Краткие жития святых, православные праздники и события

19 сентября / 2 октября

 

Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Блгвв. кнн. Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев. Прп. Алексия Зосимовского (1928). Сщмч. Константина пресвитера и с ним двух мучеников (1918); сщмч. Николая пресвитера (1919); сщмч. Нила пресвитера, прмц. Марии (1938).

Мч. Зосимы, пустынника (IV). Блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1147).

 

Мчч. Трофим, Савватий и Доримедонт Синадские (Фригийские) (276). В царствование императора Римского Проба (276-282) и во время управления Антиохией Аттика, называвшегося также Илиодором, Антиохийцы совершали однажды празднование в честь Аполлона Дафнийского и, по обычаю, весь день осуществляли жертвоприношения идолам, в пьянстве и ликованиях и всякого рода непотребных делах. В то время пришли в Антиохию два неизвестных человека, Трофим и Савватий, люди благочестивые, почитатели истинного Бога. Видя ослепление и гибель столь многих душ, они только вздыхали и молили Бога, чтобы он спас этих людей от рук дьявольских.

Идолопоклонники заметили, что они не поклоняются языческим богам и, схватив их, повели к властелину своему Аттику-Илиодору. Он велел их разлучить и сначала привести к нему св. Трофима и начал его допрашивать об имени, жизни и вере. Выяснив, что он христианин, Аттик спросил, читал ли он указы императора о христианах? Тот ответил, что читал, но не воспринял, так как считает его бесовским обольщением.

Эти его слова привели мучителя в гнев. Он велел обнажить св. Трофима и, растянув за руки и за ноги, бить без всякого милосердия. Мученика били так долго, что земля обагрилась кровью. Потом мучитель предложил ему принести жертву богам, угрожая в противном случае еще большими муками, но получил отказ.

Святого повесили на дерево и стали терзать его тело. Но мученик, взывая к Богу, мужественно терпел эти муки. Наконец его ввергли в темницу.

Затем привели на суд св. Савватия. На предложение принести жертву богам святой только смеялся безумию нечестивых и обличал их безбожие. Тогда Савватия повесили и строгали железными когтями до тех пор, пока не обнажились его кости, и от этих мучений святой предал свою душу в руки Господа.

Св. Трофима вывели из темницы, обули его в железные сапоги, внутри которых было набито множество гвоздей остриями вверх, и в тех сапогах повели его во Фригию. Воины же ехали на конях. Путь этот был обагрен кровью мученика. Но Господь укреплял его. После трехдневного пути воины с мучеником достигли города Синад. Там они передали послание от Аттика и самого узника мучителю Дионисию.

Тот также потребовал от св. Трофима принести жертву языческим богам. Когда он получил от него отказ, то повелел бить его воловьими жилами. Затем слуги взяли уксус, смешали его с горчицей и вливали в ноздри Трофиму. После этого повесили его на дереве и резали бока, и из ребер его исходили потоки крови. Мучитель повелел лить на его раны уксус с солью, чтобы увеличить его страдания. Потом стали жечь его ребра горящими свечами, но и этим не могли победить непобедимого Христова воина. Затем посадили святого в темницу.

В Синаде был сенатор и первый советник, по имени Доримедонт. Он был благочестивый христианин, но скрывал это, боясь мучителя. Он часто приходил к св. Трофиму в темницу, омывал кровь и отирал струпья его чистыми полотенцами, перевязывал его раны и вообще всячески заботился о нем. Но недолго пришлось ему скрываться от мучителя. Вскоре наступил богопротивный праздник, называемый «Диоскория». Дионисий, вместе со своими приближенными и советниками, покланялся идолам и, увидев, что с ними нет Доримедонта, послал за ним.

Блаженный Доримедонт сказал посланникам, что он христианин и ему не следует участвовать в бесовском празднике. Дионисий, услышав такой ответ, велел силой привести его к себе и, расспросив, убедился, что он действительно христианин, но пока взял лишь под стражу. Потом он послал к нему своих друзей, чтобы они уговорили Доримедонта раскаяться и обратиться к их богам. Но святой ответил им: «Отступите от меня все делающие беззаконие» (Пс. VI, 9).

На другой день мучитель долго ласками и угрозами старался отвратить св. Доримедонта от Христа, но, ничего не достигнув, велел обнажить его, повесить и жечь его ребра раскаленными железными кольями.

Святой же призывал имя Господа Бога своего, смеялся над языческими богами и своими словами уязвлял сердце мучителя более чем тот копьями тело святого. Слуги стали рвать святому лицо железными когтями и выбили ему все зубы; однако и этим не могли заставить молчать благочестивые уста, исповедавшие Христа и поносившие бездушных идолов. Потом развели под святым мучеником огонь и поставили его на горящие уголья, но он ходил по ним как по цветам и был готов претерпеть за Христа еще более лютые муки. После этого мучитель повелел отвести его в темницу, а св. Трофима вывести на мучение. Его повесили, начали рвать его тело железными когтями, а затем выкололи глаза раскаленными прутьями. Но святой при таких страданиях благодарил Христа, после чего был опять отведен в темницу.

Дионисий стал советоваться со своими приближенными, какой смерти придать Трофима и Доримедонта, так как они пренебрегали всякими муками, и решил отдать их на съедение зверям. На заранее подготовленное многолюдное зрелище святые мученики Трофим и Доримедонт были выведены из темницы нагие, сплошь покрытые ранами. Выпущенная медведица с яростью устремилась на них, но, приблизившись, стала кроткою. Тогда мучитель разъярился более зверя, выпустил на них леопарда, но и он как пес лизал их ноги. Затем выпустили льва, но и он стал кроток, как агнец. Мучитель разгневался на заведующего зверями и грозил ему смертью, если он не сможет разъярить зверей так, чтобы они пожрали двух христиан. Но когда тот стал раздражать льва, то зверь бросился на него и растерзал. Все присутствующие, видя такое чудо, устрашились и познали силу истинного Бога. Один только беззаконный мучитель не хотел познать ее, но еще больше покрывался тьмою своего безумия, хуля Христа и называя волшебниками рабов Его. Потом он велел отсечь мечем головы святых.

Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин Блгвв. кнн. Феодор Смоленский (1299) и чада его Давид (1321) и Константин, Ярославские чудотворцы. Св. князь Феодор Ростиславич происходил от вел. князя Ростислава (память его 14 марта), внука Владимира Мономаха. Он родился в середине XIII в. После смерти отца братья его, смоленские князья, дали ему в удел бедный город Можайск. Князь Феодор не стал с ними спорить, и Можайск стал под его мудрым управлением процветать. Когда же он женился на ярославской княжне Марии Васильевне, то стал ярославским князем.

Как подручник хана Золотой Орды, он должен был принимать участие в его войнах. Хан Менгу-Темир полюбил его, а ханша решила выдать за него свою дочь. Но князь ответил ей, что христианин может иметь одну только супругу, и вернулся в Ярославль. Но там он узнал, что княгиня Мария скончалась, а теща его, властолюбивая княгиня Ксения, провозгласила князем малолетнего сына его Михаила и сама управляет княжеством. Не желая навлекать на Ярославль гнев хана, князь Феодор уступил и вернулся в Орду. Препятствий для брака с царевной более не было, тем паче, что и царевна, и родители ее соглашались на условия князя Феодора – крещение царевны. Под тем же условием дал свое согласие и Константинопольский Патриарх, к которому хан отправил посольство. Во святом крещении царевна была названа Анной. Своему супругу она дала двух сыновей, Давида и Константина. Хан весьма полюбил своего зятя, дал ему в управление 36 городов, надел на него царский венец и воздал ему царские почести. В Орде князь воздвигал церкви и весьма заботился об облегчении участи несчастных пленников.

Наконец, после кончины старшего своего сына Михаила, князь Феодор вернулся с семьей своей в Ярославль. В то же время он унаследовал после кончины старшего брата Смоленск, некоторое время правил им мудро, заботливо и по правде, а потом уступил его племяннику. В Ярославле князь Феодор и супруга его воздвигали церкви. Князь заботился о подданных своих, помогал бедным и духовенству и творил благую милостыню. Ночи он проводил в молитве и чтении Священного Писания.

Скончался он 19 сентября 1299 г., приняв по обычаю перед смертью постриг в монашество. Завещание его было помещено полностью на древней иконе его, находившейся в Спасо-Преображенском монастыре, сооруженном благочестивой княгиней Анной; на ней он изображен в одеянии схимника, с обоими сыновьями своими. После него старший сын его, князь Давид, правил Ярославлем 32 года и скончался в 1321 г., оставив двух сыновей, Василия и Михаила.

Год кончины князя Константина не известен; он женат не был и был верным помощником своего старшего брата. Оба брата подражали благочестивой жизни отца и, согласно желанию своему, были погребены в его гробнице в Спасо-Преображенском монастыре.

Нетленные мощи свв. ярославских князей были обретены в 1463 г. Началось с того, что прозрели две слепые женщины. Затем последовали другие чудеса.

Память их празднуется также 5 марта в день обретения мощей свв. князей, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и в Неделю перед 28 июля вместе с Собором Смоленских святых.

Прп. Алексий Зосимовский (1928). Преподобный Алексий, иеросхимонах Зосимовой пустыни (в миру Федор Алексеевич Соловьев) родился 17 января 1846 г. в Москве в многодетной семье протоиерея Алексея Петровича Соловьева, настоятеля храма во имя преподобного Симеона Столпника.

В 1886 г. Федор Соловьев завершил семинарское образование по первому разряду, вторым в списке выпускников. После семинарии Федор не пошел в Духовную Академию, потому что не чувствовал в себе особого призвания к богословской науке.

Отец Феодор стал служить в московском Успенском соборе, где пользовался всеобщей любовью и уважением. Уже через два года по принятии им священнического сана он был единогласно избран духовником соборного причта, а еще через год, незадолго до ухода в монастырь, стал протопресвитером.

На пятом году супружества его жена Анна, простудившись, заболела скоротечной чахоткой и в 1872 г. скончалась. Женитьба сына открыла дорогу в монастырь.

30 ноября 1898 г. протоиерей Феодор Соловьев был пострижен игуменом Зосимовой пустыни отцом Германом во иеромонаха с именем Алексий, в честь свт. Алексия Московского.

Отец Герман, принимая в Зосимову пустынь протопресвитера Успенского собора, очень опасался, что у того могли появиться ростки гордости и самомнения. И он начал смирять отца Алексия. Первыми послушаниями его были клиросное пение и совершение богослужений. Обращались с ним сурово, ставили во время службы ниже братии, облачения давали самые плохие. Правда его определили духовником и освободили от тяжелых физических работ.

После тяжелой болезни летом 1906 г. отец Алексий перебрался жить в небольшую избушку. Мало-помалу главным делом батюшки в монастыре стало старчество и духовничество. Среди духовных детей старца к этому времени были и такие известные деятели Русской Православной Церкви, как прмц. Великая княгиня Елисавета Феодоровна (память ее 5 июля), М.А. Новоселов.

15 июля 1917 г. в Троице-Сергиевой лавре открылся предсоборный монашеский съезд Московской иерархии. По личной просьбе свт. Тихона старец Алексий принимал в нем участие и был избран членом Всероссийского Поместного Собора, где и вытянул жребий на патриаршество свт. Тихона (память его 25 марта, 26 сент.).

С 1923 по 1925 год (после закрытия Зосимовой пустыни и разгона насельников) старец Алексий еще немного ходил по комнаткам, несколько раз добирался до храма. После он больше сидел в кресле, а потом уж полулежал в кровати. Старец из последних сил старался вычитывать все дневные службы.

Почил старец Алексий 19 сентября / 2 октября 1928 г. в Сергиевом Посаде. Причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года.

 

 Сщмч. Константин (Голубев) пресвитер и с ним два мученика (1918): Новомуч. Священномученик Константин родился в 1852 г. в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии. Его отец, Алексей Голубев, служил в храме псаломщиком и умер, когда мальчику было всего 9 лет. Константин поступил в Саратовскую Духовную семинарию и окончил ее по первому разряду. В это время ему исполнилось 24 года, и он почувствовал в себе дар служения миссионерскому делу, который изобильно был в нем укреплен богословскими знаниями, полученными в семинарии.

В 1867 г. в Саратовской епархии было организовано церковное Братство Святого Креста, которое ставило своей задачей деятельность миссионерскую, просветительную религиозно-нравственную и благотворительную. Это было весьма злободневно, так как в епархии большое распространение получило раскольничество и сектантство самого разнообразного толка. Константин Голубев, еще в семинарии, подробно ознакомился с различными ответвлениями раскола и вполне освоил их учение.

Один из первых миссионерских станов Братства в Вольском уезде был организован в селе Барановка, здесь была устроена специальная библиотека, сюда направлялись воспитанники Саратовской Духовной семинарии для практических бесед на тему раскола.

Константин Алексеевич вступил в Саратовское Братство Святого Креста и получил благословение епископа Саратовского и Царицынского Тихона (Покровского) отправиться в родное село Барановку в качестве миссионера Братства.

Он начал свою миссионерскую деятельность с того, что основал церковноприходскую школу, где был и директором, и учителем по многим предметам, в частности, по Закону Божию. Настоятель храма священник Матфей поддержал миссионера, понимая, что Константин Алексеевич идет на подвиг, беря на себя крест проповеднической деятельности в приходе, наполовину зараженном расколом.

Через некоторое время, благодаря, прежде всего, их усилиям, число раскольников здесь стало заметно сокращаться, и образовалась из местных крестьян большая группа ревнителей православия. В конце концов, ревность православных стала приводить в церковь и закоренелых раскольников. За два года миссионерским трудом Константина Алексеевича, из раскола к Православной Церкви присоединилось тысяча пятьсот человек.

В 1876 г. Константин Голубев представил написанные им пробные лекции и по рассмотрении их еп. Тихоном был утвержден учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначен, как миссионер Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и блюстителем противораскольнической библиотеки в городе Вольске. Благодаря его усилиям, местные раскольники точно очнулись, дремотная замкнутость раскольнического общества была разрушена.

В 1879 г. епископ Саратовский Тихон назначил Константина Алексеевича на должность разъездного епархиального миссионера, и с этого времени его беседы в Вольске были переведены из епархиального училища в более поместительный Предтеченский собор. Константин Алексеевич, по просьбе духовенства и с благословения архиереев, осуществлял неоднократные миссионерские поездки также в Воронежской епархии и в одном из самых зараженных расколом и сектантством Богородском уезде Московской губернии.

4 марта 1895 г. Константин Алексеевич Голубев был определен митрополитом Сергием на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору города Богородска с правом первостояния между всеми священниками Богородского и Павло-Посадского уездов. Под его начало отошли шестнадцать приходов.

12 марта епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Алексеевича в сан священника. Вскоре о. Константин вошел в число директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности и в совершении богослужений в тюремном храме, пока туда не был определен постоянный священник.

Весной 1896 г. его назначили председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства. В том же году о. Константин был награжден фиолетовой скуфьей, через год за ревностное служение Церкви Божией – камилавкой, а за обращение православных из раскола и сектантства – наперсным крестом. В 1897 г. он был поставлен заведующим Истомкинской при фабрике Шибаевых церковноприходской школы, в которой в 1901 г. стал законоучителем.

В 1897 г. протоиерей Константин Голубев был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской промгимназии. Занятия в попечительном совете выяснили перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной степени зависело религиозно-нравственное воспитание народа. И в 1900 г. о. Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковноприходскую школу, в которой был заведующим и законоучителем. В 1901 г. отец Константин был избран членом Богородского комитета народной трезвости.

Отец Константин участвовал во многих церковных мероприятиях в Богородском уезде, в освящении воздвигаемых храмов, в съездах преподавателей церковных школ.

В феврале 1911 г. в городе Богородске состоялось пастырское миссионерское собрание священников и диаконов двух благочиннических округов Богородского уезда с участием московского епархиального миссионера Николая Юрьевича Варжанского (сщмч., память его 23 авг.), собравшее тридцать пять священнослужителей.

Собрание, по предложению отца протоиерея Константина Голубева, единогласно постановило открыть в возможно скорейшем времени отдел Братства Воскресения Христова. Было затем выражено желание формального открытия фактически давно уже существующих церковноприходских братств трезвости и учреждения новых.

В 1913 г. скончалась после двух с половиной лет тяжелой болезни жена о. Константина Мария, бывшая на протяжении многих лет его верной помощницей.

Пришло время гонений на Православную Церковь, и в первую очередь они обрушились на делателей Христовых, на исповедников святого православия. В 1918 г. еще не вполне и не везде была установлена советская власть, но о. Константин уже был арестован, заключен в тюрьму и без суда осужден на смертную казнь. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было, в конце концов, объявлено, так как после этого он передал из тюрьмы детям свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть, и был к ней готов. Не знал он только того, что злодеи, вполне испытав силу веры священника за время его нахождения в тюрьме, избрали для исповедника казнь мучительную. Отец Константин это понял, когда эта казнь началась. Но и тогда он не о том просил, чтобы его отпустили, а чтобы, уже решив убить, убивали скорее, без того мучительного изуверства, к которому прибегли палачи.

Неглубокая могила была вырыта на опушке соснового бора на дне небольшого карьера. Архимандрит Сергий (Шеин) (прмч., память его 31 июля), которому было поручено на Соборе 1917/18 годов сделать доклад о гонениях на Церковь и о новых мучениках, так описывает  смерть отца Константина: «При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землею. Несчастный подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях, с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца – его засыпали живым».

Церковные предания сохранили сведения, что фамилия начальника отряда красногвардейцев была Белов, после расстрела о. Константина священник стал являться ему. Однажды, когда в комнату вошла с распущенными волосами его жена, он принял ее за убитого им священника, выстрелил в нее и убил. И затем застрелился сам.

Долгое время место погребения о. Константина было почитаемо жителями Богородска. На могиле часто служились панихиды, горела лампада, сюда приносили иконы и цветы. Безбожники, обнаруживая эти знаки почитания, зарывали их и уничтожали могильный холм, и со временем место захоронения было утрачено. Но память о выдающемся миссионере-священнике, засвидетельствовавшем верность Христу своим мученичеством, дошла до нашего времени. И в канун праздника Архистратига Михаила, 20 ноября 1995 года, были обретены мощи священномученика и перенесены в Тихвинский храм города. При обретении были обнаружены останки двух других мучеников, пострадавших одновременно с протоиереем Константином Голубевым. Один из них был солдатом, состоявшим в отряде красногвардейцев, родом из Богородска. Он отказался стрелять в священника, и был за это убит.

Сщмч. Николай (?) пресвитер (1919): Новомуч.

Сщмч. Нил (Смирнов) пресвитер (1938): Новомуч. Священномученик Нил родился 5 ноября 1881 г. в селе Пересыпкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье учителя народной школы Михаила Смирнова. Мать Нила Михайловича была дочерью священника.

Окончив Кирсановское городское училище, Нил Михайлович с 1897 по 1921 г. работал на железной дороге в должностях: конторщика товарной конторы, помощником товарного кассира, помощником билетного кассира, билетного кассира, телеграфиста, заведующего хозяйственной частью Юбилейного поселка рабочих и служащих Московско-Казанской железной дороги.

В 1921 г. Нил Михайлович подал прошение о рукоположении и принятия его в клир города Москвы. Диаконом он служил в церкви Вознесения Христова в Сокольниках. Через две недели после рукоположения в диаконы, 22 октября 1921 г., о. Нил был поставлен во священника к храму святых бессребреников Кира и Иоанна при Сербском подворье в Москве.

В ноябре 1921 г. Патриарх Тихон утвердил его в должности штатного священника Воскресенской церкви в Сокольниках. В августе 1923 г. о. Нила перевели в храм Успения Божией Матери при погосте Картинно Можайского уезда. В ноябре 1925 г. о. Нила вновь назначили в церковь Вознесения Христова в Сокольниках. В 1930 г. он стал исполнять обязанности настоятеля, а через год был утвержден в этой должности. В 1931 г. о. Нил был возведен в сан протоиерея.

17 февраля 1933 г. протоиерей Нил был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Некий лжесвидетель, допрошенный еще в июне 1932 г., рассказал следователю, что о. Нил «всегда говорит зажигательные проповеди… пользуется среди верующих темных масс рабочих и бывших людей, торговцев большим авторитетом и не раз верующие его предупреждали, что он слишком открыто выступает против советской власти».

23 февраля, давая показания следователю, о. Нил сказал: «Я принял сан священника в то время, когда борьба с неверием приняла ожесточенные формы, когда начался усиленный отход верующих от православия, решил ей посвятить свою жизнь и стать церковным деятелем… В своих проповедях, произносимых в церкви, я старался призывать верующих к соблюдению нравственных правил, все эти проповеди призывали к борьбе с неверием и безбожием… В предъявленном обвинении виновным себя не признаю».

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 22 марта 1933 г. приговорило о. Нила к высылке в Северный край сроком на три года. Наказание он отбывал в городе Каргополе, работал на разгрузке леса с плотов, складывал его в штабеля, а также на пилке дров.

Вернувшись из ссылки в 1936 г., о. Нил был назначен служить в Богоявленскую церковь села Буйгород Волоколамского района Московской области.

В мае 1937 г. о. Нил по приглашению священника Бориса Недумова стал служить в Иоанно-Предтеченском храме села Ивановское на Ламе Лотошинского района.

Прокурор Лотошинского района уже в апреле 1937 г. направил начальнику местного районного отделения НКВД два письма, в которых излагал контрреволюционные действия священников и предписывал произвести расследование.

В августе 1937 г. о. Нил ездил в Епархиальное Управление с просьбой о назначении его в село Нижнее Васильевское Лотошинского района, но, еще до принятия решения, был 20 августа арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

Свою виновность в контрреволюционной и антисоветской деятельности о. Нил не признал.

9 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Нила к десяти годам заключения в лагере.

Протоиерей Нил Смирнов был отправлен в Бамлаг Амурской области на станцию Известковая, где и скончался 2 октября 1938 г. и был погребен в безвестной могиле.

Прмц. Мария (Мамонтова-Шашина) (1938): Новомуч. Преподобномученица Мария родилась в 1890 г. в селе Дединово Зарайского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Ивана Шашина. Девочка окончила сельскую школу. После смерти отца она устроилась работать по найму, а в 1914 г. ушла подвизаться послушницей в Колычевский женский монастырь, посвященный Казанской иконе Божией Матери, располагавшийся в 18 верстах от города Егорьевска.

Безбожная власть в 1920 г. закрыла монастырь. Вместе с другими сестрами она поселилась в родном селе. Основным занятием ее было шить одеяла. Во время богослужения она пела на клиросе, а также по просьбе верующих читала Псалтирь по усопшим.

Власти в 1930 г. намеревались закрыть в селе храм, поскольку община не могла выплатить большой налог. Монастырские сестры обошли дворы соседних деревень и собрали необходимую сумму, а также ездили в Москву хлопотать о том, чтобы церковь не была закрыта. Часть сестер была арестована в 1930 г.

1 июня 1931 г. послушницу Марию арестовали и заключили в Рязанскую тюрьму, а 16 июня допросили. Следователь так писал о вине послушницы Марии: «В селе Дединово проживающие монашки Добрякова Валерия и Шашина Мария, имея между собой организованность и дружбу, находясь все время на службе в церкви, через собирающихся к ним женщин собирали деньги с крестьян для служителей культа, на уплату налогов, тем самым вызывали резкое недовольство крестьян по отношению существующих порядков. Эти же монашки, когда общественные организации в прошлом году поставили на обсуждение вопрос о закрытии церкви, активно повели агитацию против этого решения, в результате чего крестьяне церковь закрывать не согласились».

Тройка ОГПУ 28 июня 1931 г. приговорила послушницу Марию к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Этапом она была отправлена в Казахстан в город Акмолинск, где пробыла до августа 1934 г.

После возвращения на родину послушница Мария была избрана членом церковного совета. В 1936 г. власти устроили в церкви склад. Как показал впоследствии секретарь сельсовета, послушница Мария среди колхозников говорила: «Вот, отобрали у нас православных последнее утешение, где же мы должны теперь молиться, разве у советской власти другого помещения не было под склад, кроме как церковь?»

Другой свидетель рассказывал, что слышал, как послушница Мария ругала сталинскую конституцию, а во время уборки сена среди женщин говорила: «Как вам не стыдно, что вы отказываетесь совершенно от церкви…»

Во время массовых гонений на Русскую Православную Церковь 24 сентября 1937 г. она была арестована и заключена в Рязанскую тюрьму. 25 сентября состоялся допрос.

Обвинения в контрреволюционной деятельности она не признала, на все дальнейшие вопросы, сколько бы следователь ни запугивал и ни угрожал, послушница неизменно отвечала, что обвинения не признает и показания лжесвидетелей, а их было допрошено семь человек, отрицает.

13 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила послушницу Марию к восьми годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Этапом она была отправлена сначала в Бутырскую тюрьму в Москве, а затем в Бамлаг НКВД.

Послушница Мария (Мамонтова-Шашина) умерла в лагере 2 октября 1938 г. и погребена в безвестной могиле.

 

Мч. Дий (ок. 310).

Преподобномученик Зосима и преподобный Афанасий Мч. Зосима, пустынник Киликийский (IV). Однажды Дометиан, правитель Киликии, отправился вместе со своими слугами на охоту и изъездил многие пустыни, холмы и горы, гоняясь за зверями и ловя их. И вот в одном месте он увидел множество зверей, посреди которых ходил старец и беседовал с ними, как с людьми. Охотники бросились на них и, когда звери убежали, взяли старца и привели его к князю, думая, что он волшебник, и совершает чародейство в пустыне. Его спросили, кто он такой и как его зовут. Святой ответил, что он христианин и имя его Зосима.

Тогда его связали и привели в город на суд. Здесь князь стал спрашивать его, каким образом он так заколдовал зверей, что живет посреди них невредимым и беседует с ними, как с людьми?

Зосима отвечал, что не для волшебства он живет в пустыне, но, будучи сам христианином, он не может жить в городе с неверующими, желая лучше быть со зверями, чем с людьми злыми – врагами Господа Иисуса Христа. Бог же, знающий служащих ему и промышляющий о них, покорил ему на утешение диких зверей.

Тогда князь решил устроить суд над святым Зосимой в Назарете, чтобы или сломить его к отказу от Христа, или жестокими мучениями устрашить других христиан.

Св. Зосиму привели в Назарет в оковах, куда прибыл и сам правитель. Убедившись на устроенном суде в твердом исповедании св. Зосимой веры во Христа, мучитель велел повесить святого вниз головой, навязать ему на шею большой камень и строгать железными когтями. Но мучения не могли сломить воли святого.

Князь сказал ему тогда: «Если звери слушают твоего Бога, то повели придти сюда одному зверю: тогда мы все примем твою веру».

Зосима, воздев свои честные руки к небу, стал молиться. И внезапно в город вбежал страшный лев, и все, увидев его, разбежались. Лев же, подойдя к Зосиме,

Сделать бесплатный сайт с uCoz