В 1972 г. часовня на месте явления иконы и пещера, из которой истекал соленый источник, были взорваны, после чего вода стала исходить множеством ключей на всем протяжении горы, укрывающей подземное соленое озеро. На этом месте был построен санаторий, где от святого источника происходили чудесные исцеления.
Не одно десятилетие верующие пытаются найти и вернуть утраченную святыню. В республике Башкортостан создан «Фонд Табынской иконы Божией Матери», в который вошли энтузиасты, занимающиеся поиском и прославлением иконы. Недавно Уфимской епархии переданы земельный участок в Гафурийском районе, на котором будет построен Богородице-Табынский женский монастырь, и Вознесенский храм в селе Табынск, который предстоит восстановить.
День Преполовения Пятидесятницы
Дубенская. Эта чудотворная икона Пресвятой Богородицы принадлежала с давних времен к семейным святыням знаменитого дома князей Острожских. Князь Константин Острожский, мужественный защитник православия в западно-русских землях, в XVI в. пожертвовал благоговейно чтимую им родовую икону в Спасо-Преображенский монастырь, построенный его предками в г. Дубно (сейчас Ровенская обл.), одном из самых древних городов Волыни. С тех пор много тягот вынесла волынская земля. Спасо-Преображенский монастырь был захвачен униатами, впоследствии уничтожен, а соборный храм превращен в приходскую церковь; но чудотворная икона сохранялась невредимой в продолжение трех веков. Драгоценная жемчужная риза, украшавшая св. икону, служила доказательством благоговейного почитания ее православными жителями на Волыни.
Дубенская (Красногорская). Наименование Дубенской имеет еще одна икона, находящаяся в Свято-Покровском Красногорском женском монастыре (в Черкасской обл.). По преданию, начало пустынножительства в Красногорье было положено монахом, выходцем из Константинополя, на рубеже XVI-XVII веков. Во сне явилась ему Царица Небесная и повелела отправиться в Русскую землю, указав место будущего подвига – гору вблизи города Золотоноши. Найдя ее, монах выкопал пещеру и стал молиться. Гору, на которой расположилась монашеская обитель, назвали Красной за ее красоту, а еще потому, что весной ее покрывал ярко-розовыми цветами кустарник, известный под названием дикой персики. Отсюда произошло название возникшей на этом месте обители – «Красногорская».
Первую икону Красногорской обители – образ Божией Матери – основатель монастыря вырезал на коре дерева, поэтому и названа она была «Корецкой». Впоследствии этот образ был снят с дерева, расписан красками, вделан в киот и украшен серебряной ризой. После разорения монастыря в 1922 году он исчез.
Вскоре на дубе явилась и другая икона Божией Матери, названная «Дубенской». В 1786 г. существовавший с XVII в. мужской монастырь был упразднен, а в 1790 г. на месте него основана женская обитель, первыми насельницами которой стали инокини киевского Иоанно-Богословского монастыря. После революции обитель закрыли, большую часть святынь передали Черкасскому музею. Возродилась здесь монашеская жизнь в начале Великой Отечественной войны, осенью 1941 г. По-прежнему главная святыня Красногорской обители – явленная Дубенская икона Божией Матери.
Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых
«Умягчение злых сердец». Святой старец Симеон Богоприимец, по внушению Духа Божия провидя во Младенце Христе, принесенном в Иерусалимский храм в 40-й день после рождения, ожидаемого всем израильским народом Мессию, сказал Богоматери: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. II, 34, 35). Это пророчество св. Симеона изображено видимыми символическими знаками на некоторых иконах Божией Матери. Обычно в качестве символа берется следующий образ: на иконе изображается Богоматерь с семью воткнутыми в сердце мечами – по три справа и слева и один снизу. Число семь в Св. Писании означает полноту чего-либо, в данном случае полноту горя, «печали и болезни сердечной», которые были перенесены Пресвятой Девой Марией в Ее жизни на земле. Указанный образ иногда еще дополняется изображением на коленях Богоматери умершего Младенца Христа. Такие иконы называются «Симеоново проречение», а также иногда «Умягчение злых сердец». Происхождение их, место и время явления неизвестно. Подобное же изображение имеет еще «Семистрельная» икона Божией Матери (празднование ей 13 авг.). Разница в том, что мечи, пронзившие сердце Богоматери, расположены в ней несколько иначе: три с одной и четыре с другой стороны. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви принято считать перечисленные иконы разновидностями одного иконографического типа и, соответственно, объединять дни празднования – 13 (26) августа и в Неделю Всех святых.
«Нерушимая Стена». Эта икона выложена из мозаичных камней над горним местом в алтаре Софийского собора в Киеве. Вот уже более восьми с половиной веков она невредима, почему и называется «Нерушимая Стена». Богородица изображена на золотом мозаичном фоне во весь рост, без Богомладенца, стоящею на четырехугольном золотом камне с воздетыми вверх руками. Такое изображение в иконографии называется Оранта, то есть «Молящаяся». Богородица молится за весь род человеческий, и воздетые руки Оранты стали символом этой вечной, непрекращающейся, несущей миру надежду и защиту молитвы. На поясе Ее висит свернутый белый плат, омоченный слезами за человечество перед Христом.