 1924 г. она приняла на жительство вернувшегося из ссылки митрополита Серафима (Чичагова) (сщмч., память его 28 нояб.), который прожил в обители несколько лет, пока не получил назначение на Санкт-Петербургскую кафедру, во времена гонений на Церковь переименованную по имени города, названного тогда в честь первого гонителя российских христиан. Митрополиту в это время было 72 года, и в помощь ему по хозяйству игумения Арсения отпустила двух монахинь, одной из которых была Стефанида, постриженная к тому времени в мантию с именем Севастиана. В 1933 г. митрополит Серафим был уволен за штат и поселился в частном доме в поселке Удельное вблизи Москвы, куда за ним последовали и помогавшие ему монахини Севастиана и Вера (Втюрина).

30 ноября 1937 г. митрополит Серафим был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве; 7 декабря того же года тройка НКВД приговорила его к расстрелу, и 11 декабря 1937 г. он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.

10 декабря 1937 г. были арестованы монахини Севастиана и Вера, продолжавшие жить в том же доме в поселке Удельное, и в тот же день допрошены.

На вопросы следователя монахиня Севастиана ответила, что она является почитательницей митрополита Серафима (Чичагова) и живет на средства, получаемые от его почитателей, имена которых не знает; советскую власть она не признает и считает ее властью антихриста, посланной Богом в наказание народу за его грехи; людям она говорила, что они не должны участвовать в выборах сатанинской власти, которая разрушает храмы и без вины высылает верующих и духовенство.

На этом допросы были окончены. Монахиня Севастиана была неграмотна и под протоколом допроса оставила отпечаток большого пальца правой руки.

В течение нескольких дней следователь допросил дежурных свидетелей, председателя Удельнинского сельсовета и работника поселкового совета, которые и подписались под соответствующими показаниями.

20 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила монахиню Севастиану к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Монахиня Севастиана (Агеева-Зуева) скончалась в Бамлаге на Дальнем Востоке 11 июля 1938 г. и была погребена в безвестной могиле.

Сщмч. Григорий (Самарин) диакон (1940): Новомуч. Священномученик Григорий родился 9 января 1893 г. в селе Салмановка Пензенской губернии в семье крестьянина Василия Самарина. Окончил Пензенское Духовное училище.

Григорий Васильевич с 21 октября 1914 г. нес послушание псаломщика в храме Михаила Архангела города Керки Закаспийской области. В октябре 1919 г. он был назначен псаломщиком в Покровской церкви села Высокого Чемкентского уезда Сыр-Дарьинской области. 9 февраля 1920 г. он был рукоположен во диакона к этому храму.

27 сентября 1922 г. отца Григория назначили диаконом Иосифо-Георгиевской соборной церкви города Ташкента. В августе 1923 г. по благословению епископа Пензенского и Саранского Филиппа диакон Григорий Самарин стал служить на родине в храме архангела Михаила в селе Салмановка.

В 1925 г. отец Григорий переехал в город Беднодемьянск Пензенской губернии и в мае был назначен на служение в Вознесенскую церковь. В 1931 г. отец Григорий вместе с семьей переехал в Московскую область и 20 апреля получил назначение в храм святых мучеников Адриана и Наталии города Лосиноостровска Московской области.

26 августа 1933 г. диакон Григорий Самарин был награжден двойным орарем. 20 апреля 1935 г. отца Григория назначили диаконом к Петропавловской соборной церкви города Коломны. В Коломне смогли снять маленькую комнатку, в которой ютилась семья отца Григория, состоящая из шести человек.

Отец Григорий служил благоговейно и часто, детей водил в храм на службу, учил молитвам. В Коломне он встретился со священником Василием Горбачевым (сщмч., память его 13 февр.), с которым познакомился еще до революции. Отцу Василию и его семье долго не давали разрешения на прописку в Коломне, и отец Григорий убеждал друга потерпеть, не возмущаться.

11 августа 1937 г. диакон Григорий Самарин был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. Во время ареста у отца Григория были изъяты ноты церковных песнопений, девять церковных книг и настольная книга священно- и церковнослужителя, составленная протоиереем Сергием Булгаковым.

В день ареста начались допросы. Его обвинили в участии в деятельности «контрреволюционной церковно-монархической организации». Отец Григорий это обвинение отверг. Следователь начал зачитывать показания арестованных священников города Коломны Алексеева, Сердобольского, Руднева, которые обвинили отца Григория в контрреволюционной деятельности, которую он, якобы, проводил. Все эти лжесвидетельства отец Григорий категорически отверг. 29 августа состоялся еще один допрос, на котором ему повторно предъявили те же обвинения, которые он также отверг.

Через некоторое время отца Григория перевели в Таганскую тюрьму в Москве, где от 5 сентября был снова допрошен. Он по-прежнему отказался признать свою вину в предъявленном обвинении.

9 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила диакона Григория Самарина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Наказание он был отправлен отбывать в Бурлаг НКВД. Ольга Михайловна, жена отца Григория, обратилась в НКВД с просьбой пересмотреть дело мужа. В 1939 г. дело было пересмотрено, однако жалоба была «оставлена без последствий, за несостоятельностью мотивов».

Диакон Григорий Самарин умер от воспаления легких в лагере в Хабаровском крае на станции Известковая 11 июля 1940 г.

 

Прп. Павел врач (ок. VII). Преподобный Павел происходил из города Коринфа (Греция), от родителей христиан. Будучи воспитан в благочестии и с юности возлюбив Бога, он пришел в один из монастырей и принял здесь пострижение в монашество. Он много потрудился в подвигах постнических и был опытным подвижником. На Павла вооружился бес блуда, но именем Иисуса Христа и знамением крестным святой прогнал его.

Тогда бес научил некую женщину блудницу принести к преподобному младенца недавно рожденного ею и объявить, что тот был зачат от св. Павла.

Старец принял младенца с радостью. Еретики же, придя к старцу, связали ему руки сзади и, привязав младенца к шее преподобного, водили его по городу с насмешками. Став посреди народа и дав знак рукой, Павел сказал: «Давайте спросим младенца, кто его отец?» На этот вопрос младенец, которому было от рождения немного дней, показал на одного кузнеца и сказал: «Вот мой отец, а не Павел монах».

Люди, слышавшие это, поклонились старцу, прося у него прощения.

С этого времени Бог даровал преподобному дар врачевания. Павел возлагал руки на недужных, и они получали здравие.

Прожив семьдесят с лишним лет, преподобный отошел ко Господу. Время кончины прп. Павла неизвестно с точностью, но предположительно – в VII в.

Прп. Сергий магистр (IX).

Прп. Ксенофонт Робейский Прп. Ксенофонт Робейский (1262). Память его празднуется также 26 января (см. о нем там же).

Прп. Улкиан.

Прп. Магн.

Мч. Македоний.

Мч. Иосиф и дружина его.

Мчч. 2 отрока распятых.

Мчч. 3 в Галатии.

Мчч. 70 в Скифополе, мечом убиенные.

Св. Сеия Тавроменийская.

 

Икона Божией Матери ''Троеручица'' Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица» (VIII). Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Написана в память исцеления отсеченной руки св. Иоанна Дамаскина в царствование Льва Исаврянина-иконоборца, в VIII в. Св. Иоанн, сильно защищавший письменно и устно почитание св. икон, за эту ревность был оклеветан Львом Исаврянином перед князем, при котором он занимал важную гражданскую должность. Князь, не разобрав дела, приказал отсечь у оклеветанного руку, писавшую якобы императору на него доносы, и повесил ее на городской площади, на страх другим. Вечером в тот день блаженный, узнав, что утих гнев князя, послал к нему своих друзей, и тот отдал им отсеченную руку. Получив руку, Иоанн затворился в своей келье и, пав перед св. иконой Богоматери, приложил отсеченную руку к суставу и из глубины сердца со слезами и рыданиями молился об исцелении руки на пользу верных. После молитвы Иоанн заснул и в сонном видении увидел Богоматерь, которая взирала на него светлыми и милостивыми очами. «Вот рука твоя здорова, - сказала Она ему, - и не скорби больше, исполни то, что обещал Мне в своей молитве». Иоанн проснулся без болезни, с исцеленной рукой. В благодарность за чудесное исцеление руки помощью Богоматери и в память этого благодатного события он сделал из серебра изображение ручной кисти и приложил его к иконе своей Заступницы, как бы третью руку. Отчего эта икона впоследствии и получила название «Троеручицы». Подлинную икону «Троеручицы» сам Иоанн перенес из Дамаска в лавру св. Саввы Освященного, куда он переселился для подвигов благочестия, и она пребывала там от середины VIII до XIII в. В этом веке она была перенесена св. Саввой, архиепископом Сербским (память его 12 янв.), в Сербию, а отсюда – на Афон. С Афона список образа «Троеручицы» принесен был в Москву 28 июня 1661 г., к патриарху Никону, который поставил его в Воскресенском монастыре, именуемом Новым Иерусалимом.

Сейчас местонахождение этого образа неизвестно, а список с него 1854 г. сохранился и находится в собрании музея «Новый Иерусалим». Другой список, снятый в 1716 г., с тех пор пребывает в московском храме Успения в Гончарах (Болгарское подворье). С заступничеством этой святыни связывают то, что храм этот не закрывался даже во времена самых лютых гонений на веру. Древняя чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» находится в Московском Свято-Данииловом монстыре. Это была одна из самых почитаемых икон Божией Матери в Москве – дважды в год, накануне празднования образу, в монастырь стекалось столько верующих, что всенощное бдение совершалось на монастырской площади. После закрытия и разорения монастыря в 30-х годах «Троеручицу» вместе с другими иконами перенесли в церковь Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, а когда началось возрождение обители, вернули в Троицкий собор. Празднование иконе установлено также 12 (25) июля.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz