Краткие жития святых, православные праздники и события

25 февраля / 10 марта

 

Свт. Тарасия, патриарха Константинопольского (806). Сщмч. Александра пресвитера (1938), прмц. Мстиславы (1938); сщмч. Николая пресвитера (1945).

 

Святитель Тарасий , патриарх Константинопольский Свт. Тарасий, патриарх Константинопольский (806). Святитель Тарасий происходил из знатного рода, получил прекрасное образование и имел звание сенатора при дворе Константина VI и матери его, святой царицы Ирины.

 

В то время Церковь волновала ересь иконоборцев, отрицавших почитание святых икон. Святой патриарх Павел (780-784; память 30 августа), не сочувствующий в душе иконоборчеству, по слабости характера не мог решительно бороться с ересью и удалился в монастырь, где принял схиму. Он объявил, что достойным его преемником может стать лишь святой Тарасий (в то время мирянин). Тарасий долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию. В 784 году святой Тарасий был возведен на Константинопольскую кафедру. По его настоянию был созван царицей Ириной в Никее в 787 году VII Вселенский Собор, проходивший под его председательством и навсегда осудивший ересь иконоборцев. Святитель был отцом нищих и сирот, утешителем скорбящих, защитником обиженных. Он устраивал богадельни и больницы и всегда твердо стоял за правду. С самого первого дня своего посвящения патриарх Тарасий ежедневно совершал Божественную литургию. Лишь тогда он перестал совершать богослужения, когда уже не мог подниматься с одра. И по своей кончине в 806 г. он боролся с нечистыми духами и побеждал их. Многие болящие получали исцеления у его гроба.

 

Сщмч. Александр (Виноградов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Александр родился 30 августа 1883 г. в деревне Станинская Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Федора Виноградова. Александр окончил церковноприходскую школу и до 1910 г. работал ткачом на фабрике Князева в городе Егорьевске и по близости города к родной деревне занимался крестьянством. В 1910 г. он поступил псаломщиком в храм и до 1918 г. служил псаломщиком в Казанской церкви в Егорьевске. В 1920 г. он стал служить псаломщиком в Сергиевской церкви в селе Ивановское.

24 декабря 1929 г. Александр Федорович был рукоположен во диакона к Знаменской церкви в селе Алешино, а 18 мая 1930 г. – во священника ко храму Рождества Христова в селе Юрьево Егорьевского района, где он и прослужил до своего ареста. Во время служения в Юрьеве ему пришлось претерпеть все гонения и преследования, которые переносили тогда все священнослужители Русской Православной Церкви и которые до некоторой степени описали потом свидетели.

Секретарь Юрьевского сельсовета так охарактеризовал священника в своей справке, составленной в 1938 г. для НКВД. Он написал, что священник «сумел сагитировать отсталых колхозников, говоря, что жить стало плохо, питаться стало нечем, ему колхозники стали носить кто молоко, кто творог, кто яйца». Прихожане церкви помогли ему в выплате непосильного для него налога.

Одна из свидетельниц показала, что, когда ломали один из храмов, о. Александр говорил: «за сломку этой церкви Бог вас накажет», и «отсталые» колхозники стали возмущаться, восприняв эти слова так, что советская власть пытается закрыть церковь.

27 февраля 1938 г. о. Александр был арестован и допрошен.

В предъявленном ему обвинении «в активной контрреволюционной антисоветской деятельности» виновным себя священник не признал.

На этом допросы были окончены, и 24 февраля закончено следствие. 2 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Священник Александр Виноградов был расстрелян 10 марта 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Прмц. Мстислава (Фокина) (1938): Новомуч. Преподобномученица Мстислава родилась в 1895 г. в деревне Малое Уварово Коломенского уезда Московской губернии в семье рабочего коломенского завода Семена Фокина и в крещении была наречена Марией. В деревне Малое Уварово у Семена был земельный надел, но поскольку сам он крестьянством не занимался, то сдавал этот надел в аренду. Мария окончила сельскую школу и с 1908 г. работала на шелкокрутильной фабрике в Коломне.

В 1913 г. ей пришлось оставить работу, так как в это время тяжело заболела ее мать, и она стала ухаживать за ней. После смерти родителей Мария сначала осталась жить с братьями, но поскольку они были членами коммунистической партии и людьми неверующими, она, желая всецело служить Господу, в 1921 г. ушла от них и поселилась в Коломне при храме, который принадлежал Коломенскому мужскому монастырю. Здесь она прожила до 1930 г.

15 апреля 1930 г. в храме в городе Ижевске Мария была пострижена в монашество с именем Мстислава и вернулась в Коломну, продолжив свое послушание при храме. Узнав от паломников, что в Богословском монастыре под Рязанью продолжают жить монахи, и что там еще монашеская жизнь не нарушена, она в декабре 1930 г. отправилась в Богословский монастырь и поселилась рядом с обителью в селе Пощупово. Несмотря на гонения, она была вполне счастлива, что нашла место, где можно было жить молитвенной монашеской жизнью.

Безбожные власти в то время с беспощадной последовательностью преследовали свою цель – уничтожение в России всех начатков церковной христианской жизни. 31 мая 1931 г. были арестованы монахи Богословского монастыря, монахини и миряне, собравшиеся вокруг обители; всего было арестовано сорок человек и среди них монахиня Мстислава. Все они были заключены в тюрьму в городе Рязани.

На допросе монахиня Мстислава сказала: «Я смело заявляю – власть притесняет религию…». Следователь спросил монахиню, кто ее постриг в монашество, но она сказала, что не знает имени этого священника. Причину своего пострижения в монашество она объяснила тем, что ушла в монастырь для спасения своей души, чтобы, «отказавшись от мира сего отдать себя на служение всецело Богу, в Которого верю, и никакие убеждения и притеснения не убьют во мне веры в Бога».

3 сентября 1931 г. тройка ОГПУ приговорила монахиню Мстиславу к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и она была отправлена с этапом в распоряжение Управления Соловецких исправительно-трудовых лагерей ОГПУ на станцию Свирь Мурманской железной дороги.

Отбыв полностью весь срок заключения на каторжных работах в Свирьлаге, монахиня Мстислава в 1934 г. вернулась в Коломну. Как вернувшейся из заключения, ей было запрещено здесь проживать, и ее по лагерной справке никто не брал на работу, так что она заново получила паспорт, как якобы потерявшая документы, и после этого стала жить в городе, прислуживая при Покровской церкви. Храмы повсеместно закрывались, и в 1936 г. она вынуждена была поступить кладовщицей на патефонный завод в Коломне.

Во второй половине 1937 г. власти приступили к аресту оставшихся на свободе священников и монахов, и 24 февраля 1938 г. монахиня Мстислава была арестована и заключена в коломенскую тюрьму.

Все предъявленные ей обвинения в контрреволюционной деятельности на основе показаний лжесвидетелей монахиня отвергла одно за другим. 2 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила ее к расстрелу, и она была перевезена в Таганскую тюрьму в Москве. Монахиня Мстислава (Фокина) была расстреляна 10 марта 1938 г. и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Николай (Троицкий) пресвитер (1945): Новомуч.

 

Сщмч. Регин, еп. Скольпецкий (ок. 355). Был епископом в Скольпели (остров на Эгейском море). Мученически скончался в 355 г.

Прп. Пафнутий Кефалас. Он был великим подвижником, современником св. Антония Великого.

Мч. Антоний. Святой мученик скончался в огне.

Блж. Феодор, Христа ради юродивый. Преподобный Феодор почил мирно.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz