12/25 сентября
Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Сщмч. Автонома, еп. Италийского (313). Прп. Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (1395). Сщмч. Феодора, Иоанна, Николая пресвитеров, мч. Алексия (1937).
Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (1704). Прп. Вассиана Тиксненского (1624). Мч. Иулиана и с ним 40 мучеников (284-305). Мч. Феодора Александрийского. Сщмч. Корнута, еп. Никомидийского (Иконийского) (249-259).
Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы.
Сщмч. Автоном, еп. Италийский (313). Святой Автоном был епископом в Италии в царствование Диоклетиана. Когда настало жестокое гонение на христиан, Автоном оставил Италию и переселился в Вифинию (область в Малой Азии), где остановился в селе, называемом Сореос. Здесь его принял некий страннолюбец Корнилий. У него он прожил довольно долгое время и, проповедуя Христа, обратил многих эллинов к христианской вере. Тогда св. Автоном выстроил христианам церковь во имя воеводы небесных сил, св. архистратига Михаила, вручая под его защиту всех просвещенных им. Сам же он, посвятив Корнилия в диакона и, поручив ему словесное стадо Христово, пошел в Ликаонию и Исаврию, желая и там быть проповедником благочестия.
Потрудившись там, св. Автоном вновь вернулся к Корнилию. Он поставил Корнилия пресвитером и вместе с ним стал служить спасению рода человеческого.
Когда нечестивый царь Диоклетиан прибыл в Никомидию с целью погубить всех находящихся там последователей Христовых, идолопоклонники стали отыскивать и св. Автонома, как самого известного из христиан. Но святитель, желая еще более приобщить к вере Христовой народа, не предал себя в руки мучителей. Храня себя на благо Церкви, св. Автоном отплыл в Клавдиополь (на берегу Черного моря), где и сеял семена слова Божия. Потрудившись там, как должно, он вновь вернулся в Сореос.
Увидев, что число верующих здесь умножилось, святитель поставил Корнилия епископом, а сам отправился проповедовать о Христе в Асийскую страну (Асия – Римская провинция), где также многих привел к святой вере в Единого Бога.
Вскоре свт. Автоном вновь посетил Корнилия и порученную ему паству и увидел, что все здесь поучаются закону Божию и преуспевают в добродетелях.
Близ города Сореос находилось одно селение, Лимна, где жители еще были омрачены тьмой идолослужения. И вот, отправившись к ним, свт. Автоном стал проповедовать им Христа и, обратив здесь многих в христианство, научил их тайнам святой веры, просветил крещением и через это приобщил их стаду Христову.
Однажды местные жители, оставшиеся в неверии, совершали праздник в честь одного из своих скверных идолов. Тогда христиане, которых в то время было уже много, пришли к празднующим язычникам, ниспровергли их жертвенники и разбили всех идолов, храм же их разрушили.
Язычники разгневались и, решив отомстить, стали ждать удобного для этого времени. Узнав, однажды, тот день, когда свт. Автоном будет служить в выстроенной им церкви архистратига Михаила в городе Сореос, они из Лимны, вместе с язычниками других окрестных сел, собрались в бесчисленном количестве и тайно приготовились внезапно напасть на храм Божий и убить пастыря христиан, что им и удалось исполнить.
Во время совершения Божественной литургии язычники с оружием в руках напали на церковь, разогнали всех бывших там христиан и бесчеловечно убили свт. Автонома. Они замучили его в алтаре, так что он обагрился святою своею кровью.
Убив святого Автонома, язычники набросали на него множество камней. Совершив свою месть, они разошлись. И было великое смущение в церкви и неутешный плач. Некая же диакониса, по имени Мария, с благоговением погребла тело священномученика.
По прошествии многих лет при вступлении на престол императора Константина Великого (324-337), некий вельможа Севериан воздвиг над гробом святого мученика прекрасную церковь. Но со временем она обветшала и была разобрана неким священником, который не знал, что под ней скрывались святые мощи мученика, и построил другую церковь в стороне, близ моря. То же место, где под спудом лежали мощи святого, было 60 лет пусто, – до самой смерти Византийского императора Зинона (†491).
В то время один из царских телохранителей, Иоанн, охотился в этих местах, и случилось так, что над мощами святого он убил стрелой зайца. Ночью же, когда он спал на своем одре, ему явился во сне сщмч. Автоном и повелел ему создать церковь на том самом месте, где накануне он убил зайца. Иоанн выполнил это повеление, и во время строительства церкви во имя сщмч. Автонома обрел нетленные мощи святого, от которых стало совершаться много чудес, и многие больные получили здесь исцеление.
Прп. Афанасий Старший, Высоцкий, Серпуховской (после 1401). Прп. Афанасий (Старший) был сыном новгородского священника, давшего ему хорошее образование. К принятию монашества его побудили евангельские слова: «Кто хочет идти за Мною, отвегнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною!» (Мф. XVI, 24). Он поступил в общину прп. Сергия Радонежского (память его 25 сент.) и начал с послушания на кухне, а впоследствии стал переписчиком книг. Когда же серпуховской князь Владимир Храбрый захотел воздвигнуть в своем уделе монастырь, то дело это прп. Сергий поручил Афанасию. Так возник серпуховской Высоцкий монастырь.
При расставании прп. Сергий сказал ему: «За все время, которое ты провел со мной, ты ни разу не оказал непослушания ни мне, ни братии». Он настолько ценил прп. Афанасия как руководителя монашествующих, что поручил ему юного Никона (память его 17 нояб.), которого предназначил быть своим заместителем.
В Серпухове прп. Афанасий продолжал заниматься переписыванием книг и учил этому и своих учеников. В 1387 г. он передал настоятельство своему ученику Афанасию (Младшему, †1395) и удалился в Константинопольский монастырь, но и там его окружали ученики и общее уважение. Свой монастырь он не забыл и направлял туда много иноков и переписанные им книги, например Иерусалимский устав под названием «Око Церкви» и сборник святоотеческих творений (прп. Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, Иоанна Златоустого и др.). Скончался прп. Афанасий в Константинополе в начале XV в.
Память его празднуется также 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.
Афанасий Младший, Серпуховской чудотворец (1395). Прп. Афанасий (Младший) вступил в серпуховской Высоцкий монастырь при основателе его прп. Афанасии (Старшем) и отличался великой ревностью к соблюдению устава. Через 5 лет он был пострижен своим настоятелем, который дал ему свое имя, а во время освящения монастырского собора, когда прп. Афанасий (старший) был возведен в сан игумена, ученик его удостоился диаконского рукоположения. А когда прп. Афанасий (Старший) удалился в Константинополь, он заместил его. При нем число монастырской братии увеличилось, и он был им примером. Он учил их бдеть над собою, над каждым движением своего сердца. По словам инока Кариона Истомина, он был «совершенен в постничестве, крепок в воздержании, ревностен в молитвах, терпелив в нестяжании».
После 8 лет настоятельства он скончался 12 сентября 1395 г. Его заместил старец Никита, ученик прп. Сергия, который впоследствии был настоятелем Боровского монастыря и старцем прп. Пафнутия (память его 1 мая). Старец Никита погребен в основанном им костромском Богоявленском монастыре, но могила его не была найдена.
Сщмч. Феодор (Лебедев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Феодор Павлович Лебедев родился 15 февраля 1875 г. в селе Стебачево Кибергинского уезда Владимирской губернии в семье священника. По окончании в 1899 г. Владимирской Духовной семинарии был рукоположен в сан диакона и затем священника. Служил сначала в храме неподалеку от города Юрьев-Польский, затем в храме села Кузнецово Шуйского района; в 1932 г. был назначен благочинным. 17 сентября 1937 г. о. Феодор был арестован Шуйским НКВД. Допросы начались в день ареста и продолжались без перерыва трое суток. Следователи менялись и отдыхали, священнику отдыхать не давали. Весь расчет был на то, что обвиняемый в течение первых трех суток подпишет протокол следствия. Но о. Феодор отказался. Доносчиков в те годы было достаточно, и они писали, будто о. Феодор говорил: «…при такой бесхозяйственной системе ничего… не получится, у мужика все отбирают. Везде и всюду ищут вредителей и кулаков, а сами вредят… колхозы только и строят для того, чтобы отвлечь народ от церкви и от веры в Бога, заставляют работать в праздники». Теперь его об этом допрашивали. Священник все обвинения в свой адрес полностью отрицал.
20 сентября следствие было закончено, через два дня состоялось заседание тройки УНКВД по Ивановской области, которая приговорила его и других арестованных священников к расстрелу. Еще через несколько дней, 25 сентября 1937 г., в одиннадцать часов ночи о. Феодор Лебедев и другие священники были расстреляны.
Сщмч. Иоанн (Прудентов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Иоанн (Иван Александрович Прудентов) родился 15 февраля 1875 г. в селе Большие Дорки Вязниковского уезда и происходил из древнего священнического рода, восходящего своими корнями ко времени правления царя Алексея Михайловича Романова. Его прадед, дед, отец и сам он окончили Владимирскую семинарию и Академию. В семинарии была дана им и фамилия – Прудентов (от лат. разумный). Прадед – о. Павел Прудентов был преподавателем Владимирской Духовной семинарии. Во время пожара 1855 г., он, духовник Успенского женского монастыря, «поспешил в монастырь, чтобы вынести из загоревшейся церкви мощи св. Авраамия, что и успел сделать с большою для себя опасностью… В это самое время его собственный дом со всем имуществом сгорел». Отец Павел – местночтимый Владимирский святой.
Святой новомученик о. Иоанн воистину был добрый пастырь, всего себя отдавший Церкви и свое сердце, преисполненное Христовой любви к людям и, особенно, к детям. При храме в с. Дорки, где он служил, была школа, в которой батюшка сам преподавал большинство предметов. Он построил в 1902 г. квартиру для учителя и общежитие для учеников из дальних деревень.
Когда в 1918 г. школу закрыли, о. Иоанн продолжал учить детей на дому. Часто ходил к детям за несколько километров в деревни Плешково и Киверниково. Но вскоре уроки эти запретили власти. Будучи музыкально одарен, о. Иоанн сам обучал детей церковному пению. Вместе с родным братом Василием создал в селе детский хор. Это хор в Больших Дворках считался лучшим в Вязниковском уезде.
У о. Иоанна было восемь детей, которых он безмерно любил, но воспитывал строго. В доме Пруденковых часто собирались сельчане. В своем доме или в школе о. Иоанн устраивал Рождественскую елку, где собиралось все село. Дети пели песни, читали стихи. Каждое воскресение о. Иоанн собирал все взрослое население села для «Воскресных бесед», где рассказывал и объяснял односельчанам все события, произошедшие в России за неделю. При церкви была собрана значительная по сельским масштабам библиотека для детей и взрослых.
Известен случай, послуживший поводом к переписке батюшки с о. Иоанном Кронштадтским. Дорковский помещик Оболдуев устроил в селе «питейное заведение», которое приносило ему большой доход. Крестьяне не устояли, потянулись в кабак. Батюшка ходил по деревням с проповедью, убеждая сельские общины вынести решение о закрытии кабака. Отец Иоанн обличал помещика перед уездными и губернскими властями, но Оболдуев имел «свою руку» при владимирском губернаторе. Тогда батюшка написал письмо с просьбой о молитвенной помощи св. праведному Иоанну Кронштадтскому и вскоре получил от него утешительное письмо и резолюцию о содействии от председателя Совета министров С.Ю. Витте. Письмо Кронштадтского пастыря хранилось в семье как святыня. Все советские годы оно висело в красном углу под иконами и пропало во время ограбления вместе с большей частью икон в 1978 г.
Священническое служение, пастырскую и преподавательскую деятельность о. Иоанну приходилось совмещать с тяжелым крестьянским трудом. Вся хозяйственная работа лежала не его плечах. Несмотря на все трудности, во время гражданской войны о. Иоанн отдал одну из двух своих лошадей на нужды фронта.
Духовная дружба связывала о. Иоанна со священномучениками о. Павлом Светозаровым (†1922; Ап. 27) и о. Иоанном Рождественским (†1922; Ап. 27). Частыми гостями в доме Прудентовых были и другие священники, принявшие впоследствии мученическую кончину.
Летом 1920 г. в соседнем селе Пустошь произошло событие, косвенно послужившее поводом к первому аресту о. Иоанна. В это время большевики проводили так называемую «продразверстку», в действительности – насильственно отнимали большую часть урожая у крестьян, которые и без того с трудом могли прокормить свои многочисленные семьи. Крестьяне были измучены и озлоблены. В один из июльских дней это спровоцировало убийство разъяренными женщинами-крестьянками, возвращавшимися с поля в период сенокоса, одного из двух большевистских агитаторов. Сын батюшки Иоанна Александр стал уговаривать народ, сбежавшийся на зов набатного колокола, не убивать второго большевика. Его послушали и отпустили большевика с миром. Тот без оглядки умчал на своем велосипеде в Шую, но вскоре вернулся… с карательным отрядом. Красноармейцы расстреляли несколько безоружных людей, случайно встретившихся им на дороге, и рапортовали о подавлении контрреволюционного мятежа в селе Пустошь.
Студенческую фуражку и пенсне Александра большевик хорошо запомнил; выяснили к тому же, что он – сын священника. К вечеру к дому о. Иоанна нагрянули верховые, допрашивали. Обыскав дом и окрестности, они уехали ни с чем. Оставаться в отеческом доме было небезопасно, и Александр уехал в Москву.
Этот случай не остался для о. Иоанна без последствий. В 1930 г. его пытались обвинить в участии в контрреволюционном мятеже в селе Пустошь, подстрекательстве и антисоветской агитации. Обвиняли в том, что это он ударил в набат.
20 октября о. Иоанн был арестован. Из документов, хранящихся в УФСБ г. Иваново видно, что виновным в организации контрреволюционного мятежа о. Иоанн себя не признал, но комиссия посчитала крайне опасным его влияние на население. В обвинительном заключении есть ссылки на высказывания о. Иоанна и обвинителей: «в 1921 г. в момент изъятия церковных ценностей выступал в церкви перед верующими с призывом не отдавать советской власти ценности»; «в церковной сторожке, где каждый праздник между обеднями собиралось много верующих, каждый раз он заводил разговоры о тяжелой жизни крестьян в настоящее время, говорил, что советская власть развращает народ, а, главное, юношество, и призывал верующих не слушать безбожников».
25 декабря 1930 г. тройка Шуйского ОГПУ вынесла постановление: «Прудентова Ивана Александровича по статье 58/10 выслать в Северный край на 3 года…»
Ссылку о. Иоанн отбывал в Сибири, в селе Коломино Томского округа Кривошеинского района. Вернулся домой о. Иоанн осенью 1933 г. Ему шел седьмой десяток, здоровье было полностью расстроено в ссылке. Средств к существованию – никаких. Еще в 1929 г. местный «Совет бедноты» вынес постановление о закрытии храмов и прекращении служб. Из священнического дома вынесли практически все, хозяйственные постройки разобрали. Но местные власти не оставляли «бывшего служителя культа». Одно за другим посылали извещения о выполнении обязательств по поставке мяса и с/х продуктов государству. Двум старикам-инвалидам, все хозяйство которых состояло из двух грядок в огороде и одной козы, предлагалось: «…в обязательном порядке выполнить твердое задание по заготовкам с 19 декабря 1934 года в трехдневный срок: рожь – 192 кг, овес – 320 кг, картофель – 1000 кг, сена – 40 пуд, шерсти – 2 кг. Кроме того, ежегодно мяса должно быть поставлено государству – 45 кг и 23 рубля – денежный налог».
За невыполнение «твердых заданий» в указанный срок власти грозили новым судом. На все прошения о. Иоанна отвечали крайне цинично. Унижения и издевательства, хождения по инстанциям продолжались вплоть до ареста в 1937 г. Снова допросы, обвинения в контрреволюционной агитации против колхозного строительства. В предъявленном ему обвинении виновным себя он не признал. Относительно ведения «контрреволюционных разговоров среди населения» он, якобы ответил, что признает, что говорил: «Построенные колхозы путем насилия над крестьянами привели к разорению, обнищанию колхозников; а колхозники, работая до упадка сил, хлеб весь сдают государству, а сами сидят голодные, разутые и раздетые, за своим же хлебом ходят в кооперацию и простаивают часами, не всегда его получая». Говорил: «Советская власть чинит гонения на религию, но религия существовала, существует и будет существовать; если советское правительство старается прикрыть храмы, накладывает непосильные налоги на нас, мы все вместе должны бороться до конца своей жизни и разъяснять людям, что без религии не будет житья не только служителям культа, но и всем трудящимся».
На основании этих сфабрикованных протоколов тройка УНКВД Ивановской области 22 сентября вынесла приговор: Прудентова И.А. – расстрелять. По словам сотрудников УФСБ приговор был приведен в исполнение на пустыре деревни Балино близ города Иваново (ныне кладбище «Балино») 25 сентября 1937 г. в 23:00. [«Мученицы Господни, всяко место освящаете…» /Русский Дом. 2009. №9. С – 48-49.]
Сщмч. Николай (Житов) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Николай родился в 1888 г. в селе Пыжово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Иакова Житова; окончив духовное училище, он с 1905 г. служил псаломщиком в Воскресенском храме в родном селе. В 1915 г. Николай Яковлевич был рукоположен во диакона к Георгиевскому храму в городе Зарайске, в 1917 г. – переведен в кладбищенскую церковь в Зарайске. В 1920 г. диакон Николай был рукоположен во священника к Воскресенской церкви села Пыжово. В 1930 г. он был переведен в Николаевскую церковь в селе Апонитищи, в 1931 г. – в Казанский храм в селе Слемские Борки Луховищкого района, в 1934 г. вновь назначен служить в Николаевскую церковь в селе Апонитищи. В 1930 г. о. Николай был награжден наперсным крестом, в 1936-ом – возведен в сан протоиерея. В августе 1937 г. начались самые жестокие гонения на Русскую Православную Церковь, и 4 сентября священник был арестован.
В НКВД были вызваны свидетели – председатель колхоза и некая супружеская пара, к которой, бывало, заходил о. Николай; в ответ на предложение следователя рассказать о священнике они рассказали все, что знали. О том, что он вырос в бедной крестьянской семье и во время гонений лишился последнего имущества, но это не смутило священника, так как о. Николай ко всякому труду был привычен. В первую очередь он был добросовестным пастырем, но не гнушался и никакой крестьянской работой, зарабатывая себе зачастую на жизнь тем, что вставлял стекла в домах крестьян и делал им кадки.
Пока свидетели рассказывали о священнике, следователь что-то писал на листе и, когда те закончили, подал им подписать протокол допроса. И настолько были велики – у одних доверие, а у других страх перед НКВД, что они, не прося его зачитать, и не читая сами, расписали под тем, что написал следователь о контрреволюционной и антисоветской деятельности священника. 5 сентября следователь, допрашивая о. Николая, потребовал от него признания своей вины в этом. Священник вину не признал, а следователь не слишком домогался, так как подписанных лжесвидетельств ему было достаточно.
8 сентября он составил обвинительное заключение и передал его на решение тройки. 22 сентября тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Николай Житов был расстрелян 25 сентября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Мч. Алексий Ёлнатский (Ворошин) (1937): Новомуч. Алексей Иванович Ворошин родился в 1886 г. в семье благочестивых крестьян Ивана и Евдокии Ворошиных в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда Костромской губернии (ныне Юрьевецкий район Ивановской области). Места эти известны тем, что здесь в XVI в. подвизался блаженный Симон Юрьевецкий (память его 4 нояб.). Пути блаженного Симона и Алексея Ивановича оказались сходными.
Когда пришло время Алексею жениться, он подыскал себе невесту и хотел, было, обручиться с ней, но обстоятельства сложились так, что он отложил сватовство и пошел в Кривоезерскую пустынь. На левом берегу Волги, напротив древнего Юрьевца, расположилась старинная пустынь, основанная в XVII веке в память блаженного Симона Юрьевецкого.
Настоятель монастыря принял юношу послушником. В течение года Алексей Иванович присматривался к порядкам в монастыре и его уставу.
Вернувшись домой, он не стал жить в родительском доме, а поместился в баньке. Вскоре они с отцом поставили на огороде келью. Все свободное время Алексей отдавал молитве, уединяясь для этого или в своей келье, или на ключике блаженного Симона.
Наступил март 1917 г., рухнули вековые устои государственной жизни России. Появилась в Петрограде новая власть и стала слать указы, чтобы в селах также образовывали подобную же власть – сельсоветы. Народ выбрал председателем сельсовета Алексея Ивановича, но через год в село приехал председатель сельсовета, назначенный из города, и Алексей Иванович, оставив эту должность и почти всякое соприкосновение с миром, уединился в своей келье, целиком отдавшись подвигу поста и молитвы. Так прошло девять лет.
В 1928 г. он принял подвиг юродства. Теперь блаженный жил, где придется, одевался в лохмотья, никто не знал, где он ночует, и всегда его появление было для крестьян неожиданностью.
В самый разгар крестьянских работ он мог появиться на поле и мерить его палкой, вызывая смех или возмущение, если мешал работе. Но через год, когда на этих полях появился советский чиновник, все тогда вспомнили Алексея Ивановича.
Еще крестьяне не знали и не понимали, как это можно выселять из собственного дома, а блаженный уже ходил по селам и предупреждал тех, кто будет выслан. Голым приходил он в гости к торговцам, а потом власти вывезли все имущество их до последней ложки и исподнего белья. Угадывал он и сроки, которые давали власти арестованным.
Приняв подвиг юродства, блаженный теперь молился стоя на паперти. В это трудное время старостой храма был избран Павел Иванович Байдан. Однажды во время службы вошел в храм блаженный Алексей – на голове шапка, в зубах папироска. Он пошел по храму, заложив руки за спину, не обращая ни на кого внимания. Прихожане растерялись. Пришло время…, и власти распорядились закрыть храм.
Павел Иванович отказался отдать ключи от храма безбожникам, за что был арестован и заключен в Кинешемскую тюрьму. Будучи уже в преклонном возрасте, он не перенес тягот следствия и скончался.
После ареста старосты храм закрыли, и по нему дерзко расхаживали рабочие в шапках с папиросами в зубах. Власти перестраивали его под клуб.
Видя странное поведение Алексея Ивановича, многие гнали его и смеялись над ним. По деревне он шел, бывало, сопровождаемый мальчишками, всячески стремившимися ему досадить. Ходил блаженный всегда в одном и том же кафтане до колен, а если ему дарили какую-либо одежду, он тут же ее отдавал.
Несколько раз власти арестовывали Алексея Ивановича и направляли в костромскую психиатрическую больницу, но всякий раз врачи признавали его здоровым и отпускали.
Задолго до массового закрытия и разрушения церквей блаженный Алексей многим говорил, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет лютую кару, войну, и люди очнутся, и часть храмов снова будет открыта. Но тоже ненадолго: в 60-м году наступит новое гонение, снова будут закрывать храмы, и все истинно верующие понесут тогда много скорбей.
Приближалось двадцатилетие сокрушения российской государственности. Шли аресты. Алексей Иванович знал, что ареста ему на сей раз не избежать и из тюрьмы не выйти. И хотел он в последний раз попрощаться с домом, с родными. Пришел он домой и выложил все свои вещи, распорядившись, что кому раздать. Утром Алексей Иванович попрощался и отправился в Парфеново, где его уже поджидали, чтобы арестовать.
Камеры Кинешемской тюрьмы в те годы были переполнены избыточно – священники и монахи, старосты храмов и подвижники благочестия, верующие женщины, не пожелавшие отдать в безбожную колхозную упряжку ни себя, ни детей, и дети, по голодной колхозной жизни пытавшиеся прокормиться колосками с колхозного поля. И разорявшие страну коммунисты, и коснеющие в преступлениях воры, и закоренелые убийцы. Все они были перемешаны и втиснуты в камеры. Алексея Ивановича поместили к преступникам. Эти камеры были подобны вавилонскому плену, и блаженный молился теперь и днем и ночью. Никто не знал, когда он спал и когда ел, скудный свой паек он почти весь раздавал.
Обвинить блаженного было не в чем, и следователи, чтобы он оговорил себя, прибегали к пыткам – ставили его босыми ногами на раскаленную плиту.
Измученный пытками, пробыв чуть более месяца в следственной камере, блаженный Алексей попал в тюремную больницу и здесь скончался. Тело его на тринадцатый день было отдано родственникам и погребено на одном из кладбищ Кинешмы.
12/25 сентября 1985 г. честные останки блаженного были перенесены в храм села Жарки. В августе 1993 г. состоялось причисление блаженного Алексея к лику местночтимых святых. В настоящее время мощи блаженного находятся в Свято-Введенском женском монастыре города Иванова.
Сщмч. Корнут, еп. Никомидийский (Иконийский) (249-259). Священномученик Корнут жил в окрестностях Никомидии, в селении Саталы (Сарсала, Сурсана). Он был ревностным исповедником имени Христова. Во время гонения на христиан послан был в ту страну Иконийский правитель Перенний. Когда многие христиане разбежались от его преследований в потаенные места, св. Корнут, уже достигший мастистой старости, предстал перед ними сам. На вопрос правителя о том, кто он, престарелый святитель смело ответил: «Я христианин»; и начал открыто исповедовать, что Христос есть истинный Бог, Творец всего, и обличал идольскую лесть. Ему обвязали ноги тонкими бечевками, и повлекли его по городским улицам, причем из прорезанных бечевками ног ручьями текла кровь. Среди своих мучений священномученик благодарил Бога. Потом, после новых мук, он был усечен мечом.
Мчч. Македоний, Татиан и Феодул (361-363). Пострадали при Юлиане Отступнике.
Мч. Иулиан Галатийский и с ним 40 мчч. (284-305). В царствование Диоклетиана и Максимиана назначен был правителем Галатийской области Антонин. Ему донесли, что в одной из пещер в горе скрывается Иулиан с другими 40 христианами, и что они совершают там христианское богослужение. Когда, по повелению правителя, его взяли и начали уговаривать выдать прочих христиан, бывших с ним, он не согласился. Перед тем, как предстать на суд, св. Иулиан воскликнул громким голосом, обращаясь в сторону своих товарищей, оставшихся в пещере: «Вот, меня уже взяли на суд, и я иду на мученический подвиг за Христа, не выдав вас! Но вы поревнуйте о том, чтобы последовать за мною в моем подвиге!»
Правитель Антонин потребовал от него принести жертву богам, но св. Иулиан отверг это, сказав, что для них, христиан, лучший жребий – умереть за веру свою.
Тогда правитель велел раскалить железный одр и, обнажив мученика, положил его на нем. Но явился ангел Господень, остудил пламя и сохранил св. мученика невредимым.
После этого игемон осудил св. Иулиана на усечение мечом.
Другие 40 христиан, которые были скрыты в пещере, пошли на место страдания мученика, но нашли его уже скончавшимся. Перед всеми воинами громко они исповедали Христа, истинного Бога. Тогда воины, связав их, привели к игемону, и тот велел им отсечь головы.
Прп. Даниил на острове Фазе (ок. 840).
Прп. Вассиан Тиксненский (1624). Прп. Вассиан происходил из Вологодской области. Он был крестьянин и в то же время портной, и семья его жила в достатке. Ремесло его доставило ему много знакомств. Он был неграмотен, но любил слушать беседы и чтение о духовном и отличался светлым от природы умом и чутким сердцем.
Убедившись в суетности мира сего, он стал думать, как бы его оставить. Ночью, тайно, он ушел из дому и отправился искать место, где бы он мог совершать свое спасение. На пути своем он дошел до реки Тиксны, до места, где на берегу ее стояли две церкви. Там он и остановился отдохнуть. Место это произвело на него впечатление своей красотой. Так он дошел до Тотемского монастыря прп. Феодосия (память его 28 янв.), где и принял постриг с наречением имени Вассиан.
Настоятель долго испытывал его смирение и послушание и, наконец, благословил ему отшельничество на берегу Тиксны. Со слезами простился с ним преподобный и умолял его посещать его и руководить им. Священник и прихожане тиксненских церквей приняли отшельника с радостью, соорудили ему келью, и он затворился в ней, выходя лишь в церковь: он не пропускал ни одного богослужения. Никто не знал его подвигов, кроме его настоятеля. Все ночи проводил он, не смыкая глаз, в коленопреклоненной молитве. На себе носил он тяжелые вериги и железный колпак. С мирянами, приходившими к нему за советами, он говорил через столь маленькое окошечко, что не мог их видеть. А к себе он не впускал никого.
Так прожил он 30 лет и 12 сентября 1624 г. скончался с радостными слезами и со словами: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой!»
Погребение его собрало многочисленную толпу народа, и через несколько лет на этом месте создался монастырь. В 1717 г. после панихиды на его могиле сразу прекратилась страшная эпидемия чумы. На могиле его прозрели две слепые женщины. Одной женщине, больной лихорадкой, прп. Вассиан явился и исцелил ее. Святые мощи его почивают в церкви упраздненного монастыря, ставшей приходской.