3/16 февраля
Попразднство Сретения Господня. Правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (I). Равноап. Николая, архиеп. Японского (1912). Сщмчч. Иоанна, Тимофея, Адриана, Василия пресвитеров, прмч. Владимира и мч. Михаила (1938).
Блгв. кн. Романа Угличского (1285). Свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского (1289).
Прор. Азарии (X до Р.Х.). Мчч. Папия, Диодора, Клавдиана (250). Мчч. Адриана и Еввула (ок. 308-309). Мч. Власия Кесарийского (III).
Попразднство Сретения Господня.
Правв. Симеон Богоприимец и Анна Пророчица (I).
Праведный Симеон был один из семидесяти двух толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285-247 до Р.Х.) поручил перевести Священное Писание на греческий язык. Когда св. Симеон переводил книгу пророка Исаии и прочитал слова «Се Дева во чреве примет и родит Сына», то подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку св. Симеона и уверил его, что он не умрет, пока не убедится в истинности пророчества прор. Исаии. Это и произошло в день Сретения Господня, когда прав. Симеон вышел из храма навстречу Пресвятой Богородице и принял на свои руки Младенца Христа, духом своим постигая, что это и есть Спаситель.
Святая Анна принадлежит к числу новозаветных праведников. Анна происходила из колена Асирова, была дочерью Фануила. Вступив в брак, она прожила с мужем 7 лет до его кончины. После его смерти праведная Анна проводила строгую благочестивую жизнь, «не отходила от храма, постом и молитвой служила Богу день и ночь» (Лк. II, 37). Когда праведной Анне было 84 года, она удостоилась видеть в Иерусалимском храме Младенца Иисуса Христа, принесенного для посвящения Богу как первенца по закону Моисееву. Праведная старица слышала пророческие слова святого Симеона Богоприимца, сказанные Пресвятой Богородице. Вместе со святым Симеоном Анна славила Бога, говорила всем, что Мессия явился в мир (Лк. II, 38). За святость жизни и проповедь о Спасителе она и была названа Пророчицей.
Память праведной Анне Пророчицы отмечается также 28 августа.
Равноап. Николай, архиеп. Японский (1912). Прославления в лике равноапостолов удостаиваются подвижники, просветившие светом Христовым целые страны и народы. Св. Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) стал апостолом Японии. Он родился 01.08.1836 г. в Смоленской губ., в семье диакона. Биография его начиналась обычно для сына бедного сельского священнослужителя: уездное духовное училище, Смоленская семинария и Санкт-Петербургская Духовная академия, в стенах которых св. Николай и принял монашеский постриг. Промыслительно, что пострижен он был в академическом храме, освященном в честь 12-ти апостолов, в сан иеродиакона посвящен в праздник первоверховных апостолов Петра и Павла, а в сан иеромонаха – в день памяти 12-ти апостолов. Сам Господь указывал св. Николаю путь, которым ему следовало идти. По собственному желанию молодой монах был назначен в Японию настоятелем консульского храма в г. Хокодате (1860). Восемь лет ушло на изучение страны, народа, языка, нравов и обычаев. Японцы в то время относились к иностранцам и к христианству резко враждебно. Несмотря на это, св. Николай начал строительство церквей, школ, духовных училищ, перевел на японский язык необходимые богослужебные книги, составил православный богословский словарь. В 1880 г. архим. Николай был хиротонисан во епископа. К 1911 г., через полвека апостольской деятельности, в 266 общинах насчитывалось 33017 христиан, 2 архиерея, 35 священников, 116 проповедников-катехизаторов. В 1970 г. архиеп. Николай причтен к лику святых Поместной Русской и Автономной Японской Православных Церквей.
Сщмч. Иоанн (Томилов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 18 февраля 1878 г. в селе Еськи Бежецкого уезда Тверской губернии в семье священника Иоанна Томилова. Окончив Тверскую Духовную семинарию, он в 1904 г. был рукоположен во священника ко храму в родном селе Еськи на место отца. В этом храме о. Иоанн прослужил всю свою жизнь.
В начале 1931 г. против священника и некоторых крестьян было возбуждено судебное дело за неуплату налогов. 1 марта 1931 г. состоялся суд, который приговорил о. Иоанна к пяти годам ссылки с конфискацией имущества. Однако приговор не был приведен в исполнение, священника не выслали, и он продолжил служение в храме.
Во время гонений в конце 30-х годов против него было начато новое дело. Секретарь сельсовета составил для НКВД характеристику на священника, где написал, что тот работает служителем культа в еськинской церкви и через отдельных граждан, бывшую монашку и других, ведет контрреволюционную работу… Из отсталой части села Томилов организовал хор певчих, и через это колхозная дисциплина падает с каждым годом.
9 февраля были опрошены свидетели, которые показали о произносимых священником антисоветских высказываниях.
10 февраля 1938 г. о. Иоанн был арестован, заключен в тюрьму в городе Бежецке и в течение двух дней допрошен. Отвечая на обвинения следователя, священник сказал: «Я никакой антисоветской агитации не вел, террористических выступлений по отношению к руководителям партии и советской власти не делал, а поэтому и виновным себя в этом не признаю»
13 февраля 1938 г. Тройка НКВД приговорила о. Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Томилов был расстрелян 15 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Тимофей (Изотов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Тимофей родился в семье садовника Спиридона Изотова. Окончил церковноприходскую школу. Трудно теперь установить, почему Тимофей избрал путь служения Богу, но в 1909 г., когда ему было уже тридцать четыре года, он поступил псаломщиком в кафедральный собор в Симферополе. В 1912 г. за беспорочную жизнь и усердие по службе Тимофей Спиридонович был рукоположен в сан диакона и служил в кафедральном соборе до 1916 года, а затем был переведен в Аутскую церковь города Ялты. В 1921 г. диакон Тимофей был переведен ко храму Всех святых в городе Симферополе. В 1922 г. он был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Однако «за недостатком улик» дело было прекращено, и он был освобожден.
В 1928 г. диакон Тимофей был рукоположен в сан священника ко храму села Ново-Павловка. В сентябре 1936 г. назначен священником в храм великомученика Феодора Стратилата города Алушты Крымской области, где сподобил его Господь принять крест исповедничества.
8 февраля 1938 года отец Тимофей был арестован вместе с председателем церковной общины Гавриилом Пасевичем. Все следственное дело было проведено за три дня. В течение двух дней были допрошены обвиняемые и свидетели – прихожане, соседи обвиняемых и случайные знакомые. Им предъявлено было обвинение в контрреволюционной деятельности и агитации, направленной против советской власти. Виновными себя в предъявленных обвинениях отец Тимофей и церковный староста Гавриил не признали, но не отрицали фактов своего священнического служения, совершения церковных обрядов, в том числе и на квартире церковного старосты, которая была также церковью на дому.
Арестованные священник и председатель церковной общины содержались в камерах предварительного заключения при Алуштинском отделении милиции. Всего неделя прошла со дня ареста до заседания Тройки НКВД. Как бывало всегда во время массовых гонений, христиан обвиняли в преступлениях против государства. Священник Тимофей Изотов был обвинен в том, что «создал контрреволюционную группу из членов церковной двадцатки…проводил контрреволюционную религиозную пропаганду с целью вовлечения населения в религиозную общину. В день выборов в Верховный Совет… с шести утра до поздней ночи проводил богослужение в церкви». Гавриил Пасевич обвинялся в том, что являлся «участником контрреволюционной группы, созданной Изотовым… проводил контрреволюционную религиозную агитацию, открыто призывал граждан вести религиозную пропаганду среди населения».
Оба обвиняемых виновными себя не признали. 15 февраля 1938 г. Тройка НКВД приговорила их к расстрелу. Священник Тимофей Изотов и Гавриил Пасевич были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.
Сщмч. Адриан (Троицкий) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Адриан родился 12 июня 1872 г. в селе Билярском Чистопольского уезда Казанской губернии в семье диакона Александра Троицкого. После окончания Чебоксарского духовного училища он поступил в Чебоксарское городское училище, но последнее не окончил. В 1890 г. он сдал экзамен на псаломщика, а в 1893 г. на сельского учителя и поступил преподавателем в Соляновскую церковноприходскую школу; в это же время он исполнял обязанности псаломщика в Михаило-Архангельском храме в городе Чебоксары. В 1897 г. он был призван в армию. По окончании срока службы, в 1899 г. Адриан Александрович поступил псаломщиком в Покровский храм в городе Чебоксары.
В 1902 г. он сдал экзамен на диакона комиссии при Казанской Духовной семинарии и в 1903 г. был рукоположен во диакона. С 1904 по 1910 год диакон Адриан служил в храме в селе Пестрецы Казанского уезда. В 1910 г. он сдал экзамены на занятие должности священника и в том же году был рукоположен во священника и назначен настоятелем Троицкого храма в селе Михайловском Царевокошкайского уезда Казанской губернии, где прослужил до своего ареста в 1937 г. До запрещения советской властью преподавания Закона Божия он был в разные годы законоучителем в Суртовской двухклассной школе Министерства народного просвещения, в Выползовском земском училище, в Суртовском ремесленном училище, заведующим и законоучителем Негодяевской церковноприходской школы. В 1913 г. о. Адриан был назначен старшим помощником Царевокошкайского благочинного и вскоре возведен в сан протоиерея.
После прихода к власти большевиков о. Адриан был в 1918 г. арестован по подозрению в участии в Княжинском восстании. Однако обвинение не подтвердилось, и священник после двух недель нахождения под арестом был освобожден.
Во время начавшихся массовых гонений на Русскую Православную Церковь протоиерей Адриан был 28 декабря 1937 г. арестован и заключен в тюрьму в городе Йошкар-Ола. Среди прочего его обвиняли в создании контрреволюционной группы и обложении прихожан непомерным налогом.
Отец Адриан не признал себя виновным, сказав: «Никакой контрреволюционной работы я не проводил. Хлебными налогами верующих я не обкладывал. Хлеб собирался по решению общины верующих».
13 февраля 1938 г. Тройка НКВД приговорила о. Адриана к расстрелу. Священник Адриан Троицкий был расстрелян 15 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Василий (Залесский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Василий родился 4 февраля 1887 г. в селе Федоровка Астраханского уезда Астраханской губернии в семье псаломщика Даниила Залесского. В 1908 г. Василий окончил Астраханскую Духовную семинарию и 29 августа того же года был рукоположен во диакона ко храму Рождества Христова в городе Астрахани, а 5 октября 1916 г. – во священника ко храму во имя святителя Алексия, митрополита Московского, при Александринском приюте. После прихода к власти безбожников в первую очередь были закрыты домовые храмы и среди них Алексеевский, и 20 марта 1920 г. о. Василий был снова назначен служить в храм Рождества Христова.
Летом 1922 г. организованные безбожными властями обновленцы попытались захватить власть в Церкви, используя человеческое малодушие и беспринципность. В июле 1922 г. епископ Енотаевский, викарий Астраханской епархии Анатолий (Соколов) объявил о своем признании обновленческого ВЦУ и призвал к тому же астраханское духовенство. Через полмесяца, однако, когда в подробностях стала известна программа церковных реформ, которое предполагало осуществить ВЦУ, когда обнажилась для всех разрушительная антихристианская суть обновленчества, многие астраханские священники направили епископу Анатолию заявление с выражение протеста против действий ВЦУ и отвергли его законность. Среди них был и священник Василий Залесский.
В сентябре 1922 г. из Астрахани в Москву выехала делегация с целью ознакомления с церковной ситуацией в столице. В состав этой делегации вошел и о. Василий. Делегация вполне ознакомилась с программой и действиями живоцерковников и вернулась в Астрахань с еще большей убежденностью в опасности для православия всех начинаний церковных реформаторов. По возвращении в Астрахань о. Василий выступил в православных храмах со специальными докладами, в которых раскрыл суть обновленчества и призвал верующих крепко держаться православия.
В 1923 г. обновленцы усилили давление на православных и при поддержке ОГПУ стали захватывать православные храмы. После захвата обновленцами храма Рождества Христова о. Василий перешел служить в Покровскую церковь.
Отец Василий, как священник, все время служивший в Астрахани, и как ревнитель благочестия, был почитателем подвига мученического, которым прославился архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) (сщмч., память его 23 июня), расстрелянный в 1919 г. вместе со своим викарием. В течение многих лет он вместе с прихожанами ходил на могилу расстрелянных и служил панихиды.
В 1927 г. ОГПУ решило прекратить все видимые проявления почитания священномучеников, и 13 июля 1927 г. уполномоченный Астраханского ОГПУ вынес постановление, в котором писал об этих действиях священника, «как явной политической демонстрации против рабоче-крестьянской власти…».
15 июля о. Василий был арестован и на следующий день допрошен. Отвечая на вопросы следователя, священник подтвердил, что он действительно служил панихиды на могилах архиепископа Митрофана и епископа Леонтия, но виновным себя в контрреволюционной деятельности не признал.
12 сентября 1927 г. о. Василий был освобожден из тюрьмы под подписку о невыезде из Астрахани. 19 декабря 1927 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам заключения в концлагерь, но, в связи с постановлением об амнистии от 6 ноября 1927 г., срок заключения был сокращен на одну четверть.
26 февраля 1928 г. священник прибыл в пересыльный лагерь в Кеми, где и был оставлен. С 14 марта 1929 г. он стал работать помощником заведующего складом при универмаге УСЛОН.
В первых числах января 1930 г. против руководства магазина и продавцов было возбуждено уголовное дело по обвинению в хищениях. 3 января у о. Василия был произведен обыск. При обыске были найдены квитанция на получения пяти рублей денег, двадцать рублей наличными, крест с серебряной цепью и новые ботинки фабрики «Скороход» 42 размера. На вопрос, откуда ботинки, он ответил, что купил. Поскольку священнику было объявлено, что он арестован, то были взяты на хранение все его вещи.
20 июня 1930 г. Коллегия ОГПУ приговорила священника к восьми годам заключения, считая срок с момента вынесения первого приговора, то есть с 19 декабря 1927 г. Отец Василий был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала. Первое время он был на общих работах, а затем работал в лагере счетоводом.
В 1934 г. священник был освобожден и вернулся в Астрахань. Первое время он подрабатывал счетной работой и, живя дома, в храме не служил, так как для этого нужно было разрешение местных властей, но верующие, узнав, что о. Василий вернулся, стали приходить к нему, чтобы исповедоваться и посоветоваться. Без службы в храме нелегко было пастырю, и, в конце концов, 6 августа 1936 г. о. Василию было дано разрешение на служение в Князе-Владимирской церкви.
В 1936 г. обновленцы предприняли активные действия, чтобы захватить Князе-Владимирский храм. Они получили от властей разрешение на передачу им одного из пределов, а затем стали выступать с провокационными выходками, направленными на срыв богослужений православными. В 1937 г. православные были вынуждены покинуть храм, и он был закрыт.
20 января 1938 г. о. Василий был арестован и заключен в астраханскую тюрьму. Вызванные для допроса дежурные свидетели дали соответствующие показания и подписали все, что от них требовал следователь. Священник отверг все показания лжесвидетелей и виновным себя в антисоветской деятельности не признал.
2 февраля 1938 г. Тройка НКВД приговорила о. Василия к расстрелу. Священник Василий Залесский был расстрелян 15 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле.
Прмч. Владимир (Загреба) (1938): Новомуч. Преподобномученик Владимир родился в 1870 г. в слободе Кутейниково Амвросиевского уезда Донской губернии в благочестивой семье крестьянина Филиппа Загребы и в крещении наречен был Василием. В 1888 г. Василий поступил в Нилово-Столобенскую пустынь в Осташковском уезде Тверской губернии, где был пострижен в мантию с именем Владимир и в 1914 г. рукоположен во иеромонаха. С этого времени по 1919 г. он подвизался в Новосоловецкой пустыни, расположенной на острове озера Вселуцкого, приписанной к Нилово-Столобенской пустыни.
В 1919 г. иеромонах Владимир перешел в Новоторжский Борисоглебский монастырь в городе Торжке, где подвизался до его закрытия в 1931 г.
6 июня 1931 г. монахи Борисоглебского монастыря, жившие в Торжке, были арестованы за ведение «среди верующих злостной антисоветской и антиколхозной агитации» и заключены в тюрьму в городе Твери, и среди них иеромонах Владимир. 9 июня следователь допросил иеромонаха Владимира, но вины своей тот не признал.
18 июня 1931 г. тройка ОГПУ приговорила арестованных монахов к различным срокам ссылки. Иеромонах Владимир был приговорен к трем годам ссылки и отправлен этапом в Казахстан, где пробыл до 1934 г.
Иеромонах Владимир был арестован 8 февраля 1938 г. и заключен в тюрьму в городе Кашине. На следующий день сотрудники НКВД допросили лжесвидетелей, которые показали о ведении иеромонахом «антисоветской агитации». На следующий день следователь допросил иеромонаха Владимира. И на этот раз он виновным себя не признал, но добавил, что верующим он говорил, что Бога не надо забывать и надо всегда о Нем помнить.
На этом следствие было закончено. 13 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила о. Владимира к расстрелу. Иеромонах Владимир (Загреба) был расстрелян 15 февраля 1938 г. и погребен в общей безвестной могиле.
Мч. Михаил (Агаев) (1938): Новомуч. Мученик Михаил родился 13 октября 1875 г. в поселке Дрезна Орехово-Зуевского уезда Московской губернии в благочестивой семье Евграфа Агаева. Евграф Агаев был владельцем чайной в Дрезне и прихожанином храма мученицы Параскевы Пятницы; будучи человеком состоятельным, он содержал церковный хор, в котором был регентом.
В 1918 г. советская власть национализировала чайную, и она была превращена сначала в столовую, а затем снова в чайную. Михаил Евграфович был оставлен при ней заведующим. Но при начале новых гонений против крестьян и всех бывших собственников он поступил работать сторожем на фабрику в Дрезне. Он был председателем ревизионной комиссии при храме и во время богослужений пел в хоре. Настоятелем храма был в то время священник Сергий Скворцов (сщмч., память его 12 марта), с которым Михаил Евграфович дружил.
Когда в 1937 г. усилились гонения на Русскую Православную Церковь, Михаил Евграфович 29 сентября был арестован. 3 октября следователь допросил его. На вопросы следователя он, в частности, сказал: «Клевету о положении трудящихся Советского Союза я не возводил и ни с кем об этом не говорил».
14 октября следователь НКВД допросил секретаря Дрезнинского сельсовета и тот показал, что давно знает Михаила Агаева, который… является активным церковником и поддерживает отношения со священнослужителями. Для обвинения этого было недостаточно, и следователь написал обычные в этих случаях показания, будто обвиняемый ругал коммунистов. Секретарь сельсовета, однако, никогда не слышал ничего подобного из уст Михаила Евграфовича и отказался подписать протокол допроса. Следователь стал его уверять, что ему опасаться нечего, так как Агаев будет изолирован и не сможет принести свидетелю никакого вреда; поддавшись уговорам следователя, тот смалодушничал и поставил свою подпись под лжесвидетельствами.
В тот же день следователь составил обвинительное заключение, и Михаил Евграфович был отправлен в Таганскую тюрьму в Москву, где 15 ноября уже другой следователь допросил его. Своей вины в ведении «контрреволюционной агитации» он не признал.
17 ноября 1937 г. тройка НКВД приговорила Михаила Евграфовича к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен в Тайшетлаг. Михаил Евграфович Агаев умер в Тайшетлаге 15 февраля 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.
Прор. Азария (X до Р.Х.). Святой Азария, сын Одеда, жил и пророчествовал во времена Асы, царя иудейского. По случаю славной победы Асы над Зараем, царем эфиопским, Азария убеждал царя и народ оставить идолослужение и верно служить Богу Истинному. Возбужденные пророчеством Азарии, царь и народ отвергли идолов из всей земли Иудиной и Вениаминовой. Многие и из израильтян обратились тогда к Истинному Богу, и, собравшись в Иерусалим, вступили в завет с Богом, дав клятвенное обещание никогда не удаляться от Него. И Бог благословил их продолжительным миром (2-я книга Паралипоменон, XV, 1 – 19).
Мчч. Папий, Диодор, Клавдиан Пергийские (Памфилийские) (250). Эти святые мученики пострадали в царствование императора Декия. Они были пастухами в Памфилийском городе Атталии. Будучи христианами, они распространяли среди язычников веру во Христа. Вследствие этого на них был сделан донос, и, по повелению начальника области Павлина, их схватили и привели к нему на суд. На допросе святые безбоязненно исповедали Христа истинным Богом и, твердо веруя в Него, сказали, что Он есть Творец неба и земли и всего, что находится на них, и что, кроме Него, нет другого Бога. Услышав это, правитель области пришел в ярость и приказал подвергнуть святых различным мучениям. Но, так как он не мог этим принудить их к отречению от веры во Христа, то повелел отсечь им головы мечом.
Мч. Власий Кесарийский, пастух (III). Святой Власий был пастухом и происходил из Кесарии Каппадокийской. Во время гонений на христиан его искали, как христианина, по всем окрестным местам. Узнав об этом, св. Власий добровольно отдался в руки мучителей, которые растянули и били его воловьими жилами. Но Бог излечил его болезни и исцелил от ран. Узнав об этом, правитель назвал это чудо волхованием, и велел после тех мучений ввергнуть святого в котел с кипящей водой. К ужасу всех присутствующих, мученик остался невредимым и в кипятке разговаривал с окружающим его народом, ибо явились ангелы Божии и сохранили мученика невредимым. Вслед за этим, по повелению правителя, к мученику пришли воины, чтобы вынуть его из котла; увидев его поющим вместе с ангелами, воины исповедали себя также христианами. Узнав об этом, правитель послал других воинов, но и те, придя, навали себя христианами. Вслед за этим сам правитель пришел сюда и увидел святого находящимся в кипящей воде. Думая, что вода остыла, правитель умыл лицо свое в этой воде, и тотчас обварил его и оттого умер. Обратив многих своими чудесами ко Христу, св. Власий помолился Богу и предал Ему свою святую душу. Присутствующие при кончине его видели голубя, летающим над телом его. А пастушеский жезл Власия, будучи водружен в землю, возрос в огромное дерево, которое ветвями своими покрыло алтарь церкви, созданной над мощами святого.
Мчч. Адриан и Еввул Ванейские, Кесарийские (Палестинские) (308-309). Святые мученики Адриан и Еввул были родом из города Ваннии (в Армении). Горя любовью к исповедникам Христа, они отправились в город Кесарию и там по их речам и непорочности их жизни были узнаны, как христиане. Их схватили и привели на суд к начальнику области Фирмилиану. По его повелению их били по плечам и ребрам и подвергли другим, еще более жестоким, мучениям с целью принудить их к отречению от Христа. Но, так как они остались твердыми в своей вере, то Фирмилиан и прочие из его окружения пришли в ярость и стали их бросать по очереди на растерзание диким зверям. Святые мученики боролись со львами, но им отсекли головы мечом.
Блгв. кн. Святослав-Гавриил Юрьевский и сын его св. Димитрий (1252). В древних русских летописных святцах Святослав-Гавриил Всеволодович, вел. князь Владимирский, именуется святым. Он известен как Святослав 3-й и был сыном Всеволода Юрьевича, прозванного Большое Гнездо, и Марии (в иночестве Марфа), дочери богемского (чешского) князя Шварна. Родился он во Владимире на Клязьме 26 марта 1196 г. Четырехлетним ребенком он был назначен на княжение в Новгороде, а затем был сменен старшим братом, Константином, в 1206 г. и снова возвращен в Новгород в 1208 г. В 1209 г., по смерти отца, получил в удел город Юрьев-Польский (основанный его дедом, вел. князем Юрием Долгоруким). В 1247 г. получил великокняжеский престол во Владимире, но, изгнанный своим племянником Михаилом Ярославичем Храборитом в 1248 г. и замещенный на великокняжеском престоле другим племянником, Андреем Ярославичем, ездил в 1250 г. в Орду, где не имел успеха в возвращении великокняжеского престола. Умер в г. Юрьеве-Польском, погребен в Георгиевском соборе, который сам построил.
Св. благоверный князь Святослав был женат на Евдокии, дочери Петра Юрьевича (в монашестве – Давид), Муромского князя, и Февронии (в иночестве – Евфросиния), память которых празднуется 25 июня. От брака у них был единственный сын Димитрий, признаваемый по старинным святцам святым. Из летописи известно, что жена Святослава, Евдокия, еще при жизни мужа пожелала уйти в монастырь и приняла постриг в Муроме.
Память князя и его сына благоговейно почиталась издревле, и на поклонение в нему сходились в Георгиевский собор.
Память их отмечается также 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.
Блгв. кн. Роман Угличский (1285). Родился 1 окт. 1235 г. в Угличе. Отец его, князь Владимир Константинович (см. житие св. блгв. кн. Георгия – 4 февр.), был сыном князя Константина Всеволодовича и братом св. князя Василька Ростовского (†04.03.1237). Он принимал участие в битве на Сити (1237), но потом, чтобы спасти свой город Углич, он добровольно покорился татарам, а чтобы не идти на поклон к хану, оставил княжество, скитался с семейством по разным городам и умер изгнанником в 1249 г. во Владимире. Осиротелое семейство перенесло тело его в Углич, и в 1261 г. после кончины бездетного старшего брата своего, Андрея, князем Угличским стал князь Роман.
Ни в личной жизни своей, ни в делах управления оба брата ничего не делали без совета и благословения матери своей, княгини Фотинии. Тяжелое скитальческое детство наложило свой отпечаток на впечатлительную душу Романа. Он посвятил себя делам благотворительности, созидая храмы, больницы и странноприимницы. Он же был основателем и города Романова. Но после кончины матери и жены своей, княгини Александры, он стал проводить еще более уединенную жизнь. Ежедневно видели его подолгу у родных гробниц, но внутренняя духовная жизнь его была глубоко сокровенна. Все князья чтили его, а подданные считали святым.
Скончался он в своем дворце в 1285 г., к всеобщему горю, и был погребен, как и все княжеское семейство, в Угличском Преображенском соборе. Честные мощи его были обретены нетленными в 1485 г., и от них стали истекать исцеления, которые особенно усилились после убиения св. Димитрия царевича (1591). К лику святых князь Роман был причислен в 1595 г., но описание чудес его имеется лишь с 1605 г. (как и запись предыдущих чудес).
Святые мощи его сгорели в смутное время.
Память его отмечается также 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.
Свт. Симеон, еп. Полоцкий, еп. Тверской (1289). Святитель Симеон был епископом в Полоцке, но был вынужден оставить этот город, когда его заняла Литва. Он прибыл в Тверь и был ее первым епископом. После его прибытия умер тверской князь Ярослав Ярославич (брат св. Александра Невского), и святитель его похоронил. Святитель Симеон восстановил в Твери погоревшие церкви; он любил народ и много помогал бедным. Нрава он был прямого и открытого, и сильные мира сего его боялись. Раз полоцкий князь, недовольный своим тиуном, спросил: «Где быть тиуну на том свете?» Святитель ответил: «Там же, где и князю!» Ответ этот был внесен в «Мерило праведное» – юридический сборник того времени.
С юным князем Михаилом Ярославичем (†22 нояб. 1318) воздвиг святитель Симеон в Твери Преображенский собор и, чувствуя приближение смерти, устроил в нем временный престол, чтобы молиться в нем с любимым им народом. Святитель Симеон скончался в 1289 г., а в 1290 г. собор был закончен и освящен.
Память его отмечается также в первую Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых.
Мчч. Павел и Симон.
Прп. Клавдий.