20 сентября / 3 октября
Вмч. Евстафий Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118). Мчч. и исповедников Михаила, кн. Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Сщмчч. Феоктиста и Александра пресвитеров (1937).
Прп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285). Собор Брянских святых.
Вмч. Евстафий Плакида, жена его Феопистия и чада их Агапий и Феопист (ок. 118). Великомученик Евстафий происходил из знатного рода и был военачальником в римской армии при императорах Тите (79-81) и Траяне (98-117). Еще в язычестве он отличался добротой, милосердием, сострадательностью, как бы оправдывая свое имя Плакида (лат.: «тихий», «кроткий»).
Однажды Евстафий охотился на оленей. Погнавшись за одним из них, он увидел между его рогами сияющий крест с распятием. Пораженный чудесным видением, Евстафий принял христианство. Вместе с ним приняли св. крещение его жена и двое сыновей.
Жена Евстафия была крещена с именем Феопистия, а дети – Агапий и Феопист. Вскоре после принятия христианства Евстафий разорился и был вынужден оставить Рим. На корабле с семьей он отправился в Египет. Феопистию похитил капитан корабля, а Агапий и Феопист были унесены дикими зверями. Евстафий не впал в отчаяние, возложив упование на Господа. И надежда его оправдалась. Феопистия была сохранена Господом в чистоте, а капитан, пораженный болезнью, вдруг умер. Дети Евстафия были отбиты от зверей пастухами. В это время в Риме возникла необходимость защищать пределы империи, и император Траян повелел найти своего военачальника. Евстафий был назначен командующим войском. Со славой вернувшись домой, он встретил жену и детей.
Святой Евстафий и его семья мученической кончиной (все они были брошены в раскаленного медного быка) засвидетельствовали свою веру в Иисуса Христа во времена правления преемника Траяна – императора Адриана (117-138). Рука вмч. Евстафия хранилась в храме Воскресения Словущего на Арбате – подворье Иерусалимского патриархата в Москве.
Мчч. и исповедники Михаил, кн. Черниговский, и болярин его Феодор, чудотворцы (1245). «В лето 1238 было нашествие татар на христианскую землю по гневу Божию за умножение грехов наших, – так начинает повествование о страдании св. блгв. князя Черниговского Михаила и болярина его Феодора очевидец, поп Андрей. – Тогда некоторые затворились в городах, а князь Андрей бежал в Угры. Другие же бежали в дальние земли, а другие укрывались в пещерах и пропастях земных. Те, которые укрылись в городах, молясь Богу со слезами и покаянием, все безжалостно были избиты от поганых. А из числа оставшихся в городах и пещерах и в пропастях осталось мало. Их-то через некоторое время посадили татары в города, перечислили их и стали брать с них дань…»
Князь Михаил не нашел помощи в Венгрии. Когда он вернулся в Киев и Чернигов, его города были разорены и Великая лаврская церковь разрушена почти до основания. А хан Батый потребовал, чтобы сам он, подобно всем русским князьям, явился к нему на поклон. Но князь знал, что его не иначе допустят к хану, как только заставив пройти сквозь огонь и поклониться солнцу и кусту, а из даров волхвы нечто бросали в огонь. Он пламенел желанием исповедать Христа и пролить за Него кровь свою. Болярин же его Феодор, обещал положить с ним вместе душу свою за Христа.
Перед отъездом они говели, и духовник их иерей Иоанн напомнил им, что подобает каяться лишь Единому Богу.
В Орде князь Михаил сразу же отказался пройти через огонь, который нечестивые почитали как бога. Жрецы пошли доложить об этом хану, а Михаил и Феодор стали воспевать стихиры святым мученикам. И множество христиан слышали ответ Михаила.
Тогда к нему подошли русские князья, жившие в Орде, ради заступничества за землю Русскую перед нечестивыми. Среди них был и внук его, четырнадцатилетний ростовский князь Борис, старший сын дочери его Марии и князя Василько Константиновича, умученного татарами после битвы на Сити (1237) в Шеринском лесу (†1238, память его 4 марта). Князь Борис был всю жизнь свою печальником за землю Русскую, то есть ее заступником. Народ чтил его. Он восемь раз ездил в Орду, был у великого хана. Скончался он в 1277 г.
Все они со слезами умоляли князя Михаила пощадить себя, обещая грех его взять на себя. Тогда боярин Феодор стал напоминать ему наставление духовного отца их, а также и слова евангельские: «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. VIII, 35) и «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. X, 32). И св. князь отвечал князьям: «Не желаю быть христианином только по имени, а поступать как язычник, – и, бросив меч свой, сказал: – Возьмите славу мира сего, она не нужна мне!»
Тут подошел царедворец хана Ельдега и именем хана стал требовать, чтобы Михаил прошел через огонь и поклонился богам. Михаил ответил, что царю, которому покорила землю Русскую десница Вышнего, поклониться он готов, но твари, христианину, чтущему Единого Христа, поклоняться не подобает.
Князь Михаил и Феодор, зная, что настал их последний час, стали молиться.
«Тогда приехали убийцы, – продолжает свой рассказ очевидец, – и сначала схватили Михаила и били его по сердцу руками и ногами, и это продолжалось долго, пока отступник Даман не отрезал ему голову и не бросил ее, но уста мученика продолжали повторять: «Я – христианин!»
