Краткие жития святых, православные праздники и события

8/21 сентября

 

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Прпп. Иоанна (1957) и Георгия (1962), исповедников (Груз.).

Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Икон Божией Матери: Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696).

 Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Вблизи Иерусалима жили бездетные и уже немолодые муж и жена, Иоаким и Анна, происходившие из рода царя Давида. У израильтян считалось Божьим наказанием за грехи, если у мужа и жены нет детей. Иоакиму и Анне тяжело было, но они не роптали на Бога, а только сильнее молились Ему о рождении ребенка. Предание рассказывает, что, однажды, когда Иоаким, по своему обычаю, пошел в Иерусалим, чтобы принести свою жертву в храме, жертва не была принята. Иоакиму было указано, что он человек грешный, потому у него нет детей, и его жертва не угодна. Иоаким, огорченный очень происшедшим, не вернулся домой, а пошел в пустынное место, где молился Господу. Здесь ему явился ангел, который сказал, что его молитва услышана, и что у него родится дочь. А Анна в это время вышла у себя дома в сад и заметила на дереве гнездо с птенцами. Это напомнило ей то, о чем она постоянно просила Бога, и она со слезами стала молиться. Горячая молитва Анны, в которой она дала обещание посвятить свое дитя Богу, была Им также услышана.

Через несколько месяцев родилась у Иоакима и Анны дочь, которую назвали Марией. Это было для них большой радостью, за которую они благодарили Бога. Они не забыли обещание, данное ими Богу, и через три года после рождения повели свою дочь к иерусалимскому храму (см. «Введение во храм Пресвятой Богородицы», 21 нояб.).

 

Прпп. Иоанн (Майсурадзе) (1957) и Георгий (Мхеидзе) (1962), исповедники (Груз.).

 

София Премудрость Божия Икона Софии, Премудрости Божией (Киевской). Эта чудотворная икона имеется во многих церквах России и сводится к двум типам: Киевскому и Новгородскому (см. 15 авг.).

Первая икона «Софии-Премудрости Божией» появилась в Новгороде в XV веке, хотя первая церковь на Руси, посвященная ей, была построена в 989 г. в Новгороде и следующая – в 1037 г. в Киеве.

Огненный Ангел является центральной фигурой на этой иконе. Ангел восседает на золотом престоле о семи столбах. Он облачен в длинную царскую одежду (подир) и перепоясан драгоценным поясом. В одной руке он держит мерило, другой прижимает к груди свиток. Волосы спадают на плечи, на голове венец и вокруг головы сияние. Лик, руки, крылья и обутые ноги огненного цвета. Ангел восседает среди лучистой небесной сферы, усеянной звездами. По его сторонам Богоматерь с Предвечным Эммануилом в лоне и св. Иоанн Креститель со свитком, на котором читается: «Аз свидетельствовах». Над головой Ангела Благословляющий Христос Спаситель, еще выше «Уготованный престол» (Этимасия) – символ божественного присутствия. По сторонам от Этимасии коленопреклоненные ангелы на «небесном свитке».

Вопрос, кого олицетворяет Огненный Ангел, был поднят с самого появления иконы и весьма волновал умы в Древней Руси. Отвечая на запрос новгородцев в истолковании иконы «Софии-Премудрости Божией», Зиновий, монах Отенского монастыря, написал: «Бросьте, братья, твердить, что не ведаете, кто есть София Премудрость и кому посвящена наша церковь. Говорю вам не от своего измышления, а по священным источникам: София Премудрость есть Сын Божий».

Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы:

Сямская (1524). Икона находилась в Сямском монастыре в Вологодской губернии. Монастырь выстроен был усердием жителей  в начале XVI века. В 1542 г. Сямский монастырь сгорел до основания; спасена была одна лишь чудотворная икона Рождества Богородицы. После этого пожара были вновь воздвигнуты деревянные монастырские постройки. В 1770 г. здесь была выстроена великолепная каменная в два этажа церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в которую была поставлена чудотворная икона.

Глинская (XVI). Эта чудотворная икона составляет главную святыню Глинской пустыни, находившейся в Курской губернии, в 160 верстах от Курска и в 40 верстах от города Путивля. Основана она в 1648 г. и название свое получила, как полагают, от рода бояр Глинских, властителей ближайшей к монастырю местности и усердных  благотворителей обители.

Хранимая в ней чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы явилась в начале XVI века. В исторических записях обители сохраняется описание многочисленных случаев исцеления по молитвам перед чудотворной иконой.

Икона имеет в вышину 5 вершков, а в ширину – 4 вершка. Она покрыта золотой чеканной ризою, вставлена в серебряный позолоченный киот в виде круга, украшенного 36 звездами из мелких стразов и с изображением наверху Господа Саваофа.

Лукиановская (XVI). Лукианова обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы находится недалеко от Переяславля-Залесского, в 12 верстах от слободы Александровой. В Богоявленской церкви монастыря находилась древняя чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы.

Изображение написано на зеленом фоне, сильно потемневшем от времени, на гладкой расколовшейся пополам доске. Размеры этой доски в длину 13, 5 вершков, а в ширину 11 вешков. Икона обложена выпуклой чеканной серебряной позолоченной ризой.

Исааковская (1659). Икона находилась в мужском монастыре Ярославской губернии, Пошехонского уезда, в 60 верстах от города Пошехонья. Название свое эта обитель получила от села Исаакова, в урочищах которого благоволила Богоматерь явить Свой чудотворный образ.

В 1758 г. в обители воздвигнута каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя и чудотворца Николая. Икона представляет изображение события Рождества Пресвятой Богородицы, несомое двумя ангелами и окруженное херувимами. Размеры иконы: в длину 1 аршин и 6 вершков и в ширину 1 аршин и 8 вершков. Она покрыта серебряною позолоченною ризою.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы:

Холмская. Эта икона Божией Матери находилась в городе Холме, Люблинской губернии, в соборной церкви. Происхождение ее относится к очень древнему времени. По местному преданию она написана св. евангелистом Лукой и привезена в Россию из Греции при равноап. вел. князе Владимире (память его 15 июля), который после своего крещения, получил в дар из Константинополя много икон. Холмская икона изображена на трех соединенных вместе кипарисовых досках; размеры ее: в длину 1 аршин 4 вершка и в ширину 1 аршин.

В древние времена эта икона была украшена драгоценной ризой из литого золота с эмалью византийской работы. Но в 1261 г., во время нашествия татар, город Холм был разграблен, при этом пострадала также святая икона. Ее обрели только через 100 лет под известковым щебнем. На изображении Богоматери ясно видны две язвы, нанесенные татарами: одна на левом Ее плече, как полагают, от сабельного удара и другая на правой руке от стрелы.

В 1596 году Холмский собор и находившаяся в нем чудотворная икона оказались в руках униатов. С возрождением Холмского края в духе православия и русской народности в первой половине XIX столетия Холмский собор и находящаяся в нем чудотворная икона были возвращены православным.

В 1915 г. во время трагических событий Первой мировой войны икона очутилась в Москве, а в 1918 г. была привезена в Киев. До нашего времени она сохранялась в семьях священников, дочь последнего хранителя иконы в 1996 г. передала ее в музей. В настоящее время Холмская икона Богородицы находится в экспозиции музея Волынской иконы г. Луцка.

От этой иконы совершалось и совершается много чудесных знамений.

Икона Божией Матери ''Знамение'' Курская Коренная Курская-Коренная «Знамение» (1295). Сведения об этой иконе приведены 8 марта.

Почаевская икона Божией Матери Почаевская (1559). Сведения об этой иконе приведены 23 июля.

Леснинская и Домницкая (1696). Домницкая икона Божией Матери явилась в 1696 г. на берегу реки Домницы в Черниговской епархии, недалеко от города Березны. На месте явления иконы был основан монастырь. В 1771 г. жители города были избавлены от чумы заступничеством Божией Матери.

Икона Божией Матери Леснинская О Леснинской иконе сведения приведены в день ее празднования 14 (27) сентября.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz