15/28 февраля
Ап. от 70-ти Онисима (ок. 109). Сщмчч. Михаила и Иоанна пресвитеров (1930); сщмчч. Николая, Алексия, Алексия пресвитеров, Симеона диакона, прмч. Петра и прмц. Софии (1938).
Прп. Пафнутия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прп. Пафнутия и дщери его Евфросинии (V). Прп. Евсевия, пустынника Сирийского (V).
Виленская (перенесение в Вильно в 1495 г.) и Далматской (1646) икон Божией Матери.
Ап. от 70-ти Онисим (ок. 109). Во фригийском городе Колоссах во времена апостольские жил христианин знатного рода, по имени Филимон. У него был раб Онисим. Провинившись перед своим господином и боясь наказания, этот раб бежал от него в Рим, где тогда жил св. ап. Павел. Апостол обратил его в христианство, научил его христианской вере и крестил. Когда же Онисим выказал желание вернуться к своему господину, то ап. Павел одобрил его и от себя дал ему послание, обращенное к Филимону. В нем он пишет: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого я родил в узах моих. Он был некогда не годен для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его. Ты же прими его, как мое сердце…»
Филимон, получив послание ап. Павла, поспешил исполнить желание великого апостола. Он отпустил Онисима на свободу, так что тот мог возвратиться в Рим к Павлу и служить ему. Павел поставил его епископом для благовествования христианства. По смерти верховных апостолов Петра и Павла, пострадавших мученически в Риме от Нерона, св. ап. Онисим, выйдя из Рима, обошел с проповедью Христа разные города и страны. Он был в Испании, Колоссах (Малая Азия), Патрах (Греция), затем занял епископскую кафедру в г. Ефесе (Малая Азия) после смерти ученика ап. Павла Тимофея, также бывшего здесь епископом.
Однако недолго ему пришлось пасти ефесскую паству. Его ревностная деятельность по распространению христианства была замечена римским правительством; он был схвачен и приведен в Рим. Во время допроса, который учинил ему епарх Тертил, св. ап. Онисим безбоязненно высказал свое отрицание языческих богов, суетность и порочность жизни идолопоклонников, призвал Тертила к исполнению заповедей истинного и единого Бога и тем самым снискать себе спасение.
Услышав это, епарх велел заключить Онисима в темницу. Там он пробыл 18 дней, радуясь в душе своей, что ему пришлось пострадать за имя Христово. Приходящие к нему христиане укрепляли его в подвиге. Наконец, епарх велел выслать Онисима в г. Путиолы (Средняя Италия).
Прибыв в этот город, св. ап. Онисим так же ревностно проповедовал слово Божие, как и прежде. Узнав об этом, епарх Тертил велел снова привести святого Онисима на суд, после чего долго и немилосердно истязали его и, наконец, усекли главу его мечом. Тело его было взято некою знатною женщиной и положено в раку; впоследствии мощи его были перенесены в Ефес.
Сщмчч. Михаил (Пятаев) и Иоанн (Куминов) пресвитеры (1930): Новомуч.
Священномученик Михаил Пятаев родился в 1891 году в селе Мачкасы Кузнецкого округа Пензенской губернии в семье крестьянина Максима Пятаева. По окончании сельской школы учился в Москве, а затем переехал в Саратов, где преподавал русский язык и литературу. В Саратове он познакомился со своей будущей женой, Евфросинией Фроловной. Она происходила из рода саратовских купцов Ивановых, которые имели баржи и возили товары по Волге.
В то время императорское правительство усиленно занималось вопросами переселения русских крестьян на восток, оказывало материальную помощь изъявившим желание переселиться. Так Михаил Пятаев с семьей оказался в городе Омске. Первое время он продолжал преподавать, но затем принял решение посвятить свою жизнь служению Богу. В 1917 г. Михаил Максимович поступил псаломщиком в Крестовоздвиженский собор города Омска, чтобы впоследствии, если на то будет воля Божия, быть рукоположенным в сан священника.
Началась беспощадная гражданская война. В 1918 г. город заняли красные. Красногвардейцы въехали в собор на лошадях и принялись крушить все, что попадалось под руку.
Вскоре после этих событий в том же соборе в 1918 году архиепископ Сильвестр (Ольшевский, сщмч. – память ему 13 февр.) рукоположил Михаила Максимовича в сан диакона. До 1921 г. диакон Михаил служил в Омске, а затем попросил правящего архиерея перевести его на службу в село, так как с большой семьей ему стало трудно жить в городе, и он был переведен в Богоявленский храм села Малокрасноярска. В самом селе жили несколько купеческих семей. Перед приходом в село красногвардейцев главы семей уехали, чтобы не подвергнуться расправе. Но один из купцов, Василий Севастьянов, не захотел уезжать из родного села. Красногвардейцы арестовали его, привели в тюрьму его жену и детей и на их глазах отрубили ему на плахе голову.
В 1923 г. диакон Михаил Пятаев был рукоположен в сан священника. Отец Михаил с большой любовью относился к своему приходу. Для бедняков отец Михаил совершал крещения, венчания, отпевания бесплатно. Многие из нищей братии находили у него поддержку и пропитание. Для этой цели он сам ловил рыбу и многое из того, что налавливал, раздавал беднякам и нищим.
Храм в селе Малокрасноярске был двухштатным, и в 1928 г. сюда был назначен второй священник – отец Иоанн Куминов. Он родился в 1865 г. в селе Куликовском Тюкалинского округа Тобольской губернии в семье крестьянина Ивана Куминова. В 1877 года семья переехала в Омск. Здесь Иван Иванович окончил учительскую семинарию и, пройдя испытание при Омской классической гимназии, был назначен инспектором народных училищ Тарского округа. В этой должности он прослужил до 1922 г., когда был рукоположен в сан священника. Служил в разных храмах Омской епархии. В 1928 г. был направлен в село Малокрасноярку.
Подошел к концу 1929 год. В Сибири началась коллективизация и связанные с нею аресты и высылки крестьянских семей, а вместе с ними и аресты духовенства. Борьба с крестьянами явилась одновременно и борьбой с Русской Православной Церковью.
Праздничное Рождественское богослужение в Богоявленском храме совершал священник Иоанн Куминов, а отец Михаил регентовал на клиросе. По окончании литургии отец Иоанн сказал проповедь, в которой, в частности, призвал молодых людей чаще посещать церковь и молиться Богу: «Посылайте своих детей в церковь, и пусть они там молятся Богу. Не слушайте, кто вам что говорит, вас и так задавили непосильными налогами и теперь агитируют и хотят ввести в заблуждение».
В обстановке гонений такое неосторожное слово не могло остаться не замеченным. После Рождества уполномоченный ОГПУ принял допрашивать крестьян. Большинство из них отказались лгать на священников. Показания давали председатели сельсоветов и колхозов и их жены.
Священников арестовали вскоре после праздника Рождества Христова и отправили в тюрьму в город Каинск. В тюрьме тогда жестоко пытали. У живых клещами вырывали зубы с золотыми коронками, беспощадно били, так что у многих подследственных были выбиты все зубы и поломаны ребра. Следователь ОГПУ на допросах безжалостно избивал священников. Но, несмотря на мучительные пытки, пастыри отказывались лжесвидетельствовать, как того требовал следователь, заставлявший их подписать показания о том, что священники и члены церковного совета занимались организацией крестьян для борьбы с колхозами и советской властью.
7 февраля 1930 г. священников ознакомили с постановлением о предъявлении обвинения. Прочитав обвинения оба священника, отказались признать себя виновными.
21 февраля Особая Тройка ОГПУ вынесла постановление: священников Михаила Пятаева и Иоанна Куминова – расстрелять, семьи их выслать на север.
Священники Михаил Пятаев и Иоанн Куминов были расстреляны 28 февраля 1930 года в одиннадцать часов вечера.
Сщмч. Николай (Морковин) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Николай родился 15 мая 1889 г. в селе Ильгоши Кашинского уезда Тверской губернии в семье псаломщика Петра Морковина. В 1913 г. он окончил Тверскую Духовную семинарию и женился на девице Марии. Впоследствии у них родилось шестеро детей. В 1913 г. Николай Петрович был рукоположен во священника ко храму в селе Петровском Кимрского уезда, затем, уже после революции, он был переведен ко храму в селе Лосево Горицкого района. В 1929 г. священник с женой были арестованы по обвинению в отказе «от выполнения… общегосударственных заданий» и в сопротивлении «представителям власти при исполнении возложенных на них законом обязанностей» и отправлены в ссылку в Вологодскую область. Все происшедшее было связано с невозможностью большой, но уже нищей, семьи расплатиться по грабительским налогам и в связи с действиями судебных исполнителей, пытавшихся отобрать последнюю зимнюю ватную рясу священника, которую родители собирались перешить дочерям на пальто.
Но, парадоксальным образом, как писал о. Николай к своему брату-священнику: «Отсутствие родителей-лишенцев повлияло в лучшую сторону для детей. Старшая дочь Юлия восстанавливается в правах голоса. Все имущество и земля целиком остаются за детьми, и в заключение они причисляются к беднякам…».
Первое время о. Николай и его супруга находились в разных концах Вологодской области, что угнетало обоих. Опытные люди научили их, как написать начальству, чтобы добиться разрешения отбывать ссылку вместе. Первые хлопоты не увенчались успехом, но жена о. Николая Мария сама нашла его, пройдя со всеми вещами более ста пятидесяти верст пешком. Отец Николай писал своему старшему брату-священнику Леониду: «…Мы, и Маня, живем вместе. Она осуждена на два года, а я на пять лет. За все время моего пребывания на чужбине я прошел следующие специальности: семь месяцев ремонтного рабочего на пути железной дороги, полгода лесорубом, пять месяцев счетовод и второй месяц опять лесоруб. Живем в настоящее время в лесу в предбаннике, в девяти вестах от станции Пинюг. Пилим с Маней двухметровые дрова для углежжения… В общем, пока работать можно и кормиться…».
По окончании срока ссылки в августе 1933 г. о. Николай вернулся в Тверскую область. Архиепископ Тверской Фаддей (Успенский) (сщмч., память его 18 дек.) направил его служить в Воскресенский храм в село Вознесенье Кашинского района, где о. Николай прослужил до своего последнего ареста. Он был арестован 16 февраля 1938 г. и заключен в тюрьму в городе Кашине.
В самый день ареста был допрошен дежурный свидетель, родом из села Вознесенье, который дал против священника нужные следствию показания.
19 февраля следователь, допрашивая священника, обвинил его «в систематическом проведении среди колхозников контрреволюционной агитации, в сознательном противодействии проработке и изучению новой сталинской конституции СССР и положения о выборах в Верховный Совет СССР».
«Предъявленное мне обвинение я отрицаю и виновным себя в нем не признаю», – ответил священник.
На этом допросы и само следствие были закончены.
23 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Священник Николай Морковин был расстрелян 28 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Алексий (Смирнов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Алексий родился в 1867 г. в селе Гремячево Веневского уезда Тульской губернии в семье псаломщика Петра Смирнова.
Отец умер, когда Алексею было семь лет, поэтому воспитывал мальчика дед, тоже псаломщик, служивший в Москве.
В 1890 г. Алексей Смирнов окончил Московскую Духовную семинарию и рукоположен в сан священника. С 1898 по 1938 год прослужил отец Алексий священником в храме в честь Рождества Христова в селе Филатово Истринского района Московской области.
После прихода безбожной власти отец Алексий с семьей как служитель Церкви был лишен гражданских прав и в связи с этим они попали в бедственное положение. В октябре 1928 г. церковный совет храма обратился к верующим с просьбой «помочь нашему священнику… в самом необходимом для существования и жизни…»
Как предлог для закрытия храмов власти использовали налогообложение служителей Церкви и общин за пользование храмом и землей, на котором он стоит. При неуплате налога росла задолженность, и если ее вовремя не могли уплатить, то храм закрывался, а священник арестовывался.
В 1937 г. Истринский районный исполнительный комитет потребовал от церковного совета церкви Рождества Христова уплаты очередного налога. Поскольку денег из-за постоянных поборов не было, то обратились к верующим: «Прихожане, обращаемся к вам с просьбой пожертвовать от трех рублей и выше на свою мать – Филатовскую церковь… Церковных денег нет на уплату налога такой большой суммы. Просим срочно оказать свое усердие, ибо срок платы короток».
В 1938 г. священник Алексий Смирнов был обложен «культурным и подоходным налогом» в размере 5805 рублей. При этом сумму налога нужно было оплатить в феврале 1938 г. Поскольку денег у священника не было, он снова обратился к верующим оказать помощь в уплате налога.
В связи с развернувшейся очередной беспощадной волной гонений на Русскую Православную Церковь, власти приняли решение об аресте отца Алексия. Сотрудники НКВД приступили к сбору материалов, необходимых для ареста священника.
Председатель Филатовского сельсовета по требованию работников НКВД выдал справку с такой характеристикой отца Алексия: «…десятки лет служит в Филатовской церкви… несколько раз облагался государственными налогами, собирает к себе престарелых старушек, чтобы они ходили по всем окружающим деревням, собирали деньги в уплату налога. Собирает малолетних детей к себе в дом, обсуждает религиозные вопросы, внушает о религии».
4 февраля были допрошены три лжесвидетеля. Они говорили о священнике, что «он неблагонадежный человек, ведет агитацию против советской власти...; говорил колхозникам – Церкви ломают, превращают их неизвестно во что, придет время – обратно религия вернется, а коммунистов не будет; …неправильно угнетают религию, невинных людей, которые совершенно не мешают, сажают в тюрьму».
16 февраля 1938 г. священник Алексий Смирнов был арестован и заключен в тюрьму города Волоколамска. 18 февраля состоялся первый допрос. От него требовали признания вины в ведении контрреволюционной агитации; в сборе денег с крестьян для уплаты подоходного налога и разговорах при этом о стремлении советской власти к закрытию церкви; в использовании и распространении церковной литературы.
Отец Алексий большую часть этих обвинений опровергать не стал. Следствие было закончено. Следователь считал доказанным выдвинутое обвинение в том, что священник Алексий Смирнов «непримиримый враг партии и правительства, на протяжении ряда лет среди местного населения ведет активную контрреволюционную деятельность».
23 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу. Священник Алексий Смирнов был расстрелян 28 февраля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмчч. Алексий (Никитский) пресвитер и Симеон (Кулямин) диакон (1938): Новомуч. Священномученик Алексий родился 6 марта 1891 г. в селе Михалево Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Михаила Никитского.
В 1906 г. он окончил Донское Духовное училище, в 1912 г. – Московскую Духовную семинарию, после чего стал учителем начальной школы в Балашихе.
5 декабря 1913 г. он был рукоположен во священника к храму Рождества Христова в селе Михалево, на место умершего отца.
В начале 1918 г. отец Алексий был призван в тыловое ополчение Красной Армии. Он служил рядовым в городе Бронницы при губернском конном запасе. Его обязанностью было ухаживать за лошадьми. Потом отца Алексия перевели в строительный отряд, где он работал конторщиком. После этого он работал телефонистом в Управлении по снабжению воздушного флота, располагавшегося на Ходынке в Москве.
В 1921 г. после демобилизации отец Алексий подал прошение в Московскую епархию о назначении на приход священником. В марте 1922 г. он был определен священником к Троицкому храму в поселке Удельная Раменского района, где и прослужил до дня ареста. В 1929 г. у отца Алексия, как лишенного избирательных прав, отняли дом. Притеснение служителей Церкви со стороны советской власти в это время выражалось и в непосильном налоге как на них самих, так и на общины, которые должны были платить налог за использование здания церкви. Сумма налогообложения была такой высокой, что выплатить ее стоило большого труда и самопожертвования. И священноначалие, и рядовые пастыри писали заявления с протестом против фактического ограбления верующих. Делали такие заявление и служители Троицкой церкви в поселке Удельная. Одно из таких заявлений они написали в 1937 г. после того, как районный финансовый отдел в несколько раз по сравнению с предыдущим годом увеличил налог с дохода притча. Сотрудники НКВД произвели негласное следствие в отношении священнослужителей Троицкого храма, результатом чего стал их арест, который произошел 26 января 1938 г.
Первый раз следователь допросил отца Алексия 30 января. На следующий день допрос был продолжен. Помимо вопросов в отношении написанного заявления, его стали допрашивать о цели и подробностях его встречи с митрополитом Серафимом (Чичаговым) (сщмч., память его 28 нояб.) и, якобы, имевшей место контрреволюционной агитации среди верующих против мероприятий советской власти. Эти обвинения священник отверг.
6 февраля состоялся последний допрос, на котором его обвинили в ведении совместно с диаконом Куляминым агитации среди верующих против закрытия церквей. Это обвинение отец Алексий также отверг.
Священномученик Симеон родился 1 сентября 1874 г. в селе Ратмирово, которое впоследствии вошло в состав Собинского района Ивановской области, в семье крестьянина Федора Кулямина.
С 11-летнего возраста Семен Кулямин поступил учеником на текстильную фабрику Собинской мануфактуры. 28 лет он работал садовником у фабриканта Лосева. В 1917 г. Семен Федорович переехал в поселок Ильинское, где работал в Центросоюзе.
В 1921 г. он устроился псаломщиком в Троицкий храм в поселке Удельная Московской области, а в 1925 г. был рукоположен во диакона к той же церкви. В ней он и прослужил до своего ареста 26 января 1938 г.
27 января следователь допросил диакона Симеона. От него он потребовал рассказать, в чем заключалась взаимная связь всех церковников поселка Удельная. Диакон ответил, что он со всеми прочими известными ему священниками и верующими людьми прилагали все усилия к тому, чтобы сохранить удельнинскую церковь, распространять среди населения религиозные убеждения – не допустить отмирания христианского вероисповедания. Он также дал уважительную характеристику священнику Алексию Никитскому.
1 февраля состоялся следующий допрос. Следователь принуждал его дать показания о том, что он, вместе с другими церковниками удельнинской церкви, 2 мая 1937 г. принимал участие в проводимом на квартире митрополита Чичагова собрании по обсуждению сталинской конституции. Диакон Симеон подтвердил факт проведения на квартире митрополита молебна в честь Пасхи, но конституция при этом не обсуждалась. От него следователь потребовал дать показания о проводимой ими контрреволюционной деятельности. Виновным в предъявляемых обвинениях он себя не признал.
Все время непродолжительного следствия арестованные священник и диакон провели в Таганской тюрьме в Москве.
16 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила их к расстрелу. Священник Алексий Никитский и диакон Симеон Кулямин были расстреляны 28 февраля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребены в безвестной общей могиле.
Прмч. Петр (Козлов) иеромонах (1938): Новомуч. Преподобномученик Петр (в миру Павел Федорович Козлов) родился 24 июня 1879 года в деревне Зуево Зубцовского уезда Тверской губернии в семье крестьян Федора и Марии. Павел с детства мечтал стать монахом; по достижении двадцатилетнего возраста он оставил родителей, крестьянское хозяйство и поступил послушником в Нилову пустынь. Через некоторое время он принял постриг с именем Петр.
В России произошла революция, началось время гонений, но монах Петр, выбрав крест церковного служения, пожелал стать священником, и был рукоположен в иеромонаха.
В середине двадцатых годов власти закрыли Нилову пустынь, и иеромонах Петр стал служить в приходском храме. В 1930 г., воспользовавшись тем, что он не смог вовремя уплатить налоги, власти приговорили его к пяти годам ссылки, которую он отбывал в городе Енисейске. Наученный в монастыре всякому делу, о. Петр зарабатывал на жизнь починкой сапог, пилкой и колкой дров. Чувствуя, что слабеет здоровьем, он подал властям заявление о сокращении срока ссылки по состоянию здоровья и по прошествии четырех лет получил разрешение вернуться на родину.
В 1935 году владыка Фаддей направил его служить в храм села Борки Зубцовского района, где о. Петр прослужил до 19 февраля 1938 года, когда был арестован и заключен в тюрьму города Зубцова.
В день ареста следователь допросил священника и секретаря сельсовета. После их показаний следователь, допрашивая иеромонаха Петра, сказал ему, что следствию известно, что он систематически занимался контрреволюционной антисоветской агитацией среди населения, направленной на подрыв экономической мощи колхозов и советской власти. Виновным себя в предъявленных обвинениях иеромонах Петр не признал.
26 февраля Тройка НКВД приговорила иеромонаха Петра к расстрелу. Он был расстрелян через день – 28 февраля 1938 года.
Прмц. София (Селиверстова) послушница (1938): Новомуч. Преподобномученица София родилась 17 сентября 1871 года в селе Изноира Сердобского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина Памфила Селиверстова. Когда Софии исполнилось десять лет, у нее умерла мать, и отец девочки отдал ее в приют в селе Краюшкино, который существовал в то время при женской общине, преобразованной затем в монастырь. В приюте она прожила до двадцати лет, а затем уехала в Санкт-Петербург, поступила в прислуги и одновременно обучалась на дому рисованию. В этом она достигла заметных успехов.
В 1898 году София встретилась со знакомой монахиней, которая к тому времени уже двадцать два года подвизалась в Страстном монастыре в Москве, и та рекомендовала ее игуменьи. Послушанием Софии в монастыре было обучение монахинь рисованию.
В 1921 году София была лишена избирательных прав за то, что жила в монастыре, хотя и не была монахиней. Впоследствии, в 1933 году, она обратилась с жалобой во ВЦИК и была в правах восстановлена.
В 1926 году Страстной монастырь был закрыт, и София с тремя монахинями отремонтировали себе под жилье подвальное помещение в доме на Тихвинской улице, где и прожили до ноября 1937 года, когда сотрудники НКВД арестовали монахинь. Хотели арестовать и Софию, но ее в это время не было дома.
В феврале 1938 года осведомители, жившие в этом же доме, направили в НКВД донесение о «контрреволюционных разговорах», которые открыто ведет София среди окружающих. Вызванные на допрос осведомители подтвердили свои показания и в качестве свидетелей.
22 февраля послушница София была арестована и заключена под стражу в 13 отделение Москвы. На следующий день она была допрошена.
На вопросы следователя София не признала своей причастности к контрреволюционной деятельности и виновности во всех предъявленных ей обвинениях.
28 февраля 1938 г. Тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Послушница София Селиверстова была расстреляна 28 февраля 1938 г. и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Мч. Маиор (ок. 304). Святой Маиор был воином, принявшим христианство в Газах. Пострадал за христианскую веру при Диоклетиане.
Прп. Пафнутий и дочерь его Евфросиния Александрийские (ок. 450). Св. Пафнутий был знатным и глубоко верующим, благочестивым христианином. Он часто посещал монастырь, игумен которого был его духовным наставником. После смерти жены он воспитывал дочь один. Когда Евфросинии исполнилось восемнадцать лет, отец хотел выдать ее замуж. Но св. Евфросиния стремилась к иноческой жизни и, приняв тайно пострижение от инока-странника, она покинула отчий дом и, чтобы ее не обнаружил отец, она, назвав себя евнухом Измарагдом, пришла в тот самый мужской монастырь, который с детства посещала вместе с отцом. Иноки не узнали Евфросинию, переодетую в мужское платье, и приняли ее в свою обитель. В уединенной келье Евфросиния провела тридцать восемь лет. Перед кончиной прп. Евфросиния открыла скорбевшему отцу свою тайну и просила, чтобы никто, кроме него, не приготовлял к погребению ее тела. Похоронив дочь, Пафнутий роздал все свое имущество нищим и монастырю и принял монашество. Десять лет, вплоть до своей кончины, он подвизался в келье своей дочери.
О прп. Евфросинии см. также в день ее памяти 25 сент.
Прп. Евсевий, пустынник Сирийский (V). О времени и месте рождения прп. Евсевия ничего не известно. Вот сведения, которые сообщил о нем блаженный Феодорит, еп. Киррский.
Св. Евсевий сначала поступил, было, в один монастырь, а затем оставил его, уединившись на одной горе в Сирии. Здесь он приютился у стены, камни которой даже не были связаны глиной; жил круглый год под открытым небом; во всю жизнь свою ничего другого не носил на теле, кроме кожаной одежды, а питался только квашеным горохом и бобами. Лицо его было сморщено и все члены до того истощены, что пояс не мог держаться на нем: так исхудали его ноги и поясница. Он пренебрегал старческою немощью и всю жизнь свою провел вне дома; зубы у него все выпали, так что нельзя было разжевывать пищу.
Так как к нему приходило много народа, то он ушел в монастырь и устроил у стенки небольшую ограду, где и продолжал свои подвиги. Несмотря на изнеможение плоти, он прожил до ста лет.
Прп. Пафнутий, затворник Печерский (XIII). По принятии иночества он сразу же сделался затворником; непрестанно плакал, памятуя о часе смертном. При кончине увидел ангелов, которые вознесли его душу на небо.
Память его празднуется также 28.08 вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.
Сщмч. Афанасий еп. За исповедание христианства был распят, а затем усечен мечом.
Прмч. Арсений.
Мчч. 2 воина во Фракии. Пострадали за имя Христово.
Иконы Божией Матери:
Виленская (перенесение в Вильно в 1495 г.). По преданию эта икона была написана апостолом и евангелистом Лукой, и из Палестины была перенесена в Царьград. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. Впоследствии она была прислана оттуда королям Галицким, а после падения Галицкого княжества, в 1472 г., икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга вел. князя московского Иоанна III (1462-1505). Великий князь московский Иоанн III Васильевич благословил ею свою дочь Елену, выходившую замуж за литовского князя Александра (в 1495 г.). Таким образом, эта икона, именуемая тогда Одигитрии, т.е. Путеводительницы, была перенесена в столицу Литвы Вильну. В честь этого события было установлено празднование ей 15(28) февраля. Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена.
В 1579 г., при заключении договора о вечном мире, московские бояре в качестве одного из пунктов договора выставили требование о возвращении иконы в Москву и взамен предлагали отпустить 50 именитых пленников. Король не согласился на это условие, потому что все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться святыни. Икона помещалась в Пречистенской соборной церкви, а с 1748 г. в Троицком храме. Когда Пречистенская церковь была захвачена униатами, перешла к ним и икона. При воссоединении униатов с православием в 1839 г. возвратилась к православным и икона. Она находилась в иконостасе Троицкой церкви Виленского Свято-Троицкого монастыря. В XVIII в. вся икона была укрыта серебряными дощечками приношений, составившими своеобразную ризу. В 1866 г. при замене ризы было вынуто около 1000 разных гвоздиков.
В Первую Мировую войну, перед оккупацией Литвы кайзеровскими войсками, практически все православные святыни по благословению архиепископа Виленского и Литовского Тихона (будущего патриарха) были эвакуированы в Россию и… Продолжение »