Триодь Цветная
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА
Пасха – великий праздник Воскресения Христова из мертвых, празднуемый Церковью с апостольских времен. Слово «пасха» означает по-еврейски «переход» – так назывался иудейский праздник освобождения израильского народа от египетского рабства, чудесного избавления кровью закланного агнца (ягненка), который назывался пасхальным (Исх., гл. 12). Этот ветхозаветный праздник являлся прообразом свершившейся Пасхи Новозаветной – избавления человечества от рабства диавола, греха и смерти невинной кровью Богочеловека Иисуса Христа – Агнца, закланного за грехи всего мира. Пасхальное богослужение начинается вечером чтением Деяний святых апостолов. Обычно не позднее половины двенадцатого начинается полунощница, на которой уносится из храма в алтарь Плащаница, а затем, в полночь, начинается пасхальная утреня, на которой совершается крестный ход вокруг храма с зажженными свечами, всеобщим праздничным пением и колокольным звоном. По окончании утрени поются Пасхальные часы, а за ними служится праздничная литургия. День празднования Пасхи вычисляется на каждый год по особым правилам, но всегда попадает в интервал от 22 марта / 4 апреля до 25 апреля / 8 мая. От Пасхи до Вознесения в молитвословиях вместо молитвы «Царю Небесный» читается «Христос воскресе…» (трижды).
Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
АНТИПАСХА – (от греч. άντι – вместо –, напротив- и Пасха), Фомина неделя, Фомино воскресенье – христианский праздник, празднуемый в следующее воскресенье после Пасхи. Богослужение всех существующих обрядов связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам – собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, Фома отсутствовал) и «после восьми дней» одиннадцати апостолам, в числе которых был и Фома, который прежде сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). Общее для всех богослужебных обрядов евангельское чтение этого дня – Ин.20:19-31. Своим явлением апостолу Фоме воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную, пречистую, с которой был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы. Это явление Христа апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 26-29).
Память апостола Фомы празднуется 6 октября.
Во вторник Фоминой седмицы – пасхальное поминовение усопших, Радоница.
Радоница. Поминовение усопших
Особый день поминовения усопших и посещения кладбищ, первый после праздника Пасхи. Совершается на 9-й день от Пасхи.
Это общеславянская традиция, воспринятая и поддержанная русской Церковью (у древних славян этот праздник поминовения умерших назывался Радовница, Раошница, Радуница, Могилки, Гробки, Тризны). В православных Церквях Ближнего Востока и Греции она отсутствует. Этимологически слово «радоница» восходит к корню «рад-» (радование, радость). Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Также можно сказать, что смысл Радоницы в том, чтобы поделиться с мертвыми радостью Воскресения Христова.
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
В этот день Святая Церковь воспоминает святых жен-мироносиц и праведных Иосифа и Никодима – тайных учеников Христовых. Своим богослужением Церковь вновь поставляет нас на Голгофе у Креста Христова, с которого снимают Пречистое Его Тело Иосиф и Никодим, и в вертограде у гроба, где они полагают Тело Иисуса Христа, и где затем мироносицы, пришедшие помазать Тело благовонными маслами, первыми удостаиваются видеть Воскресшего Господа.
Св. Мария Магдалина, мироносица (I). Сведения об ней приведены в день ее памяти 22 июля.
Св. Мария Иаковлева, Иосиева, мироносица (I). Об этой жене упоминают три евангелиста – Матфей при перечислении имен жен, стоявших при кресте, называет ее Марией, матерью Иакова и Иосии. Ев. Марк упоминает о ней дважды: первый раз – при перечислении жен, смотревших издали на страдания и смерть Иисуса Христа, он называет ее Марией, матерью Иакова меньшего и Иосии; в другой раз, перечисляя мироносиц, купивших ароматы. Наконец, ев. Лука, повествуя о возвратившихся от гроба воскресшего Спасителя к ученикам для благовестия о Воскресшем женах, упоминает и о Марии, матери Иакова (Мф. XXVII, 56; Мк. XV, 1, 16, 40; Лк. XXIV, 10).
Св. Мария Клеопова, мироносица (I). Мария Клеопова была дочь Иосифа, Обручника Пресвятой Девы Марии, и была выдана замуж за меньшего брата Иосифа – Клеопу. Она была еще девицей, когда Пресвятая Дева, обрученная Иосифу, вошла к нему в дом и жила вместе с этой дочерью Иосифа в нежной любви, как родные сестры. На основании этой нежной любви св. евангелист Иоанн называет Марию Клеопову сестрой Матери Иисуса (Ин. XIX, 25). Она удостоилась присутствовать при кресте Спасителя и слышать Божественное усыновление Господом любимого ученика своего Пресвятой Богородице. О дальнейшей жизни и кончине Марии Клеоповой мы не имеем ничего в церковных преданиях.
Св. Марфа и Мария Вифанские, сестры Лазаря Четверодневного (I). Господь наш Иисус Христос во время своей земной жизни более спокойно и счастливо, по человечеству, нигде не проводил время, как только в Вифании, в семействе, состоящем из трех лиц: Марфы, Марии и брата их Лазаря (память его 17 окт.) (Ин. XI, 5). Из сказаний святых евангелистов вот что нам известно об этом благочестивом семействе. Так, евангелист Лука повествует, что однажды Господь был в Вифании и здесь одна женщина, именем Марфа, пригласила Его в дом свой. Сестра же Марфы – Мария, села у ног Иисусовых и слушала поучения Его. Между тем Марфа хлопотала, как бы лучше угостить Господа, и, подойдя к Нему, сказала: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Иисус же сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее» (Лк. X, 38-40). Кроме того, три евангелиста вспоминают в своих Евангелиях об одной сестре – Марии, почти совершенно тождественно передавая рассказ о помазании Иисуса Христа, драгоценным миром, на вечери в доме Симона прокаженного, которое совершила Мария (Мф. XXVI, 10-13; Мк. XIV, 3-9 и Ин. XII, 1-8). Вера этих сестер в Иисуса Христа была настолько пламенна и искренна, что, когда захворал их брат Лазарь, то они почли первым долгом известить Иисуса Христа о его болезни, уповая только на Него одного, что Он может дать облегчение брату их. Господь, незадолго до Своих страданий, воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе (Ин. XI, 17 – 44).
Где, когда и как окончили жизнь свою святые сестры Лазаря – Марфа и Мария, из церковных преданий неизвестно.
Св. Саломия мироносица, мать апп. Иакова и Иоанна (I). В синаксаре третьей недели по Пасхе второй из мироносиц упоминается Саломия, дочь Иосифа, Обручника св. Девы Марии, рожденная от первого брака. Она была замужем за Зеведеем рыбарем и от этого брака имела двух сыновей, ап. Иоанна Богослова и Иакова. Вместе с другими женами Саломия служила Иисусу, когда Он находился в Галилее, и вместе же с ними пришла она в Иерусалим, когда Христос пошел туда на вольную страсть. Евангелист Матфей, описывая крестные страдания Господа Иисуса, говорит, что там были и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними была и мать сынов Зеведеевых (Мф. XXVII, 55-56). В числе других жен-мироносиц она также пришла ко гробу воскресшего Господа и узнала от ангелов о Его Воскресении и повеление идти сказать ученикам, что Он воскрес из мертвых, и «предваряет вас в Галилее: там Его узрите» (Мк. XVI, 7).
Св. Сусанна мироносица (I). О Сусанне упоминает только один евангелист Лука и только однажды: когда рассказывает о прохождении Господа Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, то из сопутствующих ему жен именует и Сусанну (Лк. VIII, 3), как служившую Христу от имений своих.
Св. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Христа (I). Иосиф Аримафейский был человек очень богатый, высокого ума и безупречной жизни, один из важных членов синедриона. Боясь изгнания, или вследствие слабости веры, он не решался объявить о своей вере во Христа, однако же, отклонился от участия в преступном голосовании синедриона, осудившем Христа на казнь, хотя в то же время и не противодействовал ему. При виде бездыханного Богочеловека скорбь и негодование объяли его душу и сделали его более мужественным; хотя теперь и поздно было объявлять о своей преданности Иисусу как живому Пророку, но он, по крайней мере, хотел оказать знак этой преданности Ему, после того как Он пал мученической жертвой злодейского заговора.
Не скрываясь и не остерегаясь более, он, как только увидел, что на кресте находилось уже безжизненное тело, тотчас же пошел к Пилату, в самый вечер распятия, просить его, чтобы тело Христа было передано ему. Пилат не отказал в просьбе Иосифу, и он, не теряя ни минуты, купил длинный кусок тонкого полотна и снял тело с креста. Купленное Иосифом полотно было роскошно умащено ста литрами смирны и алоэ, и истерзанное тело Богочеловека было перенесено в гробницу. Гробница эта находилась в саду, принадлежавшем Иосифу Аримафейскому, недалеко от места распятия, если даже не в самой этой местности. В этом саду по приказанию Иосифа был высечен из целой скалы гроб, который он назначил для своего погребения, чтобы быть поближе к святому городу. В этом гробу еще никто не был погребен, и, несмотря на то, что иудеи с благоговением относились к своим высеченным в скале гробницам и с самою тщательною разборчивостью прикасались к трупам, Иосиф без колебаний положил тело Иисуса Христа в последнее жилище, которое он предназначал для себя (Мф. XXVII, 57-60; Мр. XV, 43-46; Лк. XXIII, 50-53; Ин. XIX, 38-42).
Изгнанный завистливыми иудеями из пределов иудейских, Иосиф Аримафейский проповедовал Христа в Англии, где и преставился.
Блгв. Тамара, царица Грузинская (1213). Память ее празднуется 1 мая (см. житие).
Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном
Служба четвертого воскресенья говорит нам о тесной связи между грехом и недугом (Ин. 5, 1-16), о том, что истинное исцеление дает человеку Господь.
Перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского (1230). Память его празднуется 1 апреля (см. житие).
Прав. Тавифа (I). Память ее празднуется 25 октября (см. житие).
Суббота 4-я по Пасхе
Собор новомучеников в Бутове пострадавших.
Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне
В этот день Церковь воспоминает беседу Иисуса Христа с самарянкою (Ин.4, 5-42). В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы, ищущей спасения и готовой услышать призывный глас Спасителя.
Перед иудеями Господь совершил множество чудес. И они, хорошо знавшие Писание, требовали знамений, что Он истинный Бог. А самарянка, которая не знала св. Писания, сразу в Него уверовала. Почему? Когда Господь указал ей на ее греховность, она сразу признала себя грешницей. Это начало покаяния… И это открыло ей глаза, ибо покаяние открывает двери познания Бога. Знание Бога может быть только внутреннее, сердечное. Никакое внешнее знание христианских истин не приближает к Богу, приближает только покаяние. [Митрополит Антоний Сурожский]
Неделя 6-я по Пасхе, о слепом
До встречи со Христом (Ин.9, 1-38) слепорожденный никогда ничего не видел. Всё было темно, обо всем он должен был догадываться ощупью, воображением; реального, ясного видения у него не было. И вот он встретил Христа, и Спаситель ему открыл очи. Нам так легко видеть, но мы видим мало и не глубоко. Будем искать того зрения, которое может открыться, только когда наше сердце станет светлым и чистым. Блаженные чистые сердцем – они Бога узрят. А в сиянии Божия присутствия мы могли бы увидеть друг друга, каждого из нас, осиянного Божией любовью, блистающего славой вечного жизни. Или, может быть, – раненного, омраченного, ждущего от нас не подачки, не милости, а отдачи всей нашей жизни по любви к нему, чтобы он прозрел, чтобы для него открылось уже на земле Царство Божие. [Митрополит Антоний Сурожский]
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Прошло 40 дней от Воскресения Христова, в течение которых ученики Христовы переживали радость бесед со Христом Воскресшим. В последний день Своего пребывания на земле Господь, явившись апостолам и заповедав им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного им «другого Утешителя… Духа истины…» (Ин.14; 16, 17), вывел их из Иерусалима на гору Елеонскую, по пути беседуя с ними об устроении Своей Церкви на земле. На вершине горы Елеон Христос, разъясняя апостолам, в чем должно состоять их назначение, сказал им: «Вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1, 8). «И, подняв руки Свои, благословил их» (Лк.24, 50). И видят апостолы, что Господь начинает подниматься от земли, светлое облако скрывает Его от их взоров, небеса принимают в сокровенные недра свои. Чрез Вознесение Господа падшее человечество Христом возносится от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни на небе.
Мученики, в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавшие (XVII) (Груз.) (переходящее празднование в день Вознесения Господня).
Прп. Додо Давидо-Гареджийский (596) (Груз.) (переходящее празднование в среду по Вознесении).
Прп. Давид Гареджийский (VI-VII) (Груз.) (переходящее празднование в четверг по Вознесении). Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников (память их 7 мая): Авив, епископ Некресский (память его также 29 ноября), Антоний Марткопский (память его также 19 января), Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский (память его также 2 декабря), Иосиф, епископ Алавердский (память его также 15 сентября), Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвинский (память его 9 мая и в четверг сырной седмицы) – святые сирийские (каппадокийские) подвижники, основатели грузинского монашества, пришедшие в Грузию из Каппадокии в середине VI века. Тринадцать святых каппадокийских отцов вероятно были грузинами, получившими духовное образование в знаменитой Лавре святого Симеона Столпника (память 1 сентября) и в других монастырях Сирии и Месопотамии, с целью вернуться на родину и содействовать ее христианскому просвещению.
Неделя 7-я по Пасхе
Святых отцов I Вселенского Собора (325). Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф.16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.
С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов - представителей христианских Церквей из разных стран.
Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви - святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.
Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: "Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией".
Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово "Единосущный", которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы - Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта).
Троицкая родительская суббота
По уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что «Божественные отцы приняли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24).
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Праздник христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, сошедшего на Апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с человеком.
В праздник Святой Троицы, установленный в конце IV века, после того, как в 381 году на церковном соборе в Константинополе был официально принят догмат о Троице – триипостасном Боге, мы говорим еще об одном важном аспекте христиаской веры: непостижимой тайне триединства Бога. Бог един в трех лицах и тайна эта непостижима человеческим умом, но суть Триединства была явлена людям в этот день.
День Святого Духа
В следующий день за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятого и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы» в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий Великий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению.
Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых
Святая Церковь каждый день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, Святая Церковь установила день, в который прославляет всех, от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. [Святитель Феофан Затворник]
Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых, в земле Российской просиявших
Второе воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященно празднованию всех русских святых. Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI века, после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля. Этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т.1. С. 385), но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII вв. В конце XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, без года; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; Москва, 1911). После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (воскресенье) после памяти пророка Илии (20 июля). [Спасский И. Первая служба всем Русским Святым и ее автор // ЖМП. 1949. №8. С. 50-55]
Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших.
ОПИСАНИЕ ИКОН БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Пятница Светлой седмицы.
«Живоносный источник». Явление этого чудотворного образа Божией Матери произошло в 450 г. в кипарисовой роще близ Златых врат Константинополя. Проходивший в тех местах воевода Лев Маркелл, будущий император Византии, встретил сбившегося с дороги слепца, отвел его в тень отдохнуть, а сам отправился на поиски родника, чтобы напоить изможденного путника. Тут услышал он голос Пресвятой Богородицы: «Царь Лев! Войди в эту рощу, почерпни воды, которую там найдешь, и напои ею жаждущего. Тину же из источника положи на его глаза. Я помогу тебе воздвигнуть здесь храм во имя Мое, и все, кто будет сюда приходить и с верой призывать имя Мое, получат исполнение молитв и исцеление от недугов». Лев напоил и умыл болящего, и слепец немедленно прозрел и пошел в Константинополь без проводника, прославляя Богородицу. Когда по слову Богородицы Лев стал императором, он приказал очистить этот источник от тины и заключить в каменный круг; над ним построили храм во имя Пресвятой Богородицы. Источник был назван «Живоносным», т.к. здесь проявлялась исцеляющая благодать Владычицы. С тех пор на этом месте постоянно происходило множество чудес. После падения Константинополя храм был разрушен, а источник засыпан. Но христиане отрыли его и продолжали черпать живительную воду. Сохранились свидетельства о чудотворениях, относящиеся к 20-м годам XIX в. В 1835 г. с разрешения турецких властей над источником вновь был воздвигнут храм.
Немало чтимых икон Божией Матери «Живоносный источник» было и в России. В середине XIX столетия иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую обитель икону, изображавшую явление Богоматери на Живоносном источнике, которая вскоре прославилась чудесами. Преподобный Серафим Саровский посылал молиться перед ней одержимых страстями и душевными недугами, и они часто получали исцеление. В 1873 г. в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «Живоносный источник».
Неделя 7-я по Пасхе
Челнская икона Божией Матери.
Неделя 9-я по Пасхе
Табынская икона Божией Матери. Эта икона представляет собою один из наиболее ранних списков Казанской иконы, практически такой же древний, как и оригинал. Чудотворная икона была обретена во второй половине XVI в. в 12 верстах от Села Табынского Стерлитамакского уезда (нынешнего Гафурийского района Башкирии). Диакон местного мужского монастыря на соленом ключе увидел в ореоле света икону с изображением Божией Матери с Младенцем. Драгоценную находку с торжеством принесли в храм Вознесенской пустыни. В начале XVIII в., во время одного из башкирских бунтов, обитель, где стояла икона, была разрушена до основания, и святая икона на время исчезла, но вскоре явилась на том же камне, где некогда обретена была диаконом. На этот раз ее нашли башкиры, случайно проходившие мимо ключа. Из ненависти к христианской вере они стали глумиться над святыней: рубили ее, кололи, но она оставалась несокрушимой, хотя следы поругания запеч… Продолжение »