Краткие жития святых, православные праздники и события

25 сентября / 8 октября

 

Прп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Св. Николая исп., пресвитера (1941).

Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1592). Прп. Досифеи затворницы, Киевской (1776).

Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III).

 

Прп. Евфросиния Александрийская (V). Родилась в Александрии, в семье знатных родителей, и была единственным ребенком. Мать Евфросинии умерла рано. Воспитывал девочку отец, Пафнутий (память его 15 февр.), который был глубоко верующим, благочестивым христианином. Он часто посещал монастырь, игумен которого был его духовным наставником. Когда Евфросинии исполнилось восемнадцать лет, отец хотел выдать дочь замуж. Он направился в монастырь к своему наставнику, чтобы получить благословение на предстоящий брак дочери. Игумен беседовал с девицей и дал ей свое благословение, но св. Евфросиния стремилась к иноческой жизни. Приняв тайно пострижение от инока-странника, она покинула отчий дом и решила поступить в обитель. Опасаясь, однако, что в женском монастыре ее обнаружит отец, она, назвав себя евнухом Измарагдом, пришла в тот самый мужской монастырь, который с детства посещала вместе с отцом. Иноки не узнали Евфросинию, переодетую в мужское платье, и приняли ее в свою обитель. В уединенной келье Евфросиния провела тридцать восемь лет. Ее отец скорбел о потере любимой дочери и не раз, по совету настоятеля, беседовал с иноком Измарагдом, открывая ему свою печаль, и находил у него духовное утешение. Перед кончиной прп. Евфросиния открыла скорбевшему отцу свою тайну и просила, чтобы никто, кроме него, не приготовлял к погребению ее тела. Похоронив дочь, Пафнутий роздал все свое имущество нищим и монастырю и принял монашество. Десять лет, вплоть до своей кончины, он подвизался в келье своей дочери.

Преподобный Сергий Радонежский Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Прп. Сергий, в миру Варфоломей, был младшим сыном ростовских бояр Кирилла и Марии, живших раньше в Ростовском княжестве, а затем переселившихся в городок Радонеж. Родился он в 1314 г. В житии св. Сергия рассказывается, что, еще находясь в материнской утробе, когда его мать молилась в храме, младенец трижды издал крик. И родители, и приходской священник поняли это необычное явление как знак, что младенец прославит своею жизнью Святую Троицу. Подобное предзнаменование имело место и в детские годы Варфоломея: однажды, когда он пас лошадей своего отца, он увидел таинственного странника, который благословил его и предрек, что он прославит Бога своею жизнью. Братья Варфоломея женились, но он отказался от вступления в брак и просил родителей отпустить его на путь отшельничества. Те уговорили его остаться с ними до их смерти, а затем сами постриглись в соседнем Покровском Хотьковском монастыре, где вскоре и умерли. Варфоломей мог наблюдать в этой обители монашеский строй жизни и монастырский быт, который не пришелся ему по душе: его тянуло к подвигам уединенной пустыннической жизни, о которой он читал в житиях святых Египетской Фиваиды, Синая и Палестины. Варфоломей отдал свою часть наследства женатому брату Петру, а сам уговорил брата Стефана поселиться в двенадцати верстах от Радонежа в дремучем лесу. Там они построили келью и небольшой храм, который был освящен по благословению митр. Феогноста в честь Св. Троицы. Это произошло в 1335 г. Но Стефан не выдержал трудностей такого отшельничества и ушел в Москву в Богоявленский монастырь, а Варфоломей остался в одиночестве. Изредка его навещал и совершал богослужения некий игумен Митрофан, быть может, инок того же Хотькова монастыря, где скончались родители Варфоломея. Этот же игумен Митрофан в 1337 г. постриг юного подвижника, которому было всего 23 года, в иноческий чин с наречением имени Сергия. Более года Сергий провел в полном одиночестве, преодолевая непрестанною молитвою и трудами искушения помыслами и страхи от диких зверей. Слух о его подвижнической жизни разошелся по окрестностям, и около него начали селиться любители уединения. Постепенно создался поселок, принявший вид киновии, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, собираясь вместе только к богослужению. Затем киновия начала принимать вид настоящего общежительного монастыря, возрастая и числом насельников, и духовными силами. В ее святом руководителе чудесно сочетались три основные способности человеческой природы: молитвенно-созерцательное устремление в область духа, неустанный труд и горячая деятельная любовь не только к людям, но и ко всему живому. Чистые молитвенные возношения в горний мир снискали преподобному особое благоволение Матери Божией, Которая его удостоила чудесными посещениями. Отдавая почти все ночное время молитвенным подвигам, св. Сергий целыми днями трудился на благоустройство обители: сам рубил деревья, таскал бревна, колол дрова, носил воду, пек просфоры, варил квас, катал для церкви восковые свечи, кроил и шил одежду и обувь, будучи поистине всем слугою. Вместе с тем известно, что преподобный, несмотря на просьбы братии, долго не хотел принимать по смирению ни сана священника, ни игуменства, и только угроза насельников монастыря, что если он не согласится исполнить их желания, то они разойдутся, заставила его исполнить их просьбу. Это произошло почти через двадцать лет после того, как молодой Варфоломей начал свои уединенные подвиги. За эти годы он стал известен свв. митрополитам Феогносту (память его 14 марта) и Алексию (память его 12 февр.), а через них и самому Патриарху Константинопольскому, приславшему Сергию грамоту с предложением устроить монастырскую жизнь по образцу общежительных монастырей Православного Востока.

