Краткие жития святых, православные праздники и события

14/27 февраля

 

Прп. Авксентия (ок. 470). Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869). Сщмч. Онисима, еп. Тульский (1937); сщмч. Трифона диакона (1938).

Прп. Исаакия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1190). 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской лавры (XI). Перенесение мощей блгв. кн. Михаила Черниговского и болярина его Феодора (1578). Прп. Марона, пустынника Сирийского (IV). Свт. Авраамия, еп. Каррийского (V).

 

Преподобный Авксентий Вифинский Прп. Авксентий Вифинский (ок. 470). Преподобный Авксентий был вельможей при дворе греческого царя Феодосия и занимал важную должность. Но, презрев суету мира, он постригся в монахи и вскоре, усиленно подвизаясь в воздержании и молитве, сподобился от Бога власти над злыми духами. Чтобы избежать людской хвалы, он ушел из Константинополя на пустынную гору Оксия, которую после этого стали называть Авксентиевой.

К преподобному из разных стран приводили людей, одержимых злыми духами, и все они по молитвам св. Авксентия получали избавление от бесовских сил. Достигнув глубокой старости, преподобный Авксентий мирно отошел ко Господу.

Св. равноапостольный Кирилл, учитель Словенский Равноап. Кирилл, учитель Словенский (869). Кирилл и Мефодий (память 6 апр.) Моравские были родными братьями, происходили из знатной и благочестивой славянской семьи, жившей в городе Солуне (современные Салоники в Греции). Святой Кирилл (Константин), отличавшийся необыкновенными дарованиями и прозванный Философом, получил в Константинополе превосходное образование, преподавал философию, состоял библиотекарем при соборной церкви в Константинополе, после чего принял монашество и был рукоположен в священники. Святому Константину часто приходилось отстаивать истину Православия. В Константинополе, в споре с иконоборцами, он защищал почитание св. икон. Ему приходилось вести богословские диспуты с мусульманами в Сирии и с иудеями – в Хазарском каганате. В Крыму св. Константин вместе со св. Мефодием обрели мощи св. Климента. Вскоре свв. Константин и Мефодий были посланы в Моравию (на территории современных Чехии и Словакии) для проповеди там христианства.

В 862 г., по просьбе московского князя Ростислава, император Михаил послал Кирилла и его брата Мефодия на проповедь христианства среди славян. Братья с Божией помощью составили первую славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Деяния Апостолов, Псалтирь и некоторые богослужебные книги. Труды святых братьев вызвали сопротивление немецких епископов, не допускавших богослужения на «варварском» языке. Защиту от них братьям пришлось искать в Риме. Папа Адриан благословил совершать богослужения по-славянски.

По природе болезненный и слабый, св. Константин скончался в Риме 14 февраля 869 г., приняв, перед смертью, постриг и великую схиму с именем Кирилл.

Память равноапостольным  Кириллу и Мефодию отмечается также 11 мая.

 

 Сщмч. Онисим (Пылаев), еп. Тульский (1937-?): Новомуч. Священномученик Онисим родился 5 сентября 1872 г. в деревне Марково Белоезерского уезда  Новгородской губернии в семье псаломщика Владимира Пылаева и в крещении был наречен Михаилом. В 1896 г. Михаил окончил Новгородскую Духовную семинарию и стал служить псаломщиком в крепостной церкви в городе Карсе. В 1904 г. он был рукоположен во священника и назначен священником 4-го стрелкового полка. В 1904 г. началась война России с Японией, и 4-й стрелковый полк должен был отправляться на фронт в действующую армию. Отец Михаил отрицательно относился к начавшейся войне, считал, что для народа непонятны смысл и задачи войны, и уже поэтому последствия ее могут оказаться тяжелыми. Своих взглядов он не скрывал, и начальство отозвало его с фронта, назначив священником 37-го Екатеринбургского полка. Но когда началась война 1914 г., он вместе с полком отправился на фронт и прошел со своей паствой – солдатами – всю войну. Был возведен в сан протоиерея.

В январе 1918 г. о. Михаил приехал в Нижний Новгород. Начиналась гражданская война, и его мобилизовали в Красную армию, где он был назначен письмоводителем 1-й бригады, а затем казначеем Нижегородской дивизии, которая сначала была отправлена на Южный фронт, а затем на Северный; здесь он пробыл до августа 1919 г. В 1919 г. о. Михаил был назначен председателем ликвидационной комиссии 11-й Нижегородской стрелковой дивизии и выбыл к месту ее формирования в Нижний Новгород. По окончании дел, связанных с роспуском дивизии, он поступил на службу в военную губернскую коллегию в качестве управделами.

В 1920 г. протоиерей Михаил подал прошение Нижегородскому архиепископу Евдокиму (Мещерскому), в котором излагал свою просьбу назначить его священником на освободившееся место в Верхне-Посадской церкви.

Протоиерей Михаил был назначен священником в Свято-Троицкую церковь. Во время возникновения в 1922 г. обновленческого раскола, когда обновленцы проявили себя как активные противники православия, в том числе и в Нижнем Новгороде, в котором архиепископ Евдоким возглавил обновленчество, протоиерей Михаил стал энергичным противником раскола, чем вызвал немалую ненависть у обновленцев.

В декабре 1924 г. некоторые священники Нижнего Новгорода, ощутив необходимость в апологетической литературе, чтобы иметь возможность давать достойные ответы во время различных диспутов, которые устраивали безбожники, решили собраться и обсудить, что возможно здесь сделать. 10 декабря несколько священников собралось в квартире у протоиерея Михаила Пылаева. В дальнейшем пастыри стали обсуждать эти вопросы и с другими людьми, и это довольно быстро стало известным секретному осведомителю ОГПУ, который 22 декабря сообщил в ОГПУ, что в Нижнем Новгороде «организован кружок духовенства, имеющий своей целью изучение апологетической литературы на предмет опровержения состоятельности марксизма как учения и борьбы с атеизмом»; с этого времени за участниками кружка было установлено наблюдение.

Второй раз священники собрались 5 января 1925 г., на этой встрече присутствовали также митрополит Сергий (Страгородский) и епископ Леонтий (Устинов). Такие встречи были проведены также 15 января, 5 февраля и 26 февраля, когда все участники лекций были арестованы сотрудниками ОГПУ и заключены в нижегородскую тюрьму.

28 февраля и 3 марта следователь допросил протоиерея Михаила. В ходе допроса он указал священнику на то, что их собрания носили организованный нелегальный характер.

В марте 1925 г. сотрудники Нижегородского ОГПУ, позвонив в Москву начальнику 6-го отделения секретного отдела ОГПУ Тучкову, получили от него согласие на ликвидацию церковного кружка.

25 марта 1925 г. все находящиеся под стражей и, в частности, протоиерей Михаил были освобождены из тюрьмы под подписку о невыезде из Нижнего Новгорода.

28 марта 1925 г. протоиерей Михаил после пострижения в монашество с именем Онисим был хиротонисан во епископа.

В марте 1926 г. следствие было закончено и составлено обвинительное заключение, в котором было написано, что «священник Пылаев… виновен в том, что, являясь руководителем тихоновщины и, поэтому, пользуясь популярностью среди тихоновщины за свою стойкость и верность этому течению…, организовал нелегальный кружок духовенства. На его квартире было устроено первое собрание кружка…».

26 марта Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило владыку к лишению «права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях и Нижегородской губернии сроком на три года».

Епископ Онисим избрал местом своего жительства Воткинск, расположенный относительно недалеко от Нижнего Новгорода, и 26 апреля 1926 г. был назначен митрополитом Сергием (Страгородским) епископом Воткинским. 23 декабря 1927 г. в связи с 10-летним юбилеем революции срок ограничения прав для епископа был сокращен на одну четверть.

В 1927 г. Сарапульское ОГПУ произвело массовые обыски у духовенства в Воткинске в поисках послания, которое распространялось от имени архиепископа Сарапульского Алексия (Кузнецова).

30 декабря в доме священника Александра Бирюкова, секретаря епископа Онисима, был произведен обыск, во время которого найдено было 16 номеров журнала «Вера и жизнь», издававшегося в Латвии. Журналы были посланы по почте неким священником из Латвии в Москву и, в конце концов, попали к о. Александру на прочтение. 27 января 1928 г. о. Александр был вызван в Сарапул в ОГПУ и арестован.

 4 февраля власти арестовали епископа Онисима, и он был заключен в тюрьму в городе Сарапуле и обвинен в «распространении нелегальной литературы контрреволюционного характера».

5 февраля епископ отправил прокурору письмо, в котором писал, что считает обвинение «безосновательным, потому что журналы прошли через таможню, следовательно, допущены к хранению и чтению в СССР…»

22 июня 1928 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Онисима к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Владыка прибыл туда в то время, когда там находилось полтора десятка православных архиереев, множество священников и мирян. На епископа лагерным начальством была возложена обязанность зажигать маяк, что было непросто: надо было в утлой лодчонке в любую погоду плыть к маяку, часто по непогоде ложась на дно лодки, и, приплывая туда продрогшим и замерзшим и не имея, где отогреться, зажигать огонь на маяке и возвращаться.

Перед окончанием срока заключения в лагере – 3 января 1931 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к трем годам ссылки в Северный край, и из Соловков он сразу же был направлен в Архангельск, где и поселился в качестве ссыльного, зарабатывая на жизнь работой в госфотографии.

За девять месяцев до окончания срока ссылки, 7 мая 1933 г., епископ Онисим направил митрополиту Сергию письмо, в котором он описывал свое тяжелое физическое состояние и болезни и просил исходатайствовать перед властями его досрочное освобождение «по старости и неспособности к труду». 25 мая это письмо попало к одному из начальников ОГПУ. 10 августа 1933 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило досрочно освободить епископа. В том же году митрополит Сергий назначил епископа Онисима на Тульскую кафедру.

Епископ Онисим деятельно приступил к управлению Тульской епархией, принимая священников у себя на квартире, ставшей и жилищем его, и епархиальным управлением. Он всеми мерами старался не допустить закрытия в епархии храмов и находил для служения в них священников. Священников, оставшихся без приходов, епископ благословил по возможности совершать богослужения в домах прихожан. Всем возвращающимся из лагерей и ссылок священникам владыка старался дать место в храме, но когда это было по каким-либо причинам невозможно, он давал рекомендательные письма к архиереям других епархий с просьбой принять священника к себе и дать приход.

Владыка часто служил и за каждым богослужением говорил проповеди, призывая к проповеднической деятельности и духовенство, из-за чего иной раз входил с некоторыми священниками в конфликт, так как они отказывались проповедовать, оправдываясь гонениями и тем, что любую проповедь власти могут истолковать превратно. Владыка уговаривал священников по мере возможности не отказываться от проповеди, от просвещения народа словом, так как при отсутствии религиозного образования народ все более погружался во тьму невежества.

18 декабря 1935 г. епископ Онисим был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Вместе с ним было арестовано духовенство, служившее как в самой Туле, так и в селах, а также монахи и миряне. Свидетели по его делу, большей частью из самого арестованного духовенства, показали, что епископ говорил о тяжелой жизни верующих в заключении и ссылке и призывал оказывать деятельную помощь заключенному в концлагеря духовенству.

Священники на следствии показали, что епископ Онисим указал совершать архиерейские службы в строго монастырском духе, каждая служба совершалась проповедями, епископ также служил в домах верующих молебны и совершил в храме постриг в монашество.

Епископа Онисима стали допрашивать сразу же после ареста, и допросы длились в течение двух месяцев.

1 апреля 1936 г. следствие было закончено. Епископ Онисим был обвинен в том, что, «пользуясь положением правящего епископа, группировал вокруг себя контрреволюционное духовенство и церковников, совместно с которыми занимался контрреволюционной деятельностью – подготавливал переход Церкви на нелегальное положение, распространял ложные контрреволюционные слухи о якобы проводимых советской властью гонениях на религию и верующих, обрабатывал молодежь в антисоветском духе, организовывал материальную помощь ссыльному духовенству, находившемуся в ИТЛ за контрреволюционную деятельность…».

16 апреля 1936 г. Особое Совещание при НКВД СССР приговорило епископа Онисима к пяти годам ссылки в Северный край. Он был сослан в город Каргополь Архангельской области и поселился на его окраине в небольшом деревянном доме, в котором им была устроена домашняя церковь. Хозяева дома были глубоко верующие люди, с начала гонений принимавшие у себя ссыльное духовенство, и бывало, здесь сразу жило по нескольку священников, которым хозяева всегда отводили отдельную комнату.

Недолго пришлось прожить епископу Онисиму в ссылке, поднялось очередное гонение на Церковь, и в Рождественский сочельник, 6 января 1938 г., он был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе.

Допрос состоялся на следующий день после ареста в самый день празднования Рождества Христова. Владыка не признал себя виновным в контрреволюционной деятельности. В последующие дни были вызваны два свидетеля – священник и мирянин, которые показали о якобы имевших место высказываниях епископа Онисима антисоветского характера.

11 января 1938 г. следствие было закончено, и епископ был переведен в тюрьму в город Архангельск. 13 января тройка НКВД приговорила владыку к расстрелу. Епископ Онисим (Пылаев) был расстрелян 27 февраля 1938 г. в Архангельске и погребен в безвестной могиле.

Сщмч. Трифон (Родонежский) диакон (1938): Новомуч.

 

Марон Сирийский Прп. Марон, пустынник Сирийский (IV). Преподобный Марон жил недалеко он города Кира в Сирии. Почти все время он проводил в молитве, бдении, трудах и строгом посте. Вскоре он прославился даром исцеления больных и изгнания бесов. Обращавшимся к нему за назиданием преподобный советовал быть воздержанными, заботиться о своем спасении, опасаться любостяжания и гневливости. Учениками преподобного Марона были Иаков отшельник, Лимний, Домнина. Святой основал множество обителей в Кирской области.

Свт. Авраамий, еп. Каррийский (408 – 450). Родился и воспитывался в городе Кире (Ливан); был потом поставлен во епископа г. Кары в Месопотамии. Умер в Царьграде, куда его пригласил император Феодосий Младший. Впоследствии мощи его были перенесены в Кир.

Прпп. 12-ти греков, строители соборной Успенской церкви Киево-Печерской лавры (XI). О чудесном основании этой церкви рассказано в житие прп. Феодосия и при описании чудотворной иконы Божией Матери «Успение» Киево-Печерская (от 3 мая).

Исаакий Затворник Печерский Прп. Исаакий, затворник Печерский (ок. 1190). Он был родом из купцов города Торопеца (в современной Тверской обл.). В Печерский монастырь он поступил при прп. Антонии (память его 10 июля). Под власяницу свою он надел сырую кожу только что убитого козла, так что она высохла на нем. Потом, вопреки своему наставнику, прп. Антонию, он затворился в пещеру размером в 4 локтя, спал мало, и то сидя, а питался лишь просфорой и водой. Подавал их ему через малое оконце сам прп. Антоний, который не переставал следить за ним.

Здесь Исаакий подвергся страшному искушению. Однажды пещера его осветилась и наполнилась бесами в виде лучезарных ангелов, и неопытный затворник, приняв одного из них за Христа, поклонился ему. Тогда бесы схватили его, заставили плясать с ними и к утру исчезли, оставив без памяти, едва живым. Наутро пришел прп. Антоний; не получая ответа, он велел раскопать пещеру и перенести Исаакия в монастырь. Три года проболел прп. Исаакий: сначала лежал он без движения, лишенный языка, не мог ни есть, ни пить. Прпп. Антоний и Феодосий ухаживали за ним как за малым ребенком. На третий год он начал понемногу ходить и говорить. В церковь его сначала приводили, потом он стал ходить сам. Придя в себя, он понял свою ошибку и ради смирения и учения обрек себя на служение братии в поварне, стал носить самую худую власяницу и столь рваную обувь, что ноги его примерзали в церкви к полу.

Раз один из братии сказал ему: «Исаакий, пойди, поймай ворона!» И преподобный принес ему ворона. С тех пор братия его стали его почитать. Тогда преподобный стал юродствовать. Он собирал к себе малых детей и надевал на них монашескую одежду. За это игумен, прп. Никон (память его 23 марта), наказывал его, а родители детей даже били. Раз он стал ногами на раскаленную печь, чтобы закрыть трещины, через которые прорывался огонь, и огонь нимало не повредил ему. Жил он в пещере прп. Антония. Бесы кричали ему: «Ты наш, потому что поклонялся нашему князю!» Он же отвечал им: «Я боюсь его как «князя мух» (перевод имени Вельзевул); я не знал коварства вашего, но ныне силою Господа моего и молитвами преподобных Антония и Феодосия я одержал победу над вами». Они старались устрашить его числом своим, делали вид, что засыпают пещеру, являлись к нему ночью в виде гадов, но ничего не успев, кричали: «Ты победил нас!» Он же отвечал им: «Некогда вы победили меня, явившись в виде, которого вы недостойны, теперь же являетесь в виде скотов, так как таковы вы сами!» Через 3 года они оставили его. Он же усилил свои подвиги и среди них занемог. Перенесенный братией в монастырь, он через 8 дней скончался.

Память его празднуется также 28 сентября вместе с Собором прпп. отцов Киево-Печерских, в Ближних (Антониевых) пещерах почивающих, и во вторую Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

Мученик Михаил, князь Черниговский Перенесение мощей блгв. кн. Михаила (Всеволодовича) Черниговского и болярина его Феодора (1578). Их память празднуется 20 сентября (см. о них там же). Святые в лето 1238 г. приняли мученическую кончину от татар в их Орде при хане Батые за отказ поклониться языческим богам и верность Христу. Христиане взяли их тела и перенесли в Чернигов, а оттуда в Москву, где они почивают под спудом в Архангельском соборе Кремля.

Мч. Георгий швец, Митиленский (1693). По профессии он был портным, за неприятие ислама замучен турками в Византии.

Сщмч. Филимон, еп. Газский. Скончался мирно.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz