Краткие жития святых, православные праздники и события

5/18 февраля

 

Мц. Агафии (251). Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского (1696). Прмц. Александры, мч. Михаила (1942).

Мц. Феодулии и мчч. Елладия, Макария и Евагрия (ок. 304).

Елецкой-Черниговской (1060), Сицилийской, или Дивногорской (1092), и именуемой «Взыскание погибших» икон Божией Матери.

 

Мц. Агафия Мц. Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская (251). Эта мученица почитается в нашем народе заступницей от вреда огненного. Она жила в Сицилии при безбожном гонителе христиан Декии и происходила от знатных родителей, воспитавших ее в истинном благочестии. Когда наступило гонение Декия, св. Агафия стала готовиться к мученической кончине. Правитель области Квинтиан, увлеченный красотою юной христианки, решил отвлечь ее от христианской веры и с этой целью поместил ее в доме одной язычницы-вдовы, проводившей беспутную жизнь. Однако жизнь в языческом доме, среди веселья и роскоши не расположила к себе св. Агафию. Видя это, правитель задумал прибегнуть к более решительным мерам. Он стал допрашивать Агафию, почему она не кланяется идолам. В ответ она назвала идолов не богами, а бесчувственными чурбанами, рабами которых являются их почитатели. Раздраженный Квинтиан подверг св. Агафию жестоким мучениям и затем заключил в темницу. Там ей явился ап. Петр и исцелил ее раны. Необычный свет при этом озарил темницу; напуганные им воины разбежались.

На пятый день ее позвали опять к мучителю. Когда же она снова исповедала Христа, то правитель велел бросить мученицу нагой на груду раскаленных углей и черепицы. Вдруг раздались удары землетрясения. Испуганный этим, а также возмущением граждан, правитель отправил Агафию назад в темницу, где святая и скончалась, пламенно помолившись Богу и возблагодарив Его за данные ей силу и терпение, с которыми она переносила мучения.

На ее гробнице впоследствии ее почитатели – христиане построили церковь.

Однажды на о. Сицилии началось извержение вулкана Этны. Жители острова взяли одежду с гробницы св. Агафии и держали ее против огня; извержение прекратилось. Это и послужило основанием для веры в помощь св. Агафии против бедствий от огня. 

Феодосий Черниговский Свт. Феодосий, архиеп. Черниговский (1696). Он происходил из Заднепровского дворянского рода Углицких, получившего эту фамилию за подвиги его родоначальника при защите города Углича. Отец его, Никита, был священником, мать его звали Марией. Окончив курс Киево-Братской школы (впоследствии ставшей Духовной академией), он принял постриг в Печерской лавре с наречением ему имени Феодосий, в честь преподобного, которого он особенно чтил. Тяжелы были для него первые годы его иноческой жизни: он искал сосредоточенного молитвенного подвига, а ему пришлось нести обязанности наместника митрополичьего дома, и в жизнь его невольно вторглась мирская суета шумного города. Более соответствовала его аскетической настроенности жизнь в пустынном Корсунском монастыре, куда его затем назначили настоятелем, но его скоро перевели в Киево-Выдубицкий монастырь, совершенно разоренный войной. Он его восстановил и благоустроил, но здесь ему пришлось перенести немало незаслуженных огорчений, причем он высказал свою глубокую мудрость и иноческое смирение.

В 1656 году архимандрит Феодосий, вместе с игуменом Димитрием (свт. Димитрий Ростовский, память его 21 сент.), ездил в Москву, имея важное церковное поручение. В результате этой поездки южная и северная части Русской Церкви после 200-летнего разделения были воссоединены. А в 1691 г. архимандрит Феодосий – тогда уже настоятель Елецкого Черниговского монастыря – был назначен по просьбе престарелого архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) его помощником и возведен в сан архиепископа.

Так Черниговская епархия стала управляться сразу двумя столпами Церкви. Через 2 года архиепископ Лазарь умер, и свт. Феодосий стал самостоятельным архипастырем Черниговской епархии. Он тщательно подбирал себе сотрудников из лиц духовенства, усилил его пастырскую и просветительскую деятельность, устраивал монастыри, боролся с униатским влиянием и умел успокаивать горячие вспышки своевольных казаков. К бедным он был милосерд и сострадателен.

Предчувствуя свою близкую кончину, святитель Феодосий посвятил иеромонаха (Максимовича) в сан архимандрита, готовя в нем достойного преемника себе. Скончался свт. Феодосий 5 февраля 1696 г. и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе.

Проявления благодати Божией по молитвенному предстательству святителя Феодосия, выражались в виде многочисленных посмертных чудотворений, главным образом исцелений болящих. Святые мощи его были обретены в 1776 г.; новый гроб соорудил ему в 1824 г. исцеленный им раскольник Горбунов, тут же обратившийся в Православие. Правильную запись его чудес начали в 1850 г. Торжественное открытие мощей святителя Феодосия произошло 9 сентября 1896 г., причем было обследовано под присягой 49 случаев исцелений.

 

Прмц. Александра (Каспарова)  (1942): Новомуч.

Мч. Михаил (Амелюшкин) (1942): Новомуч. Мученик Михаил родился 24 сентября 1893 г. в селе Починки Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Спиридона Амелюшкина. Окончил сельскую школу и занимался крестьянским трудом. С 1914 по 1917 год Михаил Амелюшкин служил в Царской армии рядовым.

Проживал Михаил Спиридонович в родном селе. Будучи глубоко верующим человеком, он, несмотря на начавшиеся с приходом безбожной власти гонения на Русскую Православную Церковь, еще более утвердился в исповедании своей веры во Христа. Молиться он ходил в храм в честь Рождества Христова в селе Ямкино Ногинского района Московской области.

В разгар гонений на верующих во Христа власти решили арестовать Михаила Спиридоновича. По их требованию местный сельсовет выдал справку для Ногинского районного отделения НКВД. В ней говорилось, что Михаил Амелюшкин «ведет разлагательскую работу среди колхозников, агитируя против советской власти и партии, склоняя массу к религии».

На допрос были вызваны лжесвидетели. Один из них показал, что «в конце апреля 1937 года Амелюшкин, в целях срыва первомайской демонстрации» агитировал колхозников прийти 1 мая на пасхальное богослужение.

26 ноября 1937 г. Михаил Спиридонович вместе с настоятелем храма протоиереем Николаем Покровским (сщмч., память его 27 нояб.) и диаконом Николаем Широгоровым (сщмч., память его 11 сент.) был арестован и заключен в Ногинскую тюрьму. На следующий день он был допрошен. Виновным себя в «контрреволюционной деятельности» Михаил Спиридонович не признал.

28 ноября следователь закончил расследование и написал обвинительное заключение. 1 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила псаломщика Михаила к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

Находясь в лагере, псаломщик Михаил Амелюшкин умер 18 февраля 1942 г. и был погребен в безвестной могиле.

 

Мц. Феодулия и мчч. Елладий комментарисий, Макарий, Воиф помощник и Евагрий Аназарвские (ок. 304). Святая Феодулия пострадала за веру во времена царствования Диоклетиана и Максимина. После мучений она была сожжена в печи. Своими страданиями она обратила ко Христу многих свидетелей и даже своего мучителя Елладия, который был за это обезглавлен.

Свт. Полиевкт, патриарх Константинопольский (970). Для нас, русских, этот патриарх известен тем, что крестил в Царьграде в 957 г. нашу св. равноапостольную княгиню Ольгу. Он же наставил ее в истинах веры и благочестия. О нем наш летописец Нестор говорит, что это был муж «славный по святости своей и по образованию своему». Благословляя святым крестом Ольгу перед ее отъездом, св. Полиевкт пророчески предрек ей: «Тебя будут благословлять сыны российские до последнего рода!» Св. Полиевкт мирно почил в 970 г.

Мч. Антоний Афинский (1774). Святой мученик Антоний жил в Афинах, происходил от благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере и нравственности. Так как родители его были очень бедны, то для их поддержки Антоний поступил в услужение к туркам. При появлении около Мореи русского флота (тогда была война России с Турцией) господа Антония начали грабить морейских христиан и затем продали Антония мусульманским эмирам.

После этого он еще не один раз переходил из рук в руки, пока, наконец, не попал к одному меднику-христианину, который увез его в Константинополь. Здесь скоро для него наступило время принять мученический венец.

Однажды, когда он сидел в мастерской, один из прежних его хозяев увидел его и затем обвинил перед судьей в том, что он отступник от мусульманской веры. Судья, как человек справедливый, не хотел наказывать Антония и поэтому передал его дело визирю. Последний для успокоения народа заключил Антония в тюрьму, как бы в ожидании разбора дела. Он не хотел насиловать невинного; но так как фанатичный народ требовал казни, то дело представили султану. Султан прямо поставил условие: если Антоний не примет ислама, то будет казнен. Антоний выбрал казнь, и 5 февраля был обезглавлен. Останки его были куплены христианами и с честью погребены.

Мц. Василисса.

 

Чудотворные иконы Божией Матери:

Икона Божией Матери Елецкая-Черниговская Елецкая-Черниговская (1060). Чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Чернигове, в Елецком Успенском мужском монастыре. Когда св. Антоний Печерский, в 1060 г. изгнанный из Киева вел. кн. Изяславом, удалился в пределы Чернигова и выкопал себе на необитаемом месте пещеру для уединенного своего пребывания, в это время была обретена им икона Божией Матери стоящей на ели. На месте явления он основал монастырь в честь Успения Богоматери. Явленная икона и обитель названы Елецкими. В начале XVII столетия, во время разорения монастыря полководцем польского короля Сигизмунда III Горностаем образ утратился, но в 1676 г. пожертвован был в монастырь сохранившийся список с подлинного образа, который и заменил его.

После упразднения Успенского монастыря образ Елецкой Богородицы в 1930 г. попал в Черниговский исторический музей. Игумения велела сделать копию с иконы, но местные власти заставили отдать в музей оригинал. Во время Великой Отечественной войны икону Елецкой Богоматери подобрала некая женщина на пепелище сгоревшего музея и принесла в Троицко-Ильинский монастырь, но его вновь отобрали. Чудотворная икона хранилась в музее до апреля 1999 г., а затем была возвращена в Елецкий монастырь, возродившийся в 1992 г. как женский, и сейчас находится в Петропавловском храме обители.

Дивногорская-Сицилийская (1092). Явление этой чудотворной иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Замечательно, что этот образ Богоматери, хотя и прославился в пределах западной церкви, но изображение его на вид совершенно православное, так как он написан в Греко-византийском, а не в романском стиле. Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии было не мало православных христиан, отправляющих греческое богослужение.

Предание говорит, что Сицилийская икона была перенесена в Россию двумя благочестивыми иноками, старцами Ксенофонтом и Иосафом, уже после взятия Константинополя турками, то есть в конце XV века. Здесь она находилась в Дивногорском Успенском женском монастыре, Воронежской епархии, поэтому чудотворный образ был назван также и Дивногорским.

Из многочисленных чудес, бывших от Дивногорской иконы Божией Матери, особенно памятен для воронежцев случай, бывший в 1831 году, когда по молитвам пред этой иконой прекратилась в губернии холера.

С первых лет советской власти монастырь постоянно подвергался погромам, его монахов расстреливали и сажали в лагеря. В 1927 г. из Москвы приехала комиссия для организации в этих красивейших местах санатория для «героев революции». В первый год в здании монастыря еще сохранялось много церковных сокровищ и образов, и отдыхающие большевики жгли костры из икон и книг, приходили в заброшенный храм пострелять по иконам. Монастырь был полностью разорен, выбитые в пещерах две церкви в 30-е годы разрушены (и до сих пор не восстановлены).

Чудотворная икона после закрытия Дивногорского монастыря была спасена верующими и в 1996 г., когда началось возрождение обители, вернулась в родные стены. Из-за непрекращающихся чудес, которые являет Божия Матерь перед этим образом и в наше время, в народе он получил название «исцелийская икона». В крестных ходах, организуемых в монастыре в день празднования Сицилийской иконы, участвует обычно до 20 тыс. паломников.

Икона Божией Матери ''Взыскание погибших'' Именуемая «Взыскание погибших» (XVII). Образу «Взыскание погибших» предание приписывает древнее происхождение: в повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» рассказывается, что в VI веке в г. Адане (Малая Азия) инок Феофил, архиерейский эконом, несправедливо обвиненный в воровстве, от жгучей обиды возроптал на Господа и Его Пречистую Матерь и заключил союз с дьяволом, подписав с ним хартию. И уже на грани погибели он опомнился, ужаснулся совершенному и, затворившись в храме, отчаянно молился перед образом Божией Матери, называя Ее «Взыскание погибших». Раскаяние его было настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вернула ему подписанную им страшную хартию, возвестив о прощении грехов.

Известно несколько чудотворных икон под названием «Взыскание погибших», через которые Пресвятая Богородица являла свою милость людям, прибегавшим к Ней как к последней Надежде. Один из таких образов в середине XVIII в. был заказан по обету крестьянином села Бор Калужской губернии Федотом Обуховым в благодарность за чудесное спасение от смерти на морозе. Он заблудился в снежном буране на своей повозке, но не оставлял молитвы ко Пресвятой Богородице. Вспомнив о чудотворной иконе «Взыскание погибших», находившейся в Георгиевской церкви г. Болхов Орловской губернии (в годы советской власти этот образ исчез), Федот дал обет заказать для своего приходского храма ее копию. И мольба благочестивого крестьянина была исполнена. В соседнем селении приятель Обухова неожиданно услышал под окном чей-то голос: «Возьмите». Выйдя за ворота, он к изумлению своему нашел в неизвестно откуда взявшихся санях Федота. Первоначально обетная икона находилась в бедном деревянном сельском храме, но, благодаря многим чудесам и исцелениям, посыпались щедрые пожертвования, и была выстроена прекрасная каменная церковь, куда около 1780 г. перенесли святыню. Чудотворный образ ежегодно приносили в Серпухов с торжественным крестным ходом и служили перед ним молебны в домах горожан. Этот благочестивый обычай существовал до тех пор, пока богоборческая власть не сровняла с землей храм, в котором хранилась икона, и не лишила верующих самой святыни. Но почитание святого образа не пришло в забвение. Верующие прибегали к одной из чтимых копий святой иконы из Троицкой церкви. Но и этот храм в 1961 г. был закрыт, а икона Богоматери на десятилетия скрыта в запасниках музея. Лишь в мае 1997 г. серпуховской историко-художественный музей передал ее Высоцкому монастырю.

В Москве особо чтится чудотворный образ «Взыскание погибших», ныне находящийся в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Брюсов переулок).

В Санкт-Петербургской епархии самый чтимый список иконы «Взыскание погибших» находится в Покровском храме в Мариенбурге. Этот образ был написан в 1888 г. в память чудесного спасения Царской семьи императора Александра III при крушении поезда под станцией Борки. В 1930-х годах храм закрыли, а иконы вывезли неизвестно куда. Святой образ Божией Матери кощунники употребили в качестве настила пешеходного моста в Гатчине. В 1950-е годы кто-то случайно заметил икону. Обретенный образ Божией Матери, принявший такое поругание, стал чтимой петербургской святыней.

Самая древняя из икон Божией Матери «Взыскание погибших» находится в Самарском Покровском кафедральном соборе. По преданию, она приплыла по Волге к Саратову в 1666 году и была явлена воеводе Кадышеву, что ознаменовалось чудесным исцелением самого воеводы и обличением церковных воров. Последней владелицей родовой святыни была Анна Ивановна Кадышева, которая с этой чудотворной иконой по всей России собирала пожертвования для основания Раковского Свято-Троицкого женского монастыря. В 1862 г., став первой игуменьей Раковского монастыря, она передала икону в обитель. Здесь от иконы были явлены чудесные исцеления страждущих. В годы советской власти монастырь был закрыт (в 1928 г.), но сестры обители сумели спасти чудотворный образ и тайно хранили его. В 1954 г. его отдали в Покровский собор в г. Самаре, где он и сейчас находится в позолоченном киоте, сооруженном в виде сияния, в серебряной ризе, украшенной драгоценными камнями. 

Один из точных списков иконы сейчас чтится в московском храме свт. Николая в Кузнецкой слободе.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz