17/30 сентября
Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок.137). Прмчч. Павела, Феодосия, Никодима и Серафима (1918); прмц. Ирины (1931); мч. Иоанна (1941); прмц. Александры (1943).
Мцц. Феодотии (ок. 230) и Агафоклии. Мучеников 156-ти: Пелия и Нила, епп. Египетских, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и иных (ок. 310). Свт. Иоакима, патриарха Александрийского (1567).
Цареградской (1071) и Макарьевской (1442) икон Божией Матери.
Мцц. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София Римские (ок.137). В царствование Римского императора Адриана (117-138) в Риме жила вдова по имени София, что значит «премудрость». У нее было три дочери – Вера, Надежда и Любовь. Благочестивая мать так воспитала дочерей, что, нося имена трех христианских добродетелей, они показывали их примеры своей жизнью. Девочки не скрывали своей веры и оказались настолько крепки в ней, что Господь призвал их для мученического подвига, несмотря на то, что Вере было всего двенадцать, Надежде – десять, а младшей Любови – девять лет.
Мать и трех ее дочерей вызвали к императору и потребовали отречения от веры под угрозой пыток. Три дня готовила св. София своих дочерей к мученическому подвигу. Сила Божия помогала святым. Первой претерпела мучения старшая Вера. После жестоких пыток ей отсекли голову. Потом была предана на мучения и десятилетняя Надежда. Велено было отсечь голову и ей. Святая отроковица поцеловала мать и сестру со словами: «Предстанем вместе Святой Троице». Настал черед младшей девочки. Палачи думали устрашить ее видом казни, но она поцеловала мертвые тела своих сестер и сама вошла в уготованную ей горящую печь. Огонь не опалил ее. Концом ее мучений было усечение головы. Тела своих дочерей София вывезла за город и похоронила. Мать не подвергли мучениям по жестокому расчету: оставляя ей жизнь при безысходном горе. Но Господь утешил св. Софию. Похоронив детей, она три дня провела у их могилы в непрерывной молитве и здесь же уснула сном смерти, соединившим ее с детьми в царстве Того, любовью к Которому были преисполнены их сердца.
Прмчч. Павел (Моисеев), Феодосий (Соболев), Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков) (1918): Новомуч.
Прмц. Ирина (Фролова) (1931): Новомуч. Преподобномученица Ирина родилась в 1899 г. в селе Левино Медынского уезда Калужкой губернии в семье крестьянина Федора Фролова. До 25 лет она проживала с родителями и занималась сельским хозяйством.
В 1924 г. она поступила послушницей в Спасо-Бородинский женский монастырь Можайского уезда Московской губернии. После упразднения монастыря послушница Ирина осталась трудиться в Бородинской сельскохозяйственной коммуне, которую образовали сестры на территории закрытой обители.
В конце 1920-х годов власти приняли решение разогнать все трудовые коммуны, организованные при монастырях. В 1928 г., когда власти распускали Бородинскую монастырскую коммуну, монахини поручили послушнице Ирине не уходить из монастыря, а жить в нем, как бы стеречь монастырь. Будучи глубоко церковным человеком, послушница Ирина приняла это послушание. Все сестры расселились в близлежащих селениях, устроившись при храмах псаломщицами и сторожами. Украдкой некоторые монахини приносили ей продукты, но поскольку все жили в большой нужде, то помощь эта была весьма скудной и недостаточной.
Один свидетель впоследствии рассказывал на следствии о послушнице Ирине, что когда ее «пытались выселить из квартиры, то она с одной иконкой забралась на чердак и там жила. При выселении с чердака она с одной иконкой перебралась зимой в совершенно холодный сарай и, невзирая на такие лишения, все-таки жила в монастыре до ареста и информировала монашек и священника Бородинского монастыря о состоянии монастыря и коммуны, обо всех непорядках и случаях…».
19 мая 1931 г. власти арестовали послушницу Ирину, а вместе с нею 14 монахинь и священника Бородинского монастыря, обвинив их в сопротивлении мероприятиям советской власти на селе. Все они были заключены в Можайскую тюрьму.
24 мая следователь вызвал ее на допрос, где предъявил обвинение «в антисоветской деятельности и распространении слухов о войне». Давать какие-либо показания, подписывать протокол допроса и другие документы послушница Ирина наотрез отказалась.
10 июня 1931 г. тройка ОГПУ приговорила послушницу Ирину к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Находясь в Можайской тюрьме, Ирина заболела туберкулезом легких, поэтому была помещена в тюремную больницу.
30 сентября 1931 г. послушница Ирина (Фролова) скончалась в больнице и была погребена в безвестной могиле.
Мч. Иоанн (Коротков) (1941): Новомуч.
Прмц. Александра (Хворостянникова) (1943): Новомуч.
Сщмчч. Ираклид (I) и Мирон (II), епп. Томаса Кипрского.
Мц. Феодотия (ок. 230). Во времена царствования в Риме Александра Севера (222-235) послан был в Каппадокию игемон Симвликий. Ему донесли о некоей христианке Феодотии, которая происходила из Понтийской страны и была очень богата. Долго увещал ее игемон отречься от веры Христовой, но без успеха. Тогда ее повесили и начали строгать ее тело. Она претерпевала это мучение, славя Бога и как будто не чувствуя своих страданий. После этого наложили на нее оковы и отвели в темницу. По прошествии восьми дней темница сама собой отверзлась. Увидев это, сторожа испугались и побежали рассказать о том Симвликию; но он не поверил им и повелел привести святую к себе. Когда он увидел, что она совершенно невредима от ран, то приказал бросить святую в разожженную печь. Внезапно из этой печи вышел огонь и попалил семьдесят человек, остальные, бывшие рядом с ней, закрыли ее отверстие и убежали. Игемон послал двух жрецов идольских с сопровождающими, чтобы развеять пепел от тела св. мученицы. Когда открыли печь, из нее вышло пламя и пожгло жрецов, а остальные посланные увидали, что святая сидит посреди печи между двумя юношами в белых одеждах и поет. Это видение так устрашило их, что они упали, как мертвые. Святая вышла из печи, радуясь и воспевая Бога. Ее снова посадили в темницу, потому что Симвликий намеревался идти в Византию и хотел вести за собою св. мученицу в оковах. По возвращении оттуда, находясь в Анкире, игемон опять потребовал к себе святую на суд и сказал ей, что, если она не принесет жертвы богам, он положит ее на раскаленное железо. Она ответила ему, что принесет жертву богам, если его секретарь Дорофей взойдет с ней на эту раскаленную сковороду, и огонь не коснется его. Игемон согласился, и Дорофей взошел на раскаленный железный лист, но тотчас сгорел, а св. мученица осталась невредимой. Игемон недоумевал, что ему делать, а затем приказал связать св. мученицу и вести в Никею. Здесь ввел он ее в идольское капище, дабы принудить принести идолам жертву. Она помолилась, и внезапно все идолы пали на землю и разбились. Все, видевшие это, пришли в ужас. Разгневанный этим игемон повелел четырем воинам растянуть святую и перепилить ее пилой. Но пила притупилась, и слуги изнемогли, святая же опять осталась невредимой и славила Бога. Симвликий повелел тогда отсечь ей голову мечом.
Мц. Агафоклия. Святая Агафоклия была рабой некоего христианина Николая. Жена его Павлина, которая держалась ереси Ария, в продолжение восьми лет много мучила Агафоклию, принуждая ее оставить православную веру и принять еретическое учение: иногда била ее по шее камнями, иногда заставляла ходить босыми ногами по острым камням, однажды сокрушила ей ребра железным молотком и, наконец, отрезала язык. Святая мученица не склонялась на увещания своей госпожи и поэтому была заключена в темницу и томима голодом. Но, по Божьему устроению, птицы приносили ей небольшие древесные плоды. Наконец, госпожа умертвила ее железным ломом.
Свв. Лукия вдова и Геминиан, сын ее (ок. 303). Св. Лукия скончалась в мире, а ее сын Геминиан был усечен.
Мученики 156: Пелий и Нил, епп. Египетские, Зинон пресвитер, Патермуфий, Илия и иные (ок. 310). Святые мученики пострадали при Максимиане. Префект Палестины Фирмилиан, схватив множество христиан, в том числе и епископов в Египте Пелия и Нила, пресвитера Зинона, Патермуфия и Илию, вырезал у каждого из них правый глаз и разослал их в разные местности для тяжелых работ. Затем одни из этих мучеников были сожжены, другим отсекли головы.
Свт. Иоаким (Пани), патриарх Александрийский (1567).
Мцц. Ридора и Неофита.
Мч. Солохон.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы:
Цареградская (1071). Сведения об этой иконе приведены за 25 апреля.
Макарьевская (1442). Эта икона явилась в 1442 году прп. Макарию Желтоводскому, Унженскому чудотворцу (память его 25 июля), подвизавшемуся в Костромской земле.
Ранним утром, когда преподобный стоял на молитве, келью его озарил дивный свет, и стало слышно ангельское пение. Изумленный, преподобный вышел из кельи и увидел приближавшуюся к нему с неба икону Богоматери, окруженную сиянием.
Преподобный Макарий с благоговением взял икону и поставил ее в своей келье; впоследствии на этом месте был основан Макариево-Унженский монастырь.
Макарьевская икона ознаменовала себя весьма многими чудесами. По молитве перед этой иконою получали исцеления расслабленные, бесноватые и т.п. Два раза по молитве пред нею спасалась страна Унженская от нашествия крымских татар. Макарий молился пред чудотворною иконою о спасении города от татар. Татары, никем не гонимые, обращались в бегство, и взятые из них в плен говорили, что «видели над городом Унжею страшного старца с седыми волосами…». В Смутное время, когда в 1609 г. воевода Лисовский напал на город Юрьевец-Подольский и ближние селенья, то по молитвам перед чудотворной Макарьевской иконой слабое ополчение селян победило сильное и хорошо обученное польское войско. Пленные также говорили, что видели старца-инока с седыми волосами, пускавшего в них стрелы. В 1629 и 1690 годах при случившихся в монастыре сильных пожарах Макарьевская икона Божией Матери осталась невредимой.
В 1717 г. по указу Петра I и благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «память» для «беспенного» сбора пожертвований на изготовление оклада для Макарьевской иконы. В «памяти» икона называлась чудотворной. Однако позднее она была перемещена из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывала в забвении; поверх древнего письма нанесли изображение Смоленской иконы Божией Матери (иконография которой является основой для Макарьевского образа). Новое обретение иконы состоялось в Макариево-Унженской обители в 1858 г. «По случаю обновления ветхого иконописания» с иконы был снят верхний слой, под которым оказался «чудный лик Богоматери» с надписью «Макарьевская». В Троицком Макарьевом Желтоводском монастыре находился также чудотворный список с Макарьевской «Одигитрии», написанный учениками преподобного, от которого тоже совершено было немало исцелений.
Ныне Макариево-Унженский монастырь возобновлен как женский. Судьба его чудотворной святыни – Макарьевской иконы – неизвестна (так же как и копии). Сохранился единственный список, который находится в Рождественской церкви г. Макарьева.