Краткие жития святых, православные праздники и события

19 февраля / 3 марта

 

Апп. от 70 Архиппа и Филимона и мц. равноап. Апфии (I). Прп. Феодора Санаксарского (1791). Мч. Димитрия (1942).

Мчч. Максима, Феодота, Исихия, мц. Асклипиодоты (305-311). Прпп. Евгения и Макария исповедников, пресвитеров Антиохийских (363). Прп. Досифея (VII), ученика прп. аввы Дорофея. Прп. Равулы (ок. 530).

 

Святые апостолы от 70-ти: Архипп, Филимон и мученица равноапостольная Апфия Апп. от 70 Архипп и Филимон и мц. равноап. Апфия (I). Св. ап. Архипп был епископом в одном из богатых малоазиатских городов – Колоссах. Св. ап. Павел в своем послании к колоссянам советует ему быть осмотрительным в прохождении служения, которое он принял о Господе.

Св. Филимон был богатый гражданин того же города Колосс и господин раба Онисима, по поводу которого ап. Павел писал послание Филимону. По свидетельству предания, Филимон, приняв христианство, подвизался усердно на поприще истинного благочестия. Он сам и супруга его Апфия оказывали самое трогательное внимание нищим и болящим. Кроме того, Филимон распространял христианство между язычниками. Все трое – Архипп, Филимон и Апфия – сподобились мученической кончины в царствование Нерона: св. Архипп был изрезан ножами, Филимон же и Апфия были побиты камнями. Память их празднуется также 22 ноября.

Прп. Феодор Санаксарский Прп. Феодор Санаксарский (1791). Дядя прав. Феодора (Ушакова) Санаксарского, воина (память 23 июля и 2 октября).

Иеромонах Феодор родился в 1718 г. близ города Романова Ярославской губернии в родовом имении благочестивых дворян Игнатия и Ирины Ушаковых и был наречен Иоанном. Родители определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге. Проводя время в обществе молодых веселых товарищей, однажды Иоанн стал свидетелем того, как один из них упал и умер. Происшедшее так повлияло на Иоанна, что он положил твердое намерение, бросив все, бежать в пустыню ради спасения души.

Более трех лет он в одиночестве подвизался в лесной чаще на берегах Двины, а затем в Площанской пустыни Орловской губернии, в отдаленной лесной келье.

Как не имеющий паспорта, Иоанн был взят сыскной командой и доставлен в Санкт-Петербург. Шесть лет тяжких испытаний, лишений и скорбей изменили его неузнаваемо. Он был сух и бледен лицом, одет во власяницу, подпоясан простым ремнем. Но особенно поражала всех лежащая на нем печать глубокого смирения. «Не вменяю тебе побега в проступок и жалую прежним чином», – сказала императрица Елизавета Петровна. На это он ответил смиреной просьбой – дайте умереть монахом. После трехлетнего послушнического искуса в Александро-Невской лавре, 13 августа 1748 г. тридцатилетний Иоанн Ушаков был пострижен в монахи с именем Феодор.

В 1757 г. он выехал в Саровскую пустынь. Прожив там два года, отец Феодор возымел намерение возобновить обедневшую Санаксарскую обитель.

Преосвященный Пахомий, еп. Тамбовский, позвал к себе преподобного и умолял его быть в Санаксаре настоятелем, приняв священство. Старец по смирению отказывался от хиротонии, но, убежденный епископом, 13 декабря 1762 г. был рукоположен в иеромонаха. Настоятелем прп. Феодор был твердым и строгим. На богослужения отводилось в сутки часов девять, а при всенощном бдении до двенадцати. В церкви он требовал раздельного неспешного чтения.

Старец завел у себя самую первую и прочную основу иночества: личное руководительство братии и полное откровение помыслов. И братия свидетельствовала, что при выходе от отца Феодора чувствовалось в душе какая-то приятная свобода и тишина.

Избегая поводов тщеславия, он не постился более, чем было установлено, и на братской трапезе питался наравне со всеми, беря всего понемногу.

По ложному доносу воеводы Неелова старец в 1774 г. был сослан в Соловецкий монастырь. Там он прожил девять лет в строгом заключении, нуждаясь в самом необходимом и испытывая страдания, пока, наконец, не получил полную свободу и возвратился в Санаксарскую обитель.

В любимой обители старец продолжал усердно работать Господу. После непродолжительной болезни отец Феодор скончался в ночь на 19 февраля 1791 г. Тело его, хотя и лежавшее в теплой келье до погребения, не издавало запаха тления.

В 1999 г. были обретены честные мощи о. Феодора, и он был прославлен как местночтимый святой Мордовской епархии, а в 2004 г. на Архиерейском Соборе РПЦ принято решение об общецерковном почитании преподобного Феодора, старца Санаксарского.

Память его празднуется также 21 апреля (обретение мощей) и 23 мая (Собор Ростово-Ярославских святых).

 

Мч. Димитрий (Волков) (1942): Новомуч. В 1939 г. в городе Орехово-Зуево Московской области был закрыт последний из служивших еще тогда в районе храмов – Рождества Богородицы, строительство и благоукрашение которого продолжалось около тридцати лет – с 1872-го по 1901 г. Верующие в городе не согласились с закрытием храма. По советским законам хлопотать об открытии храма могла только зарегистрированная властями двадцатка. Часть людей к этому времени уже выбыла из состава двадцатки, другая – проявила равнодушие к судьбе храма, а иные оказались и малодушны.

Учитывая это, в мае 1940 г. прихожане переизбрали членов двадцатки, избрав старостой Дмитрия Ивановича Волкова.

Мученик Димитрий родился в 1871 г. в деревне Островищи Покровского уезда Владимирской губернии в крестьянской семье. Грамоте, как и вере христианской, он был научен родителями, пастырями и богослужением в храме. Переехав в город Орехово-Зуево, Дмитрий стал столяром. В 1940 г. Дмитрию Ивановичу исполнилось 69 лет, он уже вышел на пенсию и все время посвящал церковным делам. Для обсуждения мер по открытию храма двадцатка стала собираться каждую субботу около двух часов дня в храме, куда в это время могли прийти помолиться и прихожане.

На одном из собраний двадцатка приняла решение обратиться к председателю Орехово-Зуевского горсовета с просьбой разрешить зарегистрировать священника. Староста и представители двадцатки отправились в Москву к Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию с прошением, чтобы он направил в их храм священника; митрополит, за неимением других, назначил к ним жившего в Загорске протоиерея Федора Казанского (осведомитель и лжесвидетель, принесший много зла духовенству и верующим). Приехав на новое место служения, протоиерей Федор потребовал от прихода выплатить ему 500 рублей и, получив деньги, отбыл обратно в Загорск и не вернулся.

Пока верующие занимались поисками другого священника, власти под разными предлогами стали отказывать им в разрешении на открытие храма, указывая, что сначала должен быть сделан ремонт, а затем только зарегистрирован священник. Прихожане собрали три тысячи рублей, на них уплатили за бездействующий храм все налоги и сделали ремонт. После этого староста храма Дмитрий Волков и член двадцатки Никита Сухарев (мч., память его 21 июня) пришли на прием к председателю горсовета с просьбой об открытии храма, но тот ответил, что ничем помочь им не может, так как на митингах рабочие местных фабрик требуют закрытия храма.

Узнав это, верующие провели свою кампанию среди жителей города. На очередном заседании члены двадцатки единогласно постановили добиваться открытия храма в вышестоящей инстанции – в Мособлисполкоме. Был нанят в Москве адвокат, который составил соответствующее прошение. Дмитрий Иванович и Никита Андреевич в течение двух дней ходили за ответом на это прошение к чиновникам Мособлисполкома и, в конце концов, его получили: поскольку рабочие Орехово-Зуева на собраниях протестуют против открытия церкви, то они не могут дать разрешение на возобновление богослужения; этот вопрос может разрешить только вышестоящая инстанция – Верховный Совет РСФСР.

15 мая 1941 г. Дмитрий Иванович и Никита Андреевич, заручившись решением двадцатки продолжить хлопоты, отправились в приемную Верховного Совета с жалобой на действия местных властей и с просьбой открыть храм.

