5/18 сентября
Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи (I). Прмч. Афанасия Брестского (1648). Сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжский, мч. Евфимия (1937).
Убиение блгв. кн. Глеба, во Святом Крещении Давида (1015). Мчч. Фифаила и сестры его Фивеи (Вивеи) (98-138). Мч. Сарвила. Мц. Раисы (Ираиды) (ок. 308). Мчч. Иувентина и Максима воинов (361-363). Мчч. Урвана, Феодора и Медимна и с ними 77-ми мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370). Мч. Авдия (Авида) в Персии (V).
Прор. Захария и прав. Елисавета, родители Иоанна Предтечи (I).
Святой пророк Захария, священник из потомства Ифамара, сына Аарона (память его 20 июля), имел жену
Елисавету, которая также была из рода Аарона и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще (Лк. I, 6). Поэтому и святая их ветвь – Иоанн Предтеча, мог произойти от святого корня.
Св. Захария, отец его, священствовал в Иерусалиме в царствование Ирода (сына Антипатра, царя Иудеев; управлял Иудеей, которая тогда была подчинена Римскому государству). Св. Захария был из дневной чреды Авиевой, то есть из рода Авии, очередь которого приходилась в восьмую седмицу.
Эти очереди возникли так. Царь Давид, видя, что род Аарона стал так многочислен, что не было никакой возможности всем вместе совершать богослужения в храме, разделил потомков Аарона на двадцать четыре чреды или лика, чтобы они, один за другим, справляя каждый свою седмицу, совершали службы в храме. Во всякой отдельной чреде царь избрал одного честнейшего мужа и сделал его начальником лика, так что каждая чреда имела своего главного священника, в чреде же было более пяти тысяч священников. Главные священники, во избежание споров, бросили жребий, и каждому достался определенный номер седмицы для служения. Такой раз установленной очереди они держались до наступления новой благодати. Так что потомки каждого священника соблюдали свою очередь по жребию, который выпал их предку.
Однажды Захария, согласно своей очереди, служил пред Богом. Ему нужно было войти в храм Господень для каждения; было же в то время на молитве множество народа. Войдя в святилище, Захария заметил ангела Господня, стоящего по правую сторону кадильного алтаря. При виде ангела Захарию объял страх, но посланник Божий успокоил его. И утешил он праведного священника, возвестив, что молитва его благоприятна Богу. Внимая ей, Господь дарует ему милость: Он благословил жену его Елисавету, разрешая узы ее бесплодия, несмотря на ее престарелый возраст, и она родит сына Иоанна, тезоименитого благодати (Иоанн, с греч. – благодать Божия), который своим рождением принесет радость не только родителям, но и многим людям. Возвестил ангел Захарии также и о том, что сын его будет велик перед Господом не телом, но духом; он будет также великим постником. Ангел предсказал, что еще во чреве матери Иоанн исполнится Духа Святого; многих из сыновей Израильских обратит он к истинному Господу Богу, что он будет Христовым Предтечей в духе и силе пророка Илии; приготовит народ к принятию Господа Спасителя.
Услышав все это, Захария был удивлен и поражен, так что не решался верить сказанному; странным казалось ему это потому, что Елисавета была бесплодна, и оба они были уже преклонного возраста. Об этом он и сказал ангелу.
Тогда ангел ответил ему: «Я – Гавриил, предстоящий пред Богом; я послан сказать и благовестить тебе сие. И за то, что не поверил ты моим словам, ты будешь нем, и не скажешь ни одного слова до тех пор, пока все сие исполнится».
Так как Захария в беседе с ангелом замедлил в алтаре, то народ, бывший в церкви, дивились этому. Выйдя к народу, Захария вынужден был знаками показывать, что он стал нем; тогда все поняли, что в алтаре ему было видение (Лк. I, 5-22).
Окончив свою очередь, Захария возвратился в дом свой, находившийся в горной стране, в Хевроне, городе Иудове. Когда исполнилось возвещенное ангелом, и, бывшая дотоле бесплодной, Елисавета родила Иоанна, – имя это Захария написал на поданной дощечке, – отверзлись уста Захарии, язык его разрешился, и он стал говорить, благословляя Бога (Лк. I, 24, 57-64). Исполнившись Духа Святого, он начал пророчествовать (Лк. I, 67-79).
Когда царь Ирод повелел истребить всех младенцев иудейских в возрасте до 2-х лет (Мф. II, 16), чтобы погубить родившегося от Девы Марии Иисуса Христа, святая Елисавета, взяв сына своего Иоанна, которому было в то время полтора года от рождения, бежала с ним в горы. А св. Захария находился в Иерусалиме, отправляя обычную службу по порядку чреды своей. Скрываясь в горах, Елисавета со слезами молилась Богу, чтобы Он защитил ее и сына ее. Увидев с горы воинов, которые тщательно разыскивали беглецов и уже были недалеко, она в ужасе возопила к ближайшей горе: «Гора Божия, прими мать с сыном!». Гора тотчас расступилась, заключила их в себе, и таким образом они укрылись от настигавших их убийц.
Тогда царь послал к Захарии в храм приказание, чтобы он отдал ему сына своего Иоанна. Но Захария ответил, что не знает, где находится его сын. Разгневанный царь Ирод послал вторично к нему своих слуг, повелев убить Захарию, если он не отдаст им сына своего Иоанна. Так св. Захария был убит между церковью и алтарем. Пролившаяся же кровь его сгустилась на мраморе и отвердела как камень в свидетельство и вечное осуждение Ироду.
Елисавета же, хранимая Богом, со своим сыном пребывала в расступившейся горе. Божиим повелением устроилась им там пещера, открылся источник воды, а над пещерою выросла финиковая пальма, на которой явились плоды в изобилии.
Спустя сорок дней после убиения Захарии, св. Елисавета, мать Предтечи, преставилась в той пещере, а святой Иоанн был питаем ангелом до совершенного возраста и храним в пустынях до дня своего явления к Израильтянам.
Прмч. Афанасий, игумен Брестский (1648). Священномученик Афанасий был замучен врагами Православия – католиками и униатами. Мещанин Афанасий Филиппович в молодости служил при дворе польского сановника Сапеги, но вскоре решил порвать с миром и принял монашество в православном монастыре города Вильно. Здесь же св. Афанасий был рукоположен во священника. Он был назначен настоятелем Дубойского монастыря под городом Пинском, но спустя три года захватившие обитель иезуиты изгнали его. Для поддержки православных монастырей святой предпринимает путешествие в Москву, где получает щедрую милостыню от русского царя Михаила Федоровича. По возвращении св. Афанасий был назначен настоятелем Брестского Симеонова монастыря. Стремясь облегчить положение православных, преподобный приезжает в Варшаву, чтобы обратиться к высшим польским властям – сейму и королю. После выступления в сейме св. Афанасий был заключен в тюрьму. Ненавистники Православия, дождавшись освобождения святого, схватили его и после жестокой пытки расстреляли в лесу.
Память его празднуется также 20 июля в день обретения мощей (в 1649 году) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых.
Сщмч. Алексий (Бельковский), архиеп. Великоустюжский (1937): Новомуч. Священномученик Алексий (в миру Петр Филиппович Бельковский) родился в 1842 году в селе Рождествино Каширского уезда Тульской губ. в семье священника Филиппа Евфимовича Бельковского. Семья священника Филиппа была бедная. При многотрудном и многосложном образе сельской жизни он сумел совместить исполнение обязанностей и христианина, и семьянина, и пастыря, и сельского хозяина.
В 1864 г. Петр Филиппович окончил Тульскую Духовную семинарию. В 1867 г. он был рукоположен в сан священника и служил в Михайловской церкви при Михайловском детском приюте в Туле, а с 1886 года – в тульской Александро-Невской церкви. В 1874 г. отец Петр назначается законоучителем в школу мещанского общества. При архиерейском служении в кафедральном соборе именно ему чаще других поручалось говорить проповеди. Он устраивал и сам активно участвовал во внебогослужебных религиозных беседах и чтениях. В 1890 г. священник Петр был награжден наперсным крестом.
В 1891 г. Тульскую губернию вследствие неурожая поразил голод. Священник Петр при поддержке приходского совета организовал помощь голодающим детям. В устроенной при храме богадельне стал ежедневно готовиться горячий завтрак для учеников – детей беднейших родителей.
В 1892 г. за самоотверженную школьную деятельность отец Петр был награжден наперсным крестом с украшениями.
Храм, в котором служил священник Петр, был выстроен в 1881 г. на средства, пожертвованные тульским купцом Евфимием Кучиным, и благоукрашен усилиями отца Петра. Храм был выстроен на окраине города, где проживало беднейшее население. Но именно здесь образовался крепкий приход. Со временем все более расширялся круг деятельности отца Петра, и в 1896 г. при Александро-Невской церкви была открыта бесплатная народная библиотека-читальня в помещении церковноприходской школы.
3 февраля 1897 г. отец Петр за особо усердное исполнение обязанностей по обучению в народных школах был награжден орденом святой Анны III степени. 9 апреля того же года он был возведен в сан протоиерея. В том же году он овдовел и был пострижен в монашество с именем Алексий.
14 марта 1898 г. иеромонах Алексий был назначен настоятелем Старорусского Спасо-Преображенского монастыря с возведением с сан архимандрита.
5 сентября 1904 г. архимандрит Алексий был хиротонисан во епископа Великоустюжского, викария Вологодской епархии. 28 сентября он прибыл в Великий Устюг. Этот город всегда славился обилием храмов.
Насущной потребностью стало в то время образование народа, и в этой связи почти во всех епархиях стали устраиваться педагогические курсы для учащихся в церковноприходских школах. Летом 1908 г. такие курсы были устроены и в Великом Устюге. Став архиереем, владыка проявлял особое попечение о народном образовании. При епископе Алексии было выстроено женское епархиальное училище, в деятельности которого владыка принимал постоянное участие. Во время служения епископа Алексия в Великом Устюге было построено и освящено несколько храмов, один из последних в 1916 году – храм во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, выстроенный при Великоустюжском тюремном замке, в котором было суждено умереть владыке через двадцать один год.
12 октября 1916 г. по постановлению Святейшего синода викарий Великоустюжский стал именоваться епископом Великоустюжским и Усть-Выемским. В начале двадцатых годов епископ Алексий был возведен в сан архиепископа. 30 июля 1923 г. архиепископ Алексий вступил в управление Великоустюжской епархией, которая к этому времени стала самостоятельной.
В 1924 г. в возрасте восьмидесяти двух лет архиепископ Алексий был уволен на покой. Живя в Великом Устюге при храме преподобного Симеона Столпника, он каждый день совершал литургию. После закрытия этого храма архиепископ стал служить в храмах преподобного Сергия Радонежского и великомученика Димитрия Солунского в Дымковской слободе. Поселившись в церковной сторожке, владыка служил ежедневно, начиная богослужение в четыре часа утра при немногих молящихся. Так продолжалось до начала 1937 г., когда ему по старости стало трудно передвигаться, и он мог ходить, только пользуясь помощью живших при нем монахинь.
Архиепископ Алексий (Бельковский) был арестован осенью 1937 г., когда ему было девяносто пять лет. Он не мог выйти из дома по приказу сотрудников НКВД, и они вынесли его сами на простыне. После короткого пребывания в тюрьме архиепископ Алексий в ноябре 1937 г. скончался и был погребен на городском кладбище.
Мч. Евфимий (Кочев) (1937): Новомуч.
Мчч. Фифаил и сестра его Фивея (Вивея) (98-138). В царствование императора Траяна эти святые мученики с дерзновением пред всеми исповедовали Христа истинного Бога, Творца и Промыслителя всего, а идолов называли глухими истуканами. Многих обратили они к истинной вере. Язычники взяли их и много мучили. Наконец, Фифаил был повешен на дереве и распилен пилою, а сестру его Фивею умертвили ударом копья в шею. Они оба предали свои святые души в руки Божии, с хвалебной молитвой на устах.
Мц. Раиса (Ираида) (ок. 308). После мучений за Христа была обезглавлена. Память ее празднуется также 23 сентября (см. о ней там же).
Мчч. Иувентин и Максим воины (361-363). Святые мученики Иувентин и Максим воины пострадали при Римском императоре Юлиане Отступнике (361-363), при котором они состояли в качестве щитоносцев. Однажды Юлиан, придя в Антиохию, окропил идоложертвенною водою все продаваемые на рынке снеди и пития, желая таким образом сделать христиан участниками нечестивых своих жертв. В то время эти два раба Христовы, присутствуя на одном пиршестве с другими воинами, со скорбью беседовали с ними о беззаконии царя.
Один из пировавших передал на утро эти слова царю. Тогда царь призвал святых воинов и спросил, что они говорили вчера на пиру?
Они отвечали истину и, повторяя те же самые слова, обличали царя и укоряли в беззаконном отступничестве.
Царь пришел в ярость, сначала велел беспощадно бить их и бросить в темницу; потом в полночь послал в темницу палача, который и умертвил их в темничном мраке.
Память их празднуется также 9 октября.
Мчч. Урван, Феодор и Медимн и с ними 77 мужей от церковного чина, в Никомидии пострадавших (370). В царствование нечестивого Валента (364-368) ариане имели великую силу и распространяли свою власть, так как царь помогал им. Подняв гонение на православных христиан, они изгнали епископа Евагрия и сильно притесняли верующих: одних они били, других ввергали в темницы, у третьих разграбляли имения, словом всячески угнетали их. Сильно скорбя об этом, верующие, тайно собравшись, решили послать к царю, который находился тогда в Никомидии, просьбу, чтобы он, если нельзя совсем избавить их от ариан, по крайней мере, велел бы ослабить притеснения их, чтобы люди не погибли до конца. Для этого они избрали восемьдесят достойных мужей духовного чина, крепких в вере, сильных в слове, отличающихся своим разумом. Во главе их были Урван, Феодор и Медимн. Отравившись в путь, они достигли Никомидии и, став перед царем, усердно просили его, чтобы он помиловал их и защитил от рук арианских. Сильно разъярился на них царь, однако не показал вида, но тайно отослал их к епарху Модесту, приказав ему, чтобы он схватил и предал их смерти. Епарх, схватив их, боялся, однако, явно пред всеми казнить их и, чтобы не было в народе толков, приказал посадить их всех на корабль и распустить слух, что схваченных отправляют в заточение. А, между тем, он научил корабельщиков, чтобы они, когда будут посреди моря, сошли в лодку и подожгли бы корабль с восьмьюдесятью мужами, что те и исполнили. Приплыв в Астакийскую пучину, они зажгли корабль со святыми мучениками, спустившись сами заранее в лодку, которая была для того приготовлена, и вернулись к епарху, сообщив ему о кончине тех мужей. Как свеча загорелся корабль и быстро плыл по морю, так как его гнал ветер. Охваченное пламенем судно достигло места, известного под именем Дакидис. Пристав здесь, корабль сгорел до конца, испуская от сгорающих тел святых мучеников дым, подобный кадильному дыму, поднимающемуся к Богу.
Мч. Авдий (Авид) в Персии (408-420). Этот святой мученик жил и пострадал в Персии в царствование персидского царя Издигерда (408-420). За то, что он своим учением многих приводил к вере во Христа, начальник волхвов велел взять его и принудить поклониться солнцу и огню и отречься от Христа. За свое твердое исповедание истинного Бога он претерпел биение по чреслам терновыми палками, покрытыми острыми колючками. Четыре воина так долго его били, что унесли в свой дом, где он вскоре предал Богу свою святую и блаженную душу, славя Его, и радуясь, что сподобился пострадать за имя Господа нашего Иисуса Христа.
Убиение блгв. кн. Глеба, во Святом Крещении Давида (1015). Глеб – младший сын св. равноап. князя Владимира Великого, от христианского супружества его с греческой царевной Анной. Был князем древнего Мурома, центра северной ростово-суздальской области. Борис – родной брат св. Глеба от той же матери, князь Ростовский. Он был братоубийственно умерщвлен подкупленными Святополком убийцами, вскоре после смерти кн. Владимира в 1015 году
(подробно о гибели свв. мчч. Бориса и Глеба приведено в день их памяти 24 июля).
Святополк – сын кн. Владимира от вдовы брата его Ярополка. После вероломного убийства св. князя Бориса, Святополк послал сказать князю Глебу: «Иди скорей, отец зовет тебя, он очень болен!» Глеб, всегда послушный отцу, вскочил на коня и с небольшой дружиной помчался на зов. Недалеко от Волги конь его оступился и повредил себе ногу. Около Смоленска, когда он пересаживался на реке Смядынь в лодку, встретили его посланцы брата его – князя Ярослава новгородского, предупрежденного сестрой их княжной Предиславой. «Не ходи, – писала она ему, – отец твой умер, а брат убит Святополком». – «Увы, мне, – воскликнул князь Глеб со слезами, – лучше мне было бы умереть с братом, чем жить на этом свете! Зачем я остался один?»
Показались убийцы, посланные Святополком! Их было много. Долго гнались они за князем Глебом на лодках. Когда они приблизились, св. Глеб упросил своих спутников не браться за оружие и не противиться, говоря, что при покорности они просто отведут его к брату, а при сопротивлении всех порубят. По просьбе святого спутники его высадились на берег, с жалостью обращая свои взоры на блаженного, который остался посреди реки с отроками. Враги захватили его лодку. Свирепый Горясер закричал повару святого: «Бери нож и зарежь господина твоего, иначе погибнешь сам». Повар вынул нож, взял Глеба за голову и перерезал горло Блаженному, подобно незлобивому агнцу. Было это 5 сентября 1015 г.
Тело закланного князя был брошено в пустынном месте между двумя бревнами. Над ним местные жители стали видеть дивное сияние и слышать ангельское пение. А сам св. князь стал являться старейшинам Смоленска, сияя, как молния.
Мч. Сарвил. Побит камнями.