16/29 февраля
Мчч. Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии (307-309). Свт. Московского Макария (1926). Сщмч. Павла пресвитера (1938).
Мчч. Персидских в Мартирополе (IV). Прп. Маруфа, еп. Месопотамского (422).
Мчч. Памфил пресвитер, Валент (Уалент) диакон, Павел, Порфирий, Селевкий, Феодул, Иулиан, Самуил, Илия, Даниил, Иеремия, Исаия Кесарийские (Палестинские) (307-309). Эти 12 мучеников пострадали при нечестивом императоре Диоклетиане в Кесарии Палестинской. Из них старшим по сану был архиепископ Памфил. Св. Памфил, уроженец г. Берита, еще с юности был обучен языческому любомудрию; свое образование он получил в Александрии. По возвращении в Кесарию он был избран в пресвитеры, а затем посвящен в архиепископы Кесарии.
Св. Памфил особенно прославился своими учеными трудами по исправлению текста священного Писания. По словам блаженного Иеронима (память 15 июня), этот исправленный текст имел большое значение и употреблялся во всех церквах между Антиохией и Александрией. Св. Памфил устроил также в Кесарии библиотеку, которая состояла, в основном, из творений святых отцов, часть из которых он переписал собственноручно. Своими многочисленными рукописями он одарял малоимущих и вообще прилагал все усилия для распространения христианского образования. Отличаясь высокой образованностью, он не пренебрегал и делами христианского милосердия.
С наступлением гонений Диоклетиана св. Памфил был схвачен, по приказанию префекта Урбана, и брошен в темницу. Вместе с ним подверглись этой же участи св. Валент, диакон Елийской церкви, муж уже преклонного возраста, и св. Павел, горевший ревностью по благочестию. Все трое томились вместе в темнице 2 года, когда префектом после Урбана стал Фирмилиан. Этот последний осудил 130 христиан на изгнание в Киликию для добывания золотой руды. В это время 5 благочестивых юношей – Самуил, Илия, Даниил, Иеремия и Исаия – возвращались домой в Кесарию после проводов этих исповедников. Они также были схвачены городскими стражами и брошены в темницу, после их признания в принадлежности к христианам. 16 февраля всех их, включая св. Памфила с сотоварищами, вывели из темницы, чтобы представить на суд Фирмилиана. После допроса, который все они перенесли стойко, Фирмилиан велел жестоко мучить их, но, не сумев устрашить мучеников, приказал всех их казнили мечом. При этом слуга Памфила, именем Порфирий, юноша 18 лет, которого тот любил за свое целомудрие и благочестие, видя близость смерти мучеников, попросил их мучителей отдать ему потом тела казненных для погребения. Но Фирмилиан, убедившись в принадлежности того к христианам, велел повесить св. Порфирия нагим и затем жестоко бить, но, видя, что мучения не устрашают его, осудил мученика на сожжение. Страдания св. Памфила и других мучеников побудили многих к безбоязненному исповеданию христианства и даже смерти за имя Христово. Когда св. Памфила и с ним других мучеников повели к месту казни, за ними последовал некий благочестивый муж именем Селевкий, бывший прежде воином, который простился с ними братским целованием. Его также схватили и представили игемону. Последний велел немедленно его казнить. Св. мученик, радуясь, отошел ко Господу.
В это же время к святым мученикам приблизился и слуга игемона Фирмилиана
Феодул, бывший уже в преклонном возрасте. Он был и раньше христианином, только тайным. После того, как он приблизился к осужденным, поцеловал их и просил молиться за него, его также схватили и по приказанию Фирмилиана распяли на кресте.
Тела всех этих мучеников были выброшены на съедение псам и птицам. Их заметил один юноша-христианин, по имени Иулиан, ехавший в Кесарию. Возрадовавшись духом, он припал к ним, целуя и прославляя твердость веры св. страдальцев за Христа. Его также схватили охранники и представили игемону, который приговорил его к сожжению. Так в один день пострадали эти 12 мучеников, равные по своему числу апостолам, окружавшим Господа. Через 4 дня христиане взяли их тела, не тронутые зверями, и благоговейно погребли.
Свт. Макарий (Невский) Московский, Алтайский, митр. (1926). Свт. Макарий, в миру Михаил Андреевич Парвицкий, родился 1 октября (нового стиля) 1835 г. в селе Шапкине Ковровского уезда Владимирской губернии в семье пономаря. С юных лет стремился Михаил к иноческой жизни. Любимым его чтением были подвижнические наставления прп. Ефрема Сирина и свт. Тихона Задонского.
В 1854 г. он вторым окончил курс семинарии. Как один из лучших учеников Михаил мог бы поступить в академию, но сердце его горело желанием посвятить свою жизнь миссионерскому служению среди простого и доверчивого коренного населения Алтая.
Поступив на службу в Алтайскую Духовную Миссию, Михаил Парвицкий в 1855-1857 гг. служил псаломщиком и учителем церковного пения в селе Улала. Впоследствии владыка Макарий с умилением вспоминал, как сначала безуспешно пытался изучить местный язык, но только после усердной молитвы к Богоматери стал свободно говорить по-алтайски.
С 1883 г. игумен Макарий – начальник Алтайской Миссии. Через год совершилось его поставление во епископа Бийского, викария Томской епархии, а в 1891 г. он стал митрополитом Томским.
В 1912 г. Николай II своим указом назначил прославленного алтайского миссионера, 77-летнего митрополита Макария, митрополитом Московским. Вступив в управление Московской епархией, владыка Макарий сразу отметил низкий духовно-нравственный уровень столичной паствы, потому он много внимания уделял просветительской работе, поставил своей задачей учить не только мирян, но и пастырей. Многим влиятельным людям в столице не понравилось строгое церковно-патриархальное управление свт. Макария. Нелюбовь к нему с особенной силой выплеснулась наружу в марте 1917 г. Тогда даже отправили в Петербург депутацию якобы от всего московского духовенства и мирян с просьбой о замене архипастыря. «Революционный» (назначенный Временным правительством) обер-прокурор Синода В.Н. Львов принял депутацию более чем благосклонно, в жесткой форме потребовав от старца-митрополита прошение об отставке. Впоследствии владыка раскаивался в том, что написал такое прошение, так как его отставка не принесла умиротворения в Московскую епархию.
Добровольный уход митрополита Макария с московской кафедры можно сравнить с отречением от престола Государя Императора Николая II. Как известно, отречение Государя развязало руки всякого рода либералам, погубившим Россию. Митрополита Макария окружной дорогой, как арестованного, привезли в Николо-Угрешский монастырь, где ему суждено было прожить последние годы жизни. В 1920 г. Патриарх Тихон, признав незаконность удаления святителя с кафедры, принес ему извинения от лица всей московской паствы и даровал ему титул митрополита Алтайского. На покое угрешский заточник вел обширную переписку, произносил проповеди в монастырском соборе, не имея сил поехать на Алтай, многое делал для Алтайской Духовной Миссии.
На территории монастыря в 1921 г. располагалась детская трудовая колония ВЧК. Дети из этой колонии каждый день бывали у владыки. Они приходили к нему за благословением и советом, а также, чтобы угостить старца или разделить с ним свою радость. Святитель давал им уроки Священной истории. В дни своих именин дети обязательно исповедовались у него и приобщались Святых Таин.
В последние годы жизни на долю святителя выпало немало невзгод и лишений. Тяжелобольного владыку, за несколько дней до его представления, привезли из монастыря в Котельники, где вечером 1 марта (16 февраля) 1926 г., после всенощной накануне памяти священномученика патриарха Ермогена, апостол Алтая предал свою душу Господу. Семь епископов и семьдесят девять священнослужителей отпевали его.
Незадолго до своей кончины свт. Макарий сподобился видения страстотерпца Николая II в загробном мире.
Память свт. Макария (Невского) 16 февраля (1 марта) в день представления и в воскресенье перед 26 августа (8 сентября) вместе с Собором Московских святых.
Сщмч. Павел (Смирнов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Павел родился 6 декабря 1877 года в селе Тишково Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Феодора Константиновича Смирнова. Позднее его отец служил в Борисоглебской церкви села Генино.
В августе 1893 года по окончании курса в Перервинском Духовном училище Павел Смирнов поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в июне 1899 года. После окончания семинарии Павел Федорович женился на Клавдии Николаевне, впоследствии у них родилось четверо детей.
10 ноября 1901 года он был определен к Ильинскому храму села Ильинское Серпуховского уезда Московской губернии и 22 января 1902 года рукоположен во священника. С 1 февраля 1902 года отец Павел стал также и законоучителем церковноприходской школы.
За ревностное служение Церкви отец Павел был награжден многими церковными наградами и возведен в сан протоиерея.
Отец Павел и его семья разделили судьбу многих священнослужителей того времени. Они были лишены избирательных прав, во время коллективизации их выгнали из дома, отняли землю и домашний скот. По воспоминаниям знавших их людей, отца Павла с матушкой несколько раз забирали органы ОГПУ-НКВД, но потом отпускали.
В 1930 году отец Павел был осужден тройкой ОГПУ по обвинению в активной контрреволюционной деятельности и приговорен к трем годам ссылки. После отбывания ссылки он несколько месяцев жил в Кашире, а затем по рекомендации священника Голубева, который переходил служить из села Карачарово Можайского района в село Глазово, и по благословению епископа Волоколамского Иоанна (Широкова) с марта 1934 года стал священником села Карачарово.
29 ноября 1937 года отца Павла Смирнова арестовали по обвинению в активной контрреволюционной деятельности и содержали под стражей в Можайской тюрьме. На допросе отец Павел виновным себя не признал.
7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Павла к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Протоиерей Павел Смирнов умер 1 марта 1938 года (день памяти святого мученика Павла Кесарийского) в Новосибирской области и был погребен в безвестной могиле.
Мчч. Персидские в Мартирополе (IV). Эти мученики пострадали при персидском царе Сапоре. Сегодня вспоминается перенесение их мощей в город Манфоракт, названный впоследствии Мартирополем, то есть «градом мучеников».
Свт. Флавиан, патриарх Антиохийский (404). Скончался мирно.
Прп. Маруф, еп. Месопотамский (422). Св. Маруф был епископом г. Тагрита. Эта местность находилась на границе греческой империи и языческой Персии. Маруф сиял в ней, как светильник, светом своего богопознания. Всюду он старался внести мир и благочестие; язычников персов он обращал в христианство, ходатайствовал также за христиан перед персидскими царями. Известно, что при Феодосии Младшем он был послан к персидскому царю Издегерду I для заключения мира между Византией и Персией и что это поручение он исполнил очень удачно. Своим благочестием и умом он приобрел полное расположение Издегерда I. Это не понравилось персидским магам, и они решили погубить св. Маруфа. Однако все их происки против него не имели успеха, так он пользовался полным доверием персидского царя, который был особенно благодарен ему за исцеление его самого от головной болезни, а также его бесноватого сына. Из-за внимания к Маруфу царь даже позволил свободно исповедовать христианство в Персии. Пользуясь такими благоприятными обстоятельствами, Маруф ревностно устраивал не только внешнее, но и внутреннее состояние подвластной ему церкви: распространял между язычниками христианство, возобновлял храмы, разрушенные предшественниками Издегерда, созывал соборы, собирал останки святых мучеников, пострадавших при царе Сапоре, переносил их в г. Тагрит и т.д. В этом же городе он и сам скончался около 422 г. Впоследствии, когда начались опустошительные набеги персов на Месопотамию, мощи св. Маруфа были перенесены в Египет и положены в скитском монастыре Богоматери.
Св. Никон. Скончался мирно.