18 февраля / 2 марта
Свт. Льва, папы Римского (461). Прп. Владимира исп. (1933); мц. Анны.
Прп. Космы Яхромского (1492). Свт. Агапита исп., еп. Синадского (IV). Свт. Флавиана исп., патриарха Цареградского (449–450).
Свт. Лев, папа Римский (461). Святой Лев был родом из Италии, в папы избран в 440 г. и свидетельствовал до 461 г. Его благочестивая жизнь была известна как на западе, так и на востоке. Он деятельно боролся с внешними и внутренними врагами церкви. Благодаря его заступничеству, был спасен от нашествия грозного гуннского царя Атиллы Рим – тогдашняя столица мира. Почерпнув в молитве мужество и твердость, св. Лев решил отправиться к самому Атилле, чтобы утишить его гнев и ярость. Мудро он беседовал с грозным Атиллою; своими речами он обратил грозного завоевателя из волка в кроткую овцу. Неукротимый воитель смиренно внимал его речам, удивляясь его архиерейскому величию. Он исполнил желание св. Льва, оставив пределы Италии.
Спустя три года после этого Рим снова подвергся страшной опасности, на этот раз уже от короля вандалов Гензериха. Римский император Валентиниан опять просил св. Льва отправиться к этому варвару и утишить его гнев. Святитель также удачно выполнил это поручение. Жестокий завоеватель, по ходатайству св. Льва, пощадил трепетных жителей вечного города Рима.
Защищая церковь от нападения врагов внешних, св. Лев, как истинный пастырь, боролся неустанно и с внутренними врагами ее, с еретиками, которые своими лжеучениями извращали основные истины христианства и тем колебали церковь. Особенно деятельна была его борьба с так называемыми монофизитами, т.е. теми еретиками, которые учили, что в Иисусе Христе не две природы, божеская и человеческая, как учит православная церковь, а только одна божественная, поглотившая Его человеческую природу. Родоначальниками этой нечестивой ереси были Евтихий, архимандрит Цареградский, и Диоскор, патриарх Александрийский. В Ефесе этими еретиками был собран собор, который осудил защитников православия и утвердил монофизитское лжеучение.
Узнав об этом, св. Лев употребил все усилия к тому, чтобы созвать вселенский собор и посрамить еретиков. Желанный собор был созван в Халкидоне (недалеко от Царьграда) в 451 г. Это был четвертый вселенский собор. На нем присутствовало около 630 отцов. Самому св. Льву невозможно было прибыть, как из-за дальности, так и из-за преклонного возраста. К тому же он не хотел оставлять совершенно беззащитную Италию, на которую нападали разные варварские народы. Поэтому св. Лев послал на собор своих наместников, которые прочитали его послание к патриарху константинопольскому Флавию, писанное еще до созыва вселенского собора. По преданию, прежде чем отправить это послание, св. Лев положил его на гроб ап. Петра и молился, прося его исправить текст, если были допущены ошибки. Взяв через 40 дней с гроба послание св. Лев нашел его исправленным.
Когда это послание было зачитано на соборе, святые отцы сказали, что сам св. Петр глаголет устами Льва. Таким образом, святые отцы признали, что послание св. Льва содержит в себе православное исповедание веры. Поэтому в своих спорах с еретиками они уже опирались на это послание. Собор утвердил то учение о двух естествах в Иисусе Христе, которое излагалось в послании св. Льва, и проклял еретиков. Св. Лев не менее деятельно, чем с монофизитами, боролся и с другими врагами церкви, манихеями, из коих многие обратились к православию.
Так неустанно работая на благо церкви Христовой, этот угодник Божий достиг глубокой старости. Скончался он мирно. Мощи его почивают в Риме, в Ватиканском соборе (в приделе его имени). За свои великие заслуги перед церковью и Римским государством св. Лев обыкновенно именуется Великим.
Прп. Владимир (Терентьев) исп. (1933): Новомуч. Преподобноисповедник Владимир родился в 1872 г. в деревне Шибаново Псковского уезда Псковской губернии в семье крестьянина Терентия Терентьева и в крещении был наречен Василием.
15 августа 1898 г. Василий поступил в пустынь Святого Параклита в Александровском уезде Владимирской губернии. 25 мая 1901 г. он перешел в Смоленскую Зосимову пустынь и проходил здесь послушание кровельщика и маляра.
28 марта 1907 г. Василий был пострижен в монашество с именем Владимир. 31 мая 1912 г. он был переведен в Царицынский Свято-Духов монастырь Саратовской епархии и проходил здесь послушание помощника казначея. 30 июля 1912 г. он был рукоположен во иеродиакона, и 5 августа того же года – во иеромонаха.
8 августа 1912 г. иеромонах Владимир был назначен временно управляющим Царицынским Свято-Духовым монастырем. С 14 апреля 1917 г. он снова стал подвизаться в Смоленской Зосимовой пустыни. В 1923 г. иеромонах Владимир был возведен в сан игумена. В этом же году пустынь была безбожниками закрыта и преобразована в сельскохозяйственную артель; о. Владимир прожил в ней до ее упразднения большевиками в 1927 г., после чего поселился в Сергиевом Посаде, подрабатывая у частных людей в качестве кровельщика.
В конце 1929-го – начале 1930 г. советская власть возобновила широкомасштабные гонения на Русскую Православную Церковь. Все монастыри к этому времени были закрыты, монахи и монахини изгнаны и расселились по городам и весям Руси. Но и вне монастырских стен они вели монашеский образ жизни, как бывало и в древности, зарабатывая на жизнь рукоделием и служа в оставшихся незакрытыми храмах. Большинство из них вели замкнутый образ жизни, мало сообщались с крестьянами, чтобы не быть обвиненными при проходящей повсюду коллективизации в антисоветской деятельности.
В апреле-мае 1931 г. сотрудники ОГПУ Московской области арестовали монахов и монахинь, обосновавшихся после закрытия обителей в селах и городах области. Их обвинили в том, что они будто бы объединились в церковно-монархическую организацию, созданную под флагом защиты православной веры от преследующей ее советской власти для проведения антисоветской работы. Всего по этому делу было арестовано 60 человек.
Игумен Владимир (Терентьев) был арестован 5 апреля 1931 г. и после краткого допроса в Загорске заключен в Бутырскую тюрьму в Москве; туда же перевели всех обвиняемых, объединенных сотрудниками ОГПУ по одному делу.
1 мая 1931 г. следователь зачитал о. Владимиру постановление о предъявлении обвинения и задал несколько вопросов. Выслушав их, игумен Владимир, в частности, сказал: «…эта власть попущена Богом для наказания русского народа за грехи и для вразумления. Поскольку советская власть не признает никакого Бога, поэтому она и проводит политику гонений… Как долго будут продолжаться гонения – не знаю, все это зависит от воли Божией… Виновным себя в предъявленном мне обвинении… не признаю, так как в антисоветской организации не состоял… в разговорах об антихристе ничего противного советской власти с моей стороны допущено не было».
6 июня 1931 г. Коллегия ОГПУ приговорила о. Владимира к пяти годам ссылки. Игумен Владимир (Терентьев) скончался в ссылке в Казахстане 3 марта 1933 г. и был погребен в безвестной могиле.
Мц. Анна (Четверикова) (1940): Новомуч.
Свт. Агапит исп., еп. Синадский (IV). Исповедник, родился в Каппадокии при императоре Диоклетиане. Когда при императоре Ликинии начались новые гонения, он объявил себя христианином, чтобы пострадать вместе со святыми Виктором, Дорофеем, Феодулом и Агриппой (см. о них ниже). Но когда эти четверо, а с ними и другие, приняли мученическую кончину, Агапит не умер от удара копья. Он остался жив, был рукоположен в священники, а затем стал епископом. У него был удивительный дар прозрения – людям, приходившим к нему, он рассказывал все их грехи, начиная с детства. Житие говорит, что святой Агапит исцелял «одним словом своим, прикосновением руки и тенью, падавшей от тела его». Скончался он в глубокой старости во Фригии (Малая Азия).
Мчч. Виктор, Дорофей, Феодул и Агриппа (IV). Они пострадали в царствование императора Ликиния (преемник Галерия) – среди многих других христиан они, претерпев мучения, приняли мученическую кончину.
Свт. Флавиан исп., Цареградский (449–450). Св. Флавиан был сначала пресвитером Константинопольской церкви. Своею благочестивою и богоугодною жизнью он так понравился патриарху цареградскому Проклу, что тот перед смертью своей благословил Флавиана на патриарший престол. Это было в царствие Феодосия Младшего и его сестры Пульхерии. Вельможа царя Хризафий, державшийся еретического образа мыслей, старался воспрепятствовать этому и не допустить Флавиана на патриарший престол. Но, так как на стороне Флавиана была Пульхерия, то Хризафию не удалось осуществить свой замысел. Пользуясь, однако, своим влиянием на царя, этот вельможа старался всеми мерами возбудить недовольство царя против нового патриарха. По его наущению царь потребовал от Флавиана поднесения ему подарка, достойного царского сана. Св. Флавиан, чтобы исполнить царское желание, велел изготовить хлебы из чистой муки и послал их императору. Получив эти хлебы, Хризафий вознегодовал на патриарха, отбросил хлебы в сторону и велел передать патриарху, что царю нужно золото, а не хлебы. Св. Флавиан, получив такой ответ, в свою очередь послал сказать Хризафию, что он, патриарх, не имеет золота, ибо отверг все сокровища мира ради одного спасения. Разгневанный вельможа после сего еще больше возненавидел патриарха, но, несмотря на все старания, не мог, все-таки, свергнуть Флавиана с престола. Вскоре после этих событий св. Флавиан пострадал в Ефесе во время борьбы церкви с ересью Евтихия, или монофизитством. В Ефесе был тогда собран собор, известный в истории под именем «разбойничьего». На этом соборе сторонники Евтихия напали на св. Флавиана и стали наносить ему удары, от которых святой угодник Божий и умер. Мощи его были перенесены в Царьград в 451 г.
Прп. Косма Яхромский (1492). Мирское имя прп. Космы неизвестно. Его отец – знатный, но обедневший, боярин – был вынужден отдать его в детстве на службу соседнему помещику Секерину, в 40 верстах от Владимира. Тот оказался человеком богобоязненным и жил строгой благочестивой жизнью. Он полюбил отрока и постарался дать ему хорошее образование. Заболев тяжелым недугом, боярин, в поисках врача провел немало времени, переезжая из одного города в другой. Отрок совершал эти путешествия вместе со своим господином. Однажды, остановившись на отдых при источнике на берегу р. Яхромы, боярин, истомленный болезнью и дорогой, уснул. В это время Косма увидел на дереве икону Успения Пресвятой Богородицы, от которой исходило сильное сияние. Взяв с благоговением св. икону, Косма осенил ею своего господина – и тот проснулся совершенно исцеленным. По истечении времени службы св. Косма с найденной им Яхромской иконой удалился в Киево-Печерский монастырь, где был принят в число братии. По прошествии многих лет после откровения, бывшего ему во сне, прп. Косма вернулся к источнику, возле которого некогда нашел икону, и воздвиг здесь церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре к нему стала стекаться братия, и так было положено основание новому монастырю. Являя собой пример истинного подвижничества, св. Косма собрал множество учеников, руководя которыми достиг глубокой старости и сподобился мирной кончины.
Память его отмечается также 23 июня вместе с Собором Владимирских святых и 27 октября в день празднования обретенной им Яхромской иконы Божией Матери.
Св. Василий еп.
Мчч. Лев и Паригорий Патарские. Мученически скончались в Патаре Ликийской.
Мч. Пиулий. Скончался от меча.
Мчч. Лукий, Дамас и Павел Африканские.