Краткие жития святых, православные праздники и события

СЕНТЯБРЬ

 

НАЧАЛО ИНДИКТА – ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ

 

Православная Церковь придерживается календаря, установленного в 46 году по Рождестве Христове, при Юлии Цезаре, и принятого святыми отцами на I Вселенском Соборе (325) в Нике (так называемый старый стиль).

Это было в то самое время, когда царь Константин Великий, победив Максенция (римский император в 306-312 гг., преследовавший христиан и отличавшийся жестокостями), просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионы. Тогда святые отцы установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы.

Византийская эра, принесенная к нам после Крещения Руси, вела отсчет от сотворения мира, а Новый год отмечался первого марта. В конце XV века Новый год был перенесен на первое сентября.

Но в 1699 г. Петр I издал указ о переносе празднования Нового года на первое число января. Однако в богослужебных книгах праздник «нового лета» указывается и отмечается первого сентября по старому стилю (14 сентября по новому стилю).

Юлианский календарь необычайно гармоничен, он слит с Уставом Богослужений, вошел в Литургическое предание Церкви. Пользуясь старым стилем, православные, согласно правилу Никейского Собора, никогда не празднуют Пасху ни вместе с евреями, ни ранее их, но всегда позднее их по крайней мере на один день, как требует того и Апостольское правило. Западные же христиане, принявшие новый стиль, не могут избежать нарушения этого правила. И в этом отношении с Церковной точки зрения юлианский календарь имеет преимущество перед григорианским исчислением.

 

1/14 сентября

 

Прп. Симеона Столпника (459) и матери его Марфы (ок. 428). Прмц. Татианы, мц. Наталии (1937).

Мч. Аифала диакона (380). Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммуна диакона, учителя их (IV). Мц. Каллисты и братий ее мчч. Евода и Ермогена (309). Прав. Иисуса Навина (XVI до Р.Х.).

Собор Саратовских святых (переходящее празднование в ближайшее воскресенье к 31 августа).

Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения Ее иконы) (864). Черниговской-Гефсиманской (1869), Александрийской, Августовской (1914) и именуемой «Всеблаженная» (в Казани) икон Божией Матери.

 

Святой Симеон Столпник Прп. Симеон Столпник (459) и матерь его Марфа (ок. 428). Преподобный Симеон родился в Каппадокийском селении Сисан в семье христиан Сусотиона и Марфы. С 13 лет он пас овец своего отца. Однажды Симеон, услышав в церкви Евангельские заповеди блаженств, был потрясен их глубиной. Не доверяя собственному незрелому суждению, он тут же обратился с расспросами к некоему старцу. Старец охотно разъяснил отроку содержание услышанного и окончательно укрепил в нем решимость следовать иноческим путем. Не заходя домой, Симеон направился в ближайший монастырь и после слезных просьб был принят в число братии. Когда Симеону исполнилось 18 лет, он был пострижен в иночество и предался подвигам строжайшего воздержания и непрестанной молитвы. Его ревность, непосильная для остальной монастырской братии, встревожила игумена, и он предложил преподобному либо оставить свои аскетические подвиги, либо покинуть монастырь. Тогда Симеон удалился из обители и поселился на дне высохшего колодца. Через некоторое время игумену в сонном видении явились ангелы, которые повелели ему вернуть Симеона в монастырь.

Однако преподобный недолго пробыл в обители. Вскоре он удалился в каменную пещеру, расположенную недалеко от села Галанисса, и прожил там три года. Однажды он решил провести всю Четыредесятницу без пищи и пития. С помощью Божией преподобный выдержал столь строгий пост. С тех пор он всегда на все время Четыредесятницы полностью отказывался даже от хлеба и воды, двадцать лет молясь стоя, а двадцать дней сидя, чтобы не дать ослабеть телесным силам. Целые толпы народа стали стекаться к месту его подвига, желая получить исцеление от недугов и услышать слово христианского назидания.

Избегая мирской славы, преподобный избрал еще неизвестный в то время вид подвижничества. Он построил столп высотой 4 метра и поселился на нем в маленькой келье. Симеон постепенно увеличивал высоту столпа, на котором стоял. Последний его столп был высотой в 36 локтей.

Молва о преподобном Симеоне дошла до императорского двора. Антиохийский патриарх Домнин II (441-448) посетил преподобного, совершил на столпе литургию и причастил его. Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о Симеоне Столпнике. Желая испытать отшельника, они отправили к нему посланцев, которые должны были от имени отцов приказать преподобному Симеону сойти со столпа. В случае неповиновения они должны были насильно стащить его на землю, а если бы он проявил покорность, им поручено было от имени отцов благословить его на продолжение подвига. Преподобный проявил полное послушание и глубокое христианское смирение и ступил на лестницу, чтобы сойти со столпа, но посланцы остановили его, сказав, что теперь они узнали, что начатое им дело – от Бога.

Но дьявол, ненавистник всякого добра, принял вид светлого ангела и показался святому вблизи столпа на огненной колеснице с огненными конями, как бы сходящими с неба. И сказал искуситель Симеону, что его послал Бог, чтобы взять святого, подобно пророку Илие, на небо (4 Царств, II, 11), так как он за святость жизни удостоен вкусить плоды трудов своих и принять венец похвалы от руки Господней.

Святой не распознал вражеского прельщения и поднял правую ногу, чтобы ступить на огненную колесницу, но вместе с тем осенил себя крестным знамением. Тогда дьявол с колесницей исчез, как пыль, сметенная ветром. А Симеон, познав бесовское прельщение, раскаялся и ногу свою, которой хотел ступить на бесовскую колесницу, казнил тем, что стоял на одной ноге целый год, так что она покрылась язвой, в которой завелись черви.

Вокруг столпа его была возведена народом двойная каменная ограда, которая возбраняла беспорядочным толпам людей слишком близко подходить к преподобному и нарушать его молитвенную сосредоточенность. Женщины вообще не допускались за ограду. В этом Симеон не сделал исключения даже для собственной матери Марфы, которой после долгих поисков удалось, наконец, обнаружить своего пропавшего сына. Он послал к ней сказать: «Не тревожь теперь меня, мать моя, ­– если заслужим, то на том свете увидимся». Не добившись свидания, она так и умерла, приникнув к окружавшей столп ограде. Тогда преподобный попросил принести к нему гроб и благоговейно простился с усопшей матерью. После этого ее мертвое лицо просияло блаженной улыбкой.

Восемьдесят лет провел преподобный Симеон в усиленных иноческих подвигах, сорок семь лет он простоял на столпе. Бог даровал ему исполнить в столь необычных условиях поистине апостольское служение – многие язычники, потрясенные духовной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику, приняли крещение.

Первым узнал о кончине преподобного его ближайший ученик Антоний. Встревоженный тем, что его наставник в течение трех дней не показывался народу, он поднялся на столп и нашел его мертвое тело, склоненное во время молитвы. Погребение преподобного совершил Антиохийский Патриарх Мартирий (456-468) при огромном стечении духовенства и народа. Симеона похоронили недалеко от столпа. Антоний устроил на месте его подвигов монастырь.

 

Прмц. Татиана (Грибкова) (1937): Новомуч. Преподобномученица Татиана родилась в 1879 г. в деревне Щукино Московского уезда Московской губернии в семье крестьянина Ивана Грибкова.

В 1896 г. Татьяна поступила в Казанский Головинский женский монастырь, находившийся в девяти верстах от Москвы. Здесь было два каменных и два деревянных храма, больница, богадельня, иконописная мастерская и школа, подвизалось без малого двести сестер. В 1925 г. монастырь был советской властью ликвидирован. Татьяна поселилась вместе с сестрой в родном селе.

Во время жестоких гонений на Русскую Православную Церковь, очередная волна которых пришлась на 1937 г., были оформлены с помощью лжесвидетелей показания, обвиняющие послушницу Татьяну.

Двадцатипятилетний коммунист Кузнецов, снимавший в доме Татьяны комнату, написал на нее 13 мая 1937 г. донос начальнику НКВД Кунцевского района. Закончил он его просьбой, не сообщать ей его имя, так как он живет с ней в одной квартире.

30 мая лжесвидетель был вызван на допрос и рассказал следователю, что в доме Татьяны Грибковой он проживает с 1935 г. Знает о ней, что в прошлом она была монашкой, теперь нигде не работает и живет за счет дохода от сдачи квартиры, а также занимается кустарным ремеслом – стегает одеяла. Ее сестра работает в колхозе. Татьяну Грибкову часто посещает монашеская публика и одна гражданка, которая берет у нее литературу. Бывают также местные жители. Сама Грибкова по вечерам посещала очень многих, особенно перед религиозными праздниками. Тогда она уезжает и в Москву ко всякой поповской братии и своим близким монастырским знакомым. Она, по-видимому, знакома с высшим духовенством, «…бывает в таком обществе, где, якобы, ведутся интимные беседы о том, что скоро должен придти Гитлер. По всем данным, у нее сохранились золотые запасы, так как в первые годы революции она проводила сборы золота на помощь царю Николаю для борьбы за “отечество”. Имеет много религиозных книг и брошюр. По своим настроениям она враждебная личность, проводит антисоветские беседы, распускает слухи о приходе антихриста, причем первым антихристом она считает товарища Ленина. Колхозы она считает барщиной; говорила в феврале 1937 г., что туда согнали людей, но лишают их свободы, хлеба им не дают. По вопросу религии она держится определенного мнения, что в скором времени власть должна измениться и религия восторжествует. По отношению вождей партии и правительства она произносила ряд оскорбительных выражений, с заключением того, что, поскольку у власти нет наших русских, то, несомненно, они должны предать русский народ…».

Послушницу Татьяну арестовали лишь 9 августа 1937 г. после указа Сталина от 5 августа 1937 г. о проведении массовых арестов. Она была заключена в Новинскую тюрьму в Москве. 10 августа начались допросы.

Вопросы, заданные ей следователем, и предъявленные им обвинения опирались на показания лжесвидетеля. Послушница Татьяна отрицала все эти «показания» и виновной себя в проведении «контрреволюционной агитации» не признала.

10 сентября 1937 г. тройка НКВД приговорила Татьяну к расстрелу.

Послушница Казанского Головинского монастыря Татиана (Грибкова) была расстреляна 14 сентября 1937 г. на полигоне Бутово под Московой и погребена в безвестной общей могиле.

 Мц. Наталия (Козлова) (1937): Новомуч.

 

Аифал, диакон Персидский Мч. Аифал диакон, иже в Персии (380). После мучений за веру Христову был побит камнями в Персии, в 380 году. Память его отмечается также 3 ноября.

Мцц. 40 дев постниц и мч. Аммун диакон, учитель их (IV). Они пострадали при императоре Ликинии (311-324), соправителе Константина Великого. Святые девы происходили из Адрианополя Македонского и, просвещенные диаконом Аммуном, уверовали во Христа. Вавд, правитель того города, потребовал их к себе на суд и предал их многим мучениям, чтобы принудить их поклониться идолам. Они молились Богу, и вдруг идольский жрец невидимой силой поднят был на воздух и, пробыв так долгое время, упал на землю и умер. После этого мучитель велел повесить св. Аммуна и строгать его по ребрам; затем на голову его надели раскаленный шлем, но св. мученик был чудесно избавлен от него. Тогда послали св. Аммуна со свв. девами в Ираклию, к другому мучителю. По его приказанию, десять из них были брошены в огонь, восемь дев, вместе со своим учителем, усечены мечом; некоторые скончались, пораженные мечом в уста и в сердце; шесть из них были заколоты ножом, а прочие шесть отошли ко Господу, после того как им вложили в уста раскаленное железо.

Мц. Каллиста и братия ее мчч. Евод и Ермоген (309). Пострадали они в Никомидии (Северо-Западная часть Малой Азии). Получив духовное возрождение в таинстве крещения, они были обвинены перед языческим правителем в том, что они христиане. Видя, что они непоколебимы в исповедании Христа, правитель этот осудил их на усечение мечом, и они, совершив свой мученический подвиг, отошли ко Господу.

Прав. Иисус Навин (XVI до Р.Х.). Иисус Навин был после Моисея вождем народа Еврейского. Он со всем народом перешел посуху реку Иордан, подобно тому, как Моисей Чермное море (Иисус Навин, III, 14-17). Он видел лицом к лицу воеводу небесных сил архистратига Михаила (Иисус Навин, V, 13-15), и звуком труб разрушил стены города Иерихона (Иисус Навин, VI). Во время одного сражения с неприятелем он остановил солнце до тех пор, пока совершенно не разбил врагов своих (Иисус Навин, X, 12-14). Введя народ в землю обетованную, Иисус Навин разделил ее между Евреями по жребию и мирно скончался 110 лет от роду.

Деятельность праведного Иисуса Навина в качестве вождя народа Еврейского подробно изложена в принадлежащей ему «Книге Иисуса Навина». Она помещается в Библии вслед за Пятикнижием Моисеевым и составляет продолжение истории, начатой в книгах Моисея. Ап. Павел называет Иисуса Навина прообразом Иисуса Христа (Евр. IV, 8-9). Как он ввел Израиля в землю обетованную, так и Христос вводит верующих в Него в наследие в Царстве Небесном.

 

Собор Пресвятой Богородицы в Миасинской обители (в память обретения Ее иконы) (864). В то время как ересь иконоборцев, при содействии царя Льва Исавра (716-741), весьма усилилась на востоке, чудотворная икона Пресвятой Богородицы, находившаяся в Миасинской обители, была брошена в Азурово озеро. Здесь ранее подвизался свт. Акакий, еп. Мелитинский (память его 17 апр.).

Прошло много лет с тех пор, как образ Божией Матери был брошен иконоборцами в озеро. В царствие благоверного царя Михаила и матери его Феодоры (память ее 11 февр.), икона поднялась вверх озера и была обретена верующими 1 сентября, нисколько не поврежденная от столь долгого пребывания в воде.

Ради такого чудесного события в той области совершалось ежегодное празднование и прославление Владычицы нашей Пречистой Девы Богородицы.

Прп. Мелетий Новый, иже в горе Миупольской (XI). Подвизался в Греции.

Мч. Ангелис (1680). Усечен.

Прп. Еванфия.

Собор Саратовских святых (переходящее празднование в ближайшее воскресенье к 31 августа).

 

Чудотворные иконы Божией Матери:

Икона Божией Матери Черниговская-Гефсиманская Черниговская-Гефсиманская (1869). Эта икона является списком с чудотворной Черниговской-Ильинской (празднуется 16 апр.) иконы Божией Матери, которая находилась в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где некоторое время подвизался прп. Антоний Печерский (память его 10 июля).

Черниговская-Гефсиманская икона была написана в XVIII веке на полотне. В 1852 г. ее передали в Троице-Сергиеву Лавру, и затем она была помещена в новоустроенном пещерном храме Архистратига Михаила в Гефсиманском скиту. Первым чудом, совершившемся после молитв перед иконой, было исцеление в 1869 г., в день церковного Новолетия (когда установлено празднование образу) 28-летней крестьянки, 9 лет страдавшей от полного расслабления. После этого чудотворения от святой иконы не прекращались: к началу XX века засвидетельствовано более 100 чудес. После закрытия Черниговского скита в 1922 г. чудотворная икона по ходатайству рабочих завода «Серп и молот» была перенесена в Москву, в церковь Сергия в Рогожской слободе (близ Андроникова монастыря). В 1938 г. этот храм закрыли, большинство икон и церковных книг были сожжены во дворе. Чудотворный Черниговский-Гефсиманский образ уцелел и был передан в частные руки, в семью христиан из Подмосковья, однако судьба его неизвестна. Ныне в Гефсиманском скиту как чудотворный почитается список с него.

Александрийская. Время явления этой иконы неизвестно, и вообще не сохранилось никаких исторических сведений о ней. По изображению на старинных гравюрах икона представляет из себя поясной образ Богоматери с Предвечным Богомладенцем, Которого Она поддерживает правою рукою.

 Августовская (1914). Этот образ называется по-разному: «Явление Богоматери русскому отряду», «Свеча Августовская», «Божия Матерь Августовская», «Августовская победа». Почитают ее в Белоруссии и на Дону, на Урале и на Украине. История ее появления связана с Первой мировой войной. 25 сентября 1914 г. газета «Биржевые Ведомости» сообщала о чуде, случившемся на прусском театре военных действий. В письме (от 18 сентября) генерала Ш., командующего отдельной частью, рассказывалось о том, как после отступления один из офицеров вместе с целым полуэскадроном видели видение. Часов в 11 вечера, когда они только что расположились на биваке, на небе появился образ Божией Матери с Младенцем Иисусом Христом на руках, одной рукой Она указывала на запад. Все нижние чины стояли на коленях и молились. Поручик долго смотрел на видение, потом видение изменилось в большой крест и скрылось. После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой.

С сентября 1914-го по ноябрь 1916 г. Святейший Синод специально рассматривал вопрос об этом чуде. 31 марта 1916 г. после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с Северо-Западного фронта, Синод принял решение «…благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам». О чудесном явлении Царицы Небесной русским воинам в Августовском лесу было доложено Императору Николаю II. По его указанию были отпечатаны большим тиражом армейские листовки с изображением явления Божией Матери с кратким поясняющим текстом. Но вскоре революционные события надолго омрачили народную память об Августовских иконах. После революции они уничтожались с особенной озлобленностью, как и списки «Державной» иконы Божией Матери. Есть предание о том, что под Августовом Богородица являлась и казакам, о чем пока нет документальных свидетельств.

Сегодня одна из известных икон – «Явление Богоматери русскому отряду перед поражением германцев в Августовских лесах» – находится в нижней церкви храма Христа Спасителя в Москве. Другая икона – «Явление Божией Матери русскому воинству» – хранится в Государственном историческом музее.

Именуемая «Всеблаженная» (в Казани). Эта икона представляет собою точный список с иконы Богоматери Паммакаристы, или «Всеблаженной», находившейся в константинопольском патриаршем храме св. вмч. Георгия, единственной оставшейся на начало XX века в Константинополе древней и всеми почитаемой иконы.

Патриарх Константинопольский Иоаким III подарил ее жителям Казани в утешение от потери ими в результате кражи в ночь 28-29 июня 1904 г. из соборного храма Казанского Богородичного монастыря чудотворной иконы Божией Матери Казанской.

Присланная святая икона Божией Матери Паммакаристы написана на деревянной доске древнегреческой иконописью. На обратной стороне ее написано по позолоченному фону на греческом языке послание, адресованное митр. Петербургскому и Ладожскому Антонию, предстоятелю Святейшего Синода, от 29 мая 1905 г. 

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz