7/20 июня
Сщмч. Феодота Анкирского (303). Сщмчч. Андроника, архиеп. Пермского, Александра, Алексия, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Павла, Владимира, Игнатия, Льва, Михаила, Николая, Павла, Александра, Николая пресвитеров, Григория диакона и мчч. Афанасия и Александра (1918); сщмчч. Николая и Петра пресвитеров (1919).
Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Апрониана комментарисия, Папия и Мавра воинов, Смарагда, Ларгия, Сатурнина и Крискентиана, мцц Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304-310). Мцц. Валерии (Калерия), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (284-305). Собор Иваново-Вознесенских святых.
Сщмч. Феодот Анкирский (303). Память Феодоту Анкирскому (корчемнику) празднуется также 18 мая (см. о нем там же) и 7 ноября.
Сщмчч. Андроник (Никольский), архиеп. Пермский, Александр (Малиновский), Алексий (Будрин), Александр (Махетов), Валентин (Белов), Вениамин (Луканин), Виктор (Никифоров), Александр (Осетров), Павел (Аношкин), Владимир (Белозеров), Игнатий (Якимов), Лев (Ершов), Михаил (Денисов), Николай (Онянов), Павел (Соколов), Александр (Преображенский), Николай (Рождественский) пресвитеры, Григорий (Смирнов) диакон и мчч. Афанасий (Жуланов) и Александр (Зуев) (1918): Новомуч.
Архиепископ Андроник (в миру Владимир Никольский) родился 1 августа 1870 года в семье диакона Ярославской епархии. Первоначальное образование получил в Ярославской Духовной семинарии, где принял иноческий постриг. По окончании семинарии поступил в Московскую Духовную академию. На втором курсе в день своего рождения, 1 августа, был пострижен в монашество с именем Андроник. По окончании в 1895 году академии был рукоположен в сан иеромонаха и назначен помощником инспектора в Кутаисскую Духовную семинарию. Через год иеромонах Андроник был назначен преподавателем, а затем инспектором Александровской миссионерской семинарии, расположенной в местечке Ардон на Северном Кавказе в Осетии. В сентябре 1897 года он получил назначение его миссионером в Японию.
Путешествие в Японию заняло несколько месяцев. Плыли вместе с архимандритом Сергием (Страгородским), также назначенным в миссию в Японию. Ехали через Италию, Грецию и Северную Америку. Везде, где приходилось останавливаться, они посещали древние христианские святыни.
По приезде в Японию о. Андроник сразу же окунулся в миссионерскую деятельность. Японцы поразили его простотой восприятия учения Христова и глубиной веры. Прожить год среди такого народа, хотя бы и в непрестанных трудах, было большим счастьем, и впоследствии он с благодарностью вспоминал это время.
5 ноября 1906 года о. Андроник был хиротонисан во епископа Киотского и назначен помощником архиеп. Николая (Касаткина) Японского (память его 3 февр.).
Приехав в город Осака, он нашел православную общину в плачевном положении. В храм ходило не более десяти человек. Владыка Андроник сам решил идти к пастве. И в будние дни каждый вечер он обходил дома христиан.
Через два года, в 1908 году, Синод отозвал владыку Андроника в Россию и назначил его епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии. Приехав в Тихвин, он сразу принялся за объезд всех церквей, входящих в Тихвинское викарианство. В каждом селе и деревне, где он останавливался, владыка проповедовал. Народ встречал его с благоговением. Но в то же время епископ видел, как в едином охвате, Русскую Православную Церковь и угасающий дух русского народа, захваченного самыми низменными страстями, погружающегося в откровенное безбожие.
В 1913 году епископ был назначен в Омск, а через год был переведен на кафедру Пермскую и Соликамскую. На обрыве тысячелетней христианской истории России на Пермскую кафедру взошел подвижник и архипастырь-миссионер, подобный святому Стефану Пермскому (память его 26 апр.). Его жизнь была образцом древнего благочестия. Это был подвижник, молитвенник и нестяжатель. Все средства владыка жертвовал на помощь беднякам. Одевался он просто; и хотя был награжден многими орденами, но наград никогда не надевал. Святитель был ревностным исполнителем иноческих правил и церковных обрядов. Он строго постился. Накануне дня, когда ему должно было совершать литургию, владыка почти не спал, всю ночь простаивая на молитве.
Владыка был среднего роста, худощавый, темно-русый с чуть заметной проседью в бороде, с зоркими внимательными глазами; у него был мягкий тенор, быстрая походка.
Время служения святителя было временем расцвета духовной жизни в Пермской епархии. Пермь отличалась в то время прекрасными проповедниками, в подготовке которых епископ много потрудился. Стараниями епископа в Перми были учреждены пастырские курсы, созданные специально для подготовки единоверческих священнослужителей, поскольку в губернии было много старообрядцев. Пастыри с тревогой смотрели на стремительное распространение нового безбожия, на этот раз под видом научного социализма и марксизма. В 1916 году в Пермской епархии были созданы миссионерские курсы по обличению неверия и социализма.
Наблюдая почти всеобщее государственно-правовое невежество и упадок веры в России, владыка считал, что невозможен переход от монархии к иной форме правления без разрушения российской государственности. Однако это не мешало ему говорить Императору правду, как архипастырь, высказывая свои соображения на то, что считал для Государя и для страны неполезным.
Все годы мировой войны епископ принимал деятельное участие в жизни народа. С октября 1915 года пермский лазарет стал заполняться прибывающими в город ранеными. Владыка сам посещал их. Он благословил всем женским монастырям епархии выделить по два человека для сбора пожертвований по селам и деревням на нужды воинов, на содержание лазаретов и на пасхальные подарки.
Произошла февральская революция. Сведения о совершившемся государственном перевороте достигли Перми 3 марта. На следующий день было получено известие об отречении Императора Николая II от престола.
5 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе при огромном стечении народа на литургии после чтения Евангелия епископ разъяснил пастве причины возникновения новой смуты в государстве. Он призвал народ к подчинению Временному правительству, как власти законной, не предаваться печали, но исполнять свой долг принесением подвижничества в труде, направленном на благо Отечества, обратиться к Господу Богу, дабы Он увидел, что признаем мы себя греховными перед Ним.
В марте Пермский исполнительный комитет отправил телеграмму обер-прокурору Святейшего Синода с требованием уволить епископа Андроника от управления епархией «как опасного для общественной безопасности и как препятствующего духовенству в его праве сорганизоваться». Узнав об этом, епископ отправил обер-прокурору протест.
Митрополиту Московскому Тихону, будущему Патриарху, владыка писал: «Чем ближе присматриваюсь к растущей подлости, тем больше решаюсь отрясти прах от ног и уйти на покой… Тяжко видеть разруху Церкви и Отечества…»
Вскоре начал работу Поместный Собор, и владыка уехал в Москву. На Соборе был избран Священный Синод из шести человек, а на случай их смерти было избрано шесть заместителей и среди них и епископ Андроник. На Соборе он вошел в состав издательского отдела и был одним из энергичнейших его деятелей.
В декабре 1917 года владыка был в Перми. То, что он увидел в епархии, весьма опечалило его, и он обратился к пастве с воззванием, которое просил читать не только в храмах, но и при всяком удобном случае. После краткого пребывания в Перми епископ вернулся в Москву. В начале 1918 года он был возведен в сан архиепископа.
С февраля, после опубликования декрета об отделении Церкви от государства, открылась широкая дорога бесчинствам большевиков. Закрывались храмы, отбирались и грабились духовные учебные заведения. В феврале большевики совершили нападение на женский монастырь подворье Белогорского монастыря. Были зверски убитые. Начались расстрелы защитников православия.
Не дожидаясь приезда архиепископа, пермское духовенство приняло решение собраться в аудитории при часовне святого Стефана для составления протеста против насилия над верой. Сразу же после этого несколько священников были арестованы.
Архиепископу сообщили в Москву обо всем происшедшем, но он смог прибыть в Пермь только 15 апреля. Сразу по приезде владыка стал готовить духовенство и народ к предстоящему 9 мая крестному ходу с проповедями в разных частях города.
29 апреля у епископа был произведен обыск.
Местные газеты начали печатать клевету о владыке, предчувствовалось, что власти вскоре его арестуют; близкие уговаривали его скрыться, но архиепископ ответил, что до тех пор, пока он стоит на страже веры и Церкви Христовой, он готов ко всему, готов принять смерть за Христа, но паствы не оставит.
9 мая состоялся торжественный общегородской крестный ход во главе со святителем. В нем участвовали тысячи людей. Развевались многочисленные хоругви, всем народом пелись пасхальные ирмосы, священники призывали к объединению верующих у креста распятого Христа. Это было подлинное торжество православия. Архиепископ, напутствуя расходящиеся по своим храмам приходские крестные ходы, говорил, что враги христианства восстали на Церковь Христову, а в Церкви – наши устои, сохраняющие от развала и уничтожения нашу нацию.
За всеми церковными службами он обличал новоявленные советские власти за алчность, за бесстыдный обман народа, за все то беззаконие и нравственную гибель, которые они принесли России. В ответ на декрет о национализации церковного имущества, осуществление которого вылилось в грабежи церквей, архиепископ в своей проповеди с амвона, обращаясь к прятавшимся среди верующих агентам власти, сказал: «Идите и передайте вашим главарям, что к дверям храмов и ризниц они подойдут, только перешагнув через мой труп, а при мне и гроша ломаного церковного не получат».
Через два дня после крестного хода архиепископ писал Патриарху Тихону: «Что-то ужасное назревает всюду и у нас. Я пока на свободе, но, вероятно, скоро буду арестован. Признаки полной анархии…»
14 июня власти приказали архиепископу явиться для ответа на вопросы обвинения. Народ, узнав об этом, стал скапливаться на соборной площади. Приказ пришлось отменить, и чтобы народ совершенно успокоить, владыке прислали допросный лист на дом. Он ответил на все вопросы, и власти, для успокоения населения, объявили, что удовлетворены этими ответами.
Власти постановили: «Привлечь архиепископа Андроника к ответу в качестве обвиняемого… обвиняя его в том, что он… 1) изданным декретам… не подчинялся, 2) …организовал сопротивление темных несознательных масс населения… 3) старался противодействовать существующей власти…» В ЧК собрались представители властей и решили арестовать архиепископа и немедленно расстрелять. Обсуждали, как произвести арест. Постановили объявить город на военном положении и привести в состояние боевой готовности все имеющиеся войска.
Далеко за полночь 17 июня отряд чекистов подошел к собору. В темноте отряд подошел к архиерейскому дому, наружная дверь была заперта, чекисты быстро сорвали ее и вошли внутрь. Вооруженного конвоира оставили у наружных дверей, поднялись наверх в покои владыки. Владыка вместе с двумя священниками бодрствовал. Ворвавшиеся чекисты объявили, что им надо произвести обыск.
С соборной площади раздался набат и понесся над площадью; но тут же несколькими выстрелами звон был прекращен. Владыке приказали немедленно спускаться вниз. В рясе, с панагией на груди, в клобуке, с посохом в руке вышел святитель к ожидавшей его пролетке. Оставшиеся чекисты арестовали находившихся в доме священников.
Тем временем стало известно, что священники городских церквей и Мотовилихи отказались служить. На вопрос о причине владыка сказал: «У нас постановлено, если кого-нибудь из священнослужителей арестуют, то мы все служить не будем».
Этой ночью власти арестовали тринадцать священников и диакона. В ЧК с них потребовали расписку, что они обязуются никогда не вести агитацию против советской власти и молчать по поводу ареста архиепископа Андроника.
Весь день 19 июня архиепископ провел в камере Пермской ЧК. Палачи уже сами стали бояться святителя и, опасаясь его влияния на стражу, подобрали таких конвоиров, которые находили удовольствие в издевательствах и насмешках над ним. Так прошел день. Власти решили участь епископа, но объявить ему об этом боялись. Начали допрос.
Архиепископ Андроник, молча, занял одно из кресел у письменного стола. Он долго не отвечал ни на один вопрос, а потом, будто решившись на что-то, снял панагию, завернул ее в большой шелковый лиловый платок, положил перед собой на письменный стол и, обращаясь к ним, сказал примерно так: «Мы враги открытые, примирения между нами не может быть. Если бы не был я архипастырем, и была необходимость решать вашу участь, то я, приняв грех на себя, приказал бы вас повесить немедленно. Больше нам разговаривать не о чем».
Сказав это, он неспешно развернул платок, надел панагию, спокойно поправил ее на груди и, весь погрузившись в молитву, не проронил более ни слова.
Расстреливать святителя поехали чекисты Жужгов, Уваров, Платунов и трое латышей. В первом часу ночи 20 июня Уваров въехал во двор ЧК и велел выводить архипастыря. В простой рясе, в клобуке, с панагией на груди, с посохом в руке вышел святитель. И они поехали. Ехали по Сибирскому тракту, миновали пятую версту и повернули налево к лесу. Проехав сажен сто, остановили лошадей (теперь это место находится в черте города Перми). Чекист Жужгов отвязал от пролетки лопаты, одну протянул архипастырю и велел копать могилу. Когда могила была закончена, владыка попросил помолиться. Палачи разрешили. Архиепископ молился минут десять, затем повернулся ко всем четырем сторонам – благословляя ли, молясь ли за всю пермскую паству, – палачи того понять не могли, и сказал: «Я готов». «Я расстреливать не буду, а живым буду закапывать, пока не снимешь постановления», – сказал чекист.
Архиепископ ответил, что никогда не сделает этого. И палачи стали забрасывать его землей. Жужгов несколько раз выстрелил. Тело святителя было неподвижно.
После казни палачи поделили оставшиеся от архипастыря вещи. Чугунные часы, панагию и позолоченную цепочку.
Священномученик Александр (Малиновский), иерей, был священником села Верх-Суксунского Пермской епархии, задушен епитрахилью и расстрелян красноармейцами-богоборцами в 1918 г.
Священномученик Алексий (Будрин), протоиерей, был священнослужителем города Красноуфимска Пермской епархии, расстрелян красноармейцами-богоборцами в 1918 г.
Священномученик Александр (Махетов) родился в 1868 г. в Юрюзань-Ивановском заводе Златоустовского уезда Уфимской губернии в семье крестьянина Николая Махетова. В 1887 г. Александр окончил Благовещенскую учительскую семинарию и был назначен учителем и законоучителем в Сепычевское земское училище в Оханском уезде Пермской губернии; в 1888 г. он был переведен в Спешковское земское училище, а в 1890 г. – в Шлыковское земское училище.
26 ноября 1894 г. Александр был рукоположен во диакона к Михаило-Архангельской церкви Сиропитательного дома в городе Кунгуре и назначен учителем в первом классе его воспитанников. В 1900 г. диакон Александр был переведен в Ново-Усольскую Спасо-Преображенскую церковь и назначен учителем в Спасо-Преображенскую церковноприходскую школу.
8 июня 1901 г. он сдал экзамены на получение иерейского сана и 2 июня 1902 г. был рукоположен во священника к Троицкой церкви в селе Лёнва Соликамского уезда (ныне находится в черте города Березняки Пермской области) и назначен законоучителем в женское училище в том же селе. Избран членом благочиннического совета на 1912 – 1914 годы. Осенью 1918 г. священник Александр Махетов был арестован большевиками. Они пригвоздили его левую руку, а в правую дали крест; после этого мучители стали колоть его штыками и затем расстреляли.
Священномученик Валентин (Белов) родился в 1891 г. в семье диакона Михаила Белова. Он поступил в Пермское духовное училище, но с третьего класса перешел учиться в 1-е Усовское двухклассное училище, которое окончил в 1907 г., и в 1909 г. был назначен псаломщиком к Покровской церкви в селе Поташка Красноуфимского уезда Пермской губернии, одновременно он состоял законоучителем Черкасовского начального училища. Пожелав служить Церкви в священном сане, Валентин выдержал экзамен на диакона и 21 октября 1914 г. был рукоположен епископом Пермским Андроником (Никольским) во диакона к этому же храму. В 1915 г. духовенство округа избрало его на должность руководителя певческих курсов. С 1910-го по 1915 г. он был регентом в Покровской церкви.
1 января 1917 г. диакон Валентин был переведен к Спасо-Преображенскому пермскому собору и служил на архиерейских службах иподиаконом. После ареста и мученической кончины 7 (20) июня 1918 г. архиепископа Андроника диакон Валентин 9 декабря 1918 г. был определен священником в Троицкий храм Ашапского завода Осинского уезда Пермской епархии, рукоположен и 17 декабря того же года отправлен туда служить. Но не долгим было его служение – в декабре 1918 г. он был изрублен шашками и расстрелян большевиками.
Священномученик Вениамин (Луканин) родился 20 марта 1875 г. в семье псаломщика Василия Луканина. Вениамин поступил учиться в Пермское духовное училище, но в 1888 г. был взят родителями из третьего класса. В 1891 г. он был назначен исполняющим должность псаломщика в Троицкий храм Полазнинского завода Пермского уезда. В 1893 г. сдал экзамены на звание псаломщика и был посвящен в стихарь; в 1894 г. он был назначен учителем в Усть-Полазнинскую школу грамоты, в 1899 г. – перемещен к Филатовской церкви села Башиловского Кунгурского уезда, в 1902 г. – переведен в Вознесенскую церковь в селе Устиново Осинского уезда и назначен учителем пения в Устиновских женском, мужском и сельскохозяйственном училищах и в Ташковской школе грамоты. В 1899-м и в 1901 годах он обучался на курсах пения и с 1899-го по 1912 г. был учителем пения в Осинском одноклассном миссионерском училище. В 1902 г. Вениамин был переведен в Успенскую церковь в городе Оханске и 21 октября того же года рукоположен во диакона к этой церкви. В 1903 – 1904 годах он был учителем пения в Оханской женской прогимназии; в 1906 г. – назначен законоучителем Поташинского земского училища.
22 декабря 1907 г. диакон Вениамин был рукоположен во священника к Покровской церкви в селе Ясыл Осинского уезда и назначен законоучителем и учителем пения в Ключиковской церковноприходской школе и законоучителем и заведующим Межевской церковноприходской школы. В 1909 г. он был командирован для исполнения пастырских обязанностей в строящуюся Казанскую церковь в селе Межевка, а в 1910 г. назначен священником этой церкви и председателем организованных им при ней церковноприходского попечительства, школьного кружка и Общества трезвости. В 1912 г. о. Вениамин был перемещен в Ильинскую церковь села Бедряж Осинского уезда. Он был назначен законоучителем Ерминского земского и Качкинского миссионерских училищ и председателем Ерминского общества трезвости и Ерминского миссионерского кружка, открытых по его инициативе. В 1916 г. о. Вениамин был назначен служить в Казанский храм в село Ново-Паинское Оханского уезда и законоучителем Ново-Паинского двухклассного училища. В 1917 г. он был избран прихожанами настоятелем этого храма и 17 августа того же года утвержден на этой должности консисторией; в том же году он был избран председателем местного приходского попечительства и приходского совета.
Священник Вениамин Луканин был расстрелян пришедшими к власти безбожниками-большевиками осенью 1918 г.
Священномученик Виктор (Никифоров) родился в семье диакона Николая Федоровича Никифорова. В 1911 г. Виктор поступил в Пермскую Духовную семинарию, которую окончил в 1917 г. 20 февраля 1918 г. он был определен священником ко храму святых апостолов Петра и Павла села Комаровского Осинского уезда Пермской губернии и рукоположен. Но совсем недолго ему пришлось послужить – в июле того же года он был расстрелян безбожниками-большевиками.
Священномученик Александр (Осетров) служил священником в Никольском храме села Телёс Осинского уезда Пермской губернии. Он был изрублен шашками и расстрелян осенью 1918 г. безбожниками-большевиками, когда ему исполнилось всего 23 года. 17 марта 1919 г. его останки были перезахоронены в ограде женского Успенского монастыря в Перми.
Священномученик Павел (Аношкин) родился 5 февраля 1891 г. в семье мещанина Павла Аношкина. По окончании в 1912 г. Пермской Духовной семинарии 19 августа того же года он был рукоположен во священника к Покровской церкви в селе Верх-Сары Красноуфимского уезда Пермской губернии и назначен заведующим и законоучителем Верх-Сарсинской церковноприходской школы и законоучителем Сарсинской заводской и Верх-Сарсинской земской школ, председателем Верх-Сарсинского церковноприходского попечительства и председателем Вонифатьевского общества трезвости. 25 марта он был награжден набедренником «за выдающуюся пастырскую деятельность» и на следующий день переведен в Николаевскую церковь в село Мокино Оханского уезда и назначен заведующим и законоучителем Мокинской церковноприходской школы, законоучителем в школах в Нижних и Верхних Талицах и в деревне Кошели, а с 1914-го г. – законоучителем и двухклассного Мокинского училища.
В декабре 1918 г. о. Павел был арестован безбожниками-большевиками, исколот штыками и расстрелян.
Священномученик Владимир (Владимир Ильич Белозеров) родился в 1869 г. В 1889 г. он окончил Пермскую Духовную семинарию и был рукоположен во священника и направлен служить в Богоявленской церкви в селе Савинское Осиновского уезда Пермской губернии. Впоследствии он служил в Троицкой церкви в селе Асов Кунгурского уезда, в Вознесенской церкви и в Благовещенском соборе в городе Кунгуре Пермской губернии. Отец Владимир был расстрелян безбожниками-большевиками в сентябре 1918 г.
Священномученик Игнатий (Якимов) родился 24 января 1872 г. в деревне Морозы Нолинского уезда Вятской губернии в семье крестьянина Дмитрия Якимова. По окончании в 1889 г. Нолинского духовного училища Игнатий поступил послушником в Слободской Крестовоздвиженский монастырь, где подвизался около двух лет, и затем поступил на курсы псаломщиков при Братстве святого Стефана в Перми. В 1891 г. он был назначен псаломщиком в Свято-Димитриевскую церковь в село Ошиб Соликамского уезда Пермской губернии, в 1894 г. переведен в Христовоздвиженскую церковь в село Рябки Осинского уезда, в 1896 г. – в Богоявленскую церковь села Юрлинского Чердынского уезда.
6 июня 1899 г. Игнатий был рукоположен во Диакона к Николаевской церкви села Кочевское того же уезда и назначен законоучителем и учителем пения в Кукушкинскую школу грамоты. Также он стал участковым попечителем в попечительстве о народной трезвости в Чердынском уезде.
2 ноября он был рукоположен во священника ко храму Рождества Христова села Чураки Чердынского уезда и назначен законоучителем в Чураковское земское училище и заведующим Гришкинской церковноприходской школой. В 1913 г. о. Игнатий был назначен духовником округа, а 1916 г. – временно исполняющим обязанности благочинного по 2-му округу церквей Чердынского уезда и вскоре – благочинным.
После отречения Императора от престола стала быстро шириться в России смута. Пользуясь возникшей в Отечестве неразберихой, многие начали заниматься личным обогащением путем грабежей. Крестьяне в Чураках стали захватывать земельные наделы, не глядя на то, что многие из их односельчан еще не вернулись с фронта, открыто рубился казенный лес; в продовольственные комитеты и волостные управы избирались люди недостойные, распоряжавшиеся продовольствием в своих интересах.
Отец Игнатий выступил против грабежа казенных лесов и вступился за обижаемых крестьян. Многие крестьяне были довольны, что он выступил в их защиту, но большинство было недовольно священником, и задумали удалить его из села.
17 сентября 1917 г. состоялся сход крестьян села Чураки, на котором присутствовало около восьмидесяти человек, постановивший на место о. Игнатия просить у епископа Пермского Андроника другого священника. Подписались под приговором, когда большинство уже разошлось и осталось чуть более десятка присутствующих на сходе, за не бывших на сходе и несовершеннолетних подписался председатель волостной управы, сделав уже спустя некоторое время приписку, будто общий сход крестьян требует привлечь священника к суду за контрреволюционную деятельность. Этот приговор был отослан в Чердынский совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и епархиальному архиерею. Отец Игнатий в октябре 1917 г. дал по этому поводу письменные объяснения.
После прихода к власти большевиков и издания ими декрета об отделении Церкви от государства, которым уже официально открывалось жестокое гонение на Церковь, начались нападения на храмы и монастыри. Епископ Пермский Андроник 25 января 1918 г. разослал «всем причтам и православным прихожанам, а равно обителям Пермской епархии» послание, в котором призывал верующих защищать свои храмы и монастыри. Отец Игнатий прочел это послание во время очередного крестьянского схода в селе Чураки и попросил прихожан не оставить его, если кто придет грабить храм.
15 марта 1918 г. председатель Чураковского исполкома Семен Федосеев отправил в Следственную комиссию в Чердынь донос, обвинив о. Игнатия в контрреволюционной деятельности и требуя немедленного рассмотрения дела.
30 марта священник был вызван в Следственную комиссию на допрос. Возражая на предъявленные ему обвинения, о. Игнатий вновь дал объяснение подоплеки этого доноса со стороны недобросовестного администратора, недовольного противодействиям со стороны священника расхищению казенного имущества.
Был вызван на допрос староста Христорождественского храма села Чураки, который показал, что «…священник отец Игнатий Якимов человек хороший, в течение четырнадцати лет ничего от него худого не видали и не слыхали… Обвинение его в этом является потому, что он заступается за нас, бедных, не дает нас в обиду». Тут же на допросе староста дал поручительство за священника, чтобы власти не подвергали пастыря аресту.
Священник был освобожден из-под стражи, и формальное следствие на основании многочисленных показаний свидетелей подтвердило его невиновность, однако в обвинительном заключении следователь оставил лишь одни лжесвидетельства представителей чураковской администрации.
24 июля 1918 г. священник Игнатий Якимов был арестован вошедшим в село Чураки отрядом большевиков-карателей и расстрелян.
Священномученик Лев (Ершов), иерей, миссионер Красноуфимского собора Пермской епархии, был избит и расстрелян красноармейцами-богоборцами в 1918 г.
Священномученик Михаил (Денисов) родился в 1869 г. в селе Пятигоры Чердынского уезда Пермской губернии в семье священника Фотия Денисова, служившего в Георгиевской церкви в этом селе; о. Фотий умер, когда Михаилу было четыре года. В 1888 г. Михаил окончил три класса Пермской Духовной семинарии и поступил псаломщиком в Преображенскую церковь в село Юксеево Чердынского уезда. В 1893 г. он был направлен служить в Преображенский храм в селе Усть-Косьва Соликамского уезда, в 1894 г. – в Александро-Невский храм в село Юсьва того же уезда. 10 августа 1897 г. он был рукоположен во диакона к Алексиевском храму в селе Егва Соликамского уезда и назначен учителем и законоучителем школы грамоты Егвинского прихода. В 1900 г. он был переведен в Крестовоздвиженский храм в селе Бондюг Чердынского уезда и в 1901 г. назначен учителем земского училища. В 1904 г. диакон Михаил был переведен в Крестовоздвиженский храм в село Сылвинское Кунгурского уезда и назначен законоучителем церковноприходской школы, в 1911 г. – в Ксениевский храм завода Чусовая Пермского уезда. 9 апреля 1911 г. он был рукоположен во священника к той же церкви и назначен законоучителем в Заводо-Чусовской земской школе. В 1912 г. о. Михаил был переведен в Ильинскую церковь в село Левино Оханского уезда и назначен заведующим и законоучителем Левинской церковноприходской школы. В 1913 г. о. Михаил был назначен одним из духовников 2-го благочиния Оханского уезда. Последним местом его служения стал Георгиевский храм в селе Пятигоры Чердынского уезда, в котором служил когда-то его отец. Священник Михаил Денисов был расстрелян большевиками в сентябре 1918 г.
Священномученик Николай (Онянов) родился 27 ноября 1862 г. в селе Усолье Соликамского уезда Пермской губернии в семье крестьянина Михаила Онянова. Николай имел большие способности и в 1878 г. первым учеником окончил Усольское двухклассное училище и решил посвятить себя служению Церкви. В 1879 г. он был определен церковником к Иоанно-Предтеченской церкви в селе Зырянское Соликамского уезда Пермской губернии и стал усердным и успешным помощником священнику в его работе с детьми в церковноприходской школе. В 1885 г. Николай был принят в духовное звание и назначен псаломщиком в Иоанно-Предтеченскую церковь села Стефановского Осинского уезда. 14 февраля 1888 г. он был рукоположен во диакона к этой церкви и в 1893 г. назначен законоучителем.
11 мая 1904 г. диакон Николай был рукоположен во священника к церкви святых апостолов Петра и Павла в село Таман Соликамского уезда и назначен законоучителем земского начального училища в этом селе; в 1908 г. он был назначен заведующим Быстринской церковноприходской школой. Священник Николай Онянов был расстрелян безбожниками-большевиками в сентябре 1918 г. и зарыт в песке напротив собора в селе Усолье.
Священномученик Павел (Павел Петрович Соколов) родился в1874 г.; окончив Калужскую Духовную семинарию, он был направлен служить в Петропавловский храм Нязе-Петровского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии, а затем – в Тихвинский храм в городе Кунгуре. 29 июня 1917 г. о