Потом предложили Феодору, за отречение, княжество господина его, и, когда он отказался, также мучили его и отсекли ему голову. Было это 20 сентября 1246 г. Святые тела их бросили псам, но псы не тронули их, а ночью стал появляться над ними огненный столп. Христиане взяли их и перенесли в Чернигов, а оттуда в Москву, – при царе Иоанне IV Васильевиче, где они и почивают под спудом в Архангельском соборе в Кремле.
Память их празднуется также 14 февраля в день перенесения мощей (1578).
Сщмч. Феоктист (Смельницкий) пресвитер (1937): Новомуч.
Сщмч. Александр (Тетюев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Александр Павлович Тетюев родился 10 марта 1879 г. в селе Салтанове Чердынского уезда Пермской губернии. Все предки его были священнослужителями в Пермской губернии. Прадед его, Савва Иоакимович Тетюев служил в начале XIX в. Его сын, Стефан Саввич, родился в 1825 г. и служил дьяконом. Жена Стефана Саввича, дочь пономаря из Ныробской церкви, родилась в 1828 г. Их сын Павел Стефанович родился в 1853 г. в Соликамске; его жена, Любовь Федоровна, родилась в 1858 г. и была дочерью псаломщика. Павел Стефанович был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Соликамска, где прослужил до самой кончины, 1916 г. Его сын Александр поступил учиться в городское училище в Соликамске, окончить которое ему не пришлось. За одну юношескую хулиганскую выходку, сделанную совместно с товарищем, о. Павел решил своего сына примерно наказать. Он забрал его из училища и отдал на исправление в Соликамский Троицкий монастырь. Два года пробыл Александр послушником. Монастырская жизнь благотворно повлияла на юношу. В монастыре он стал усиленно заниматься и сдал экстерном экзамены за курс училища, получив право на преподавание в церковно-приходских сельских школах. В 1901 году Александр Павлович поступил учителем в церковно-приходскую школу села Мошева; через год он стал помощником учителя в селе Усть-Ныроб. Здесь он женился на Клавдии Александровне.
В момент естественного поиска молодым человеком смысла жизни и раздумий по этому поводу архимандрит Хрисанф (Клементьев; с 1925 епископ Соликамский, викарий Пермской епархии, †1930) посоветовал Александру Павловичу оставить учительство и благословил стать священником. В 1903 г. он был рукоположен в сан священника села Леклюртово. Недолго о. Александр здесь прослужил и был переведен в Воскресенский собор города Чердыни. Город славился многими выдающимися людьми и, в частности, священниками. По приходе в Чердынь большевиков многие священнослужители были сразу замучены, причем самым жестоким образом – их обливали ледяной водой на морозе до смерти.
В первый раз о. Александр был арестован в 1920 г. за отказ сотрудничать с ЧК, он просидел в тюрьме Чердыни около года. Во второй раз его арестовали в 1929 г. за сопротивление обновленчеству. В этот год обновленцы прилагали значительные усилия, чтобы захватить православные храмы. Они силой захватили Воскресенский собор, надеясь, что о. Александр продолжит свое служение в нем и тем самым присоединится к обновленцам. Но священник категорически отказался служить с обновленцами и перешел в храм Успения, оставшийся православным, а за ним перешли и все прихожане. Обновленцы запротестовали против ухода прихожан и обратились за помощью к ГПУ. Отец Александр был арестован и обвинен в том, что он своими действиями внес рознь в среду верующих. Сидел он в тюрьме на Усолье. Освободившись из заключения, о. Александр вернулся в Чердынь, продолжал служить в храме. Гонения на Православную Церковь тем временем не только не уменьшились, но все увеличивались, и священник, чтобы не подвергать жену и детей преследованиям, благословил их переехать в другой город, откуда они приезжали навещать подвижника-отца. В 1936 г. близкие стали уговаривать о. Александра оставить священство и перейти на гражданскую службу, но он категорически отказался. Всю жизнь он более всего любил Православную Церковь, православную Россию, русский народ, наиболее полно воплотившийся в себе идеал христианского совершенства, и для него немыслимо было оставить церковное служение. «Я верю, – говорил он, – что, несмотря на все гонения, православие, которое исповедует русский народ, не будет уничтожено». Отец Александр был арестован 5 августа 1937 г. и вскоре расстрелян.
Прмч. Иоанн, исп. Египетский, и с ним 40 мчч. (310). Усечены в 310 г.
Свв. Феодор и Евпрепий испп., ученики прп. Максима Исповедника (650).
Прпп. Анастасий (662) и другой Анастасий, апокрисиарий (666), испп., ученики прп. Максима Исповедника.
Прп. и блгв. кн. Олег Брянский (ок. 1285). Дедом св. благоверного князя Олега Брянского был князь мученик Михаил Черниговский, ныне поминаемый, а отцом его – сын князя Михаила, благочестивый князь Брянский Роман, основавший Свенский монастырь в память исцеления своего от болезни глаз от чудотворной Свенской иконы Божией Матери. Как подручники хана, князья Роман и Олег должны были участвовать в походе хана против Литвы.
Св. князь Олег организовал в Брянске в 1274 г. Петропавловский монастырь и стал в нем иноком, проводя строгую подвижническую жизнь. Иноческое его имя в точности неизвестно, предполагают, что он был Василий или Леонтий. Скончался св. князь Олег в конце XIII или в начале XIV в. Петропавловский монастырь в иных источниках называется также Богоявленским, расположен он на горе над р. Десной в Брянске.
Собор Брянских святых.
Прмч. Иларион (1804). Критянин, обезглавлен в 1804 г.
Мчч. Артемидор и Фал (Фалес), мечом усеченные.
Св. Татиана.