Краткие жития святых, православные праздники и события

30 сентября / 13 октября

 

Сщмч. Григория епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Сщмч. Прокопия пресвитера (1918); сщмч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937); сщмч. Леонида пресвитера (1938).

Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти св. дев (начало IV).

 

Григорий просветитель Армении Сщмч. Григорий еп., просветитель Великой Армении (ок. 335). Святой Григорий происходил от знатных и благородных, но пребывавших во тьме неверия, родителей. Отец, его по имени Анак, был родственником персидского царя Артабана и брата его, армянского царя Курсара. По наущению персидского царя Артасира Анак, вместе со своим братом, убили армянского царя Курсара, который пошел войной против персов в отместку за убийство ими его брата царя Артабана. Курсар, умирая, приказал своим приближенным умертвить все семейство Анака. Они настигли убийц и убили их, а затем начали истреблять весь род Анака. Однако один из его родственников успел похитить двух, еще находившийся в пеленках, его сыновей – святого Григория и брата его, скрыл их у себя и воспитывал. Между тем в Армении случился большой мятеж. Услышав об этом, персидский царь Артасир пришел со своим войском в Армению, покорил армянское царство и подчинил его своей власти. После же царя армянского Курсара остался малолетний ребенок, по имени Тиридат, которого Артасир пощадил и отослал в Римскую страну, где он, придя в возраст и сделавшись весьма сильным, стал воином. А спасшиеся от убиения малолетние сыновья Анака были взяты один в Персию, а другой, названный Григорием, был отправлен в Римскую империю. Придя в возраст, проживал он в Кесарии Каппадокийской, научился здесь вере в Господа нашего Иисуса Христа, и пребывал добрым и верным рабом Господним. Он вступил здесь в супружество и родил двух сыновей, Орфана и Аростана, которых со дня рождения посвятил на служение Господу. По достижении зрелого возраста Орфан стал пресвитером, а Аростан – пустынножителем.

Вскоре после рождения сыновей умерла жена Григория, и с этого времени он стал еще усерднее служить Богу. В то время Тиридат, находясь на службе в римском войске,  получил некую почетную должность, так как происходил из царского рода. Услыхав о нем, Григорий пришел к нему, как бы совершенно не зная, что отец его Анак убил Курсара – отца Тиридата. Храня эту тайну, он стал верным слугой Тиридата, искупая и возмещая ему своей верной службой грех своего отца. Видя усердную службу Григория, Тиридат возлюбил его, но, узнав, что он христианин, разгневался и поносил его. Но Григорий продолжал сохранять ему верность.

В те дни случилось нашествие готов (германское племя) на принадлежавшие римлянам страны. Когда римское и готское войско сошлись близко и стали одно против другого, готский князь стал вызывать римского царя на единоборство. Последний, побоявшись сам вступить в единоборство, послал вместо себя храброго Тиридата, выдав его за царя. Тот без меча поборол готского князя, захватил живым и привел к римскому царю. Этим самым была одержана победа и над всем готским войском. За этот подвиг римский царь возвел Тиридата на престол отца его, сделал его царем Армении и заключил для него мир между Арменией и Персией. С ним вместе, как верный слуга, удалился в Армению и блаженный Григорий.

Когда царь Тиридат приносил жертвы идолам он часто и усердно просил Григория, чтобы тот вместе с ним участвовал в жертвоприношении. Григорий отказывался и говорил, что на небе и на земле нет иного Бога кроме Христа. Услышав эти слова, Тиридат приказал тяжко мучить Григория. Прежде всего, ему вложили в зубы кусок дерева, так чтобы он не мог шевелить ртом. Затем, привязав к его шее большой кусок каменной соли, повесили его вниз головой. Святой терпеливо висел в таком положении семь дней. На восьмой день его начали беспощадно бить сверху палками, а затем в течение семи дней морили его, висящего вниз головой дымом от зажженного под ним навоза. Он же прославлял имя Иисуса Христа, а когда из уст его вынули кусок дерева, стал поучать народ вере в Единого истинного Бога. Видя это, мучители стиснули ему досками ноги, стянули их крепко веревками и в пятки и в подошвы набили гвоздей, приказывая при этом ходить. Но он терпел и пел псалмы. Мучитель приказал особыми орудиями сгибать голову святого, потом, насыпав в ноздри соли с серой и налив уксуса, завязать голову его в мешок, наполненный сажей и пеплом. В таком положении святой пробыл шесть дней. Потом его вновь повесили вниз головой и насильно вливали ему в уста множество воды. После таких мучений царь опять начал соблазнять страдальца лукавыми словами к идолопоклонству. Но после отказа от этого святого снова повесили на дереве и стали строгать его ребра железными когтями. Так, изъязвив его тело, волочили святого по земле, покрытой острыми железными гвоздями. Мученик претерпел все эти страдания и, наконец, был брошен в темницу, но там, силой Христовой, остался невредим.

На другой день царь опять попытался склонить его к идолопоклонству, но, не добившись этого, велел обуть его в железные сапоги и, забив в колодки, стеречь до трех дней. Затем, вновь не сумев соблазнить его на отречения от веры во Христа, приказал растопить олово и облить им святого, но тот претерпел и это, исповедуя Христа.

Кто-то из толпы сказал царю, что Григорий сын Анака, который убил его отца и предал Армянское царство в плен персам. Царь воспылал еще большей ненавистью и приказал связать Григория по рукам и ногам и бросить в городе Артаксате в глубокий ров. Ров был наполнен болотной тиной, змеями, скорпионами и различного рода ядовитыми гадами. Святой Григорий пробыл в том рву четырнадцать лет, оставаясь невредимым от гадов. По Божественному Промышлению о нем, одна вдова бросала ему каждый день ломоть хлеба, которым он и поддерживал свою жизнь. Думая, что Григорий давно погиб, Тиридат перестал даже вспоминать о нем. После этого царь воевал с персами, покорил их страны до самой Сирии и возвратился домой с блестящей победой.

Через четырнадцать лет, когда свершилось много трагических событий (см. ниже о житии мцц. Рипсимии, Гаиании и др.), а царь Тиридат стал бесноватым вместе со всем своим войском, сестре его Кусародукте явился во сне в великой славе страшный муж и сказал ей: «Тиридат не исцелится, если Григорий не будет выведен изо рва».

Проснувшись, Кусародукта рассказала о том своим приближенным, и они пошли ко рву и громко воззвали: «Григорий, жив ли ты?» Он ответил, что благодатью Бога – жив. И он, бледный и обросший волосами и ногтями, исхудавший и почерневший от болотной тины и крайних лишений, был выведен изо рва. Святого омыли, одели в новые одежды, и, подкрепив пищей, повели к царю, имевшему вид вепря. Все вышли к св. Григорию с великим почтением, кланялись, припадали к его ногам и молили его, чтобы он упросил своего Бога об исцелении царя, военачальников и всего его войска.

Св. Григорий стал поучать мучителей, чтобы они отвратились от идолов и уверовали в Единого Бога и Сына Его Иисуса Христа, надеясь на Его милость и благодать. Он рассказал им, что Господь сохранил его живым во рву, чтобы он имел возможность привести их от идолопоклонства к свету благочестия. Так святой наставлял их вере во Христа, возлагая на них покаяние.

Увидев их смирение, святой повелел им устроить большую церковь. В эту церковь Григорий внес с большим почетом тела блаженных мучениц, поставил в ней святой крест и повелел народу собираться там и молиться. Затем он привел царя Тиридата к телам святых дев, которых тот погубил, чтобы он просил их молитв пред Господом Иисусом Христом. И лишь только царь исполнил это, как ему был возвращен человеческий облик, а от бесновавшихся воевод и воинов были отогнаны лукавые духи. Вскоре вся Армения обратилась ко Христу, народ разрушал идольские капища и, вместо них, сооружал церкви Богу. Царь же перед всеми открыто исповедал свои грехи и свою жестокость. После этого он стал руководителем и зачинателем всякого доброго дела. Он отослал св. Григория в Кесарию Каппадокийскую к архиепископу Леонтию для того, чтобы тот рукоположил его во епископа. Возвращаясь из Кесарии после рукоположения, св. Григорий захватил с собою оттуда многих пресвитеров. Он крестил царя, воевод, все войско и весь остальной народ, начиная от царедворцев и кончая самым последним поселянином.

Переходя из города в город, он рукополагал священников, устраивал школы и ставил в них учителей. Святой Григорий обратил ко Христу не только армян, но и жителей других стран: персов, ассириян и мидян. Он устроил множество монастырей.

Так, всё благоустроив, св. Григорий удалился в пустыню, где, угождая Богу, и окончил свою земную жизнь. Царь же Тиридат жил в таких подвигах добродетели и воздержания, что равен был в этом с иноками. Вместо св. Григория в Армению был взят сын его, Аростан, муж, отличавшийся высокой добродетелью. Царь посылал его на I Вселенский Собор в Никее (325).

Прп. Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец (1442). Прп. Григорий родился в 1315 г. Происходил он из знатного рода бояр Лопотовых из города Галича Костромского. Родителей своих он чтил, но очень тяготился почетом и уважением. После кончины родителей преподобный отдал свое имущество бедным и удалился в монастырь, где, невзирая на юность, служил своей жизнью примером для братии. Когда его назначили настоятелем, его опять стали тяготить всеобщее внимание и уважение. Св. Григорий удалился оттуда и в монастыре прп. Дионисия Глушицкого (память его 1 июня) наконец обрел то, чего жаждала душа его – полного смирения и безответного послушания. Между прп. Дионисием и прп. Григорием сложилось полное понимание, установились отношения старца и ученика. Когда св. Григорию было 104 года, Дионисий благословил его удалиться на пустынничество на берег реки Пельшмы. Там прп. Григорий соорудил себе келью. Через некоторое время к нему стала собираться братия. Посетил святого и прп. Дионисий. Он принес книги, иконы и все необходимое для богослужения, освятил новый храм, благословил братию и дал им устав. Строгое послушание царило в новой обители. Вся жизнь св. Григория проходила в подвигах молитвы и доброделания. Свободные часы он посвящал переписыванию богослужебных книг. Чувствуя приближение кончины, он пошел со своею братией в монастырь, где жил его духовник старец Варсонофий, и скончался, напутствованный Святыми Христовыми Тайнами. Преподобному было 127 лет. Тело свое он завещал бросить в болото, но его привезли в обитель и похоронили в церкви с великой честью, причем при этом совершилось исцеление, и вся церковь наполнилась благоуханием.

Память его празднуется также 23 января вместе с Собором Костромских святых.

Святитель Михаил, митрополит Киевский и всея Руси Свт. Михаил, первый митр. Киевский (992). Когда св. равноап. князь Владимир (память его 15 июля) решил просветить Русскую землю святым Крещением, он послал в Царьград просить для него пастырей.

Патриарх Николай Хрисоверг прислал шесть епископов, множество священников и других клириков во главе с митрополитом Михаилом, болгарином родом, мужем премудрым и святой жизни.

Они привезли с собой множество икон, мощей книг и церковной утвари. Святая Церковь поет: «Нищетою неверия одержимой земле Российской принес святитель Михаил из царствующего града Царьграда Евангелие Христово и сие даровал ей».

Сначала святитель крестил княжеское семейство и бояр, а потом весь народ, собравшийся для этого на Днепре. Сначала была сказана проповедь. Потом святитель благословил князя создать в Киеве Десятинный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором он был похоронен в 1015 г.

Было это в 989 г. В 990 и 991 гг. святитель Михаил посетил с проповедью главные города русские – Новгород и Ростов. Скончался он в 992 г.

Вел. князь Владимир горько плакал о нем как о добром ревностном пастыре и мудром своем советнике.

Церковь же почитает его как истребившего многобожие и посеявшего доброе семя православного христианства в земле Российской. В синодиках новгородского и киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником.

Святые мощи его почивали до нашего времени в Великой лаврской церкви, взорванной коммунистами во время Второй мировой войны.

Память его празднуется 30 сентября в день перенесения мощей в Великую лаврскую церковь из Ближних пещер,15 июня в день преставления и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцов Киево-Печерских.

 

Сщмч. Прокопий (Попов) пресвитер (1918): Новомуч. Вплотную к воде широкого Юга подходит село Шолга Вологодской губернии. Неподалеку от берега выстроен большой стройный храм во имя Пресвятой Троицы. Приход – больше ста деревень, и в самой Шолге благочиние, служат три священника, два диакона и три псаломщика.

Произошла революция, наступил 1918 г., большевики организовали карательные отряды, которые по всей стране истребляли священнослужителей и пользовавшихся авторитетом населения мирян. 13 октября, перед праздником Покрова Божией Матери, каратели явились в Шолгу и арестовали отца Прокопия. Посреди поля была вырыта яма. Уверенные в своей силе и безнаказанности, они решили расстреливать днем, не препятствуя народу присутствовать.

Когда-то римские воины-язычники, видя бесчисленные убийства христианских мучеников, исповедовали себя христианами. Ныне на глазах паствы убивали пастыря – и она беззвучно отдавала его на расправу [Имея в виду подобного рода случаи, Поместный Собор 1917/1918 годов принял решение: в те приходы, где прихожане не пытались защитить своего пастыря, другого священника не посылать].

Новоявленные властители показывали, что предела жестокостям не будет, и эта безжалостная решимость действовала на население парализующее. Это было время наглого, торжествующего зла.

Отец Прокопий встал перед могилой, помолился, попрощался с прихожанами, земно поклонился им и сказал: «Простите меня, грешного».

Прихожане заплакали. Священник снял рясу, подал ее сыновьям, которые все это время стояли рядом, и остался в подряснике. Затем повернулся лицом к востоку, снова помолился и сказал: «Я готов».

Раздался выстрел. Отец Прокопий упал. Вторым выстрелом он был убит.

Поначалу священник был погребен здесь же, на поле, но сыновья стали просить разрешения перенести его тело на кладбище. Власти отказывали, но родственники не прекращали хлопот, и, наконец, им дано было разрешение похоронить священномученика на кладбище села Косково.

Сщмч. Петр (Соловьев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Петр родился в 1871 г. в селе Подлесная слобода Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Введенской церкви Тимофея Соловьева, у которого было пятеро детей; двое из его сыновей стали священниками. Петр Тимофеевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и женился на Александре, дочери священника Стефана Кедрова, служившего в храме во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Карташово. Впоследствии у Петра Тимофеевича и Александры Степановны родилось пятеро детей.

В июле 1896 г. Петр Тимофеевич был рукоположен в сан священника ко храму, где служил его тесть, священник Стефан Кедров. К этому времени село Карташово перестало существовать, так как слилось с селом Астанкино, где находилась как сама церковь, так и церковноприходская школа и дома церковнослужителей, и потому все это место называлось «Поповка». Прихожанами Казанского храма были жители сел Астанкино, Астапово, Новоселки, Выселки и Новой деревни. В этом храме отец Николай прослужил настоятелем всю свою жизнь. Здесь он был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным округа.

Семья о. Петра была дружная, священник воспитал детей в любви к храму и к сельскому труду, так что все крестьянские работы дети производили вместе с отцом до тех пор, пока власти не отобрали хозяйство и часть дома. Среди жителей села о. Петр пользовался любовью и авторитетом.

Во второй половине 1937 г. усилились гонения на Русскую Православную Церковь.

2 сентября 1937 года на основании беседы с председателем колхоза в селе Астанкино сотрудники НКВД составили протокол, в котором говорилось, что в 1936 года священник отказался подписаться на государственный заем. При этом он сказал, что советской власти помогать не будет, так как она преследует священнослужителей, отняла у них все права. Священник также не соглашался отказаться от богослужения и говорил, что нынешние тяжелые времена изменятся.

Допрошенный следователем председатель сельсовета также приписывал священнику высказывания антисоветского содержания.

8 сентября 1937 г. НКВД выписал ордер на арест священника. Сотрудники НКВД приехали к нему домой в село Астанкино, но не застали его, так как он был на именинах у дочери отца Сергия в Коломне. Там его арестовали и препроводили в тюрьму.

На следствии о. Петр держался мужественно и с большим достоинством, и, как почти всегда в таких случаях, представители безбожных властей, натолкнувшись на непоколебимую веру священника и готовность отстаивать свои убеждения до конца, ограничились лишь одним допросом.

Обвинения в своем участии в контрреволюционной деятельности и в высказывании террористических настроений он отверг.

10 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Протоиерей Петр Соловьев был расстрелян 13 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Вячеслав (Занков) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Вячеслав родился в 1892 г. в городе Сычевка Смоленской губернии в дворянской семье. Его отец, Сергей Занков, служил  инспектором народных училищ Москвы и Московской губернии.

В 1914 г. Вячеслав Сергеевич поступил в Московский университет, который окончил в 1918 г. и стал работать учителем школы №11 Рогожско-Симоновского района Москвы.

В 1920 и 1921 годах он работал в отделе народного образования Рогожско-Симоновского района, а в 1921-1923 гг. был сотрудником отдела высших учебных заведений Народного комиссариата просвещения. В это время он уже был священником.

Вячеслав Сергеевич было рукоположен во священника в 1920 г. ко храму Святой Троицы, что в Зубове в Москве, в котором он прослужил до 1932 г., когда был переведен в храм святителя Николая в Хамовниках. Возведен в сан протоиерея. В 1934 г. награжден крестом с украшениями. В том же году был переведен в Покровскую церковь в селе Черкизово, а в 1936 г. назначен служить в Казанский храм села Котельники.

На новом месте он организовал ремонт храма, продолжал неустанно проповедовать слово Божие, призывал прихожан к усердной молитве. Позднее председатель сельсовета обвинил его в том, что «он ведет агитацию… среди подростков и детей. Заставляет их молиться». А свидетельница по делу показывала: «во время похорон моего ребенка в церкви были дети», и священник Занков сказал им: «вы, девочки, молитесь и пойте со мной». Одна из девочек подтвердила, что «многие школьники ходят в церковь к Занкову».

Свидетели показали, что женщинам о. Вячеслав говорил об абортах: «Многие из-за плохой материальной обеспеченности убивают своих детей и греха не боятся, так как жизнь у них такова, что некогда думать о своих грехах и жизни после смерти…»

Протоиерея Вячеслава арестовали в ночь с 16 на 17 сентября 1937 г. и, обвинив в контрреволюционной деятельности, содержали под стражей в Таганской тюрьме. При аресте у него были найдены напечатанные на машинке лекции профессора Московской Духовной академии Н.Д. Кузнецова по курсу «Обоснования христианского мировоззрения», прочитанные тем в 1922 г., рукопись 1912 г. «Односторонность в суждениях по вопросу о содержании духовенства» священника Воскресенской церкви города Самары Василия Красносамарского и конспект лекций по курсу «Современная апологетика» 1923 года, написанный рукой о. Вячеслава. Эти апологетические сочинения стали объектом пристального внимания следователей НКВД.

9 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Вячеслава к расстрелу. Протоиерей Вячеслав Занков был расстрелян 13 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 Сщмч. Петр (Пушкинский) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Петр родился 23 декабря 1891 г. в селе Барково Дмитровского уезда Московской губернии в семье священника Василия Пушкинского.

После Перервинского духовного училища он поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1913 г. По постановлению педагогического собрания правления семинарии Петру Васильевичу была присуждена особая награда за отличное составление и произнесение проповедей. В течение года Петр Васильевич преподавал Закон Божий в Орехово-Зуевском народном училище.

В 1914 г. он женился на Зинаиде, дочери протоиерея Василия Смирнова, настоятеля церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяковском. Вскоре Петр Васильевич был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем церкви Илии пророка в городе Верее и законоучителем Верейской женской промгимназии. С 1915 г. о. Петр состоял лектором и секретарем Верейских народных катехизаторских курсов.

Когда началась Первая мировая война, в городе Верее был устроен лазарет имени «Всероссийского союза», где о. Петр безвозмездно исполнял обязанности священника.

В это время из-за разрухи в стране, наступившей после революции, и как следствие, скученности больных в госпитале началась эпидемия черной оспы и тифа. О. Петр ходил в лазарет причащать больных и отпевать умерших от болезней.

В 1918 г. о. Петр был арестован карательным отрядом латышей, направленным большевиками в Верейский уезд для подавления крестьянского восстания. Его арестовали прямо на улице в то время, когда он сопровождал покойника на кладбище, и провели в городскую управу, а затем в тюрьму. Здесь о. Петра поместили в камеру, где в качестве заложников были собраны священники, купцы и богатые горожане. Все они вышли на волю, уплатив за себя выкуп, а о. Петр был освобожден бесплатно, как арестованный на улице случайно.

Во время гражданской войны о. Петра призвали в городское ополчение. Как человека грамотного, его назначили работать секретарем. Однажды начальник попросил его задержаться вечером на службе, а этот день был предпраздничным, и должна быть всенощная. О. Петр сказал, что он не может остаться, так как должен служить в храме. Его отпустили, но наутро он получил извещение о высылке в Серпухов. Здесь его определили на гарнизонную конюшню – чистить помещение и лошадей. Из конюшни его перевели в продовольственный отдел тыла, но легче ему здесь не стало.

По окончании гражданской войны о. Петр вернулся служить в Ильинскую церковь. Он был возведен в сан протоиерея. В 1920 г. епископом Верейским был назначен Иларион (Троицкий) (сщмч., память его 15 дек.). Несмотря на многочисленные поручения, которые ему приходилось исполнять как помощнику Патриарха Тихона, владыка часто служил в храмах и монастырях Верейского уезда. В это время были не редкостью диспуты между духовенством и безбожниками. Участниками одного из таких диспутов стали епископ Иларион и священник Петр Пушкинский. К концу диспута всем стало очевидно, что безбожники терпят поражение, и тогда присутствующие на нем комсомольцы предложили поставить на голосование вопрос об аресте епископа и священника. Пока обсуждали и голосовали, о. Петр черным ходом вывел еп. Илариона из клуба и привел к себе в дом. Владыка поужинал, переночевал у священника, а наутро уехал.

В тяжелое и голодное время по инициативе о. Петра для прихожан Ильинской церкви был выделен покос. На условиях сельскохозяйственной кооперации они в течение ряда лет сеяли рожь, выращивали овощи и так пережили это трудное время.

В двадцатых годах в городе вспыхнула эпидемия скарлатины. О. Петр и заведующий больницей Дмитрий Волков организовали борьбу с ней. Священник составил подписные листы, с которыми он ходил по домам и собирал деньги на лекарства. За неимущих платила церковь. Собрав деньги, о. Петр поехал в Москву за вакциной, затем врачи сделали прививки, и вскоре эпидемия в городе прекратилась.

Отец Петр много внимания уделял воспитанию в прихожанах благоговейного отношения к храму и богослужению. Несмотря на гонения и террор по отношению к Русской Православной Церкви, о. Петр создал большой церковный хор, в котором участвовало около сорока человек.

В 1922 г. во время изъятия церковных ценностей к Ильинскому храму подъехала подвода с комиссаром и солдатами. Верующие заволновались и готовы были оказать вооруженное сопротивление, которое могло окончиться кровопролитием. О. Петр вышел на паперть и успокоил прихожан, прося их не препятствовать представителям властей.

В двадцатые годы народ был доведен до крайнего обнищания, и священник ради материальной поддержки семьи вынужден был подрабатывать ремеслом: шил сандалии, подшивал валенки и вытачивал на токарном станке «косточки» для бухгалтерских счет. Но и тогда в храме он не устанавливал цены за требы – платили, сколько могли. Несмотря на материальные трудности, священник никогда не отказывал в помощи бедным.

Отец Петр поддерживал близкие отношения с протоиереем Алексием Мечевым (прав., память его 9 июня). После смерти в 1923 г. о. Алексия к о. Петру стал приезжать его сын, священник Сергий Мечев, который вместе с членами своей общины часто отдыхал в Верее, где они снимали дачи. В 1925-1927 гг. в семье о. Петра жили двое детей-беспризорников, которых прислал к нему о. Сергий Мечев.

Гонения на Русскую Православную Церковь принимали разные формы. Несколько раз к о. Петру в дом приходили агенты ОГПУ и убеждали его оставить священство, предлагали за это деньги. Неоднократно его вызывали в Москву. Отец Петр отвечал всегда одинаково: «Я категорически против». Из-за постоянных преследований, угроз и вызовов в ОГПУ родственники о. Петра стали сторониться его, опасаясь, как бы эти преследования не коснулись и их, но о. Петр не уступал и им.

Священника арестовали 31 июля 1937 г., обвинили в контрреволюционной деятельности и заключили в тюрьму в городе Можайске. Лжесвидетелем по делу о. Петра выступил благочинный – священник Виктор Озеров, который сказал, что священник Петр Пушкинский относится к советской власти враждебно; о сталинской конституции отзывался плохо. Лжесвидетель показал, что Пушкинский имел тесную связь со священниками города Москвы отцом и сыном Мечевыми, известными монархистами. Квартира Пушкинского являлась пристанищем для контрреволюционно настроенного духовенства.

Основываясь на показаниях лжесвидетеля, о. Петра спрашивали на допросах о его знакомствах с отцом и сыном Мечевыми, помогал ли он находившимся в заключении священнослужителям. Отец Петр это подтвердил, но обвинение в контрреволюционной деятельности категорически отверг.

9 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Протоиерей Петр Пушкинский был расстрелян 13 октября 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Сщмч. Симеон (Лилеев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Симеон родился 2 февраля 1873 г. в селе Малое Алексино Александровского уезда Владимирской губернии. Отец его Петр Лилеев был сначала псаломщиком, а впоследствии служил в селе Малое Алексино диаконом. В 1887 г. Симеон окончил Переславльское духовное училище и поступил в семинарию.

По окончании в 1893 г. Вифанской Духовной семинарии он пять лет работал учителем в Алексинской земской начальной школе.

В 1898 г. Симеон Лилеев был рукоположен во священника к Никольскому храму в селе Дерюзино недалеко от города Сергиева Посада Московской губернии. В 1904 г. о. Симеона перевели в Покровский храм в селе Заболотье, где он и прослужил до 1936 г. За многолетнее служение о. Симеон был возведен в сан протоиерея.

В 1936 г. безбожные власти закрыли Покровский храм. Отец Симеон предпринимал все возможное с его стороны, чтобы сохранить храм от закрытия. Однако это не удалось.

Летом 1937 г. началась очередная волна гонений на Русскую Православную Церковь. Повсеместно начались аресты духовенства и верующих. Отец Симеон в это время нигде не служил. Он поселился в деревне Копалово Константиновского района Московской области. Здоровье его ухудшалось, он стремительно терял зрение.

В сентябре 1937 г. власти приняли решение об аресте о. Симеона. 11 сентября НКВД арестовало протоиерея Симеона, и он был заключен в Загорскую тюрьму.

15 сентября был допрошен 32-летний секретарь Константиновского районного исполнительного комитета, который рассказал об активном сопротивлении священника против закрытия церкви, об организации им в период 1936-1937 гг. актива церковников, о ведении им систематической работы по организации «массы на борьбу за открытие церкви», о написании разных ходатайств перед вышестоящими организациями и пр.

На следующий день о. Симеон был допрошен. От него потребовали признания своей вины «в распространении гнусной клеветы против вождя партии, проведении антисоветской агитации и организации масс на борьбу за открытие церкви». Отец Симеон признал только то, что действительно писал ходатайства об открытии церкви.

На этом следствие было закончено. 10 октября 1937 г. тройка НКВД приговорила о. Симеона к расстрелу.

Протоиерей Симеон Лилеев был расстрелян 13 октября 1937 г. на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Сщмч. Василий (Гурьев) пресвитер (1937): Новомуч. Священномученик Василий родился в 1869 году в селе Фили Московского уезда Московской губернии в семье священника Виктора Гурьева. По окончании Мо

Сделать бесплатный сайт с uCoz