Ответа на свою жалобу верующие не дождались. Добиваясь прекращения активной деятельности двадцатки, местный отдел НКВД завербовал в секретные осведомители одного из членов двадцатки, предполагая с помощью провокаций и лжесвидетельств воспрепятствовать открытию храма.

Осведомитель донес, что руководящую роль в хлопотах по открытию храма играет Никита Андреевич Сухарев, который, исходя из своих глубоких религиозных убеждений, и ходатайствует за его открытие. Осведомитель также сообщил, что Никита Андреевич обижается на советскую власть, потому что она закрывает церкви, вопреки конституции, а также привел его высказывания о гонениях на христиан.

О старосте Дмитрии Ивановиче были собраны сведения, что он «ведет активную борьбу за сколачивание церковного актива и открытие бездействующей церкви в городе Орехово-Зуево. Является ходоком и пишет заявления руководителям партии и правительства… призывает верующих к активным массовым действиям за открытие церкви, намеревается войти в сношения с иностранными посольствами и просить их оказывать помощь в деле открытия церкви».

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. В это самое время письмо верующих с просьбой об открытии храма лежало в Верховном Совете, надо было давать ответ, и ответ был дан в соответствии с установками коммунистической власти: в самый день начала войны, 22 июня 1941 г. руководство Московского НКВД постановило арестовать ходоков; на следующий день староста храма Дмитрий Иванович Волков и член церковной двадцатки Никита Андреевич Сухарев были арестованы.

В ходе изнурительных беспрерывных допросов от них добивались признания вины в контрреволюционной деятельности, но оба узника свою причастность к этому решительно отрицали. В связи с объявлением города Москвы на осадном положении в июле 1941 г. следователи, ведшие дела арестованных, отбыли в глубокий тыл, в город Омск, куда этапом вслед за ними были отправлены и подследственные. С 3 сентября 1941 г. допросы возобновились, но с тем же результатом.

27 декабря 1941 г. Особое Совещание при НКВД приговорило Дмитрия Ивановича Волкова и Никиту Андреевича Сухарева к пяти годам ссылки в Омскую область. Несмотря на приговор к ссылке, они, однако, не были освобождены из тюрьмы. Преклонный возраст, едва переносимые условия этапа, изнурительные круглосуточные допросы, содержание в тюрьме на голодном пайке, да еще во время войны, когда и солдаты не получали в достатке продуктов, быстро приблизили их смерть. Церковный староста Дмитрий Иванович Волков скончался 4 марта 1942 г. в омской тюрьме №1 и был погребен в безвестной могиле. Член церковной двадцатки Никита Андреевич Сухарев скончался через четыре месяца в той же тюрьме, 4 июля 1942 г., и также был погребен в безвестной могиле.

 

Мученики Максим и Феодот Адрианопольские Мчч. Максим, Феодот, Исихий, мц. Асклипиодота Андриопольские (305-311). Святые мученики пострадали за веру во Христа в Адрианополе, в гонение императора Максимиана (305 - 311). Святые мученики перенесли много страданий. Вначале их подвесили на дереве и строгали железными крюками. После этого с надругательствами водили из города в город, а затем отдали на съедение зверям. Сохраняемые благодатью Божией, святые мученики остались невредимы. Только от рук истязателей они приняли мученическую кончину. Святую мученицу Асклипиодоту сначала избивали на земле, затем подвесили на дереве и бросали в нее камни, после чего отрубили голову.

Священномученики Евгений и Макарий Мавританские Прпп. Евгений и Макарий исповедники, пресвитеры Антиохийские, Мавританские (363). Были священниками в Антиохии. Во время проезда через Антиохию Юлиан Отступник потребовал их к себе для состязания в вопросах веры. Но, так как он был обличен при этом пастырями Христовыми, то в гневе приказал бить их обоих. Затем они были сосланы в один болотный оазис Ливии, где и скончались.

Прп. Равула Самосатский, Финикийский, Константинопольский (ок. 530). Св. Равула родился в городе Самосатах (в Сирии). Образование он получил под руководством одного знаменитого ученого мужа по имени Варипсав. С юных лет проводя добродетельную жизнь, преподобный по достижении совершенного возраста принял иночество и избрал себе необыкновенные подвиги. Он один обитал по горам и пещерам и в образе жизни подражал св. Иоанну Крестителю.

По прошествии некоторого времени преподобный вместе с другим иноком отправился в Финикию и, подвизаясь здесь, обратил на себя внимание высокими своими добродетелями, так что вскоре помимо своего желания стал всем известен. Получив денежное пособие от императора Зенона (474 – 491), он при содействии Беритского (Берит – ныне город Бейрут) епископа Иоанна построил в одном месте среди гор обширный монастырь и населил его иноками. В окрестностях монастыря проживало множество закоренелых язычников. Прп. Равула с другими иноками стали обличать их в заблуждении, нередко вступая в спор и наставляя в вере. Вскоре они привели их к познанию истинного Бога.

После смерти императора Зенона управление империей принял император Анастасий (491 – 518). Прп. Равула отправился в Константинополь и своими хлопотами достиг того, что император выдал ему новое денежное пособие, которое было употреблено им на строительство второго монастыря. Впоследствии он построил в разных местах много еще монастырей. Св. Равула всегда был ко всякому доброму делу рачителен, кроток, милостив, человеколюбив, никогда не предавался гневу, всегда пребывал в молитвах и ко всем относился благожелательно. Преподобный жил до времени царствования Юстиниана Великого (527 – 565), построившего знаменитый храм святой Софии в Константинополе, и здесь же скончался 80-ти лет от роду.

Прп. Конон, игумен Пентуклийский, Палестинский (ок. 555). Родом из Киликии; был настоятелем монастыря Пентукла. Скончался мирно.

Прп. Досифей Палестинский (VII), ученик прп. аввы Дорофея. Сын богатых и знатных родителей прп. Досифей еще в юных летах пришел к настоятелю одного из палестинских монастырей и просил принять его в число братии. Свое послушание в этом монастыре он исполнял самым примерным образом: предупреждал все желания больных, был истинным утешителем страждущих. День и ночь служил он больным, так что нередко опаздывал к богослужению, а иногда даже совсем не приходил. Ослабленный своими трудами, он также употреблял более питательную пищу, чем полагалось по иноческому уставу. Такая жизнь казалась многим строгим ревнителям монастырского устава предосудительною; поэтому Досифея не считали истинным подвижником. Но Бог судил иначе и всей братии явил в смиренном служении юного инока славу высокой добродетели. Когда прп. Досифея постигла тяжелая болезнь, и он почувствовал приближение смерти, то сказал жившему в монастыре прозорливому старцу Виссариону: «Отче, отпусти меня, я уже не могу более жить». «Чадо, - ответил Виссарион, - иди с миром, предстани Святой Троице и моли о нас!».

Слышавшие такой ответ прозорливого старца недоумевали, чем заслужил Досифей такой славы. Однако этот голос Виссариона был глаголом Божием. Вскоре после смерти старца этот его ответ был подтвержден особым видением одного инока, которому явлены были прежде почившие святые, между которыми был и святой Досифей.

Опущение своих, казалось бы, важнейших обязанностей он пополнял при земной жизни тем, что для Бога всего ценнее: любовью к ближним. Он так любил своих больных, что если ему иногда приходилось раздражаться по человеческой немощи на их ропот и нетерпение, то это всегда было для него величайшим горем: он тогда так горько плакал, что братия не могла утешить его. Если же Досифей иногда и опаздывал к богослужению или совсем отсутствовал, та или потому, что был крайне утомлен (а ему нужна была постоянная бодрость духа и плоти для служения больным), или потому, что в это время больные особенно нуждались в его помощи. Вообще обязанность служить ближнему для него была всего дороже. Он знал, что «больше сея любве никто не имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. XV, 13). Вот почему недолговременные подвиги Досифея к ближним и сочтены были пред лицом Божием равными долговременным подвигам молитвы и поста.

Прмц. Филофея Афинская (1589). Армянка; скончалась мирно. Мощи ее в Афинах.

Прмч. Никита Новый (1809).

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz