Краткие жития святых, православные праздники и события

21 сентября / 4 октября

 

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Ап. от 70-ти Кодрата (ок. 130). Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752). Сщмчч. Александра, Алексия, Константина, Иоанна пресвитеров (1918); прмч. Маврикия и с ним мчч. Василия и Владимира (1937); сщмчч. Валентина, Александра, Иоанна, Андрея, Петра, Иоанна пресвитеров (1937); сщмч. Иоанна пресвитера (1938); сщмч. Василия пресвитера (1942).

Прп. Даниила Шужгорского (XVI). Прп. Иосифа Заоникиевского, Вологодского (1612). Сщмчч. Ипатия епископа и Андрея пресвитера (ок. 730-735). Свтт. Исаакия и Мелетия, епископов Кипрских. Мчч. Евсевия и Приска. 

 

Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня.

Ап. от 70-ти Кодрат, иже в Магнезии (ок. 130). Святой апостол Кодрат проповедовал слово Божие в Афинах и в Магнезии, где и был епископом. Своею проповедью он многих привел к свету Благоразумия. Он воссиял, словно великий свет, среди темноты языческого безбожия. Но тьма – постоянный враг свету, поэтому и безбожные эллины, видя, что Кодрат разрушает их идолов, изгоняет бесов, искореняет злочестие, воздвигли на святого гонение и бросились на него с камнями, как некогда иудеи на Стефана (Деян. VII, 59). Хотя св. Кодрата и закидали камнями, но хранимый Христовой благодатью, он остался жив. Тогда его заключили в темницу и долго томили голодом. Но сами идолопоклонники погибали от того голода, который Святое Писание называет: «глад слышания слова Господня» (Амос. VIII, 11). После долгих мучений св. Кодрат умер, но душа его живет в Царствии Небесном и наслаждается райским блаженством. Он окончил подвиг свой страдания при царе Адриане (117-138). Святое тело его, положенное в Магнезии, творило многие исцеления недужных.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского (1752).

 Память свт. Димитрия празднуется также 28 октября в день представления (1709) (см. о нем там же). 21 сентября 1752 г. его святые мощи были обретены нетленными во время ремонта собора Яковлевского монастыря в Ростове. Тогда же и начались исцеления.

 Сщмчч. Александр (Федосеев), Алексий (Стабников), Константин (Широкинский), Иоанн (Флеров) пресвитер (1918): Новомуч. Священники завода Майкора Александр Федосеев, юговского заводского собора Алексий Стабников и Свято-Троицкой церкви Константин Широкинский Пермской епархии были расстреляны 21 сентября 1918 г.

Священник Иоанн Флеров был строителем и первым служителем храма Архангела Михаила в селе Семьяны Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Церковь была построена и освещена незадолго перед революцией 1917 г. Освятив храм, о. Иоанн сказал: «Моя церковь долго будет стоять, и никто к ней не подступится». Это исполнилось, но сам настоятель зимой 1918 г. был арестован и препровожден в Васильсурск; ему было тогда 40 лет.

В Васильсурской тюрьме его долго мучили, часто вызывали на допросы, требуя отречения от Христа или от священнического сана. Священник не согласился. И тогда о. Иоанна вывели на кладбище и велели копать могилу. Выкопав, он стал молиться. И когда кончил, сказал: «Я готов». Он был убит залпом в спину.

После его кончины храм обрел предстателя перед Богом. Долго не могли безбожники закрыть его, а когда закрыли, не смогли разорить, а хотелось, потому что храм был укоряющим памятником народного строительства – были еще живы сами строители и крестьяне-жертвователи. Так церковь не разоренной достояла до своего открытия в сороковых годах.

Прмч. Маврикий (Полетаев) и с ним мчч. Василий (Кондратьев) и Владимир (Правдолюбов) (1937): Новомуч.

Василий Емельянович Кондратьев родился 1 марта 1887 года в деревне Генутьево Александровского уезда Владимирской губернии. В 20-х – начале 30-х гг. жил в Загорске (ныне Сергиев Посад), занимался торговлей. В 1926­1935 гг. являлся старостой в храме, где служил архимандрит Маврикий (Полетаев). 21 октября 1935 года арестован по обвинению в высказывании «контрреволюционных взглядов» на политику советской власти и в «антисоветской агитации», заключен в Бутырскую тюрьму. Виновным себя не признал.

8 января 1936 года особое совещание НКВД приговорило Василия Емельяновича к 3 годам исправительных работ. Он отбывал наказание в Карагандинском ИТЛ, работал возчиком. В 1937 году против Василия Кондратьева было начато новое дело, его обвинили в том, что он предоставляет свою «квартиру» для богослужений. Василий Емельянович виновным себя не признал, подтвердил лишь наличие у него иконы.

Расстрелян 4 октября 1937 года по постановлению тройки УНКВД по Карагандинской области от 28 сентября 1937 года, погребен в общей безвестной могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.

[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]

Сщмч. Валентин (Никольский) пресвитер (1937): Новомуч. В июне 1937 г. на основании полученных в застенках показаний двух рабочих были арестованы священники Лысковского района. Их обвинили в поджогах домов, принадлежавших колхозникам. Среди других был арестован священник Валентин Иванович Никольский. Он родился в 1885 г. в селе Линево Борского уезда Нижегородской губернии. Служил в селе Трофимово Лысковского района. Все обвинения в свой адрес он отверг и ложных свидетельств против других обвиняемых не подписал. 21 сентября тройка НКВД приговорила о. Валентина к расстрелу. 4 октября приговор был приведен в исполнение.

Сщмчч. Александр (Беляков), Иоанн (Лазарев) и Петр (Сахаровский) пресвитеры (1937): Новомуч. Священники Александр Николаевич Беляков (родился в 1890 году в Нижнем Новгороде), Иоанн Михайлович Лазарев (родился в 1876 году в селе Курмыш Нижегородской губернии) и Петр Иванович Сахаровский (родился в 1876 году в Нижнем Новгороде, служил в нижегородской Спасской церкви) были арестованы с 5 по 7 августа 1937 г. в числе многих других священнослужителей и мирян. Никто из них не согласился ни поставить свою подпись под возводимыми на них следователями наветами, ни оговорить других. Отец Петр даже пытался убедить следователей, что в Нижнем Новгороде нет антисоветских организаций и вряд ли они возможны. Все было напрасно. 21 сентября все они были приговорены к расстрелу и расстреляны.

Сщмч. Андрей (Бенедиктов) пресвитер (1937): Новомуч. Священник Андрей Николаевич Бенедиктов родился в селе Воронино Б.-Мурашкинского уезда Нижегородской губ. Был вместе со многими другими (сщмчч.: священники Иоанн Лазарев, Петр Сахаровский, Иоанн Никольский, Александр Беляков – память их 21 сент.; диакон Андрей Батистов) и мирянами арестован богоборцами-большевиками с 5 по 7 августа 1937 г. В числе прочих отказался поставить свою подпись под возводимыми следователями наветами и оговорить других. 21 сентября все они были приговорены к расстрелу и расстреляны.

Сщмч. Иоанн (Никольский) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмч. Иоанн (Быстров) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Иоанн родился в селе Семьяны Васильсурского уезда Нижегородской губернии в 1888 или 1889 году. У родителей о. Иоанна были одни дочери, а им хотелось сына, и мать усердно молила о том Бога, дав обет, что если родится мальчик, он будет посвящен Господу, и когда он родился, назвали его Иоанном.

Окончив гимназию, Иоанн стал учителем в родном селе.

Строительство храма Архангела Михаила, служба в нем ревностного пастыря о. Иоанна Флерова (см. о нем выше) оказали немалое влияние на молодого учителя. Было ясно, что только с Богом воспитание могло быть успешным, потому что основой его могла быть только любовь.

Обладая заметными дарованиями, как воспитатель, он скоро стал известен среди учителей, и окружающие прочили ему славное будущее. Казалось, он нашел себя в любимом деле, обеты, данные перед его рождением, были забыты. Но Господь Сам напомнил о Себе. Все чаще Иоанн вспоминал о данном его матерью слове, все мучительнее переживал мысль о своей неверности Богу. Сколь удачно не сложилась бы его дальнейшая жизнь, но она будет никуда не годна, если выстроится на зыбучей основе неправды. И когда Иоанну исполнилось 27 лет, он сказал матери: «Мама, я должен исполнить обещание. Я сам так хочу».

Он женился, был рукоположен и стал служить в селе Саканах Нижегородской епархии. Это была во всех отношениях счастливая семья. У них с супругой родилось восемь детей, и в семье царила взаимная любовь. С редкостной мерой о. Иоанн был к детям рассудительно строг и справедлив, и дети любили его. Он никогда не забывал, что он не только воспитатель, но и священник – образец нравственности для всех окружающих. И хотя семье было в те годы вдвойне тяжело от выпавших на ее долю гонений из-за того, что Иоанн стал священником, он ни разу не пожалел, что исполнил материнский обет. Никакие преследования, никакие утеснения со стороны безбожных властей его не страшили. Гонимому властями, ему пришлось сменить несколько приходов. Последним местом его служения стал храм села Арапово Богородицкого района Нижегородской епархии.

Педагогическая известность некоторое время охраняла его, но в конце тридцатых годов арест навис над ним неминуемо. Кое-кто из представителей власти пытался уговорить о. Иоанна оставить храм и вернуться к учительству, обещая, что не будет помянуто его священство, его сделают директором школы, и при его способностях ему откроются все дороги. А иначе не избежать ареста. Слушая это, матушка бросилась уговаривать мужа оставить церковь и пойти в школу; она напоминала ему о детях, со слезами умоляя сжалиться над ними. Но как раньше, так и теперь пастырь оставался тверд в своем решении служить Богу. С кротостью и любовью он произнес: «Господь не оставит, он всех детей выведет в люди».

11 сентября 1938 г., на Иоанна Постника, его арестовали. Когда приехали чекисты, шла служба, и они не посмели ее прервать, вышли из храма и расположились неподалеку, ожидая священника.

Отец Иоанн был заключен в Нижегородскую тюрьму.

Кончина его и многих других священников Нижегородской епархии, арестованных в 1937-1938 гг., была такова. Их всех вывели на середину Волги против города Бор, неподалеку от Нижнего. Связанных священников по одному сталкивали в воду, наблюдая, чтобы никто не выплыл; выплывших топили. И так были умучены все.

Сщмч. Василий (Крымкин) пресвитер (1942): Новомуч. Священномученик Василий родился в 1901 г. в селе Протасово Троекуровского уезда Тамбовской губернии в семье крестьян Ивана Алексеевича и Марфы Леонтьевны Крымкиных. Когда Василию исполнилось восемь лет, он поступил в Троицкий монастырь, располагавшийся в полутора верстах от города Лебедянь Тамбовской губернии. Здесь он окончил монастырскую церковноприходскую школу и до 1928 г. был в монастыре послушником. После того как монастырь был безбожной властью закрыт, он вернулся в родное село и служил псаломщиком в храме.

В 1930 г. Василий Иванович был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Остафьево Подольского района Московской области. 4 декабря 1937 г. о. Василий был арестован, в тот же день допрошен, и на этом следствие было закончено.

Виновным себя в проведении «контрреволюционной антисоветской агитации, направленной против проводимых партией и правительством мероприятий» священник не признал.

7 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Василия к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Священник Василий Крымкин скончался в исправительно-трудовом лагере в Самарской области 4 октября 1942 г.

 Мчч. 6, мечом усеченные (298).

Сщмчч. Ипатий еп. и Андрей пресвитер Ефесские (ок. 730-735). Эти святые родились в Лидийской стране. В детстве оба учились наукам в одной обители и, украшая себя добродетелями, все более и более укреплялись в вере. Достигнув зрелого возраста, Ипатий принял иночество; он стремился к тому, чтобы постоянно пребывать в безмолвии и работать пред Богом. Андрей же посвятил себя служению людям: он занял место клирика, сделался ревностным проповедником слова Божия. Оба они отличались великим воздержанием, смиренномудрием и любовью ко всем. Архиепископ Ефесский, узнав о добродетельной жизни этих благочестивых мужей, позвал их к себе. Не малую пользу он почерпнул, беседуя с ними, поэтому очень полюбил их и сделал Ипатия, против его желания, епископом Азийской церкви. Андрея же он рукоположил во священника.

Так воссияли эти двое святых. Между тем греческий царь Лев Исаврянин (717-741) воздвиг гонение на святые иконы. Он предписал по всей империи выбрасывать их из храмов Божиих и издал строжайшее повеление, чтобы никто не смел поклоняться им. Тогда свв. Ипатий и Андрей вооружились против иконоборцев: они убеждали свою паству не слушать безбожного царского повеления. Царь, узнав об этом, велел привести их к себе, и долго убеждал их отказаться от почитания святых икон. Он даже приказал своим мудрецам вступить в спор с доблестными воинами Христовыми, но ничем не мог гонитель поколебать этих твердых церковных столпов. Затем, заключив их в темницу, он долгое время держал их там, надеясь этим заставить их отказаться от своего убеждения. Обманувшись, он приказал бить их без пощады, сорвать с их голов кожу с волосами, и, намазав их бороды смолой, зажечь, а потом предать пламени на головах их драгоценные святые иконы. Все это они мужественно претерпели, и силой Божией остались живы. Затем Лев повелел влачить их по городу. Наконец они были закланы, как агнцы, и предали свои святые души в руки Божии, пострадав за святые иконы. Их честные тела были брошены на съедение псам, но христиане тайно взяли их и похоронили с честью.

Прп. Даниил Шужгорский (XVI). Прп. Даниил был родом из пределов Московских.  Пострижение и иноческий сан он получил в Корнилиево-Комельском монастыре. Устав, данный монастырю прп. Корнилием (память его 19 мая), предписывал инокам со страхом Божиим пребывать в молитве, заботиться о внутреннем делании, бодрствовать душой, сокрушаться сердцем и отгонять от себя все земные помыслы. Из монастыря преподобный ушел в безлюдную местность и подвизался в полном уединении на лесистой Шужгоре в Белозерском уезде Новгородской земли (ныне Вологодская область и епархия). Здесь, в 50 верстах от Белозерска, он основал монастырь в честь Преображения Господня.

Святые мощи его покоятся в церкви в честь Преображения Господня его упраздненного монастыря, ставшей приходской.

Прп. Иосиф Заоникиевский, Вологодский (1612). Христа ради юродивый. В миру Иларион, крестьянин деревни Обухово, Вологодской области; родился около 1530 г. Посетила его беда, стал он слепнуть. Однако Иларион не отчаялся: стал ходить по местным церквам и всюду служить молебны, прося себе у Бога исцеления. Однажды во время Божественной литургии явился ему некий дивный муж, который благословил его и обещал ему исцеление. По выходе из церкви он повел его в глухое урочище, которое называлось Заоникиевское, и велел приходить сюда на следующий день, чтобы видеть славу Божию. Когда Иларион пришел туда опять, то ему явились свв. бессребреники Косма и Дамиан и сказали, что они посланы Пресвятой Богородицей, желающей исцелить его. Тогда явилась икона Божией Матери (23 июня 1588 г.), сияющая, подобно солнечным лучам, и был от нее глас, повелевавший очистить это место и воздвигнуть на нем крест. Видение окончилось. Иларион, исцеленный, в духовной радости вернулся в деревню и все рассказал, что с ним было. Крестьяне очистили это место, поставили крест и часовню для явления иконы, прозванной Заоникиевской (празднование ей 21 мая и 23 июня), и от нее стали истекать обильные чудеса. На этом месте, по повелению еп. Вологодского, был основан монастырь (Заоникиевская Владимирская пустынь), и первым иноком его стал Иларион, постриженный под именем Иосиф. От настоятельства он уклонился, притворившись слабоумным, и тридцать лет прожил в тяжелых подвигах. Перед кончиной вспоминал все виденные им чудеса и благодарил Бога.

Свтт. Исаакий и Мелетий, епп. Кипрские. За святую жизнь они были удостоены дара чудотворения и скончались в мире.

Мчч. Евсевий Финикийский и Приск Кесарийский (Палестинский). Св. Евсевий жил в Финикии и был тайным последователем Христа. В то время язычники воздвигли на христиан страшное гонение, они предавали верующих различным мучениям всюду, где только могли найти их. Тогда многие из верующих стали скрываться по тайным местам. Святой же Евсевий, исполнившись Божественной ревностью, пошел к правителю города и бесстрашно укорил его за преследование стада Христова.

Разгневавшись, князь приказал обнажить его, повесить и строгать его тело острым железом до тех пор, пока не обнажатся кости. Потом стали растирать и поливать его раны уксусом с солью. Все это исповедник Христов претерпевал мужественно и радовался, что страдает за веру Христову.

Видя его непреклонность, нечестивцы отсекли ему голову мечом.

Святой Приск исповедовал имя Христово во Фригии и многих язычников привел ко Христу. Потом нечестивцы, взяв его, повесили и стали железными когтями глубоко строгать его по ребрам, так что все тело св. Прииска было изборождено, как вспаханная земля. Видя его твердость, мучители отсекли ему голову мечом.

Мчч. Евсевий, Нестав, Зинон, Васса Тирская, Нестор и Вузирис. Все они были побиты камнями при Юлиане.

Свв. Лаврентий и Агна.

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz