Краткие жития святых, православные праздники и события

13/26 февраля

 

Прп. Мартиниана (V). Сщмчч. Василия и Гавриила пресвитеров (1919); сщмч. Сильвестра, архиеп. Омского (1920); сщмчч. Зосимы, Николая, Василия, Иоанна, Леонтия, Владимира, Парфения, Иоанна, Иоанна, Михаила пресвитеров, Евгения диакона, прмцц. Анны, Веры и Ирины, мч. Павла (1938).

Прпп. Зои Вифлеемская и Фотинии (Светланы) (V). Прп. Евлогия, архиеп. Александрийского (607-608). Прп. Стефана, в иночестве Симеона, царя Сербского, Мироточивого (1200).

 

Преподобный Мартиниан Кесарийский  Прп. Мартиниан Кесарийский (Палестинский) (ок. 422). Этот угодник Божий на 18-м году своей жизни оставил мир и удалился в окрестности Палестинской Кесарии, где на одной горе и предался безмолвной пустынной жизни. Много искушений ему пришлось перенести и победить. Особенно одолевала Мартиниана чувственная похоть и разные диавольские искушения. Но то и другое Мартиниан, по заповеди Спасителя, побеждал усердною молитвой и постом. Так он подвизался 25 лет, и Господь благословил наградить его даром исцелений и чудес.

О благочестии Мартиниана знали все жившие в Кесарии и ее окрестностях. И вот, подслушав речь жителей Кесарии о Мартиниане, одна блудница вмешалась в разговор и сказала беседующим: «Что удивительного в том, что он бесстрастен, когда он живет, не видя женщины…? Я надеюсь соблазнить его своей красотой. Если же он устоит против моих искушений, то поистине он будет дивным человеком не только у людей, но и у Бога». Сказав это, блудница уложила в мешок свои лучшие одежды и украшения, сама оделась в рубище и в бурную ночь постучалась в келью преподобного, прося у него приюта. Пустынник человеколюбиво принял путницу, предложил ей в пищу несколько фиников, а для отдыха отвел ей особую келью, сам же затворился в другой. После молитвы пустынник лег спать, но искушение начало мучить его. На другой день блудница надела свои лучшие одежды и предстала перед Мартинианом во всем блеске своей красоты. Свое появление и переодевание в наряды она объяснила Мартиниану тем, что, слышала про него много хорошего и полюбила его. Потом она стала склонять Мартиниана к блудному греху, ссылаясь на то, что многие святые отцы древности были женаты и, несмотря на это спаслись. Мартиниан был смущен; в его сердце запало семя похоти. Он уже начал склоняться к греху. Он вышел из кельи якобы для того, чтобы посмотреть, нет ли рядом кого-нибудь постороннего. В его душе происходила тяжелая борьба между духом и плотью. Но тут подвижник вспомнил о своих прежних подвигах, о  тяжести греха, который он думал совершить. Господь укрепил Мартиниана своей благодатью, и он вернулся в келью с ясным решением, во что бы то ни стало отогнать от себя плотские помыслы. Не глядя на блудницу, он разложил огонь и стал на него босыми ногами, чтобы таким образом утишить похоть своей плоти. Блудница, пораженная терпением и высотой духа отшельника, бросилась к его ногам, исповедовала грехи свои и со слезами умоляла простить ее и помолиться о ней. Подвижник посоветовал ей идти в инокини и предложил отправиться в Вифлеем, в монастырь св. Павлы, где раскаявшаяся блудница и провела в строгих подвигах остаток своей жизни. После 12-ти лет подвижнической жизни она скончалась с именем преподобной Зои.

Между тем прп. Мартиниан, чтобы избежать частых беспокойств от разных богомольцев и посетителей, перебрался на один из необитаемых каменистых островов Средиземного моря с помощью одного корабельщика, который взялся привозить ему хлеба, воды и прутьев для плетения корзин.

Однажды во время сильной бури у этого острова разбился корабль. Одна молодая девушка, ухватившись за обломок корабля, приплыла к острову и взывала о помощи. Прп. Мартиниан, по христианскому милосердию, подал ей руку помощи и вытащил ее из воды. Сам же Мартиниан, оставив ей запас хлеба, достаточный до прихода корабля, помолился Богу и бросился в море. Чудесная сила помогла ему выйти на берег Малой Азии. После чего он начал странствовать по городам и селам и, наконец, достиг Афин, где Бог и судил ему принять смерть.

В то же время девица, оставленная на острове Мартинианом, предалась подвигам поста и молитвы. Однажды к острову подплыл большой корабль. Корабельщик, возивший хлеб прп. Мартиниану, увидев вместо него девицу, испугался, приняв ее за привидение, и хотел отплыть от острова. Но Фотиния (таково было имя девушки) стала кричать ему вслед, чтобы он не боялся и выслушал ее рассказ. После колебаний корабельщик, наконец, поверил ей и пристал к скале. Фотиния подробно рассказала ему историю кораблекрушения и своего спасения. Корабельщик хотел взять с собою девушку, но она решительно заявила ему, что думает остаться на острове и просит дать ей только немного хлеба и власяную мужскую одежду. Взамен же этого Фотиния обещала готовить ему пряжу из шерсти, которую он может доставлять ей. Корабельщик согласился. С этих пор Фотиния стала проводить самую строгую жизнь, посвящая все время подвигам молитвы и поста. Так прошло шесть лет. И вот однажды корабельщик, приплыв к острову, нашел подвижницу уже умершей. Корабельщик привез тело ее в Кесарию, где и объявил о ее праведной жизни. Епископ Кесарии с честью похоронил св. подвижницу.

 

 Сщмчч. Василий (Триумфов) и Гавриил (Преображенский) пресвитеры (1919): Новомуч. Василий Александрович Триумфов родился в 1848 году. Данных о его родителях и рождении обнаружить не удалось. По окончании в 1870 г. Псковской Духовной семинарии Василий был рукоположен во священника и определен к церкви Покрова Божией Матери большого села Бежаницы Новоржевского уезда. Бежаницкий приход насчитывал до 30 деревень, в которых проживало до 7100 православных прихожан. Причт Покровской церкви, где служил отец Василий, состоял из 2-х священников, штатного диакона и 2-х псаломщиков. При церкви было попечительство, которое по своей деятельности стояло выше других в округе.

Огромный приход требовал больших и непрестанных трудов. Помимо богослужебной деятельности о. Василий законоучительствовал в церковно-приходской школе. Батюшка вел преподавательскую деятельность безвозмездно. Его собрат-священник вошел в преклонные лета и не мог служить в приходе в полную силу, поэтому трудиться о. Василию приходилось, не покладая рук. Из-за крайней загруженности ему пришлось отказаться от преподавания; к этому он привлек священника соседнего погоста о. Симеона Мутовозова.

В 1904 г. Бежанцы посетил Арсений (Стадницкий), епископ Псковский и Порховский, обозревавший епархию по плану. К этому времени о. Василий уже возглавил приход и стал настоятелем Покровского храма. Он указал настоятелю на низкий уровень знаний учащихся. В следующем 1905 г. о. Василий вернулся к преподавательской деятельности и вскоре был назначен заведующим церковно-приходской школой. Впоследствии он был избран членом Уездного отделения епархиального училищного Совета и состоял членом Благочиннического и Попечительского Советов округа.

Полезная деятельность о. Василия была засвидетельствована епархиальным и училищным начальством. Ему неоднократно выражали благодарность и вручали награды.

Одной из наиболее значимых сторон деятельности о. Василия явилось создание им в своем приходе общества трезвости, что было весьма злободневно для сельских жителей округа. Начинание батюшки в организации трезвого образа жизни положило также начало образованию в Псковской губернии целой сети обществ трезвости, и в 1911 году в Пскове был создан губернский Комитет обществ трезвости.

О. Василий служил в Бежаницах с 1870 по 1919 гг., всего 49 лет. Почти полвека на одном и том же приходе он совершал священнослужения, полагая свои силы, усердие и опыт, окормляя бежаницкую паству. Несколько поколений прихожан, благодаря его трудам, были освящены церковными Таинствами и отправлены в путь всея земли.

Мученичество – особый венец, особый дар Божий. Его сподобился протоиерей Василий Триумфов. По слову аввы Исаака Сирина «Страшен бесам, возлюблен Богу и ангелам тот, кто с горячею ревностию днем и ночью взыскует Бога в сердце своем» - таким стал священномученик Василий, служивший Престолу Божию до конца своих дней.

Святой священномученик Гавриил Преображенский родился 21 марта 1878 года в погосте Котельня Островского уезда Псковской губернии. Его отец, заслуженный протоиерей Стефан Васильевич Преображенский, до глубокой старости служил Святой Церкви. В 1916 г., будучи уже 72-летним старцем, о. Стефан еще продолжал исполнять обязанности настоятеля в Спасо-Образской церкви п. Котельня. Он имел шестерых детей (3 сына и 3 дочери) и был для них добрым примером. Два его сына, старший Василий и третий Гавриил, пошли по его стопам, приняв священный сан.

Гавриил, будущий священномученик, был весьма способен к учению и имел хорошие певческие данные. Образование Гавриил получил в Порховском Духовном училище, которое в начале XX века отмечало свой 100-летний юбилей. Училище было известно добрыми традициями, заслуженными учителями и именитыми выпускниками. На старших курсах Гавриил Преображенский сдал экстерном экзамены на звание учителя церковно-приходских школ и 2 года после училища служил псаломщиком в церкви погоста Купуй Великолуцкого уезда. Затем он был перемещен в погост Врев Островского уезда, где состоял псаломщиком до 1903 г. В семье отца он с малолетства хорошо усвоил богослужебный Устав и церковное пение. Это дало ему возможность стать учителем пения во Вревской Министерской второстепенной школе. Преподаванию певческой науки детям он отдал 5 лет, и в дальнейшем послужил Церкви своим певческим дарованием в качестве регента в одной из Псковоградских церквей.

31 августа 1903 г. Гавриил был рукоположен во диакона к Рождества-Богородицкой церкви погоста Дубровны Порховского уезда. Приход Дубровны в те времена был многонаселен и отличался особой любовью прихожан к дому Божьему – к храму. Здесь о. Гавриил служил 5 лет, до 1907 г. В местной церковно-приходской школе он состоял безмездным законоучителем. Указом Епархиального Управления в 1907 г. о. Гавриил был перемещен на псаломщицкое место в древней Никольской церкви, расположенной в самом центре г. Пскова. В ней собиралось много прихожан, среди которых были представители местной интеллигенции. Церковный клир подбирался к ней особенно тщательно. Спустя 2 года служения на новом месте, архиепископ Арсений наградил диакона Гавриила Архипастырским благословением с выдачей свидетельства. В 1911 г. о. Гавриил принимал участие в работе съезда епархиального духовенства и в этом же году был рукоположен во священника к церкви п. Апросьево Новоржеского уезда. Хиротония была совершена в Свято-Троицком кафедральном соборе епископом Арсением. Отец Гавриил был назначен настоятелем и получил Апросьевский приход в возрасте 33 лет. Приход насчитывал 79 деревень, в которых проживало 4,5 тыс. чел. Зимой и летом, иногда по крайней беспутице, о. Гавриил перемещался по своему огромному приходу, окормляя многочисленную паству.

О. Гавриил преподавал также Закон Божий в первоклассном училище и был заведующим в трех церковно-приходских школах в Бежаницах. Школа грамотности в Киселеве тоже была под его началом. Во всех этих учебных заведениях он состоял и законоучителем. В сентябре 1916 г. он принимал участие в съезде отцов депутатов Великолуцкого училищного округа.

Помимо прямых обязанностей, о. Гавриил имел также и обязанности семьянина, а также обыкновенные для сельского жителя попечения – земля и хозяйство были основными источниками пропитания. Проживал о. Гавриил с семьей в собственном доме недалеко от церкви. Семья его состояла из жены – матушки Анны Николаевны, и двоих детей – дочери Анны (или Александры), 1904 года рождения, и сына Василия, 1908 г. р.

В 1919 г., в первые годы установления богоборческой власти на Псковщине, вместе со своим старшим собратом, протоиереем Василием Триумфовым, о. Гавриил был расстрелян большевиками в рассвете сил, пройдя 16-летний путь служения в священническом сане. Оба пастыря были арестованы ЧК, обвинены в контрреволюционной деятельности и расстреляны Новоржевским Реввоенкомом.

Священники Василий Триумфов и Гавриил Преображенский, благочестно прожившие и пролившие свою кровь за Христа, ныне прославлены в лике Святых новомучеников и исповедников Российских.

Память их празднуется также в воскресенье 25 янв. или в ближайшее воскресенье после 25 янв. в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

 Сщмч. Сильвестр (Ольшевский), архиеп. Омский (1920): Новомуч. Священномученик Сильвестр (в миру Иустин Львович Ольшевский) родился 1 июня 1860 года в селе Косовка Сквирского уезда Киевской губернии в семье диакона Льва Ольшевского. Детство святителя было наполнено впечатлениями от православного богослужения.

Когда пришло время, родители определили Иустина в Киевскую Духовную семинарию, где он обратил на себя внимание начальства прилежанием к богословским наукам, добрым нравом, молитвенной настроенностью души, и юношу рекомендовали в чтецы к знаменитому богослову-догматисту, профессору академии архимандриту Сильвестру (Малеванскому), впоследствии епископу Каневскому, викарию Киевской епархии и ректору Духовной академии. Вследствие того, что архимандрит Сильвестр имел слабое зрение, в обязанности чтеца входило чтение ему вслух сочинений богословского характера. При технической помощи Иустина Ольшеского архимандритом Сильвестром был написаны первые два тома из пятитомного труда «Догматическое богословие».

Совместная работа в течение длительного времени сроднила ученика с учителем, установила между ними прочную связь, которая осталась неизменной до самой блаженной кончины епископа Сильвестра. Счастливая близость Иустина Ольшевского к такому подвижнику, каким был архимандрит Сильвестр, способствовала выработке и углублению его собственного религиозно-нравственного мировоззрения, помогла ему избежать юношеских блужданий и в дальнейшем шествовать по узкой, но твердой стезе – сначала православного миссионера, затем священника, а впоследствии и архипастыря.

В 1883 г. Иустин закончил Духовную семинарию. В том же году архимандрит Сильвестр рекомендовал одаренного, трудоспособного и высоко настроенного юношу к поступлению в Киевскую Духовную академию, которую тот окончил в числе первых кандидатов в 1887 г.

Видя, с какой быстротой распространяются различные секты и сектантские учения, Иустин Ольшевский принял решение сразу же  после окончания академии посвятить себя служению миссионерскому делу. 27 октября 1887 г. он был назначен учителем церковно-приходской школы в селе Липовка Киевского уезда; 15 января – переведен преподавателем Закона Божия в двухклассное министерское училище в местечке Шпола того же уезда, одного из беднейших в губернии. 7 марта 1889 г. Иустин Львович был назначен миссионером Киевской епархии и утвержден учителем церковно-приходской школы Киевского Свято-Владимирского братства.

В 80-90-х годах XIX века во многих епархиях распространялось сектантство, в том числе и в Полтавской епархии. Епископ Полтавский преосвященный Иларион в 1890 г. пригласил Иустина Львовича преподавать всеобщую и русскую гражданскую историю в Полтавской Духовной семинарии, а также исполнять послушание епархиального миссионера. С этого времени его более чем двадцатилетняя миссионерская деятельность была связана с Полтавской епархией.

Как прекрасно зарекомендовавший себя опытный миссионер Иустин Львович был направлен на 2-й миссионерский съезд, проходивший в июне 1891 г. в Москве.

Увидев в лице Иустина Львовича столь ревностного труженика, епископ Полтавский Иларион предложил ему принять сан пресвитера. Иустин Львович согласился, но с условием, что ему будет разрешено посвящение в сущем состоянии, т.е. не женатым. На запрос преосвященного Святейший Синод дал свое разрешение, и 2 февраля 1892 г., в праздник Сретенья Господня, преосвященный Иларион, епископ Полтавский, рукоположил Иустина Ольшевского в сан пресвитера.

7 декабря 1893 г. за плодотворный миссионерский труд отцу Иустину была выражена благодарность с внесением в формуляр от епархиального архиерея.

1 апреля 1894 г. отец Иустин был перемещен на кафедру гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей Полтавской Духовной семинарии. 3 сентября епископом Полтавским была выражена благодарность отцу Иустину за его ревностные труды по руководству священников в борьбе со штундою (сектантское течение). Через два года, 15 октября 1896 г., он был назначен епархиальным наблюдателем церковных школ.

Отец Иустин был истинным не стяжателем и не имел ничего из имущества, проводя жизнь строго монашескую; он жил в скромной келье при монастырской гостинице, все свое время тратя на молитву, чтение слова Божия, объезды епархии, руководство вверенных ему школ и на многочисленные миссионерские беседы. Он приносил в школу богатство знаний, которыми спешил поделиться, богатство личного опыта и высокого духовного настроения. Не только учителя, но и дети с трепетом и нетерпением ожидали приезда отца Иустина. Отец Иустин ревностно старался воспитывать в себе христианина по примеру прошлых и ему современных подвижников, все это чувствовали, и потому так значительно было его нравственное влияние на учащихся.

12 мая 1902 г. определением Святейшего Синода священник Иустин Ольшевский был награжден саном протоиерея. В конце 1910 года, после двадцатилетнего служения на поприще епархиального миссионера, восемнадцатилетнего служения  в сане пресвитера и четырнадцати лет служения церковно-школьному делу он, наконец, дал свое согласие на возведение в сан епископа. Архиепископ Полтавский Назарий (Кириллов) призвал протоиерея Иустина Ольшевского принять иночество с ходатайством о назначении к себе викарным епископом. 10 декабря 1910 г. Святейший Синод распорядился назначить протоиерея Иустина Ольшевского епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии, с пострижением в монашество.

23 декабря 1910 г. архиепископ Назарий постриг протоиерея Иустина в мантию с наречением ему имени в память преподобного Сильвестра Печерского (память ему 2 января), а 25 декабря, в праздник Рождества Христова, иеромонах Сильвестр был возведен в сан архимандрита. Чем больше проходило времени, тем яснее виделось значение трудов епископа в Полтавской епархии. В 1911 г. епархиальный съезд учредил при Полтавском и Лубенском женских епархиальных училищах две стипендии имени протоиерея Иустина Ольшевского, в память о его деятельности. Духовенство решило отметить его деятельность устройством религиозно-просветительского дома имени протоиерея Иустина Ольшевского.

Став епископом, он усилил свои молитвенные труды, ревностно исполняя архипастырские обязанности. В середине 1912 г. до полтавской паствы и прихожан стали доходить слухи о намерении Святейшего Синода перевести епископа Сильвестра на другую кафедру. Любовь паствы к нему была такова, что было послано прошение в Святейший Синод с просьбой не переводить владыку из Полтавы хотя бы на несколько лет. Епископ Сильвестр был оставлен на кафедре еще на два года. 13 ноября 1914 г. он был назначен епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии.

Служа в Оренбургской епархии, владыка все силы отдавал пастве, большую часть времени проводя в поездках по церквам Челябинского уезда, стараясь наладить жизнь приходов. Самый указ Святейшего Синода от 4 июня 1915 г. о назначении его епископом Омским и Павлодарским застал его в пути и стал известен только неделю спустя. 8 августа преосвященный Сильвестр прибыл в Омск.

В 1917-1918 гг. в Москве собрался Поместный Собор, восстановивший патриаршество и избравший Патриархом святого Тихона (память ему 25 марта), митрополита Московского. Епископ Сильвестр был неизменным участником соборных заседаний.

В январе 1918 г. преосвященный Сильвестр был в Полтаве и возвращался в Омск. Повсюду в стране наблюдалось как падение нравственности, так и развал хозяйственной жизни. Поскольку гражданские поезда из Полтавы не ходили, владыка и сопровождавший его диакон попросились в одну из солдатских теплушек эшелона, который возвращался с Западного фронта в восточные губернии. В течение восьми дней поездки владыка просвещал уже огрубевших утративших веру солдат, рассказывая им о нетленных мощах угодников Божиих, почивающих в Киево-Печерской Лавре, о святых – выходцах из крестьянского сословия, долго и подробно рассказывал о святом праведном Иоанне Кронштадском, о своей поездке к нему и о том, какое впечатление производил на него кронштадский пастырь. Преосвященный Сильвестр молился с солдатами, читал дорожное Евангелие, а в воскресный день провел с ними молебен с совместными песнопениями.

После этого богомоления ехали еще двое суток. И архипастырь имел великое утешение видеть, что старые солдаты почти перестали употреблять ругательные слова, а у молодых они срывались, но изредка.

Недолгим было благодетельное управление Омской кафедрой: в 1917 г. наступило смутное время. В начале 1918 г. к власти в Омске пришли большевики. В январе был обнародован декрет об отделении церкви от государства, который церковными людьми был справедливо расценен как начало открытых гонений на Русскую Православную Церковь от безбожных властей. По призыву Поместного Собора во многих городах России состоялись крестные ходы. 4 февраля крестный ход, в котором участвовали все городские приходы, состоялся в Омске; его возглавил преосвященный Сильвестр.

Через день после городского крестного хода в три часа ночи с 5-го на 6-е февраля в дом архиерея ворвался вооруженный отряд матросов. Преосвященного Сильвестра схватили, приставили к виску револьвер и, не дав возможности надеть теплую одежду, по сибирскому морозу пешком повели в помещение совета депутатов. Главарь отряда набросился на находившихся в архиерейском доме людей и, выстрелив из револьвера, разрывной пулей убил эконома владыки Николая Цикуру (сщмч. – память ему 24 января).

Дорогой в совет депутатов и в первые часы пребывания там безбожники беспрестанно издевались над преосвященным Сильвестром. В это время по всему городу гудели колокола – это на звон соборной колокольни откликнулись другие церкви. У храмов, на улицах и площадях появились толпы народа. Возмущенные люди требовали освободить епископа. На следующий день весь город пришел в движение. В четыре часа дня в городе объявили осадное положение. 7 февраля владыка провел в заключении, а 8-го в двенадцать часов дня был освобожден.

22 апреля (5 мая) святой Патриарх Тихон возвел епископа Сильвестра в сан архиепископа.

Вскоре началась гражданская война, и белые освободили город от большевиков. В это время Омск, как и вся Сибирь, оказался отрезанным от России линией фронта. В ноябре 1918 г. в Томске состоялось соборное совещание архипастырей Сибири, которое организовало Высшее временное церковное управление Сибири, главой которого по желанию собора стал высокопреосвященный Сильвестр. Свою деятельность он начал с того, что отменил безбожный декрет от 19 января 1918 г. Церкви были возвращены земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия. В Сибири была восстановлена учебная деятельность в пяти Духовных семинариях и в пяти духовных училищах.

Когда адмирал Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России. В августе 1919 г. в Омске состоялся съезд казачьих войск России, на котором с приветственным словом выступил Верховный правитель адмирал Колчак, призывая защитить веру православную, а высокопреосвященный Сильвестр благословил воинов хоругвями с изображением креста и надписью: «Сим победиши».

Осенью 1919 г. войска армии Колчака начали отступать, и в конце 1919 г. белая армия оставила Омск, в который вскоре вошли большевики. Архиепископ без колебания остался в захваченном гонителями христианства городе вместе со своим духовенством и паствой. Захватив город, большевики сразу же арестовали мужественного святителя. Архиепископ Сильвестр был заключен в тюрьму, где в течение двух месяцев его истязали, требуя от него покаяния. Ничего не добившись, безбожники повергли святителя жестокой и мучительной смерти. Прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце.

Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину 26 февраля 1920 года.

Сщмч. Зосима (Трубачев) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Зосима родился 24 декабря 1893 г. в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губ. в семье диакона Василия Трубачева и его жены Веры Петровны. Первоначальное образование Зосима получил в духовном училище в городе Никольске, затем поступил в Вологодскую Духовную семинарию, а в 1914 году – в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1918 г.

Душевные качества Зосимы Васильевича, любовь к храму и богослужению предопределили его священнический путь. Наделенный идеальным слухом и певческими данными, он еще в семинарии обучился певческому искусству и с успехом заменял регента. В студенческие годы Зосима Васильевич управлял вторым академическим хором и хором при домовой церкви во имя равноапостольной Марии Магдалины в Сергие-Посадском убежище сестер милосердия Красного Креста. Годы обучения в академии воспитали в нем верность и преданность Православной Церкви. Он часто посещал старцев Зосимовой пустыни, получая от них ответы на насущные вопросы духовной жизни. За год до окончания академии он вступил в брак с Клавдией Санковой, отец которой, Георгий Прохорович, по профессии железнодорожный мастер, был большим почитателем преподобного Варнавы Гефсиманского (Радонеж., память ему 6 июля), к которому часто обращался за советами.

В марте 1918 г. Зосима Васильевич был рукоположен в сан диакона, а 25 апреля того же года Святейший Патриарх Тихон в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры рукоположил его в сан священника.

Первым местом его служения в конце 1918 г. стал Богородице-Рождественский храм в селе Подосиновец в Вологодской епархии. За несколько месяцев до приезда сюда отца Зосимы настоятель храма протоиерей Николай Подьяков (сщмч., память ему 11 сент.) претерпел мученическую кончину от рук безбожников.

Отец Зосима, уроженец Вологодской губ., хорошо знал жизнь местных крестьян, занимавшихся хлебопашеством и возделыванием льна, из которого ткали полотно и шили одежду. Поселившись в Подосиновце, отец Зосима целиком посвятил себя пастырской деятельности. Совершение богослужений, проповедь слова Божия, отеческая забота о вверенных ему прихожанах, христианское воспитание детей стало смыслом его жизни. Он посещал больных в отдаленных селениях прихода, устраивал воскресные беседы, обличал сектантов, просто и доступно изъяснял истины православной веры, приходил на помощь всем нуждающимся. Он взял на воспитание тринадцатилетнюю сироту, дочку утонувшего помора.

В Подосиновце у отца Зосимы и его супруги, Клавдии Георгиевны, родилось трое детей. Отец Зосима очень любил детей. На Рождество в доме священника всегда устраивалась елка для приходских детей.

В 1922 г. священника впервые арестовали во время кампании по изъятию церковных ценностей, и он был заключен в тюрьму в Великом Устюге. Вскоре, однако, он был освобожден и вернулся служить в Подосиновец.

В 1924 г. отец Зосима перешел служить в Ивановскую епархию, которую возглавлял в то время епископ Августин (Беляев, в последствии архиеп. Калужский, сщмч., память ему 10 нояб.). Некоторое время отец Зосима служил в храме в селе Кохма неподалеку от города Иванова.

В середине двадцатых годов православные Иванова переживали один из самых тяжких периодов своей церковной истории. Обновленцы при поддержке властей захватили почти все храмы в городе. Епископу Августину запретили жить в кафедральном городе, и он приезжал в Иваново только для совершения богослужений. В отце Зосиме владыка нашел твердого и мужественного защитника православия, и в 1925 г. направил его служить во Введенский храм в Иванове, так как настоятель этого храма отпал в обновленчество и многие из клира храма склонялись к переходу к обновленцам. Отец Зосима был назначен настоятелем и возведен в сан протоиерея. Отец Зосима тратил много сил, чтобы наладить уставное богослужение.

Проповеди отца Зосимы убеждали силой веры; слушатели чувствовали, что перед ними человек, всецело предавший себя воле Божией. Из русских подвижников он особенно почитал преподобного Серафима Саровского. В 1926 г. он вместе с прихожанами совершил поездку в Саров.

В 1928 г. в Иванове расклеили по городу списки «лишенцев», людей, лишенных гражданских прав – фабрикантов, купцов, военных и священнослужителей. Продолжалось глумление безбожников над церковными праздниками, устраивались антирелигиозные карнавальные шествия.

В 1926 г. власти арестовали епископа Августина и выслали в Среднюю Азию. В Иванове остались его дочери, которые еще в младенчестве лишились матери. Протоиерей Зосима обратился к прихожанам Введенского храма с просьбой оказать помощь сиротам. Как только это стало известно властям, они арестовали священника. 7 сентября 1928 г. Особое Совещание Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Зосиму к трем годам ссылки в город Вельск Вологодской области с запрещением служить. В 1929 г. наказание было ужесточено, и он был заключен в исправительно-трудовой лагерь и отправлен на лесоразработки неподалеку от станции Няндома Архангельской области, где начиналось тогда строительство новой железной дороги.

В 1932 г. отцу Зосиме было разрешено переехать в Юрьев-Польский. Он устроился счетоводом, а в свободные дни управлял хором в единственном действующем в городе храме во имя бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. По возвращении в Москву в августе 1934 г. он был направлен служить в храм в село Раменье Шаховского района Московской области.

В 1934 г. в Москву из заключения вернулся епископ Августин, и заместитель Местоблюстителя митрополит Сергий направил его на Калужскую кафедру. Протоиерей Зосима встретился с епископом, и тот предложил ему служить в Калужской епархии. Давно и хорошо зная владыку Августина, отец Зосима с радостью согласился и был назначен настоятелем Казанского храма в городе Малоярославце и благочинным приходов в Малоярославском районе.

Отец Зосима духовно окормлял свою паству, многих ссыльных монахинь и духовенство, сред… Продолжение »

Сделать бесплатный сайт с uCoz