14/27 сентября
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Представление свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского (407).
Леснинской иконы Божией Матери (1683).
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Праздник посвящен памяти обретения Честного и Животворящего Древа Креста Господня равноапостольной царицей Еленой, матерью равноапостольного императора Константина (память их 21 мая). Сначала этот праздник праздновался после Пасхи, так как обретение Креста Господня случилось 6 марта 326 года (день памяти об этом событии), когда у нас бывает Великий пост и когда некоторые торжественные праздники переносятся на время после Пасхи. С VII века с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (†629) и праздник этот был перенесен на 14/27 сентября.
Язычники пытались полностью уничтожить воспоминания о священных местах, связанных с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа. Римский император Адриан (117 – 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на образовавшемся холме соорудить капище Венеры и статую Юпитера. Однако через три века великие христианские святыни были вновь обретены усилиями равноапостольных императора Константина и его матери царицы Елены (об этом подробно приведено за 6 марта и 13 сент.). Известие об этом событии мигом облетело окрестности. Множество христиан устремилось на раскопки, желая увидеть великую святыню. И тогда патриарх Макарий вместе с духовенством взяли на руки Голгофский Крест и вынесли его на высокий холм. Несколько раз они поднимали (воздвигали) Древо Креста над толпой, чтобы все имели возможность поклониться ему. Впоследствии императором Константином над Гробом Господним был построен величественный храм Воскресения Господня, в котором и поместили Животворящий Крест.
Но посягательства на христианские святыни продолжались. В 614 г. Хозрой, персидский царь, вторгся в Палестину, опустошил Иерусалим, сжег храм и похитил находившееся там Древо Креста Господня. 14 лет оно находилось в Персии… Но вот другой император греческий, Ираклий, разбил персидское войско и заключил мир с персидским царем, а главным условием мира было возвращение Животворящего Креста Господня. Император с радостью встретил в Иерусалиме Животворящий Крест и, придя к городским воротам от горы Елеонской, сам принял святыню на свои рамена и понес в Иерусалим, но, дойдя до Голгофы, он принужден был остановиться: невидимая сила удерживала его. Тогда патриарх Иерусалимский, вразумленный Богом, сказал императору: «Господь наш Иисус Христос нес Крест сей на Голгофу не в порфире…, а в образе смиренного раба, осужденного на казнь». Император снял с себя царские одежды, надел самые простые и босой понес Крест в храм Иерусалимский.
Это вторичное обретение и возвращение Креста Господня совершилось 14 сентября.
Представление свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского (407). Сведения о житие святителя Иоанна приведены в день перенесения его мощей 27 января.
Леснинская икона Божией Матери (1683). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы, по преданию, явилась в праздник Воздвижения Креста Господня 14 сентября 1683 г. русским пастухам в лесу на дереве и была поставлена в православной церкви с. Буковичи, в двух верстах от Лесны. От нее начали совершаться многие чудотворения, что привлекло к ней большое число богомольцев. Вскоре икона была похищена католиками и поставлена ими в селе Лесне Константиновского уезда Седлецкои губернии в костеле католического монастыря. В 1863 г. монахи ордена приняли участие в польском восстании, и по распоряжению русского правительства монастырь был закрыт и обращен в православный приход. По ходатайству архиепископа Варшавского Леонтия в 1885 г. здесь был учрежден Свято-Богородицкий Леснинский женский монастырь. Обитель с самого основания находилась под духовным окормлением и попечением св. прав. Иоанна Кронштадтского. Леснинский монастырь пользовался покровительством царской семьи.
После революции, осенью 1920 г., 62 леснинские монахини по приглашению короля Александра и церковных сербских властей переехали в Белград, где получили в свое распоряжение монастырь Хопово. Здесь им суждено было пребывать со своей святыней, чудотворной иконой Божией Матери, больше 20 лет, до оккупации Югославии немецкой армией в 1941 г., потом их принудительно отправили в Белград. В 1950 г. сестры перебрались из коммунистической Югославии во Францию. Сначала община обосновалась под Парижем, позднее сестры были вынуждены перебраться в селение Провемон, где в отремонтированной и освященной бывшей католической церкви поставили свою чудотворную святыню, которая до нашего времени продолжает привлекать паломников.
На Леснинской иконе изображение Божией Матери и Богомладенца Иисуса вырезано рельефом на темно-красном овальном камне. Празднование иконе совершается также 8 (21) сентября и на Троицу.