26 февраля / 10 марта
Свт. Порфирия, архиеп. Газского (420). Сщмч. Петра пресвитера (1930); сщмч. Сергия пресвитера (1933); прмц. Анны (1937); сщмчч. Иоанна, еп. Рыльского, и Иоанна пресвитера (1938).
Прп. Севастиана Пошехонский (ок. 1500). Мч. Севастиана (ок. 66).
Свт. Порфирий, архиеп. Газский (420). В Газе – одном из городов Палестины – в первые века христианства язычество было особенно сильным. Никто не мог просветить язычников светом Христовой веры, пока в епископы Газы не был поставлен св. Порфирий.
Св. Порфирий родился около 346 г. от богатых родителей, которые дали ему хорошее образование. Уже с молодых лет он почувствовал призвание к иночеству и на 25 году своей жизни, наконец, оставил дом своего отца и отправился в Египет, где в скиту на горе Нитрийской постригся в иноки и некоторое время подвизался под руководством великого подвижника того времени Макария Египетского. Он поселился в некоем вертепе, где непрестанно пребывал в молитве и посте. Имея намерение посетить Палестину для поклонения святым местам, св. Порфирий умолил одного из своих знакомых довезти его до Иерусалима, ибо он сам, вследствие постигшей его болезни, не мог идти без посторонней помощи. В Иерусалиме Порфирий, несмотря на болезнь, ежедневно ходил по святым местам, поклоняясь Господу. Когда ему не удавалось идти, то он полз на коленях, с любовью припадая к священной для каждого христианина земле. Видя слабость св. Порфирия, некий инок, по имени Марк, решил служить ему ради Господа. Во время пребывания в Иерусалиме св. Порфирий получил исцеление от своей болезни. По словам самого святителя, это произошло чудесным образом. Испытывая очередной приступ болезни, он все же отправился на Голгофу, и вот здесь на него снизошло как бы исступление: «И увидел я, - рассказывает он, - Спасителя нашего, пригвожденного ко кресту, и одного разбойника, висящего на другом кресте. Я начал громко взывать: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем!» И вот Спаситель сказал разбойнику: «Сойди с креста и исцели его болезнь, как Я исцелил тебя от болезни душевной». Разбойник сошел с креста, облобызал меня и подвел ко кресту Спасителя. Господь сошел с креста и сказал мне: «Прими древо сие и храни его». Я взял крест Христов, стал носить его и тотчас пришел в себя, будучи уже совершенно здоровым, как будто я никогда не болел».
В скором времени слова Христа, сказанные св. Порфирию, осуществились на нем. Патриарх Иерусалимский обратил внимание на высокую жизнь сего подвижника, посвятил его в сан пресвитера и поставил хранителем Честного Древа Креста Господня, обретенного царицею Еленою. Через три года после этого в Газе умер тамошний епископ Эней. Так как христиан в этом городе было мало и им было не под силу бороться с язычеством, то они пришли в Кесарию Палестинскую к митрополиту Иоанну и стали умолять его дать им епископа, могущего словом и делом противостоять идолопоклонникам. Иоанн начал усердно молиться Господу, чтобы Он указал ему мужа, достойного и способного к этому делу. И вот ему был указан св. Порфирий, как лицо, наиболее достойное занять епископскую кафедру в городе Газе. Так как Порфирий находился в ведении Иерусалимского патриарха, то Иоанн написал тому письмо, прося послать к нему Порфирия, не сообщив, однако, цели своей просьбы.
Когда св. Порфирий прибыл в Кесарию, митрополит Иоанн встретил его с радостью и стал уговаривать принять посвящение во епископы г. Газы. Долго не соглашался св. Порфирий на это предложение, ссылаясь на свое недостоинство, но потом, предав себя на волю Божию, дал свое согласие на просьбу Иоанна. С радостью приняли христиане г. Газы прибытие нового епископа. Но нечестивые язычники этого города, из ненависти к христианам, постарались сделать путь в Газу совершенно не удобным для прохода. Это, однако, не остановило св. Порфирия. Преодолев все, он благополучно прибыл в Газу. В городе ему сразу же бросилось в глаза отсутствие Божиих храмов и великое множество идольских капищ и истуканов. Но не смутило это св. Порфирия – он с еще большим мужеством выступил на борьбу с язычеством, на защиту и распространение христианства. Благодать Божия была с ним и помогала в его делах.
Когда св. Порфирий вступил в управление епископскою кафедрою г. Газы, то случилось так, что именно в этом году повсеместно стояла засуха, и был великий голод. Язычники распространили слухи о том, что засуху наслали их боги, разгневанные из-за пришествия в Газу христианского епископа. Семь дней они вопияли к своим богам о ниспослании дождя, собравшись в главном своем храме, но бездушные истуканы остались равнодушными к их воплям – дождя не было. Тогда христиане, собравшись все вместе, стали просить св. Порфирия помолиться Господу о ниспослании дождя, ибо засуха вредила всем. Св. Порфирий согласился выполнить просьбу своих пасомых. Он назначил общий пост и повелел всем христианам собраться в церковь. Совершив всенощное бдение, а на другой день – литию, Порфирий с крестным ходом вышел за город. Когда крестный ход возвращался в город, то городские ворота оказались запертыми язычниками. Два часа стояли христиане перед воротами под насмешками язычников. Слезно молили они Господа не дать их в посрамление идолопоклонникам. И Господь услышал их усердную молитву. Вдруг небо покрылось дождевыми тучами, загремел гром, выпал великий дождь. Многие (166 чел.) из язычников тогда уверовали во Христа. Но оставшиеся упрямцы продолжали враждовать на св. Порфирия и христиан и вредить им. От этого св. Порфирий скорбел духом и усердно молился Господу, чтобы Он обратил на путь истины этих заблудших овец. Прибегая к помощи Божией св. Порфирий обратился также и к человеческому предстательству. Для этого он послал своего ученика Марка в Константинополь к св. Иоанну Златоусту, прося у этого великого учителя ходатайства перед царем Аркадием о ниспровержении идольских капищ в Газе. Царь внял мольбе св. Порфирия и велел запереть все идольские храмы в Газе. Однако Иларий, корыстолюбивый исполнитель воли царя, за взятку в виде золота, полученного от язычников, согласился не закрывать их главного храма, посвященного богу Манасу. Но и без этого сделано тогда для христиан было много.
В борьбе Порфирия с язычниками Бог не оставлял Своею помощью верного Своего раба. Это выражалось, главным образом, в том, что Порфирий совершал чудеса, которые многих язычников обращали ко Христу.
Но оставшиеся их них с еще большим ожесточением преследовали христиан. Тогда св. Порфирий отправился к митрополиту кесарийскому Иоанну, в ведении которого находилась епископская кафедра в Газе, и умолял этого святителя или освободить его от епископства, или идти вместе с ним в Царьград и просить императора, чтобы он отдал повеление совершенно разрушить идольские капища. Митрополит Иоанн решился на последнее. В Константинополе они обратились непосредственно к св. Иоанну Златоусту. Тот на другой же день представил их царице Евдоксии, жене императора Аркадия, которая тогда была непраздна. Епископы подробно рассказали ей о положении вещей в г. Газе и просили заступиться за них перед императором.
«Потрудись за нас, – говорил императрице св. Порфирий, – и Господь за усердие твое даст тебе сына, который воцарится при жизни твоей и дальнейшие годы проживет во всяком благополучии». Между тем иметь сына было мечтой царицы, у которой рождались только дочери. Услышанное пророчество было для нее очень радостным. «Молитесь за меня святые отцы, чтобы исполнилось ваше слово, и у меня родился сын, - сказала она. – Если это сбудется, то я обещаю вам исполнить все, что вы не пожелаете».
Велика была радость царя и царицы, когда у них, согласно с пророчеством св. Порфирия, действительно вскоре родился мальчик.
Выполняя обещание, данное епископам, царица предложила им приготовить прошение к царю, о том, чтобы не только были разрушены идольские капища в Газе, но и христианам этого города были дарованы различные преимущества. Это прошение с соответствующими указаниями царицы было передано сановнику, который должен был его огласить как волю новорожденного при перенесении его из крещенской купели в палаты. И вот, прошение епископов сановник прочитал и затем, как бы выражая волю новорожденного царя, воскликнул: «Повелевает его царское величество, чтобы все, написанное здесь было исполнено».
Евдоксия, взяв младенца на свои руки, подошла к императору и, поздравляя его, просила исполнить просьбу, поданную их новорожденному сыну. Царь, хотя и признал тяжесть этой просьбы, однако, в такой радостный для себя день не решился отклонить ее. Указом, изданным от лица двух императоров, повелевалось сделать все то, что было написано в прошении двух святителей.
Торжественно встретили газские христиане своего епископа, которому были очень многим обязаны. После этого еще долго св. Порфирий пас свое словесное стадо, которое постоянно увеличивалось. Своими трудами он утвердил христианство в Газе и совершенно оградил его от влияния и притеснений язычников. Скончался этот святитель Божий 26 февраля 421 г. Мощи его почивают под спудом в устроенной им в Газе церкви.
Сщмч. Петр (Варламов) пресвитер (1930): Новомуч. Священномученик Петр родился в 1897 г. в селе Дияшево Белебеевского уезда Уфимской губернии в бедной крестьянской семье Иакова и Елены Варламовых. Отец умер, когда Петру было девять лет, и мать сама воспитывала трех сыновей и дочь, и он с детства узнал бедность и лишения. Петр окончил сначала сельскую школу, а затем в 1915 г. дополнительные курсы при двухклассной школе для подготовки псаломщиков и диаконов, располагавшейся в селе Подлубово Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. По окончании курсов Петр Яковлевич был назначен псаломщиком ко храму Казанской иконы Божией Матери в село Преображеновка Стерлитамакского уезда.
Деревянный храм был выстроен в 1885 г. Особо почитаемой иконой здесь был список с чудотворного образа Табынской иконы Божией Матери. В дни празднования ее памяти в селе проходили крестные ходы со святыней, и священник заходил служить молебны в дома прихожан. Бывали случаи исцелений прибегавших с молитвой к святыне.
Во время обучения на курсах Петр Яковлевич познакомился со своей будущей супругой Анной Ивановной Портновой, дочерью кузнеца. По окончании пансиона Анна Ивановна получила место учительницы в школе в одной из бедных деревушек, где ее и сосватал Петр Яковлевич. Обвенчавшись в 1915 г., супруги переехали жить в Преображеновку, где поселились в доме, построенного для церковного клира сельским обществом. Анне Ивановне почти сразу же пришлось погрузиться в заботы о воспитании родившихся детей. Кроме того, они у себя приютили брата Петра Яковлевича и оставшуюся сиротой двоюродную сестру Анны Ивановны.
В 1918 г. на территории Уфимской губернии развернулись боевые действия. Гражданская война велась с большим ожесточением; некоторые села несколько раз переходили из рук в руки, и тогда победившая сторона выискивала тех, кто активно сотрудничал с противоборствующей стороной. Карательные расправы были скоры и почти бессудны. Петр Яковлевич многих тогда укрыл и спас от смерти.
Во время отступления белых вместе с ними ушел священник Казанской церкви Иоанн Канин, и богослужение в храме прекратилось. Прихожане обратились к Петру Яковлевичу за согласием на рукоположение его в сан священника. Ему было тогда всего 22 года, и, ссылаясь на свою молодость и неопытность, он поначалу отказывался от этого, но, наконец, согласился и в 1919 г. был рукоположен во священника к Казанской церкви.
Отец Петр со всей ревностью и энергией молодого пастыря принялся за исполнение священнических обязанностей. Он неустанно проповедовал, часто служил, при этом ему приходилось на пропитание семьи зарабатывать крестьянским трудом. Он сеял хлеб, занимался огородничеством, семья держала скотину.
В начале 20-х годов местные комсомольцы из активистов подожгли дом священника, и вся семья оказалась без крова. Какое-то время они жили на квартире, но затем крестьяне постановили выделить священнику пустующий дом, принадлежавший сельскому обществу. Дом был не приспособлен для жилья, и зимой в нем почти невозможно было находиться из-за холода, но пришлось смириться и устраивать в нем свою жизнь. Сельсовет, однако, принял решение устроить в этом доме красный уголок, и семье священника пришлось уступить одну комнату.
Отец Петр обратился к жителям села, чтобы те общим решением выделили ему землю для строительства своего дома, и крестьяне постановили выделить священнику землю. Дом он купил, продав все свое имущество, в селе Отрадовка Стерлитамакского кантона и перевез в село. Не успела семья поселиться в новом доме, как пришло известие, что волостной исполнительный комитет не утвердил решение сельского собрания, распорядившись: отвести эту землю под огород возле избы-читальни.
В октябре 1927 г. в канун наступления зимних холодов о. Петр после богослужения обратился к прихожанам с просьбой защитить его на собрании. Народ откликнулся на призыв своего пастыря, и на собрание пришли даже глубокие старики и старухи, давно уже никуда не ходившие. Большинство собравшихся крестьян подтвердили свое предыдущее решение – оставить за священником выделенную ранее землю.
В 1927–1928 гг. власти потребовали от священника, чтобы он выплатил в качестве налога 470 рублей. Денег у о. Петра не было, и он взял в долг необходимую сумму, которая впоследствии была отдана верующими. Однако за несвоевременную уплату налога от священника потребовали уплаты штрафа. Платить опять было нечем, и в качестве уплаты власти потребовали отдать им корову, кормилицу семьи.
В 1928–1929 гг. от священника потребовали уплаты налогов уже в сумме 1000 рублей. Отец Петр снова обратился за помощью к пастве: «На меня много советская власть накладывает налогов, нет возможности жить. Если вы, верующие, не поможете, то мне придется уйти, и тогда разрушится Божий дом. Вы будете ответственны перед Богом за то, что допустите победить антихристу». Крестьяне попытались собрать средства для уплаты налогов, но средств на выплату всех налогов не хватило.
В начале 1929 г. усилились гонения на Русскую Православную Церковь. 9 марта 1929 г. в Преображеновке состоялось общее собрание коммунистов, комсомольцев и актива бедноты, которое единогласно постановило храм закрыть. Отец Петр снова обратился за помощью к верующим, призывая их отстаивать храм.
Перед 1 мая среди жителей стал распространяться слух, что храм будут закрывать во время этого советского праздника. Отец Петр обратился к прихожанам, призывая их собраться к храму и не дать его закрыть. 1 мая перед храмом собралось около двухсот прихожан, они пробыли здесь до полудня, но никто из представителей власти не появился.
Все чувствовали, что дело идет к аресту священника. Близкие из верующих и даже местные коммунисты, сочувствующие о. Петру, советовали ему во избежание тяжелых последствий покинуть село. Его вызывали в сельсовет и предлагали снять с себя сан, обещая хорошо трудоустроить. Супруга также умоляла священника, чтобы он сжалился над нею и ради детей, которых уже было пятеро, причем старшей дочери было всего восемь лет, а младшей шесть месяцев, покинул родное село и уехал на родину в Дияшево. Но священник остался непоколебим, особенно после того как он посетил живших в селе монахинь: «У меня целое стадо овец, я их пастух и не могу их бросить».
26 мая 1929 г. о. Петр был арестован и заключен в тюрьму в Стерлитамаке. Почти сразу же после ареста священника прихожане написали письмо в его защиту, под которым было собрано более двухсот подписей, но в сельсовете отказались заверить их подписи, а одного из инициаторов сбора подписей арестовали. Было составлено новое обращение, под которым поставили свои подписи 150 человек. Секретарь партийной ячейки в селе отобрал это заявление и отослал в ОГПУ в качестве материала для обвинения жены священника в подстрекательстве крестьян к бунту.
9 июля 1929 г. следствие было закончено.
Дело по обвинению священника в контрреволюционной деятельности рассматривалось в судебном заседании в Стерлитамаке 15 – 17 января 1930 г. Защита предложила суду дополнительно опросить 35 свидетелей, из которых, в конце концов, было опрошено только шесть. Отец Петр на суде опроверг все обвинения лжесвидетелей и следствия. Помощник прокурора, видя, что дело выходит бездоказательным, потребовал отправить его вновь в ОГПУ на доследование, на что адвокат выразил свой протест.
Суд проигнорировал заявление защиты, и дело было переслано на новое расследование в ОГПУ.
Анна Ивановна добилась встречи с судьей, который ей сказал прямо: «Если мы вашего отпустим, то надо партийных людей засадить, потому что они ложь написали. Мы же не можем этого сделать – священника освободить, а партийных людей засадить».
5 марта 1930 г. следствие было закончено и составлено новое обвинительное заключение, в котором священник обвинялся в том, что, «будучи руководителем кулацкой группировки, проводил активную деятельность в целях срыва всех важнейших мероприятий, проводимых советской властью в деревне». В обвинительном заключении следователь ОГПУ написал, что священник не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности и все обвинения категорически отвергает, утверждая, что они построены на ложных доносах на почве вражды и личных счетов.
9 марта 1930 г. тройка ОГПУ приговорила отца Петра к расстрелу. Священник Петр Варламов был расстрелян в городе Уфе 11 марта 1930 г. и погребен в безвестной могиле.
Сщмч. Сергий (Воскресенский) пресвитер (1933): Новомуч. Священномученик Сергий родился 29 июля 1890 года в селе Дьякове (ныне село Коломенское в Москве) Московского уезда Московской губернии в семье священника Сергия Воскресенского и его супруги Евдокии Сергеевны. Священник Сергий был настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви в селе Дьякове.
В 1907 году Сергей поступил в Перервинское духовное училище, а затем в Московскую Духовную семинарию. В 1915 году по окончании семинарии он поступил учителем словесности в школу при женском Князе-Владимирском монастыре в Подольском уезде. В 1916 году Сергей Сергеевич женился на девице Александре, дочери священника Николая Никольского, который служил в Подольске. В том же году Сергей Сергеевич был рукоположен в сан диакона и до 1920 года служил в монастыре. В 1920 году скончался его отец, и диакон Сергий был рукоположен во священника ко храму Иоанна Предтечи в селе Дьякове.
В 1918 году власти издали декрет «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», который послужил поводом для закрытия многих храмов.
8 декабря 1923 года власти города постановили храм Иоанна Предтечи закрыть, а 7 февраля 1924 года он был передан музейному отделу Главнауки. После этого отец Сергий перешел служить в храм Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском. В селе Коломенском действовал тогда также храм во имя великомученика Георгия, и в начале апреля 1929 года администрация музея стала ходатайствовать о закрытии обоих храмов.
Верующие добились от властей оставления для себя хотя бы одного храма – Казанской иконы Божией Матери.
Церковный народ любил отца Сергия. Если надо было крестить или идти срочно причащать – он никому не отказывал.
Крестьяне в Коломенском были достаточно обеспечены, но властям было ненавистно наличие благочестивого большого села вблизи Москвы. При усилении гонений они решили арестовать тех, кто не шел на сделки с совестью и не соглашался на послушание ОГПУ.
В ночь с 15 на 16 марта 1932 года ОГПУ арестовало отца Сергия. Тогда же было арестовано семь крестьян. Первое время их содержали в концентрационном лагере в селе Царицыне рядом с Москвой вместе с сотнями других арестованных. Отца Сергия и крестьян обвиняли в распространении антисоветских слухов. Были допрошены лжесвидетели, которые привели примеры якобы имевших место быть принародных высказываний священника антисоветского характера.
6 апреля обвиняемых перевезли в Бутырскую тюрьму в Москве. 4 августа 1932 года тройка ОГПУ приговорила отца Сергия к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он был заключен в лагерь на Беломорско-Балтийском канале на станции Медвежья Гора. В начале марта следующего года отца Сергия посадили в камеру с уголовниками. Они сняли с него полушубок, затем остальную одежду и выставили на мороз, который в то время был весьма жесток. Не перенеся тяжелых условий, священник Сергий Воскресенский скончался 11 марта 1933 года и был погребен в безвестной могиле.
Прмц. Анна (Благовещенская) (1937-?): Новомуч. Преподобномученица Анна родилась 30 января 1898 г. в селе Борисоглеб Белосельской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника Алексия Аполлосовича Благовещенского и в крещении была наречена Марией. По окончании в 1916 г. Пошехонской женской гимназии Мария стала работать учительницей и исполняла послушание псаломщицы в храме, где служил ее отец. Воспитанная в благочестии, она часто посещала монастыри, в том числе и Павло-Обнорский, где близко познакомилась с настоятелем монастыря архимандритом Тихоном (Чулковым), духовной дочерью которого стала. Когда, уже при советской власти, организовалась монашеская община, архимандрит Никон благословил Марию поселиться в ней. Если бы не советская власть, община быстро бы переросла в большой и благоустроенный монастырь, но в основе советского государственного устройства было воинствующее безбожие, руководствовавшееся более дьявольскими наветами, нежели Божиими заветами, и советская власть никогда бы не позволила существовать монастырской общине открыто. Отец Никон предложил компромисс: оформить ее как сельскохозяйственную артель, но с монастырским уставом и послушаниями. Оставив в 1922 г. учительство, Мария поселилась в Захарьевской общине, где несла различные послушания: была псаломщиком и регентом хора, пчеловодом и счетоводом и впоследствии приняла монашеский постриг с именем Анна.
В ночь на 30 апреля 1931 г. были арестованы начальница общины Анна Соловьева и три сестры, и среди них монахиня Анна (Благовещенская).
На допросе, состоявшемся сразу же после ареста, она проводила ту линию, которой постановили все в общине держаться перед властями, предполагая поначалу, что членов общины арестовывают за сопротивление объединению с другим колхозом, в котором были семейные, а не за то, что под видом коммуны (имени Крупской) основали монастырь.
ОГПУ, однако, не интересовала хозяйственная деятельность монастыря, и следователи стали допытываться от арестованных сведений об архимандрите Никоне. 13 мая 1931 г. они снова допросили монахиню Анну. Сведения о том, где находится о. Никон, мать Анна сообщить отказалась, но сказала, что архимандрита Никона знает.
28 июня 1931 г., довершая разгром общины, Секретариат Областного комитета коммунистов Ивановской Промышленной области постановил: «Предложить районному комитету и коммунистической части коммуны провести жесткую чистку членов коммуны от чуждого элемента и бывших монашек. Одобрить слияние с коммуной “Новая деревня”, выдвинув из ее бедняцкого состава работников на руководящие хозяйственные должности».
После нескольких допросов монахиня Анна была освобождена и монашеской общиной отправлена в командировку в Мологу. Однако 11 декабря 1931 г. монахиня Анна была вновь арестована и сразу же допрошена.
В феврале 1932 г. следствие было закончено. 13 апреля 1932 г. Коллегия ОГПУ приговорила 13 членов общины к различным срокам заключения, трое были объявлены в розыск и одна освобождена. Монахиня Анна была приговорена к трем годам заключения в концлагерь.
Вернувшись из заключения, она устроилась псаломщицей в храме в селе Николо-Колокша Рыбинского района Ярославской области. Поселилась она в одном доме с некой девицей Анной Косаревой; та была больна, и монахиня Анна взяла ее на содержание.
22 сентября 1937 г. монахиня Анна была арестована и заключена в Ярославскую тюрьму. На допросах от нее требовали признания вины в исполнении связи между архимандритом Никоном, находящимся на нелегальном положении, и контрреволюционной группой, которой она, якобы, стала руководить, в проведении антисоветской агитации, в мобилизации верующих на противодействие закрытию церквей, в распространении провокационных слухов о скорой гибели советской власти.
Монахиня Анна на это отвечала, что никаких показаний дать она не может, так как виновной себя в этом не признает.
7 марта 1938 г. тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Монахиня Анна (Благовещенская) была расстреляна 11 марта 1938 г. в городе Ярославле и погребена в безвестной могиле.
Сщмч. Иоанн (Пашин), еп. Рыльский (1938): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 8 мая 1881 г. в городе Петрикове Мозырского уезда Минской губернии в семье священника Димитрия Пашина и его супруги Надежды, дочери священника Никольской церкви в местечке Скрыгалове Василия Завитневича. Отец Димитрий скончался, когда Ивану было всего три года, и Надежда Васильевна переехала с младенцем к своим родителям в Скрыгалов, и Ивану вместо отца стал дед, протоиерей Василий, которому, по-видимому, он и оказался обязан многими своими христианскими качествами.
В 1890 г. Иван был отдан учиться за казенный счет в Слуцкое духовное училище, после окончания которого его в 1895 г. приняли учиться за казенный счет в Минскую Духовную семинарию.
В 1901 г. Иван окончил Духовную семинарию и обвенчался с девицей Антониной, дочерью купца из Вышнего Волочка Тверской губернии. 21 октября 1901 г. он был рукоположен во диакона, а 22 октября 1901 г. – во священника к Покровской церкви села Князь-Озеро Мозырского уезда. 15 февраля 1903 г. протоиерей Василий Завитневич ушел по преклонности лет за штат, и на его место Настоятелем Никольской церкви был назначен Иоанн Пашин. Здесь он в первую очередь докончил дело, начатое дедом, – достроил часовню в память священномученика Макария, митрополита Киевского (память его 1 мая). Часовня была освящена 1 мая 1905 г. Стараниями о. Иоанна было организовано Свято-Макарьевское Братство и открыта женская школа. 4 ноября 1907 г. верующее население Скрыгалова торжественным крестным ходом встретило ковчег с частицами мощей священномученика Макария, прибывший из Киева на станцию Птичь. В следующем, 1908 г., празднование памяти священномученика собрало около десяти тысяч богомольцев – небывалое для этих мест число молящихся.
В 1909 г. о. Иоанн был назначен настоятелем храма святого великомученика и Победоносца Георгия в селе Прилепы Минского уезда. В первый же год своего служения он открыл одноклассную церковноприходскую школу в деревне Избицке.
Как и в предыдущем приходе, о. Иоанн старался, чтобы в храме была особая святыня, которая бы привлекла молящихся и помогла бы создать в их душах молитвенный настрой и поддержала веру. Одним из замечательных событий стало появление в Георгиевской церкви списка Иверской иконы Божией Матери, которая была написана на Афоне и при громадном стечении народа была с крестным ходом принесена в храм. Отец Иоанн ревностно следил за просвещением прихожан, при храме была организована продажа молитвословов и духовных книг, под руководством священника действовали пять церковноприходских школ. При храме было организовано Прилепское общество трезвости, которое, увеличиваясь с каждым годом, переросло в Братство трезвости. Со временем храм не стал вмещать всех молящихся, и в 1912 г. священник составил план и смету на строительство большой каменной церкви, которое было завершено в 1914 г., а освещена церковь была 21 августа 1916 г.
В 1915 г. священника постигло горе: в возрасте 32-х лет скончалась его супруга Антонина Васильевна, и он остался с двумя детьми восьми и тринадцати лет.
31 июля 1916 г. о. Иоанн подал прошение о принятии его в Петроградскую Духовную академию, на первый курс которой он и был зачислен 17 августа.
В 1917 г. в России произошла безбожная революция, все духовные образовательные учреждения были закрыты, и о. Иоанн вернулся служить в Георгиевский храм в село Прилепы.
В 1921 г. храм посетил епископ Минский Мелхиседек (Паевский), объезжавший приходы епархии. В 1922 г. усилиями безбожных властей в Русской Православной Церкви возник обновленческий раскол, и в июле 1922 г. епископ Мелхиседек объявил об автономии Белорусской Церкви и стал митрополитом Минским и Белорусским.
7 апреля 1923 г. в минском Петропавловском кафедральном соборе владыка Мелхиседек хиротонисал о. Иоанна во епископа Мозырско-Туровского, викария Минской епархии. Первое время епископ Иоанн жил в Мозыре, а затем обосновался на своей родине в городе Петрикове. Приступив к исполнению архипастырских обязанностей, он энергично принялся за дело, взяв себе за правило частое посещение храмов вверенного ему викариатства. Пользуясь тем, что власти законодательно не запретили преподавание частным порядком Закона Божия и всего относящегося к православной вере, он стал регулярно собирать у себя детей, разучивать с ними церковные песнопения и преподавать им Закон Божий.
В 1926 г. власти арестовали епископа. Будучи допрошен, владыка Иоанн заявил: «Я, как человек сильных и твердых убеждений религиозных и как епископ, вел работу в пределах установленных властью законов».
26 марта 1926 г. приговором Особого Совещания при Коллегии ОГПУ епископ Иоанн был лишен права проживания в крупных городах страны и выслан из Петрикова.
Высланный из Петрикова, епископ не пожелал терять связи со своею паствой и поселился в городе Лоеве Гомельского округа, где, по мнению властей, «вновь развернул антисоветскую работу, выразившуюся в нелегальном управлении епархией…».
18 сентября 1926 г. епископ Иоанн был приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. По окончании ссылки в 1929 г., ему было запрещено жить в некоторых городах, и за ним был установлен административный надзор. Митрополит Сергий (Страгородский) назначил его епископом Рыльским, викарием Курской епархии.
В конце 20-х – начале 30-х годов советская власть усилила гонения на Русскую Православную Церковь; в это вре