Краткие жития святых, православные праздники и события

20 февраля / 4 марта

 

Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780). Прмчч. Валаамских: Тита, Тихона, Геласия, Сергия, Варлаама, Саввы, Конона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Самона, Ионы, Давида, Корнилия, Нифонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Феофила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578). Сщмч. Николай пресвитера (1938).

Блгв. кн. Ярослава Мудрого (1054). Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Прмч. Корнилия Псково-Печерского (1570). Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128 мчч. (342-344). Прп. Агафона, папы Римского (682).

 

Святитель Лев Катанский Прп. Лев, еп. Катанский (ок. 780). Город Катана находится на острове Сицилия. Св. Лев, епископ этого города, отличался истинным благочестием, был отцом вдов и сирот, помощником странных и убогих. За такую великую любовь к ближним Бог наградил св. Льва даром чудотворения.

В дни его жил в Катане некий волхв, по имени Илиодор. Он был сыном благочестивых родителей и сам был крещен в Христову веру, но потом тайно отрекся от Христа и стал служить бесам, волховать и смущать народ своими обманами. Св. Лев неоднократно увещевал его оставить волхование, раскаяться и обратиться к Богу; но Илиодор только смеялся над святителем и не только не старался исправиться, но задумал еще большее зло: он простер свои волхования на самый храм Божий. Однажды, когда св. Лев совершал богослужение, в храм вошел Илиодор и начал тайно волховать. Своим искусством он достиг того, что одни молящиеся стали кричать, другие стучать неистово ногами, третьи – смеяться долго и т.д. Словом, произошло великое смятение и соблазн. Видя такой успех волхования Илиодора, св. Лев решил посрамить его. Он горячо помолился Богу, затем взял своим архиерейским омофором за шею волхва, вывел его из храма на середину города и велел там разложить огонь. Когда это было исполнено, св. Лев сам ввел волхва на костер и держал его там до тех пор, пока тот совсем не сгорел. Между тем, сам святитель остался совершенно невредим. Вернувшись в храм, он закончил прерванное богослужение. Это преславное чудо привело всех в ужас, ибо при сожжении Илиодора роса Св. Духа окружала св. Льва и защищала его от опаления. Слух об этом прошел по всем концам земли. Император Византийский, услышав об этом, призвал св. Льва к себе в Царьград и там принял его с великой честью, прося его святительских молитв перед Богом.

Много еще других чудес сотворил св. Лев: он подавал слепым прозрение, больным исцеление, изгонял бесов, ниспровергал одним словом своим идолов и т.п. Скончался он в глубокой старости, 86 лет от роду. Мощи его положены были в Риме.

Прмчч. Валаамские: Тит, Тихон, Геласий, Сергий, Варлаам, Савва, Конон, Сильвестр, Киприан, Пимен, Иоанн, Самон, Иона, Давид, Корнилий, Нифонт, Афанасий, Серапион, Варлаам, Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, Василий, Феофил, Иоанн, Феодор, Иоанн (1578). В течение многовековой истории Валаамская обитель неоднократно разорялась шведами. При короле  Густаве Ваза (1523-1560) в Швеции была проведена Реформация. Во времена правления его сына Иоанна III, военный отряд из новообращенных лютеран, преследуя православных карел, напал на монастырь. Вера Христова была мужественно засвидетельствована 34 преподобномучениками обители. 20 февраля 1578 года 18 старцев и 16 послушников были мученически истреблены за твердость в православной вере. Их имена с пометой «побиты от Немец на Валааме старцев и слуг» были внесены в синодик в Васильевском монастыре. Нападения шведов продолжались. С благословения игумена Дамаскина в день их убиения в Валаамской обители ежегодно совершалась заупокойная Божественная литургия и соборная панихида об упокоении мучеников за веру. Святые мужи были канонизированы деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в августе 2000 г.

Память их празднуется также в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Санкт-Петербургских святых.

 

Сщмч. Николай (Розов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Николай родился 27 ноября 1877 года в селе Жданово Симбирской губернии (ныне Пильнский район Нижегородской области) в семье священника Василия Розова. Все три сына отца Василия стали священнослужителями, двое из них были диаконами – известный патриарший архидиакон Константин Розов и диакон Михаил Розов, принявший сан в тридцатых годах и служивший в одном из храмов в городе Ораниенбауме.

В 1898 году Николай окончил Симбирскую Духовную семинарию и женился на дочери священника девице Ольге, выпускнице епархиального училища в Симбирске. Впоследствии она стала ему верной помощницей, разделив с ним тяготы гонения и ссылки. В 1904 году он в соборе города Симбирска был рукоположен во священника ко храму в селе Барышская Слобода неподалеку от Алатыря. В 1906 году отец Николай переехал в Санкт-Петербург и поступил в Духовную академию, которую он окончил в 1910 году со степенью кандидата богословия, после чего стал преподавать Закон Божий в Еленинском институте. Всю свою жизнь отец Николай был принципиальным противником пьянства.

В 1908 году отец Николай стал служить в храме в селе Григорове неподалеку от Алатыря, где служил до 1922 года, а затем переехал в село Коноклейки в Мордовию. В те годы в глухих деревнях еще сохранялось благочестие.

С 1925 по 1931 год отец Николай служил в небольшом деревянном храме в селе Купчино в пригороде Петрограда. В это время он был возведен в сан протоиерея.

В 1932 году он стал настоятелем греческой церкви, что на Лиговском проспекте, но в том же году он вынужден был перейти в Никольский храм на Охтинском кладбище. В 1935 году протоиерей Николай был награжден митрой.

В 1935 году власти произвели широкие аресты среди духовенства города, коснувшиеся и Никольского храма. 19 марта 1935 года был арестован и отец Николай.

28 марта 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило выслать отца Николая как социально опасный элемент на пять лет в Уфу, а вместе с ним выслать и его жену.

После высылки священников настоятелем Никольского храма на Охтинском кладбище был назначен священник Феодор Боголюбов, он регулярно стал отделять часть церковного дохода высланным членам причта храма и их семьям. В Уфе отец Николай освоил ремесло переплетчика и переплетал в различных учреждениях архивные документы, а посылаемые ему из храма деньги целиком отдавал своим детям.

В связи с принятым в 1937 году советским правительством решением об уничтожении духовенства по всей стране были арестованы священники, находящиеся на свободе, в ссылках и в заключении. 9 декабря 1937 года была выписана справка на арест протоиерея Николая; в ней говорилось, что будто бы он «проводит контрреволюционную фашистскую пропаганду. Распространяет провокационные слухи о войне и поражении Советского Союза…» 12 декабря священник был арестован и заключен в тюрьму. В тот же день он был допрошен. В предъявленных в ходе следствия обвинениях отец Николай себя не признал.

13 февраля тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Розов был расстрелян 5 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле.

 

Священномученик Садок, епископ Персидский, и с ним 128 мучеников Сщмч. Садок (Шах-Дуста), еп. Персидский, и с ним 128 мчч. (342-344). Св. Садок был епископом Селевкийским и Ктезифонским (в Персии). В это время царем персидским был Сапор II, воздвигнувший сильное гонение на христианскую веру. Св. Садок в оковах был доставлен в г. Беть-Лапат и после многих мук умерщвлен мечем (в 342 г.). О своей мученической кончине св. Садок предупрежден был в сонном видении. По его рассказу, он видел во сне лестницу, доходящую до небес; на верху ее стоял в великой славе св. еп. Симеон (предшественник Садока), который сказал ему: «Иди ко мне Садок, иди и не бойся! Я взошел сюда вчера, а ты войди ныне». После этого видения Садок уверовал, что он также будет взят на мучение за Христа.

Вместе со святым Садоком пострадали в Селевкии 128 человек, в числе которых было и 9 дев, посвятивших себя Богу. Все они, связанные железными оковами, томились в мрачной и удушливой темнице 5 месяцев, после чего, по приказанию Сапора II, были усечены мечем. Об этих мучениках писал св. Маруф в своей «Истории мучеников персидских», страданий которых он был очевидцем.

Святитель Агафон Римский Прп. Агафон, папа Римский (682). Он был родом из Сицилии. По смерти своих богатых и благочестивых родителей, он роздал имение свое нищим и сам постригся в иноки. Управлял римскою церковью с 679 по 682 года, в котором и скончался. В 680 г. своим посланием к царю Константину Пагонату он обличил монофелитскую ересь.

Память его отмечается также 19 ноября.

Блгв. князь Ярослав (в крещении Георгий) Владимирович Мудрый (1054). Великий русский князь. Родился около 988-989 гг. Сын вел. русского князя Владимира Святославича Святого и вел. русской княгини Рогнеды (Анастасии) Рогволодовны, до замужества – полоцкой княжны. В конце X – начале XI века Ярослав владел Ростовской землей, где основал город Ярославль. В 1010 г. он был переведен отцом на княжение в Новгород Великий.

В 1014 г. Ярослав перестал подчиняться отцу и выплачивать установленную дань Киеву. В 1015-1019 годах он вел ожесточенную борьбу с двоюродным братом Святополком Окаянным за верховную власть. В первый раз он занял Киев в 1016 г., но окончательно утвердился в нем только в 1019 г. В 1021 г. Ярослав победил своего племянника – полоцкого князя Брячислава Изяславича, захватившего Новгород, а в 1023-1026 гг. воевал с братом Мстиславом Владимировичем Храбрым. Потерпев поражение в битве под Лиственом в 1025 г., Ярослав был вынужден отказаться от Днепровского левобережья в пользу Мстислава. В 1936 г. после смерти Мстислава он вновь подчинил себе отпавшие земли. Как и его отец, Ярослав проводил активную внешнюю политику: он успешно воевал с Польшей и возвратил утерянные Русью в 1018 г. Червенские города; совершил победоносный поход на чудь и построил в Чудской земле город-крепость Юрьев (сейчас Тарту); в 1036 г. разгромил под Киевом печенегов, положив конец их набегам на Русь; им были совершены успешные походы на ясов, ятвягов, литовцев, мозовшан, ямь. Однако организованный им поход на Византию в 1043 г., которым руководил его сын Владимир (св. Владимир Ярославич Новгородский, память его 4 окт.), оказался неудачным. Ярославом была создана оборонительная линия по реке Роси. Его дочери Анастасия, Елизавета и Анна (св. Анна Новгородская, память ее 10 февр.) вышли замуж (соответственно) за венгерского, норвежского и французского королей, а сыновья Изяслав и Всеволод были женаты на польской и византийской принцессах. Ярослав совершенствовал Русскую Правду и церковный устав. В его правление территория Киева сильно увеличилась. В Киеве были построены: грандиозный Софийский собор, украшенный великолепными фресками и мозаиками, каменные Золотые ворота, монастыри Св. Георгия и Св. Ирины. Под Киевом возник прославившийся в последствии Печерский монастырь. Летописец Нестор отметил, что при Ярославе христианская вера стала «плодиться и расширяться, и черноризцы стали множиться и монастыри появляться». Он сравнивал Ярослава с сеятелем, который «засеял книжными словами сердца верующих людей». При дворе Ярослава было собрано множество «книгописцев», переводивших книги с греческого на славянский язык. При соборе Св. Софии возникла обширная библиотека.

В 1051 г. по приказу Ярослава собор русских епископов избрал монаха Илариона митрополитом Киевским и всея Руси (память его 21 окт.), тем самым подчеркнув независимость Киевской митрополии от Константинопольского патриархата. За все эти деяния Ярослав получил прозвище Мудрый.

Св. Ярослав был похоронен в мраморной гробнице в киевском Софийском соборе. В надписи на стене этого храма он упоминается как «цесарь» (царь).

Прп. Агафон Печерский (XIII-XIV). Прославился даром исцеления болезней через возложение руки, а также даром прозорливости.

Память его празднуется также 28.08 вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних (Феодосиевых) Пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский Прмчч. Корнилий, игумен Псково-Печерский (1570), и ученик его Вассиан Муромский. Игумен, священномученик (1502 – 20.02.1570), родился в городе Пскове. По благословению своих благочестивых родителей Стефана и Марии он провел свои юные годы в Псковском Спасо-Мирожском монастыре. Однажды Корнилию случилось побывать в Псково-Печерской обители, которая тогда была еще совсем маленьким монастырем. Вскоре он принял там монашество. Прп. Корнилий неукоснительно исполнял монашеские правила и послушания. Он также отличался грамотностью и знанием книжной премудрости. После кончины игумена Герасима прп. Корнилий был избран братией настоятелем обители. Святой явил себя очень строгим и взыскательным игуменом. Многие знатные и богатые люди в те времена в конце своей жизни удалялись в монастыри, делая богатые пожертвования. При этом они надеялись на снисхождение настоятелей, часто ведя совсем не монашеский образ жизни. Св. Корнилий одинаково требовательно относился ко всем инокам своей обители, удаляя тех, кто не желал вести подлинно иноческую жизнь. Однако его строгость только привлекала людей в монастырь, и число братии умножалось. Своей личной строгой жизнью и мудрым управлением он поставил монастырь на высокую духовную степень и собрал более ста человек братии. Способных из них он посылал в Спасо-Мирожский монастырь учиться иконописи, а его собственной кисти принадлежит много монастырских икон, среди которых находится чудотворная икона Божией Матери, называемая Псково-Печерская «Умиление». Во времена св. Корнилия Псково-Печерский монастырь был обнесен каменной стеной и приобрел вид неприступной крепости. Стена много раз спасала обитель от разграбления во время войн. Прп. Корнилий заботился о просвещении Православием эстов и ливов, созидая для них храмы. Цвет образованных русских людей высоко чтил св. Корнилия и любил у него собираться. Среди них был Муромцев, принявший постриг с именем Вассиан.

Свою жизнь прп. Корнилий запечатлел в старости мученической кончиной – его поразил своим жезлом царь Иоанн Грозный, когда он прибыл в Псково-Печерский монастырь после разгрома Новгорода. Убит был и ученик св. Корнилия, инок Вассиан Муромцев. 

Память их празднуется 20 февраля в день мученической кончины и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых.

Свт. Киндей, еп. Писидийский и Прп. Плотин. Скончались мирно.

Прп. Евтропий.

Прп. Исидор Александрийский.

Мчч. Аммия и Амфил.

 

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz