3/16 сентября
Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста Палестинского, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца (1580). Сщмчч. Пимена, еп. Верненского, Сергия, Василия, Филиппа, Владимира пресвитеров, прмч. Мелетия (1918); сщмчч. Василия, Парфения пресвитеров (1919); сщмчч. Андрея, Феофана пресвитеров (1920); сщмчч. Владимира, Михаила пресвитеров (1921); сщмч. Николая пресвитера (1923); сщмч. Евфимия пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924); сщмч. Романа пресвитера (1929); сщмчч. Алексия, Илии пресвитеров (1937); сщмч. Петра диакона (1953).
Св. Фивы диаконисы (I). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Сщмч. Аристиона, еп. Александрийского. Свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1354). Собор новомучеников и исповедников Казахстанских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 3 сентября).
Писидийской иконы Божией Матери (VI).
Сщмч. Анфим, еп. Никомидийский, и с ним мчч. Феофил диакон, Дорофей, Мардоний, Мигдоний, Петр, Индис, Горгоний, Зинон, Домна дева и Евфимий (302).
Святой Анфим родился в городе Никомидии. Достигнув совершеннолетия, он выделялся добродетельной жизнью и бесстрастием. Плоть его была умерщвлена от греховных вожделений, дух его исполнен был смирения. Всякого рода зависть, гневливость и леность он совсем искоренил в своей душе. Он был воздержан во всем, имел любовь и мир со всеми, благоразумие и усердное попечение о славе Божией. За такую жизнь он в скором времени был удостоен священнического сана. В этом сане Анфим всем сердцем прилежал молитве Богу и душеполезным трудам, наставлял всех спасительному пути добродетели. Когда скончался архипастырь Никомидийской церкви святой Кирилл, на его место был возведен Анфим. Избрание его во епископа, как мужа достойного, было засвидетельствовано свыше: во время его посвящения небесный свет озарил церковь и был слышан свыше некий Божественный глас. Приняв управление Никомидийской церковью свт. Анфим искусно вел ее, охраняя пасомых от злочестия и идолопоклонства. Этот добрый пастырь Христов привел к Богу в венцах мученических почти все свое словесное стадо, когда открылось великое гонение по всему востоку на христиан во времена царей Диоклетиана и Максимиана (284-305).
Укрепляемые назидательными словами святого пастыря весьма многие верующие мужественно предавали сами себя на тяжкие муки за Сладчайшего Господа Иисуса Христа. Когда был прочитан в Никомидии царский указ об умерщвлении христиан, и хартия с его текстом была прибита к стене на видном месте, один христианин сорвал ее со стены, исповедал перед всеми себя христианином и обличил языческое нечестие, став, таким образом, первым мучеником в Никомидии.
После этого весьма многие из вельмож и из придворных начальствующих лиц начали явно исповедовать Христа, провозглашая себя христианами. Таковыми были Дорофей (чиновник), Мардоний, Мигдоний, Петр (сановник), Индис (евнух), Горгоний (сановник) и многие другие. Все они добровольно предали себя на мучения за Христа, и многие были казнены.
В это же время неизвестно отчего загорись царские палаты, и большая их часть сгорела. Язычники оклеветали христиан, обвиняя их в умышленном поджоге из ненависти. Тогда ярость царя достигла крайней степени и, став лютее дикого зверя, он истреблял христиан в великом множестве. Несмотря на все это, верующие, горя Божественною любовью, предавали себя мучителям. По неукротимой своей ярости царь повелел потоплять в море не только живых христиан, но и мертвых, выкапывая их из могил, чтобы не почитали их оставшиеся в живых христиане.
Св. Анфима разыскивали, но Божий Промысл и Покров хранили его в одном селении, называемом «Семана», для того, чтобы он прежде привел к Богу своих словесных овец. Тогда же в церкви, в день Рождества Христова, сожжено было до двадцати тысяч святых мучеников (память их 28 дек.), а остальные из паствы св. Анфима были заключены в темницу. Святитель же своими частыми письменными посланиями, которые тайно отправлял христианам, учил их и утверждал в вере.
Один из верующих, укрепленный св. Анфимом, по имени Зинон, воин по должности, изобличил перед всеми царя Максимиана в злочестии. Это произошло в Никомидии у храма языческой богини Цецеры (или Деметры – у греков), где Максимиан приносил идолу этой богини обильную жертву. Максимиан повелел схватить Зинона и за его дерзновенные слова к царю бить камнями в лицо и уста. Мучители выбили ему зубы, растерзали лицо его, стерли его язык, исповедавший Христа, и, наконец, едва живого вывели из города, и отсекли, по повелению царскому, святую его главу.
В это время св. Анфим из своего местожительства, где он скрывался, послал диакона со своими письмами к находившемуся в темнице Дорофею и к другим, заключенным с ним за Христа, увещевая их к терпению, дабы они с радостью готовы были умереть за Жизнодавца – Господа. Нечестивцы схватили сего диакона и представили его с письмами св. Анфима царю Максимиану. Царь прочел эти письма, и нашел их содержание неприятным для себя. Сильно разгневавшись, царь повелел вывести всех мучников из темницы и представить к нему на суд. Бросив на них надменный и зверский взор, он долго укорял их. Потом велел прочитать послания св. Анфима, в укор и обличение им: «Вы веруете обманчивым басням этого злого человека и слушаете его развращенное учение, а не царское повеление!»
Верующие же, слыша читаемое, глубоко радовались и приветствовали стоящего в отдалении диакона Анфимова. Имя диакона было Феофил [у свт. Димитрия Ростовского здесь – Феофан, а 28 декабря – Феофил]. На расспросы царя он сказал, что письма эти посылает пастырь, чтобы возбуждать благочестие в своем стаде; когда же на его стадо словесное нападают волки, он громко возвещает овцам, что надо делать. Св. диакон Феофил решительно отказался открыть мучителям место, где скрывается христианский пастырь. Разгневанный мучитель осудил св. диакона на смерть. Прежде всего, у него отрезали язык, а потом убили его, побивая камнями и пронзая стрелами.
После этого царь приказал, посредством разнообразных мучительных казней, умертвить и представленных на суд мучеников: св. Дорофею усекнуть голову, Мардония сжечь на костре, Мигдония живым бросить в яму и засыпать землей, Горгония, Индиса и Петра утопить в море, повесив на шею их камень (жернов), а всех прочих погубить многими другими казнями. Тела мучеников, которые были брошены в море, рыбаки потом изловили сетями, и одна девица, по имени Домна, погребла их. Узнав об этом, язычники усекли ее мечом, в то время, когда она молилась над мощами св. мучеников. В то же время и Евфимий, который своею проповедью обратил многих к исповеданию Христа и мученическому подвигу, там же в Никомидии, после различных мучений принял кончину мученическую, будучи усечен мечом.
После всего этого, приспело время пострадать за исповедание Иисуса Христа и св. Анфиму. Максимиан проведал о месте, где он скрывался, и послал за ним двадцать воинов. Достигнув этого селения, они встретили здесь св. Анфима и у него же спросили, где находится Анфим, учитель христианский. Он пригласил их к себе домой, угостил посильной трапезой, а потом открыл им, что он и есть разыскиваемый ими Анфим.
Услышав это, воины изумились и устыдились, глядя на почтенные седины Анфима, который к тому же оказал им сердечный прием и приветливо угостил пищей. Им стало жаль Анфима, которого ждали, неминуемо, мучения и смерть. Воины посоветовали ему скрыться, обещая сказать царю, что не нашли его. Но Анфим, ревностно сохраняя заповеди Христовы, убеждал их говорить правду. К тому же он желал пострадать и умереть за Христа и поэтому пошел с воинами. По пути он проповедовал им слово Божие, уча их вере в Господа нашего Иисуса Христа. Семя слова Божия упало на добрую землю и укоренилось в сердцах воинов, процвело там и возросло, так что, достигнув реки, Анфим сотворил о них молитву и крестил их.
Когда Анфим вошел в город, о нем было возвещено Максимиану, и тот повелел представить к нему его в узах. И вот святой предстал перед мучителем со связанными сзади руками. Мучитель приказал принести все орудия мучений, чтобы, прежде всего, устрашить узника, и начал расспрашивать его, одновременно укоряя, как заблудшего в вере. Анфим посмеялся над принесенными орудиями пыток и словами царя, а затем бесстрашно исповедал перед ним свою веру во Христа и свое желание пострадать за Него.
Мучитель в ответ повелел бить его камнями по шее. Анфим же, с радостью воспринимая эти побои, как начало страданий за Христа и основание венцов мученических, желал еще больших страданий, и насмехался над мучителем, приводя его в сильнейший гнев. Мучитель повелел раскаленными острыми железными кольями насквозь просверлить ноги священномученика. Но и это мучение было для святого радостью. Потом Максимиан повелел положить по земле острые черепки, возложить на них страдальца нагим и в таком состоянии бить еще сильнее палками. Но святой и тогда не отчаялся в своей победе над мучителем, воспевая псалмы Давидовы. После этого на ноги Анфима надели раскаленные медные сапоги. Но Божественная благодать свыше осенила страдальца, укрепляя его в страданиях. Затем его привязали к колесу и начали вращать над огнем, но от огня пострадали сами слуги мучителя. Царь тогда назвал Анфима волхвом, который волшебством превозмогает все страдания. После того св. Анфима сняли с колеса, и царь угрожал ему усечением меча, если он не принесет жертву идолам, но предвкушение мученической кончины только обрадовало мученика. Но предварительно царь повелел его ввергнуть в темницу и связать железными цепями. В темнице св. Анфим среди заключенных здесь злодеев сеял слово Божие и приобрел их Христу, присоединив к Его святой Церкви. Там же, в темнице, он возродил их водою святого крещения.
Узнав об этом, царь осудил св. Анфима на смерть. На месте казни святой помолился и склонил святую свою голову под секиру, которою и был усечен. Ночью верующие тайно взяли многострадальное тело св. Анфима и похоронили с честью.
Память их также 28 декабря.
Прп. Феоктист Палестинский, спостник Евфимия Великого (467). Подвизался в одной пещере со святым Евфимием Великим (память его 20 января). Когда к ним стали приходить и поселяться рядом многие люди, желающие подвизаться под их руководством, то вскоре здесь образовался общежительный монастырь, а прп. Феоктист стал его игуменом.
Когда прп. Феоктист тяжело заболел, то прп. Евфимий, которому было уже 90 лет от роду, посетил своего друга, и после его кончины 3 сентября 467 г. предал честное тело погребению.
Блж. Иоанн Власатый Милостивый, Ростовский чудотворец (1580). Св. блаженный Иоанн нес подвиг Христа ради юродства в Ростове. Происхождения его никто не знал. С собой он носил и постоянно читал латинскую Псалтирь, поэтому думают, что он был знатного происхождения и образованным человеком, возможно, иностранец.
Пристанища он не имел, но иногда заходил к своему духовному отцу, священнику Всехсвятской церкви Петру, и к одной благочестивой вдове. Был он в общении с блаженным московским юродивым Иоанном, по прозванию Большой Колпак (память его 3 июля). Живя в смирении, он сам оказывал духовную помощь многим, в том числе прп. Иринарху, затворнику Ростовскому (память его 13 янв.). Блаженный имел «на голове власы великие», поэтому был прозван Власатым, звали его также Милостивым, оттого, что многие благочестивые люди, приходившие на его могилу и бравшие с нее землю, по вере своей получали исцеление.
Св. блаженный Иоанн скончался 3 сентября 1580 г. и был погребен при церкви Святого Власия, причем были знамения – гроза и буря. При могиле его пели молебны Спасителю, Божией Матери Иоанну Предтече, пили святую воду с песком, взятым с могилы, и получали исцеления.
В 1618 г. им был исцелен от паралича архиепископ Ростовский Кирилл, и после этого он еще жил и священнодействовал полтора года. Один купец, видевший много милостей блаженного над своей семьей, поставил над гробом его церковь.
В последнее время св. Иоанн почивал под спудом в церкви Тогской иконы Божией Матери, а на гробнице его лежали его кипарисный крест и пергаментная латинская Псалтирь. В 1702 г. святитель Димитрий Ростовский заметил ее ветхость и велел переплести.
Память его празднуется также 12 ноября в день памяти св. Иоанна Милостивого – Патриарха Александрийского (†620) и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых.
Сщмчч. Пимен (Белоликов), еп. Верненский, Сергий (Феноменов), Василий (Колмыков), Филипп (Шацкий), Владимир (Дмитриевский) пресвитеры, прмч. Мелетий (Голоколосов) (1918): Новомуч.
Священномученик Пимен (в миру Петр Захарьевич Белоликов) родился 5 ноября 1879 г. В 1900 году он окончил Новгородскую Духовную семинарию, в 1904 – Киевскую Духовную Академию. 7 августа 1903 г. он принял постриг с именем Пимен, 3 июня 1904 г. – его рукополагают в иеромонаха с назначением в Духовную миссию на Северо-Западе Персии. 6 августа 1916 г. состоялась епископская хиротония. Через год владыка был назначен викарием Туркестанским в город Верный, куда прибыл 11 октября 1917 г. 38-летний епископ возобновил народные чтения и беседы, объясняя присутствующим современное положение в России. Летом 1918 г. он воспрепятствовал изъятию церковных ценностей. Вечером, 3 сентября 1918 г., в его покои ворвались красноармейцы и расстреляли его в ореховой роще. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 г.
Василий Колмыков (Калмыков) родился в 1866 году. До 1916 года являлся настоятелем церкви в селе Мещанском Джаркентского уезда Семиреченской области, затем переведен в храм в станице Подгорненской того же уезда. Погиб в 1918 году в ходе репрессий против духовенства в Семиречье. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]
Сщмчч. Василий (Красивский), Парфений (Красивский) пресвитеры (1919): Новомуч. Священномученик Василий Петрович Красивский родился в 1850 году в Томске. Брат священномученика Парфения Красивского. Из семьи диакона. В 1866 году семья переселилась в станицу Урджарскую Семиреченской области. В октябре 1869 года Василий Красивский был определен псаломщиком в станицу Лепсинскую Семиреченской области. 24 ноября 1876 года епископом Софонией (Сокольским) рукоположен во диакона к Троицкой церкви станицы Лепсинской, 18 апреля следующего года переведен в Кульджу в Ильинскую церковь. 22 сентября возвращен в Лепсинскую. 14 сентября 1903 года рукоположен во иерея, служил в городе Лепсинске, одновременно был законоучителем в лепсинской церковноприходской школе. С 1904 года служил в Покровской церкви в селе Чемолган Семиреченской области. В 1916 году направлен в тюремную церковь апостолов Петра и Павла в Верном. Василий Красивский мученически погиб осенью 1919 года от рук выпущенных из тюрьмы уголовников, которые привязали священника к хвосту лошади. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
[Составитель игумен Дамаскин (Орловский)]
Сщмчч. Андрей (Дальников), Феофан (Соколов) пресвитеры (1920): Новомуч.
Сщмчч. Владимир (Садовский), Михаил (Сушков) пресвитеры (1921): Новомуч.
Сщмч. Николай (Сущевский) пресвитер (1923): Новомуч.
Сщмч. Евфимий (Круговых) пресвитер и с ним 4 мученика (1924): Новомуч.
Сщмч. Роман (Марченко) пресвитер (1929): Новомуч.
Сщмчч. Алексий (Зиновьев), Илия (Бажанов) пресвитеры (1937): Новомуч. Священномученик Алексий родился 1марта 1879 г. в селе Греково-Казанское Воронежской губернии в семье священника Иоанна Зиновьева. С 1898 по 1904 год Алексей учился в Тульской Духовной семинарии, по окончании которой был рукоположен во священника ко храму села Воскресенского Чернского уезда Тульской губернии. В 1914 г. он переведен в храм в городе Ефремове.
С 1917 г. о. Алексий служил в храме в селе Сторожа Московской губернии. За десять лет, что прослужил здесь священник, православные полюбили доброго и ревностного пастыря. Когда в 1930 г., во время очередных гонений, он был арестован по обвинению в том, что будто бы создавал в селе антисоветские группы, прихожане дружно выступили в защиту священника. Власти, однако, не освободили о. Алексия и препроводили его под конвоем в тюрьму в город Ефремов, где он находился под стражей около пяти недель, а затем все же был освобожден, вернулся в село и стал служить в храме по-прежнему.
В начале тридцатых годов в связи с коллективизацией, разрушением крестьянских хозяйств, насильственным образованием колхозов и отобранием у крестьян всего наличного хлеба крестьяне стали его скрывать, чтобы не умереть с голода. План, по которому крестьяне должны были сдать хлеб государству, превышал их возможности и обрекал на смерть от голода. Видя, что власти в селе проводят повальные обыски с целью изъятия хлеба, псаломщик Федор Кананыхин упросил о. Алексия до времени сложить принадлежащее ему зерно и муку на колокольне. Священник, хотя и предчувствовал, что дело может окончиться для них арестом, не смог отказать.
В 1932 г. в ОГПУ стали поступать сведения, что в селе Сторожа план по хлебозаготовкам выполнен на 8,9 % и будто виноваты в том священник Алексий Зиновьев, псаломщик Федор Кананыхин и крестьяне, часто посещавшие храм, – Иван Попов, Василий Разенков и Андрей Береговский. 2 декабря 1932 г. все они были арестованы и заключены в тюрьму в городе Ефремове.
4 и 6 декабря власти произвели обыски и в церкви и обнаружили два мешка ржи, мешок пшена и пятнадцать пудов муки, которые и отобрали в счет хлебозаготовок.
На допросе священник, отвечая на вопросы следователя, сказал, что встречался с псаломщиком и крестьянами и говорил, что единоличников советская власть задушила, не дает им жить, что раньше жилось лучше.
Вызванные на допросы псаломщик и крестьяне также выражали недовольство отбором хлеба, проводимым советской властью, чего при царе не было. Один лишь Иван Попов в предъявленном обвинению вину свою не признал.
19 февраля 1933 г. Тройка ОГПУ приговорила священника Алексея Зиновьева к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен на каторжные работы на строительстве Беломорско-Балтийского канала. К трем годам заключения были приговорены псаломщик Федор Кананыхин и крестьяне Андрей Береговский и Василий Разенков, которые были отправлены на Беломорско-Балтийский канал. Только Иван Попов был приговорен к одному году принудительных работ и освобожден из-под стражи. Тяжелые работы настолько расстроили здоровье священника Алексия Зиновьева, что он был признан инвалидом и через полгода пребывания в концлагере освобожден. Он вернулся в село Сторожа и стал служить в храме.
В 1935 г. власти захватили храм и начали использовать его под зернохранилище; с этого времени о. Алексий стал служить молебны в домах благочестивых прихожан. Так продолжалось до новой волны гонений в 1937 году.
16 августа представители НКВД допросили одного из лжесвидетелей, крестьянина села Сторожа. Он показал, что священник будто бы говорил, что в колхоз вступать не нужно, колхозное строительство противно Богу, публично выражал недовольство тем, что зерно хранится в храме Божием; проводя богослужения на дому, вел антисоветские разговоры. «В результате его деятельности и агитации кулаков колхозы организовывались слабо… Зиновьев восстановил связь с кулаками, бывшими участниками контрреволюционного восстания, и продолжает ее по сие время».
24 августа 1937 г. о. Алексий был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Следователь обвинил священника в том, что он устраивал богослужения в домах верующих, вел разговоры о создании колхозов и высказывал недовольство явлениями окружающей жизни.
15 сентября тройка НКВД приговорила о. Алексия к расстрелу. Священник Алексий Зиновьев был расстрелян на следующий день, 16 сентября 1937 г., и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Сщмч. Петр (Сорокин) диакон (1953): Новомуч.
Св. Фива, диакониса Кенхрейская (I). Св. Фива была диаконисой близ Коринфа, в пристани Кенхрейской. О св. Фиве упоминает апостол Павел в Послании к римлянам: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской: примите ее для Господа, как прилично святым, ибо она была помощницею многим и мне самому» (Рим. XVI, 1-2).
Мц. Василисса Никомидийская (309). В царствование нечестивого императора Диоклетиана (284-305) едва ли в каком городе было пролито столько же крови верующих во Христа, как в Никомидии: только за один месяц принявших мученическую кончину насчитывалось здесь до семнадцати тысяч, кроме двадцати тысяч, сожженных в церкви в день Рождества Христова. Убиение ни в чем не повинных верующих продолжалось не месяц, а длительное время. И их никто не мог исчислить, кроме только единого Бога.
В Никомидии же пострадала и св. мученица Василисса. Ей было всего девять лет, когда ее привели на суд к игемону Александру, перед которым сия непорочная невеста Небесного Жениха смело исповедала Христа. Все были удивлены ее благоразумию и свободному ведению разговора с мучителем в споре о вере Христовой, подобно совершенному мужу. Правитель надеялся склонить Василиссу к почитанию своих богов сначала ласками и обещаниями, но, убедившись в ее непреклонности, повелел бить ее по лицу. Святая же благодарила за это Бога. Правитель приказал тогда снять с нее одежды и бить ее розгами: она воздала за это еще большую благодарность Господу. Это привело правителя в ярость, и он повелел бить ее еще сильнее. После этого ей провертели голени, повесили вниз головой и на разведенный под нею огонь бросали смолу, серу, масло и олово, в уверенности, что она скоро испустит дух от тяжких страданий. Но святая продолжала славить Бога, как будто находилась в райской прохладе. Тогда правитель приказал бросить ее в разожженную печь. Оградив себя крестным знамением, святая вошла в пламень и долго находилась там без всякого для себя вреда. Все присутствующие были объяты ужасом и недоумением. Ее вывели из печи, и выпустили на нее двух львов, но по молитве святой звери не тронули ее. Ужас объял тогда самого правителя Александра и он воскликнул: «Это судьбы Божие!». Затем он припал к ногам мученицы и воззвал: «Помилуй меня, слуга Небесного Царя и Бога, и прости за все мучения; помолись Богу твоему, чтобы не погубил меня Господь за тебя, ибо отныне я верую в Него». Тогда св. мученица, прославив милосердного Господа, повелела епископу Антонину разъяснить Александру истинную веру и, научив его, крестить. Александр, после крещения, принес покаяние и молил св. Василиссу, чтобы испросила ему прощение у Господа. Правитель Александр, вполне уверовав во Христа, в скором времени преставился и погребен был христианами с честью. Святая же удалилась из города на расстояние трех поприщ. Здесь почувствовала жажду и, найдя камень, стала на него и обратилась с молитвой к Господу, и тотчас из камня потекла вода. Утолив жажду, она немного отошла от этого места и, став с молитвой на колени, предала дух свой Богу. Епископ Антоний похоронил ее здесь же.
Блгв. царь Константин Новый (VII).
Сщмч. Аристион, еп. Александрии Сирской. Святой епископ Аристион ревностно проповедовал о Христе и Его спасительных страданиях, смерти и воскресении, а также поучал народ о том, что все на земле тленно и скоропреходяще, а вечны и нетленны только будущие небесные блага. За такое учение он был приведен на суд к правителю города Александрии и, после того, как исповедал Христа истинным Богом, осужден был на сожжение, и в этом мученическом подвиге окончил свою блаженную жизнь.
Свт. Иоанникий II, патриарх Сербский (1354). Святитель Иоанникий, патриарх Сербский, был родом из города Призрен. Известно, что вначале он был секретарем при короле Карле Сербском, затем, с 1339 года, - управлял Церковью в сане архиепископа. В 1346 году Собор всех сербских архипастырей, на котором присутствовал и Патриарх Болгарский, по желанию короля Душана, избрал архиепископа Иоанникия Патриархом Сербской Православной Церкви. Преставился святитель Иоанникий 3 сентября 1349 года и погребен в Печской обители.
Мч. Полидор (1794). Повешен турками.
Мчч. Зинон, Харитон, Архонтион и Виталиан.
Мц. Дасия.
Собор новомучеников и исповедников Казахстанских (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 3 сентября).
Писидийская икона Божией Матери (VI). Икона Пресвятой Богородицы Писидийская прославилась великими чудесами в городе Созополе Писидийском. Сведений о происхождении ее не имеется. Уже в посланиях об иконопочитании Германа, Патриарха Константинопольского, читанных на VII Вселенском Соборе (787), «икона Пренепорочной Девы Богоматери, находящаяся в Созополе Писидийском и источающая миро из руки изображенной», называется «древней».
Первые имеющиеся сведения о чудотворениях от иконы относятся к VI веку. В это время (между 565 и 577 гг.) в соседнем с Созополем городе Амасии жил сосланный сюда Патриарх Константинопольский св. Евтихий (память его 6 апреля). К нему обратилась как-то супружеская чета, опечаленные тем, что у них все дети рождались мертвыми, с просьбой помолиться за них, чтобы Господь отвратил от них Свой гнев и даровал бы им дитя живое. Св. Евтихий, сотворив усердную молитву о них, помазал их обоих св. елеем, частью от честного креста, частью же истекающим от «святой иконы Пречистой Госпожи нашей Богородицы в Созополе», произнося при этом свои обычные слова: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа». Затем он погрузился на некоторое время в молчание; затем, как бы озаренный божественной благодатью, сказал этим супругам: «Назовите дитя, которое родится, Петром, и оно будет жить». Находящийся при этом пресвитер Евстафий спросил его: «А если родится девочка, как ее назвать?» Евтихий снова повторил: «Нет, пусть назовут Петром, и жив будет». При наступлении определенного времени родился у них сын, как предсказывал св. Евтихий, и при крещении они назвали его Петром. Кроме него, родился у них еще сын. Дети росли здоровыми и цветущими. Родители их и все жители города прославляли Бога.
Ученик прп. Феодора Сикеота (память его 22 апреля) Елевсий наблюдал, как, около 600 года, от этой иконы Богоматери чудесною силою исторгся елей и оросил очи предстоящего перед образом святого угодника Божия, его учителя.
Свидетельство об этой мироточивой иконе содержатся также в посланиях св. Германа, Патриарха Константинопольского (память его 12 мая), относящиеся к временам начала гонения на святые иконы при императоре Льве Армянине (716-741). Сообщение Патриарха Германа о чуде мироточения этой иконы было утверждено в своей истинности на VII Вселенском Соборе (787).
Список с этой древней чудотворной иконы в России был сделан в 1608 г. в Московском Новоспасском монастыре. Богоматерь изображена с Богомладенцем на левой руке, правой рукой Она благословляет.