Краткие жития святых, православные праздники и события

21 февраля / 5 марта

 

Прп. Тимофея в Символех (795). Свт. Евстафия, архиеп. Антиохийского (337). Сщмчч. Александра, Даниила и Григория пресвитеров (1930); сщмчч. Константина пресвитера, Павла диакона (1938); мц. Ольги (1939).

Свт. Георгия, еп. Амастридского (802-811).

Козельщанской иконы Божией Матери (1881).

 

Прп. Тимофей в Символех (795). Символы – это пустынное место близ Олимпийской горы (Малая Азия). Здесь в VIII веке был монастырь, архимандритом которого был прп. Феоктист, муж добродетельный и благочестивый. Среди учеников прп. Феоктиста находился прп. Тимофей. Этот подвижник еще с юных лет почувствовал склонность к иноческому образу жизни. Поступив в монастырь, он проводил самую строгую жизнь. Окончательно умертвив в себе похоть плоти, он сделался совершенно бесстрастным и отличался таким духовным совершенством, что до конца жизни своей соблюдал девство и душевное и телесное. За свою богоугодную жизнь прп. Тимофей сподобился быть храмом Святого Духа и воспринял дар исцеления и силу против бесов. По его молитвам происходило много чудес: святой исцелял всякие недуги и изгонял из людей нечистых духов. Много лет скитался этот угодник Божий по горам, лесам и пустыням, денно и нощно молясь Господу, проливая обильные слезы и орошая ими свою душу, как росою. Достигнув глубокой старости, он скончался в 795 г.

Святитель Евстафий Антиохийский Свт. Евстафий, архиеп. Антиохийский (337). Святой Евстафий был родом из памфилийского города Сиды (Малая Азия). Сначала он был поставлен епископом в г. Берии Сирской, а затем, по общему желанию всех антиохийцев, был избран в архиепископы Антиохийские и утвержден в этом звании отцами 1-го Вселенского Собора, на котором он и сам присутствовал, являясь самым строгим обличителем нечестивого еретика Ария, пресвитера Александрийского. Ересь Ария была осуждена, и сам ересиарх был сослан вместе со своими единомышленниками. Естественно, что последователи Ария ненавидели Евстафия и употребляли все усилия к тому, чтобы очернить его и обесславить. К тому же обстоятельства складывались для них благоприятно: император Константин Великий умер, а его преемник покровительствовал арианам, так как сам принадлежал к их ереси. Вследствие этого ариане овладели его вниманием и приобрели над ним такое влияние, что самовластно стали преследовать всех, державшихся православного учения относительно лица Иисуса Христа. Некоторые православные епископы, по проискам и клеветам ариан, лишились своих кафедр, а на их места ставились арианские епископы. Такая же участь постигла и св. Евстафия. Поставив своей целью ниспровержение Евстафия с антиохийской кафедры, ариане не брезгали никакими средствами, не постыдились даже прибегнуть к клевете и обману. Явившись в Антиохию под предлогом оказать честь пастырю великой церкви, они внезапно открыли для рассмотрения дел и учения св. Евстафия. На собор явилась некая женщина с доносом на святителя, в котором он обвинялся в безнравственном поступке – в прелюбодеянии. Этот клеветнический извет не был проверен членами собора, но стал поводом для лишения Евстафия сана. Хотя несправедливость этого обвинения скоро обнаружилась, он все же был лишен сана и отправлен в ссылку сначала во Фракию, затем в Иллирию и, наконец, в македонский г. Филлипы, где и скончался в 345 г. Мощи его в 482 г., при императоре Зиноне, были перенесены в Антиохию.

Св. Евстафий оставил после себя много сочинений философско-богословского содержания, а также много писем, но большая часть их не уцелела в подлинниках.  

 

Сщмчч. Александр (Вислянский) и Даниил (Алферов) пресвитеры (1930): Новомуч.

 Священномученик Александр родился в 1870 года в селе Архангельское Землянского уезда Воронежской губернии в семье псаломщика Иакова Вислянского. Окончив в 1893 г. Воронежскую Духовную семинарию, Александр Яковлевич был до 1894 г. учителем пения в Введенской церковноприходской школе в городе Воронеже; в том же году он был рукоположен во диакона к храму в женском Богородице-Тихоновском Тюнинском монастыре, где также преподавал в монастырской школе пение. 30 марта 1897 г. он был рукоположен во священника к Архангельской церкви в селе Рогожино Задонского уезда Воронежской губернии, в котором он служил до прихода к власти безбожников, ввергнувших страну на многие годы в кровопролитную смуту.

Во второй половине 20-х годов о. Александр служил в храме в селе Семидесятское Гремяченского района Воронежской области. Как и многие другие священники Воронежской области, он мужественно боролся против обновленцев, пытавшихся захватить православные храмы, и, как и многие, весьма настороженно отнесся к переговорам заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) с представителями советской власти, а также и со сделанным им заявлением. За богослужениями он поминал только Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского) (сщмч., память его 27 сент.) и правящего архиерея Воронежской епархии Алексия (Буя).

Священномученик Даниил родился в 1870 года в селе Тройня Бобровского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Василия Алферова. После окончания Духовной семинарии он был рукоположен во священника и уже при власти безбожников служил в храме в селе Никольское Гремяческого района Воронежской области по соседству с приходом о. Александра Вислянского. До революции о. Даниил принимал участие в народно-религиозных движениях, таких, как Союз русского народа, члены которого постоянно принимали участие в крестных ходах.

В 1929 г. советская власть приступила к уничтожению крестьянского сословия. Крестьяне тогда неразрывно были связаны с сельскими пастырями, разделявшими с ними все нужды и тяготы, священники были в то время единственными представителями образованного сословия, кто сопутствовал крестьянам на протяжении их жизни, и власти вместе с крестьянами стали арестовывать и преследовать духовенство. Духовенство Воронежской епархии разделилось на тех, кто присоединился к обновленцам и в союзе с безбожной властью принялся за разрушение Церкви, и тех, кто отнесся к новой власти весьма настороженно, ожидая от нее обмана и не уповая на декларации, подписанные по требованию воинствующих безбожников.

В конце 1929-го – начале 1930 г. ОГПУ произвело широкомасштабные аресты среди духовенства и крестьян Воронежской области, когда в течение короткого времени были арестованы сотни людей.

Священники Александр Вислянский и Даниил Алферов были арестованы в начале февраля 1930 г., заключены в тюрьму в городе Воронеже и сразу же допрошены. Отвечая на вопросы следователя, о. Александр сказал, что к нему неоднократно обращались верующие с вопросами: нужно ли отдавать целиком излишки хлеба, скоро ли будет конец света, скоро ли кончится такая жизнь, когда все отбирают и идет гонение на Церковь. На это он отвечал, что хлебозаготовки нужно выполнять, как кто сможет, скоро ли будет конец света – это от нас закрыто, как об этом ясно изложено в Евангелии. А что касается гонителей, то нужно любить своих врагов, а за безбожников нужно молиться. Следователь спросил, оказывала ли Церковь кому-либо материальную помощь, на что о. Александр ответил, что хотя формального постановления на этот счет не было, но Церковь оказывала нуждающимся помощь, а кто такие эти нуждающиеся, кулак ли экспроприированный или бедняк – для Церкви это не важно.

Будучи допрошен, о. Даниил на вопросы следователя ответил, что связей, кроме своих богослужебных, он ни с кем никаких не имеет, агитацией или разговорами против советской власти не занимался, а также не слышал, занимаются ли этим другие.

Несмотря на большое число обвиняемых, следствие шло ускоренными темпами и в феврале того же года было закончено. 5 марта 1930 г. тройка ОГПУ приговорила часть арестованных, и среди них двух священников, к расстрелу, а других – к различным срокам заключения. Священники Александр Вислянский и Даниил Алферов были расстреляны глухой ночью следующего дня, 6 марта 1930 г., и погребены в безвестной общей могиле в пригороде Воронежа.

Сщмч. Григорий (Хлебунов) пресвитер (1930): Новомуч. Священномученик Григорий родился в 1873 г. в селе Шуватово Симбирской губернии в семье крестьян Никиты и Татьяны Хлебуновых. Первоначальное образование он получил в сельской школе, а остальное дополнилось самообразованием и церковным воспитанием, полученным в семье. По бедности семьи он переехал из села работать в город Астрахань, где познакомился со своей будущей женой Дарьей Степановной. Душа Григория Никитича влеклась к служению Господу, и служению сугубо церковному, и он устроился псаломщиком в храм в селе Басы Астраханской губернии. В 1917 г., когда произошел Октябрьский переворот, он принял решение посвятить свою жизнь служению Церкви и с этого времени стал уже целеустремленно готовиться к принятию сана.

В 1921 г. Григорий Никитич был рукоположен во священника и два года прослужил в храмах Астрахани, а в 1923 г. был направлен служить в храм в честь Рудненской иконы Божией Матери в селе Началово Астраханской области, где и прослужил до своего ареста.

Приехав на новый приход, о. Григорий сразу же стал узнавать, кто из прихожан придерживается православия, а кто готов перейти к обновленцам, с этим вопросом он стал обходить дома крестьян. Председателю сельсовета показалось подозрительным, зачем священник ходит к крестьянам и что-то записывает. Отец Григорий не стал удовлетворять любопытство председателя, и тот просил прокурора открыть против священника уголовное дело о «преднамеренном действии в интересах противосоветского лагеря». Материалов для обвинения о. Григория оказалось недостаточно, и дело было прекращено.

Отец Григорий был ревностным пастырем и мужественным проповедником. Собрав много духовных книг, он давал читать эти книги прихожанам, так что в доме его образовалось нечто вроде библиотеки.

В 1929 г. началась коллективизация, выразившаяся в уничтожении крестьянских хозяйств и сломе крестьянского быта, сопровождавшимися беспощадными гонениями на Церковь, так как всем своим бытом русское крестьянство более всего было связано с православием. Перед лицом этих испытаний стала умножаться вера, и храм в селе Началово стал наполняться молящимися, чему способствовала и неустанная проповедь о. Григория за богослужением. В Крещенский сочельник, 18 января 1930 г., в селе состоялось собрание, на котором был поставлен вопрос о том, чтобы снять колокола и отдать их в переплавку, но присутствующие выразили категорическое несогласие с этим. Впоследствии власти усмотрели в этой дружной поддержке церкви результат деятельности священника.

В конце января 1930 г. секретарь местной партийной ячейки направил заявление уполномоченному ОГПУ по Астраханскому району, где писал, что, выполняя свою работу, он заметил, что вокруг священника собралась целая группа кулаков и «в результате их работы на всех общественных собраниях высказывались явные антиколхозные выступления, исходящие от лиц, теснейшим образом связанных с церковью». И он перечислил ряд лиц, включая священника, которыми должно, по его мнению, заняться ОГПУ.

3 февраля о. Григорий был арестован, вместе с ним были арестованы и несколько крестьян. Во время обыска в доме священника нашли речь австрийского министра иностранных дел, имевшую антибольшевистский характер, а также несколько писем от верующих людей, одно из них было рекомендательным и сообщало о некоем страннике, о котором архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский) (сщмч., память его 18 дек.) отозвался как о хорошем человеке. После допроса о. Григорий был заключен в тюрьму при Астраханском ОГПУ и здесь снова допрошен.

Между тем, поскольку служба в храме в связи с арестом священника прекратилась, церковный совет, заручившись согласием районного исполнительного комитета, пригласил из Астрахани священника Петра Цветкова. Но чтобы начать служить, надо было стать на учет в сельсовете. Но сотрудник административного отдела, пообещав зарегистрировать священника на следующий день, куда-то уехал, и члены церковного совета попросили священника отслужить всенощную под праздник Сретения без регистрации, заручившись устным обещанием о ней уехавшего администратора. В результате последовало обвинение в проведении службы без регистрации, священник и члены церковного совета были арестованы. Утром 15 февраля собралась толпа человек в триста, в основном женщины, которые стали требовать их освобождения. Астраханское ОГПУ нашло столь решительные действия местных властей неблагоразумными, и все арестованные были освобождены, но это не коснулось о. Григория и арестованных вместе с ним крестьян.

На 22 февраля 1930 г. местные власти наметили выселение из Началова семей зажиточных крестьян, лишенцев и разграбление их имущества. Обстановка в селе достигла крайнего напряжения.

Вечером 22 февраля, когда руководство села и местные партийные руководители собрались в здании сельсовета, к зданию стала подходить толпа крестьян. Постепенно мятеж стал набирать силу. Крестьяне убили двух членов сельсовета и стали убивать всех, находившихся внутри здания. Мятеж против советской власти и коммунистов продолжался около двух часов, и в результате шесть человек были убиты, а десять ранено, было разгромлено здание сельсовета, а документы уничтожены. Наутро прибыл отряд красноармейцев, начались аресты и допросы.

Следствие, по которому проходили обвиняемыми 43 человека, велось в сверхэкстренном порядке и через четыре дня после восстания, 27 февраля, было завершено. В число обвиняемых были включены и те, кто был арестован ранее, 3 февраля, еще до мятежа, и среди них о. Григорий, несмотря на то, что у сотрудников ОГПУ не было никаких доказательств виновности священника.

28 февраля тройка ОГПУ приговорила 14 обвиняемых, и среди них о. Григория, к расстрелу. Священник Григорий Хлебунов был расстрелян 6 марта 1930 г. в пригороде города Астрахани и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Константин (Пятикрестовский) пресвитер (1938): Новомуч.

Священномученик Константин родился 31 мая 1877 года в Москве в семье священника Михаила Пятикрестовского. Свою фамилию Пятикрестовские получили от прадеда Степана, первого священника в их роду. Он был крестьянином, уроженцем погоста Пяти Крестов под Коломной.

Отец Михаил служил в церкви Космы и Дамиана на Покровке. Он отличался особым усердием в служении. В голодные 1918-1919 годы (до самой кончины, последовавшей 6 сентября 1919 года) батюшка неукоснительно служил по воскресеньям и праздникам, исполняя обязанности и священника, и диакона, и псаломщика, и даже звонаря. В том же духе ревности по Бозе он воспитывал и своих сыновей.

У него было три сына, Александр, Константин и Иван, и три дочери – Евгения, Наталья и Мария. Александр и Иван учились в Московской Духовной академии, а Константин, окончив 11 июня 1897 года курс Московской Духовной семинарии по 2-му разряду, образование не продолжил. 8 октября 1897 года он поступил в Георгиевскую двухклассную церковную школу учителем и служил там до принятия священного сана.

11 июля 1899 года Высокопреосвященнейшим Владимиром (Богоявленским – сщмч., память его 25 янв.), митрополитом Московским, Константин Михайлович был определен во священника к Михайло-Архангельскому храму села Коробчеево Коломенского уезда Московской епархии.

10 сентября 1899 года он женился на Людмиле Сергеевне, старшей дочери отца Сергия Митропольского, священника Никольского храма на Болвановке (близ Таганской площади). Она окончила Мариинское епархиальное училище и два года преподавала.

Вскоре Константин Михайлович был рукоположен во диакона, а спустя месяц – во иерея. Через несколько дней после этого молодой священник с супругой выехали на приход. Преподавательский опыт отца Константина пригодился: он сразу же начал занятия по Закону Божию в Коробчеевской земской школе. Главным для отца Константина стало его служение. Он был усердным и заботливым пастырем. Своей отзывчивостью батюшка снискал уважение и известность не только в Коробчееве, но и в окрестных деревнях. Жители села Троицкое-Кайнарджи приглашали его перейти служить в свой храм, а жители села Чанки звали его настоятелем в свою церковь.

Дом, в котором поселилась семья священника, был плохо утеплен и на третий год служения в Коробчееве отец Константин так сильно заболел, что 8 августа 1902 года ему пришлось уйти за штат.

27 декабря 1903 года по решению Высокопреосвященного Владимира (Богоявленского) священник Константин Пятикрестовский был определен к Николаевской церкви в село Летово Подольского уезда. Он прослужил там около десяти лет. Все это время он преподавал в Летовской школе грамоты, до самого ее закрытия. С 1910 года по 30 мая 1911 года отец Константин состоял членом благочиннического совета, а с 30 мая 1911 года по 18 сентября 1913 года был духовно-судебным следователем.

В марте 1912 года он выдержал экзамен в Московской Духовной семинарии и получил аттестат 1-го разряда. 18 октября 1913 года Высокопреосвященнейшим Макарием (Невским), митрополитом Московским священник Константин Пятикрестовский был переведен настоятелем в храм Введения Пресвятой Богородицы в Конюшенной слободе близ Дмитрова (сейчас она именуется Заречьем).

19 ноября он переехал на новое место служения и с первых же дней стал законоучителем во Введенской земской школе. Супруги Пятикрестовские приобрели у вдовы отца Петра Лебедева, прежнего священника Введенской церкви, старый дом напротив храма, завели крестьянское хозяйство: имели сад, огород, держали коз. Жили в непрестанном труде. Семья у них росла, родилось четверо сыновей: Кирилл, Пантелеимон, Севастьян и Виталий.

Годы, прожитые в Дмитрове, принесли много скорбей. Средоточием жизни священника остается его служение Богу и людям. Шла война, жизнь становилась труднее, и он помогал нуждающимся, подчас кормил их плодами своих крестьянских трудов. После революционных перемен, сам терпя нужду, батюшка устраивал обнищавших крестьян на работу – кого в мастеровые, кого в дом работницы к своим многочисленным родственникам и знакомым. Его заботы не остались безответственными. По мере сил и прихожане старались заботиться о своем батюшке.

В 1918 году священник Введенской церкви Константин Пятикрестовский был награжден фиолетовой скуфьей. В отношениях с людьми отец Константин отличался исключительной мягкостью. Но когда вставал вопрос о вере, о православии, оставался непреклонным. Он не поддался давлению обновленческого ВЦУ, сохраняя верность Патриарху Тихону и послушание епископу Дмитровскому Серафиму (Звездинскому – сщмч., память его 13 авг.), за что имел от обновленцев неприятности.

26 апреля 1926 года отец Константин был награжден золотым наперсным крестом. 12 мая 1932 года в Покровском храме на Красносельской улице Москвы епископ Подольский Иннокентий (Летяев) возвел его в сан протоиерея. К празднику Пасхи 1936 года он был награжден палицей. В храме Введения отец Константин прослужил 24 года.

Он был арестован ночью 26 ноября 1937 года. Одновременно были арестованы четырнадцать священников и диакон Дмитриевского собора. В тринадцати селах Дмитриевского района были закрыты церкви. И только Введенскую церковь приход отца Константина сумел отстоять, ее так и не закрыли.

Священнику предъявили обвинение в антисоветской деятельности, в распространении контрреволюционной клеветы против существующего строя, в высказываниях враждебных взглядов против коммунистов, агитации населения против выборов в советы. Весь этот вымысел отец Константин отвергал.

5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила Константина Михайловича Пятикрестовского к заключению на 10 лет в исправительно-трудовой лагерь. После ареста всех заключенных отправили в Мариинские лагеря, на лесоповал.

Семья не знала, где находится отец. Но однажды от него пришло единственное письмо из города Мариинска. В июне 1938 года было получено извещение, что отец Константин скончался 6 марта 1938 года.

Сщмч. Павел (Широкогоров) диакон (1938): Новомуч. Священномученик Павел родился в 1878 г. в семье диакона Павла Широкогорова. В 1900 г. он окончил Московскую Духовную семинарию и служил учителем в Москве.

В 1908 г. он был назначен псаломщиком в один из московских храмов, в 1918 г. – рукоположен во диакона и служил до ареста в храме святых апостолов Петра и Павла в Москве. В 1935 г. он поселился в поселке Деденево Дмитровского района, где в то время жила его сестра с семьей, а служить ездил в Москву.

Диакон Павел был арестован в ночь с 26 на 27 ноября 1937 г., заключен в Таганскую тюрьму в Москве и сразу же допрошен. Следователь, выяснив, как долго диакон служил святой Церкви, заявил, что тот ведет среди населения антисоветскую агитацию и потребовал дать по этому поводу показания и признать свою виновность. Диакон Павел виновным себя в этом не признал.

На следующий день были допрошены дежурные свидетели, и на этом следствие было закончено. 3 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила диакона Павла к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Диакон Павел Широкогоров скончался в заключении 6 марта 1938 г. и был погребен в безвестной общей могиле.

Мц. Ольга (Кошелева) (1939): Новомуч. Мученица Ольга (Ольга Семеновна Кошелева) родилась 2 июля 1874 г. в селе Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Она была замужем за рабочим кожевенной фабрики Андреем Кошелевым и жила вместе с мужем и детьми в Москве неподалеку от храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах и в течение многих лет была прихожанкой этого храма.

Ко второй половине 1938 г. сталинский указ о массовых репрессиях против народа перестал действовать; однако существовал аппарат НКВД с армией осведомителей, которые продолжали доносить о тех или иных людей, и аресты по ложным доносам не прекратились. Один из таких секретных осведомителей донес на Ольгу Семеновну. В качестве существенного аргумента в пользу ареста для НКВД явилась ее характеристика как активной церковницы. Ольга Семеновна была арестована 27 октября 1938 г. и заключена в Таганскую тюрьму.

В ответ на вопросы и обвинения следователя Ольга Семеновна сказала, что никакой контрреволюционной деятельностью она не занималась, «террористических настроений» не выказывала, но говорила и говорит, что советская власть безвинно арестовывает духовенство и верующих, закрывает церкви без согласия на то верующих, что является гонением на религию и духовенство.

Были вызваны свидетели, в частности председатель церковного совета Успенской церкви, но они подтвердили и то, что говорила следователю и сама Ольга Семеновна.

Прокурор, которому из НКВД было отдано дело для получения разрешения на передачу его в суд,  счел преступление доказанным, но, однако, исключительно лишь на основании агентурных донесений секретного осведомителя; но поскольку НКВД не пожелал раскрыть его имя, прокурор распорядился направить дело для внесудебного рассмотрения в Особое Совещание в НКВД.

Ольга Семеновна Кошелева скончалась 6 марта 1939 г. в Таганской тюрьме была погребена в безвестной могиле.

 

Св. Иоанн III Схоластик, патриарх Константинопольский (577). Свидетельствовал он в Царьграде с 565 по 577 гг. Еще будучи пресвитером Антиохийским, он составил свод церковных правил в 50 главах, а, уже будучи патриархом, сделал свод гражданских постановлений, относящихся к церкви. Из этих сводов и составился Номоканон, вошедший в употребление при судопроизводстве церковном. Святым Иоанном составлены также следующие песнопения, употребляемые на божественной литургии: «Иже херувимы» и «Вечери Твоя тайныя».

Прп. Захария, патриарх Иерусалимский (633). Св. Захария жил в конце VI в начале VII вв. Царь персидский Хозрой в 614 г., напав на Иерусалим, разграбил его и захватил много пленных, в том числе и св. Захарию. Хозрой пощадил одних только евреев, так они помогали ему побить христиан. Потомки Израиля так ненавидели христиан, что выкупили у Хозроя много пленных христиан, а затем бесчеловечно умерщвляли их. Число этих христианских мучеников достигало 90 000.

Вместе с пленниками Хозрой захватил в Иерусалиме и пречестный Крест Господень. Но впоследствии, когда этот царь должен был просить мира у императора Ираклия, Крест был возвращен, возвращены были также пленные христиане, а в их числе и Патр. Захария, скончавшийся потом мирно.

Свт. Георгий, еп. Амастридский (802-811). Св. Георгий происходил от богатых и знатных родителей, живших в Пафлагонии, около Черного моря. У них долго не было детей, поэтому они усердно молились Богу о даровании им ребенка. Молитва их была услышана: у них родился сын, которого они назвали Георгием. Подросши, Георгий поступил в школу, где оказывал блестящие успехи во всех науках. После обучения в школе был принят в клирики, но вскоре оставил клир и удалился в Сирикийские горы. Здесь он встретил одного благочестивого старца, принял от него иноческое пострижение и под его руководством стал вести подвижническую жизнь. После смерти своего наставника прп. Георгий оставил пустыню и поселился в одной обители. Благочестивая жизнь его стала известна всем, и поэтому, когда скончался епископ Амастридский, то, по желанию народа, в епископы Амастриды был избран и поставлен прп. Георгий. В сане епископа он прилагал все усилия к тому, чтобы быть истинным пастырем и учителем своей паствы. Он утверждал ее в божественном учении, умножал церковную утварь, строил храмы и т.п. При этом он был постоянным ревностным защитником вдов и сирот, кормильцем нищих и убогих, служа для всех истинным образцом богоугодной жизни.

Преподобный Георгий совершил много чудес. Так, например, он прогнал своими молитвами от города сарацин, опустошавших окрестную страну; спас амастридстких купцов, несправедливо осужденных на смерть. Когда этот угодник Божий скончался в мире, то и при гробе его совершилось много чудес. Так, когда однажды россы, опустошая южные берега Черного моря, напали на Амастриду и хотели открыть гроб св. Георгия, то стали недвижимы и потом мирно удалились, восхваляя святого угодника Божия.

Свв. воины Римские.

 

Козельщанская икона Божией Матери Козельщанская икона Божией Матери (1881). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы принадлежит к числу позднейших по времени прославления и вместе с тем наиболее почитаемых образов. Первым чудом от нее было исцеление (в 1881 г.), признанной врачами неизлечимой, дочери графа Капниста, в семействе которого икона была родовой. Названа икона Козельщанской по имению графа, в Полтавской губернии Кобелякского уезда, где от нее было первое чудо. Икона эта старинная, итальянского письма. Богоматерь изображена на ней сидящей, а на коленях Ее покоится Богомладенец с крестом в правой руке. В стороне от изображения стоит чаша, около нее лежит лжица. В семействе графа Капниста эта древняя икона Божией Матери, перешедшая от предков, была особенно чтимая. По фамильному преданию, она первоначально принадлежала войсковому писарю Сиромахе, который, по желанию имп. Екатерины Великой, женился на одной из ее фрейлин, итальянке по происхождению. Отсюда заключают, что икона была вывезена из Италии. Во всех важных обстоятельствах семейство графа с особенным усердием молилось перед фамильной иконой Заступницы. Вероятно, столь крепкая вера в помощь Богоматери и послужила причиной того, что эта икона в последствии прославилась своими чудотворениями на всем обширном пространстве Русской земли. Случилось же это так. В семействе графа Капниста заболела их единственная дочь Мария страданием спинного мозга, отчего она не могла хорошо владеть руками и ногами. Никакие медицинские средства не принесли пользы больной. Все доктора, к которым обращался граф с больной дочерью, после испытанных ими средств, признали болезнь в высшей степени серьезной и посоветовали обратиться к европейским медикам. Граф надеялся на помощь французской знаменитости Шарко, приезда которого ожидали в Москве, и туда решено было везти больную. Накануне отъезда дочери графиня сказала дочери, чтобы она усердно помолилась перед семейной святыней – иконой Божией Матери. Дочь почистила ризу на иконе и в горячем молитвенном порыве излила всю свою веру, моля Богоматерь, чтобы Она Сама исцелила ее. Вдруг она почувствовала, что с нею творится что-то необычайное: в ногах и руках, до тех пор болезненных и бесчувственных, сразу появилось ощущение жизненной силы. Была услышана горячая молитва больной девушки: над ней совершилось то чудо всемогущества Божия, по молитвенному ходатайству Царицы Небесной, о котором в последствии радостная весть разнеслась по всей православной Руси! Придя в себя после оцепенения, избранница Божия, громко стала звать свою мать и быстро срывать с ног тяжелые металлические бинты и перевязки. На крик ее сбежались мать и бывшие у нее гости. Первое время мать подумала, что дочь ее лишилась рассудка, но, увидев, что она свободно расхаживает по комнате, убедилась, что больная стала совершенно здоровой. Молва об этой благодати Божией быстро распространилась по селу. Сбежались соседи, вся дворня, приглашен был приходской священник, который перед пречистым ликом Божией Матери совершил молебен. Поехали в Москву. Здесь граф представил дочь всему сонму ученых врачей. Московские доктора, лечившие больную, были поражены и удивлены всем виденным и слышанным. Они совершенно отказались объяснить излечение девушки с научной стороны.

Семья графа уехала с иконой в свое имение. Вскоре к ним пришла слепая девица, сказавшая, что Богоматерь во сне велела ей идти к Ее иконе. Графиня вынесла образ; девушка долго молилась перед ним и через несколько дней прозрела. Икону стали носить по домам, служить перед ней молебны; маслом из лампады мазали больных, и произошло еще очень много исцелений. В графском саду была устроена сначала часовня, а потом и церковь, куда поставили икону. В 1886 г. при храме был основан женский монастырь Рождества Богородицы с больницей, училищем и приютом для калек. Многие люди приходили к чудотворной иконе, чтобы получить исцелени

Сделать бесплатный сайт с uCoz