13/26 сентября
Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сщмч. Корнилия сотника (I). Сщмчч. Стефана, Александра пресвитеров и Николая диакона (1937).
Мчч. Кронида, Леонтия и Серапиона (ок. 237). Мчч. Селевка и Стратоника (III). Мчч. Макровия и Гордиана (320). Сщмч. Иулиана пресвитера (IV). Мчч. Илии, Зотика, Лукиана и Валериана (320). Прп. Петра в Атрое (IX). Вмц. Кетевани, царицы Кахетинской (1624) (Груз).
Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Это празднование посвящено храму, который устроил благочестивый царь Константин с матерью своей Еленой (память их 21 мая) на горе Голгофе, очистив и обновив святое место, оскверненное языческим нечестием.
После вольных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, Его воскресения и вознесения на небо, это святое место было поругано и осквернено врагами Христовыми. Особенно преуспел в этом нечестивый царь Римский Адриан (117-138). Воздвигнув на месте Иерусалима, разоренного в 70 году Титом (Римский император в 79-81 гг.), город, он повелел засыпать гроб Господень землею и множеством камней. На той горе, где Господь был распят, построил храм языческой богине распутства Венере и поставил ее идола, а над гробом Господним поставил идола бога Дия (Юпитера). Также и в Вифлееме, где Пречистый родился из утробы Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса (олицетворяющего солнце), а там, где был храм Соломона, выстроил идольское капище. Сам город он назвал в свою честь Елиею, ибо носил имя Еллий-Адриан. Делалось это с целью полного истребления самой памяти об Иисусе Христе. Однако сам Адриан погиб, а святое место Царь славы вновь прославил.
Господь, просветив светом святой веры царя Константина и матерь его Елену, вложил им в сердца желание обновить святой град Иерусалим. Для этого благочестивый царь послал матерь свою с множеством золота в Иерусалим и написал святейшему патриарху Макарию (313-333), чтобы тот приложил все свое старание об устроении церкви. Святая Елена, по прибытии в Иерусалим, разорила в нем все капища, уничтожила идолов и весь город очистила от языческих скверн и освятила. Отыскала она и честной крест Господень и гроб, разметав землю и каменья, и соорудила в той местности церковь столь большую, что одним зданием ее ограждены были и место распятия, и место погребения Христова. Церковь эта названа «Мартирион», т.е. свидетельство, – свидетельство именно воскресения Христова. Святая Елена построила и другие церкви: на Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и на многих святых местах, разнообразно и богато украсила их. Однако же церковь над гробом Господним была прекраснее и больше всех. Но окончания постройки ее сама царица Елена не увидела: возвратившись к сыну, она почила о Господе, а здание церкви закончено было в десять лет.
Когда же церковь была устроена вполне, благочестивый царь повелел собраться епископам со всех стран в Иерусалим на освящение храма. И прибыло сюда великое множество архиереев из Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта и других стран Африки, а также один епископ из Персии. Собралось такое множество народа со всей вселенной, что не все могли поместиться в Иерусалиме. Храм Воскресения освящен был 13-го сентября 335-го года, в 30-й год царствования Константина, когда обновлен был и весь Иерусалим. Собравшиеся на это торжество святые отцы, по примеру ветхозаветного постановления (1 кн. Маккавей IV, 36-59; Ин. X, 22), определили навсегда праздновать день Обновления храма.
Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Сщмч. Корнилий сотник (I). Сотник Корнилий жил во времена проповеди святых апостолов и, хотя был язычником, отличался глубоким благочестием и добрыми делами.
Встретившись с апостолом Петром, сотник уверовал во Христа, всей семьей принял крещение, а затем оставил мирскую жизнь и вместе с апостолом Петром отправился проповедовать Евангелие. Святой апостол поставил его епископом и отправил в город Скепсию, где идолопоклонство было особенно распространено.
В Скепсии местный правитель Димитрий, ненавидевший христиан, предал святого Корнилия жестоким мукам; но чудеса, совершавшиеся по молитве святого, обратили правителя и его семью к вере и принятию крещения. После этого святой Корнилий много лет прожил в Скепсии, привел ко Господу всех местных жителей-язычников и мирно скончался в глубокой старости.
Сщмчч. Стефан (Костогрыз), Александр (Аксенов) пресвитеры (1937): Новомуч.
Сщмч. Николай (Васюкович) диакон (1937): Новомуч. Священномученик Николай Васюкович, диакон родился 28 марта 1882 года в семье священника. Его отец служил настоятелем церкви святой праведной Анны в деревне Коски Минского уезда. По окончании в 1908 году Духовного училища, Николай работал учителем народных школ, а затем служил псаломщиком при церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Литвяны Игуменского уезда. После посвящения в сан диакона он продолжал служение в этом же храме. В 1930 году, когда большевики в Литвянах ночью сожгли церковь, отец Николай плакал и произнёс: «Разве это власть, когда во власти большевики? Это не люди, которые не веруют в Бога, а банда проходимцев, которые издеваются над православным народами».
Когда в 1936 году народ заставляли подписываться на заем, отец Николай отказался от приобретения никчемных билетов, сказав: «Подписываться не буду, мне нечего укреплять эту власть...». Его арестовали 6 августа 1937 года. На допросе он был немногословен. Не добившись от него отречения от сана, чекисты приговорили его к расстрелу. Он был убит в Минске 26 сентября 1937 года.
Прославлен как местночтимый святой Минской епархии Синодом Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви в 1999 году.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Мчч. Кронид, Леонтий и Серапион Александрийские (ок. 237). Свв. Кронид, Леонтий и Серапион были из Египта. После многих мучений мучители связали им руки и ноги и бросили их в море. Морские волны выбросили их святые мощи на сушу. Ангелы повелели христианам предать их погребению.
Мчч. Селевк и Стратоник (III). Святой Селевк был из Галатии, где и пострадал, Стратоник – из Никомидии Вифинийской. Святого Селевка много мучили различными муками, и, наконец, предали на съедение зверям. Святой Стратоник пострадал так: Вифанийский правитель велел привязать его после многих мучений к двум пригнутым ветвям дерева; затем отпустил эти ветви, и св. мученик был разорван на две части и так предал дух свой.
Мчч. Макровий, Гордиан, Илия, Зотик, Лукиан и Валериан (320). Эти святые мученики пострадали при Ликинии. Гордиан был из Каппадокии, Макровий из Пафлогонии. Оба они были юношами и за свою твердую веру во Христа пострадали раньше других. Зотик, Илия и Лукиан, из Скифии, пострадали в городе Томах. Повелением князя Максима они, после многих мучений, были усечены мечом. Св. Валериан горько плакал на гробе мучеников и, рыдая, скончался.
Сщмч. Иулиан пресвитер (IV). О нем приведено в день его памяти вместе с 40 мучениками 12 сентября.
Прп. Петр, иже в Атрое (IX). Преподобный Петр подвизался при патриархе Константинопольском Тарасии (784-806) и при Византийском императоре Никифоре (802-811). Он от утробы матери был освящен Богом. Всю свою жизнь прп. Петр провел в посте и непрестанной молитве. Совершил много чудес; между прочим, он прошел через реку Галис как бы посуху. Он так удручил свое тело железными веригами, что казался скорее тенью, чем человеком. Угодив Богу, он, спустя довольное время, в мире скончался.
Вмц. Кетевана, царица Кахетинская (1624) (Груз).
Святая великомученица Кетевана происходила из царскою рода Багратиони и была правнучкой царя Карталинского Константина (1469 - 1505). Став супругой Давида, наследника царя Кахетинского Александра II (1577 - 1605), она сама правила царством. Глубокое благочестие царицы проявилось в особенном попечении о нуждах Грузинской Церкви, в построении храмов, приютов и странноприимных домов. После смерти мужа святая Кетевана поселилась в уединении.
Брат ее мужа Константин (прозванный Окаянным) принял магометанство и по наущению шаха Аббаса I подослал убийц к престарелому отцу, царю Александру II, и брату его Георгию. Совершив преступление, Константин велел положить тела убитых на верблюдов и отправить их к царице Кетеване. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. Нечестивец, однако, посягнул на ее честное вдовство и попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением.
Царица Кетевана собрала кахетинцев и выступила против Константина, разбила вероотступника и нечестивца. Он нашел бесславную смерть вместе с множеством персидского войска. Под мудрым правлением царицы Кетеваны в Кахетии водворились мир и справедливость. Шах Аббас I возвратил ей сына Теймураза, который хотя и жил несколько лет при его дворе в качестве заложника, но сохранил православную веру в чистоте. Впоследствии шах Аббас, угрожая Грузии опустошением, принудил кахетинских феодалов к выдаче знатных заложников. В их числе по добровольному согласию оказалась и царица Кетевана. Желая отвратить беды от грузинского народа и Святой Церкви, она прибыла в Испагань. Шах Аббас предложил благоверной царице принять магометанство, но получил решительный отказ. Тогда царица Кетевана была брошена в темницу, где провела десять лет, исполненных мучительными страданиями. Ни пакости от персидских придворных, ни хитрые предложения шаха возвести ее в царицы персидского государства, ни предлагаемые ей великие сокровища, ни прошения и моления придворных и персидской знати пощадить себя, произнеся лишь одно хульное слово на Христа, - ничто не могло поколебать страдалицы Христовой. Ее пытали раскаленными клещами, повесив крестообразно на дереве. На голову святой мученицы надели раскаленный докрасна железный котел. Густой дым от загоревшихся волос и всей головы поднялся вверх, и блаженная мученица предала Богу святую свою душу 13 сентября 1624 года.
Три светлых столпа, опустившиеся на тело святой Кетеваны, знаменовали ее духовную победу. Мощи святой царицы Кетеваны были перенесены в Рим, в собор святого апостола Петра, монахами Августинского ордена, бывшими свидетелями ее исповеднического подвига. Части мощей (честная глава и правая рука мученицы) были переданы августинскими монахами царю Теймуразу I и положены под престолом Алавердского собора святого великомученика Георгия в Кахетии. Католикос-Патриарх Захария (1613 - 1630) причислил великомученицу к лику святых и установил ее память 13 сентября.
Прп. Иерофей Иверянин, Афонский (1745).
Мчч. Селевк с супругою.