6/19 сентября
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV). Мчч. Евдоксия, Зинона и Макария (311-312). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918); сщмчч. Константина, Иоанна и Всеволода пресвитеров (1937).
Прп. Архиппа (IV). Мчч. Ромила и с ним многих других (107-115). Сщмч. Кирилла, еп. Гортинского (III-IV). Мчч. Кириака, Фавста пресвитера, Авива диакона и с ним 11-ти мучеников (ок. 250). Прп. Давида (VI).
Киево-Братской(1654) и Арапетской икон Божией Матери.
При храме был целебный источник, святые воды которого исцеляли многих болящих. Язычники и гонители христиан были недовольны тем, что храм служит местом особого почитания и собрания христиан, и решили уничтожить его. Они соединили две горные реки в одно русло и направили течение на храм. Но по молитве св. Архиппа (о нем приведено ниже), праведника, жившего при храме, явился святой Архангел Михаил, который ударом своего жезла сделал в скале расселину, через которую страшный поток ушел под землю.
Храм остался невредимым, а место это получило название Хоны, что значит «расселина».
Мчч. Евдоксий, Зинон и Макарий Мелитинские (311-312). Святой Евдоксий жил в царствование Диоклетиана (284-305), жестокого гонители Церкви Божией. Издав повеление, запрещающее поклоняться Единому Истинному Богу и требующее воздавать честь бездушным идолам, он принудил многих верующих бежать от гонения в пустыни и горы. Среди них было много сановных и знатных людей, скрывавшихся в неизвестных местностях. Одним из таких был военачальник Евдоксий, верный раб Христов. Он, оставив свою должность, скрылся с женой и детьми от нечестивых. Между тем его всюду искали воины, посланные правителем Мелитины, перед которым святой Евдоксий был оклеветан. Когда воины появились в месте, где он скрывался, он сам добровольно отдал себя в их руки, считая, что пришло время пострадать за Господа Иисуса Христа.
Простившись с домашними и надев приличную своему сану одежду, оружие и воинский пояс, святой оставил свой дом, жену и детей, рабов, друзей и все свое имение, покидая все ради любви к Господу своему.
Василисса же, супруга его, следовала за ним издалека, желая видеть его страдания. С ней шли и двое любимых друга Евдоксия Зинон и Макарий, коим тоже был уготован от Господа мученический венец.
Когда блаженный Евдоксий был приведен к правителю, тот благосклонно приветствовал его и призвал его исполнить царское повеление: принести жертвы и поклонения богам Зевсу, Аполлону и Артемиде.
На это святой Евдоксий сказал, что готов принести жертву Богу, единому в трех Лицах, создавшему мир и дарующему жизнь и спасение. Но он отказывается приносить жертвы идолам, сделанным людьми из бездушных камней и деревьев.
Тогда правитель пригрозил лишить его чести и воинского звания, но святой Евдоксий сам снял с себя пояс военачальника и бросил его в лицо правителю. Видя это, многочисленные (1104 человека) воины, тайные христиане, сделали то же самое, сняв воинские знаки, они бросили их правителю.
Столкнувшись с таким массовым исповеданием Христа воинами, правитель отправил запрос царю [очевидно, уже не Диоклетиану, который в 311-312 годах не правил], как ему поступить. Царь вскоре прислал ему в ответ такой приказ: начальников подвергнуть пыткам, а низших оставить в покое.
Получив это повеление, правитель сел на судилище и велел привести к себе Евдоксия, как главного военачальника, и опять стал его убеждать оставить прекословие и добровольно принести жертву богам, угрожая, в противном случае, страшными муками.
Но святой мученик назвал эти угрозы детским пугалом и отказался подчиниться правителю. Тогда святого растянули за руки и за ноги и били немилосердно твердым ремнем, потом повесили и строгали тело острыми железными орудиями. Затем бросили в темницу. По прошествии нескольких дней его снова привели на допрос, но, увидев его непоколебимость в вере, снова начали бить железными прутьями по шее и вывернули из суставов все его члены. После этого мучитель осудил Евдоксия на усечение мечом.
Когда св. Евдоксия вели к месту казни, он увидел свою супругу и велел ей после его казни взять его тело и похоронить на месте, называемом «Амимна». Увидев затем друга своего Зинона, плачущего о нем, Евдоксий просил его не плакать, ибо Бог, которому они служат, не разлучит их.
Эти слова так подействовали на Зинона, что он тут же громко стал восклицать, что он тоже христианин и хочет умереть за Христа. Тотчас он был схвачен нечестивыми слугами, и о нем было доложено правителю. Тот велел и его вместе с Евдоксием усекнуть мечом. Вместе с ними были казнены и другие мученики, с дерзновением исповедавшие Христа, а тела их были брошены без погребения.
Василисса же, супруга Евдоксия, погребла его тело на указанном им месте. За это она была схвачена и приведена к правителю, перед которым ясно исповедовала Бога и ругала идолов и почитателей их, но правитель прогнал ее, не желая дать повод христианам для оказания ей чести как мученице за Христа.
Спустя семь дней явился ей во сне св. Евдоксий и сказал: «Скажи нашему другу и домоправителю Макарию, чтобы он шел на судилище и последовал нашему примеру, мы ждем его». Лишь только Василисса сказала об этом Макарию, он тотчас отправился к правителю и объявил себя христианином и учеником Евдоксия. Правитель повелел и ему отрубить голову мечом.
Василисса также скончалась в истинной вере и предстала среди сонма святых пред престолом славы Божией.
Сщмч. Димитрий (Спасский) пресвитер (1918): Новомуч.
Сщмчч. Константин (Богословский), Иоанн (Павловский) и Всеволод (Потёминский) пресвитеры (1937): Новомуч.
Мчч. Ромил Римский и с ним многие другие (107-115). Святой Ромил жил в царствование императора Траяна (98-117) и был первым вельможей во всем царском доме.
Случилось, что Траян, находясь со своим многочисленным войском в восточных странах, вздумал пересчитать своих воинов и нашел среди них одиннадцать тысяч человек, исповедующих Христа и отвергавших поклонение идолам. Всех их Траян с позором отослал в Армению (в границы этой страны входили Каспийское море, Малая Азия, Курдистан и Месопотамия). Он надеялся, что это заставит их отречься от Христа и принести жертвы идолам, и они снова вернутся в свои воинские звания и воинскую честь.
Тогда Ромил, как военачальник, пришел к царю и укорял его в безбожии и безрассудстве, в том, что он, выйдя на войну, сам уменьшил свое войско. Себя же Ромил исповедал христианином, готовым умереть за имя Иисуса Христа Господа своего.
Траян сильно разгневался на святого, повелел его жестоко бить и осудил на смерть. Тогда была усечена честная глава святого мученика. Посланные в заточение христиане также были умерщвлены разными способами: девять тысяч из них были распяты в пустыне около горы Арарат в Армении, остальные же умерли в других мучениях.
Мчч. Кириак, Фавст пресвитер, Авив диакон и с ним 11 мучеников (ок. 250). Эти святые мученики пострадали при императоре Декие (249-251), в Александрии, в то же гонение, во время которого были замучены св. Фабиан, папа Римский (236-250), и св. Александр, патриарх Александрийский (212-250).
Сщмч. Кирилл, еп. Гортинский (III-IV). Память его празднуется также 9 июля (см. о нем там же).
Прп. Архипп, иже в Хонех (IV). В 90-й год от построения церкви во имя Архангела Михаила на целебном источнике в «Херотопе» пришел туда из города Иерополя десятилетний отрок по имени Архипп. Родители его были ревностными христианами и воспитали сына в благочестии. Архипп жил при церкви св. архистратига Михаила, исполняя службу пономаря. Питался он одной пустынною зеленью, которую сам собирал и варил. Пищу принимал он один раз в неделю и то без соли, питием для него служило небольшое количество воды. Через такое воздержание этот отрок умертвил плоть свою, и в таких добродетелях неизменно пребывал от юности до самой старости, всею душою приобщаясь Богу и уподобляясь житию бесплотных. Одежда его была очень бедна: он имел только два вретища (мешок из дерюги, власяница), из которых одно носил на теле, а другим покрывал свою постель, устланную острыми камнями. Изголовьем для него служил небольшой мешок, наполненный тернием. Когда он чувствовал потребность во сне, то ложился на камнях и остром тернии, так что это было скорее бодрствование, чем сон, и отдых его был скорее мучением, чем покоем. Так, не имея покоя ни днем, ни ночью, он умерщвлял плоть свою и соблюдал свою душу от сетей вражьих.
Молясь и поучаясь, блаженный Архипп стал уподобляться ангелу Божию. И не о своем только спасении заботился святой, но и о спасении других, ибо многих неверных обратил он ко Христу и крестил их. Нечестивые эллины-язычники, не терпя славных чудес, являемых от святого источника, возненавидели жившего там этого праведного мужа. Часто они нападали на святого Архиппа, терзали его за бороду и, повалив на землю, топтали ногами и, после различных истязаний, выгоняли оттуда. Но, будучи тверд духом, блаженный Архипп все это мужественно претерпевал и не отступал от святого храма, служа Богу в святости и незлобии своего сердца и заботясь о спасении душ человеческих.
Идолопоклонники не могли повредить и святому источнику, ибо Господь хранил его: однажды из воды вышло огромное пламя и устремилось на них и далеко отогнало прочь. Однако они не образумились и затеяли погубить храм и святого Архиппа потоплением водами рек. Но по молитвам святого Архиппа Архангел Михаил предотвратил этот замысел нечестивых людей (см. выше).
Прп. Архипп прожил много лет на том месте, усердно работая Богу, и скончался в мире, будучи 70-ти лет от рождения своего. Верующие погребли его на том же самом месте.
Прп. Давид, бывший разбойник (VI). Преподобный Давид до поступления в монастырь был предводителем шайки разбойников в Египте, в Ермопольской пустыне. Он совершил множество убийств и других злодеяний. Достигнув старости, он ужаснулся своим делам. Оставив шайку, Давид ушел в монастырь и попросил игумена принять его в число Братии для покаяния. Игумен отказывался, объясняя Давиду, что жизнь монашеская очень сурова и ему она будет не по силам. Преподобный настаивал и, наконец, рассказал игумену, что он известный разбойник. Он сказал, что если ему не будут открыты двери монастыря для покаяния, то он вернется к прежнему образу жизни, разорит монастырь и перебьет иноков. Тогда игумен допустил его в обитель, и, к всеобщему удивлению, Давид стал примерным монахом. Своими суровыми подвигами Давид превзошел всю братию. Через некоторое время к Давиду был послан Господом Архангел Гавриил с извещением, что он прощен. Однако прп. Давид, по своему смирению, не мог поверить, что такому великому грешнику, как он, Господь так скоро даровал прощение. Тогда Архангел сказал ему, что за свое маловерие Давид останется немым. Давид взмолился, чтобы способность говорить была ему оставлена для молитвы, чтения правил и участия в церковных службах. Это было ему даровано, а в остальное время он действительно не мог разговаривать. В конце жизни прп. Давид получил от Бога дар чудотворений: он исцелял больных и изгонял бесов.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы:
Киево-Братская (1654). Сведения об этой иконе приведены в день памяти ее 10 мая.
Арапетская (Аравийская). Она относится к числу древнейших икон Божией Матери, но известна только по имени. Сведений же о месте и времени ее явления не сохранилось никаких. Существуют одни только догадки и предположения по этому вопросу. Одни относят явление и прославление ее к началу IV века, именно к 301 г. или 322 г. По другим же известиям явление ее относится к более раннему времени, именно к I веку, и приурочивается это событие к тому моменту, когда св. апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии.
Иконографический тип Арапетской иконы – Одигитрия Аристеруса (Младенец Христос на левой руке Богоматери), Младенец облачен в красные одежды, верхняя часть туловища обнажена, обе ножки не прикрыты. Отличительной особенностью иконографии являются изображенные на мафории в местах звезд головки ангелов в медальонах, вписанный в кайму текст последнего икоса акафиста Божией Матери («О, Всепетая Мати») и украшенная изображениями облаков ткань мафория, являющегося символом горнего мира.