Св. Сергий последовал этому совету и, с благословения митр. Алексия, ввел общинножительный устав. Св. Сергий умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря нему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство св. князя Димитрия Донского (память его 19 мая). Св. Сергий благословил князя Димитрия перед битвой, предсказал ему победу и дал двух святых воинов-монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю (память их 7 сент.). Князь перед битвой советовался с св. Сергием и без его одобрений не нападал на врага. После битвы князь стал с еще большим благоговением относиться к св. Сергию и в 1389 г. пригласил его скрепить духовное завещание, узаконившее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Св. Сергий скончался 25 сентября 1392 г. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 г. он был причислен к лику святых. Св. Сергий основал, кроме Свято-Троицкого Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на севере Руси. Влияние его с особою силою сказалось на его многочисленных учениках, из которых очень многие сами прославились святостью жизни и явились благостными воспитателями окружавшего их общества. В «Патерике» Троице-Сергиевой лавры названо около ста имен святых подвижников, так или иначе связанных духовными узами с великим «игуменом всея Руси».

Память его празднуется также 5 июля в день обретения мощей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

 

Св. Николай (Розов) исп., пресвитер (1941): Новомуч.

 

Св. Прохор, ученик ап. Иоанна Богослова (I-II).

Прмч. Пафнутий египтянин и с ним 546 мчч. (III). Святой преподобномученик Пафнутий жил при императоре Диоклетиане и был родом из Египта. Правитель Египта Арриан, преследовавший христиан, прибыв в город Гентирию (Тентиру), приказал воинам найти и привести к нему подвижника Пафнутия. Но предуведомленный ангелом, он явился сам и, после исповедания Христа, заключен был в темницу. Затем он снова был представлен правителю, причем оковы с рук и ног его спали сами собой. Тогда его подвергли столь тяжелым мучениям, что внутренности его выпали, но ангел исцелил его. Два воина, Дионисий и Каллимах, мучившие святого, увидев это, уверовали, и тут же были обезглавлены. Пафнутий, заключенный в темницу, обратил 40 чиновников, брошенных туда правителем. Все они за исповедание Христа были преданы огню. После этого святой, чудесно освобожденный из-под стражи и принятый с радостью в доме одного богатого человека по имени Несторий, возбудил к подвигу мученичества его самого, жену и дочь его Стефану, которые были обезглавлены Аррианом. Потом св. Пафнутий обратил 16 учеников, детей знатных родителей. Они были пронзены дротиками, и один из них испустил дух на костре; 80 рыболовов, возбужденные к мученичеству, были лишены жизни секирой. Сам Пафнутий обратил еще 400 воинов с начальником их Евсевием, которые были сожжены в ямах. После этого святого бросили в реку с камнем, но он приплыл на этом камне к берегу. Наконец, отправленный к самому Диоклетиану, святой Пафнутий был пригвожден им к пальмовому дереву и предал дух свой Богу.

Память труса (землетрясения), бывшего при блгв. царе Феодосии Младшем (ок. 438). Во время этого события, которое случилось в Константинополе, на общенародном молебне из толпы народа чудесно был поднят на небо мальчик. Он слышал там песнь ангелов «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный», и рассказал об этом народу. С тех пор мы все поем эту Трисвятую песнь с прибавлением слов «помилуй нас».

Св. Феофил исп., еп. Ефесский (IX).

Евфросиния Суздальская Прп. Евфросиния Суздальская, в миру Феодулия (1250). Княжна, в миру Феодулия, старшая дочь св. князя мученика Михаила Черниговского (память его 20 сент.). Родители просватали ее за суздальского князя Мину. Это было против воли праведницы, мечтавшей об иночестве. Она только молилась Господу о сохранении ее девства. И ее молитвы были услышаны: жених скоропостижно скончался. В Суздальском Ризположенском монастыре, преподобная приняла монашеский постриг. В обители княжну не тяготили никакие послушания. После смерти игуменьи  прп. Евфросиния возглавила монастырь. Когда в 1238 г. татаро-монголы во главе с ханом Батыем ворвались в Суздаль, там сохранился только Ризположенский монастырь, так как сильна была молитва о нем преподобной. После ее преставления от гроба святой совершались чудеса исцеления болящих. В сентябре 1698 г. мощи прп. Евфросинии были открыты и совершено ее прославление.

Память ее празднуется также 23 июня вместе с Собором Владимирских святых.

Прпп. Афанасий Железный посох (1388) и Феодосий (XIV) Череповецкие, ученики прп. Сергия Радонежского и всея России чудотворца. Поселились они в Новгородском краю на Череповецком урочище, при впадении реки Ягорбы в реку Шексну, где и подвизались в иноческих трудах. Здесь они построили храм во имя Святой Троицы и основали Воскресенский Череповецкий монастырь.

Череповецкий монастырь был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях.

Мощи прпп. Афанасия и Феодосия почивают под спудом.

Память их празднуется 25 сент. в день памяти прп. Сергия Радонежского и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

Святитель Герман, архиепископ Казанский Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1592). Память его празднуется 6 ноября в день преставления (см. о нем там же).

В 1592 г. святые мощи свт. Германа были перенесены из Москвы в Свияжск по просьбе жителей этого города, где были встречены митрополитом Казанским Ермогеном и положены в монастырском Успенском храме, причем храм исполнился благоухания, и были исцеления.

Прп. Досифея затворница, Киевская (1776).

Прп. Евстафий, монах Римский.

Прп. Николай Триккокит.

Мчч. Павел, Татта и чада их Савиниан, Максим, Руф и Евгений, в Дамаске пострадавшие.

Мч. Роман.

Св. Пафм.

 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz