Краткие жития святых, православные праздники и события

11/24 сентября

 

Прп. Феодоры Александрийской (474-491). Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Прп. Силуана Афонского (1938). Сщмчч. Николая и Виктора пресвитеров (1918); сщмч. Карпа пресвитера (1937); сщмч. Николая диакона (1942).

Мчч. Димитрия, Еванфии, жены его, и Димитриана, сына их (I). Мчч. Диодора и Дидима, Сирских. Мц. Ии (362-364). Прп. Евфросина (IX).

Каплуновской иконы Божией Матери (1689).

 

Прп. Феодора Александрийская Младшая Прп. Феодора Александрийская (474-491). Феодора жила в конце V века при императоре Зиноне. Была замужем, и первые годы ее супружества служили примером женщинам ее возраста.

Молодой, очень богатый человек, страстно влюбившись, совратил ее с пути долга и чести при пособии огромного своего богатства, через содействие занимавшейся гаданием и колдовством женщины, которой Феодора имела неосторожность довериться. Едва было совершено преступление, как мучимая совестью молодая женщина почувствовала раскаяние, доходившее до крайней степени отчаяния. Совесть укоряла ее еще более, когда она, обманщица, являлась между честными и чистыми людьми, будто равная им, тогда как Богу было известно ее преступление.

Не имея сил более переносить ежеминутную пытку эту, она положила пред Господом в тайне своего сердца обет: бежать из дома, заключиться в каком-либо пустынном месте и там до самой смерти искупать свой грех строжайшим покаянием.

Сначала она обратилась в женский монастырь, где призналась настоятельнице в своем преступлении и открыла ей свое намерение навсегда покинуть свет. Но вскоре, устрашившись того, что муж, конечно, отыщет ее в женской обители, она переменила намерение и перешла в мужской монастырь. В мужской одежде явилась она к настоятелю обители, находившейся в шести поприщах от города. Затрудняясь принять молодого пришельца, монахи, по обычаю желая испытать его, заставили простоять его у ворот всю ночь. Видя настойчивость и смиренное терпение Феодоры, они впустили ее утром и согласились принять в число братии под неизменным условием непререкаемого повиновения не только старшим, но каждому из братий.

Для начала на нее были возложены работы в монастырском саду, разноска воды для поливки и всем, кому она требовалась, постоянная очистка всего дома, что, однако, не освобождало ее от келейного молитвенного правила и всех церковных служб. Сознавая тяжесть своих грехов, Феодора, постепенно усиливая, довела ревность свою в смирении плоти до такого сокращения пищи, что принимала ее только один раз в неделю.

Успехи ее в добродетелях мало-помалу привлекали к ней Божественную благодать. Вскоре была замечена ее духовная мудрость, особенная прозорливость и, наконец, ниспосланный ей Духом Святым дар чудотворений. Повествователи описывают многие чудеса, совершившиеся по сильной и чистой ее пред Богом молитве, и, между прочим, – умерщвление одним лишь словом огромного крокодила, пожравшего много людей.

Однако Бог попустил ей испытать черную клевету. Настоятель послал ее в город с верблюдами, на которых она должна была нагрузить там хлеб и возвратиться с ним в монастырь. Остановиться она должна была в Девятом монастыре (монастыри в окрестностях Александрии имели вместо названий порядковые номера).

Тут демон устроил козни, употребив на то девушку, которая, принимая Феодору за мужчину, хотела склонить ее к греху, но, будучи отвергнутой, бросилась в постыдном своем исступлении в объятия какого-то прохожего. Сделавшись беременною, она по настоянию родителей отвечала, что виновник ее беды есть монах, с которым она встретилась в Девятом монастыре в такой-то день и час. По этой жалобе и после произведения розыска убедились, что точно виновным не мог быть никто другой.

Монахи Девятого монастыря обратились к настоятелю того монастыря, где находилась Феодора, требуя строгого наказания за нанесения бесчестия их обители. Смиренная Феодора, конечно, могла оправдаться немедленно, но предпочла противопоставить этой клевете только молчание, терпение и стремление остаться в глазах всех виновною и наказанною. Этим она хотела омыть то преступление, в котором непрестанно укоряла себя, и которое известно было лишь одному Богу.

С презрением выгнали ее из монастыря как отшельника, обесчестившего свое звание и покрывшего стыдом братство. Она укрылась в убогой лачуге, которую сама поставила невдалеке, не желая отходить от обители.

Когда обвинившая Федору девушка родила, ребенка принесли мнимому его отцу, который должен был кормить его молоком, приносимым из сострадания соседними пастухами. Прошло семь лет. Монахи Девятого монастыря, считая это продолжительное наказание достаточным, явились к настоятелю обители, из которой Феодора была изгнана, просить о ее прощении. Она была снова принята в монастырь, но с условием: запереться с мнимым своим ребенком в отдельную келью на безвыходное до смерти пребывание в ней, не получая в обители никакой должности. Феодора повиновалась.

Затворничество это продолжалось только два года. Бог призвал к Себе верную рабу, чтобы увенчать, наконец, ее унижение, смирение и покаяние. Перед кончиною она передала ребенку, считавшему ее своим отцом, назидательные для него советы и завещала ему остаться в обители на всю жизнь. Тут, успокоившись, она с тихой молитвой заснула сном земным для пробуждения в вечности.

Монахи, услышав рыдания ребенка, впервые вошли в ее келью, и вскоре весть о ее кончине огласилась по монастырю. Провидению было угодно привести в это время на богомолье и мужа покойницы; только тут все и узнали о тайне Феодоры. Муж ее, пораженный всем происшедшим, решился оставить свет: продал свое имущество, принял монашеский образ, поселился в опустевшей келье Феодоры и через несколько лет был погребен в одной с нею могиле. Ребенок же, возрастая в добродетели, впоследствии сделался настоятелем этого монастыря.

Преподобные Сергий и Герман Валаамские Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Память их празднуется также 28 июня (см. о них там же) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Известно, что на Валааме был храм во имя их, где хранились их святые мощи, и что мощи переносились в Новгород. В память их последнего возвращения из Новгорода и был установлен их праздник 11 сентября.

Силуан Афонский Прп. Силуан Афонский (1938). Преподобный Силуан (в миру – Симеон) родился в 1866 г. в селе Шовском Тамбовской губернии Лебединского уезда. Родители его были трудолюбивыми, кроткими и от природы мудрыми, хотя и неграмотными. В семье радушно принимали странников, отец беседовал с ними о Боге и христианской жизни, и эти беседы производили глубокое впечатление не восприимчивого юношу. Возлюбив Господа всей душой, юноша пожелал принять постриг в Киево-Печерской лавре, однако отец настоял на поступлении его на воинскую службу.

В 19 лет он, поддавшись соблазнам мира, стал забывать о благочестивом своем желании иноческого подвига. Господь уберег его от погружения в греховную пучину, голос Самой Богородицы остановил его, он осознал свои грехи, раскаялся в них и благодарил Божию Матерь за явленную к нему доброту. Уйдя на воинскую службу с живой верой и глубоким покаянным чувством, Симеон никогда не забывал о Боге. К тому времени чудесным образом определилось и место его будущих монашеских подвигов – Святая Гора Афон. После службы Симеон пробыл дома всего одну неделю. Он отправился на Афон, прочитав в брошюре о том, что Матерь Божия обещала заступиться и молиться за всякого, кто будет служить Богу в тамошних обителях. В 1892 г. Симеон прибыл на Афон и был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь.

На Святой Горе Симеон подвергся нападению помыслов о возвращении в мир и женитьбе, возникли новые искушения – тщеславие и гордость, доводившие до отчаяния. И тогда Господь непостижимо явился послушнику во время вечерни в храме пророка Божия Илии и духом ввел его в Небесную обитель. В тот момент, по свидетельству старца, он всем своим существом почувствовал, как благодать, подобная благодати мучеников, наполнила его. Пройдя путь начальных иноческих испытаний, он в 1896 г. был пострижен в мантию с именем Силуан, в а 1911 г. – в схиму с оставлением прежнего имени. Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо старца не находился.

Постоянно пребывая в подвиге, он спал урывками, до двух часов в сутки, сидя на табурете, ограничивал себя в еде, советуя кушать столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться; отсекал свою волю, считая, что это приносит пользу большую для души. «За то страдаем мы, – пояснял старец, – что не имеем смирения. В смиреной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство».

Но диавольские нападения возобновились. В одну из таких ночей он с сокрушением воззвал: «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи, что делать, чтобы они не мешали мне?» «Гордые всегда так страдают от бесов», – был ему ответ. «Господи, научи, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа?» И в сердце прозвучал ответ Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». По словам старца, Господь пожалел его и Сам научил, каким образом душа должна смиряться и становиться недоступной для врагов: она признает себя достойной вечной муки и нисходит в ад, чтобы силою адского пламени выжечь в себе действие всякой страсти и с чистой молитвой обратиться к Господу, уповая на спасительное действие любви Христовой и, тем самым, избегая отчаяния.

Постепенно в молитве его начинает преобладать скорбь о мире, не ведающем Бога. Вся жизнь его была сердечной молитвой до великих слез. «Молиться за людей – это кровь проливать», – утверждал преподобный. – «Мир стоит молитвою, а когда ослабнет молитва, тогда мир погибнет». В молитвенной устремленности он достиг такого внутреннего состояния, при котором провидел происходящее и прозревал будущее человека, раскрывая глубокие тайны души.

Старец Силуан писал, что узнать, имеем ли мы в себе благодать Святого Духа, можно лишь по тому, любим ли мы своих врагов. Если любишь врагов своих и молишься за них, значит, стяжал эту благодать, если же в сердце нет любви к ним – нет и Духа Святого в душе.

Скончался старец схимонах Силуан 11/24 сентября 1938 г. и был погребен в тот же день. Спустя 50 лет, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя прп. Силуана Афонского внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

 

 (Собор Вятских святых).

Сщмчч. Николай (Подьяков) и Виктор (Усов) пресвитеры (1918): Новомуч. Протоиерей Николай Подьяков был настоятелем храма Богородице-Рождественского храма в селе Подосиновец в Вологодской епархии.

В марте 1918 года он прочел с амвона послание Патриарха Тихона. Мужественное, обличающее грех и призывающее к покаянию слово Патриарха-исповедника раздражило воинствующих безбожников, и прихожане, опасаясь нападений на храм и беспокоясь за жизнь священника, установили в храме постоянное дежурство.

24 сентября 1918 г. протоиерей Николай совершил отпевание прихожанина и пошел вместе с родственниками почившего на кладбище. К концу панихиды на кладбище прибежала прислуживающая при храме монахиня, одетая на этот раз в мирское, и сказала: «Отец Николай, скорее прячься. Сегодня тебя приедут расстреливать».

Карательный отряд явился в село после полудня. Все были с красными бантами, в одинаковых кумачовых рубахах. Они потребовали указать им священника, но никто не хотел этого делать. Тогда они пригрозили взять его младшего сына.

Узнав об этом, о. Николай пришел домой и собрал детей для последней беседы. Священник учил их, как, несмотря на все тяготы настоящей жизни, сохранить веру в Бога, остаться верными Церкви, не отступить от исполнения заповедей, даже если все вокруг к тому принуждает. Он был безмятежно спокоен и в наставлениях и в советах входил во все подробности их дальнейшей жизни: как детям жить одним, так как матери, рано умершей, они лишились давно. Во время беседы в дом ворвались каратели. Обрадованные, что нашли священника, они начали в него стрелять и, увидев, что ранили, покинули дом.

«Ну, слава Богу!» – с облегчением вздохнул отец Николай и перекрестился.

Неясно было домашним, надолго ли ушли палачи, вернутся ли. Сын побежал за врачом. Врач пришел сразу, но не успел он перевязать рану, как в дом снова ворвались каратели. Наорав на врача, чтобы он «убирался», они утащили священника на носилках на покосный луг около речки. Положив о. Николая около ямы, они стали мучить его. Кто стрелял, кто колол, вонзая в тело, вынимая и снова вонзая штык. Впоследствии при осмотре тела, выяснилось, что кроме огнестрельных ран ему было нанесено одиннадцать ран штыковых.

Тело убитого священника сбросили в яму, но зарывать не стали. В это время в сельсовете сидел задержанный карателями священник из соседнего прихода, отец Виктор. Его подвели к яме и велели отпевать замученного священника. Когда отпевание подошло к концу, один из палачей выстрелил в затылок и убил отца Виктора.

Весной приехали сыновья отца Виктора и вместе с детьми отца Николая выпросили у властей разрешение похоронить священников на кладбище. Тело о. Виктора сыновья увезли в приход, где он служил, а о. Николай Подьяков был похоронен на кладбище в Подосиновеце.

В тридцатых годах большинство жителей села Подосиновец были выселены в Сибирь, а сюда поселены сосланные из южных областей России крестьяне, а также освободившиеся из соседних концлагерей уголовники – и место захоронения мучеников было утрачено.

Сщмч. Карп (Эльб) пресвитер (1937): Новомуч.

Сщмч. Николай (Широгоров) диакон (1942): Новомуч. Священномученик Николай родился 9 ноября 1904 г. в селе Здехово Богородского уезда Московской губернии в семье священника Дмитрия Широгорова. Окончил 4 класса сельской школы и 2 класса духовного училища. Получить полное богословское образование Николай Дмитриевич не успел, так как в стране к власти пришли безбожники, которые первым делом закрыли все православные учебные заведения.

Во время гражданской войны Николай Широгоров был на некоторое время призван в тыловое  ополчение Красной армии. После демобилизации он был рукоположен во диакона и направлен служить в храм в честь Рождества Христова в селе Ямкино Ногинского района Московской области.

Летом 1937 г. власти начали широкомасштабные гонения на Русскую Православную Церковь. В Ногинском районном отделении НКВД приняли решение арестовать отца Николая. В вину ему вменялось то, что «после ареста ряда церковников говорил: граждане верующие, религию христианскую советская власть преследует, невинных священников сажает в тюрьмы. А вы обходите все это молчанием. Нужно организованно требовать от советской власти прекратить эти гонения на веру. Они же, коммунисты, пишут, что свобода вероисповедания, а на самом деле ежедневно арестовывают верующих и священников. Если мы организованно объявим протест, то этим спасем нашу христианскую веру от антихристов».

Диакон Николай Широгоров был арестован 26 ноября 1937 г. и заключен в Ногинскую тюрьму. Вместе с ним были арестованы настоятель храма протоиерей Николай Покровский (сщмч., память его 27 нояб.) и псаломщик Михаил Амелюшкин (сщмч., память его 5 февр.). На следующий день о. Николай был допрошен.

Ему было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности. Виновным себя в этом о. Николай не признал.

28 ноября следствие было закончено. 1 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила диакона Николая Широгорова к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Наказание о. Николай был отправлен отбывать в Безымянский исправительно-трудовой лагерь НКВД, располагавшийся около Самары.

Диакон Николай Широгоров умер в лагере 24 сентября 1942 г. и был погребен в безвестной могиле.

 

Мчч. Димитрий, Еванфия, жена его, и Димитриан, сын их Скепсийские (Геллеспонтские) (I). Святой Димитрий был князем и правителем города Скепсии в Геллеспонте. В его город пришел с проповедью Евангелия святой Корнилий сотник (память его 13 сент.), первый язычник, обращенный ко Христу святым апостолом Петром. Святой Корнилий был приведен на суд к правителю Димитрию и мужественно терпел мучения, убеждая правителя оставить язычество и обратиться к истинной вере во Христа.

Пламенная проповедь святого Корнилия, сопровождаемая чудесами силы Божией, открыла душевные очи Димитрия: он уверовал во Христа и принял крещение со своей семьей – женой Еванфией и сыном Димитрианом. За исповедание веры язычники бросили всю новообращенную семью в темницу и уморили голодом; так святой Димитрий, его жена и сын стяжали мученические венцы.

Мц. Ия (Евдокия) Римляныня, Персидская (362-364). Память ее празднуется также 4 августа (см. о ней там же).

Преподобный Евфросин Прп. Евфросин Палестинский (IX). Преподобный Евфросин происходил от незнатных родителей, но своими добродетелями превзошел и всех благородных по происхождению.

Он был иноком одного из Палестинских монастырей, нес послушание на кухне, работая поваром. Трудясь для братии, Евфросин не отлучался мыслью от Бога, постоянно пребывая в молитве. Терпение святого было достойно удивления: несмотря на частые укоры братии, он никогда не роптал и невозмутимо переносил все неприятности. Своей внутренней, скрытой от людей добродетелью святой Евфросин угодил Господу, Который Сам открыл насельникам духовную высоту их скромного собрата. Один из монастырских пресвитеров в молитве просил Бога показать ему блага, уготованные праведникам в будущем веке. Священник увидел во сне, что находится в Раю и созерцает со страхом и радостью его неизреченную красоту. Там же он увидел и инока своей обители, повара Евфросина. Удивившись этой встрече, пресвитер спросил Евфросина, как он здесь оказался? Святой ответил, что находится в Раю по великой милости Божией. Тот вновь спросил, имеет ли Евфросин власть дать ему что-нибудь из окружающих их красот? Евфросин предложил священнику выбрать, что ему хочется, и тот указал на прекрасные яблоки, росшие в райском саду. Преподобный сорвал три яблока, завернул их в платок и подал собеседнику. Проснувшись до начала утрени, священник принял видение за обыкновенный сон, но вдруг заметил около себя платок с завернутыми в нем райскими плодами, издававшими дивное благоухание. Священник, найдя в церкви повара Евфросина, спросил его под клятвой, где он был ночью? Святой ответил, что находился там же, где был священник. Затем преподобный сказал, что Господь, исполняя молитву священника, показал ему Рай и подал райские плоды через него, «худого и недостойного Евфросина». По окончании утрени священник рассказал обо всем инокам монастыря, указывая на духовную высоту Евфросина, и показал благоухающие райские плоды. Глубоко растроганные слышанным, монахи пошли в поварню, чтобы поклониться прп. Евфросину, но не застали его там: избегая славы человеческой, святой ушел из обители. Место, куда он скрылся, осталось неизвестным, но иноки всегда помнили, что их собрату, прп. Евфросину был открыт Рай, и они, спасенные по милости Божией, найдут его там. По преданию, райские яблоки они свято хранили и небольшими частичками раздавали на благословение и исцеление.

Свт. Зинон, еп. Неапольский.

Мчч. Диодор и Дидим, иже в Лаодикии Сирской. Эти святые мученики, исповедуя Христову веру, учили о Христе язычников и многих из них обращали и крестили. За это привели их к правителю Лаодикийскому на суд, и здесь они смело исповедовали Христа. Их предали страшным мучениям, но они не отреклись от Христа, бесстрашно обличали идольскую лесть и укоряли правителя за то, что он, оставив истинного Бога, поклоняется ложным богам. С молитвой на устах предали они среди мучений души свои Господу.

Мчч. Роман и Исидор.

Мч. Лев.

 

Каплуновская икона Божией Матери (1689). Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанская (Каплуновская) явилась во сне священнику Иоанну и 11 сентября 1689 г. была куплена им у московского иконописца, проходившего через слободу Каплуновку. Однажды в третью Неделю Великого поста, икона озарилась необыкновенным светом и была перенесена в местный храм. Каплуновская икона была на поле битвы под Полтавой в 1709 году. Русские воины не раз обращались с молитвой к чудотворному образу. Празднование 11/24 сентября было установлено в 1766 г.

Празднование этой иконы осуществляется также 8 июля вместе с прочими чтимыми списками с Казанской иконы Божией Матери в день «Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани».

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz