26 сентября / 9 октября
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (прославление 1989). Сщмч. Афанасия, Александра и Димитрия пресвитеров, мчч. Иоанна и Николая (1937); сщмч. Владимира пресвитера (1939).
Прп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492). Прав. Гедеона, судии Израильского (XII в. до Р.Х.).
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Сведения о житии св. апостола приведены в день празднования его памяти 8 мая.
Преставился апостол, когда ему исполнилось более ста лет. Он вышел из дома с семью своими учениками и, дойдя до некоторого места, велел им там сесть. Время было уже к утру, и он, отойдя на такое расстояние, на какое можно бросить камень, начал молиться. Потом, когда ученики его, согласно его воле, выкопали ему крестообразную могилу, он заповедал Прохору (написавшему текст Евангелия под диктовку учителя) идти в Иерусалим и оставаться там до кончины своей. Дав наставление своим ученикам, апостол поцеловал их и сказал: «Возьмите землю, мать мою, и покройте меня ею».
И поцеловали его ученики и покрыли его до колен, а когда он снова поцеловал их, то покрыли его даже до шеи, положили на лице его покрывало, и, поцеловав еще, с великим плачем покрыли его совсем. Услышав об этом, братия пришли из города и раскопали могилу, но ничего не нашли там и весьма много плакали; затем, помолившись, они возвратились в город. И каждый год в восьмой день мая, появлялось из гроба его благовонное миро и по молитвам святого апостола подавало исцеление болящим.
Свт. Тихон, патриарх Московский и всея России (прославление 1989). Святитель Тихон родился 19 января 1865 г. в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии (ныне Тверской) Иоанна Белавина. В миру он носил имя Василий. Детство и юность его прошли в деревне, в непосредственном соприкосновении с крестьянством, в близости к сельскому труду. Василий имел особую религиозную настроенность и был кроток и смирен. Господь даровал ему трудолюбие и мудрость.
Духовное образование будущий святитель получил в Псковской Духовной семинарии и Петербургской Духовной академии. В годы учения он отличался блестящими успехами в науках, религиозным рвением и постоянной готовностью помочь товарищам. Сокурсники по учебе ласково и шутливо прозвали его «патриархом», не ведая, что ему предстояло действительно стать первым, после 217-летнего перерыва, Патриархом Всероссийским.
В 1888 г. после окончания академии Василий Белавин был определен преподавателем богословия в Псковской Духовной семинарии. Три года спустя он принимает монашество с именем Тихон, в честь свт. Тихона Задонского (память его 13 авг.), и рукополагается во иеромонаха.
В 1892 г. иеромонах Тихон был назначен инспектором Холмской Духовной семинарии, а вскоре определен сначала ректором Казанской, а затем Холмской, Духовных семинарий. Здесь он состоял также председателем Епархиального Училищного Совета, председателем православного братства и цензором изданий. На нем лежало руководство монастырским благочинием Холмско-Варшавской епархии.
В 1897 г. архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии, а в 1898 г. назначен епископом Алеутским и Аляскинским (с 1900 – епископ Алеутский и Северо-Американский). Возглавляя Православную Церковь в Америке, епископ Тихон много преуспел в великом деле распространения православия. На территории его епархии жили люди разных национальностей: русские, сербы, галичане, греки, арабы, креолы, алеуты и эскимосы. Одни были из православных стран, некоторые стали православными благодаря благовестию миссионеров на Аляске и Алеутских островах. Любвеобильное сердце и пастырскую внимательность надо было иметь, чтобы окормлять столь многообразную паству. В 1901-1902 гг. преосвященным Тихоном были освящены храмы в Нью-Йорке и Чикаго. Церковная хроника тех лет сообщает о постоянных посещениях владыкой Тихоном Аляски, Канады и православных приходов в Соединенных Штатах. Как епископу миссионерской епархии, свт. Тихону приходилось много трудиться над реорганизацией крупной епархиальной структуры.
В 1905 г. владыка Тихон был возведен в сан архиепископа. Под его председательством в Майфильде созван был первый Православный Собор Северо-Американской Церкви. Миссионерская школа в Миннеаполисе была преобразована в семинарию, в том же году святитель благословил создание монастыря в Пенсильвании.
В Америке архиеп. Тихон снискал себе всеобщую любовь и преданность, он возглавлял богослужения, совершавшиеся на нескольких языках, и был избран почетным гражданином Соединенных Штатов.
В 1907 г. свт. Тихон был переведен на Ярославскую кафедру, в 1913 г. возглавил Виленскую епархию. Для верного своему архиерейскому долгу владыки Тихона Церковь и ее интересы всегда были дороже всего. Он противился любым посягательствам государства на Церковь, активно участвовал в преобразовании церковного управления в год русских революций.
В августе 1917 г. в Москве был созван Всероссийский Поместный Собор, определивший дальнейший ход жизни Русской Православной Церкви. После его открытия архиеп. Московский Тихон был удостоен сана митрополита, а затем избран Председателем Собора. На Предсоборном Совещании был утвержден вопрос о восстановлении Патриаршества в Русской Церкви. В результате тайного голосования определились три кандидата: архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Арсений (Стодницкий) и митрополит Тихон (Белавин), получивший самое меньшее число голосов.
Члены Собора применили древний обычай избрания Патриарха, уповая на волю Божию, через жребий. И на Патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России был призван высокопреосвященнейший митрополит Тихон.
Великое торжество интронизации проходило в Успенском соборе 21 ноября 1917 г. Это был самый разгар революции, государство не только отделилось от Церкви, оно восстало против Бога. Жизнь Церкви и ее предстоятеля в таких условиях выражалась, прежде всего, в готовности нести возложенный Крест. Под гром орудий, под стрекот пулеметов поставляется Божией рукой на Патриарший престол Первосвятитель Тихон, чтобы взойти на свою Голгофу и стать святым патриархом-мучеником. «Пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза», – говорил святитель.
Ему пришлось действовать в сложнейшей обстановке внутренних церковных противоречий. Он твердо защищал интересы и единство Церкви, изо всех сил стараясь не допустить или остановить расколы. Им были осуждены действия Карловацкого собора, а равным образом и действия раскольников – живоцерковников и обновленцев.
За восемь лет своего патриаршества он твердо вел Православную Церковь в чистоте апостольской, охраняя ее от различных течений и уклонений. По натуре скромный, святитель был глубоко верующим, аскетом и молитвенником.
Святитель Тихон неустанно призывал русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков». Для подъема в народе религиозного чувства по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно сам принимал участие. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, духовно укрепляя свою паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние.
12 июня 1919 г. на святителя было совершено первое покушение. При выходе из храма Христа Спасителя на него накинулась «женщина» (помощники святителя распознали в ней переодетого мужчину) и ударила ножом в бок. Спас святителя тогда монашеский кожаный пояс.
Летом 1923 г. святитель был арестован в своей резиденции – в Митрополичьих палатах на Московском Троицком подворье и доставлен в тюрьму. Через некоторое время он был отправлен в Донской монастырь, фактически, под домашний арест.
10 декабря 1924 г. сотрудниками ГПУ было организовано новое покушение на святителя, но мученическую кончину принял любимый его келейник Яков Полозов.
Несмотря на гонения, свт. Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, часто приезжая издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил Божественную литургию по воскресным и праздничным дням. В воскресный день 23 марта 1925 г. свт. Тихон совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, 25 марта 1925 г., в результате резкого обострения болезни последовала его блаженная кончина. Он умирал с тихой молитвой к Богу, молитвой благодарности, славословя и крестясь: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе…».
В течение нескольких дней у гроба Святейшего совершались панихиды. На его погребении присутствовало пятьдесят девять епископов.
Всероссийский патриарх Тихон был погребен в Малом соборе Донского монастыря. В 1992 г., после случившегося там пожара, святые мощи свт. Тихона были обретены и торжественно перенесены в Большой Донской собор.
Канонизирован свт. Тихон в 1989 г.
Сщмч. Афанасий (Докукин) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Афанасий родился 18 января 1899 г. в селе Верхний Любаш Любашского уезда Курской губернии в семье крестьянина Василия Докукина. Когда Афанасию исполнилось пятнадцать лет, он лишился отца и матери и перешел жить к своей тетке. По окончании второклассного училища он стал с 1914 года служить псаломщиком в одном из храмов Фатежского уезда Курской губернии. В 1923 г. митрополит Курский и Обоянский Назарий (Кириллов) рукоположил его в сан диакона к Михаило-Архангельской церкви в селе Линцы Фатежского района, а в 1925 г. – во священника к Введенской церкви села Кочетно Льговского района.
В 1933 г. власти арестовали о. Афанасия за неуплату налогов и приговорили к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Освободившись в 1935 г., он был направлен служить в храм в село Стариково Талдомского района Московской области, а в августе 1936 г. переведен в Никольскую церковь в село Никульское, где служил до дня ареста.
3 сентября 1937 г. сотрудник НКВД допросил одного из лжесвидетелей, пастуха местного колхоза, и он согласился подписать показания, необходимые НКВД. 4 сентября о. Афанасий был вызван в местное отделение милиции для допроса, но поскольку все сотрудники НКВД были заняты, его допросила паспортистка, задавая ему вопросы биографического характера.
11 сентября священник все же был арестован и первое время находился в тюрьме в городе Загорске. 14 сентября следователь допросил его. Виновным себя в «проведении антисоветской деятельности и антисоветской агитации» о. Афанасий не признал.
15 сентября 1937 г. следствие было закончено и о. Афанасий был переведен в одну из тюрем города Москвы. Здесь, 22 сентября, его снова допросили. На главный вопрос, признает ли он себя виновным в контрреволюционной деятельности, священник ответил отрицательно.
На этом допросы были закончены. 26 сентября тройка НКВД приговорила отца Афанасия к расстрелу. Священник Афанасий Докукин был расстрелян 9 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмчч. Александр (Левитский) и
Димитрий (Розанов) пресвитеры (1937): Новомуч.
Мч. Иоанн (Золотов) (1937): Новомуч. Мученик Иоанн родился в 1897 г. в деревне Куприяново Дмитровского уезда Московской губернии в семье крестьянина Павла Золотова. С какого-то времени он жил в Москве, женился, и у них с женой родился сын. Будучи человеком глубоко церковным, Иван Павлович приютил у себя в 1932 г. схимонахиню Александру (Червякову) (прмц., память ее 30 сент.), с которой познакомился еще в 1924 г. Он оформил ее как свою иждивенку и некоторое время, сколько ей было удобно, она жила у него.
Иван Павлович был арестован вместе со схимонахиней Александрой 26 августа 1937 г. и заключен в Бутырскую тюрьму.
7 сентября он был вызван на допрос, поначалу он отказался отвечать на какие бы то ни было вопросы, подписывать протоколы допросов и вообще в какой-либо мере участвовать в следствии, но затем все же стал отвечать на вопросы.
Его дотошно расспрашивали о характере взаимоотношений со схимонахиней Александрой (Червяковой). В заключение его обвинили в том, что он «являлся участником контрреволюционной церковно-монархической группы… оказывал большую материальную помощь высланному монашеству и духовенству».
8 октября тройка НКВД приговорила Ивана Павловича к расстрелу. Иван Павлович Золотов был расстрелян 9 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Мч. Николай (Гусев) (1937): Новомуч. Мученик Николай родился 9 декабря 1919 г. в городе Москве в семье кузнеца Ивана Гусева. Родителей своих Николай не помнил, так как отец умер во время гражданской войны, а мать в 1920 г., и мальчик воспитывался у бабушки; в 1926 г. она скончалась, и из родственников у Николая осталась только тетка в Москве, у которой он время от времени находил себе приют. Потеряв дом внешний, он нашел льшихсвой дом в церкви; лишившись родственников кровных, он обрел бо родственников во Христе. В тридцатых годах Николай выстроил себе шалаш и вырыл землянку в лесу неподалеку от Реутова, вблизи святых источников у села Косино. Зарабатывал он тем, что собирал и сдавал утильсырье, а также собирал и продавал грибы.
Впоследствии, собирая материал для обвинения Николая, следователь спросил одного из свидетелей, знает ли он Колю и кто он такой и чем занимается. Свидетель ответил: «Да, Колю я знаю. Это Николай Иванович Гусев, блаженный Николай. Проживал он в шалаше, километрах в восьми от Косино в Никольском лесу. Занимается он исцелениями обращающихся к нему верующих, считает себя за блаженного и прозорливого. В шалаше он имеет иконы, лампады. Исцеления он проводит путем выдачи пузырьков с водой. Прославившись блаженным и прозорливым, Гусев имеет среди верующих большой авторитет, в силу чего к нему началось большое паломничество верующих с целью получения исцеления. Кроме того, Гусев благоустраивает новые святые источники на святом озере, которых им на сегодняшний день открыто уже четыре. Всем необходимым, питанием и одеждой Гусев снабжался церковницей из села Косино. К Гусеву приезжают на исцеления из разных мест».
Сотрудники НКВД, устроив засаду в лесу неподалеку от шалаша, в котором жил Николай, 19 сентября 1937 г. арестовали его. Он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день кратко допрошен.
Когда следователь потребовал, чтобы Николай расписался под протоколом допроса, тот категорически от этого отказался. 8 октября тройка НКВД приговорила Николая к расстрелу. Николай Иванович Гусев был расстрелян 9 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Владимир (Вятский) пресвитер (1939): Новомуч. Священномученик Владимир Михайлович Вятский родился 27 июня 1879 года в селе Вятское Даниловского уезда Ярославской губернии в семье церковнослужителя. Окончил сельскую школу, служил псаломщиком, затем был рукоположен во иерея. В 1932 году служил в храме в селе Воскресенском Даниловского района. Был арестован, обвинен в сокрытии церковных ценностей, приговорен к 3 годам ссылки. По возвращении служил в храме в селе Крутово Первомайского района Ярославской области.
29 октября 1937 года о. Владимир вновь был арестован и обвинен в «организации группы верующих, среди которых проводил антисоветскую агитацию, высказывал террористические намерения в отношении партии и правительства». Священник виновным себя не признал. 5 ноября 1937 года тройка УНКВД по Ярославской области приговорила его к 10 годам ИТЛ. Отбывал срок в Темниковском ИТЛ в Мордовии, где скончался 9 октября 1938 года. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]
Прав. Гедеон, судия Израильский (XII в. до Р.Х.).
Прп. Ефрем Перекомский, Новгородский (1492). Память его празднуется 16 мая в день перенесения мощей (см. о нем там же), 26 сентября в день представления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых и в 1-ю Неделю после праздника свв. апп. Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых.
Мч. Хира.