26 января власти арестовали протоиерея Зосиму, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Все обвинения в его адрес основывались на показаниях лжесвидетелей.
29 января следователь допросил священника, спросив, признает ли он себя виновным в том, что вел активную контрреволюционную работу против советской власти. Отец Зосима категорически отказался признать себя виновным в возводимых на него обвинениях. 19 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Зосима Трубачев был расстрелян 26 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Николай (Добролюбов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Николай родился 20 апреля 1875 года в селе Маврино Богородицкого уезда Московской губернии в семье священнослужителя. Окончив два класса духовного училища, в 1902-1903 годах Николай Алексеевич работал учителем начальной школы, а с 1904 по 1920 год служил чиновником почтового ведомства в Москве.
Господь призвал его к служению в 1920 году. Тогда, в самый разгар Гражданской войны, голода, во всю силу развернутых гонений на Церковь, чиновник почтового ведомства в возрасте 45 лет стал диаконом. Очевидно, что при таких обстоятельствах вступление в клир гонимой Церкви означало добровольное избрание мученического пути. Место служения отца Николая в 1920-е годы точно неизвестно. В 1930-1931 годах он был диаконом в храме великомученика Димитрия Солунского в Москве. В это время он был арестован органами ОГПУ и отпущен в тот же день, а через шесть месяцев выслан из Москвы в Подольский район.
В начале 1930-х годов диакон Николай Добролюбов был рукоположен во священника и примерно в 1933 году стал настоятелем Борисоглебского погоста Подольского района Московской области, где в 1910-х годах служил псаломщиком его брат – Петр Алексеевич Добролюбов. В приход храма входило семь деревень, достаточно удаленных друг от друга, кроме того, отцу Николаю приходилось окормлять те села, в которых к тому времени храмы были уже закрыты.
В те годы он и его жена, Анна Ивановна, поселились в уединенной сторожке при храме. Жили они очень бедно, никакого имущества, кроме домашней обстановки, у них не было, Анна Ивановна не работала. В 1930-е годы семью Добролюбовых облагали непосильными налогами. Пожилые бездетные люди, они могли рассчитывать только на помощь своих прихожан.
Арестовали отца Николая 24 января 1938 года по обвинению в контрреволюционной агитации. Во время следствия его держали в Серпуховской тюрьме. На допросах следователя особенно интересовала связь отца Николая с благочинным Подольского района протоиереем Николаем Агафонниковым, который был расстрелян 5 ноября 1937 года (память его 23 окт.). Отец Николай Добролюбов мужественно держался на допросах и не отрицал, что разделял взгляды своего благочинного на богоборческую власть, но не соглашался с обвинением в контрреволюционной агитации среди населения.
19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. 26 февраля священник Николай Добролюбов был расстрелян. Место его захоронения неизвестно.
Сщмч. Василий (Горбачев) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Василий родился в 1885 году в селе Нарышкино Сердобского района Саратовской губернии (ныне Пензенская область) в семье крестьянина Григория Горбачева.
Василий окончил церковноприходскую школу, полюбил пение в церковном хоре и охотно прислуживал в храме. Он обладал музыкальными способностями: имел хороший слух и голос.
Когда скончалась мать, отец захотел женить сына против его воли, так как в семье не хватало женских рук. Василий покинул родной дом и ушел в Иверский Страстной монастырь города Саратова, а оттуда попал в Москву – в Свято-Данилов монастырь, где был сначала певчим, а потом послушником. В 1908 году в саратовской обители иеромонах Таврион подарил ему небольшое Евангелие и надписал: «Читать каждый день по главе или по десять стихов», это Евангелие отец Василий всю жизнь носил с собой.
В 1913 году епископ Верненский Иннокентий (Пустынский) взял Василия к себе в город Верный (ныне Алма-Ата) в качестве эконома архиерейского дома. Здесь он овладел в совершенстве церковным пением и стал руководителем большого церковного хора.
Во время Первой мировой войны Василий Горбачев служил в армии, был псаломщиком в полковой церкви, а также выполнял хозяйственные поручения.
В 1918 году Василий женился на Вере Афанасьевне Трофимовой и был рукоположен во диакона. Жизнь в большом городе была тяжелой: нехватка питания, очереди, ожидалось рождение первенца. Поэтому супруги приняли решение уехать в село Ванновское Черняевского района Сыр-Дарьинской области. Здесь они завели свое небольшое хозяйство. У них родилось трое детей.
В 1923 году отец Василий переехал с семьей в Саратов, где служил диаконом – сначала в соборе Петра и Павла, а затем в храме Рождества Христова.
А в стране полным ходом шло строительство советского государства, ломались старые устои. Служащие Церкви лишались права голоса, объявлялись «лишенцами». Многим служителям Церкви предлагали публично отречься от Христа, но это было немыслимо для отца Василия. Вскоре началась коллективизация, в Поволжье наступил голод. Вводились хлебные карточки, которых «лишенцы» не получали. Семью из пяти человек нужно было кормить. Доходы в церкви становились мизерными, зато налоги с «церковников» брали большие. Отец Василий брался за любую работу: клал печи, чинил часы, крыл крыши – благо с детства руки были приучены к труду, да и смекалки хватало.
Детей своих он воспитывал согласно Закону Божию.
В январе 1924 года умер старший сын – Виктор. В 1926 году родился четвертый ребенок, которого также назвали Виктором. Сам отец Василий показывал детям пример христианской любви к ближним. Где бы они ни жили, куда бы не переезжали, у него везде находились друзья. Все его любили. Никто не слышал от отца Василия ни одного бранного слова.
В 1930-е годы голод вынудил семью покинуть Саратов и переехать в Московскую область. Сначала диакон Василий получил назначение в село Марково на границе с Владимирской областью. Там была только начальная школа. Детям негде было учиться, поэтому, через несколько месяцев, он попросил перевести его в другой район. Его назначили в церковь села Ильинский Погост Куровского района. Рядом была деревня Беззубово с семилетней школой. Там и обосновалась семья. В 1936 году отца Василия перевели в Никольскую церковь села Парфентьево рядом с Коломной.
К этому времени многие храмы в Коломне были уже закрыты. Среди немногих действовавших оставалась церковь Петра и Павла. Отец Василий с юности любил рисовать, и в Парфентьеве он не только служил диаконом, но и занимался реставрацией настенных росписей в храме.
Осенью 1936 года арестовали священника в Парфентьеве и под этим предлогом хотели закрыть храм. Тогда по просьбе прихожан диакон Василий решил стать священником. Он знал, на что шел. Его рукоположили, и церковь открыли на короткое время. Но затем храм был вновь закрыт: священника Василия Горбачева перевели в церковь села Большие Вяземы под Звенигородом.
15 февраля 1938 года вечером за ним пришли уполномоченные НКВД. В доме затеяли обыск. У него было несколько богослужебных книг, ноты церковных песнопений и акварельный автопортрет. Перед выходом из дома отец Василий надел скуфью, зимнюю рясу и сказал матушке, чтобы нигде его не искали – если жив будет, даст о себе весточку.
Обвинение по «делу» отца Василия строилось на основании показаний одной лжесвидетельницы. На допросах волю его не сломили. Он не признал несправедливого обвинения в контрреволюционной агитации.
19 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Горбачев был расстрелян 26 февраля 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
О его судьбе дети узнали только в 1989 году.
Сщмч. Иоанн (Покровский) пресвитер и прмц. Анна (Корнеева) послушница (1938): Новомуч. 27 января 1938 г. большевистские власти арестовали протоиерея Иоанна, а 13 февраля – помогавшую ему в церкви послушницу Анну Корнееву, заключив их в тюрьму в городе Кашире.
Намереваясь арестовать священника Иоанна Покровского, служившего в Покровской церкви в селе Чиркино Малинского (ныне Ступинского) района Московской области, и помогавших ему в церкви верующих, сотрудники НКВД допросили всех, кто, по их мнению, мог подписать лжесвидетельства. Такие нашлись.
Сщмч. Иоанн Покровский родился в 1874 г. в селе Аксиньино Коломенского уезда Московской губернии в семье священника Семена Покровского. Окончил Московскую Духовную семинарию и в 1897 г. был рукоположен в сан священника. Более четверти века до своей мученической кончины служил он в Покровской церкви в селе Чиркино. За безупречное служение был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным храмов Малинского района.
Прмц. Анна Корнеева родилась в 1880 г. в селе Щербинино Коломенского уезда Московской губернии в семье крестьянина Алексея Корнеева. В 1895 г. она поступила послушницей в Решемский Макарьевский монастырь в Костромской губернии, где она пробыла до 1902 г., а затем вернулась на родину.
Священник отец Иоанн и послушница Анна не признали себя виновными в приписываемой им антисоветской агитации среди населения.
21 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Иоанна и послушницу Анну к расстрелу. Протоиерей Иоанн Покровский и послушница Анна были расстреляны 26 февраля 1938 г. и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
(Сщмчч. Леонтий Гримальский и Иоанн Честнов, память 30 ноября).
Сщмч. Леонтий (Гримальский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Леонтий родился 10 июня 1869 г. в селе Лодыженска Уманского уезда Киевской губернии в семье псаломщика Степана Гримальского. В 1892 году Леонтий Степанович окончил Киевскую Духовную академию и поступил учителем в церковноприходскую школу в селе Русаловка Уманского уезда. В 1893 году он женился. 31 июля 1894 года Леонтий Степанович был рукоположен во священника ко храму в селе Песчаново Звенигородского уезда Киевской губернии. В 1914 г. он был переведен в храм в селе Роги Уманского Уезда Киевской губернии, где служил до 1931 г. В 1922 г. отец Леонтий был возведен в сан протоиерея, в 1928 году – награжден палицей. В 1931 году он переехал в село Жигалово Московской области, где его зять, священник Николай Хорьюзов, служил в Никольском храме. Здесь отец Леонтий исполнял должность псаломщика с правом священнослужения.
4 апреля 1932 года отец Леонтий был назначен в храм святых апостолов Петра и Павла в село Лыткарино Ухтомского района Московской области. В 1935 г. протоиерей Леонтий был награжден наперсным крестом с украшениями. В июле 1937 г. он был переведен служить в храм в село Ильинский погост Солнечногорского района. 31 января 1938 г. протоиерей Леонтий был арестован и заключен в тюрьму в городе Коломне. 30 января следователь допросил священника. На основании показаний лжесвидетеля от него требовали признания в проведении контрреволюционной агитации, внушении верующим недоверия к советской власти, партии и конституции, в запугивании колхозников предстоящей войной и большими бедствиями и во многом другом. Виновным в предъявленных обвинениях отец Леонтий себя не признал.
21 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Леонтий Гримальский был расстрелян 26 февраля 1938 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Владимир (Покровский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Владимир Александрович Покровский родился 6 июня 1871 г. в городе Москве.
После окончания Духовной семинарии Владимир Алексеевич в 1894 г. был рукоположен во священника к Вознесенской церкви села Бурцево Верейского уезда Московской губернии. В этом храме отец Владимир прослужил всю жизнь.
За два дня до ареста отца Владимира следователем был допрошен Александр Протасов, сын псаломщика. Когда следователь попросил его рассказать об антисоветской деятельности отца Владимира, тот ответил: «Мне известно, что Покровский вокруг себя группирует монашек и других религиозных и антисоветских людей. Сам Покровский крайне настроен антисоветски, выказывает свое резкое недовольство советской властью… говорил: “…Издали конституцию, которой только обманывают народ… подождем своего времени и заживем по-старому”».
26 января 1938 г. в дом к священнику пришел человек, посланный из сельсовета, и сказал, чтобы тот немедленно пришел туда, нужно разобраться по какому-то вопросу. Отец Владимир собрался и пошел. В здании сельсовета его арестовали и заключили сначала в камеру при Наро-Фоминском районном отделении НКВД, а затем перевели в Таганскую тюрьму в Москве.
27 января начались допросы отца Владимира. От него потребовали признания в ведении среди населения антисоветской и контрреволюционной деятельности. Это обвинение священник отверг.
На следующий день, 28 января, следователем был вызван священник села Петровское Сергий Павлов, который дал показания, необходимые следователю, охарактеризовав отца Владимира как противника советской власти. Тогда же был вызван еще один лжесвидетель, брат Александра Протасова, псаломщик Иван, охарактеризовавший отца Владимира как антисоветского человека. В подтверждение своего свидетельства он привел разговор, который будто бы состоялся между ними в ноябре 1937 г., когда священник отрицательно отзывался о конституции.
21 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу.
Священник Владимир Покровский был расстрелян 26 февраля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Парфений (Грузинов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Парфений родился в селе Троицкое-Рязанцево Богородского уезда Московской губернии в семье Василия Грузинова, прослужившего в течение тридцати лет псаломщиком.
После окончания Духовного училища Парфений Грузинов обучался в Духовной семинарии, а в 1900 г. он окончил Московскую Духовную академию. Отец умер в 1885 г., поэтому образование юноша получил за казенный счет.
В 1901 г. митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) (сщмч., память его 25 янв.) Парфений Васильевич был назначен псаломщиком к церкви святого архидиакона Стефана за Яузой. В 1903 г. он был перемещен на должность псаломщика к Московской Софийской на Лубянке церкви.
В различных храмах Москвы Парфений Грузинов служил псаломщиком до 1933 г., когда был рукоположен во священника ко храму святого архидиакона Стефана за Яузой в Москве.
В 1935 г. отца Парфения назначили служить в Михайло-Архангельскую церковь села Михайловское Звенигородского района Московской области. В этом храме отец Парфений прослужил до самого ареста.
По требованию сотрудников НКВД в Михайловском сельсовете 22 января 1938 г. на священника Парфения Грузинова была составлена справка, в которой ему давалась следующая характеристика: «…со дня прибытия его в село Михайловское среди колхозников повел антиколхозную и антисоветскую агитацию за невыход на колхозную работу, за настроение колхозников против мероприятий партии и советского правительства…»
Следователями 8 и 9 февраля были допрошены в качестве свидетелей четыре жителя села Михайловское и председатель колхоза, которые утверждали, что священник вел антиколхозную агитацию.
На праздник Сретения Господня 15 февраля 1938 г. священник Парфений Грузинов был арестован и заключен в Московскую тюрьму. На следующий день состоялся допрос.
Ему предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности и в распространении клеветы против советского правительства и проводимых мероприятий партии и советской власти. Виновным себя в этом он не признал.
19 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Парфения к расстрелу. Священник Парфений Грузинов был расстрелян 26 февраля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Иоанн (Калабухов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 13 ноября 1873 г. в селе Толобино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Луки Калабухова.
С 1900 г. Иван Калабухов работал в Москве в булочной фирме приказчиком. В 1908 г. он переехал в Архангельск, где один год работал весовщиком на железнодорожной станции, а потом приказчиком у частного булочника. В 1915 г. Иван Лукич поступил в Архангельскую Духовную семинарию, которую окончил экстерном. В апреле 1917 г. он был рукоположен во священника ко храму в селе Ваймуга Холмогорского уезда Архангельской губернии.
В 1920 г. отец Иоанн перешел служить в село Смотраковское Шенкурского уезда той же губернии. С 1919 по 1920 год Архангельская губерния находилась под властью белых. В 1920 г. отец Иоанн был приговорен судом города Шенкурска за антисоветскую проповедь к трем месяцам лишения свободы.
В Шенкурском уезде отец Иоанн прослужил до 1925 г. В соседнем селе Боголюбском поселился высланный советской властью священник Георгий Беляев, по рекомендации которого отец Иоанн поехал на его место в село Протопопово Коломенского уезда Московской губернии. Среди верующих села Протопопова отец Георгий имел высокий авторитет, поэтому на приходском собрании отец Иоанн был единогласно избран кандидатом на занятие вакантного священнического места в Троицком храме.
После утверждения его кандидатуры правящим епископом отец Иоанн стал здесь служить, как и отец Георгий, заботясь о благолепии храма. Верующие добровольно собирали средства для текущего ремонта и для закупки всего необходимого. После отбытия срока ссылки отец Георгий в 1925 г. по благословению Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского) был пострижен епископом Коломенским Феодосием (Ганицким) в монашество с именем Никон и назначен настоятелем в Старо-Голутвин Богоявленский монастырь города Коломны. Несколько раз до своего нового ареста и ссылки отец Никон вместе с отцом Иоанном совершали богослужения в Троицком храме в селе Протопопово.
В конце 20-х годов советская власть снова начала беспощадные гонения на Русскую Православную Церковь.
В сентябре 1929 г. в селе Протопопово умерла пожилая женщина. Ее дети жили со своими семьями отдельно, с ней проживала только старшая дочь, которая была активной безбожницей. Узнав, что остальные родственники пригласили отца Иоанна совершить отпевание, дочка покойной пришла в дом к отцу Иоанну и запретила ему приходить, так как желала проводить гражданские похороны с оркестром и не хотела, чтобы мать была предана земле по-православному. При этом она подчеркнула, что ее мать была неверующей. Отец Иоанн знал, что умершая была верующей, так как он сам ее недавно исповедовал и причащал; знал он и о том, что она, будучи больным старым человеком, всецело находилась в материальной зависимости от неверующей дочки и поэтому старалась не проявлять своего отношения к Церкви.
На требование пришедшей отец Иоанн ответил, что в дом к ней не пойдет, но если родственники принесут гроб в церковь, то отпевать будет. Узнав о случившемся, родственники умершей добились, по совету отца Иоанна, письменного разрешения от местного сельсовета на право церковного погребения. Вечером 21 сентября он пришел в дом для совершения заупокойного богослужения.
26 сентября уполномоченный Коломенского отдела ОГПУ Чесноков завел следственное дело на священника Иоанна Калабухова. В вину ему ставилось то, что «Калабухов всеми мерами и провокационными действиями добивался искоренения безбожия в селе Протопопово». В тот же день отца Иоанна арестовали и допросили.
1 и 2 октября состоялось заседание церковного совета Троицкого храма. Собравшиеся говорили, что священник арестован необоснованно, ничего противозаконного он не совершал, поэтому за него нужно хлопотать, чтобы его освободили.
Через несколько дней ОГПУ были арестованы псаломщик, заместитель церковного совета, а также церковный староста Иван Летников (сщмч., память его 12 окт.).
Во время заключения священник Иоанн Калабухов и церковный староста Иван Летников содержались под стражей в Коломенской тюрьме. 23 декабря 1929 г. тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к трем годам заключения в концлагерь, а Ивана Летникова к высылке в Северный край на три года.
В 1932 г., по отбытии наказания в лагере в городе Котлас, отец Иоанн вернулся в село Протопопово и восстановил служение в Троицком храме. Во время выдачи паспорта ему, как бывшему заключенному, запретили проживание в режимной зоне, и с 1933 г. он переселился в село Озерицы Луховского района и служил в Ильинском храме.
В разгар беспощадных гонений в конце 1930-х годов против Русской Православной Церкви священник Иоанн Калабухов был 16 февраля 1938 г. арестован и сразу же допрошен. Ему предъявили обвинение в ведении агитации среди населения в церкви и по домам колхозников против коммунистов и существующего строя. Отец Иоанн это обвинение отверг.
17 февраля отец Иоанн был переведен в Коломенскую тюрьму, а оттуда в Таганскую тюрьму в Москве. 21 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу.
Священник Иоанн Калабухов был расстрелян 26 февраля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Иоанн (Косинский) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Иоанн родился 12 апреля 1887 г. в Москве в семье священника Владимира Косинского. Окончил Перервинское Духовное училище. С 1909 г. был учителем в церковноприходской школе, в 1914 г. был рукоположен во диакона. В 1919 г. отец Иоанн был мобилизован в тыловое ополчение Красной армии, где его поставили на тяжелые, черные работы. В 1920 г. он был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Заворово Бронницкого уезда Московской губернии.
В первый раз отец Иоанн был арестован в 1927 г. по обвинению в нарушении 168-й статьи уголовного кодекса, грозившей лишением свободы до двух лет за «присвоение, то есть удержание с корыстной целью, чужого имущества, вверенного для определенной цели…». В данном случае отец Иоанн судим был за то, что продал принадлежащую ему корову, описанную властями за неуплату налогов. Священника приговорили к одному месяцу исправительно-трудового лагеря. Вторично отца Иоанна арестовали в 1930 г., обвинив в антиколхозной агитации. После двух с половиной месяцев, проведенных под стражей, он был освобожден и до своего последнего ареста служил в Троицкой церкви.
В начале 1938 г. священники-осведомители, служившие в храмах в селе Салтыково и в селе Давыдово Бронницкого района, дали сотрудникам НКВД требуемые ими показания и затем, когда отец Иоанн был арестован, выступили в качестве дежурных свидетелей, подписав протоколы с лжесвидетельствами.
Отец Иоанн был арестован 26 января 1938 г. и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Почти сразу же начались допросы. Его обвинили в ведении антисоветской агитации, направленной против колхозов. Виновным себя в этом священник не признал.
11 февраля тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Косинский был расстрелян 26 февраля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Михаил (Попов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Михаил родился 22 февраля 1872 г. в селе Подлесная Слобода Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника Михаила Попова. Через шесть лет после рождения сына отца Михаила перевели служить в соседнее село Горетово, и он вместе с семьей переехал туда жить. Здесь Михаил окончил сельскую школу, после чего поступил в Зарайское Духовное училище, а затем в Зарайскую Духовную семинарию.
По окончании в 1894 г. семинарского курса Михаил Попов был определен преподавателем Закона Божия и учителем в Кутуковскую церковноприходскую школу. В 1896 г. Зарайским училищным советом Михаил Михайлович был переведен в Вакинское земское училище на ту же должность.
В 1902 г. епископом Рязанским и Зарайским Полиевктом он был рукоположен во священника к Введенской церкви в селе Жилконицы и назначен законоучителем в местное земское училище.
В 1917 г. священник Михаил Попов был переведен в Христорождественский храм в селе Нижнее Маслово, вошедшее в последствии в состав Луховицкого района Московской области. Здесь отец Михаил прослужил до своего ареста.
В июне 1937 г власти решили закрыть храм и использовать его под зернохранилище. Для этого требовалось, чтобы такое решение жители приняли на общем собрании. Отец Михаил сумел сплотить верующих, которые выступили на собрании против произвола безбожников. Большинством голосов церковь не была закрыта.
В 1937 г. началась самая беспощадная волна гонений на Русскую Православную Церковь. 17 февраля 1938 г. священник Михаил Попов был арестован Луховицким районным отделением НКВД и заключен в Коломенскую тюрьму. В тот же день состоялся допрос. Его обвинили в контрреволюционной агитации против существующего строя, в неподчинении советским законам, в высказывании террористического намерения в отношении руководителей и членов ВКП(б) и правительства.
Священник виновным себя в этих обвинениях не признал.
На этом следствие было закончено. В тот же день следователь составил обвинительное заключение и направил дело на рассмотрение тройки НКВД, которая 21 февраля приговорила отца Михаила к расстрелу.
Священник Михаил Попов был расстрелян 26 февраля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Сщмч. Евгений (Никольский) диакон (1938): Новомуч.
Прмц. Вера (Морозова) послушница (1938): Новомуч. Преподобномученица Вера родилась в 1870 г. в городе Торжке Тверской губернии в семье портного Семена Морозова. Когда ей исполнилось двадцать лет, она поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве, где подвизалась до его закрытия в начале двадцатых годов. После того как монастыря не стало, она вместе с монахинями и послушницами стала снимать комнату в доме на Тихвинской улице, где они продолжали сохранять монастырский устав, зарабатывая рукоделием. Послушница Вера работала санитаркой в туберкулезном институте.
28 октября 1937 г. член коммунистической партии, осведомитель и одновременно дежурный свидетель, живший в том же доме, что и монахини с послушницами, по просьбе сотрудников НКВД подписал документ с лжесвидетельствами.
На основании этого лжесвидетельства послушница Вера была арестована 16 января и сразу же допрошена. От нее добивались признания в антисоветской деятельности и во враждебных высказываниях по отношению к руководству партии и правительства. Виновной в предъявленных обвинениях она себя не признала.
21 января следствие было закончено. 21 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила послушницу к расстрелу. Послушница Вера Морозова была расстреляна 26 февраля 1938 г. и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Прмц. Ирина (Хвостова) (1938): Новомуч. Преподобномученица Ирина родилась в 1882 г. в селе Агинтово Дмитриевского уезда Московской губернии в семье крестьянина Михаила Хвостова.
Ирина окончила сельскую школу и поступила послушницей в Новодевичий монастырь в Москве. Обитель советской властью в 1922 г. была закрыта. В зданиях монастыря разместились различные организации, часть помещений была занята под жилье. В обители послушница Ирина прослужила до 1932 г., а затем уехала в село Никольское.
В ходе массовых гонений на Церковь и верующих власти решили арестовать послушницу Ирину.
23 января 1938 г. следователь НКВД вызвал двух человек на допрос, чтобы они дали необходимые для ее ареста показания. Один из лжесвидетелей, двадцативосьмилетний колхозник, проживавший в селе Никольское, рассказал, что слышал от Ирины, как она говорила в декабре 1937 года в разговоре с колхозниками: «Вот Бог какое наказание создал вам, работаете в колхозе день и ночь, а сидите голодные. Вы лучше бросили бы работать, а молились бы Богу, и то сытные было бы. Вот тогда бы коммунисты осознали бы, как вы сидели голодными, а то они сидят за вашей спиной и беспощадно грабят».
31 января 1938 г. Ирина Михайловна была арестована и заключена в Загорскую тюрьму. В этот же день она была допрошена. Следователь потребовал от нее признания в распространении антисоветской агитации. Виновной себя в этом она не признала.
На этом допрос был окончен. 19 февраля 1938 г. тройка НКВД приговорила ее к расстрелу.
Послушница Московского Новодевичьего монастыря Ирина (Хвостова) была расстреляна 26 февраля 1938 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребена в безвестной общей могиле.
Мч. Павел (Соколов) (1938): Новомуч. Мученик Павел Сергеевич Соколов родился 3 марта 1892 года в уездном городе Руза Московской губернии. Его отец – Сергей Гаврилович – служил псаломщиком в храме вмч. Димитрия Солунского, а мать – Екатерина Степановна – занималась воспитанием пятерых детей. Позднее, в 1912 году, Сергей Гаврилович стал диаконом, а в 1917 году был рукоположен во священника и служил