Краткие жития святых, православные праздники и события

27 февраля / 11 марта

 

Прп. Прокопия Декаполита, исп. (ок. 750). Сщмч. Петра пресвитера, мч. Михаила (1938).

Прп. Тита, пресвитера Печерского, в Ближних пещерах (1190). Прп. Тит Печерского, бывшего воина, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Фалалея Сирийского (ок. 460).

 

Прп. Прокопий Декаполит, исп. (ок. 750). Жил в области Декаполиса или Десятиградия, в Святой Земле. Там он и спасался, предаваясь иноческим подвигам.

Вместе со своим сподвижником, святым Василием (память 28 февр.), и другими ревнителями православной веры преподобный Прокопий мужественно противостал возникшей в то время иконоборческой ереси. По приказу византийского императора Льва Исаврянина преподобный был схвачен, предан жестокому бичеванию и брошен в темницу. Там он вместе со святым Василием томился до самой смерти царя-мучителя, после чего преподобные исповедники были выпущены на свободу. Остальное время жизни преподобный провел мирно, в иноческих подвигах, наставляя многих на путь добродетели, и скончался в глубокой старости около 750 г.

 

Сщмч. Петр (Успенский) пресвитер, мч. Михаил (Марков) (1938): Новомуч.

 

Мчч. Иулиан, Евн (Кронион), слуга его, Беза (Виса) воин и Мекар (249-251). В начале царствования Декия (половина III в.) в Александрии воздвигнуто было сильное гонение на христиан. Первым пострадал Иулиан, глубокий старец, страдавший подагрой. Так как он не мог ни стоять, ни ходить, то его принесли на суд двое христиан, из которых один, его слуга Евн, остался также тверд в христианской вере, как и господин его, другой же отрекся от Христа. Иулиана и Евна возили по городу на верблюдах, подвергали поруганиям и, наконец, сожгли на костре. С ними вместе пострадал и воин Беза, который хотел защитить их от оскорблений. Он был усечен мечом. В то же время был сожжен левианин Мекар.

Мч. Геласий лицедей (297). Был усечен мечем в Илиополе, где был лицедеем (актером).

Свт. Макарий, еп. Иерусалимский (333). Правил иерусалимскою паствой с 313 по 333 гг., скончался мирно.

Прп. Фалалей Сирийский (ок. 460). Родом был из Киликийского округа Малой Азии. Почувствовав склонность к иноческой жизни, он пришел в обитель Саввы Освященного (в Палестине). Здесь он постригся в иноки и за свою строгую подвижническую жизнь скоро получил сан пресвитера. Затем он удалился из обители Саввы и поселился в Сирии, близ небольшого городка Гавалы, принадлежавшего к Лаодикийской митрополии. Здесь Фалалей нашел одну могилу, на которой стояло уже пришедшее в ветхость языческое капище.

В капище этом обитали многочисленные нечистые духи, которые не только устрашали путников привидениями, но и нападали на них, причиняя бедствия, вследствие чего все окрестные жители боялись проходить или проезжать мимо этого нечистого места. Это-то место и избрал для своих молитвенных подвигов преподобный Фалалей. Он устроил здесь себе палатку, но столь тесную, что не только стоять, но и сидеть в ней было затруднительно, и проводил в ней все время в богомыслии и в сокрушении о грехах. Нечистые духи, не будучи в состоянии переносить такого соседства, ополчились против преподобного. Но он не убоялся их и, ограждая себя крестным знамением и молитвою, стоял как непоколебимый воин Христов, и попирал силу вражью. Десять лет подвизался в этом месте прп. Фалалей в молитве, посте и неустанной борьбе со злыми искушениями. Между прочим, здесь его посетил блаженный Феодорит, еп. Киринейский, который спросил его: «Зачем ты, отче, избрал такой образ жизни?» «Великий я грешник, - отвечал преподобный; - веруя, что меня в будущей жизни постигнут великие муки, я и избрал себе такой образ жизни, чтобы, изнуряя свое тело, избавиться от вечных мук».

Слава о подвигах прп. Фалалея стала привлекать к нему многих посетителей. Одни из них спрашивали у него совета, другие просили исцеления. Язычники же, видя чудеса, творимые им, а также его добродетельную жизнь, во множестве обращались ко Христу. При помощи этих новообращенный христиан преподобный совершенно разорил языческое капище и на его месте построил храм Божий, во имя всех святых мучеников, и ввел в нем ежедневное богослужение.

Угодив Богу своей добродетельной жизнью, прп. Фалалей скончался в глубокой старости, пробыв в непрестанных иноческих подвигах около 60 лет.

Прпп. Асклипий и Иаков Сирийские (V). Об этих сирийских подвижниках повествует блаженный Феодорит, епископ Киррский. О прп. Асклипии он говорит: «Передают, что, еще живя с людьми в селении, Асклипий проводил жизнь подвижническую и воздержанную, и не потерпел никакого вреда от общения со многими». По его сообщению Асклипий имел много подражателей. «Его любомудрием, - говорит он, - исполнен не только наш город, но и соседние города и селения». Одним из таких подражателей и был блаженный Иаков, заключившийся для подвигов в небольшом домике близ селения, называемого Нимузами. До конца своей 90-летней жизни этот подвижник оставался заключенным один, давая ответы вопрошавшим его через небольшое отверстие, просверленное наискось. Никто его не видел. Никогда не употреблял он огня и не пользовался светом светильника. До конца жизни оба угодника Божия проводили все время в подвигах, отличаясь кротостью, простотою, страннолюбием и любовью к величайшей бедности. [26 ноября также отмечается память Иакова Сирийского, отшельника (†457)].

Прп. Стефан (VII). Этот святой муж был сначала придворным императора Маврикия (VI в.), потом, оставив службу и основав больницу для призрения старцев, весь отдался делу странноприимства. Скончался он мирно после 614 года.

Прп. Тит, пресвитер Печерский (1190). В Печерском монастыре жили два друга: пресвитер Тит и Евагрий диакон. Но по дьявольскому действию дружба их сменилась столь сильной враждой, что если один из них шел по церкви с каждением, то другой убегал от каждения. Если же им случалось совершать литургию вместе, то они дерзали при этом не примиряться. И братии не удавалось примирить их.

Наконец, по воле Божией, Тит захворал. Тогда он стал плакать о прегрешении своем и послал просить Евагрия о прощении, но Евагрий не захотел прийти, и братия насильно привели его. Больной же со слезами и с земным поклоном стал просить его: «Прости меня, отче, и благослови». Но Евагрий отвернулся от него и произнес страшные слова: «Я никогда не хочу примириться с ним, ни в сем веке, ни в будущем». И, сказав это, он упал мертвым, и братия не могли ни закрыть глаз, ни уст его, ни сложить рук, точно он давно умер. Тит же встал здоровым, точно он никогда не болел. И поведал братии, что во время болезни он видел ангелов, отступивших от него и плачущих о погибели души его, а бесов – радующихся по причине гнева его на брата. Потому Тит и послал просить у брата прощения. Когда же он поклонился Евагрию, а тот отвернулся от него, то он увидел некоего немилостивого ангела, поразившего Евагрия пламенным копием. Самому же Титу тот же ангел подал руку и воздвиг его от одра болезни здоровым. С тех пор прп. Тит особенно утвердился в мире и любви к братии своей и среди подвигов предал душу свою Богу. Преподобный погребен в Ближних Антониевых пещерах.

Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Прп. Тит Печерский, бывший воин (XIV). Прп. Тит был в миру воином. Он отличался мужеством в сражениях с неприятелем и в одном из них был ранен в голову. Ранение заставило отказаться его от воинской жизни и избрать иночество в Печерском монастыре. Здесь он во всю остальную жизнь оплакивал свои и перед смертью получил от Бога извещение, что прощены грехи его.

Прп. Тит подвизался в Дальних пещерах.

Память его празднуется также 28.08 вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Свт. Маркион, еп. Накуийский.

Прп. Тимофей Кесарийский. [15 марта также отмечается память Тимофея (Тимолая) Кесарийского].

Мч. Нисий. Скончался, избитый воловьими жилами и потоптанный лошаками.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz