27 сентября / 10 октября
Мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Прп. Савватия Соловецкого (1435). Сщмч. Петра, митр. Крутицкого (1937). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918); сщмчч. Германа, еп. Вольского, и Михаила пресвитера (1919); сщмч. Феодора пресвитера (1937).
Апп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Мц. Епихарии (284-305). Прп. Игнатия (963-975).
Мч. Каллистрат и дружина его: Гимнасий и иные (304). Святой Каллистрат был родом из Карфагена. Его дед Неоскор служил при императоре Тиберии в Палестине под началом Понтия Пилата и был свидетелем Крестных страданий Иисуса Христа, Его Воскресения. Отец Каллистрата воспитал сына в христианском духе. Став воином, Каллистрат выделялся среди соратников добрым поведением и кротким нравом. Однажды, один из воинов услышал, как Каллистрат молился Богу, и донес об этом военачальнику. Святого стали принуждать принести жертву языческим богам. Но Каллистрат был непреклонен. Тогда мученика после пыток зашили в мешок и бросили в море, но чудесным образом мешок наткнулся на острый камень и разорвался. Увидев спасенного Каллистрата, многие из воинов уверовали во Христа. Военачальник, боясь возмущения в войске, не стал их судить, а заключил в темницу. Ночью святого Каллистрата и уверовавших воинов усекли мечом.
Прп. Савватий Соловецкий (1435). В начале XV в. Савватий из Кирилло-Белозерского монастыря, избегая славы человеческой, перешел на Валаам, но оттуда он по той же причине удалился на Белое море. Здесь он услышал о Соловецких островах, хотя и богатых лесом, рыбой и ягодами, но крайне неудобных для жизни по трудности сообщения с берегом. Тщетно отговаривали местные крестьяне немощного старца поселиться там. Он отвечал им: «Я, чада, имею такого Владыку, Который природу у старика делает юной, равно как и младенца возвращает до лет преклонной старости; Он обогащает бедных, одевает нагих, дает потребное нищим и малой пищей досыта насыщает алчущих, подобно тому, как некогда в пустыне насытил Он пять тысяч человек».
При устье реки Ваги прп. Савватий встретил инока Германа из Валаамского монастыря и вместе с ним в простой рыбачьей лодке отплыл на Соловецкие острова. Это было в 1429 г. Поселились они в красивой горной местности около реки Секирной, на берегу озера, в 12 верстах от теперешней обители. Они стали обрабатывать землю, непрестанно творя молитву. Но злые люди позавидовали им, и, чтобы изгнать оттуда святых старцев, на острове поселился рыбак с семейством. Тогда жене его явились светозарные грозные юноши, которые повелели ей с семейством скорее уходить с острова, чтобы не погибнуть злой смертью. С тех пор никто из мирян не дерзал селиться там.
Через несколько лет прп. Герман ушел на реку Онегу, и прп. Савватий остался один. Пустыннические труды его ведомы одному Богу, но самая природа острова достаточно говорит о них. Достигнув глубокой старости, прп. Савватий вернулся на реку Вагу, так как он опасался умереть, не причастившись Святых Христовых Таин. Там в часовне, при которой была устроена келья, он встретил игумена Нафанаила, пришедшего навестить местных жителей. Он исповедал и причастил святого старца, после чего пошел в деревню причащать больного, а преподобный остался ждать его у часовни. В это время пришел туда некий раб Божий Иоанн, купец, плывший с товарами, и, увидев святого старца, просил его благословения. Они вступили в беседу, и преподобный наставлял его от Священного Писания к доброй жизни. Потом сказал ему: «Ночуй здесь, ты увидишь благодать Божию». Иоанн хотел плыть далее, но разразилась гроза, и он поневоле остался ночевать. Утром, войдя в келью, чтобы принять от старца напутственное благословение, он увидел, что тот сидит в клобуке и мантии, а рядом с ним стоит кадильница, и вся келья полна благоухания: он уже скончался. Когда вернулся игумен Нафанаил, они оба много и горько плакали, рассказали друг другу о преподобном и похоронили святое тело (1435), а в 1465 г. прп. Зосима перенес его на Соловецкий остров.
Память его празднуется также 8 августа в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.
Сщмч. Петр (Полянский), митр. Крутицкий (1937): Новомуч. Священномученик Петр, митрополит Крутицкий (в миру Петр Федорович Полянский) родился в 1862 г. в благочестивой семье священника села Сторожевое Воронежской епархии. В 1885 г. он закончил по I разряду Воронежскую Духовную семинарию, а в 1862 г. – Московскую Духовную академию и был оставлен при ней помощником инспектора.
После занятия ряда ответственных должностей в Жировицком Духовном училище, Петр Феодорович был переведен в Петербург, в штат Синодального Учебного комитета, членом которого он стал. Будучи высокопоставленным синодальным чиновником, Петр Феодорович был бессребреником и в то же время отличался строгостью. Участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. В это время особенно сблизился со Святейшим Патриархом Тихоном. В 1920 г. Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Так в 58-летнем возрасте священномученик Петр избрал стезю церковного служения, приведшую его в эпоху гонений на Русскую Церковь на Голгофу.
Сразу после архиерейской хиротонии еп. Петр был сослан в Великий Устюг, но вскоре – после освобождения из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона – вернулся в Москву, став ближайшим помощником Первосвятителя. Он был возведен в сан архиепископа, а затем стал митрополитом Крутицким и был включен в состав Временного Патриаршего Синода. В последние годы жизни Патриарха митр. Петр был ему опорой во всех делах управления Церковью. В завещании свт. Тихона о преемстве патриаршей власти в условиях гонения на Церковь митр. Петр был назван первым в ряду преемников Патриарха после митр. Кирилла и митр. Агафангела. Но поскольку в момент погребения Патриарха Тихона митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке, обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра. Свт. Петр помогал многим заключенным и сосланным. Он дал благословение причтам жертвовать в пользу заключенных священнослужителей.
В своем управлении Русской Православной Церковью митр. Петр шел по пути свт. Тихона – это был путь твердого стояния за Православие и бескомпромиссного противодействия обновленческому расколу, что вызывало крайнее недовольство гонителей Церкви. За это его обвиняли в сношениях с эмиграцией, в контрреволюционных настроениях и антиправительственной деятельности.
9 ноября 1925 г. митр. Петр был арестован – для него началась пора мучительных допросов и нравственных истязаний. Не поддаваясь давлению гонителей Церкви, митр. Петр остался верен делу сохранения церковного единства. Ни продление срока ссылки, ни переводы во все более отдаленные места (Тобольск, Пермь, Заполярье, Екатеринбург), ни ужесточение условий заключения не могли сломить воли митрополита. В конце 1936 г. власти сообщили в Патриархию о смерти святителя. По нему была отслужена панихида. Между тем свт. Петр был еще жив. В декабре 1936 г., согласно завещанию митрополита Петра, составленному в 1925 г., митр. Сергию (Страгородскому) был усвоен титул Патриаршего Местоблюстителя. 27 сентября (10 окт.) 1937 г. по приговору тройки НКВД по Челябинской области священномученик Петр был расстрелян и тем самым увенчал свой исповеднический подвиг пролитием мученической крови за Христа. Место погребения его неизвестно.
Священномученик Петр был причислен к лику святых в 1996 г.
Память его празднуется также в ближайшую Неделю к 25 янв. вместе с Собором новомучеников и исповедников Российских.
Сщмч. Димитрий (Шишокин) пресвитер (1918): Новомуч.
Сщмчч. Герман (Косолапов), еп. Вольский, и
Михаил (Платонов) пресвитер (1919): Новомуч.
Сщмч. Феодор (Богоявленский) пресвитер (1937): Новомуч.
Апп. от 70-ти Марк, Аристарх и Зина (I).
Святой апостол Марк, называвшийся Иоанном, был спутником апп. Павла и Варнавы в первом их апостольском путешествии. Во втором апостольском путешествии ап. Павла, ап. Варнава, отделившись, предпринял вместе с Иоанном Марком отдельное апостольское путешествие. О нем упоминает св. ап. Лука в книге Деяний святых апостолов (Деян. XV, 37). Ап. Марк был поставлен апостолами епископом Вивлосским (Финикия) и ревностно подвизался в проповеди Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и сама его тень исцеляла больных.
Святой Аристарх, о котором упоминает ап. Павел в своих посланиях (Кол. IV, 10; Флм. I, 24), был епископом Апамеи Сирийской (память его также 15 апр.).
Святой Зина до своего апостольства был законником, а впоследствии – епископом в Диосполе. Он был учеником и сотрудником ап. Павла. Около 64 года по Р.Х., когда ап. Павел писал свое послание к Титу, он трудился на Крите вместе с Титом.
Мц. Епихария (284-305). Мученица Христова Епихария жила в Риме в царствование Диоклетиана. Епарх Кесарий приказал взять ее и привести к себе на суд. За твердое исповедание имени Христова ее повесили и строгали, после чего 40 воинов били ее оловянными молотками. Но, по ее молитвам, Ангел поразил их. После всех мучений ей отсекли голову мечом. Из камня, на котором стояла мученица, истекло много воды.
Свт. Флавиан, патриарх Антиохийский (381-404). Скончался мирно. Память его отмечается также 16 февраля.
Прп. Игнатий игумен (963-975). Преподобный Игнатий жил в царствование византийских императоров Никифора II Фоки (963-969) и Иоанна Цимисхия (969-975), в Каппадокии. С младенчества родители посвятили его Богу. Достигнув зрелого возраста, он принял иноческий сан и вскоре посвящен был в пресвитера, а потом и в игумена обители Спаса Глубокой реки (основана в начале IX в., находилась в Малой Азии, на берегу Мраморного моря, близ Царьграда). Он много сделал для своей обители: расширил ее, украсил и обогатил, построил в ней две церкви во имя св. пророка Илии, и еще в одном городе создал церковь во имя святых апостолов. Кроме того, он построил вокруг обители своей крепкую и благолепную ограду. Отправившись однажды в Константинополь, где он принес в дар одной обители святой крест и святое Евангелие, преподобный на обратном пути оттуда занемог желудочной болезнью и скончался в Аммории (во Фригии, Малая Азия). Его погребли при одном из храмов сего города. Когда миновала зима, отцы его обители захотели перенести тело его. Открыв раку, они обрели его тело целым и нетленным, источающим чудное благоухание. Они благоговейно перенесли его и положили в паперти церковной, славя Бога, дивного во святых Своих.
Прпп. Сергий (1392) и Никон (1426) Радонежские. Жития этих святых подвижников приведены в дни их памяти: прп. Сергия – 25 сент.; прп. Никона – 17 нояб.
Мц. Акилина Солунская (1764).
Прп. Дорофея.
Мчч. Филимон еп. и Фортуниан.
Мц. Гаиана. Скончалась в огне.
Мчч. 15, на корабле сожженные.
Св. Виктор игумен.
Св. Феврония.